Работа по выявлению и развитию способностей учащихся


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Чтение. Работа с текстом»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Смысловое чтение и работа с текстом» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Зырянская СОШ».  Программа разработана для 5-9 классов на основе: 

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Учебного плана МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И. Королёва.

3.Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО)

Выбор программы в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и формирует умение грамотно выразить свои мысли и  создавать собственные высказывания.

Главной целью изучения предмета «Смысловое чтение и работа с текстом» является: 

  • Приобретение учащимися навыков смыслового чтения.
  • Создание условий для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
  • Достижение цели осуществляется в процессе формирования и развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на освоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности;
  • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. оценка информации.

Описание места предмета в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет практическую направленность и реализуется в объеме 170 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).

Планируемые результаты

Личностными результатами являются:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
  • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
  • познавательный интерес к различной информации;
  • читательский интерес;

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,  формулировать несложные  выводы, основываясь на материале текста-источника;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
  • умение сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков,
  • умение представлять материал в виде таблицы или схемы;

Предметные результаты:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

  • ориентироваться на содержание текста и понимать его целостный смысл;
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • определять назначение разных видов текстов;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
  • определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
  • составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
  • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
  • делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Получит возможность научиться :

  • выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации :

  • откликаться на содержание текста;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения
  •    связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  •    оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  •   откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
  •    на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  •    в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  •     использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации

4.  Содержание курса

5 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

7 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

9 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

  1. Тематическое планирование

Тема

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

16

12

12

8

8

2

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

9

14

14

20

20

3

«Работа с текстом: оценка информации»

9

8

8

6

6

4

Резерв

1

1

1

1

1

Всего

35

35

35

35

35



Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе

Тема занятия : «Работа с текстом»

Цели:

1. Развитие  умения   определять  тему  и  основную  мысль   текста.

2.Формирование  умений  и  навыков   узнавания  связного  текста.

3. Развитие  умения  пересказа   текста.

Задачи :В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Развивать речевые навыки при устных высказываниях;

Продолжить знакомство с понятием «текст», «заголовок»

В сфере коммуникативных УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

1. Актуализация опорных знаний.

На доске картинки слов тетрадь, ежи, карандаш, собака, трактор

- Что можете сказать про эти картинки ? ( Картинки обозначают словарные слова)

Задание:

 -По первым звукам составьте слово. Это будет тема нашего занятия (текст)

Сергей Рубинштейн : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять».  На наших занятиях мы учились понимать текст

Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного .

Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Задание 1 Перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, (№1).

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Задание 2.Выполним упражнение по озаглавливанию текста

- Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?

- Но для этого вспомним требования к заголовку текста:

Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.

Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,

  • быть ясным высказыванием;
  • заключать в себе основную идею текста;
  • не противоречить содержанию материала;
  • быть понятно сформулированным;
  • возбуждать интерес читателя.

(выполняют задание)

(М.В.Ломоносов) Почему? (Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;

Беседа.  (Проверка выполнения)

-Какова основная мысль текста?

• Все науки в грамматике нужду имеют.

• Трудная судьба великого ученого.

• Ученый мирового значения.

• Правила построения родной речи.

Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики

Задание 3.

Итак, упражнения на построение смысловых опор, планов

 В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.

Простой план.

 1. Трудный путь юноши к науке.

 2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.

 3. Без грамматики невозможно познать родной язык.

(проверка)

Беседа  по вопросу Для чего необходим план?

  • Помогает лучше понять тему текста.
  • Воспроизвести хронологию событий.
  • Сохранить последовательность изложения.

Задание №4.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

В чем отличие текстов?

Что нового вы узнали об этом человеке?

А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:

Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -

1 Ломоносов -сын поморского помещика -

2. Отправился с рыбным обозом в Москву +

3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -

4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+

5, Был основателем Петербургского университета.-

6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом –(взаимопроверка)

Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.

Физкультминутка

Следующий этап работы:

Ребята, мы с вами знаем, что  ваши работы должны характеризоваться :

  • смысловой цельностью.
  • речевой связностью .
  • последовательностью изложения.

Задание №5

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Образец.

1 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

2  Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

3  Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

4 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого

5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

6 В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Перепутанные предложения:

1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Задание №6

Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.

Подведение итогов:

В результате занятия мы научились:

  • определять основную тему текста,
  • подбирать заголовок,
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
  • составлять план, учились последовательно излагать свои мысли.

 Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Если останется время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове. М.В.

Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)

«высокий уровень» - все понял, активно работал, делал выводы

«средний уровень» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«низкий уровень»- есть вопросы, нужно повторить

Рабочий лист ученика ___________________________________________

Задание №1.

Внимательно прочитайте текст.

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Задание №2. Озаглавить текст.

-----------------------------------------------------------

Задание 3.

Составьте план текста.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №4.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

Задание №5

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Перепутанные предложения:

1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2  Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5  Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Задание №6

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.



Предварительный просмотр:

Дифференцированные творческие задания по русскому языку

для 6 класса

1 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..писец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему  Купи нам лучшее что есть на свете! Пр..шли гос(?)ти – Эзоп под..ет одни только языки жареные вареные с..ленные.

 - Что это значит?

 - А разве язык (не)самое лучшее на свете?  … Ничего нет лучше языка!

 - Ну так на завтра купи худшее что есть на свете.

На следу..щий день Эзоп опять под..ет одни только языки.

 - Что это значит?

 - А разве язык не самое ху..шее на свете?  …Ничего нет хуже языка!

Рассердился Ксанф,  но придрат(?)ся  (не)смог.

а) В обоих репликах Эзоп (см. текст) пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

б) На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?

в) Подберите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность слова язык.

г) Запишите как можно больше пословиц, поговорок, устойчивых выражений со словом язык.

д) Отечественную войну 1812 года называли в литературе «Нашествием двунадесяти языков». Что значит слово «язык» в этом выражении?

е) Составьте предложения со словом язык, чтобы оно было разными членами предложения.

  1. От названия площади у колокольни Ивана Великого в Москве, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Что это за выражение, что оно означает? Составьте с ним предложение.
  1. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?
  1. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему была ведома всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
  1. Понедельник, вторник, среда и т.д. ранее такие 7 дней назывались «седмица». Позже появилось слово «неделя». Почему именно «неделя»? И каким образом возникло это слово?
  1. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако правила соединения слов в предложении точно такое же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Глокая кудра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

  1. Найдите ошибку в грамматической характеристики трех имен существительных.

А. Имя существительное – одуш., нариц., м.р., 2-е скл., ед.ч., В.п.

Б. Имя существительное – неодуш., собств., с.р., 2-е скл., ед.ч., П.п.

В. Имя существительное – неодуш., нариц., м.р., 2-е скл., мн.ч., И.п.

8. Составьте кроссворд по теме «Лексика».

9. Подберите слова разных частей речи, состоящие из трех букв.

10. Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из сказки Пушкина:

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

11. Этот клуб давно открыт, хотя дверь в клуб сейчас заперта.

Нет ли противоречия в данном предложении?

12. Напишите мини-сочинение «Росла в лесу Елочка-тихоня…».

2 вариант

  1. В приведенном рассказе о подвигах барона Мюнхаузена  расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Особенно пор..зили нас птич(?)и гнезда. Они были нев..роятно огромны. Одно орлиное гнездо было выше самого высокого дома и было сплетено из дубовых ств..лов.  (В)нем мы нашли пять сотен яиц, Каждое я..цо вел..чиной с  боч(?)ку.

                Мы разбили одно я..цо – из него вылез пт..нец раз в двадцать больше взрослого орла. Пт..нец зап..щал. (К)нему на помощ(?) пр..летела орлица. Она схв..тила нашего капитана подн..ла его до бл..жайшего обл..ка и оттуда швырнула в море.

                (К)счастью, он был отлич(?)ный пл..вец и через (не)сколько часов добрался до сырного острова впла..ь.

а) Найдите в тексте однокоренные слова. Разберите их по составу.

б) Подберите синонимы к слову пор..зили.

в) Выпишите слова с мягким знаком. Объясните, какую функцию

выполняет Ь в каждом из слов.

г) Подчеркните грамматические основы в предложениях 1-го абзаца.

  1. Одним из подвигов Геракла является расчистка громадных царских конюшен. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
  1. Найдите слова с приставкой по-?

Подорожник, подушка, подозрения, подоить, подоконник, подержать.

  1. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может ли такое быть? Объясните.
  1. Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
  1. Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ.

        А. [  ], (что).                                          Д. [  ], и [  ].

                 Б. (Когда), [  ].                                Е. [Где], (  ).

                 В. (Который), [  ].                                 Ж. (Чтобы..), [  ].

                 Г. [  ], [  ].

  1. Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих Любимых писателях. Найдите его ошибки.

        «Я люблю книги Марк Твена, Стефан Цвейга, Джек Лондона, Жюль Верна, а особенно – рассказы Конан Дойла о Шерлок Холмсе».

  1. Объясните смысл предложения: «Имя существительное – хлеб языка». Какой прием использован в этом выражении?
  1.  Комнат…   освещ…  ламп…

Сколько предложений можно придумать из этих слов, не меняя их порядка? Запишите их.

  1. Подберите 2 группы слов с одинаковым корнем  -реч- , но с разным значением.
  1. Составьте транскрипцию слова, взяв:

                        4-й звук от слова крылья

                        4-й звук от слова ящик

                        3-й звук от слова визг

                        ударный звук от слова столяр.

Какое слово у вас получилось?

  1. Найдите слова, выдуманные Н. Лесковым, автором сказа «Левша». Объясните способ их образования:

        А.  «Если бы был мелкоскоп, который в 5 миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено…».

        Б.  «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

        В.  «Мы на буреметр смотрели: буря будет, потонуть можешь».

  1. Напишите мини-сочинение: «На стройке работает кран Работяга…».

3 вариант

  1. В приведенном отрывке из сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

        Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит.

        Больше всего на свете он любил зв..рей. В комн..те у него жили зайцы в шкафу белка на д..ване жил к..лючий еж(?). В сундуке жили белые мыши. (Со)всех ст..рон к доктору пр..ходили л..чит(?)ся больные п..стухи рыб..ки др..в..секи кр..стьяне и каждый сразу ст..новился зд..ров.

а) Сосчитайте, сколько раз встречается гласный звук слова жизнь в выделенном  предложении?

б) Найдите однокоренные слова и разберите по составу

в) Образуйте от существительных, называющих животных, возможные уменьшительно-ласкательные формы ед. числа.

г) Подчеркните грамматические основы в предложениях 1-го абзаца. Объедините эти предложения в одно.

  1. Составьте предложения со словами военный, столовая , дуло – так, чтобы эти слова были разными частями речи.
  1. Назовите семь названий лиц или предметов, носящих исконно-русские наименования, и семь – заимствованных.

     Возок несется через ухабы

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

          Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.

  1. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить?
  1. Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-му склонению. Все они кончаются на –я, но не относятся к 1-му склонению. Что это за слова? Запишите их.
  1. Запишите словосочетания  со словом острый в разных его значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.
  1. Даны грамматические характеристики трех имен прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.

        А. Имя прилагательное – ж.р., ед.ч., В.п.

        Б. Имя прилагательное – с.р., ед.ч., П.п.

        В. Имя прилагательное – м.р., мн.ч., И.п.

  1. Назовите имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика.
  1. Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?
  1. Напишите как можно больше слов с удвоенными согласными.
  1. «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама».

Составьте такое предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе-папе, но слово папа или отец не употребляйте!

  1. Найдите 4-е лишнее:

первый класс, первый том, первый ученик, первый этаж.

  1. Напишите мини-сочинение «Апельсины в корзинке».

4 вариант

  1. В приведенном отрывке из сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Скоро все звери у которых были плохие гл..за, получили от Айболита оч(?)Ки. Лошади стали ходить в оч(?)ках. Даже старые в..роны (не)вылетали из гн..зда (без)чо(?)ков.

Каждый день пр..ходили к доктору ч..репахи л..сицы и козы пр..летали жур..вли и орлы.

Всех л..чил доктор Айболит но денег (не)брал ни у кого. Какие же деньги у ч..репах и орлов!

а) Найдите слова, обозначающие названия животных и птиц. Разбейте их на 2 группы: те, от которых можно образовать названия их детенышей, и те, от которых нельзя.

б) Может ли существительное очки иметь форму ед.ч.? Приведи примеры существительных, которые имеют форму только мн. числа.

в) Определить количество звуков и букв в словах: лошадь, прилетали, плохие.

г) Подберите синонимы к слову доктор.

д)  Определите склонение существительных 1-го абзаца.

  1. Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…». А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, очи, уста, персты, выя.
  1. Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходило действие:

«Отодвинув дела, взялся за кофе; за ним он развернул еще сырую утреннюю газету и стал читать ее».

  1. Детей зовут Соня, Толя, Лера, Дуня, Гриша. Как их будут звать, когда они вырастут?
  1. Приведите примеры слов, в которых:

букв > звуков

букв < звуков

букв = звуков

  1. Сколько слов можно здесь прочитать?

Хлопок, замок, полки, село.

  1.       Испания… Яркое солнце, серенады, бой быков… Как далеко это от нас!

       Однако, входя в свою квартиру, вы непременно проходите через одно такое место, которое могло бы напомнить вам об Испании и ее экзотических традициях.

Что это за  место?

  1. Сколько слов можно прочесть в кругах? Читать можно по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, но обязательно вперед.

                     

                                                                     

  1. Запишите как можно больше прилагательных, обозначающих цвет фруктов.

Апельсиновый, вишневый…

10. Какие 2 местоимения мешают автотранспорту?

11. Объясните, почему в известной детской песенке упоминается слово скатерть. Объясните значение выделенного слова, разберите его по составу.

Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется

И упирается прямо в небосклон.  

     12. Во что превратятся слова: мёл, запрёт, шлём, если

      букву – ё заменить буквой – е?

     13. Подберите слова к схемам:

                 

     14. Напишите мини-сочинение:

«Я проснулся рано утром и увидел в окно …»



Предварительный просмотр:

 

Занимательные задания по русскому языку

для учащихся 8-го класса

  1. Игра «ГРАМОТЕЙ»

Условия игры:

Из букв, входящих в  слово «грамотей», нужно составить как можно больше слов разных частей речи, учитывая, что  буквы не должны повторяться.

Занимательные задания:

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.

4. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.

 Второе – летний дом.

 А целое порой

 Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,

 Горы, реки есть на мне.

 С буквой “П” – от вас не утаю –

 Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,

 В ней он озвучен и смягчён.

 Приставка в “воплощение” где-то,

 На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,

 В “очерке” найди приставку мне,

 Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

 Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

5.  Замените выделенные словосочетания одним  иностранным "словом,  равным   по

 значению выделенным словам.

 1. Незабываемая картина — торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили  помещение для стрельбы в цель.

 Слова  для  справок. Свитер, тир, мандат, парад.

6. Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная.

 (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхое, старенькое пальтишко, «из  которого уродливо вырос». (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.) 

 7. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

 В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодаря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

8. На плакате — надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями   животного   мира»  — нарисованы комар, мышь, свинья, курица,  кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями,  носиться как курица с яйцом и т. п.

9. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Вот некоторые из них:

 Валится из рук                                  —'не клеится, не работается';

 голыми руками взять                       — 'легко одолеть';

дать по рукам                                               —'наказать, отучить';

дать руку на отсечение                    — 'поручиться';

из рук в руки                                    —'непосредственно';

как без рук                                        —'беспомощно';

 легкая рука                                       —'удачное начало';

 мастер на все руки                           - 'умелец';    -

не покладая рук                                —'неустанно';

 подать руку                                      —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

10. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно  больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

 Нос

Задирать (задрать)  нос;.

вешать (повесить)  нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать  носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть  глаза  выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть   (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7 классов: «Знатоки литературы»

 Цели:

Образовательные:

- закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения русского языка и литературы;

-пополнять и обогащать словарный запас,

-формировать и развивать культуру речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- развивать навыки устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти и развитию внимания;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

-повысить мотивацию и интерес к изучению предмета;

- прививать навыки культуры поведения;

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, наглядный материал (портреты писателей и поэтов, зарисовки к художественным произведениям), аудио с музыкальным сопровождением

Ход мероприятия.

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)

  Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы поучаствовать в литературном соревновании  и определить «знатоки» литературы, получить удовольствие от совместно проведённого времени, пообщаться и узнать что-то новое и интересное.

Нас с вами ждут литературные «соревнования», по итогам которых победителей ждут грамоты и приз. В добрый путь!

1.Литературная разминка.

Ответьте на вопросы по русскому языку и литературе

  1. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
  2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
  3. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)
  4. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
  5. Что означает фразеологизм «ахиллесова пята»? (слабое место.)
  6. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
  7. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)
  8. Сколько склонений в русском языке? (три)
  9. Как изменяются наречия? (не изменяются)
  10. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

2. «А знаешь ли ты…?»

Проверь правильность значения фразеологизма

1. Голова как решето. С вниманием и интересом слушать.

2. Потерять голову. Стать спокойнее, собранее.

3. Вешать нос. Не обращать внимания на то, что говорят.

4. Зарубить на носу. Растеряться от волнения.

5. Клевать носом. Ничего не делая, бездельничая.

6. Взять себя в руки. Замолчать, перестать говорить, болтать.

7. Сложа руки. Задремать на мгновение.

8. Навострить уши. Огорчаться.

9. Пропустить мимо ушей. Забывчивость.

10. Ушки на макушке. Сильный дождь, ливень.

11. Лететь стрелой. Бежать очень быстро.

12. Льет как из ведра. Готов к неожиданному, внимателен.

13. Сел в галошу. Оказался в смешном положении.

3. «Пословица — это зеркало народа»

Найди ошибки в пословицах и замени их.

  • Делу-время, потехе-минута.
  • Одна голова хорошо, а две – некрасиво.
  • Не спеши руками, торопись делом.
  • Слива от яблони недалеко падает.
  • Деньгами горю не поможешь.
  • Ученье - свет, а неученье - мрак.
  • От скуки бери лопату в руки
  • Дареному коню в глаза не глядят
  • Баба с возу – кобыле сено
  • Всяк кулик свое болото хвалит
  • Мороз невелик, да сидеть не велит

4.  « В стране произведений»

Назовите автора, из чьего произведения взято описание, и назовите произведение.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

 «Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

"…Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…"

(Л.Н.Толстой  «Детство»)

"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”.("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

"Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)

"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)

"Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

"И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”.("Корова” А. Платонов)

5. «Знатоки»

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

  1. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(не был дан  Великому народу»)

6. «Соедини-ка»

Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

Ершов

Травка

ямб

Капитанская

«Кладовая солнца»

Астафьев

Виктор Петрович

дети

дочка

Красный нос

"Левша”

нищий

Пеппи

А. Линдгрен

подземелья

"Конёк-горбунок”

мороз

Длинный чулок

"Малыш и Карлсон”

былина

принц

Н.Лесков

Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

легенда

Размер стиха

Илья Муромец

Данко

7. «Пантомима»

Покажи произведение.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран.
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

8. «Как много знаю я стихов?»

Выдолжны продолжить или закончить его.

1.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюёт за окном)

("Узник” А.С. Пушкин)

2.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

3.

Белеет парус одинокий, 
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( "Парус” М.Ю. Лермонтов)

4.

«Раз в крещенский вечерок….» (девушки гадали)

(В.А.Жуковский, баллада «Светлана»)

5.

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – 
(…Пора, красавица, проснись.)

("Зимнее утро” А.С. Пушкин)

6.

«Погиб поэт,……» (невольник чести. Пал оклеветанный молвой» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)

7. «А вы, друзья, как ни садитесь,……

        (Все в музыканты не годитесь»  И.А.Крылов «Квартет»)

9. Подведение итогов

 «Главное - не победа, а участие»

Жюри объявляет победителей, вручает им призы



Предварительный просмотр:

Творческие задания для развития речи учащихся на уроках русского языка в 6 классе.

        Данные творческие задания следует рассматривать как один из этапов обучения русскому языку; они в игровой, занимательной форме учат правильно, красиво, в определенной форме строить предложения, выражать свое мнение, создавать авторские работы. Конечный результат – грамотная речь.

         Задания предполагают межпредметные связи, учет личностного ориентирования учащихся, их творческие способности, являются дополнением к учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы.

           Конечно, творческие задания требуют достаточно много времени, определенного настроя, поэтому они чаще становятся продолжением урока дома. Некоторые стихотворные пробы – это коллективный труд, результат эмоций, когда ребята наперебой предлагают варианты рифмованных строчек. Но эти задания сплачивают ребят, прививают интерес к русскому языку, развивают, пополняют их словарный запас.  

Часть первая. Творческие задания

1.К уроку «Русский язык – один из развитых языков мира».

                      Придумайте предложение по данному началу «Русский язык – это…».

       В форме рассуждения докажите свою точку зрения.        

       Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод.)

Придумайте стихотворение о русском языке, можно по заданному началу: «О, милый, любимый мой Русский язык…»

Ильина Олеся

Русский язык

О, русский мой язык,

Прекрасней нет тебя!

Прожить я не смогу

Без русского и дня.

Как написать письмо,

Слова мне как сказать?

А кто-то, знаю я,

Стремится загрязнять

Любимый наш язык,

Да, кто к чему привык,

Родной язык не тесен,

В нем очень много слов

Красивых и прелестных,

Блистательных, чудесных.

Давайте будем честны

И скажем мы тогда,

Что скверными слова

Не станут никогда.

Балан Яна

***

О, милый, любимый мой русский язык!

К тебе я давно, мой дружочек, привык.

Я в школу иду – ты в портфеле со мной

И дома у телика под головой…

2.К уроку «Повторение изученного по лексике в 5 классе»

Опишите нынешнее состояние природы, используя синонимы и антонимы. Какие художественные приемы используют поэты и писатели, создавая свои произведения данными средствами языка? (Эпитет и метафора. Вспомним: эпитет- это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Метафора - вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.)

Напишите стихотворение об осени, можно по заданному началу: «Вдаль улетает птичек стая…».

                                                                     

Герасимова Алена

***

Вдаль улетает птичек стая,

Я же сижу, о пятерке мечтая…

***

Вдаль улетает птичек стая –

Наступила пора золотая,

И яркими стали на кленах листочки,

Пожухла трава, и погасли цветочки,

Покрылись все лужицы корочкой льда,

И серою стала на речке вода,

Закончилось лето, а яркая осень

К нам смотрит в окошко верхушками сосен.

3.К уроку «Эмоционально окрашенные слова».

Представьте себя маленьким обиженным котенком, который провинился и наказан, или веселым щенком, с которым всем хочется играть, и от их имени напишите эмоциональное  обращение к своему хозяину.

Придумайте четверостишья по заданным началам: «Я котенок-шалунишка…», «Я милый, задорный, веселый щенок…».

***

Я - котенок – шалунишка.

«Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка-

Рвать её листочки сладко…»

***

Я – милый, задорный веселый щенок.

К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!  

4.К уроку «Фразеологизмы».

Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

Напишите стихотворение по заданному началу: «Летел сломя голову я через лес…».

***

Летел сломя голову я через лес,

От страха потом на сосну я залез,

Прижался к стволу и ,как заяц, дрожал-

Казалось, за мною медведь побежал.

Все ближе шаги, шорох листьев и треск,

Глаза я закрыл, не смотрю вниз на лес.

Под деревом кто-то шуршит и скулит,

Наверно, взобраться ко мне норовит.

Открыл я глаза, чтоб увидеть, где враг-

Да это ж щеночек, мой глупенький Чак!

5. К уроку «Правописание приставок пре- и при-.

Придумайте связный текст, используя приставки пре- и при-. (Побеждает тот у кого больше слов с данными приставками.)

Придумайте связный текст так, чтобы каждое слово начиналось на букву П, используйте приставки пре- и при-.

Напишите стихотворение о данных приставках.

Марышев Антон

          Придумал Паша печь пирожки. Пошел парнишка покупать продукты. Продавец предложил прекрасное повидло. Пирожки с повидлом! Просто прелесть! Пошел Паша предложить попробовать повидло подружкам. Посмотрим, понравится ли.

 

6. К уроку «Имя существительное».

Расскажите занимательную историю из жизни класса, используя эмоционально окрашенные  имена существительные. (Вспомните: часто существительные заключают в себе эмоциональную оценку. Такие слова употребляются в разговорном стиле речи, например: лентяй, лодырь, вредина и т.д. Кроме того эмоциональную окраску могут придать именам существительным некоторые суффиксы: уменьшительно-ласкательные, преувеличения, пренебрежительные (лапка, лапушка, лапища, лапчонка).

Напишите стихотворение, состоящее из одних имен существительных или такое, в котором существительные будут преобладать существительные.

Лепешкина Анастасия

***

Свет солнца, птичек пенье,

Весны приход, цветов цветенье,

Бег ручейков и листьев шелест,

В лесу стук дятла, рыбы нерест-

Все радость сердца моего!

Прекрасен мир! Люби его!

***

Свет солнца, шелест шелка платья

И праздники весны, объятья,

Стук сердца, вдоха замиранье…

Любовь и радость и страданье.

7. К уроку «Не с существительными».

Придумайте историю, случившуюся с Незнайкой, попавшим на урок информатики, используя существительные с не.

Придумайте стихотворение по заданному началу: «Незнайка все утро в кровати лежит…».

Емельянова Анастасия

***

Незнайка все утро в кровати лежит,

Хоть солнце взошло, все равно не спешит.

Ему бы валяться в постели весь день-

Непобедима всесущая лень…

8. К уроку «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Опишите деревце, растущее за окном, используя яркость, образность прилагательных.

Напишите стихотворение по заданному началу: «Выросла осинка под моим окном…» или создайте произвольную пейзажную зарисовку. (Вспомним: пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем, В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.)

Добрынина Яна

Ночь

Тишина, вокруг деревья, заколдована страна;

Тихо-тихо ветер легкий дунул прямо на меня-

И как в старой доброй сказке загорелася луна.

Вкруг зажглись и первозвезды, засверкали, как огни,

А деревья, словно волки, притаилися в тени.

И, как лодка в океане, я стою среди полей,

Еле слышен лай собаки из деревни Водолей,

Мужики зашли домой

И совсем-совсем неслышно дверь закрыли за собой.

Ночь укрыла покрывалом всю деревню Водолей…

Очень жаль, что очень мало таких тихих, добрых дней.

                                                       

 Медведева Екатерина

Мороз

Замирает душа от мороза,

От снежной красоты –

Покрыты тонким инеем

Деревья и кусты!

Всё в белое одето:

И сад, и провода,

И словно все планеты

Из снега, изо льда.

И в воздухе морозном,

И в белом поле снег,

Как будто это звезды

Осыпались с небес.

9. К уроку «Степени сравнения имен прилагательных»

Опишите праздничный обед, используя степени сравнения имен прилагательных.

Напишите четверостишье по заданному началу «Был вкусным у Васи воскресный обед…»

  Ильина Олеся

***

Редчайший у Васи воскресный обед:

Ломился тот стол от вкуснейших котлет,

Селедки под шубой и курочки гриль,

Грибочков, капусты – народный же стиль.

Но самой прекрасной картошка была,

С укропом и маслом – царица стола!

А сладостей сколько! Не перечесть:

Зефиры, конфеты и торты – всё есть.

Вот только подумайте, как нам все съесть?!

10. К уроку «Притяжательные прилагательные»

Напишите размышление в прозаической или стихотворной форме от имени братьев наших меньших на тему «Что думает обо мне моя собака (кошка, попугайчик...)».

Ильина Олеся

***

Когда же, дружочек, придешь ты ко мне?

Устал я рассматривать дырку в стене,

Устал я твой тапочек вкусный жевать,

Устал забираться с разбегу в кровать…

Боюсь, отругаешь – я вазу разбил.

Ну, просто запыхался, воду в ней пил.

Еще съел обед твой – стоял на столе,

А запах был слышен в соседнем дворе…

А так всё в порядке, я жду тебя, друг!

Хочу я побегать, узнать, что вокруг.

11. К уроку «Не с именами прилагательными»

Написать этюд, зарисовку в прозаической или стихотворной форме о мире, о себе, в котором то радостно, то одиноко.  (Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу. Зарисовка – словесное описание чего-либо.)

Ильина Олеся

Зима

Как холодно зимой и грустно мне одной –

Из глаз, как будто льдинки, капают слезинки.

Я посмотрю в окно – на улице темно,

Все люди спят давно, ведь им же все равно…

Лишь деревце одно со мною плачет вместе,

Наверно, и оно простужено давно.

12. К уроку «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

Написать миф или сказку о значении глагола, о его происхождении...

Написать стихотворение, в котором преобладали бы глаголы. Можно по заданному началу «Наш весёлый, дружный класс…»

Глобова Маргарита

***

Наш веселый дружный класс –

Ну, вглядись в него сейчас:

Этот пишет, этот спит,

Тот решает и ворчит,

Этот яблоко жует,

Русский списывает тот,

Эти прыгают, шумят,

Те поют, а те галдят…

Безалаберный народ?

Переменка это! Вот!

13. К уроку «Систематизация и обобщение изученного о глаголе»

Написать миф или сказку о наклонениях глагола.

Написать былину на школьную или бытовую тему.

Обычно к такому заданию дается начало:

Как во городе Кирсанове

Что в Тамбовской-то губернии

В школе светлой белокаменной

Стал учиться лентяй  Васенька.

А хотелось тому Васеньке

Самым первым в этой школе стать,

Но при этом утро, вечер, день

На печи теплой лежать…

 (Вспомним: миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений. Сказка -  вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.)

14. К уроку «Числительные, обозначающие целые числа»

Рассказать в форме волшебной сказки, мифа, занимательной истории о происхождении названия какого-либо числа.

Эктов Никита

Цифры

Столбик – это единичка.

На него уселась птичка.

Цифра два – сердитый гусь.

Злой он очень. Ой, боюсь!

Два крючка соединили –

Цифру три мы получили.

Стул поставим вверх ногами –

И четверка перед нами.

Полкольца, а сверху крюк –

То пятерочка, мой друг.

Шесть похожа на замок.

Он поднял свой хоботок.

Семь похожа на косу.

Я косу в руке несу.

Восемь – это две баранки.

С ними съем тарелку манки.

Шесть на голову поставим –

И девятка перед нами!

Ноль – спасательный кружок.

Красный, белый, как флажок.

15. К уроку «Повторение и систематизация знаний по теме «Местоимение»».

Написать сочинение, этюд, реплику на тему «Мое заветное желание».

Написать стихотворение по заданному началу « В детстве я мечтала…»

***

В детстве я мечтала

О желтых апельсинах,

О вкусных шоколадках,

Конфетах и зефирах…

Но девочка росла,

Росла, росла, росла…

А как мечта? Была?

А, может, не была?

Теперь есть апельсины,

Конфеты и зефиры,

Есть груды шоколада,

Но только им не рада

Капризная девчонка.

Она ушла в сторонку

И о другом мечтает..

Быть может, так случится:

Мечта вновь воплотится,

И будет ей не рада

Её душа- отрада.

Так стоит ли мечтать?

Часть вторая

Комплексный анализ предложения.

            Комплексный анализ предложения – это также один из этапов формирования правильной речи учащихся, т.к. он включает в себя различные виды работы, как привычные, проводимые практически  на каждом уроке, так и достаточно нетипичные, приближенные к анализу текста.

Комплексный анализ предложения.

ПЛАН.

  1. Орфографическое чтение предложения.

  1. Пунктуационное чтение предложения.

  1. Виды разборов:

а) синтаксический, с составлением схемы предложения;

б) фонетический;

в) морфологический;

г) разбор слова по составу;

д) словообразовательный;

е) объяснение лексического значения указанных слов.

Слова для разбора указывает учитель, либо дети подбирают сами. Второе позволяет определить уровень подготовки учащихся, их самооценку.

  1. Определить, к какому стилю относится предложение.

  1. Составить мини-текст, продолжив тему, затронутую в предложении.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

      Данный алгоритм позволяет повысить орфографическую зоркость, активизирует интеллект и воображение.

Использованная литература:

1.Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» (Планирование) Москва «Просвещение» 2001 год;

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев Москва «Просвещение» 1985 год