Программы факультативных курсов и кружковой работы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики и информатики пр.№1 от 31.08.2023г. Руководитель МО ……………………. Тропина Л.Г. | Согласовано на заседании МС пр.№ от 31.08.2023 руков. методсовета …………………… Федориненко И.Н. 31.08.2023г.
| Утверждено……………….
Директор МБОУ СОШ №2 г.Советский __________________________ Никифорова М.В. ……………… Приказ № от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Методы решения физических задач»
для учащихся 10-11 классов
2023 год
Аннотация
Содержание школьного образования определяется нормативными государственными документами и обусловлено экономическими и социальными требованиями, общественными потребностями, уровнем развития науки и техники, возможностями учащихся, наличием материально-учебной базы, соответствием образовательным стандартам.
Современное образование немыслимо без должного качества, без учета потребностей современной личности, современного общества и государства в целом. С помощью учебных программ осуществляется реализация требований, как государственного стандарта образования, так и приоритетов образовательной системы.
Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества. Введение профильного обучения – одно из основных направлений нынешней образовательной реформы. В условиях реализации профильного обучения учащиеся имеют возможность построения собственной индивидуальной образовательной траектории с учетом последующих жизненных планов.
Учебная программа по направлению обучения физико-математического профиля в условиях профилизации является комплексной, включая рабочую программу по предмету, программу элективного курса. Современная учебная программа предполагает планирование, организацию и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине, умение педагога проектировать содержание программы в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и компетентностями обучающихся, реализовывать программу, используя современные образовательные технологии, формы и методы обучения, систему оценивания достижений обучающихся, проводить диагностику результативности.
В соответствии с Концепцией профильного обучения ХМАО– Югры, с целью развития политехнического образования школьников разработана программа элективного курса «Методы решения физических задач», направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся 10-11 классов с учетом уровня их способностей и склонностей, соответствующая федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации и программе курса физики профильной школы.
Пояснительная записка
к элективному курсу «Методы решения физических задач»
Учебная программа элективного курса по физике ориентирована на обучающихся 10 и 11 класса и реализуется в рамках профильного обучения.
Учебная программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2023 – 2024 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А.Коровин, - «Дрофа», 2017 г. и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015 г.
Программа курса рассчитана на 1 год (35 часов), предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает использование учебника: «Физика 10,11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.- 5 изд., 2017 г., и учебного пособия: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2017 г.
Программа курса учитывает одну из основных задач развития образования в регионе (создание образовательной среды для повышения качества образования обучающихся), общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые соответствуют государственному стандарту физического образования.
Основная цель курса: развитие интереса обучающихся к решению физических задач, формирование представлений о приемах и методах решения физических задач, совершенствование их умений и навыков в процессе решения задач.
Рабочая программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ среднего общего образования (ФГОС СОО) и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о методах решения задач по физике.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение учащимися основными методами решения задач.
Задачи курса «Методы решения физических задач» соответствуют образовательной программе МБОУ «СОШ №2 г. Советский». Элективный курс имеет практическую направленность и предполагает совершенствование умений и навыков школьников в решении задач основных разделов физики: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Электромагнитные колебания и волны», «Термодинамика».
Методы и организационные формы обучения. Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: семинары-практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет, тестирование, проектная деятельность («сильные» ученики сами выбирают тему проектной работы, а недостаточно подготовленные обучающиеся выбирают тему из предложенного им перечня тем). На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: решение и обсуждение решения задачи, подбор и составление задач по изучаемой теме, выполнение проекта. Методы обучения, применяемые в рамках курса достаточно разнообразны. Прежде всего – это исследовательская работа самих учащихся, составление учащимися алгоритмов решения задач. Помимо исследовательского метода используется частично-поисковый, информационно-иллюстративный, ИКТ. Реализую уровневую дифференциацию: в зависимости от индивидуального плана учащимся предлагается перечень задач различного уровня сложности. В основе построения курса положены основные дидактические принципы (научность, доступность, системность, последовательность, дифференцированный подход), а так же целостность и вариативность.
Для реализации цели и задач курса в работе используются как традиционные, так и передовые педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- разноуровневого обучения;
- проблемного обучения;
- информационно-коммуникационную технологию;
- метод проектов.
Форма проверки и контроля: Применяется как традиционная система оценивания, так и современная: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, накопительная система оценивания, которая включает в себя результаты тестов, контрольных работ, учет динамики достижений в течение учебного года.
В результате изучения курса школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности, владеть основными приемами решения, осознавать деятельности по решению задачи.
Основные понятия. Физическая учебная задача. Физические теории как источник постановки и решения учебных физических задач. Этапы решения физической задачи: физический, математический анализ решения. Методы физического подобия, анализа размерности, аналогий.
Средства обучения. Основными средствами обучения при изучении курса являются: учебник и учебные пособия по физике, дидактические материалы и сборники задач, учебно-методические материалы, помещенные в сети Интернет, графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики), технические средства обучения.
Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся заключается в выполнении разно-уровневых заданий из дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ элективного курса по ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение факультативного курса на уровне среднего общего образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и техники;
3) духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;
4) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни;
5) экологического воспитания:
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике;
6) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, точечный электрический заряд при решении физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел,
описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам;
описывать изученные электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправия инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию;
Ожидаемыми результатами занятий являются: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах и приемах решения задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки информации при решении задач.
Конечным результатом обучения является формирование универсальных способов деятельности школьников, их умений и навыков:
познавательная деятельность:
- владение способами решения теоретических и экспериментальных задач;
информационно-коммуникативная деятельность:
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения задач различных источников информации;
- определение наиболее рационального метода решения задачи;
рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности и составлять стратегию решения задачи;
- классификация предложенной задачи; постановка цели, планирование хода решения, определение оптимального способа решения задачи, используя алгоритмическое предписание;
личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;
- убеждённость в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
- формирование навыков работы в группе, представления и отстаивания своих убеждений, ведения дискуссии.
Содержание программных тем состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся из предлагаемого списка литературы.
Содержание курса Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения. Оформление решения.Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (5 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием.
Законы сохранения (5 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения импульса и энергии.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молеку-лярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качест
венных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (2 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на «Тепловые двигатели».
Электрическое и магнитное поля (3 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра.
Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи.
Задачи на описание постоянного электрического тока. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Электромагнитные колебания и волны (4 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1 ч)
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ | Тема занятия | К-во
| Вид деятельности |
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч). Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач | 1 | лекция, работа с опорными схемами | |
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. | 1 | лекция, работа с опорными схемами | |
Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач (4 ч) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. | 1 | Консультация, работа с учебником | |
Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. | 1 | самостоятель ная работа | |
Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Изучение примеров решения задач. | 1 | Консультация, самостоятель ная работа | |
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д. | 1 | Лекция, работа с опорным конспектом | |
Раздел 3. Динамика и статика (5 ч) Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. | 1 | семинар-практикум | |
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | 1 | Консультация, самостоятель ная работа | |
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | Тест, индивидуальная работа | |
Задачи на принцип относительности. | 1 | практикум | |
Подбор, составление и решение различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и военно-техническим содержанием. | 1 | индивидуальная работа | |
Раздел 4. Законы сохранения (5 ч) Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | Лекция, работа с опорным конспектом | |
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | семинар | |
Задачи на определение работы и мощности. | 1 | тест | |
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. | 1 | индивидуальная работа | |
Решение задач несколькими способами. | 1 | индивидуальная работа | |
Раздел 5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч) Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 | Лекция, работа с опорным конспектом | |
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | индивидуальная работа | |
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 | семинар-практикум | |
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | 1 | практикум | |
Раздел 6. Основы термодинамики (2 ч) Задачи на «Тепловые двигатели». | 1 | Тест, индивидуальная работа | |
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 1 | Устный опрос,работа с учебником | |
Раздел 7. Электрическое и магнитное поля (3 ч) Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. | 1 | Лекция, работа с опорным конспектом | |
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. | 1 | зачет | |
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра. | 1 | Семинар | |
Раздел 8. Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч) Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | Лекция, работа с опорным конспектом | |
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. | 1 | индивидуальная работа
| |
Задачи на описание постоянного электрического тока. | 1 | Тест, самостоятель ная работа | |
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления участков цепи. | 1 | Зачет-практикум | |
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. |
| Учебно-познавательный | |
Раздел 9. Электромагнитные колебания и волны (4 ч) Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. | 1 | индивидуальная работа | |
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. | 1 | Работа в группе | |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | 1 | индивидуальная работа | |
Решение экспериментальных задач с использованием трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. | 1 | Итоговое тестирование | |
Раздел 10. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач | 1 | Защита проекта |
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь: анализировать физическое явление; классифицировать предложенную задачу; последовательно выполнять и коментировать этапы решения задачи; выбирать рациональный способ решения задачи; анализировать полученный ответ; решать комбинированные задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; владеть методами самоконтроля и самооценки.
При реализации программы предполагается использование современных учебных материалов и интернет-ресурсов.
Список источников
Литература для учащихся
- С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни)/ - 5 изд., 2013г.
- Орлов В.А., Сауров Ю.А. Практика решения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М: Вентана-Граф. 2010. - 272 с.
- Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
- Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: , 2002.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
- Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
- Коржавина, М.Ю. Физика. Для подготовки к ЕГЭ/М.Ю. Коржавина, И.Г. Власова.-М.:АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010.
- Хорошавина С.Г. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов/С.Г. Хорошавина.-Изд. 3-е, перераб. и доп..-Ростов н/Д:Феникс, 2010.
Литература для учителя
- Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2014.
- Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2014.
- Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: — Ижевск, 2012. — 26 с.
Используемая литература
- Берков, А.В. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010, Физика [Текст]: учебное пособие для выпускников, ср. учеб. заведений / А.В. Берков, В.А. Грибов. - ООО "Издательство Астрель", 2009 - 160 с.
- Кабардин О.Ф. Физика. 10 класс . Учебник для 10 класса: профильный уровень /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш, А.А. Пинский, СИ. Ка-бардина, Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, Н.И. Шефер, «Просвещение», 2009 - 432
3. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / составитель: В.А. Коровин. -М.: Дрофа. - 127 с.
4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. - М.: Дрофа, 2007 - 188 с.
Интернет ресурсы
1. Электронные ресурсы по физике. metodist.lbz.ru ;
2. Internet-ресурсы по физике. gomulina.orc.ru;
4. www.phys.msu.ru – физический факультет МГУ;
5. www.phys.nsu.ru – физический факультет Новосибирского университета.
6. http://physnet.ru – портал фундаментального физического образования России;
7. http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu – образовательная справочно-информационная служба по всем разделам физики;
8. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02
9. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы//Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. с.365–369 [Электронный ресурс] — URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media90388/82Pustovit.pdf /(дата обращения: 31.05.2015)
__________________________ Т.В.Боброва_______
подпись расшифровка подписи
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики и информатики пр.№1 от 31.08.2023г. Руководитель МО ……………………. Тропина Л.Г. | Согласовано на заседании МС пр.№ от 31.08.2023 руков. методсовета …………………… Федориненко И.Н. 31.08.2023г.
| Утверждено……………….
Директор МБОУ СОШ №2 г.Советский __________________________ Никифорова М.В. ……………… Приказ № от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
___________________ 8 АБВГД классы _
______________ _ на 2023-2024 уч.год_____________________
г. Советский
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе:
- –Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом директораот 31.08.2023 г. № .
Факультативный курс « РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» выступает в роли дополнения содержания курса физики 8 класса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение физики, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся в рамках выбранного ими профиля. Данный курс дает больше возможности для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению.
Предлагаемый курс рассчитан на ученика средней школы, который в результате пробы должен выбрать будущее. Программа предметно-ориентированного курса по выбору включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по физике, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших физических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Цель учебного курса:
углубить и систематизировать знания обучающихся 8 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению; развивать физическое мышление школьников; формирование целостного представления о мире и применение физических знаний в решении нестандартных и проблемных задач.
Задачи данного курса:
1.повышение мотивации изучения предмета «Физика»;
2. углубление и систематизация знаний учащихся;
3. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
4. овладение методами решения задач повышенной сложности;
5. формирование аналитического мышления, развитие кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных физических задач;
6. формирование эффективного использования терминологии;
7. овладение рациональными приемами работы и навыками самоконтроля;
8. осуществление работы с дополнительной литературой;
ОПИСАНИЕ МЕСТА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом МБОУ «СОШ №2 г. Советский». Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю. Общее количество проводимых занятий – 17 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, тренинги по использованию методов поиска решений. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. Для повышения эффективности лекции учитель разнообразит их наглядными приемами: демонстрационными опытами, презентациями, обобщенными макет-схемами основного содержания. Особое внимание необходимо уделять способам смены видов деятельности обучаемых на разных этапах лекции, широко использовать самостоятельные мини задания по тексту, по эксперименту логического характера.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения факультативного курса по физике ученик должен знать/понимать: смысл физических законов классической механики, молекулярной физики, электродинамики, основы теории погрешностей;
уметь: решать задачи на применение изученных физических законов различными методами, представлять результаты измерений экспериментальных задач в виде таблиц и графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сознательного самоопределения ученика относительно профиля дальнейшего обучения.
Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний.
- Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся.
После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Система оценивания образовательных результатов осуществляется в форме: зачёт/незачет. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная (количество баллов за выполненную работу) оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их самостоятельности в организации учебного труда, а также оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации .
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОСами становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, совместную проектную деятельность, организацию выставок, конкурсов.
Основные типы учебных занятий:
- изучения нового учебного материала;
- закрепления и применения знаний;
- обобщающего повторения и систематизации знаний;
Основным типом урока является комбинированный.
Используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- тренинг;
- консультация;
Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения физических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
При проведении факультативных занятий используются следующие формы организации деятельности обучающихся: групповая, парная, индивидуальная.
Формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практикум. На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Для формирования системы знаний, дающей школьникам представление о целостной картине мира, используется технология интегрированного обучения. Развитие личности обучающихся происходит через интеграцию методов изучения различных предметов, например, литературы и математики.
Материальная база школы (компьютер, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет) позволяет широко использовать ИКТ - технологии для презентации нового материала, демонстрации аутентичных видеоматериалов, ведения проектной деятельности, а также для работы с компьютерными обучающими программами.
Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, выставок, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Содержание элективного курса (17 ч).
1. Основы кинематики (3ч).
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
2. Основы динамики (3ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
3. Элемент гидростатики и аэростатики (2ч).
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
4. Законы сохранения в механике (3ч).
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
5. Тепловые явления (2ч).
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.
6. Электрические явления (4ч).
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Литература для учителя:
- ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2020 – 2021.
- Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2018.
- Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
- Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение
- Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,2015.
Информационно-компьютерная поддержка.
- 1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.
- Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM
- Физика. Электронные уроки и тесты.
- Сайт ФИПИ, Решу ОГЭ по физике.
Литература для учащихся:
- ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2020 – 2021
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2018.
- Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 7-8классы.- М.; Школьная пресса 2018. (Библиотека журнала «Физика в школе»)
Учебно-тематический план.
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемый результат | Формы контроля | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Основы кинематики (3 часа) | |||||
Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение | 1 | Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму | Усвоение учащимися алгоритма решения задач по кинематике и применение его на практике | Фронтальный опрос учащихся | |
Графики зависимости кинематических величин от времени | 1 | Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решение задач с применением графиков | Умение строить график в различных координатах, умение находить различные величины по графикам | Фронтальная беседа по теме | |
Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение | 1 | Применения алгоритма по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту. Построение графиков зависимости кинематических величин от времени | Умение находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом горизонту | Индивидуальные проекты задач по разделу | |
Основы динамики (3 часа) | |||||
Силы в природе Алгоритм решения задач по динамики | 1 | Построение векторов действующих на тело сил. Нахождение различных сил, действующих на тело по формулам. Построение таблицы | Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы | Тестирование | |
Законы Ньютона | 2 | Применение алгоритма к решению задач в случае движения тела с ускорением | Умение находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением | Итоговая кратковременная контрольная работа | |
Законы сохранения в механике (3 часа) | |||||
Кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. | 1 | Вычисление значений различных видов энергии | Умение строить график в различных координатах, умение находить различные величины по графикам | Тестирование | |
Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. | 1 | Применение алгоритма при решении задач на закон сохранения энергии | Усвоение учащимися алгоритма решения задач на ЗСЭ и применение его на практике | Фронтальная беседа | |
Импульс, закон сохранения импульса | 1 | Применение алгоритма при решении задач на закон сохранения импульса | Усвоение учащимися алгоритма решения задач на ЗСИ и применение его на практике | Тестирование | |
Элементы гидростатики и аэростатики (2 часа) | |||||
Гидростатическое давление. Закон сообщающихся сосудов | 1 | Анализ условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Построение алгоритма на применение закона сообщающихся сосудов | Нахождение различных параметров, используя закон сообщающихся сосудов | Тестирование | |
Сила Архимеда. Условия плавания тел | 1 | Изображение силы Архимеда в общем случае; выяснение условия плавания тел, построение таблицы | Изображение сил, действующих на тело в жидкой или газообразной среде; применение закона Архимеда к решению задач | Фронтальная беседа | |
Тепловые явления (2 часа) | |||||
Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах | 1 | Составление таблицы, нахождение количества теплоты в различных тепловых процессах по формулам | Умение воспроизводить таблицу по памяти, приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты | Тестирование | |
Уравнение теплового баланса | 1 | Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы; составление алгоритма решения задач на уравнение теплового баланса | Воспроизведение алгоритма, применение уравнения теплового баланса к решению задач | Фронтальный опрос | |
Электрические явления (4 часа) | |||||
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона | 1 | Изображение силы Кулона в различных случаях. Анализ решения задач на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда | Умение приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда | Фронтальная беседа | |
Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток Закон Ома. | 1 | Построение таблицы. Решение задач на применение таблицы. Построение вольтамперной характеристики для проводников с различным сопротивлением; нахождение связи между напряжением, силой тока и сопротивлением на опыте | Умение воспроизводить таблицу и находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам. Решение задач на закон Ома | Фронтальный опрос | |
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца | 1 | Нахождение энергетических параметров электрического тока; применение закона сохранения энергии к электрическим явлениям | Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток | Индивидуальные проекты | |
Законы последовательного и параллельного соединения проводников | 1 | Составление таблицы: «Законы последовательного и параллельного соединения» по экспериментальным данным. Упрощение электрических схем | Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединений. Умение применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей | Проекты построения и расчета электрических цепей | |
Всего | 17 |
|
|
| |
