Эссе по проблемам современного образования

Жерихова Ольга Викторовна

Психолого-педагогические возможности решения проблем современного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_problem_sovremennogo_obrazovaniya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Психолого-педагогические возможности решения проблем современного образования»


Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. Мир меняется быстро в социальном и информационном плане. Мир стал открытым. И особенно быстро к нему адаптируются дети. Науке и практике в сфере образования надо успевать, причем с опережением. Это относится к изменениям госстандартов по предметам в школе, к методикам обучения, к подготовке учителей в вузах. Она должна быть другая, адекватная изменениям социума страны, региона.

Проблема образования в современном мире – это увеличение детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - психофизиологическое расстройство, чаще проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Стандартизированная продолжительность урока в обычной школе становится слишком большой для ребенка с СДВГ. Проблема детей с СДВГ решается подборкой мотивации для конкретного ребенка. Эффективность образования зависит от профессиональной подготовки педагогов, усвоения специальных знаний в области создания психолого-педагогических условий в работе с детьми с особенностями в развитии. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности адаптационных нарушений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и путях решения коррекционных задач в условиях дошкольного и начального образования.

Проблема современного образования в том, что детей пытаются готовить к будущему, но старыми методами. Существующая система образования разрабатывалась и создавалась для другой эпохи. Она создавалась в условиях духовной культуры эпохи просвещения и в экономических условиях промышленной революции. Мы не знаем каким будет мир через несколько лет и не можем научить детей ориентироваться в этом мире. Можно вспомнить фразу из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» [1, с. 31].

Современное образование не развивает мышление ребенка. Ученика учат мыслить стандартно, не развивая дивергентное мышление и как в результате творческое мышление.

Современная система образования в настоящее время, реализует часто личностно неориентированное, спонтанное «обучение» и не создает условий для позитивной самореализации детей, что разрушает и так неблагополучное здоровье школьников [2]. Современное образование ориентировано на среднего ребенка.  Талантливые и одаренные дети не могут раскрыть свой потенциал, свои возможности, как и те дети, которых не ставят в ранг одаренных.

Прежде всего необходимо изменение парадигмы образования в сторону бережного отношения к состоянию здоровья, внутреннему миру ребенка, формирования личности ребенка и создания оптимальных условий для самоактуализации его индивидуальности на основе потребностей и потенциальных возможностей.

        Современное образование нацелено на оценку знаний, на тестирование, сдачу экзаменов. Это не должно быть целью образования. Оценка должна способствовать обучению, а не препятствовать ему. Современное образование акцентировано на ошибках, а не на достижениях. Но, если ребенок боится ошибиться, он теряет способность к творчеству. Мы должны отходить в образовании от культуры соответствия и культуры стандартизации в пользу культуры творчества, воображения, любознательности.

         Современное образование должно уделять равное внимание всем наукам, а не только приоритетным в настоящее время. Важны такие предметы как искусство, музыка и другие.

        Таким образом, современное образование должно ориентироваться на потребности ребенка. Оно должно пробуждать и развивать творческие способности, создавать благоприятный климат для развития одаренности и талантов в каждом ребенке.

Классическая общеобразовательная школа, по мнению Кена Робинсона, изживает себя. Новый взгляд на систему образования от Кена Робинсона подразумевает креативный подход, отказ от стандартного планирования, отсутствия централизации в образовании и свободу мышления. Нам привычен принцип обучения, где система оценок и учебный план не терпит индивидуальности. Ученый же считает, что прежде всего необходимо определить то, к чему есть талант у ученика и делать упор на это направление.


Список использованных источников

1. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. - 144 с.

2. Мухина С.Н. Экология детства: профилактика адаптационных проблем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, Инновационные проекты и программы в образовании, 2021

3. https://yandex.ru/video/preview/4549093694462956488