6. Функциональная грамотность

Федосова Анна Вячеславовна

Функциональная грамотность обозначает умение ученика не только читать, но и понимать прочитанное, применять знания на практике, использовать свои творческие способности и другое.

Как развивать?

Классический подход развития функциональной грамотности – учиться анализировать полученную информацию. Для этого необходимо выделять главное, выявлять логические связи, развивать критическое мышление.

Попробуем создавать свои задания в нужном каждому учителю по направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на развитие функциональной грамотности по литературе для учащихся 6 класса

Автор и произведение/источник текста: _____А.П. Чехов/ рассказ « Толстый и тонкий»

Текст.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!Нафанаил немного подумал и снял шапку.— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся вофунт и застегнул все пуговки своего мундира...— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Задания. 1. На умение находить информацию

Заполните таблицу на основе сюжета рассказа «Толстый и тонкий»

1. Имя

2. Род деятельности

#1057;емья

#1047;аработок

#1054;тношение к товарищу

  1. На умение интегрировать и интерпретировать информацию

Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”/ «тонкого»? Изобразите главных героев, а затем опишите устно внешность, одежду, походку.

  1. На умение осмысливать, оценивать форму и содержание текста и применять их

Придумайте короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. Рассказ должен иметь быстрое начало и неожиданный финал.

  1. На умение применять полученные знания

Разгадывание кроссворда

Вопросы и ответы для него:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий)
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13



Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность по смысловому чтению в 7 классе

(1) Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. (2) Это была голубая серебристая ель. (3) Голубое дерево из сказки. (4) Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. (5) Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. (6) Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя как дома. (7) Дерево принялось. (8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. (9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. (10) Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. (11) И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. (12) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (13) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. (14) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом… (15) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. (16) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».(17) Ель засохла и умерла. (18) Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор. (19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (20) И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т.Тэсс)

Заполните таблицу в соответствии заданным вопросам

№ код

Задание

Содержание ответа

Баллы

Определите тему и главную мысль в тексте?

2

Найдите в тексте доказательства того, что жильцы очень бережно относились к елке.

2

Разделите текст на абзацы и определите микротемы

Составьте план текста

3

3

Почему жители были разгневаны и огорчены?

2

Как автор относится к табличке с надписью «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку»?

Как вы бы назвали человека, который срубил ель?

4

Почему посадили именно голубую ель? Чем она привлекательна?

2

Найдите в тексте предложение, в котором объясняется, какой отпечаток на внешний облик ели наложил поступок вредителя.

2

Опираясь на текст, определите, на каких фотографиях изображены растения, которым нанесен вред человеком? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

1)Узел дерева. , 2) На улице Копыльской вандалы сломали 11 молодых деревьев.,

3) Дерево, Изолированные, Пустой, Прозрачный, Завод.4)На улице Мира спиленные ветки и стволы деревьев скинули в овраг.

3

Какие из предложенных правил не подходят для выделения главной мысли текста Т.Тэс:

  1. научись ставить себя на место других.
  2. Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно.
  3. думай прежде всего о своих интересах.
  4. сочувствие – не только великая сила, но и потребность и долг.
  5. Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.
  6. ничего не предпринимай, чтобы помочь другому.
  7. помогать попавшим в беду – обязанность каждого человека.
  8. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях.

4

Максимально баллов

27