Развивающие игры В.В. Воскобовича
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей 3-7 лет «Развивающие игры В.В. Воскобовича»
Перспективный план по развивающим играм В.В. Воскобовича 3-7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
развитию детей»
Дополнительная образовательная программа
студии познавательно-речевого
развития детей
«Развивающие игры В.В. Воскобовича»
2022-2026 г.
Составитель:
Заботина Юлия Раисовна,
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Лесной 2022
Пояснительная записка
Наши дети живут и развиваются в новую эпоху – эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников и младших школьников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия.
Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича.
Особенности игр:
- Конструктивные элементы. (В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка).
- Широкий возрастной диапазон участников.(Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей).
- Многофункциональность.(С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение).
- Универсальность по отношению к образовательным программам. (Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений).
- Творческий потенциал. (С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым).
- Сказочная "огранка". (Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается).
Цель программы: развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
-развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
-формирование базисных представлений(об окружающем мире, математических), речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Принципы построения занятий кружка.
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
-Высокий уровень трудности.
Формы организации детской деятельности на кружке.
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:
1.Подготовка педагогов:
-повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку, ознакомление и изучение специальных технологий;
-владение формами и методами работы с дошкольниками.
2.Организация развивающей предметной среды:
-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес) для проведения занятий;
-оснащение комплектами игр и игровых пособий.
3.Организация педагогического процесса с детьми:
-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;
Ожидаемые результаты:
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Нормативно-правовая база.
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. (далее - СанПиН 2.4.3648-20), вступившими в силу 1 января 2021 года.
- ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ о порядке организации платных образовательных услуг.
- Устав МБДОУ №6 «Золотой петушок».
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
II. Содержательный раздел Программы.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций. Это игры на трансформацию: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты1», «Чудо-крестики1», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-лепестки», «Кораблик Бразг-Брызг».
Вторая группа - это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читай-ка на шариках 1», «Читай-ка на шариках 2»). Они направлены на решение логических задач с использованием букв, словотворчество.
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)
В течение года в работе с детьми будут использоваться развивающие игры В.В.Воскобовича, Никитиных, З.А Михайловой на создание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений, игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Волшебный квадрат» и др.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича, «Блоки Дьенеша», методика М.В.Кралиной «Обучение детей логике», интернет-ресурсы.
Образовательная программа по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Познание».
Занятия с детьми группы проводится 1 раз в неделю, каждую среду.
Продолжительность занятий соответствует требованиям Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. (далее - СанПиН 2.4.3648-20), вступившими в силу 1 января 2021 года.
Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для детей 3-7 лет, рассчитана на 4 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 15-30 минут. Это соответствует требованиям Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. (далее - СанПиН 2.4.3648-20), вступившими в силу 1 января 2021 года.
- Учитывая возраст детей, занятия проводятся в игровой форме, своевременно происходит смена деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1 раз в квартал индивидуальные консультации-практикумы, на которых родители обучаются игровым приёмам. 1 раз в полгода общее родительское собрание с целью подведения итогов познавательного развития детей: реализация программы, динамика познавательного развития детей, перспективы на второе полугодие. В конце года, в июне – итоговые индивидуальные консультации-практикумы родителей с детьми.
Родители знакомились с содержанием программы , которая находится в печатном виде в группе и на сайте детского сада - https://6lsy.tvoysadik.ru/
Учебный план.
Месяц | Количество занятий |
Сентябрь | 4 занятия |
Октябрь | 4 занятия |
Ноябрь | 5 занятий |
Декабрь | 4 занятия |
Январь | 3 занятия |
Февраль | 4 занятия |
Март | 5 занятий |
Апрель | 4 занятия |
Май | 5 занятий |
Итого занятий за учебный год | 38 занятий |
Календарный учебный график: Занятия проводятся каждую среду в 15-15.
\
Учебно-тематический план в младшей группе
Тема ситуации и используемые игры | Задачи | |
1 | Тема: «Как Медвежонок Мишик строил башни в Фиолетовом лесу» (стр.39; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст) |
|
2 | Тема: «Как Медвежонок Мишик познакомился с Пчёлкой Жужей» (стр.14; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст |
|
3 | «Как Гусеница Фифа играла с лепестками» («Лепестки») (стр.39; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст |
|
4 | Тема:«Как Медвежонок Мишик путешествовал» («Чудо-крестики 1», «Лепестки») (стр.43; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст |
|
5 | Тема: «Как большой квадрат стал совсем маленьким квадратом» («Игровой квадрат») (стр.46; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст) |
|
6 | Тема «Как гусеница Фифа подарила цветок Зайчику» («Лепестки» и «Чудо-крестики1» (стр. 53.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст) |
|
7 | Тема «Как Медвежонок Мишик угостил друга мороженым» («Чудо-крестики 1», «Коврограф Ларчик») стр.55.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
8 | Тема «Как Медвежонок собрал лесенку» («Чудо-крестики 1») (стр. 63.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст) |
|
9 | Тема: «Как Медвежонок Мишик подарил портрет Галчонку Каррчику» («Чудо-крестики 1) (стр. 65.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» ранний и младший возраст) |
|
10 | Тема: «Как Гусеница Фифа играла с лепестками» (Эталоны цвета «Лепестки» и «Гномы») стр.69.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
11 | Тема: «Как друзья построили светофор» («Чудо-крестики1») стр.75.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
Развивать связную речь, умение поддерживать беседу на тему «Зачем нужен светофор».
|
12 | Тема: «Как друзья катались на ослике» («Коврограф:Ларчик», «Чудо-крестики 1», «Фонарики») стр.77.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
13 | Тема: «Как Медвежонок Мишик построил дом, и лепестки превратились в цветы» («Лепестки», «Фонарики») стр.20 и 78. Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
14 | Тема: «Как Гусеница Фифа съела подарок» («Фонарики», «Логоформочки 3») стр.71.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
15 | Тема: «Как Девочка Долька готовилась к Новому году» («Игровой квадрат Воскобовича», «Фонарики») стр.85.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
16 | Тема: «Как друзья встречали Новый год» («Чудо-крестики 1», «Логоформочки 1» стр.33 и 78.Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
17 | Тема: «Как Магнолик построил домик» («Фонарики», «Игровой квадрат Воскобовича») стр.88, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
18 | Тема: «Как Пчёлка Жужа пришла в гости» («Чудо-соты», «Чудо-крестики 1») стр.89, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
19 | Тема: «Как Крутик По приготовил подарки» («Чудо-соты», «Логоформочки 3») стр.91, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
20 | Тема: «Как Крутик По побывал в гостях» («Чудо-соты 1») стр.92, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
21 | Тема: «Как друзья попали в аварию» («Чудо-соты 1» , «Чудо-крестики1», «Коврограф «Ларчик») стр.93, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
22 | Тема:«Как Квадрат и Магнолик встретились» («Игровой квадрат») стр.93, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
23 | Тема: «Как Девочка Долька считала лепестки» («Чудо-цветик», пособие «Коврограф «Ларчик») стр.101, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
24 | Тема: «Как Девочка Долька подарила цветы Пчёлке Жуже» «Чудо-цветик», «Чудо-соты 1») стр.102, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
25 | Тема: «Как у Гусеницы Фифы появилась новая шляпка» стр.104, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
26 | Тема: «Как Гусь и лягушки украшали кораблик флажками» («Корабли Плюх-Плюх») стр.105, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
27 | Тема: «Как Гусь и лягушки гостили на Чудо-островах» ( «Чудо-крестики 1», «Игровой квадрат Воскобовича») стр.108, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
28 | Тема: «Как друзья вытаскивали круг из кустов» («Чудо-соты1», «Чудо-цветик») стр.110, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
29 | Тема: «Как Пчёлка Жужа получила подарок» («Чудо-соты1», «Лепестки» стр.114, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
30 | Тема: «Как Гусеница Фифа подарила Лопушку чайник» («Чудо-соты 1», «Игровой квадрат») стр.132, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
31 | Тема «Как Медвежонок Мишик помогал Пчёлке Жуже» («Чудо-соты 1», «Фонарики», пособие «Коврограф «Ларчик») стр.139, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
32 | Тема: «Как друзья готовили подарки Пчёлке Жуже» («Чудо-соты 1», «Фонарики «Ларчик») стр.154, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
33 | Тема: «Как у Магнолика оказалось много игрушек» («Чудо-цветик», «Чудо-соты 1», «Чудо-крестики 1») стр.160, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
34 | Тема: «Как Гусеница Фифа рассказывала истории Лопушку». («Чудо-соты 1», пособие «Коврограф «Ларчик», «Чудо-крестики 1») стр.170, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
35 | Тема: «Как Магнолик играл с подарками Зайки» (пособие «Коврограф «Ларчик», «Прозрачный квадрат», «Фонарики») стр.176, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
36 | Тема: «Как друзья составили поезд» (пособие «Коврограф «Ларчик», «Чудо-крестики», «Чудо-соты») стр.184, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
37 | Тема: «Как друзья путешествовали по Фиолетовому лесу» ( «Чудо-цветик», «Чудо-соты1») стр.190, Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса», ранний и младший возраст) |
|
Учебно-тематический план в средней группе
Тема занятия и используемые игры | Задачи | |
1 | Тема: «В гостях у зверят Цифроцирка» Игры: «Цифроцирк», «Чудо-соты 1» (стр.12; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
2 | Тема: «Прозрачные льдинки Озера Айс» Игра: «Прозрачный квадрат» |
|
3 | Тема: «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию» Игры: «Кораблик Плюх-Плюх», «прозрачный квадрат» (стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса») |
|
4 | Тема: «Загадки Ворона Метра» Игры: «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты 1» |
|
5 | Тема: «Как лягушата пополняли запасы пресной воды» (Игры: «Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь») стр.16 «Сказки Фиолетового леса», стр. 6 методичка к пособию «Коврограф Ларчик» |
|
6 | Тема: «Путешествие в страну Логики «Фабрика фигур» («Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралиной) |
|
7 | Тема: «Путешествие в Фиолетовый лес» (Игры: «Цифроцирк», «Чудо-цветик») стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» |
|
8 | Тема: «В гости к веселым гномам» (Эталоны цвета «Лепестки», «Прозрачный квадрат») (Стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ») |
|
9 | Тема «В гостях у сказки» («Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт») |
|
10 | Тема: «Волшебные клеточки» («Игровизор», «Прозрачный квадрат») |
|
11 | Тема: «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по Ковровой полянке» («Коврограф: Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик») стр. 21«Сказки Фиолетового леса» |
|
12 | Тема: «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча» («Чудо – соты», «Прозрачная цифра») стр. 27«Сказки Фиолетового леса» |
|
13 | Тема: «Как зверята выступали на арене Цифроцирка» («Чудо-соты», «Колумбово яйцо») Стр.34 «Сказки Фиолетового леса» |
|
14 | Тема: «Как малыш Гео оказался на островах» («Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат») стр. 25 «Сказки Фиолетового леса» |
|
15 | Тема: «Как кораблик попал в шторм» («Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор» стр. 35 «Сказки Фиолетового леса» |
|
16 | Тема: «Новый год в Фиолетовом лесу» («Чудо-цветик», «Чудо-соты 1») |
|
17 | Тема: «Гусеница Фифа встречает гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие («Танграм», «Прозрачный квадрат») 1 игровая ситуация «Загадочный конверт» 2 игровая ситуация «Портреты друзей» |
|
18 | Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие («Танграм»), «Лепестки») 3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)» 4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)» «Методика ознакомления с игрой» (распечатка) |
|
19 | Тема: «Найди фигуру» («Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42) |
|
20 | Тема: «Как гусеница Фифа наряжалась» («Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат») Стр. 49 и стр. 158 «Сказки Фиолетового леса» |
|
21 | Тема: «Волшебные превращения счетных палочек» |
|
22 | Тема: «Вечернее представление в Цифроцирке» («Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор» Стр. 60 «Сказки Фиолетового леса» |
|
23 | Тема: «Как малыш Гео нашел грибы» «Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры») Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса» |
|
24 | Тема: «Как Медвежонок с Галчонком поссорились и помирились» «Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Игровой квадрат») Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса» |
|
25 | Тема: «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх» («Кораблик Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо») Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса» |
|
26 | Тема: «Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку» («Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо») Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса» |
|
27 | Тема: «Как гусеница Фифа вырастила цветы» («Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор») Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса» |
|
28 | Тема: «Как у гусеницы Фифы осыпался цветок» («Лепестки», пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт») Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса» |
|
29 | Тема: «Как на Чудо-островах появилась необычная машина» («Чудо-соты», «Танграм») Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса» |
|
30 | Тема: «Как друзья помогли Девочке Дольке» («Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик») Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса» |
|
31 | Тема: «Как друзья играли с Крутиком По» («Прозрачный квадрат», «Счетные палочки») |
|
32 | Тема: «Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх» («Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо») Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса» |
|
33 | Тема: «Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже». («Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты») Стр. 114 «Сказки Фиолетового леса» |
|
34 | Тема «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры» (наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты») Стр. 118 «Сказки Фиолетового леса» |
|
35 | Тема: «Новая игра жителей Фиолетового леса» «Чудо-крестики», «Игровизор», «Игровой двухцветный квадрат Воскобовича») Стр.71, 172 «Сказки Фиолетового леса» |
|
36 | Тема: «Приключения бабочки в Фиолетовом Лесу» |
|
37 | Тема: «Тема: «Как Девочка Долька встречала гостей» («Чудо-цветик», «Чудо-соты», «Цифроцирк») Стр. 122 «Сказки Фиолетового леса» |
|
38 | Тема: Как друзья пили чай с пирогами» («Чудо-крестики 2», «Чудо-соты») Стр. 40, 54 «Сказки Фиолетового леса» |
|
39 | Тема: «Как зверята поменяли грибы на лепестки» («Математические корзинки 10», «Чудо-цветик», «Чудо-соты») Стр. 55 «Сказки Фиолетового леса» |
|
40 | Тема: «Как команда Кораблика получала подарки» («Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо-цветик», «Чудо-крестики 2», «Геоконт») Стр.58 «Сказки Фиолетового леса» |
|
41 | Тема: «Как в Цифроцирке появились новые артисты» («Математические корзинки 10», «Прозрачная цифра») Стр.111 «Сказки Фиолетового леса» |
|
42 | Тема: «Как Малыш Гео и Паучок удивляли друг друга» («Геоконт «Малыш», «Чудо-соты 1», «Игровизор») Стр.107 «Сказки Фиолетового леса» |
|
43 | Тема: «Как Малыш Гео нашел волшебную шляпу» («Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики», «Цифроцирк» Стр.130, «Сказки Фиолетового леса» |
|
44 | Тема: «Как Крутик По и Малыш Гео попали под дождь» («Танграм», «Игровизор» («Лабиринты цифр – зашумленные картинки») Стр.133, «Сказки Фиолетового леса» |
|
45 | Тема: «Как у Гусеницы Фифы появился новый ковер» («Чудо-крестики 2», «Сложи узор») Стр.134, «Сказки Фиолетового леса» |
|
Учебно-тематический план в старшей группе
Тема занятия, источник | Задачи, решаемые в процессе деятельности | |
1 | Тема: «Как птичка осталась на поляне Чудесных плодов» (игры «Чудо – цветик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (стр.138; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
2 | Тема: «Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу» (игры «Математические корзинки 10», «Прозрачный квадрат», «Игровизор») (стр.140; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
3 | Тема: «Как команду кораблика встретили на Чудо-островах» («Геоконт», «Чудо-крести-ки», (стр.144; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
4 | Тема: «Как Пчелка Жужа хранила мед» (игры «Чудо-соты 1», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (стр.146; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
5 | Тема: «Как Малыш Гео вызывал артистов Цифроцирка» («Прозрачная цифра», «Чудо-соты», набор из 5 геометрических фигур) (стр.148; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
6 | Тема: «Как у Паучка появилась новая одежда» («Геоконт Малыш», «Сложи узор») (стр.150; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
7 | Тема: «Новоселье Пчелки Жужи» («Геоконт Малыш», «Игровизор», «Чудо-крестики 2») (стр.156; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
8 | Тема: «Как друзья подарили друг другу по конфете» («Геоконт Малыш», «Чудо-соты», «Игровизор») (стр.11; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
9 | Тема: «Как Краб Крабыч оказался дома» («Чудо-соты», «Сложи узор») (стр.154; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
10 | Тема: «Как буря потрепала Кораблик Брызг-Брызг» («Кораблик Брызг-Брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Геовизор») (стр.163; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
11 | Тема: «Как Гусеница Фифа путешествовала» («Прозрачный квадрат», «Чудо-соты 1», «Чудо-цветик») (стр.158; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст |
|
12 | Тема: «Как Гусеница Фифа рассказывала о своем путешествии» («Геоконт Малыш», «Квадрат Воскобовича (двухцветный) (стр.161; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст |
|
13 | Тема: «Как друзья попали на Поляну Золотых Плодов» («Цветные квадраты», «Чудо-крестики 2») (стр.172; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
14 | Тема: «Как Магнолик выступал в Цифроцирке» (игры «Чудо-крестики 2», «Прозрачная цифра», «Прозрачный квадрат») (стр.166; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
15 | Тема: «Как Крутик По нашел волшебный ларец» (игры «Чудо-крестики 3», «Чудо-соты») (стр.168; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
16 | Тема: «Как Девочка Долька составила букет» (игры «Чудо – цветик», «Математические корзинки 10», «Сложи узор») (стр.168; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
17 | Тема: «Как праздновали Новый год на Чудесной поляне» («Чудо-крестики 3», «Танграм», «Игровой квадрат Воскобовича») (стр.79; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) |
|
18 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» (игра «Прозрачный квадрат», «Сложи узор») |
Развивать навык пространственной ориентировки, упражнять в счете.
|
19 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» («Парусник Арус, или очень непростое путешествие по реке» № 2) (игра «Прозрачный квадрат», «Геовизор») |
|
20 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» («Свечка Веч, или душевный разговор в пещере со Всюсем» № 3) (игра «Прозрачный квадрат», «Танграм») | Цель: продолжение знакомства со «Сказкой о прозрачном квадрате».
|
21 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» («Голова Ва-Ва, или схватка с гигантскими муравьями» № 4) («Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо») | Цель: продолжение знакомства со «Сказкой о прозрачном квадрате».
|
22 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» («Топорик Оп-Оп, или мостик чрез ров с живыми камнями» № 5) (игры «Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики 2») | Цель: продолжение знакомства со «Сказкой о прозрачном квадрате».
|
23 | Тема: «Приключения Малыша Гео и нетающих льдинок озера Айс» («Птица Тиц, или чарующая музыка деревянных объятий» е № 6) (игры «Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики 2», «Чудо-соты») | Цель: продолжение знакомства со «Сказкой о прозрачном квадрате».
|
Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе
Тема занятия, источник | Задачи |
1. Тема: «Сказки Фиолетового леса» |
|
2. Тема: «Сочиняем лего-сказки» (Работа с лего-конструкторами) |
|
3. Тема: «Артисты Буквоцирка. Арлекин» («Забавные буквы», «Лабиринты букв») |
|
4. Тема: «Артисты Буквоцирка. Орлекин» (игры «Лабиринты букв», «Разгадай ребус» (пособие Воскобовича ) |
|
5. Тема: «Айкьюша в Буквоцирке. Акробат Урлекин» («Лабиринты букв», «Забавные буквы») (пособие Воскобовича ) |
|
6. Тема: «В стране Ребусландия» (Журнал «Смекалочка» № 8/2011г) (зрительный диктант, работа с ребусами) |
|
7. Тема: «Артисты Буквоцирка. Акробат Эрлекин» («Забавные буквы», зрительный диктант) |
|
8. Тема: «Путешествие в город Гео-Метр-и-Я с акроба-том Ирлекином» |
|
9. Тема: «Артисты Буквоцирка. Акробат Ырлекин» («Лабиринты букв», «За-бавные буквы») |
|
10. Тема: «На фабрике Фигур» |
|
11. Тема: «Артисты Буквоцирка. Акробат Ирлекин» |
|
12. Тема: «В гостях у сказки» («Геовизор», «Чудо-крестики 2», «Автосказки» Воскобовича) |
|
13. Тема: « В гостях у сказки «Золушка» («Геовизор», «Автосказки», «Чудо-соты 1») |
|
14. Тема: «По тропинкам Ребусландии» (Журнал «Смекалочка» № 8/2011г) (работа с точкой, с ребусами) |
|
15. Тема: «Путешествие в Лего-страну» (лего-конструктор «Мои первые истории») |
|
16. Тема: «Сказочный лего-транспорт» «лего-конструктор «Учись учиться») |
|
17. Тема: «Сказочная архитектура» |
|
18. Тема: « Как паучок Ромбик запутал свою паутинку» («Геокнт». «Геоконт Алфавит», «Сложи узор») |
|
19. Тема: «Путешествие в город говорящих попугаев» («Игры с буквами», «Читай-ка на шариках 1 и 2», «Шнур-затейник») |
|
20. Тема: «Спасаем Магнолика Нолика и его друзей» («Прозрачный квадрат») |
|
21.Тема: «В гостях у сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» («Геовизор», «Чудо-крестики 3», головоломка) |
|
22. Тема: «Веселый День рождения» (игры с буквами) |
|
Тема: «Истории Малыша Гео» |
|
Тема: «Поможем почтальону» |
|
Тема: «В гости к Ворону Метру» |
|
Тема: «Загадки Ребусландии» (материал журнала Ребусландия», игра «Вьетнамская игра») |
|
Тема: «Путешествие в Фиолетовый лес» |
|
Тема: «Школа Айкьюши» |
|
Тема: «Невероятные приключения пришельцев из космоса» (графический диктант, игры «Монгольская игра», «Чудо-крестики 2») |
|
Тема: «Королевство Муравии» |
|
Тема: «Весёлые цифры» (игры «Геовизор», «Чудо-соты 2», графический диктант) |
|
Тема: «Веселые буквы» (игры «Сложи узор», «Чудо-соты 2», игра с буквами «Составь слово») |
|
Тема: «Загадки Ребусландии» (материал журнала Ребусландия», «Геовизор») |
|
Тема: «Играем со шнуром-затейником» (игра «Шнур-затейник») |
|
Тема: «Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» |
|
Тема: «Кругосветное путешествие» |
|
III. Организационный раздел Программы
1. Материально-техническое обеспечение Программы
Мебель:
- мебель в соответствии с антропометрическими данными детей - столы 11 штук
- стулья – 22 штуки
- мольберт – 1 шт
- коврограф – 1 шт
- учебно-игровое пособие «Палочки Кюизинера» - 20 шт
- Раздаточный и демонстрационный материал.
- Лего-конструктор «Мои первые истории» -1 шт
- Лего-конструктор «Учись учиться» -20 шт
- «Монгольская игра»- 20 шт
- «Геовизор» - 20 шт
- «Сложи узор» - 20шт
- «Чудо-соты 2» -20 шт
- «Читай-ка на шариках 1 и 2»- по 10 шт
2. Программно-методическое обеспечение
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд 3-е, дополненное и переработанное. М.: Издательство «Ювента», 2006.
- Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Науч. рук. Л.Г. Петерсон. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой - М.: Цветной мир, 2012.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е.В., Некрасова А.А. и др. - М.: Цветной мир, 2012.
- Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 С.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.
3. Организационные условия
Занятия проводятся в групповой комнате площадью – 46,5 кв. м, расположенной на втором этаже. В группе естественное освещение – 2 окна общая длина 8,38 м. В качестве источников искусственного света в группе используются светодиодные светильники. В качестве солнцезащитных устройств используются рулонные шторы светлых тонов.
IV. Мониторинг
Уровни сформированности навыков:
- сформирован
- на стадии формирования
- не сформирован
Критерий | |
Умеет анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать. | |
Использует занимательный игровой материал в играх самостоятельного характера. | |
Умеет сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине. | |
Умеет рассуждать, доказывать. | |
Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук. | |
Способен к волевым усилиям. | |
Проявляет интерес к математическим играм. |
V. Литература
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
- Коробова Т. В; Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие;. 2014.
- Михайлова З.А., Носова Е.А. .Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. ; «Детство-Пресс», 2016.
- Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом « Поиск затонувшего клада»; Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
- Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/logiko-matematicheskoe-razvitie-detey-v-protsesse-igr-s
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы развивающей игре «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Задания, выполняемые детьми |
1 занятие | 1. Познакомить детей с игрой. 2. Развивать сенсорные способности, восприятие цвета, тактильные ощущения. 3. Развивать речевую активность, активизировать словарь (художественно-речевую деятельность). | 1. Назвать цвета, присутствующие на квадрате. 2. Провести пальцем по контуру, назвать основы – квадрат и ромб (составные части треугольника), углы – вершины. |
2 занятие |
1. Познакомить со свойствами квадрата: гибкий и твёрдый; одновременно может превращаться в разные фигуры. 2. Развивать воображение, учить ориентироваться , понимать пространственные отношения. 3. Способствовать математическому развитию (деления целого на 2 части, соотношения целого и части). | 1. Согнуть, сложить квадрат (манипуляции детей с квадратом), включить «оператор вращения». 2. Сложить квадрат пополам из разных положений: а) квадрат – квадратом: На что похоже? (шоколадка, досочка, коврик и т.д.) б) квадрат – ромбом (по диагонали) (парус, горка, флажок, качели и т.д.) |
3 занятие | 1. Показать детям, что весь квадрат состоит из различных геометрических фигур: - 16 маленьких - 4 маленьких - 2 - 2 больших - 1 маленький и 4 средних и т.д. 2. Познакомить со способом сложения квадрата для превращения его в другой квадрат, треугольник, прямоугольник. | 1. Сложить квадрат в маленький , 2 и т.д.; обвести пальчиком полученные фигуры. 2. Превратить красный квадрат в зелёный (перевернуть). 3. Превратить красный квадрат в зеленый ромб (перевернуть и повернуть). 4. Превратить красный квадрат в красный прямоугольник (сложить пополам). |
4 занятие | 1. Продолжить знакомить детей со способами сложения квадрата. 2. Развивать восприятие цвета, пространства, размера и формы. | 1. Превратить квадрат в треугольник: - красного цвета - зелёного цвета. 2. Превратить квадрат в треугольник: - большой; - маленький. |
5 занятие | 1. Начать знакомство детей со сказкой. 2. Учить складывать простые плоскостные фигуры: фигуру № 1 «Домик», познакомить с приёмами сложения фигур. 3. Познакомить детей с термином «цветом наоборот»: -меняя основу квадрата, получать фигуры одной формы, но разного цвета. | 1. Сложить фигуру № 1 «Домик». - включить приём «цвет наоборот». 2. Представить сказку «Тайна Ворона Метра» ( её персонажей). |
6 занятие |
1. Продолжить знакомство со сказкой. 2. Закрепить алгоритм складывания фигуры № 1, 3. Учить детей складывать из квадрата фигуру № 2 «Конфета». | 1. Повторить способ сложения фигуры № 1. 2. Сложить фигуру № 2 «Конфета». 3. Сложить фигуру № 2 «цветом наоборот». |
7 занятие |
1. Повторение способа сложения фигуры № 2 (закрепить умение) 2. Учить детей складывать фигуру № 3 «Летучая мышь». | 1. Вспомнить начало сказки. 2. Повторить сложение фигуры № 2 «Конфета». 3. Сложить фигуру № 3 «Летучая мышь» |
8 занятие | 1. Развивать долговременную память при повторении 1,2 и 3 историй – превращения, способы сложения фигур № 1, № 2, № 3. 2. Познакомить детей со следующим превращением игрового квадрата, учить складывать фигуру № 4 «Конверт». Учить обговаривать «оречевлять» действия. | 1. В игре «Узнай и назови» называть образцы фигур. 2. Сложить фигуры № 1, № 2, № 3. 3. Сложить фигуру № 4 «Конверт». |
9 занятие | 1. Закрепить умение складывать фигуру № 4. Учить обговаривать этапы работы, называть элементы квадрата: - правая и левая сторона; - верхний и нижний угол. 2. Продолжать формировать умение работать со схемами сложения фигур, учить складывать фигуру № 5. 3. Развивать логическое умение, внимание, память | 1. Сложить фигуру № 4 «Конверт» - использовать прием «цветом наоборот». 2. Сложить фигуру № 5 «Семафор». |
10 занятие Диагностическое | 1. Развивать творческое воображение и конструктивные способности детей, умение самостоятельно придумывать и конструировать фигуры. 2. Выявлять уровень освоения игры с целью диагностирования умений и навыков у детей. | 1. Предложить сложить для Квадрата друзей – новые фигуры по собственному замыслу, придумать им название (имя). |
Приложение № 2
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы развивающей игре «Прозрачный квадрат»
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Задания, игры, упражнения, выполняемые детьми |
1 занятие | Знакомство с игрой, персонажами сказки: Мальчик Гео, Незримка Всюсь, Ворон Метр. 1. Развивать сенсорные способности, умение выделять свойства пластинок (не тают, прозрачные, гибкие, теплые, прочные). 2.Учить обобщать и анализировать, узнавать, называть и находить квадрат, выделять размер. | 1. Найти сходство и отличие пластинок игры и настоящих льдинок, используя тактильные ощущения. 2. Игра «Найди льдинки» - выбрать пластинки с квадратом; - сосчитать (1 большой и 5 маленьких); - сравнить их между собой. |
2 занятие | 1. Учить узнавать, находить и называть треугольник. 2. Развивать умение раскладывать пластинки с по группам, выделяя главный признак - размер (большие, средние, маленькие). 3. Развивать логическое мышление, речевые навыки и умения. | 1. Игра «Найди льдинки» («Помоги Гео») - выбрать все пластинки с . 2. Игра «Разложи льдинки в сундучки» - сравнить размер; - каких больше, меньше: больших или маленьких. |
3 занятие | 1. Познакомить детей с правилом конструирования квадрата, учить складывать квадрат из 2-х частей (больших треугольников). 2. Учить конструировать фигуру ёлочки из 2-х треугольников, накладывая на схему 1:1. 3. Развивать целостное восприятие, внимание. | 1. Игра «Сложи квадрат» - выбрать все пластинки с большими треугольниками. Сколько их? - сложить из них квадрат. Сосчитать их. 2. Игра «Сложи ёлочку» Мотив: помочь Гео спрятаться от Незримки Всюсь. - рассмотреть схему, сложить елочку. |
4 занятие | 1. Учить детей складывать квадрат из 2-х частей (средних и маленьких треугольников). 2. Развивать умение сравнивать квадраты по величине, планирующую функцию речи (из маленьких треугольников – маленькие квадраты, а из средних треугольников – средние квадраты). 3. Упражнять в умении складывать ёлочку из треугольников по схеме и без неё (по указанному размеру: большую, среднюю, маленькую). | 1. Игра «Сложи квадрат» - выбрать все пластинки с маленькими треугольниками. - сложить из них квадрат (сколько треугольников нужно?) - сосчитать полученные квадраты – 4 (аналогично из средних треугольников – 2) - сравнить, сделать вывод о величине. 2. Игра «Посади лес из ёлочек для Гео» - подвести к выводу, что из маленьких треугольников получаются маленькие (низкие) ёлочки, из средних – средние, из больших – большие (высокие) ёлочки. |
5 занятие | 1. Упражнять в умении складывать фигуру ёлочки из разных по величине треугольников, развивать творческое воображение, память. 2. Продолжить знакомство с игрой, учить складывать квадрат из 2-х разных частей и одинаковых прямоугольников. 3. Развивать умение соотносить целое и часть. | 1. Игра « Подари ёлочку Незримке Всюсь» (друг другу ит.д.) 2. Игра «найди такую же льдинку» 3. Игра «Сложи квадрат». |
6 занятие | 1. Учить складывать домик, используя схему. 2. Развивать умение сравнивать предметы по величине. | 1. Игра « Построй домик» - для Гео – большой - для Незримки - маленький - чтобы домик получился большим, нужно брать пластинки с большими фигурами, а для маленького домика – пластинки с маленькими фигурам (сделать вывод). |
7 занятие | 1. Познакомить детей с фигурами на остальных пластинках. 2. Развивать творческое воображение, умение самостоятельно придумывать и складывать фигуру по замыслу, называть её и по возможности придумывать короткую историю. 3. Развивать речевую активность. | 1. Игра «Найди такую же льдинку» 2. Игра «Придумай фигуру» - или как варианты: «Сказочная страна», «Магазин игрушек», «Зоопарк чудных зверей» и т.д. |
8 занятие | 1. Развивать речь, процессы внимания, мышления, воображения, мелкую моторику рук. 2. Тренировать умение конструировать фигуры по памяти, образцу. |
|
9 занятие | 1. Учить детей конструировать фигуры из 3-х пластинок по образцу. «Птичка» (2 варианта). 2. Развивать речь, творческое воображение, умение сочинять сказки о фигурах. | 1. Отгадать загадку о птице. 2. Сложить фигуру птицы (2 варианта). 3. Придумать короткую сказку – историю. |
10 занятие Диагностическое | 1. Выявить уровень умений детей конструировать по схемам, придумывать фигуры самостоятельно, давать им названия, имена, придумывать короткие истории. 2. Развивать творческое воображение, самостоятельность, речевую активность. | 1. Персонажи игры прощаются с детьми и просят в подарок придумать и сложить разные фигуры из волшебных льдинок. |
Приложение № 3
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы развивающей игре В.В.Воскобовича «Чудо-соты 1»
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Задания, игры, упражнения, выполняемые детьми. |
1 занятие |
|
(радуга, пирог, коврик, соты и т.д.)
|
2 занятие |
, , , . |
Разобрать и собрать поле игры – улей.
Найти и показать фигуры пальцем : , , , определённого цвета. |
3 занятие |
|
Назвать и показать фигуру определённого цвета. - воспитатель называет, ребенок показывает. - воспитатель показывает, ребёнок называет. 2. Игра «Разложи по цвету» - выбрать только … (красные) фигуры и т.д. 3. Какая фигура получится из 2-х , 2-х и т.д. - найти фигуру из 2-х, 3-х. 4-х частей и т.д. |
4 занятие | 1. Познакомить детей с алгоритмом построения «башни».
|
- Подобрать фигуру к плоскостному изображению на листе (Карточка № 2) |
5 занятие |
|
- сложить фигуру «Пирог» |
6 занятие |
| 1. Игра «3 фигурки – одна деталь» - сложить фигуру «Кувшин» и «Чашечка» с карточ ки № 6. 2. Найти одинаковые детали в ряду их 2-х (затем из 3-х фи гур, показать деталь, объяснить |
7 занятие |
|
- Серия заданий «Мишкины рядочки». |
8 занятие |
|
- найти лишние детали на схемах фигур «Чашка» и «Чайник» (Карточка № 4) «Подарки Каррчика» - сложить фигуры «Чашка» и «Чайник». |
9 занятие |
|
- найти лишние детали на схемах фигур «Кораблик» и «Лампа» (карточка № 4) «Подарки Каррчика» - сложить фигуры «Кораблик» и «Лампа». 2. Игра «Загадки Жужжи» - по силуэтной схеме придумать название предметов, подходящих по форме. |
10 занятие | 1. Развивать творческое воображение, умение придумывать и складывать фигуры по замыслу.
| 1. Игра « Подарки для друзей» - придумать и сложить любую фигуру и дать ей название. 2. Обвести схему (зарисовать ) схему с помощью воспитателя: самые интересные, необычные. 3. Попытаться придумать (составить) рассказ о своей фигуре. |
11 занятие Диагностическое |
|
|
Задачи, решаемые на занятии | Игры, упражнения, задания, выполняемые детьми | |
13 занятие |
|
- придумать и сложить с вою фигуру. |
14 занятие |
|
- найти отличие между двумя самолетами. - сложить фигуру 2-го самолета и рассказать о том, что для этого нужно сделать |
15 занятие |
|
- назвать фигуры, которые необходимы для его изображения.
- выбрать из предложенных образцов один и сложить понравившуюся фигуру. - рассказать о своей фигуре, придумать ей имя. |
16 занятие |
|
- предложить детям раскрасить изображение носорога из сказки (сделать цветную фотографию). |
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Игры, упражнения, задания, выполняемые детьми |
17 занятие |
|
-придумать из пластинок свой коврик и сложить его, наиболее интересные – зарисовать (воспитатель). |
18 занятие | Диагностическое.
|
- расположить фигуры персонажей сказки в том порядке, в котором с ними знакомились дети на занятиях. 3. Конструирование фигур по памяти. |
Приложение № 5
Перспективный план по обучению детей средней группы развивающей игре Воскобовича «Чудо-соты»
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Игры, упражнения, задания, выполняемые детьми |
1 занятие |
, , , , .
|
- Краб Крабычу – все , Пчелке Жужже - все , Мишке – все и т.д. (перечислить признаки сходства и различия). |
2 занятие |
|
- собрать ряд из фигур: Поезд – красный многоугольник, первый вагон - оранжевый многоугольник и т.д. присоединяя фигуры углами или сторонами фигур.
скольких частей собран многоугольник. |
3 занятие |
|
«Самолет», «Машина», «Кукла» (карточка № 2 – «Игрушки Жужжи» и карточка № «Транспорт».
(зарисовать фигуры наиболее интересных). |
4 занятие |
|
- найти на схеме недостающую деталь, показать и назвать. Задания № 1 и № «Цифра 1» и с листа № 5 «Теперь деталей не хватает».
- Карточка № 4 «Загадки Жужжи». |
5 занятие |
|
- найти в мешочке названную ребёнком фигуру на ощупь; -найти в мешочке фигуру, названную воспитателем; - назвать фигуру, найденную в мешочке на ощупь. 2. Игра « Лишние детали» Карточка № 4 (задания № 1 «Лодочка» и № 2 «Чашка») |
6 занятие |
|
- предложить 3 варианта фигур, чем отличаются (положением рук). - складывают по желанию одну из 3-х. Задания: - придумать любую фигуру, назвать её, придумать короткий рассказ из 3-5 предложений. |
7 занятие |
|
- Карточка № 1 «Друзья Жужжи», фигуры: птичка, заяц, лягушка.
Карточка № 3. |
|
|
- собрать соты в рамку цветной стороной вниз («Бесцветные соты»). |
9 занятие |
|
- воспитатель складывает простую геометрическую фигуру, а дети говорят, на что (кого) она похожа
|
10 занятие |
|
- предложить детям силуэтные схемы различных фигур в масштабе 1:1, затем как усложнение – в масштабе 1:2. |
Приложение № 6
Перспективный план по обучению детей старшей группы развивающим играм Воскобовича
Месяц | Название игры, № занятия | Цель |
Сентябрь | Игра «Прозрачный квадрат» 1 занятие Тема: «Игры парами» |
|
2 занятие Тема: «Соберем картинку в паре» |
| |
Октябрь | Игра «Чудо - крестики» 1 занятие Тема: « Знакомство с крестиками»» |
|
Октябрь | 2 занятие Тема: « Собираем крестики» |
|
3 занятие Тема: «Ходят дети в детский сад» |
| |
4 занятие Тема: «Сказочный зоопарк» |
| |
Ноябрь | Игра «Чудо-соты» 1 занятие Тема: «Нахождение лишних фигур в ряду» |
|
2 занятие Тема: «День рождения Мишика» |
| |
3 занятие. Тема: «Загадки Краб Крабыча и пчёлки Жужжи» |
| |
4 занятие Тема: «Подарок для друзей»
|
| |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Игра «Прозрачный квадрат» 1 занятие Тема: «Сказочный город» |
|
2 занятие Тема: «Снежинки волшебницы Зимы» |
игры.
| |
3 занятие Тема: «Волшебный транспорт для Деда Мороза» |
| |
4 занятие Тема: «Подарок Деду Морозу и Снегурочке» 5 занятие Тема: «Игра «Вертикальное домино». Игра Чудо-соты» 1 занятие. Тема: «Такие разные замки» 2 занятие. Тема: «Дикие животные наших лесов». Игра «Чудо-цветик». 1 занятие. Тема: «Знакомство с игрой». 2 занятие. Тема: «Называем детали – даём имена» 3 занятие. Тема: «Превращения Дольки». 4 занятие. Тема: «Бабочка, зайчонок, черепаха и другие…» 5 занятие. Тема: «Такие разные птицы» 6 занятие. Тема: «Волшебная картина». Игра – геометрический конструктор «Малыш гео» 1 занятие. Тема: «Игра «Отличается только одним (двумя) признаками». 2 занятие. Тема: «Найди отличия» 3 занятие. Тема: «Найди закономерность». 4 занятие. Тема: «Весёлая картина». Игра «Игровой квадрат» 1 занятие. Тема: «Превращения Квадрата № 1» 2 занятие. Тема: «Превращение Квадрата № 2» 3 занятие. Тема: «Сложные фигуры: ворон, птичка, маленький домик».
4 занятие. Тема: «Сложные фигуры: котёнок, рыбка, башмачок» 5 занятие. Тема: «Играем в любимые игры» |
1 . Познакомить детей с вариантом игры «Прозрачный квадрат», ее правилами. 2. Развивать восприятие целого и части, упражнять в умении составлять квадрат из нескольких частей.
1. Развивать воображение при конструировании фигур бабочек по замыслу. 2. Развивать логическое мышление, умение размышлять, выбирать оптимальный вариант решения поставленной задачи (сложить прямую дорожку из 10 лепестков; какие детали нужно взять, чтобы дорожка сделала поворот). 1. Продолжать развивать умение конструировать фигуры по составным схемам в уменьшенном масштабе, создавая фигуры птиц как реальных, так и сказочных. 2. Формировать умение четко обводить полученную фигуру на листе бумаги, раскрашивать и вырезать её для создания коллективного коллажа.
2. Развивать долговременную память, наглядно-образное и образно-схематическое мышление.
|
Приложение № 7
Перспективный план по обучению детей старшей группы развивающей игре Воскобовича «Чудо – соты»
№ занятия | Задачи, решаемые на занятии | Игры, упражнения, задания, выполняемые детьми |
1 занятие |
|
- помочь Краб Крабычу и Тимошке найти фигуры (например: все не треугольные, все не красные, все не желтые и не круглые и т.д.).
|
2 занятие |
|
(карточка № 4, задания № 1. № 5).
- найти названную воспитателем фигуру на ощупь. - найти фигуру на ощупь, назвать её. - найти все треугольники. |
3 занятие |
|
- собрать соты в рамку цветной стороной вниз («Помоги Тимошке собрать рассыпанную игру»). Вариант – «Бесцветные соты»
- сложить фигуру пчелки (карточка № 11 «В гостях у Жужжи» задание № 1). |
4 занятие |
|
- помочь Каррчику найти лишние детали (Карточка № 4, задание № 3 «Лампа» и № 4 «Чайник»).
|
5 занятие |
|
- выбрать из предложенных образцов - рассказать, какие детали используются, чем бабочки отличаются друг от друга: формой крыльев.
- помочь Каррчику найти недостающие детали, сложить фигуры (Карточка № 5 «Теперь не хватает деталей» , задание № 3 «Самовар» и № 4 «Лампа»). |
6 занятие |
|
- собрать различные модели «Самолетов» по схемам. - придумать свои фигуры (наиболее интересные – зарисовать).
|
7 занятие |
|
|
8 занятие |
|
|
9 занятие |
|
- Из всех деталей игры сложить небольшую сюжетную картинку, сочинить по ней короткую историю (наиболее интересные записать для альбома «Фиолетовые сказки»). |
10 занятие |
|
|
Диагностическое |
|
- из всех деталей всех игр каждого ребёнка всем вместе сложить одну большую картину, придумать к ней название и рассказ. |
Приложение № 9
Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы в развивающей зоне «Игроград»
Месяц | Работа с коврографом | Работа в «Игродоме» | Работа с родителями | Работа по самообразованию |
Сентябрь |
1. Повторение сказки «Нетающие льдинки озера Айс» | 1. Представление детям «Игрограда» 2. Знакомство с новой игрой «Чудо-цветик» | 1. Педагогическая тема: «Приглашаем в Игроград!» 2. Презентация игротеки «Игры на дом» | 1. Разработка критериев для диагностики детей |
Октябрь | 1. Составление сюжетных картин Тема: «Лесной - мой город родной» (использовать игру «Прозрачный квадрат») 2. Составление рассказов о родном городе. | 1. Факультативные занятия «Сказки Фиолетового леса». Тема: «Домашние животные и их детёныши; домашние птицы». 2. Подгрупповая игра «Разные игры – один персонаж» | 1. Игротека «Игры на дом» - «Прозрачный квадрат» - «Чудо-соты» | 1. Проведение начальной диагностики умения составлять сказки и рассказы |
Ноябрь | 1. Индивидуальная работа по теме: «Посуда» 2. Индивидуальная работа по математике | 1. Оформление «Фиолетовой книги сказок» 2. Игры парами «Знакомство» Цель: учить детей вести диалог между собой, развивать умение поддерживать непринуждённую беседу. 3. Знакомство со структурой составления рассказов. | 1. Всеобуч «Вместе весело учиться, вместе весело играть!» 2. Оформление фотостенда «Учимся, играя!» | 1. Изучение принципов построения сказок, функций действующих лиц по В.Я.Проппу (журнал «Ребёнок в детском саду» № |
Декабрь | 1. Индивидуальная работа по теме: «Игрушки», «Мебель» 2. Игры на тему: «Игрушки» | 1. Конструирование фигур по теме «Семья» 2. Составление рассказов о себе, о своей семье «Познакомьтесь - это я, это вся моя семья!» 3. Знакомство детей с принципами построения сказки по Проппу. | 1. Педагогическая тема: «Знакомимся с принципами построения сказки по В.Я.Проппу» 2. Консультация «Как сочинять сказки вместе с ребёнком» № 2.
3. Показ фрагмента факультативного занятия с детьми. | |
Январь | 1. Сказка «Теремок» на новый лад. Цель: учить детей составлять новую сказку с опорой на известную сказку «Теремок» с новым набором персонажей, закреплять знания о диких животных. 2. Индивидуальная работа по математике | 1. Придумывание детьми схем-символов для составления сказок по Проппу. 2. Составление текстовых сопровождений для схем. | 1. Конкурс «Домашняя сказка» - продолжение. 2. Создание библиотечки самодельных книг с историями и сказками о персонажах развивающих игр. | |
Февраль | 1. «Сказочные машинки Фиолетового леса» Цель: развивать творческое воображение, умение составлять описательные рассказы о машинах (использовать альбом «Сказочные машинки Фиолетового леса» 2. Индивидуальная работа по математике | 1. Составление сказок на предложенную тему с использованием 2-3 схем-символов Проппа. | 1. Выставка рисунков и коротких рассказов Тема: «Мой папа самый лучший в мире» (использовать развивающие игры «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Чудо-цветик») 2. Выставка самодельных машин «Папины руки не знают скуки» | |
Март | Коллективное конструирование Тема: «Стройка» Индивидуальная работа по математике | 1.Конкурс среди детей «Сад волшебных цветов» Цель: продолжать развивать творческое воображение, фантазию, умение конструировать фигуры по заданной теме, придумывать название своему чудо-цветку. 2. Составление детьми коллективной сказки с использованием сконструированных фигур и схем Проппа | 1. Выставка рисунков и коротких рассказов Тема: «Мама милая моя» (использовать развивающие игры «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Чудо-цветик») 2.Выставка персонажей развивающих игр, изготовленных руками мам «Мамины руки не знают скуки» | |
Апрель | Коллективное конструирование Тема: «Весна в городе» (использовать игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты», конструктор «Гео», конструктор «Транспорт») Индивидуальная работа Тема: «Перелётные птицы» | 1. «Волшебный скворечник» Цель: закреплять умение конструировать фигуры по заданной теме, продолжать учить составлять сказки о предложенных персонажах, развивать связную речь, закреплять знания о перелётных птицах. 2. Составление рассказа по коллективной работе «Весна в городе» | 1. Показ факультативного занятия по развитию связной речи при помощи развивающих игр. | |
Май | 1.Проведение итоговой диагностики | Итоговая беседа с детьми Тема: «Как правильно составлять рассказы и сказки» (или «Чему мы научились за год» | 1. Ознакомление родителей с результатами диагностики 2. Презентация «Фиолетовой книги сказок», собранной оформленной в течение года. |
Приложение № 10
Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы развивающим играм В.Воскобовича
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Игра «Чудо-цветик» 1 занятие Тема: «Прощание с летом» 2 занятие Тема: « Придумываем транспорт» 3 занятие Тема: «Состав чисел из двух меньших до 5» Игра «Кораблик Брызг-Брызг» 1 занятие Тема: «Знакомство с игрой» 2 занятие Тема: «Мачты» 3 занятие Тема: «Флажки» 4 занятие Тема: «Считаем флажки» 5 занятие Тема: «Надень флажки на мачты» 6 занятие Тема: «Загадка капитана» 7 занятие Тема: «Загадки матросов» 8 занятие Тема: «Составляем числа» Игра «Читайка на шариках 1 и 2» 1 занятие Тема: «Уголки загибаем – слова читает» 2 занятие Тема: «Конструктор букв» Игра «Четырехцветный квадрат Воскобовича» 1 занятие Тема: «Квадратные забавы» 2 занятие Тема: «Квадратные забавы» Игра «Геоконт» 1 занятие Тема: «Сказка об удивительном Геоконте» 2 занятие Тема: «Тайна Поляны» 3 занятие Тема: «Гео, буквы и цифры страны Геоконт» 4 занятие Тема: «Знакомство с Пауком Юком и паучатами» 5 занятие Тема: «Загадки Паука Юка» 6 занятие Тема: «Превращение фигур» |
|
Приложение № 8
Перспективный план по обучению детей старшей группы в развивающей зоне «Игроград»
Место проведения работы | Цель работы | Вид работы | |
1. Работа с коврографом | 1. Дать всем детям возможность закреплять знания, полученные на занятиях, самостоятельно используя демонстрационный материал, присутствующий на занятиях. 2. Проводить с детьми индивидуальную работу по темам, изучающимся на занятиях. 3.Обучать детей развивающим играм В.Воскобовича. 4. Развивать у детей зрительно-моторную координацию, начать подготовку детей к письму. |
| |
2. «Игродом» | 1. Приучать детей, объединившись в небольшие группы по 4-5 человек, конструировать фигуры, договариваться о теме, выборе игрового материала. 2. Учить детей разыгрывать короткие диалоги между собой от лица персонажей сказок, развивать связную речь, коммуникативные навыки. 3. Развивать коммуникативные навыки у малоактивных, застенчивых детей. 4. Обучать детей приёмам составления сказок о персонажах развивающих игр, используя принципы построения сказки по В.Я. Проппу (схемы, карточки). 5. Выявить уровень развития математических представлений, сформированности психических процессов, развития связной речи (составление сказок, коротких рассказов). |
| |
3. Работа с родителями | 1. Поддерживать интерес со стороны родителей к развивающим играм, продолжать знакомство и обучение родителей этим играм. 2. Раскрыть содержание работы по развитию у детей связной речи с помощью развивающих игр В.Воскобовича. 3. Дать родителям возможность использовать развивающие игры в домашней обстановке, помочь установить или наладить контакт с детьми. 4. Учить родителей придумывать сказки Фиолетового леса вместе с ребёнком. 5. Продолжать учить родителей принимать на себя роль равноправного партнёра по игре. |
«Чудеса Фиолетового леса» и «Сказки Фиолетового леса» | |
4. Пополнение, обогащение центра | 1. Создавать условия для дальнейшего, более широкого и активного использования развивающих игр детьми и родителями. 2.Продолжать знакомить с новинками в области развивающих игр и методикой их использования коллег по работе. 3. Расширить и углубить свои знания о развивающих играх и повысить уровень профессионального мастерства. 4. Развивать у детей устойчивый интерес к развивающим играм, творческое воображение. 5. Разработать карточки-схемы по принципам построения сказки по В.Я.Проппу. |
|