Выступление на педагогическом совете 2022г.

Жерихова Ольга Викторовна

Методы и приемы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_madou39.docx21.33 КБ
Файл doklad_madou_39_2.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому очень важно развивать творческие способности детей с раннего возраста. Творческие способности - довольно расширенное понятие, оно подразумевает: умение отходить от привычных шаблонов, находить новые способы решения задач, стремиться к познанию, проявлять фантазию, инициативность, живость ума, интуитивно находить нестандартное в привычных явлениях. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Но, развитие способностей происходит только в деятельности. Без соответствующий деятельности они не разовьются. Развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции развития дошкольного образования на этом сделан особый акцент.

Развитию творческих способностей способствуют следующие методы:

Наблюдения за окружающим миром: выходя на прогулку с детьми, необходимо обсуждать с ними происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

Развивающие игры: паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания.

Чтение: следует, чередовать жанры - рассказы, притчи и стихотворения, сказки. Рекомендуем разыгрывать сценки из книг и побуждать детей придумывать рифмы. При этом вступает в работу воображение - дети самостоятельно пытаются додумать конец истории.

Музыка: музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песенки, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт.

Театрализованная деятельность: примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство -- изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления.

Художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

        Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных приемов нетрадиционного рисования, развивающего творческие способности: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование печатками, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, отпечатки листьев, скатывание бумаги, восковые мелки и акварель, рисование солью, рисование пластилином и многие другие.

        «Рисунок по мокрому». Чистый лист бумаги с помощью кисти увлажняется чистой водой, потом на него ставят небольшие кляксы красками разных цветов. Таким образом можно рисовать картины на морскую тематику, салюты, зимнее небо.

Метод тычка используется ватная палочка или жёсткая кисть.  Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку, пушистую мимозу.

Метод «Прижми и отпечатай»: рисование пробками, крышками, поролоном.  Можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка.

Рисование печатками картофеля, моркови и яблока: ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги.

Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге. 

«Рисование ладошкой». Подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается краской и прикладывается к бумаге. Таким образом рисуют фантастические силуэты, пятна, птиц, бабочек и т.п.

«Воск + акварель». Ребенок восковым мелком рисует рисунок на бумаге, можно обвести только контур изображения. Потом оставшийся участок закрашивает акварелью, при этом на воске краска не рисует.

Рисования смятой бумагой: взять бумагу и смять их в комочек, обмакнуть скомканную бумагу в краску нужного цвета и ненадолго прижать их к листу.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Для этого используются нетрадиционные виды аппликации:

Обрывная аппликация: разрывается бумага на кусочки и составляем из них изображение.

Накладная аппликация: задумывается образ и последовательно создается, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика): при такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Аппликация из салфеток

Аппликация из крупы: манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных растений: из цветов, травы, листьев.

Аппликация из ватных дисков

Лепка – одно из средств развития творческих способностей детей.

Тестопластика – лепка из соленого теста. 

Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.

Пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.

Г.Г. Григорьева выделяет следующие приемы развития творческих способностей в изобразительной деятельности: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения.

При обыгрывании предметов, игрушек, игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, изобразить движение (имитация движения с игрушкой) и т. п. Чаще всего используется этот прием непосредственно перед началом занятия или в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Прием обыгрывания выполненного изображения обычно применяется в конце занятия, когда задание уже выполнено. В данном случае, полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. При этом содержание игровых действий зависит от изображения. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Если малыш нарисовал дорожку — по ней будут «ходить» звери, люди.

Обыгрывание незаконченного изображения применяется в момент его исполнения. Этот игровой прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Так совершенствуется изобразительное творчество дошкольников.

Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Поэтому, при воспитании детей в детском саду предусматривается не только воспитательно-образовательная работа с детьми, но и широкая работа с родителями.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания: знакомство с опытом «Творческие пальчики»;

2. Консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно — творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста»

3. Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к творчеству».

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.

5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., 2006.

7. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. – 635 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город» Методы и приемы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Подготовил: Жерихова О.В. Королев 2022

Слайд 2

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению. Л . С. Выготский

Слайд 3

Методы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Наблюдения за окружающим миром Развивающие игры Чтение Музыка Театрализованная деятельность

Слайд 4

П риемы нетрадиционного рисования Р. Г . Казаковой

Слайд 5

Нетрадиционные виды рисования

Слайд 6

Нетрадиционные виды рисования

Слайд 7

Нетрадиционные виды аппликации

Слайд 8

Нетрадиционные виды аппликации

Слайд 9

Нетрадиционные виды лепки

Слайд 10

П риемы развития творческих способностей в изобразительной деятельности ( Г.Г. Григорьева)

Слайд 11

Работа с родителями

Слайд 12

Список использованной литературы 1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с 4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990. 5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро , 2007. 6. Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., 2006. 7. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000 Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. – 635 с.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!