Мои публикации

Вахненко Наталья Юрьевна

 

Публикация моего мастер класса на тему: «Исследовательская деятельность дошкольников как средство успешного развития любознательности детей» на сайте сообщества РМО Неклиновского района

1. Пояснительная записка                                               

1.1 Тематическое направление

Тематическое направление воспитательного мероприятия - популяризация научных знаний

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Исследовательская деятельность дошкольников». Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей». Контакт ребенка с предметами или материалами дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) - эксперименты с объектами неживой природы для детей младшей группы (возраст 3-4 года)

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)

 Специально организованная исследовательская деятельность дошкольников, организованная в детском саду, позволяет детям   самим   добывать   информацию   об   изучаемых   процессах, явлениях, объектах, а педагогам делать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

 Проводимая работа по развитию исследовательских умений у дошкольников, показывает, что предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

1.      Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

2.      Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

3.      С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора – мастер – класс для педагогов по исследовательской деятельности у дошкольников.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для проведения воспитательного мероприятия были выбраны игровая технология, наблюдение и экспериментирование. Все перечисленные технологии способствуют получению положительного воспитательного результата.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для успешного проведения воспитательного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. При проведении воспитательного мероприятия необходимо: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость, рис.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет, насколько это интересное и увлекательное занятие. И как результат- повышение уровня педагогического опыта по экспериментированию.                                             

 2.     Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

1. Воспитатель выбирает тему

2. Подготовка материала для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.

3. Подготовка учебного кабинета.

4. Проведения воспитательного мероприятия

5. Активное участие воспитателя и детей в обсуждении темы.

6. Рефлексия. Обучающиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других детей.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)                                   

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям. И только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему»«как»«бывает-не бывает» возникают у детей.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные эксперименты с объектами неживой природы, которые можно использовать в работе с детьми.

 (Приглашаются 3 коллеги из зала).

Воспитатель: скажите, с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина, воздух.

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых экспериментов у детей, являются эксперименты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

- У меня карточки с заданиями, которые мы попробуем подтвердить экспериментами. (Прошу по очереди брать карточку коллег и читать задание).

Зачитайте, свое свойство воды.

  «Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха»

 -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Коллега: (если затрудняются коллеги…) Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Если наклонить эту поверхность?  (Вода стекает под уклон.)

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: - Наливая воду в стакан, сделанный из камней, (показываю) она стекает вода по камешкам, будто прокладывает себе дорогу, тропинку).

-- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода - прозрачное, бесцветное вещество.

 Воспитатель: вывод….

Коллеги: Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.

Воспитатель: Следующее задание (подаю карточку с заданием).

«Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

-Как вы думаете, какой эксперимент может доказать это свойство

Коллега: (если затрудняются) водасосуды разной формы

Воспитатель: может ли вода иметь какую – то форму?  

Коллеги: - нет

Воспитатель: как это проверить? 

Коллеги: - заполнить сосуды водой

Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем

Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю сделать вывод. (Ответы коллег.)

Коллеги: - «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Воспитатель: Следующий эксперимент. «Танцующие краски»

Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость .

Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! 

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести эксперимент с воздухом и выявить его свойство. Называется «Пузырьки спасатели».

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

 Воспитатель: почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод:……………

Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Следующий эксперимент «Почему камни бывают разноцветными»

Нам понадобится несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни, образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Эксперимент «Камни твёрдые и мягкие»

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и ..."заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Уважаемые коллеги!  Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Воспитатель: благодарю за внимание.

Мастер класс для педагогов

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

1.Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление

Тематическое направление воспитательного мероприятия - физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) - «Путешествие в страну здоровья».

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) - открытое занятие для детей средней группы (возраст 4-5 лет)

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья» имеет важное значение и играет первостепенную роль в системе работы воспитателя. Данная разработка тесно связана с личностными качествами обучающихся, помогает воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать представление о полезном и вредном для здоровья.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цели: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни;

Задачи:

образовательныенаучить, как ухаживать за своим телом, избежать болезней, повысить иммунитет.

воспитательные: воспитывать интерес к здоровому образу жизни, потребность быть здоровыми; создать радостное настроение.

развивающие: развивать у детей умение правильно оценивать себя и других, развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, творческую активность.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора –открытое занятие по физической культуре.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для проведения воспитательного мероприятия были выбраны игровая технология, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология. Все перечисленные технологии способствуют получению положительного воспитательного результата.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для успешного проведения воспитательного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. При проведении воспитательного мероприятия необходимо: макет «Глаза»; палочка с подвешенными к ней на веревочках бабочками; столик с игрушечным телефоном; большая грузовая машина с бутылкой воды и гигиеническими принадлежностями; мыло, сухое полотенце.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ

Работа по данной методике дает возможность формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

2.      Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

1. Воспитатель выбирает тему

2. Подготовка материала для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.

3. Подготовка учебного кабинета.

4. Проведения воспитательного мероприятия

5. Активное участие воспитателя и детей в обсуждении темы.

6. Рефлексия. Обучающиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других детей.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Вы хотите побывать в необычном городе, где живут только здоровые люди? Тогда отправляемся вперед.

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли. В городе здоровых людей есть очень интересная улица. Но чтобы попасть на нужную нам улицу, надо отгадать загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Дети: Это глаза! (воспитатель и дети подходят к макету «Глаза»)

Воспитатель: Вот мы и оказались на улице «Братья- близнецы» и сейчас поговорим о глазах. Кто из вас знает, для чего они нужны человеку? (Ответы детей) Попробуйте выполнить простое упражнение: достать бабочек, висящих на веревочке. Но сначала сделайте это с открытыми глазами, а потом – с закрытыми.

Дети выполняют упражнение               

Воспитатель: Скажите, а когда вам было легче поймать бабочек и почему?

Дети: с открытыми глазами легче поймать бабочек, потому что мы их видим, а с закрытыми глазами ничего не видно, поэтому сложнее выполнить задание.

Воспитатель: вот видите, как трудно жить, когда человек ничего не видит.

Раздается плач, входит девочка Маша (кукла)

Воспитатель: ой, ребята, это же Маша! Но что она делает на этой улице? Маша, как ты сюда попала?

Маша: ой, ой, ой! Как болят мои глаза!

Воспитатель: что случилось с твоими глазами?

Маша: Я играла в песочнице, потом мне стало скучно, и я решила пойти к вам, но по дороге мне что-то попало в глаз. Я стала тереть глаза руками. И теперь они болят.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у Маши заболели глаза?

Дети: после игры нужно обязательно мыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Маша, не плачь, ребята знают, как тебе помочь. Чтобы твои глазки никогда не болели, нужно научиться мыть руки после улицы. Ребята тебе в этом помогут. Ответы детей, как надо мыть руки (засучить рукава - открыть кран с теплой водой - хорошенько намылить руки-щечки, чтобы пена не попала в глаза - смыть пену - закрыть кран - насухо вытереть руки и лицо своим полотенцем).

А кто у нас главный по чистоте?

 Умывальников начальник

И мочалок командир,

Любит чистых и опрятных

Знаменитый...

Дети: Мойдодыр!

Воспитатель: сейчас мы позвоним Мойдодыру, и он пришлет нам чистой воды и мыло!

Подходит к телефону и звонит Мойдодыру

Алло, это Мойдодыр? Здравствуйте! Пришлите, пожалуйста, чистой водицы, Чтобы Маша могла умыться. Въезжает грузовик с бутылкой воды и гигиеническими принадлежностями. Давайте посмотрим, что прислал Мойдодыр.

 Воспитатель достает предметы личного пользования, показывает их детям, спрашивает, что это такое, для чего нужны эти предметы. Дети дают ответы

Воспитатель: Маша, возьми, пожалуйста, зеркало и полюбуйся, какая ты стала чистая и красивая!

Маша: спасибо, ребята. Вы научили меня мыть руки и мои глазки больше не будут болеть!

Воспитатель: Маша, чтобы наши глаза никогда не уставали, нужно делать специальную гимнастику для глаз. Повторяй за нами!

Проводится гимнастика для глаз:

Без гимнастики, друзья,

 

Нашим глазкам жить нельзя!

 

1. Раз – налево, два – направо,

 

Три – наверх, четыре – вниз.

 

А теперь по кругу смотрим,

 

Чтобы лучше видеть мир.

 

Взгляд направим ближе, дальше

 

Тренируя мышцы глаз.

 

Видеть скоро будем лучше,

 

Убедитесь вы сейчас!

 

А теперь нажмем немного

 

Точки возле наших глаз.

 

Сил дадим им много-много,

 

Чтоб усилить в тысячу раз

Маша: как весело делать зарядку для глаз! Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! До свидания!

Маша уходит.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кого мы встретили на улице «Братья- близнецы»? Что случилось с Машей? Как мы ей помогли?

Дети дают ответы.

Вместе с воспитателем выходят из группы, при этом машут на прощание рукой гостям.