Консультация для педагогов и специалистов ДОУ

Чарочкина Валентина Ивановна

«Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельностью в соответствии с ФГОС ДО»

Чарочкина В.И. ПДО по экологии МАДОУ №2 г. Курчатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_charochkina.docx229.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельностью в соответствии с ФГОС ДО»

Провела ПДО по экологии Чарочкина В.И.


         Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

  Каждое из направлений духовно-нравственного развития и  воспитания   основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками:

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

 
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. 

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

      Формы и методы в экологической работе с дошкольниками:

×  экологические экскурсии;

×  уроки доброты;

×  экологические конкурсы; марафоны, викторины;

×  экологические акции;

×  лаборатория юного эколога;

×  экологические выставки и экспозиции;

×  дни экологического творчества;

×  экологические праздники и фестивали;

×  экологические сказки, инсценировки;

Идеи экологического образования реализуются через разные виды деятельности ребенка:

×  экспериментирование

×  наблюдение

×  труд

×  игру

×  чтение художественной литературы

×  музыкальную деятельность

×  продуктивную деятельность

×  физическую деятельность.

Всё это находит отражение в ежемесячном и ежедневном планировании воспитательно-образовательной работы.

 

Парциальные программы по экологическому воспитанию, которые чаще всего используют в детском саду.

1. Программа «Юный эколог».  Автор: С. Н. Николаева. 

 К программе выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год. 

Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.

Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ необходимо помнить, что она должна создавать условия для:

-познавательно-речевого развития ребенка.

-формирования нравственных качеств ребенка, экологически грамотного поведения детей.

-эколого-эстетического воспитания. 

-оздоровление ребенка.

-экологизации различных видов деятельности

Экологическая среда в группе детского сада может включать в себя несколько центров

«Центр экспериментирования»

«Центр природы» (календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, дидактические игры, лэпбуки, макеты природных и климатических зон).

«Экологический театр «Природа и мы» (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.)

Природные объекты в детском творчестве, детско-родительские творческие и исследовательские проекты, тематические выставки детских работ.

«Библиотека природы» (детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных, физическая карта России, компас и глобус).

«Экологическая тропа» (огород, цветник, экологическая тропа и т.д.).

  • Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Приведу  примеры современных  экологообразовательных технологий в  работу с детьми.

Игровые технологии. Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль  взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть  экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой,  лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения  об окружающей природе.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например,  «Строительство города» может осуществляться  только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить  подальше от  жилого массива,  школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится  о своем городе и  осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх  ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью  волшебной палочки дети  попадают на дно океана,  в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия , с помощью которой дети  посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков,  побывают на необитаемом острове  и  узнают мир во всем его многообразии.

Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» ( о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» ( об экосистемах), «Что сначала, что потом?» —  о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры  дают новые впечатления  о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические  умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. И опять решаются целевые ориентиры  ФГОС ДО – «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.

Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Мультимедийные презентации, технология ИКТ  — мотивируют к действию. С их помощью дети могут  слушать голоса птиц, увидеть  удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.

Технология ТРИЗ, целью которой  является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Она  позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

 ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, что  также является основной целью ФГОС ДО.

Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению.

выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется:

—    что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

—    что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно

Например: много зайцев-это хорошо или плохо?
— Хорошо :Хищники могут питаться ими
— Плохо:Погрызут много деревьев
— Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
— Плохо: Погубят посевы.
— Хорошо: Ими можно будет полюбоваться
— Плохо: Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
— Хорошо:  Охотникам разрешат охотиться на зайцев
— Плохо: Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.

Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное , думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку  найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему   им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер?  Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить. Давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Может  по солнцу? Может по растениям? А может быть их ведут те, кто уже летал и знает дорогу? А может у птиц внутри компас?

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог. Это  ментальные карты. Что это такое и для чего они нужны? Ментальная карта — это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Майнд-карты– это отображение мышления с помощью древовидных схем, отражающих некоторый объект, его элементы, взаимосвязи, зависимости, основные и дополнительные характеристики, цели и задачи, направления развития и так далее.

Еще одно название этой методики – диаграмма связей. Майнд-карты  — карты ума, карты памяти, мысленные карты, ментальные карты, мозговые карты, интеллект-карты, также важно практиковать  в исследовательской деятельности дошкольников.

Дикие  животные

Домашние животные

Лес

Работа с майнд-картами способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи, что крайне необходимо при исследовательской деятельности.

Кроме этого, они помогают

— повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

— развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

— активизировать деятельность

— выявлять причины затруднений

— корректировать знания воспитанников

Следующая технология  — Упражнения на обстоятельства: 

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Технология  экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым  приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени; Например, «Долго не было дождя,   деревья  и цветы  стали плохо себя чувствовать? Как? Саша – ирис: «Мои цветочки начали увядать (показывает руками), листочки  опадают ( показывает в движении), Наташа —  яблонька – наклонила свои веточки, стала сбрасывать яблочки и листочки  и пр.

Метод  экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает воспитатель или придумывают дети. Педагог зачитывает телеграмму из леса:

«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».

И дети начинают думать, что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Предложить дятлу найти  себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях ….

Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности, что также является  важной задачей ФГОС ДО.  Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца). Задания: «Поговори с березкой, спроси у нее о ее здоровье, спроси, как ей живется,  спроси, есть ли у нее какое-нибудь желание». Поговори с цветком, сделай ему  комплименты, расскажи, за что ты его любишь.

Секретный разговор, как один из методов  экологического воспитания.

Первый этап — прогулка в  парк, где каждый ребенок выбирает себе собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку кустарника, травинку, листок, бутон…) и «по секрету» разговаривает с ним. Вернувшись с прогулки, дети рассказывают друг другу о своих новых друзьях в природе. Примером такого общения может служить следующий диалог с цветком: » Я гуляла по лесу. Вдруг увидела мой любимый цветок Иван-да-марья. Этот цветок красив тем, что у него есть мои любимые цвета — фиолетовый и желтый. Я спросила его: «Что ты любишь? » Он мне ответил: «Я люблю свет, и воду. «Я спросила: «А где твой дом?» Он ответил: «Лес… «,  «Жалобная книга» природы.

На первом этапе дети наблюдают за деревьями на участке и зарисовывают в книгу «жалобы», поступающие от деревьев.

Второй этап — обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» ~ ответ на этот вопрос натолкнет ребят на практическую природоохранную деятельность.

Задачи-загадки на сообразительность.

В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько. В феврале цветы не растут.)

-В вазе три ромашки и два тюльпана.

Сколько всего ромашек в вазе? ( Три ромашки).

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Это один из основных принципов ФГОС ДО. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Технология дискуссий:  «Почему листочек пожелтел? Почему у тополя почки большие, а у березы маленькие? Почему у  дуба листья  округлой формы, а у клена  острой? Почему  грибы прячутся под деревьями и листьями? Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Эффективным методом расширения знаний по экологии  является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.

Вышеперечисленные технологии направлены на  формирование  первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие  личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Конечно, это далеко не все  технологии, которые можно и нужно использовать  в целях экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Но, если   воспитатель – личность творческая, в его планах  найдут отражение и  те, о которых я сегодня говорила , и еще много других.

Спасибо за внимание.