Методические статьи.

Агафонова Любовь Явитовна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Орган местного самоуправления

«Управления образования Каменск- Уральского ГО»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Психолого- педагогические аспекты формирования личности младшего школьника на уроках музыки в свете новых требований ФГОС НОО на уроках музыки

Составитель:

Агафонова Любовь Явитовна

Должность: учитель

 Каменск – Уральский ГО

2021г.

   Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

     Особое внимание уделяется  при развитии личности уделяется  социализации ребёнка.

      ФГОС НОО одной из приоритетных задач образования рассматривает приобщение детей к жизни в современном, постиндустриальном обществе, т.е. их социализацию. Вхождение в социальную среду, систему социальных связей индивида обеспечивается социальным опытом.

          Основанием развития личности младших школьников является формирование личностно-значимых качеств ребенка, принятие и использование норм и правил конструктивного общения в практической деятельности и творческая деятельность.

   Противоречия между устоявшимися традициями образовательной системы и изменившимися требованиями современности к личности осложняют процесс социализации современного школьника. Установлено, что обучающиеся испытывают трудности накопления социального опыта, усвоения приемов и навыков поведения в обществе.

        В организации аспектов развития личности огромную роль играет образовательный процесс.

  ФГОС НОО  определены три группы требований к результатам овладения основной образовательной программой (ООП) НОО.

   Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
   Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
   Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

   В возрасте 7-10 лет идёт глобальное усвоение новых научных понятий, формируется единая система представлений, знаний, умений, навыков и опыта общения, творческой деятельности.

   Эти тенденции отмечались в работах многих известных авторов. К ним относятся исследования Л.И. Божович, Н.Ф. Головановой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Люблинской, М.В. Матюхиной, Д.Б. Эльконина и других исследователей.

  Подводя итог вышесказанному, отметим основные тенденции формирования личности младших школьников. Рассматривая личность как результат активного взаимодействия с окружающей средой, можно выделить его следующие параметры: личностные характеристики; состояние социальной приспособленности ребенка; взаимоотношения с окружающими.

    Важнейшей задачей современной системы образования является системно-деятельностный подход. 

   Системно-деятельностный подход- развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действии. Чему учить? Обновление содержания образования. Как учить? обновление технологий образования. Ради чего учить? Ценности образования. 

    Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению, развития личности.  

 При деятельностном подходе в обучении необходимо с первого класса научить ученика искать, думать, понимать, преобразовывать, применять, сравнивать, оценивать, сотрудничать, т.е. всесторонне развивать личность ребёнка. 

   С этой целью с первого класса я использую  активные формы и методы обучения:
- различные виды игр;  проблемные ситуации; обучение через деятельность; групповую и парную работу; метод проектов; поиск и использование информации;  «оценочную» деятельность учащихся.

Из опыта работы.

   Для формирования познавательных действий я применяю на уроках поиск и использование информации, групповой и парной работе ( коммуникативные УУД).

    Данный вид деятельности  способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Ребёнок больше узнает сам и самореализуется, а значит и личностно развивается. Но в  начальной  классе дети только  пробуют себя в  поисковой  деятельности, им во многом  помогают родители.

   Во 2 классе  детям дается предварительное задание к уроку: Сколько музыкантов в симфоническом оркестре? Кто такой дирижёр? На следующем уроке детям дается определение оркестра, слушают музыку, играю в игру  «дирижер и оркестр» (пластическое интонирование музыки, работа в группах).

    Участие в проектной деятельности и представлении её результатов в учебных и внеурочных формах занятий (праздники, представления для родителей, концерты).

   Наприм.,:   Во 2 классе  в 3 четверти в начале февраля даю детям задание по группам: Узнать, что за праздник масленица?  Каждой группа составляет свой проект празднования дня масленичной недели. После этого  предлагаю задание  найти масленичные песенки. На уроке понравившиеся разучиваем, сочиняем к ним  мелодию, сопровождение, готовимся к уроку концерту, раздаю детям слова, и творческое задание: нарисовать масленичные гуляния. И как итог  урок- концерт «Масленица», где используются элементы театрализации.

          Нарисовать иллюстрации к песне, сделать презентацию- творческий проект.

   1 класс 3 четверть   «Край,  в котором ты живёшь».

   Детям предварительно на зимние каникулы дается задание сделать проект  -посетить с родителями природные, архитектурные достопримечательности(не развлекательные) нашего города, сделать фотографии и принести на урок, рассказать.

  Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.  После завершения работы над проектами проводится рефлексия: каждая группа защищает свой проект, анализируют  работу каждого, остальные задают вопросы и оценивают проект. При оценке работы группы предлагаем оценивать ответ по пяти критериям: пять «П»: полно? правильно? последовательно? примеры? пояснения? В ходе рефлексии учащиеся строят предположения, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.

В своей работе с детьми  придерживаюсь следующих  правил обучения:

  • не  делать за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощрять его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • использовать проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявлять заинтересованность в успехах учащихся;
  • при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
  • самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников, а значит способствует развитию личности в свете новых требований ФГОС НОО.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

 «Качественное образование и позитивная социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

« Формы включения детей с ОВЗ в интеллектуально- познавательную деятельность, как одно из условий позитивной социализации»

Выполнила:

Агафонова  Любовь Явитовна

                           Учитель- дефектолог

Каменск-Уральский го

2023г

Тема:  Формы включения детей- инвалидов в интеллектуально- познавательную деятельность, как одно из условий позитивной социализации.

    Данная тема актуальна, т.к.дети с ограниченными возможностями нуждаются в дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых и общества в целом,  они являются особой социально незащищенной группой населения. Социализация является основополагающим направлением в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Но а формы  интеллектуально- познавательной деятельности, являются одним из способов включения детей- инвалидов в социализацию.

  Проблемами детей с ОВЗ являются бедность контактов со сверстниками и взрослыми и нарушение связи с окружающим миром, а также получение образования. Отклонения в развитии приводят к "выпадению"  из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития.

    Для  того что бы решить данные проблемы, нужно специально создавать все необходимые условия:

 создание условий для формирования у ребенка уверенности в своих возможностях;

 развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

 приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми;

 оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге;

формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.

Как же это сделать, если ребенок, не может самостоятельно  передвигаться и обучается на дому?

Цель моей работы :  Внедрение активных форм, позволяющих организовать досуг и интеллектуально- познавательную деятельность  ребёнка с ОВЗ, являющими одним из способов включения детей- инвалидов впозитивную социализацию.

 Задачи

  1. Создать комфортные условия для того, чтобы ребёнок  не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
  2. вовлечь ребёнка-инвалида с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную его возможностям, интересам и способностям.

Качественное образование и позитивная социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Отклонения в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития школьника с ограниченными возможностями здоровья.

   Я  обучаю на дому  Елкина Андрея  Александровича, 16.05.2010 г.р. ученика 6 «б» класса средней школы№5.

  Андрей Елкин инвалид (диагноз: ДЦП, спастическая диплегия средней тяжести, гидронефроз левой почки) обучается на дому по адаптативной программе для детей с умственной отсталостью, основанием является ПМПК №194 от 12.03.2021г.

 На процесс социализации ребенка с ОВЗ влияет его качество жизни.        Андрей воспитывается я в многодетной семье (5 детей).Проживают на ст.УАЗ. Конечно, мы понимаем, когда в семье много детей, не всегда родители могут уделить время ребёнку- инвалиду. Так же ребёнок мало мобильный, не может самостоятельно передвигаться, только в инвалидной коляске, поэтому перемещение до города очень затруднительно.

   Ребёнок- инвалид должен иметь равные со здоровыми людьми возможности.

 Для этого нужно специально создавать все необходимые условия:

 создание условий для формирования у ребенка уверенности в своих возможностях;

 развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

 приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми;

 оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге;

формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.

Как же это сделать, если ребенок, не может самостоятельно  передвигаться и обучается на дому?

  1.  Включение Елкина Андрея  в исследовательскую – практическую деятельность.  

 Всем детям очень нравится, что-то исследовать, изучать новое, проводить опыты. В школе ежегодно проходит НПК, я  подумала, почему бы не поучаствовать? Посоветовались с мамой мальчика, которая дала согласие помочь в практической части.

 Выбрали тему « Лук всему голова», разработали  план и работа закипела.

Посадили лук, вносили записи в таблицу, делали фото, искали исторические справки. И вот проект готов. Мальчик работал с интересом. Остается самое важное -это защита проекта в школе, когда его слушают десятки учеников и учителя в составе комиссии. Репетировали.

  И вот настал день выступления, Андрюша очень переживал, но  ученики школы его встретили добродушно, общались с ним. Андрей выступил очень хорошо и даже в конце выступления прочитал наизусть стихотворение о луке. Ребята хлопали ему и хвалили его, задавали вопросы проекту. Андрей слушал выступления других участников и сам задавал вопросы. Мальчик был счастлив! Получил грамоту участника НПК и конечно шоколадку.

  Комиссия решила, что Андрей будет участвовать в городской ИПК школа№27.

 В школе № 27 на ИПК  Андрей выступил достойно, хотя и волновался, занял 2 место, получил грамоту и конфеты за свой труд.

На следующий учебный год будем готовить работу на тему  ИПК : «Выращивание тропических растений на подоконнике».

 Результаты работы:

  • Участие ребёнка-инвалида в позитивной деятельности, в конкурсе  ИПК;
  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье (общее дело);
  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях со сверстниками;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия.

2.Творчество.

Конечно же это творчество-рисование, пение.

Андрей любит рисовать. Участвовали во Всероссийских конкурсах, где занимали призовые места.

 Но рисовать Андрею сложно, тогда, я ему предложила, альтернативу -выжигание по дереву, что очень понравилась мальчику. И теперь он не просто сидит у окна целыми днями, но может заняться своим любимым делом. А потом поделку подарить маме, папе, поучаствовать в конкурсах. Например « Мечтай! Дерзай! Твори!».  Получили  сертификат участника, но есть к чему стремиться.

Участвовали в фестивале « Марафон талантов», где Андрей исполнял песню «  О той весне » Музыка и слова Елены Плотниковой.

3. Библиотека.

  Посещение библиотеки дает возможность включения детей- инвалидов в интеллектуально- познавательную деятельность

 Андрею нравится читать. Он записан в школьную библиотеку, но посещать её  нет возможности, поэтому нужные книги  из библиотеки привожу ему я.

 Также посещаем и детскую библиотеку им. Бажова, где получает навыки общения со взрослыми и детьми. Ему рассказывают  о книгах, новых журналах.  Посещаем и библиотечные мероприятия.

4. Посещение кинотеатра.

Кино- как интересно! Выход в кино для Андрея –уже радость и счастье. Это и опыт общения с людьми и интересный досуг, новая информация.

Таким образом реализуемая форма включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в  интеллектуально- познавательную деятельность, направлена на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала ребёнка-инвалида полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.



Предварительный просмотр:

   

Методические приемы и содержание работы над  вокально – хоровыми навыками. 
 Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них вокально - хоровых навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) старалась использовать в работе самые разнообразные приемы. 

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни я не пользуюсь аккомпанементом, играю только мелодию или предлагаю ее запомнить с голоса взрослого.  

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение стоя, пение в полголоса, (тихое пение), пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат. 

При работе над дикцией использую логопедические распевки.

 Критерии оценок при исполнении песни.

        «5» - отлично

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

        «4» - хорошо

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

      «3» - удовлетворительно

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

      «2» - неудовлетворительно

-исполнение неуверенное, фальшивое.