Сотрудничество с учреждениями города

Сотрудничество с учреждениями города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект программы совместной деятельности воспитателя Кобыльняк А.В. МАДОУ

 г. Нижневартовска Детский сад №69 «Светофорчик» и учреждений города и округа «Сотрудничество»

Пояснительная записка

          Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.

         Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ДОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 

Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.

Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности;
  • установление интересов каждого из партнера;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • выработка четких правил в процессе сотрудничества;
  • значимость социального партнерства для каждого из сторон;
  •  установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОО;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • использование активных форм и методов общения.

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы ДОО.

Технологии анализа возможностей социального партнерства в городе:

Технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории предполагают изучение различных аспектов, нами была проанализированы мероприятия для анализа возможностей развития социального партнерства в г. Нижневартовске, представленная в Таблице 1.

Общие технологии социального партнерства

Применяются / не применяются

Пример мероприятия, проводимого на территории

г. Нижневартовска

Формирование информационного пространства в городе и организация мероприятий по насущным проблемам эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования и детского сада для духовно-нравственного воспитания воспитанников

Применяется

Соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».

Экскурсия в музей. Интерактивная экскурсия в музей, интерактивные уроки.

Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных структур и детского сада конкретной территории

Применяется

Встречи с интересными людьми

Общественная организация «Совет ветеранов».

«Совет ветеранов афганской войны».

Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории

Применяется

Проекты:

«Малая Родина»

«Моя малая родина - моя Югра»

Конкурс творческих работ

«Моя Югра»

В Нижневартовске, входящем в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на сегодняшний день есть возможности содействия различных субъектов социального партнерств, что позволяет выстроить целостную модель партнерских взаимодействий в системе воспитанник – родитель – учитель – школа – вуз – социум – государство. Необходимо активно развивать социальном партнерстве в сфере образования по всему Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, что позволит устранить множество проблем, возникающих в сфере образования города.

II. Правовые основы социального партнерства:

Нормативно-правовое обеспечение целевой программы

  • Конституция РФ, ст.43;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
  • Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
  • Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

III. Цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных задач:

Цель программы: использовать возможность социума города для создания единой воспитательной системы.

Задачи:

  • Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
  • Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
  • Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
  • Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

IV. Содержание деятельности педагога во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

Учреждения

Задачи, решаемые в совместной деятельности

Формы работы

МАУДО г. Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Экологическое воспитание.

Воспитание семейных ценностей.

 Участие в городских конкурсах экологического направления.

МАУДО

г. Нижневартовска

«Центр детского и юношеского технического

творчества «Патриот»»

Патриотическое воспитание.

Воспитание семейных ценностей.

Профилактическая работа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей.

 Участие в городских конкурсах патриотического направления.

Участие в городских соревнованиях.

МБОУ «СШ№1»

Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования.

Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Родительские собрания. Консультации. Беседы. Открытые занятия. Семинары. Экскурсии в школу. Посещение уроков первоклассников. Посещение учителем воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Городской краеведческий музей

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

Экскурсии.

Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках.

Тематические встречи, вечера.

БУ «Библиотечно-информационная сеть»

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОО. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 

V. Механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

Блок I    Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями. Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями города.

      Задачи:

  • Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения     для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
  • Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.  
  • Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • Физическое;
  • Психоэмоциональное благополучие.

Реализация основных направлений сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

Оздоровительное:

Пропаганда здорового          образа жизни;

 Проведение профилактических мероприятий;

Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей.

Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.

Выполнение плана оздоровительных мероприятий.

Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей.

сентябрь – май

в течение года

в течение года

Заведующая, зам. зав. по ВМР, воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники

Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники.

Валеологическое, санитарно - просветительское:

- Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса

Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых занятий, круглых столов

В течение года

Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники

Физическое;

- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов.

Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад.

Изготовление физкультурного оборудования.

Составление плана закаливающих мероприятий.

Выступления на родительских собраниях

В течение года

сентябрь – ноябрь

сентябрь

октябрь

январь

апрель

Физ. руководитель, воспитатели, родители.

Физ. руководитель, воспитатели, родители.

Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники.

Зам. зав. по ВМР, воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники

Психоэмоциональное благополучие:

- создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста;

- формирование навыков положительного общения со сверстниками, взрослыми;

 - осуществление психологической адаптации и интеграции в социокультурное пространство микрорайона.

Патронаж детей раннего возраста перед поступлением в д/с, родительские собрания, анкетирование, консультации.

Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья

Экскурсии, игровые занятия, спектакли.

 

апрель -

май,

июнь - август

в течение

года

в течение года

Зам.  зав. по ВМР, воспитатели 1 мл. гр.  медперсонал д/с и поликлиники.

Психолог д/с и поликлиники,

Зам. зав. по ВМР, воспитатели, персонал поликлиники.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие с учреждениями спорта:

Задачи:

1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,

родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

2.Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта.

4.Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Личностно – ориентированные;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре здоровья всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II.  Взаимодействие с учреждениями культуры.

Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы   взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры

Задачи блока:

  • Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  • Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в  системе «ребенок-педагог-родитель».
  • Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Взаимодействие с родителями

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется   в условиях открытости обеих сторон,  

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия:         

 личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.  Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: 

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики дошкольников:

Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ.

Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимает процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества.

Образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:

  • Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
  • Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
  • Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
  • Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
  • Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Список источников

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. -  2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

4.Ленченко Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада // Управление ДОУ. -2008.  -  № 4. – С. 87 – 90.