Инновационная/экспериментальная деятельность (география)


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская  деятельность на уроки географии

в условиях реализации системно-деятельностного подхода

 Структура     урока    с применением проектно-исследовательской деятельности

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии  создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач. 

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает

достижение 3 уровней предметных результатов

Первый уровень результатов 

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные результаты

Личностные

Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; поиск необходимых знаний и их использование в конкретной работе; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программ спецкурсов:

-       иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-       знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-       уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-       уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

-       владеть планированием и постановкой эксперимента.

Возможные результаты («выходы») проектно-исследовательской деятельности школьников:

  • альбом,
  • гербарий,
  • журнал,
  • книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • наглядные пособия,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия
  • проект исследовательской работы
  • таблица и др.

Для успешной реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО нового поколения педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

·         Педагог должен сам быть творческой личностью

·         Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

·        Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

·       Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося

·      Должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.

 Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

.Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. - М. : Московская академия развития образования, 1996. - 546 с.

.Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. - Тольятти, 2000. - 184 с.

.Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.

.Лобок А.М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru

.Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. - Красноярск, 2004. - 112с.

.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2010.

.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2016.

.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.

.Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. - М.: Школьные технологии, 2008. - № 4.

.Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.

.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/



Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологий на уроках географии

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качестве экспериментальной деятельности используются кейс- технологии. Введение данной технологии  связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС.  Изучив большое количество материала об использовании кейс- технологии, был сделан  вывод, что их можно рассматривать как

  1. Создание пакета  учебных материалов, документов по определённой теме (от английского case – портфель, чемодан);
  2. Поиск решения практической проблемы (от латинского casus – запутанный необычный случай).

Итак, кейс – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Кейс – технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс–технологии  можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые, методы познания. В неё входят: моделирование (построение модели ситуации), системный анализ (системное представление и анализ ситуации),  проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации),  игровые методы, мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования), дискуссия и другие формы и методы преподавания.

 Данный вид технологий  применяется мною  почти во всех классах (6-11) чаще всего как опредёлённый этап урока:

- создаются учебные ситуации либо проблемы, когда ребятам нужно самим принять решение( метод инцидентов) (систематически, практически на каждом уроке); Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о каком-либо случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Анна Петровна  всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.

- Что это?!! – с ужасом спрашивала Анна Петровна у соседки по лестничной клетки.

Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».

Вопросы к тексту:

Могут ли это быть грибы?

А другие организмы (например, растения)?

- Метод разбора деловой корреспонденции (ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение).

Например, на уроке обобщения по теме «Атмосфера. Ее значение» обучающиеся получали такие кейсы с заданиями :

  1. Раньше люди часто гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Это оказалось загадкой для  остального экипажа. Объясните, пожалуйста, причину гибели солдат. (Ответ: Нехватка воздуха. Для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 м3 воздуха).
  2. Древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди придумали поговорку «Это нужно нам как воздух!». Что именно отражают взгляды учёных и данная поговорка? Обоснуйте свой ответ.(Ответ:  Хотя люди и могут задержать дыхание на 3-4 минуты, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания)

-Метод ситуационного анализа (Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности).

1) Кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий, нормально, остался здоровым. Объясните результаты опыта. (Ответ:  Воздух должен поступать в организм через носовую полость, которая выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Его реснички перегоняют пыль, в ротовую полость, откуда она удаляется. Бокаловидные клетки мерцательного эпителия выделяют слизь, которая увлажняет воздух и убивает микробов. Кроме того, в носовой полости много кровеносных сосудов, а кровь согревает воздух, который проходит через носовую полость. Ротовая полость этих функций не выполняет).

2)В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань. Объясните причину смерти. (Ответ: во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод. А в то время, когда человек говорит, гортань не защищена надгортанником. И проглоченный в этот момент предмет попадает в дыхательные пути – человек задыхается)

-  используется  игровое проектирование ( например, 10 кл. «Каким вы видите человека в 3000 году?»)

- применяется метод проигрывания ролей  (например, 8 кл. «Я лес. Я имею следующее строение…Моя работа заключается в следующем…и т.д.)

-часто применяется метод дискуссии  (9, 10, 11 кл. «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» и др.)

Проводятся уроки, когда при подготовке к ним необходимо собрать много информации и создать папку( «кейс») с материалом по теме не учителю, а обучающимся.(Например, к уроку «Центры происхождения растений учащиеся 9 класса собирали материал о Вавилове, создавали презентации, оформляли «кейс»).

 

С использованием кейс- технологии, особенно при подготовке, был проведён мастер- класс в 8 классе по теме «Сердце, тебе не хочется покоя…» (2012 – 2013 уч. год)

 

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-  индивидуальная самостоятельная работы обучающихся  с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация (письменная, устная, мультимедийная)  и обсуждение результатов малых групп на общей дискуссии .

Опыт использования кейс- технологий при обучении географии  показал его высокую эффективность с точки зрения:

  • развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
  • актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
  • эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
  • стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
  • повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

В перспективе планируется расширение тем, по которым будут создаваться «кейсы», и более широкое применение кейс- технологий при проведении уроков биологии.

По моему мнению, кейс-технологии неэффективны в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. А также не будет высокого результата, если данный вид технологий применять  в начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме (кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся).

Требования к кейсу:

  1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая  не имеет однозначного решения.
  2. Соответствие текста  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
  3. Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы.
  4. Отсутствие авторской оценки проблемы.

От других технологий «кейс-стади» отличается:

  • Наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить;
  • Коллективной выработкой решений;
  • Возможностью нескольких решений проблемы;
  • Наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся;
  • Наличием системы оценивания деятельности.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:

  • Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
  • Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со  вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:

1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;

2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.

В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

  • сочинение-миниатюра;
  • опорный контекст;
  • схема;
  • таблица;
  • мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,  начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас  и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________

Идеальное состояние: _________________________________________________________
                                         _________________________________________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

http://festival.1september.ru/articles/599068/img1.gif и д.р.

Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных            б) рост заболеваемости              в) случаи геморрагической
инфекций                         малярией, клещевым                  лихорадки.
энцефалитом.

Пути решения:

  1. Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
  2. Разработка новых методов очистки воды;
  3. Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
  4. Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
  5. Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
  6. Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

В заключение следует отметить, что работа с кейсами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует  коммуникативные и социальные компетенции.

ПРМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ.

 

Тема урока: Население мира

    Кейс. 

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

     Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У  тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

     Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

     Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная    дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты  купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

     Второй. Хочешь знать,  в чем секрет моего благополучия? У меня четверо  детей и мы ждем пятого!

(на экране появляются вопросы, листы с вопросами раздаются учащимся)

1)     В какой  стране  могут вести такой диалог старинные друзья?

2)     К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

3)     Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной  ситуации?



Предварительный просмотр:

«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов, системе образования, требуя от нее «шагать в ногу со временем». Эффективной реализации этих требований способствует внедрение модели «Перевернутое обучение» в образовательную деятельность при дистанционном обучении.

Научность. История «переворота»

Первооткрывателями этой модели обучения считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учеников старших классов школы «Вудлэнд Парк», которая находится в штате Колорадо, США. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире. Самс и Бергманн выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей, отважившихся на такой эксперимент.

Как же выглядит модель «перевернутое обучение»? Учащиеся дома работают в учебной онлайн - среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.

Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать ролевую игру для учеников, которые успешно освоили новый материал, и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нём.

Перевернутое обучение - самая простая модель для реализации. Однако не всегда перевёрнутое обучение отвечает высоким стандартам смешанного обучения из-за того, что не все учителя готовы проводить уроки в классе в практическом, интерактивном формате.

Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к интернету.

Плюсы: даёт учителю возможность реализовать интерактивные формы работы на уроке, освобождает от необходимости знакомить весь класс с новым материалом фронтально. Учитель должен подготовить проверочные задания для детей.

Минусы: учитель должен владеть ИКТ, уметь пользоваться ими на уроке. Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.

Советы для успешного «переворота»

  • узнайте подробнее о доступных инструментах. Какие технологии вы можете использовать? Каким образом можно организовать распространение материалов, обмен мнениями и вопросами, оценку работы в интернете? Используйте все технические возможности для облегчения своей задачи.
  • не пытайтесь перевернуть всё и сразу. Лучше начать с «переворота» одного раздела, а потом применить полученный опыт на других занятиях.
  • необходимо подготовить презентацию PowerPoint для учеников и их родителей. В ней рассказать о том, как работает методика «перевернутого обучения», и в чем заключаются обязанности учеников. Сразу разъяснив ученикам и родителям, чего стоит ожидать от уроков, помочь ученикам быстрее настроиться на переход к новой системе обучения.

Стоит ли этим заниматься?

С каждым годом постоянно развивающиеся технологии только упрощают реализацию «перевернутой» модели обучения. Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

Суть методики «перевернутого» обучения можно свести к трём основным компонентам:

  • Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видеоуроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками. Организация учебной деятельности: определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке, подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубление, закрепление и повторение пройденного материала. Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учащимися несколько форм итоговой работы, например, в виде теста или проекта. Основное преимущество перевернутого обучения заключается в такой организации учебной работы, при которой: − Поддерживается развитие качеств и умений XXI века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося. Таким образом, можно выделить несколько главных компонентов, которые нужно учесть при подготовке урока по сценарию «перевернутого» обучения;
  • Объем необходимых знаний, который должны получить учащиеся. Причем лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видеоуроков учителя, а во вторую группу те, которые ученики получат в ходе самостоятельной практической деятельности. Определить виды практических работ, которые будут выполняться на уроках совместно учителем и учениками, индивидуальные и групповые работы, домашние задания. Определить, какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ должны разработать учащиеся во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены учителю, классу и даже родителям и пр. Есть ли необходимость сохранить их после завершения обучения или сделать общедоступными в сети Интернет. Приготовить (создать или найти) видеоуроки и задания к ним, вспомогательные материалы, содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны, на которые будут ориентироваться учащиеся, выполняя свои работы;
  • Придумать гибкую систему оценивания работ учеников, конкретные критерии для выставления отметок. Причем они должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему возможности для дальнейшего совершенствования;
  • Установить виды и способы коммуникации с учениками и получения от них обратной связи. Продумать систему работы, при которой учитель сможет уделить достаточно внимания каждому обучаемому. В заключении, можно сделать следующие выводы: − на основе обобщения опыта преподавателей и учителей создан план действий по внедрению модели «Перевернутого обучения» в собственную педагогическую практику; − после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети, и электронной почты для установления связи с тьютором, при необходимости по ZOOM; − разработаны электронные папки с материалами к урокам, при необходимости в отсутствии Интернета, они записываются учащимися на флеш-карту и просматриваются дома на ПК;

Вывод: Поставленные цели были достигнуты, отношение учащихся к процессу обучения стало более ответственным, произошли качественные изменения во взаимодействии учителя и ученика. Главный итог - начала формироваться информационная образовательная среда, которая в дальнейшем может использоваться не только в связи с технологией «Перевернутого обучения», но и для решения множества других образовательных задач.

Литература

  1. М.Курвитс. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения "перевернутый класс"
  2. М.Курвитс. Перевернутый класс. Часть вторая: что переворачиваем?
  3. М.Курвитс. Часть третья. Перевернутый класс: отличительные особенности перевернутого класса
  4. Бугайчук К.Л. Дайте мне точку опоры, и я переверну...
  5. А.Ищенко. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения.
  6. Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения / О.И.
  7. http://blendedlearning.pro/application/actions/blended-learning-2020/