Система оценивания образовательных достижений (география)

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по географии для 6 класса

Тема: Атмосфера

Теоретические задания

1. Выберите правильное сочетание. В атмосфере выделяют следующие слои, начиная от земной поверхности:

а) тропосфера, мезосфера, стратосфера, термосфера;

б) мезосфера, стратосфера, тропосфера, термосфера;

в) тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера;

г) термосфера, мезосфера, стратосфера, тропосфера.

  1. Озоновый экран расположен в ...

а) тропосфере;                

б) стратосфере;                 

в) мезосфере;                 

г) термосфере.

3. Какой прибор используется для определения влажности воздуха?

а) термометр;                 

б) барометр;                 

в) осадкомер;                 

г) гигрометр.

  1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1

Сгущение водяного пара

А) Климат

2

Движение воздуха в горизонтальном направлении

Б) Воздушные массы

3

Состояние приземного слоя воздуха в данный момент

В) Ветер

4

Большие объемы воздуха с определенными свойствами

Г) Погода

5

Многолетний режим погоды

Д) Конденсация

  1. При подъёме в гору температура воздуха с каждым километром:

а) понижается на 1°С;  

б) понижается на 6°С;  

в) повышается на 1°С;    

г) не изменяется.

  1. Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?

А

730                         738

В

768                              750

Б

770                         750

Г

  1.                            770

  1. Напишите главную причину изменения атмосферного давления.

__________________________________________________________________________

  1. От чего зависит количество водяного пара в воздухе? _______________________

__________________________________________________________________________

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «нет».

1

Важнейшим климатообразующим фактором является широтное положение места.

2

Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам.

3

По-гречески слово «адаптация» означает «приспособление, привыкание»

4

Самый жаркий климат на планете наблюдается в тропическом поясе освещенности, в умеренных широтах – самый холодный.

10. Установите соответствие:

единицы измерения

прибор измерения

 

  1. градусы

а) флюгер

 

  1. мм. рт. ст.

б) термометр

 

  1.  м/с

в) барометр

  1. Заполните пробелы:

 Амплитуда – это ___________ между самой __________ и самой __________ температурой.

Атмосферное давление – это _________,  с которой __________ давит на _________ поверхность и все находящиеся на ней предметы.

  1. Перечислите основные типы облаков _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, чем полярные круги отличаются от других параллелей?_________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите климатообразующие факторы_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические задания

  1.  Атмосферное давление в Москве 750 мм рт. ст., а в Смоленске 739 мм рт. ст. Определите, откуда и куда будет дуть ветер? ____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Начертите график суточного хода температуры по следующим данным:

Часы

0

3

6

9

12

15

18

21

24

Температура, 0С

-1

-4

-6

-2

0

+3

0

-2

-3

         Определите:  а) среднесуточную температуру;

                                 б) суточную амплитуду.

3. Относительная влажность воздуха (f) равна 85 %, максимальное влагосодержание при данной температуре (Ew) 20 г. Определите абсолютную влажность воздуха (a).

4

5. По диаграмме осадков определите:

а) самый влажный месяц

б) самый сухой сезон

  1. Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) t°С максимальную _____ ,   б) время ее наблюдения _______,  

в) амплитуду температур _______.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
  4. Ответ самостоятельный.
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
  9. Понимание основных географических взаимосвязей.
  10. Знание карты и умение ей пользоваться.
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы.
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
  • Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка "1"

  • Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по географии. 7 кл. Тема «Океаны». 1в.

 

Распределите следующие данные по колонкам таблицы «Океаны». К какому океану что относится? Дать пояснение выделенным словам. Ответить на вопросы, выделенные курсивом. Инструкция: например, пункт № 4 – 10 тыс. подводных хребтов относится к Тихому океану. Значит, цифру 4 нужно поставить в 1-ю колонку. Пункт 16 – экспедиция на судне «Челленджер» относится к 2-м океанам. Значит, цифра 16 должна быть занесена в две колонки.

Таблица «Океаны»

Тихий океан  

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

1. Омывает берега пяти континентов

2. Здесь расположена самая глубокая впадина. Как она называется?

3. Береговая линия сильно изрезана в северной части океана

4. 10 тыс. подводных хребтов

5. Занимает ½ поверхности Мирового океана

6. Шельф в этом океане составляет более 2/3 площади океана

7. Омывает берега четырех континентов

8. Большое наличие льдов

9. Большой Барьерный риф

10. Не соединяется с Северным  Ледовитым океаном

11. «Огненное кольцо»

12.  Часты туманы

13. Низкая соленость из-за речных вод

14. Ф. Нансен

15. Ф. Магеллан

16. Экспедиция на судне «Челленджер»

17. О.Ю. Шмидт

18. Джеймс Кук

19. М.П. Лазарев, В.М. Головнин

20.  С.О. Макаров на судне «Витязь»

Проверочная работа по географии. 7 кл. Тема «Океаны». 2в.

Распределите следующие данные по колонкам таблицы «Океаны». К какому океану что относится? Дать пояснение выделенным словам. Ответьте на вопросы, выделенные курсивом. Инструкция: например, пункт № 4 – 10 тыс. подводных хребтов относится к Тихому океану. Значит, цифру 4 нужно поставить в 1-ю колонку. Пункт 16 – экспедиция на судне «Челленджер» относится к 2-м океанам. Значит, цифра 16 должна быть занесена в две колонки.

Таблица «Океаны»

Тихий океан  

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

 1. Большая часть этого океана лежит в южном полушарии

2. Этот океан вытянут с севера на юг

3. Этот океан занимает ½ поверхности планеты

4.  Подводный хребет делит ложе океана на 3 части

5. В этом океане соленость высокая, особенно в Красном море

6. Омывает берега двух континентов

7.  Наименьший из океанов

8. Саргассово море

9. Тайфуны

10. Подводный хребет проходит почти посередине океана, выходит на поверхность в виде острова. Как называется этот остров?

11. Северный Ледовитый океан оказывает  большое влияние на климат этого океана

12. Значительную часть площади океана составляют моря

13. Образование торосов

14. Г. Седов

15. И.Ф. Крузенштерн

16. И.Д. Папанин

17. Мореплаватели Древней Греции, Карфагена, Скандинавии

18. Васко да Гама

19. Ю.Ф. Лисянский

20. Экспедиция на судне «Челленджер»



Предварительный просмотр:

Контрольная  работа по теме «Европейская Россия: Европейский Юг, Поволжье, Урал » 9 класс.

1вариант

Часть А.

А1. К природе какого района относится следующее описание? Равноудален от экватора и полюса. Летом территория получает в 1,5 раза больше тепла, чем в среднем в европейской части России.

  1. Урал;   2) Центрально-Черноземный район;   3) Европейский Юг.

А2. Самая континентальная и засушливая часть Русской равнины – это …

  1. Европейский Север;   2) Европейский Юг;   3) Поволжье.

А3. Красная Шапочка – это …

  1. название горы на Кавказе;   2) наименование водопада в Карелии;

3)название месторождения бокситов на Урале.

А4. Для какого района характерна средняя плотность населения 50 человек/кв.км?

  1. Европейского Юга;   2) Урала;   3) Поволжья.

А5. Какую религию исповедуют татары и башкиры?

  1. Мусульманство;  2) христианство;  3) буддизм.

А6. Для какого района характерно преобладание городского населения над сельским (3/4 населения – горожане)?

  1. Урал;   2) Европейский Юг;   3) Поволжье.

А7. Для большинства субъектов Поволжья характерна естественная убыль. Для какого субъекта Поволжья характерен естественный прирост, хоть и незначительный?

  1. Ульяновская обл.;  2) Калмыкия;   3) Р. Коми.

А8. Выберите названия городов-миллионеров на Урале.

  1. Казань;  2) Екатеринбург;   3) Самара;   4) Уфа.

А9. Тырныауз – это …

  1. название столицы Калмыкия;  2) название месторождения угля на Урале;

3)название вольфрамово-молибденового комбината в Кабардино-Балкарии.

А10. Какой район называют  «автомобильным цехом» России?

  1. Европейский Юг;   2) Поволжье;  3) Урал.

Часть В.

В1. Определите, к каким экономическим районам относятся представленные в списке субъекты РФ?  Установите соответствие.

 Районы:                                      Субъекты:

А. Европейский Юг       1) Самарская обл.;   2) Р. Башкортостан;

Б. Поволжье                    3) Р. Ингушетия;     4) Краснодарский край;

В. Урал                            5) Пермский край;   6) Оренбургская обл.

                                          7) Астраханская обл.;   8) Ростовская обл.

В2. Какие отрасли промышленности представлены в крупных городах Урала? Установите соответствие.

  А. Екатеринбург                    1) цветная металлургия;

  Б. Соликамск-Березники      2) черная металлургия;

  В. Нижний Тагил                  3) химическая промышленность

 Г. Магнитогорск                    4) машиностроение.

В3. Установите соответствие между названиями субъектов РФ и их столицами.

  1. Р. Мордовия                                 А. Екатеринбург;    Б. Уфа;
  2. Р. Башкортостан                          В. Саранск;  Г. Махачкала;  
  3. Свердловская обл.                        Д. Элиста;    Е. Владикавказ
  4. Р. Северная Осетия-Алания
  5. Р. Калмыкия
  6. Р. Дагестан.

В4. Определите субъект  России по ее краткому описанию.

 Область расположена в пределах дельты одной из крупных рек Русской равнины. Преобладают полупустынные территории. Славится арбузами, выловом осетровых рыб. Имеется крупное газоконденсатное месторождение.

Часть С.

С1. Какое крупное предприятие по производству сельскохозяйственной техники расположено в Ростове-на-Дону? Почему именно в этом городе оно расположено?

С2. В каком городе Европейского Юга расположено предприятие «Атоммаш»? Приведите примеры продукции, выпускаемой предприятием.

Контрольная  работа по теме «Европейская Россия: Европейский Юг, Поволжье, Урал» .  9 класс.

2 вариант

Часть А.

 А1. К природе какого района относится следующее описание? По территории района проходит граница между крупнейшими формами рельефа, различными участками земной коры.

  1. Северо-запад;   2) Урал;   3) Поволжье.

А2. Как характеризуется климат Европейского Юга?

  1. переходный от умеренного к субтропическому;  
  2. переходный от субтропического к тропическому;
  3. переходный от умеренного к умеренно-континентальному.

А3. К какому морю прилегают территории, занятые пустынями и полупустынями?

  1. Черному;   2) Каспийскому;    3) Балтийскому.

А4. Настоящей кладовой минерального сырья называют …

  1. Кольский п-ов;  2) Урал;   3) Центральный район.

А5. Для каких субъектов РФ характерен  высокий ЕП?

  1. Ингушетия и Дагестан;   2) Смоленская и Тверская области;

3)Свердловская и Челябинская области.

А6. Какой район является самым многонациональным районом России?

  1. ЦЧР;  2) Европейский Юг;   3) Урал.

А7. Какую религию исповедуют калмыки?

  1. Мусульманство;  2) христианство;  3) буддизм.

А8. Выберите названия городов-миллионеров в Поволжье.

  1. Казань;  2) Ростов-на-Дону;   3) Самара;   4) Челябинск.

А9. В каком районе ведущей отраслью является сельское хозяйство?

  1. Европейский Юг;   2) Урал;   3) Центральный район.

А10. Какая отрасль хозяйства развита в городах Пятигорск, Сочи, Анапа?

  1. Топливная промышленность;   2) курортное хозяйство;

3)построены крупные ГЭС.

Часть В.

В1. Установите соответствие между названиями экономических районов  РФ и субъектами, к ним относящимися.

Районы:                                      Субъекты:

А. Европейский Юг         1) Р. Адыгея;    2) Р. Татарстан;  

Б. Поволжье                      3) Челябинская обл.;   4) Ставропольский край;

В. Урал                              5) Волгоградская обл.;   6) Р. Калмыкия;

                                           7) Курганская обл.;      8) Северная Осетия-Алания

В2. Расположите названия объектов Европейского Юга по мере уменьшения количества выпадающих осадков на этих территориях.

  1. Прикаспийская низменность; 2) Прикубанская низменность;

     3)Ставропольская возвышенность.

В3. Установите соответствие между названиями субъектов РФ и их столицами.

  1. Татарстан                               А. Майкоп;   Б.Казань;
  2. Удмуртия                               В. Нальчик;   Г. Ижевск;
  3. Кабардино-Балкария             Д. Петрозаводск;   Е. Сыктывкар
  4. Р. Адыгея
  5. Р.Коми
  6. Р. Карелия

В4. Определите регион России по ее краткому описанию.

   Эта республика граничит только с одним субъектом РФ, т.к. ее территория находится целиком как бы внутри него. Северная часть республики находиться на Прикубанской низменности, южная – на склонах Кавказа. В отраслевой структуре промышленности преобладает пищевая промышленность.

Часть С.

С1. На территории Поволжья производятся такие марки машин как ВАЗ, КАМАЗ. Как называются города, где производятся указанные марки машин? Почему именно здесь выпускается эта продукция?

С2. Какая продукция машиностроительного комплекса производится в городе Энгельс? Есть ли на территории Поволжья еще города, выпускающие такую же продукцию?