3. Методическая копилка для преподавателей по физической культуре.

Даниленко Юлия Витальевна

“Большие достижения начинаются с маленьких шагов.”

 

1. КЛАССИЧЕСКАЯ АЭРОБИКА. БАЗОВЫЕ ШАГИ. СТУДЕНТЫ "ДОНИНТЕХ"

2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА. БАТАЙСК. "ДОНИНТЕХ"

3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПО. БАТАЙСК "ДОНИНТЕХ"

 

Журналы и газеты по физической культуре:

1. http://www.teoriya.ru/ru/taxonomy/term/2 - научно-методический журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"

2. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"

3. http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"

3. http://kzg.narod.ru/ - журнал «Культура здоровой жизни»

4. http://teoriya.ru/ru - журнал «Теория и практика физической культуры».

5. http://www.e-osnova.ru/journal/16/archive/ - журнал «Физическая культура".

 

Методические материалы:

1. http://www.infosport.ru

Национальная информационная сеть «Спортивная Россия». Ресурс содержит в себе разнообразные виды информации о спорте. Каталог интернет-ресурсов. Отраслевой банк данных. Спортивный фотобанк. Календарь региональных мероприятий. Государственные и общественные спортивные организации.

2. http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9

Методсовет. Методический портал учителя физической культуры

3. https://spo.1sept.ru/urok/ Сайт

"Я иду на урок физкультуры"

4. http://www.fizkult-ura.ru/

Сайт «ФизкультУра»

5. http://www.fizkulturavshkole.ru/

Проект создан в помощь учителям физкультуры, тренерам, студентам спортивных ВУЗов и СУЗов, любителям здорового образа жизни. Здесь отражена классика преподавания физической культуры, а также современные методы и приёмы. https://fizcultura.ucoz.ru/ ФИЗКУЛЬТУРА - сайт учителей физической культуры

6. https://iron-health.ru/programmy-trenirovok/metodika-razvitiya-vzryvnoj-sily-nog.html

Методика развития взрывной силы ног

7. http://ds31.centerstart.ru/

Рекомендации инструктора по физкультуре

8. http://www.kazedu.kz/

Комплекс упражнений по физической культуре

9. http://plavaem.info/den-fizkulturnika.php

Праздник День физкультурника

10. http://znak-zdorovya.ru/kompleks-uprazhneniy-pri-narushenii-osanki.html

Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки

11. http://ilive.com.ua/sports/uprazhneniya-dlya-detey-s-dcp_88949i15913.html

Упражнения для детей с ДЦП. Лечебная физкультура при ДЦП

12. http://www.parentakademy.ru/malysh/gymnastic/13.html

Упражнения для детей с предметами (мяч, скакалка, гантели)

13. https://www.uchportal.ru/load/100

Учительский портал. Методические разработки по физической культуре

 

Материалы:

Здоровая молодежь-здоровая нация!

Методическая разработка на тему здорового образа жизни

Скачать

Открытый урок по теме "Прыжки в длину с места"

Организация деятельности студентов по овладению техникой прыжков в длину с места. Подготовка к сдаче норм ГТО обучающихся 2 курса.

  1. актуализировать умение выполнять технику прыжков с места.
  2. формировать умение у студентов выполнять прыжки в длину с места.
  3. развивать силовые качества, ловкость, координацию, прыгучесть.
  4. воспитать уважение и доброжелательность друг к другу, воспитать чувство красоты движения.

Скачать

Проектная разработка по баскетболу

Проектная разработка направлена на развитие координации посредством игры в баскетбол у студентов СПО

Скачать

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 курс - Информатика0 байтов
Файл 1 курс - Операторы0 байтов
Файл 1 курс - Техники0 байтов
Файл КТП 1 курс - Экономисты0 байтов
Файл КТП 2 курс - Информатика0 байтов
Файл КТП 2 курс - Экономисты0 байтов
Файл КТП 3 курс - Экономисты0 байтов
Файл КТП 3 курс - Экономика и бухгалтерский учет0 байтов
Файл Рабочая программа 1 курс информационные технологии0 байтов
Файл Рабочая программа 1 курс операторы0 байтов
Файл Рабочая программа 1 курс техники0 байтов
Файл Рабочая программа 1 курс экономика 0 байтов
Microsoft Office document icon Рабочая программа 2 курс экономика0 байтов
Microsoft Office document icon Рабочая программа 2 курс информационные технологии.0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 1 курс - информационные системы0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 1 курс - операторы0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 1 курс - техники0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 1 курс - экономисты0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 2 курс - информационные системы0 байтов
Microsoft Office document icon КОС 2 курс - экономисты0 байтов
Файл Методическая разработка на тему здорового образа жизни653.88 КБ
Файл Открытый урок по теме "Прыжки в длину с места"39.34 КБ
Файл Проектная разработка по баскетболу492.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Спортивный квест по теме:

 «Здоровая молодежь-здоровая нация»

Автор: Даниленко Юлия Витальевна, преподаватель

 Батайского техникума информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех» (ГБПОУ РО «БТИТиР») 

г. Батайск

2023г.

СОДЕРЖАние

1. Пояснительная записка                                                                                                                

1.1. Тематическое направление

1.2. Тема воспитательного мероприятия

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

1.6. Цель

1.7. Задачи

1.8. Планируемые результаты

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

4. Использованная литература и интернет-источники.

  1. Пояснительная записка

В данной методической разработке представлена методика проведения воспитательного мероприятия, направленного на формирование культуры здоровья.

Важной составляющей для всей нации всегда есть и будет фактор здоровьесбережения, улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья и как следствие качественное повышение уровня жизни. 

Ссылаясь на президентскую программу «Здоровье нации», методическая разработка определяет значимость воспитания молодежи в стремлении к общественно-полезной и созидательной деятельности, в развитии здравоохранения, физкультурно-спортивного движения, популяризации и распространении здорового образа жизни. 

  1. Тематическое направление

        Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

  1. Тема воспитательного мероприятия

Тема: «Здоровая молодежь-здоровая нация»

  1. Актуальность и обоснование выбора темы

        Данная тема воспитательного мероприятия актуальна в настоящее время и носит актуализацию проблем показателей уровня здоровья подростков возраста 16-18 лет. Выбор темы обосновывается рядом неотложных государственных задач, решение которых направлено на укрепление национальной безопасности. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

         В методической разработке поддерживается идея развития спорта и здорового образа жизни среди подростков при помощи общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых", «Российское движение школьников» - направление спорт. Студенты ГБПОУ РО «Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники» активно принимают участие и вдохновляются новыми проектами, направленными на сохранение мотивации к спорту, здоровому образу жизни с учетом современных информационных и инновационных технологий.

  1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

       Данное воспитательное мероприятие лежит в основе плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и приурочена к Всероссийской акции «Будь здоров!», посвященного Всемирному дню здоровья 2023 г. В связи с этим был составлен тематический план проведения внеклассных мероприятий, бесед, игр, классных часов на тему «Здоровье».

  1. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

       Студенты СПО 1-х курсов, в том числе студенты «группы риска», возраст 16-18 лет.

  1. Цель:

      воспитание осознанной потребности молодежи в здоровом образе жизни.

  1. Задачи:

- содействовать воспитанию любви к своему здоровью у студентов;

- формировать ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обучающихся профессионального образования;

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- вызвать интерес и потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях активного отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

        1.8. Планируемые результаты

     Личностные УУД:

- уважительно относится к своему здоровью;

- демонстрировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- формировать положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес к физическому воспитанию;

     Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способ решения проблемы;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

     Познавательные УУД:

- учить обучающихся осуществлять правильный выбор,

- приобщать к здоровому образу жизни.

   Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы преподавателя,

- принимать участие в коллективном обсуждении;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

       1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

    Форма проведения: нетрадиционная – спортивный квест, групповая.

  Такая форма работы позволяет:

- заинтересовать студентов;  

- детально отработать материал;

- мотивировать на победу;

- работать в команде, видеть результат;

- дает возможность каждому участнику проявить себя в состязаниях, показать свои морально-волевые качества;

- применить полученные навыки в жизни.

     Спортивный квест включает в себя три части — вводную, основную и заключительную.

     Вводная часть включает построение, гимн России, поднятие флага, приветствие, распределение по командам, представление команд, объяснение правил и этапов, знакомство с жюри, разминку.

    Основная часть занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет основную нагрузку на преподавателя и максимальную отдачу команд.

    Заключительная часть — это подведение итогов - награждение, рефлексия того, что было на спортивном квесте, общий флешмоб-объединяющий все команды под музыкальное сопровождение. Для награждения вызываются все команды и вручаются дипломы и подарки. Абсолютно всем спортсменам вручаются памятные значки за волю к победе. Также в конце спортивного мероприятия участники обмениваются впечатлениями. Завершающим моментом, подводящим черту под мероприятие, должна стать памятная фотография.

  1. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

  В воспитательном мероприятии используются методы обучения:

  Словесный: беседа, объяснение;

 Наглядный: демонстрация, просмотр, наблюдение;

 Практический: практическая работа, коммуникативные игры.

 Методы стимулирования поведения и деятельности

 Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

   Приемы.

Диалогические приемы воспитания – безусловное принятие обучающегося, уважение его интересов,

 Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали ребята из разных групп. 
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. 
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. 
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства. 
Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. 
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение

детей. 

  1. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

     В подготовке данного мероприятия необходимы следующие методические ресурсы: медали, значки, листы А4, раздаточный материал (фотографии спортивных упражнений).

     К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекались дополнительно студенты старших курсов, преподаватели.

  1. Материально-технические, информационные ресурсы

   Информационные ресурсы: здоровьесберегающие технологии, интернет-источники о здоровом образе жизни.

 Материально-технические ресурсы: ноутбук, микрофон, музыкальные колонки, пьедестал, гимнастические коврики, гимнастические скакалки, штанга, функциональные амортизаторы, ограничители, гири.

2. Основная часть

             2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

На этапе подготовки следует познакомить обучающихся с правилами работы в команде, создать атмосферу доверия, благоприятный психологический фон.

            2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)

Сценарий воспитательного мероприятия

Спортивный квест: «Здоровая молодежь – здоровая нация»

 

Подготовительный этап

  1. Формирование команд: участники, которые заранее подавали заявки на мероприятие, отмечаются у главного судьи. Главное – количество команд не должно превышать количество станций, об этом заранее нужно продумать организаторам. Количество человек в команде не более 8 человек.
  2. Подготовить реквизиты: распределяются маршрутные листы по станциям, с их названиями и изображениями.
  3. Подготовка судей на станциях. Это могут быть студенты старших курсов, педагогические сотрудники, получившие инструкцию вначале мероприятия.
  4. Наградной фонд. Подготавливаются медали, кубки, сладкие призы и значки «За волю к победе»

Вводная часть

  1. Преподаватель приветствует участников спортивного мероприятия.      Звучит гимн России. Поднимается флаг.

       Добрый день! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы проводим спортивный квест: «Здоровая молодежь – здоровая нация». Это мероприятие проводится в рамках Всероссийской акции «Будь здоров!», посвященного Всемирному дню здоровья 2023 г.

        Этот день ежегодно проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни.

Мы хотим, чтобы вы были здоровы и занимались спортом.

        При прохождении игры на каждой станции вашу команду будут         ожидать судьи с заданиями, соответствующими тематике станции.           Путеводителем по стране вам будут служить маршрутные листы. В эти листы станционные распорядители будут вносить заработанные вами на станциях баллы. (Приложение 1).

  1. Представление судей спортивного мероприятия.
  2. Визитная карточка команд, выбирают капитанов команд.
  3. Проводится разминка под музыкальное сопровождение студентом из старшего курса.
  4. Капитаны команд подходят за конвертами с заданиями. В каждом конверте находится маршрутный лист и схема расположения станций.

Основная часть

Начало прохождения квеста:

На прохождение каждой станции дается определенное время (5-10 минут в зависимости от состава команд, места проведения и т.д.). Команды сообща выполняют практические задания. С начала прохождения квеста засекается время и выключается после прохождения последнего этапа, так же на каждом этапе команды получают баллы (очки) за правильное выполнение задания и количество выполненных заданий.

По окончанию прохождения этапа, команда проходит до следующего испытания выполняя заданные упражнения.

1. СТАНЦИЯ «Функциональная»

Судья:

Функциональные возможности организма очень важны для человека. 

Какие вы знаете физические качества человека? Правильно – сила, быстрота, ловкость, выносливость, координация. Вот сейчас мы с вами это и проверим.

Задание: вам необходимо каждому взять инвентарь и проделать всей командой упражнения в течение 2 минут, не останавливаясь. Судья считает количество повторений у каждого участника за это время. Упражнения: становая тяга, отжимание от пола - руки на гирях, тяга функциональной петли руками от гимнастической стенки, прыжки на скакалке – 2 человека, тяга за головой с помощью фитнес резинок. Ну что готовы? (Приложение 3)

2. СТАНЦИЯ «Держи планку»

Судья: в любом упражнении необходимо держать мышцы брюшной полости. Вы знали, что накачать пресс можно, не качая пресс на коврике, а просто втянуть правильно живот, выстроить положение поясницы и тогда корпус включится на 100 процентов. Так что пробуйте!  

Задание: все участники становятся в планку и выполняют стойку на локтевых суставах, кто дольше простоит, тот приносит максимальное количество баллов, 1 мин=60 баллов (Приложение 4)

3. СТАНЦИЯ «Аэробика»

Судья: Друзья! Можно выполнять аэробную нагрузку с помощью бега! А еще с помощью чего? Ваши варианты? Правильно конечно - аэробика.

Задание: выполняйте аэробные движения под музыку всей командой, 3 базовых шага под музыку, Важно – оценивается синхронность. Максимальное количество баллов – 10. (Приложение 5)

4. СТАНЦИЯ «Вопрос-ответ»

Судья: а многое ли вы знаете о здоровом образе жизни?

Давайте проверим! Ловите вопросы

Задание: участникам нужно ответить на вопросы. (Приложение 2).

5. СТАНЦИЯ «Прыжок в длину»

Судья: какой рекорд самого длинного прыжка? А давайте проверим ваш?

Задание: вам необходимо каждому прыгнуть в длину, а результаты всех участников сложить и получится общая длина на команду!

6. СТАНЦИЯ «Работа с гимнастической скамьей»

Судья: каким образом можно работать с гимнастической скамьей? Угадали! Правильно начинаем!

Задание: вам необходимо за одну минуту всей командой перевести через голову скамью, оценивается количество раз, выполненное всей командой! (Приложение 6)

Заключительная часть

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Все команды собираются на спортивной площадке. Жюри подводят итоги. Награждение команд. Праздничный флешмоб. (Приложение 6)

    3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

      В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни.

      Адресуется преподавателям СПО, учителям старшей школы и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.

  1. Список литературы и интернет-источники
  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя-М.:2021, с.138
  2. Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник/ В. И. Ильинич.-М.: Гардарики, 2020, 366 с
  3. Теория и методика спорта / Под ред. Л. П. Матвеева. М., 2017
  4. https://www.1urok.ru/categories/22/articles/52678
  5. https://obrazovanie-gid.ru/uchitelyam/aktualnost-sportivnogo-prazdnika-v-shkole.html
  6. https://infourok.ru/razrabotka-vospitatelnogo-meropriyatiya-sport-protiv-narkotikov-6160967.html

   

 Приложение 1

Маршрутный лист

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Название станции

«Функциональная»

«Держи планку»

«Аэробика»

«Вопрос-ответ»

Прыжки в длину

Работа с гимнастической скамьей

  Макс.

   балл

Количество раз за 2 мин

Кто дольше        1мин=60 баллов

Синхронность – 10 баллов

Количество правильных ответов

Общая длина

Количество подъемов за 1 минуту

Общий

балл по

станциям

Дополнит

балл за

темп

Снятые

баллы за

дисципл.

Приложение 2

«Вопрос-ответ»

 1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).

3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)

4. Как называется одним словом - рациональное распределение времени. (Режим)

5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)

6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)

7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена)

8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)

9. Добровольное отравление никотином. (Курение)

10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (Суворов).

Приложение 3

«Функциональная»

Приложение 4

«Планка»

Приложение 5

«Аэробика»  

Приложение 6

«Работа с гимнастической скамьей»



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Батайский техникум информационных технологий

и  радиоэлектроники  «Донинтех»  

(ГБПОУ РО «БТИТиР»)

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

НА ТЕМУ:

«ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА».

Группа: Т-25

                                             Преподаватель: Даниленко Юлия Витальевна

г. Батайск

2023г

Технологическая карта урока по физической культуре.

Тема занятия: «Прыжки в длину с места».

Группа: Т-25

Тип занятия: Комплексный, урок повторения.

Технология построения урока: Фронтальная, поточная, индивидуальная.

Цель урока: Организация деятельности студентов по овладению техникой прыжков в длину с места. Подготовка к сдаче норм ГТО обучающихся 2 курса.


Задачи урока:

  1. актуализировать умение выполнять технику прыжков с места.
  2. формировать умение у студентов выполнять прыжки в длину с места.
  3. развивать силовые качества, ловкость, координацию, прыгучесть.
  4. воспитать уважение и доброжелательность друг к другу, воспитать чувство красоты движения.

Место проведения: спортивная площадка.

Инвентарь: рулетка.

Время занятия: 1 час 30 минут.

Основные термины, понятия: прыжки в длину с места.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: научиться выполнять прыжки в длину с места; соблюдение техники безопасности во время проведения упражнений; соблюдение нагрузки и дозировки в упражнениях во время проведения занятия.
  2. Метапредметные:

А) Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в технике выполнения прыжков в длину с места; осознание студентами уровня и качества усвоения упражнения; реагирование, самоконтроль в игровых взаимодействиях.

Б) Познавательные УУД: поиск информации по технике выполнения прыжков в длину с места; самостоятельное установление причин неправильного выполнения прыжков в длину с места.

В) Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по технике выполнения прыжков в длину с места; уважение мнений сверстников в процессе совместного освоения технических действий; умение слушать и вступать в диалог.

3. Личностные: уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения прыжков в длину с места; преодоление страха; формирование положительного отношения к преподавателю; формирование социальной роли студента через положительный результат при выполнении упражнения, достижение успеха в игре.

Формы контроля: Беседа, практическая работа.

Здоровьесберегающие технологии: Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся; рационально организованный двигательный режим; положительная эмоциональная обстановка на занятии.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемы результаты

I. Организационный момент

4 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию; создает эмоциональный настрой на уроке.

Построение: «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!». Приветствие.

Настроить детей на работу.

Слушают 
и обсуждают тему занятия.

Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

Слушать преподавателя и настраиваться на занятие физической культуры

II. Актуализация знаний

15 мин.

Вопрос. -Ребята, какие виды прыжков относятся к легкой атлетике? (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту).

- А какие прыжки относятся к нормативам комплекса ГТО? (прыжок в длину с места).

- значит сегодня на занятии будем выполнять прыжки в длину с места.

- Какие нормативы комплекса ГТО вы знаете?

Группа «Равняйсь!», «Смирно!».

Выполнение строевых упражнений /повороты направо, налево, кругом на месте/.

Повторение правила Т/Б на занятиях по легкой атлетике.

- Направо, ходьба по залу за направляющим с дистанцией 2 шага шагом марш.

- На носках (руки в стороны, спина прямая).

- На пятках (руки на пояс, спина прямая).

- Перекат с пятки на носок (руки на пояс, спина прямая).

- Бег в равномерном темпе: приставными шагами правым (левым) боком, спиной вперед.

Выполнение команд.

Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй – третий рассчитайсь!», «Первые – пять шагов, вторые – три шага вперед шагом марш!».

Комплекс ОРУ

I. И.п. ОС

1-4 – круговое движение головы вправо

5-8 – тоже, влево

II. И.п. стойка, руки перед грудью

1-2 – отведение согнутых рук назад

3-4 – тоже, прямых рук назад

III. И.п. стойка, руки к плечам

1-4 – круговые движения рук вперед

5-8 – тоже, назад

IY. И.п. стойка, руки на пояс

1-2 – наклон туловища вправо

3-4 – наклон влево

Y. И.п. ОС

1,2,3 – наклон вперед

4 – прогиб назад

YI. И.п. ноги врозь, руки вперед, в стороны

1 – махом правой коснуться кисти левой

2 – и.п.

3,4 – тоже, другой ногой

YII. И.п. стойка, руки на пояс

1,2 – прыжки на правой ноге

3,4 – прыжки на левой

5-8 – прыжки на двух ногах

YIII – приседания – 25 раз каждому

IX – отжимание (М-20, Д-15)

Беговые упражнения: с захлестом голени, с высоким подниманием бедра, с выносом ног вперед, в полном приседе прыжками, прыжки на правой, левой ноге.

Дыхательная гимнастика

Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Отвечают на вопросы.

Настрой на занятие.

Самооценка готовности к занятию.

Во время движения по кругу выполняют беговые упражнения.

Выполняют упражнения.

Выполняют беговые упражнения по диагонали

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

умение проявлять дисциплинированность и внимание; правильно идентифицируют себя с позиции студента.

Правильное выполнять комплекс общеразвивающих упражнений.

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

3 мин.

Рассказ преподавателя об истории прыжков в длину с места и о известных русских представителях Объяснение преподавателем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником техники прыжка в длину с места.

Просмотр видеофрагмента прыжка в длину.

Предупреждение ошибок при выполнении прыжка:

1.  Несогласованные движения рук и ног. Чтобы предотвратить эту ошибку, необходимо, чтобы была отработана техника прыжка в длину с места.

2.       Ноги опускаются слишком рано. Причина этому – слабые мышцы живота и спины.

3.       Неполное разгибание коленных и тазобедренных суставов при отталкивании указывает на то, что прыгун слишком торопится при выполнении упражнения, вследствие этого время отталкивания становится слишком коротким.

4.       При недостаточном посыле корпуса вперед может получиться прыжок в высоту с места, а не в длину.

5.       Падение при приземлении. Причин может быть несколько: неумение правильно группироваться в воздухе, раннее выпрямление ног, вес опускается на одну конечность, наклон туловища в полете, слишком сильный вынос ног вперед. Каждый случай необходимо проработать отдельно.

Внимательно слушать история прыжков с места. Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

IV. Изучение нового материала.

35 мин.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Выполнение прыжка по команде учителя: поставить стопы, согнуть ноги, отвести руки назад, толчок, двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, взмах руками вперед; самостоятельное выполнение прыжков.

Выполнение 3 прыжков в длину с места по одному.

Обратить внимание на положение рук и ног.

Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнения.

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

в доступной форме   объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Запомнить материал о истории техники бега и о ее представителях.

V. Подвижные игры.

24 мин.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку.

Игра: Мини-футбол, волейбол, баскетбол (на выбор).

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Участвует в игре.

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения

Научиться выполнять прыжки с места.

VI. Рефлексия.

Итоги урока.

4 мин.

Построение в одну шеренгу и подведение итогов занятия.

- Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленная группа. На занятии была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на занятии сведения

. "Три М" – Студентам предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.

Как бы вы назвали занятие? Что было самым важным на занятии? Зачем мы сегодня на занятии…?

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль.

Оценивание учащихся за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования  Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Батайский техникум информационных  технологий и  радиоэлектроники  «Донинтех»  (ГБПОУ РО «БТИТиР»)

Методические рекомендации по развитию координации у студентов СПО посредством игры в баскетбол

Разработал преподаватель физической культуры

Даниленко Юлия Витальевна

г. Батайск

2023

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………...………..…3

2.Тесты как средство определения уровня  развития координации у учащихся………………….…….......................................................................................6

3.Методические рекомендации по развитию координации у студентов…………………………………………………………………………….…....9

4.Заключение……………………………………………………………….…………...10

5.Список литературы….………………………………................................................11

6.Приложение……….…………………………………………………………………12

Пояснительная записка

     Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности.

     Баскетбол –  одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

      Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья.

     В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

     Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания.

      Из большого числа проблем физического воспитания в школе особое место занимает развитие у занимающихся способности давать движениям точную оценку и на этой основе сознательно управлять движениями в пространстве и во времени.

Специалисты, занимающиеся проблемами физического воспитания, до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое ловкость, координационные способности и точность движений. А решение вопроса о природе этих качеств очень важно для развития соответствующих способностей.

Под координацией мы будем понимать способность человека выполнять сложные движения с пространственно-временной дифференциацией. Специалисты по физическому воспитанию выделяют следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:

 оценивание   и   регулирование   динамических и пространственно-временных параметров движений;

 сохранение устойчивого равновесия;

 ощущение и усвоение ритма;

 произвольное расслабление мышц;

 согласование движений во время двигательного действия.

В целостной двигательной деятельности эти способности взаимодействуют. При этом в определённых ситуациях одни способности играют ведущую роль, другие — вспомогательную. Отдельные виды двигательной   деятельности   подразумевают в роли ведущей конкретную координационную способность.

По мнению большинства ведущих баскетбольных специалистов, координация и равновесие — важнейшие физические способности, развитие которых необходимо для юных баскетболистов.

Развитие координации и равновесия длится до 16–17 лет, но и после этого благодаря целенаправленной тренировке возможно дальнейшее усовершенствование этих способностей.

          Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости оптимизировать процесс подготовки обучающихся на занятиях по физической культуре, акцентируя внимание на развитие координации. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

Объект проекта: процесс развития координации у учащихся СПО

Предмет проекта: развитие координации посредством игры в баскетбол у учащихся СПО

Гипотеза проекта: мы предполагаем, что игра в баскетбол будет способствовать более продуктивному развитию координации у учащихся СПО

Задачи проекта:

1.Проанализировать научно–методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать   упражнения для развития координации у учащихся СПО.

3. Практическим путем проверить эффективность игры в баскетбол на развитие координации у учащихся СПО

4.Проанализировать динамику уровня развитие координации у учащихся СПО

5. Составить методические рекомендации по развитию координации у учащихся СПО

Методы, используемые в проекте:

1.Анализ литературы

2.Педагогический эксперимент

3.Тестирование

4.Наблюдение

5.Математическая обработка результатов

6.Сравнение и обобщение

Тесты как средство определения уровня развития координации у учащихся СПО

Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н.А. Бернштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи. При этом авторы подразделяют их на три группы:

  1. Способности        точно        соизмерять        и        регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
  2. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;
  3. Способности        выполнять        двигательные        действия        без излишней мышечной напряженности (скованности).

Отсюда можно заключить, что общие виды координационных способностей включают следующие характеристики:

- чем больше запас двигательных навыков у человека, тем шире его база для овладения новыми формами двигательной деятельности;

  • готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий;

способность быстро, точно, целесообразно решать новые двигательные задачи.

Развивать координационные способности необходимо потому, что в ходе этого процесса совершенствуется координация движений, а значит, оттачивается способность владеть своим телом и быстро перестраивать двигательную деятельность по ходу меняющейся ситуации в игре. Выполнение любого технического приёма в баскетболе основывается на комплексе старых координационных связей. Чем шире этот комплекс, тем успешней демонстрирует баскетболист освоение новых двигательных навыков, тем лучше овладевает техникой игры. Основной путь для этого – развитие координации.

    Для определения уровня развития координации у старшеклассников используется соревновательный метод, который стимулирует интерес и мотивирует студентов на победу и достижение высокого результата в выполнении упражнений при соблюдении правил соревнований. Для этого использовались следующие тесты: Комбинированное упражнение, Броски с точек, Броски теннисного мяча.

Преподаватель должен умело использовать критерии оценки. Оценка должна быть ориентирована на учебные достижения учащегося. Оценивая результаты учебной деятельности учащегося, необходимо руководствоваться, прежде всего, полезностью результатов оценки для учащегося.

Тестированием называется процесс испытания, а полученное в итоге числовое значение является результатом тестирования (результатом теста). 

Оценка уровня развития координации в баскетболе у студентов (юн.)

УРОВЕНЬ

Тест 1

Комбинированное упражнение

Тест 2

Броски с точек

Тест 3

Броски теннисного               мяча

Время выполнения

(сек)

Количество попаданий

(из 20раз )

Количество попаданий

(из 10раз)

Высокий

28,5

12–20

10

Средний

30,5–32,5

8–10

6–9

Низкий

34,5–36

4–7

5

Оценка уровня развития координации в баскетболе у студентов (дев.)

Уровень

Тест 1

Комбинированное упражнение

Тест 2

Броски с точек

Тест 3

Броски теннисного мяча

Время выполнения (сек)

Количество попаданий

(из 20раз)

Количество попаданий

(из 10раз)

Высокий

33,5

10–20

8–10

Средний

35,5–37,5

6–9

4–7

Низкий

38,5-40,5

3–5

3

Методические рекомендации по развитию координации у учащихся у студентов 1.Система работы по развитию координации должна строиться с учетом индивидуальных возможностей организма, возраста учащихся и уровня их физической подготовленности.

2.В подготовительную часть урока, в комплекс СБУ, можно включать более сложные и разнообразные движения с использованием мяча.

3.Для развития координации важно использовать на уроках подвижные игры и эстафеты, специальные комплексы с мячами.

4.Одновременно с развитием координации необходимо совершенствовать и технику выполнения упражнения.

5.Для развития координации у учащихся необходимо включать, в уроки физической культуры, следующие общеразвивающие упражнения: чередование бросков с разных дистанций; в парах, тройках, группах; с предметами (теннисными, баскетбольными мячами).

6.В процессе игры совершенствовать уровень взаимодействия между обучающимися в условиях временных и пространственных ограничений решать множество задач (технические, тактические и другие).

Заключение

     Развитые координационные способности являются, с одной стороны, условием успешного осуществления деятельности в неожиданно возникающих ситуациях, требующих находчивости, ловкости, сноровки. С другой стороны, это показатель спортивного мастерства.

      Координационные способности важны в любом виде спорта, и баскетбол не исключение. Эта игра несёт в себе двойственность отношения к координации: она способствует её развитию и в то же время требует определённых координационных способностей.

Анализ научно-исследовательской литературы, результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:

1.Оптимальным для развития координационных способностей, считается возраст 9-12 лет. Физическое развитие в этом возрасте идет активно. У детей нарастает мышечная масса, увеличивается объём легких, отлично работает сердце, продолжается развитие двигательных навыков

2.Для развития координационных способностей используют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития координации школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Методы вариативного (переменного) упражнения для  формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

3.Для развития координационных способностей для школьников в возрасте 9-12 лет составлен комплекс упражнений, который направленных на совершенствование отдельных специфических координационных способностей. Данный комплекс может быть использован как на уроках физкультуры, где изучается баскетбол, так и на занятиях баскетбольной секции.

Список литературы

  1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 157 с.
  2. Алиев, М.Н. Двигательная активность младших школьников и пути ее оптимизации в начальной школе [Текст] М.Н. Алиев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010 .- № 4 .- С. 80-88.
  3. Аникин, А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников [Текст] А.А. Аникин // Вестник спортивной науки. – 2014. - №6. – С. 17-19.
  4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: публикация подготовлена профессором И.Н. Фейгенбергом / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991.- 287 с.
  5. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
  6. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. - №2. – С. 23-26.

Приложение

УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МЯЧА

(выполняются во время бега по кругу 3–4 раза)

        1 Бег с поворотом через спину

Выполняется на носке той ноги, в сторону которой игрок собирается выполнить поворот.

2 Бег с поворотом через спину прыжком

Перед поворотом игрок выполняет остановку прыжком и без паузы поворот прыжком. Следить за тем, чтобы приземление происходило на обе ноги.

3 Бег с поворотом через спину и вращением вокруг себя

Выполнение упражнения 1, но на прямых отрезках добавляется поворот на 360°.

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ

  1. Передачи в тройках со средним игроком

Два игрока выполняют передачи мяча друг другу, при этом один игрок выполняет прямую передачу двумя руками от груди, а второй — двумя руками от груди с отскоком от пола. Средний игрок или приседает, когда передачу выполняет первый    игрок, или подпрыгивает, когда передачу выполняет второй игрок. После передачи средний игрок поворачивается лицом к игроку, у которого мяч. Игроки выполняют по 10–20 передач, а потом меняются местами. Упражнение можно повторить дважды.

2.Передачи мяча в парах в движении (комплекс):

 двумя руками от груди;

 одной рукой за спиной;

 одной рукой   под   ногой, на   двойном   шаге, в прыжке;

 двумя руками от груди, после передачи игрок выполняет поворот на 360°;