9. Коррекционная педагогика

Томилова Лариса Фёдоровна

                 image    Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.

Детям с РАС сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и точно. Подобные трудности обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка. Например: вкладываем кисточку или карандаш в руку ребёнка и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с мелкой моторикой рук, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с РАС нужно не просто показать, а научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма. Прежде, чем приступать к занятиям, необходимо провести диагностику развития мелкой моторики и координации движений рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

Цели диагностики:

- выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка и степень соответствия возрастным нормам;

- определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

Для диагностики предлагаем следующие задания:

I блок. Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза

3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой („пальчики здороваются“).

II блок. Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность.

Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.

1. Выложить узор из мозаики („дорожка“, „крест“, „домик“) и др.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).

3. Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

. Укладывать в коробок 5 спичек, правой и левой рукой по одной спичке.

Коррекционная работа.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Необходимо следовать следующим правилам:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность в проведении игр и упражнений — „от простого к сложному“;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;

- любое достижение ребенка должно быть оцененным.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.

1. Массаж и самомассаж.

2. Пальчиковые игры.

3. Игры с предметами и материалами.

4. Изобразительная деятельность.

Массаж и самомассаж.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.

- разминание ладони;

- поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка (поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру);

- прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“;

- „пиление“ ладони одной руки гребнями пальцев другой руки;

-точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию;

- массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком;

- массаж с бигуди -„липучками“ (расческой-щеткой). Катание бигуди между ладошками.

Пальчиковые игры.

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: удерем фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления — ручной и кистевой динамикой.

Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.

- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д. ;

- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой

- «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

- «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их

- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить

- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами

- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные — вверх

Игры с предметамии материалами.

- игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры;

- игры-нанизывания;

- игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры со сч тными палочками: выкладывание геометрических фигур разного размер, выкладывание вертикальных фигур (колодец);

перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы);

- игры с кубиками;

- игры с разноцветными прищепками (скрепками);

- игры с клавишами;

- игры с поролоном;

- игры с мозаикой (конструктором);

- игры с пуговицами (бусинами, косичками, семенами плодов);

- игры с пинцетом;

- игры на пересыпание (переливание);

- игры с шариками (обучение рассчитывать силу толчка и направление движения шарика, перекатывание от ладони к ладони по столу, подбрасывание и ловля шарика одной рукой);

- игры со шнурком. (Обучать шнуровать фигурной строчкой.);

- игры, обучающие застегиванию.

Изобразительная деятельность

Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальчиковыми красками и пальцами на песке, крупе, вышивание на картоне, аппликация из спичек (соломки, различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.

Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.

- «штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди). Материалы: вырезанные из картофеля заготовк и - «штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги. Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины;

- работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий;

- выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал, затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета;

- лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента;

- работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы;

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

 

 

 

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми с РАС»

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям — но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА

Играете дома или на улице

Оборудование: Песок в большом пластмассовом контейнере или песочница на улице. (Вариант: рис, фасоль или макаронные изделия – к примеру, рожки).

Предметы, которые ваш ребенок очень любит: машинки, пластмассовые фигурки любимых героев т.д. (Ключевой момент этой игры — ребенок должен быть очень заинтересован в том, чтобы искать эти предметы).

КАК ИГРАТЬ:

Спрячьте предметы в песок и отправьтесь на раскопки спрятанных «сокровищ».

Скажите (если надо – покажите на пальцах), сколько предметов спрятано в песке.

Покажите ребенку, что он должен погрузить руки глубоко в песок в поисках нужных предметов, а не отгребать песок в сторону.

Говорите о каждом предмете, который находит ребенок.

Пусть он положит каждый найденный предмет в контейнер, чтобы посчитать находки.

ЦЕЛЬ:

Тактильное развитие. Взаимодействие с различными материалами помогает вашему ребенку отслеживать тактильную информацию, что является основой для установления различий.

Тактильное воздействие. Поиск предметов в песке обеспечивает интенсивное тактильное воздействие на кожу – ребенок должен использовать свое осознание, чтобы отличить песок (или другое вещество) от предметов, которые он ищет.

Снижение тактильной гиперчувствительности. Поиски предметов в тактильно насыщенных материалах помогает снизить тактильную гиперчувствительность ребенка, подготавливая его к бытовым и учебным действиям, таким как застегивание пуговиц и письмо.

Первоначальные учебные навыки. Это занятие побуждает ребенка искать определенное количество предметов, которое вы можете постоянно варьировать, таким образом поощряя запоминание им счета.

Обратите внимание!

Это занятие – прорыв, в том смысле, что дети могут совершить серьезное преодоление своих тактильных проблем, погружая руки целиком в песок, рис и т.д.

ЗАЧЕМ ИГРАТЬ:

Использование желанных для ребенка предметов, таких как персонажи любимого мультфильма, шоу или книги, либо маленькие пластмассовые животные, к которым ваш ребенок сильно привязан, — ключ к тому, что он захочет взаимодействовать с тактильно насыщенными материалами, такими как песок, рис, фасоль и т.д. Работа с различными материалами повышает терпимость к тактильному воздействию, что приводит к тактильному отслеживанию, равно как и к снижению тактильной гиперчувствительности – в зависимости от нужд нервной системы вашего ребенка.

МЫЛЬНЫЕ НАХОДКИ

Играем дома

Оборудование: ванная комната с ванной, пена для ванны, маленькие резиновые игрушки для купания.

 

Как играть

Наполните ванну водой с пеной.

Спрячьте игрушки в пене и попросите ребенка найти их.

Как только ребенок находит игрушку, он должен сказать, что это, а также какой формы и цвета.

ЦЕЛЬ

 

Общение и речевое развитие. Используя ритуал мытья в ванне (большинство детей любят мыться в ванне с пеной), вы можете превратить его в сеанс речевой терапии. Вы можете развивать речь ребенка, прося его назвать игрушку, издать соответствующий звук ( «Как говорит уточка?» – «Кря-кря») и т.д.

Узнавание формы и цвета. Когда ребенок узнает форму и цвет игрушки и называет ее, он развивает описательные речевые навыки.

 

Сенсорное воздействие. Игра с водой – хороший способ задействовать различные компоненты осязания.

 

 

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ.

Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Упражнения для развития мелкой моторики. Выполняйте с детьми различные графические упражнения:

- «обведи узор»

- «продолжи узор»

- «дорисуй…»

Выполняйте с детьми следующие упражнения:

Перебирайте крупы для развития мелкой моторики. Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук.

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

  1. «Будь внимательным»

Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, а чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т.д. После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат название средств передвижения:
«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».
Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.

  1. «Найди ошибку»

Материал: Игрушка: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.
Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия,  которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодать, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова летает, собака поёт, курица мяукает, лошадь пищит, ёжик летает и пр.
Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

  1. «Повтори правильно»

Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

Следует тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирая для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

  1. «Повтори, как я»

Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивает, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

Цель  следующих игр и упражнений – закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

  1. «Выдели слова»

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат  слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок  и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в слова нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

  1. «Назови и отгадай»

Материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, например: зайка – кошка, замок – ключ, коза – корова, ваза – графин.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например,ззайка – кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять слова с этим звуком.

  1. «Что в мешочке?»

Материал:  Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

ВВоспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. « К кому я подойду, - продолжает он, -тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям». Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).

 

Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.