Работа с педагогами

Мастер-класс для воспитателей

"У игры свои секреты"

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

План:

1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.

2. Знакомство педагогов с выставкой игр по сенсорному развитию.

3. Практическая часть:

Конкурс «Умелые ручки».

4. Заключительная часть.

Оборудование: бросовый материал, презентация «У игры свои секреты», дидактические игры.

Ход мероприятия:

1. Информационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста своими руками.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками - интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.

В создании дидактических игр мне помогали родители моей группы. Это и сбор материала для игр, изготовление игр и нахождение новых вариантов игр.

Вот игры, которые я хочу вам представить:

2. Показ презентации с выставкой игр по сенсорному развитию:

Дидактическая игра «Тактильный мешочек»

В тканевом мешочке находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, кубики, шнурки и т. д. Все предметы, находящиеся в мешочке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильный мешочек" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того чтобы у малышей не пропадал интерес к мешочку - периодически приходится содержимое обновлять.

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Или наполняем фасолью пластиковый контейнер, вниз складываем мелкие игрушки, можно от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

• укрепляют и развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

• формируют умения сочетать по цвету;

• развивают концентрацию внимания; развивают усидчивость, аккуратность, детское творчество, чувство прекрасного в своей работе и работе других детей;

• обучают приемам работы по образцу и созданию собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы на квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 0,5 стакана соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Затем шарики раскрасить гуашью. Бусы готовы!

Игры с цветными скрепками и прищепками: «Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку».

В играх можно использовать художественное слово, загадки.

Например:

  • Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Это рыбка.

(Показываю картинку с изображением рыбки). Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик? А где у нее ротик? А хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.

  • На спинке иголки, длинные колкие,

А свернется в клубок - ни головы ни ног.

Это ежик. Покажите где у него глазки, носик, ушки?

Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, заданного цвета.

Игра «Мозаика из пробок и пуговиц».

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Сначала выложите рисунок цветок, и далее включите свою фантазию придумайте свои варианты рисунков. Из такой мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

«Подбери дереву листья"

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

«Гвоздики и резиночки"

Цель: Данная игра поможет выявить особенности развития мелкой моторики рук ребенка. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Формировать и совершенствовать пространственные представления, ориентацию на доске. Развивать фантазию ребенка.

Для данного пособия понадобятся: канцелярские гвоздики, разделочная доска (толщиной более 10 мм, чтобы острие гвоздика не вылезало с обратной стороны доски), резинки (любые). Я приобрела резинки для денег. Нанесла разметку на доску (квадратики 4х4) и в уголочки забила гвоздики. Получилось вот такое аккуратное пособие для развития мелкой моторики.

«Рисуем бусами»

С бусами ребенoк может играть, ощупывать их, проявляя свою выдумку и фантазию. У ребенка пoлучаются красивые и привлекательные рисунки вне зависимости от имеющихся у негo навыков.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

И так, уважаемые участники мастер-класса! Вам выпала большая честь принять участие в конкурсе «Умелые ручки». Вам нужно сделать дидактическую игру по сенсорному развитию из предложенного вам материала, который находится у вас на столах. Вам нужно придумать названия своей игре и озвучить цели игры. Если вы изготовите не одну, а несколько игр, то это будет только приветствоваться, но не забывайте про названия и цели игры.

Заключительный этап.

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.