Диагностические материалы


Предварительный просмотр:

Дидактический материал для диагностического обследования воспитанников старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу

Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

        Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть  направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные   точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Методики изучения готовности детей к школьному обучению – это система непрерывного образования, которая предполагает тесную взаимосвязь каждой следующей ступени образования с предыдущей. Диагностика позволяет получить достоверные результаты о мотивационной и психологической готовности детей к обучению в первом классе.

           Цель методического пособия:

- изучение и изменение состояния участников педагогического процесса, деятельности и взаимодействия.

          Задачи методического пособия:

- изучение диагностики развития того или иного качества ребенка,

- отражение возрастной динамики развития и их индивидуальных особенностей,

- осуществление анализа общего уровня развития ребенка.

            Возможности   использования дидактического   материала:

               Данный дидактический материал позволяет определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных и коммуникативных способностей, оценить уровень осведомленности в основных областях (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие).

               Предлагаемый дидактический материал имеет практическую задачу.

Диагностическая методика разработана для старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений для того, чтобы они могли достаточно быстро и в то же время точно оценить особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и организовать индивидуальную деятельность каждого ребенка, нуждающегося в развитии тех или иных способностей.

Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.

Оценка представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.

Педагогическая диагностика не обременительна, проста и доступна для понимания, проведения воспитателем (старшим воспитателем) и обработки полученных данных.

Диагностические задания четкие, показательные и сопоставимые, позволяющие точно определять уровень проявления искомого качества, сравнивать индивидуальные результаты отдельных детей, группы детей одного возраста, в одном и в разных дошкольных учреждениях.

Диагностика позволяет путем коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития дошкольников.

Приступая к разработке вопросов диагностики, я исходила из требований к этому процессу как к методу выявления уровня развития тех или иных процессов, качеств личности, способностей, овладения субъектом знаниями, умениями  и навыками.

Это были следующие требования:

  1. Содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых (искомых) качеств субъекта.
  2. Диагностическая методика в целом и каждое задание в отдельности должны достаточно точно и конкретно выявлять искомое качество (навык, способность).
  3. Педагогическая диагностика должна быть простой и понятной для педагога. Диагностические задания не должны быть громоздкими и должны включать точные оценки, позволяющие определять уровень искомого качества.
  4. Диагностические задания и соответствующие им оценки должны позволять дифференцировать уровень овладения детьми определенными знаниями, умениями и навыками в разных возрастных группах и в дошкольных учреждениях с приблизительно одинаковыми условиями работы.
  5. Одно и то же диагностическое задание не может выявить уровень овладения разным содержанием или развития разных процессов (например, уровень развития восприятия и воображения и др.)

Диагностическое обследование проводится в конце учебного года (апрель-май). Это позволяет получить представления о том, чего достигли дети в своем  развитии в процессе систематического образовательного процесса и скорректировать обнаруженные пробелы. Знание педагогами  своих воспитанников, особенно тех, которые посещали детский сад не один год, позволяет достаточно точно определить степень их готовности к школе.

Для правильного понимания и использования диагностических методик и обработки полученных результатов необходимо помнить, что критерии представляют собой определяемое качество, знание, навык и т.д., а показатели – степень проявления качества, знания, навыка и т.д. наиболее удобным для педагогов-практиков нам представляется выделение в качестве результата диагностики высокого, среднего и низкого уровней развития искомого качества.

Методика проведения диагностики.

Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет инструкцию еще раз.

После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие у дошкольников в образовательном процессе.

Данные вносятся в таблицу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактический материал для диагностического обследования воспитанников старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу

Слайд 2

Цель: изучение и изменение состояния участников педагогического процесса, деятельности и взаимодействия Задачи: изучение диагностики развития того или иного качества ребенка, отражение возрастной динамики развития и их индивидуальных особенностей, осуществление анализа общего уровня развития ребенка.

Слайд 3

Определи время года (назови признаки времен года)

Слайд 4

Определи части суток

Слайд 5

Узнай профессию

Слайд 6

Узнай профессию

Слайд 7

Кто что делает?

Слайд 8

Какого цвета карандаш?

Слайд 10

Ориентировка в пространстве

Слайд 11

Назови одним словом

Слайд 12

Четвертый лишний

Слайд 13

Четвертый лишний

Слайд 14

Четвертый лишний

Слайд 15

Назови сказку (расскажи какую знаешь)

Слайд 16

Назови геометрическую фигуру

Слайд 17

Счет от 1 до 10

Слайд 18

Обратный счет


Предварительный просмотр: