6. Функциональная грамотность

Функциональная грамотность обозначает умение ученика не только читать, но и понимать прочитанное, применять знания на практике, использовать свои творческие способности и другое.
Как развивать?
Классический подход развития функциональной грамотности – учиться анализировать полученную информацию. Для этого необходимо выделять главное, выявлять логические связи, развивать критическое мышление.
Попробуем создавать свои задания в нужном каждому учителю по направлению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.4 КБ | |
| 75.28 КБ | |
| 44.89 КБ | |
| 182.57 КБ |

Предварительный просмотр:
Задания на развитие функциональной грамотности по литературе для учащихся 6 класса
Автор и произведение/источник текста: _____А.П. Чехов/ рассказ « Толстый и тонкий»
Текст.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!Нафанаил немного подумал и снял шапку.— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся вофунт и застегнул все пуговки своего мундира...— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Задания. 1. На умение находить информацию
Заполните таблицу на основе сюжета рассказа «Толстый и тонкий»
1. Имя | ||
2. Род деятельности | ||
#1057;емья | ||
#1047;аработок | ||
#1054;тношение к товарищу |
- На умение интегрировать и интерпретировать информацию
Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”/ «тонкого»? Изобразите главных героев, а затем опишите устно внешность, одежду, походку.
- На умение осмысливать, оценивать форму и содержание текста и применять их
Придумайте короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. Рассказ должен иметь быстрое начало и неожиданный финал.
- На умение применять полученные знания
Разгадывание кроссворда
Вопросы и ответы для него:
- Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
- Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
- Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
- Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
- Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
- Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
- Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
- Имя Тонкого. (Порфирий)
- Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
- Место, где встретились друзья. (Вокзал)
- Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
- Кличка Тонкого. (Эфиальт)
- Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность по смысловому чтению в 7 классе
(1) Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. (2) Это была голубая серебристая ель. (3) Голубое дерево из сказки. (4) Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. (5) Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. (6) Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя как дома. (7) Дерево принялось. (8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. (9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. (10) Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. (11) И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. (12) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (13) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. (14) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом… (15) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. (16) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».(17) Ель засохла и умерла. (18) Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор. (19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (20) И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т.Тэсс)
Заполните таблицу в соответствии заданным вопросам
№ код | Задание | Содержание ответа | Баллы |
Определите тему и главную мысль в тексте? | 2 | ||
Найдите в тексте доказательства того, что жильцы очень бережно относились к елке. | 2 | ||
Разделите текст на абзацы и определите микротемы Составьте план текста | 3 3 | ||
Почему жители были разгневаны и огорчены? | 2 | ||
Как автор относится к табличке с надписью «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку»? Как вы бы назвали человека, который срубил ель? | 4 | ||
Почему посадили именно голубую ель? Чем она привлекательна? | 2 | ||
Найдите в тексте предложение, в котором объясняется, какой отпечаток на внешний облик ели наложил поступок вредителя. | 2 | ||
Опираясь на текст, определите, на каких фотографиях изображены растения, которым нанесен вред человеком? Отметьте ВСЕ правильные ответы. 1), 2) , 3) 4) | 3 | ||
Какие из предложенных правил не подходят для выделения главной мысли текста Т.Тэс:
| 4 | ||
Максимально баллов | 27 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 8 «А», «Б» классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Место учебного курсавнеурочной деятельности
По учебному плану на внеурочный курс «Читательскаяграмотность»в 8«А» классе отводится 17 часов в 1 полугодии (1 час в неделю), в 8«Б» классе - 17 часов во2 полугодии (1 час в неделю).
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Вводный урок- 1 час.
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении-1 час. Поэтический текст как источник информации -1 час.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля -1час. Общественная ситуация в текстах -1 час.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? -1 час.
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) -5 часов.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи -1час.
Работа с несплошнымтекстом: информационные листы, объявления, графики и диаграммы -3 часа.
Итоговый контроль -1час.
Заключительное занятие -1 час.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
2. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении | 1 | |||
3. | Поэтический текст как источник информации | 1 | |||
4. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля | 1 | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | |
5. | Общественная ситуация в текстах | 1 | |||
6. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 1 | https://mcoip.ru/blog/2022/06/03/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-pri-rabote-s-tekstom | ||
7. | Типы текстов: текст-объяснение | 1 | |||
8. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение) | 1 | https://multiurok.ru/files/poisk-kommentariev-podtverzhdaiushchikh-osnovnuiu.html | ||
9. | Типы текстов: текст-объяснение (резюме) | 1 | |||
10. | Типы текстов: текст-объяснение (толкование) | 1 | |||
11. | Типы текстов: текст-объяснение (определение) | 1 | |||
12. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи | 1 | 1 | ||
13. | Работа с несплошным текстом: информационные листы | 1 | |||
14. | Работа с несплошным текстом: объявления | 1 | |||
15. | Работа с несплошным текстом: графики и диаграммы | 1 | |||
16. | Итоговый контроль | 1 | 1 | ||
17. | Заключительное занятие | 1 | |||
Итого: | 17 | 0 | 3 | ||
Поурочное планирование 8 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |||
Все го | Контрольные работы | Практические работы | |||||
Вводное занятие | 1 | по плану | фактическая | ||||
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении | 1 | ||||||
3. | Поэтический текст как источник информации | 1 | |||||
4. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля | 1 | 1 | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | |||
5. | Общественная ситуация в текстах | 1 | |||||
6. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 1 | https://mcoip.ru/blog/2022/06/03/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-pri-rabote-s-tekstom | ||||
7. | Типы текстов: текст-объяснение | 1 | |||||
8. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение) | 1 | https://multiurok.ru/files/poisk-kommentariev-podtverzhdaiushchikh-osnovnuiu.html | ||||
9. | Типы текстов: текст-объяснение (резюме) | 1 | |||||
10. | Типы текстов: текст-объяснение (толкование) | 1 | |||||
11. | Типы текстов: текст-объяснение (определение) | 1 | |||||
12. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи | 1 | 1 | ||||
13. | Работа с несплошным текстом:информационные листы | 1 | |||||
14. | Работа с несплошным текстом:объявления | 1 | |||||
15. | Работа с несплошным текстом:графики и диаграммы | 1 | |||||
16. | Итоговый контроль | 1 | |||||
17. | Заключительное занятие | 1 | 1 | ||||
Итого: | 17 | 0 | 3 | ||||
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
2. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020.
Методические материалы для учителя
1.Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019.
2.Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2022.
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2021.
4.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019.
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
6. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования.
7.Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” .
8.Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2021.
9.Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2020.
10.Поварнин C. B. Как читать книги.http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
11.Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.Тренажёрные компьютерные программы.
Экранно-звуковые пособия
Компьютер с программным обеспечением.Мультимедийная ЖК панель.
СD / DVD – проигрыватель.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» в 8 классе
(17 часов, 1 час в неделю)
учителя русского языка и литературы
Федосовой Анны Вячеславовны
2024– 2025 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Тамбовской области
Администрация Пичаевского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Руководитель методического центра русской и зарубежной филологии
_____________________
Поторыкина Т.Е. Протокол № 1 от 27.08.2024 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР _____________________
Чупахина Г.А. Протокол №1 от
29.08.2024 г.
Утверждено
Директор школы
_____________________
Филина С.Н.
Приказ №193-о/д от 30.08.2024 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для обучающихся 8 класса
с. Пичаево, 2024 г
Предварительный просмотр:
Профессия «архитектор»
С древних времен люди строили себе жилища. Сначала это были небольшие укрытия, хижины, дома, но потом они научились создавать все более и более сложные сооружения. Это и неприступные крепости, и величественные замки, и великолепные храмы, и мосты, и башни.
В каждом ремесле был свой мастер, такие мастера были и в строительстве. В древности их называли зодчими, а сейчас архитекторами. Архитектор — слово греческое, от αρχός начальник и τεκτων строитель, буквально начальник над плотниками и, следовательно, вообще руководитель постройки. Архитектор - это человек, который создает проект сооружения или здания. Сначала он придумывает как будет выглядеть здание, затем делает рисунок, а потом вычерчивает план здания в мельчайших деталях, чтобы строители смогли построить именно то, что задумано архитектором.
Раньше процесс вычерчивания идеи здания был очень сложным, ведь все чертежи создавались вручную. Сейчас же архитекторы работают в компьютерных программах, которые автоматически рассчитывают многие необходимые параметры.
Профессия архитектора очень ответственная. От его работы зависит внешний вид города, его красота. Например, известный всем город Санкт-Петербург строился под руководством известных итальянских архитекторов. Стиль архитектуры там был продуман до таких мелочей, что даже сейчас вызывает восхищение и славится на всю страну и мир.
Архитектор в своей работе должен не только передать красоту здания, но и сделать его комфортным для человека, чтобы в нем было удобно работать, жить, проводить свободное время. Сейчас очень популярными стали «умные» дома, которые оборудованы солнечными батареями, различными датчиками и самыми последними достижениями техники, и архитекторы таких домов должны в этом разбираться и уметь грамотно применить в проекте.
Архитектор должен рассчитать в плане здания все до мелочей, чтобы его сооружение прослужило долгие годы и было надежным. Самые высокие дома и самые длинные мосты, никогда бы не построили, если бы сначала архитектор не проверил все их параметры.
Профессия архитектора очень важна. Он их работы зависит облик наших городов, качество зданий, в которых мы будем жить и работать, а также наша безопасность и комфорт.
Умение: нахождение информации.
- Кто такой «архитектор»? Выберите правильный вариант ответа.
А. Архитектор - это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.
Б. Архитектор - это специалист, который создает новые технические устройства или технологические процессы и совершенствует уже имеющиеся.
В. Архитектор - это рабочий, участвующий в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений из природных и искусственных строительных материалов.
Г. Архитектор - это специалист, который создает проект сооружения или здания.
Д. Архитектор - рабочий, выполняющий отделочные работы фасадов зданий и помещений (выравнивание поверхностей, окраска, облицовка плиткой) при строительстве и ремонте.
2.Определите, какие из следующих утверждений являются неверными?
А. В древности мастера в строительстве называли зодчим, а сейчас архитектором.
Б. Название профессии «архитектор» произошло от латинского слова, что означает «начальник и строитель».
В. Город Санкт-Петербург строился под руководством известных французских архитекторов.
Г. Очень популярными стали «умные» дома, которые оборудованы солнечными батареями, различными датчиками и самыми последними достижениями техники.
Д. Процесс вычерчивания идеи здания очень сложный, ведь все чертежи создаются вручную.
3. Найдите в тексте и запишите синоним к слову «архитектор»
Умение: интеграция и интерпретация информации.
4.Установите соответствие. Соедините слова левого и правого столбика (люди, участвующие в процессе построения кирпичного дома).
А. Архитектор Б. Тракторист В. Бетонщик Г. Каменщик Д. Крановщик Е. Сварщик Ж. Плотник З. Штукатур-маляр И. Электрик | 1. Устанавливает окна и двери 2. Поднимает груз на высоту 3. Создаёт проект дома 4. Сваривает металлические конструкции. 5. Очищает место для строительства дома. 6. Проводит в дом электричество. 7. Заливает фундамент будущего дома. 8. Кладёт из кирпича стены. 9. Штукатурят специальным раствором и красят стены и окна. |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
5Выберите иллюстрации, которые отражают работу архитектора. Запишите варианты ответов.
А. Б.
В. Г.
Д.
6Какова главная мысль данного текста?
Умение: Осмысление и оценивание содержания и формы текста.
7Выберите высказывания об архитекторе.
А. Наибольшей похвалы заслуживает тот <…>, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни. (Лоренцо Бернини)
Б. Не ломай голову над тем, как будет ложиться свет на твою скульптуру. Свет на городской площади покажет все ее достоинства и недостатки.
(Микеланджело Буонарроти)
В. Если бы на свете не существовало профессии <…>, человечество до сих пор ютилось бы в пещерах.
Г. В идеальной форме нет совершенства, задача <…>, для написания городского пейзажа, найти то совершенство, которое содержит идеальная архитектура строения. (Морис Утрилло)
Д. …создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке. (И.В. Жолтовский)
8Дайте развёрнутый ответ на вопрос: чем привлекательна профессия «архитектор»?
Ответы на задания:
- Г.
- Б, В, Д.
- Зодчий
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
3 | 5 | 7 | 8 | 2 | 4 | 1 | 9 | 6 |
- А, В, Г.
- Главная мысль текста заключается в том, что профессия архитектора очень важна, так как от их работы зависит облик городов, качество зданий, в которых мы будем жить и работать, а также наша безопасность и комфорт.
- А, В, Д





