7. Цифровая образовательная среда

Федосова Анна Вячеславовна

Что такое цифровая образовательная среда в школе простыми словами?

Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.

Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.

По своему маленькому опыту скажу, что ребятам очень нравятся инструменты ЦОС, их сейчас огромное количество. А меня это только радует, потому как увлечённость детей и неравнодушие оставляют приятное впечаление от урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» — это программа, которая облегчит процесс обучения как для учеников, так и для учителей. В школах и вузах появятся платформы для онлайн-обучения, порталы для общения и обмена опытом, а также базы знаний и электронные учебники.

Такая цифровизация образования позволит снизить нагрузку на учеников и учителей, а также сделать учёбу интереснее и удобнее.

Сам процесс цифровизации образования в России начался ещё в девяностых, когда в школах стали появляться компьютеры, а бумажные учебники стали заменять электронными. Затем в нулевых появились прототипы первых образовательных платформ, тестирование на компьютерах, а также электронные дневники.

Сейчас, чтобы ускорить цифровизацию по всей стране, запустили программу цифровой образовательной среды.

Основные задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:

  • Сделать качественное образование доступным для учеников даже в самых отдалённых уголках России.
  • Провести высокоскоростной интернет и установить современное оборудование во все школы и вузы.
  • Внедрить электронные форматы обучения и научить преподавателей создавать курсы, тренинги и видеоролики.
  • Автоматизировать отчёты по обучению.

Благодаря проекту, к концу 2024 года в 30 000 школах и вузах России появятся современные компьютеры, мультимедийное и презентационное оборудование, а также ПО для обучения.

Что входит в проект «Цифровая образовательная среда»

Школы и вузы должны обзавестись многим: сайтом, электронными журналами, системой электронного документооборота и так далее.

Один из обязательных пунктов — появление системы онлайн-обучения. С её помощью школьники и студенты смогут учиться дистанционно, а учителя станут тратить меньше времени на рутину. Платформа будут автоматически назначать курсы ученикам и отслеживать, сколько времени они потратили на прохождение, а затем формировать отчёт о выполненных заданиях и направлять их преподавателю.

Что должно быть в учреждении

Какие проблемы решает

Официальный сайт

Позволяет публиковать электронные учебники, рассказывать о предстоящих мероприятиях, достижениях или важных изменениях в работе.

Электронный журнал

Помогает отслеживать результаты учеников и просматривать домашние задания с любого устройства.

Система электронного документооборота

Оптимизирует сбор, хранение и обработку документов.

Система онлайн-обучения (LMS)

Позволяет учиться дистанционно, если ученик не может посещать занятия.

Можно следить, какие темы даются ученикам легче, а какие — сложнее. Система будет автоматически собирать отчёт об изученных курсах и отправлять их преподавателю.

Программа для создания курсов и контента

Даёт возможность создавать задания и тесты в электронном виде и переводить учебные материалы в онлайн-формат.

Корпоративный портал

Помогает составлять учебные планы, расписание уроков. На портале можно создать библиотеку учебных материалов для преподавателей.

Эти компоненты помогут разгрузить преподавателей, а также увеличить вовлеченность в обучение, дополнив задания доступными и интересными курсами.

В чём польза проекта?

Успехи ребёнка в электронном дневнике. Теперь отговорка «Я потерял дневник» перестанет работать, ведь все успехи и неудачи ученика, домашние задания и расписание занятий будут фиксироваться в онлайн-формате.

Дистанционные занятия. LMS позволяет проводить занятия как для учеников в кабинете, так и для тех, кто по какой-то причине занимается из дома.

Индивидуальный подход к каждому ученику. Преуспевающим ученикам можно назначать более сложные курсы для освоения, а отстающим давать темы, с которыми у них возникают сложности.

Анализ образовательного процесса. LMS помогает отслеживать, насколько хорошо дети усваивают учебную программу, какие темы им были особенно интересны, а какие — нет. Онлайн-тестирование также помогает выявить скрытые таланты в классе.

Например, на платформе iSpring Learn можно отследить, какие материалы ученики уже усвоили, а какие ещё даже не смотрели

Создание собственных электронных учебных материалов. Цифровые технологии позволяют создавать школам собственные электронные учебники, собирая их из нескольких источников. Эта возможность будет особенно актуальна из-за изменений в образовательных программах.



Предварительный просмотр:

Доклад. «Применение инструментов цифровой образовательной среды при работе с текстом на уроке»

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, общественный деятель (1828-1910) давал много определений для понятия «знание». Итак, по его мнению, Знание- это орудие, а не цель. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Что же помогает давать те самые знания педагогу?! Чтобы развивалось логическое мышление, познавательная деятельность, творческие, исследовательские способности.

Ответ очевиден в современном мире. Это -цифровая среда. Возможности, которые дают цифровые технологии: - автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернингапс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР

- мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал). - интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.

- совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

- статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок). - разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Что же мы уже знаем об инструментах. Очень полюбились нам задания на лернингаппс, в облаке слов, на скайсмарте, по рабочим тетрадям Просвещения, презентации различные, ребусы, буктрейлеры.

Но если в прошлом году мы активно работали с ребятами как на уроках, так и дома, либо дистанционно на МЭО, Якласс, то в этой четверти больше времени уделяю РЭШ и ЦОС Моя школа- выход по ссылке с рабочей программы, с тематического планирования по русскому языку 5 класс.

Что я для себя отметила. Может, совпадение, конечно. Но мне попадались задания на РЭШ и МЭО одинаковые. То есть тут выбор, какой платформой легче пользоваться.

Что касается работы по формированию функциональной грамотности, которая на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования развитой личности школьника. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе.

Что же мы используем во внеурочной деятельности. Сейчас актуально пользоваться банком заданий по функциональной грамотности на платформе РЭШ. Наверняка, многие уже разобрались, как создавать, контролировать там читательскую грамотность. Мне хотелось б еще раз напомнить подробно, если интернет позволит, как работать на фгэ.рэш.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения.

Таким образом, уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и запоминающимися. Важно отметить, что с помощью цифровых образовательных ресурсов развивается познавательный интерес обучающихся на уроках русского языка и литературы.



Предварительный просмотр:

Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития

традиционного образования

XXI век ознаменовался переходом человечества к информационному обществу, в котором особую роль играют цифровые технологии.

Внедрение новых методов и инструментов преподавания и обучения повлекло за собой социальные преобразования, а они, в свою очередь, повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование.

Когда речь идет о цифровизации, то в первую очередь имеется в виду программное обеспечение, инфраструктура, перечень платформ и предложений Интернета. При использовании термина «цифровая трансформация» часто подразумевается только его техническая составляющая, но целесообразно более широкое его рассмотрение.

Цифровая трансформация коснулась всех областей: политической, экономической, общественной, культурной. В условиях стремительного обновления и уплотнения информационных потоков ведущую роль в формировании IT-компетентности играет образование, именно оно обеспечивает готовность человека работать с различными источниками и носителями информации, критически осмысливать ее и использовать для решения личностно и общественно значимых проблем. Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.

Цифровая трансформация – законченный путь преобразований, когда мы пересматриваем бизнес-стратегии, операции, продукты, подходы, цели, когда мы заканчиваем процесс, позволяющий быть конкурентоспособным в современном изменяющемся мире.

Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимоувязанное (системное) обновление:

• целей и содержания обучения

• инструментов, методов и организационных форм учебной работы

• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.

Цифровая трансформация школы – это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.

Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования.

Что такое цифровизация?

«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.

«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».

Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии.

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,

- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1632-р.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В настоящее время в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Проектом предусмотрено к 2024 году:

- внедрение современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы в 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для не менее 500 тыс. детей;

- внедрение во всех субъектах Российской Федерации целевой модели цифровой образовательной среды;

- обеспечение 100% образовательных организаций Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернеттрафиком;

- создание сети центров цифрового образования детей, в том числе не менее 340 центров цифрового образования «IT-куб» (за счет средств федерального бюджета) с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации дано поручение подключить все общеобразовательные организации к высокоскоростному интернету до конца 2021 года.

Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, что цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве. Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Американский политик, бывший министр образования США Ричард Райли сказал: «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами». Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя.

Преподаватели должны знать/уметь:

- особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;

- возможности цифровой среды для преподавания;

- тенденции развития цифровой грамотности гражданина;

- основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;

- осознанно формировать персональную обучающую среду;

- выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;

- анализировать образовательные данные;

- применять технологии смешанного и адаптивного обучения.

Профессионалы нового уровня должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.

Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на:

1) совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;

2) развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;

3) анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.

Цифровизация образования предполагает:

- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,

- продуктивное применение цифровых технологий,

- включение обучающихся в самостоятельный поиск,

- отбор информации,

- участие в проектной деятельности,

- формирование у обучающихся компетенций XXI века.

Направления применения цифровизации в образовании

- развитие цифровых библиотек и кампусов университетов.

- разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами,

- автоматизированным проектированием.

Задачи:

1) обучение и повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;

2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;

3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;

5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.

6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;

7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.

Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:

- обучающимися (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);

– педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);

– педагогическим коллективом школы (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции школы, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

– государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- во время проведения урока;

- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

- в процессе создания и передачи общешкольной информации;

- в процессе научной деятельности;

- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- для более глубокого восприятия учебного материала;

- в проектной деятельности;

- при создании мультимедийных сочинений;

- в презентационной деятельности;

- в локальной и глобальной сети.

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

- повысить у учащихся интерес к предмету,

- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме,

- выявить и развить способности,

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,

- интеллектуально развивать учащихся,

- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин,

- расширить виды совместной работы учащихся,

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Плюсы цифровизации:

Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.

Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Нагрузка может быть такой сильной, что у ребенка будет болеть тело. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.

Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.

Упрощение работы педагогов. Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.

Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.

Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе. Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. При этом обновление бумажных учебников – дело долгое. Нужно не только издать новую версию, но и пройти лицензирование, доставить книги в школы.

Вносить изменения в цифровые ресурсы проще. Кроме того, экспертам легче дорабатывать материалы благодаря большим данным. Например, если по статистике задача вызывает сложности у большинства пользователей, можно пересмотреть ее формулировку или добавить в раздел больше подготовительных заданий. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое позволяет делать контент максимально качественным.

Интерес к учебе важно повышать не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней. Педагогам стоит мотивировать школьников развиваться и узнавать новое, а не зазубривать наизусть учебник ради высокого балла.

Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: наградах, рейтингах и так далее. Но не стоит дублировать в образовании то, что работает в сфере развлечений. В учебе ребенок должен соревноваться в первую очередь сам с собой и быть нацелен на сотрудничество с другими – то есть стремиться улучшить собственные результаты, а не обойти одноклассников в рейтинге.

Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач.

Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные метапредметные концепции.

Образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. «Цифра», помимо всего прочего, способна обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.

Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.

Однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты доступны не всем и не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная большая задача.

Резюме:

  • Цифровая трансформация дает качественный скачок в развитии школы, но для ее реализации необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса.

• Трансформация может встретить сопротивление, и ключом к его преодолению является правильная коммуникация, в том числе посредством цифровой среды.

• Школа после трансформации должна быть открытой, прозрачной, интегрированной и ориентированной на постоянное развитие.



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2024»http://yf-lz.ucoz.ru/pelikan.jpg

Методическая копилка Федосовой Анны Вячеславовны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «ПичаевскаяСОШ»

2024 год

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

Я - учитель русского языка и литературы. Мой педагогический стаж 14 лет, учителем русского языка и литературы – второй год.  Имею высшее педагогическое образование. Закончила Мичуринский государственный педагогический институт.

Слайд 2

Представляю вашему вниманию методическую копилку по теме:

«Интеграция цифровых образовательных технологий в методике формирования критического мышления на уроках русского языка и литературы в условиях цифровой трансформации современного образования»

Слайд 3

Такой выбор темы не случаен. Мне он близок.Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно  читают тексты по  литературе или не читают  вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих  низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления. Слайд

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные  приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы.  Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать   условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность реализую с помощью современных образовательных технологий, это ИКТ, проектная  деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие.

Итак, по порядку. Начнём с кластера.Слайд 4

Цель данной технологии, состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).Например, с помощью кластера можно дать портретную характеристику герою, структурировать знания по теме «Типы предложений», «Звуки», «Морфологические  признаки имени прилагательного» и т.п.

Это одна из технологии, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.

Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.Слайд 5

Приём для проверки понимания прочитанного текста-Горячий стул. Должны быть интересные вопросы и развёрнутые ответы.Слайд 6

Следущая технология –Синквейн - методический приём, который активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо.Слайд 7

Такие приёмы критического мышления, как уголки или логические цепочки можно увидеть в наших тетрадях, которые мы с ребятами ведём. Можно применять после прочтения текста, просмотра фильма. Суть буквально в отстаивании учащимися определённой точки зрения. Методика подходит как для организации изучения нового материала, так и для его закрепления или поверки.  Слайд 8,9

Приём фишбоун универсальный. Его можно использовать на уроках любого типа. Это графическая техника предоставления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого- либо явления через выделение проблемы, фактов, вывода. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

Технология развития критического мышления на уроках русского языка  и литературы  является важной ступенькой для развития навыков создания проектов.Слайд 10

Со своими учащимися веду исследовательскую деятельность. Метод проектов имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки, формирует умение отбирать нужную информацию, в результате самостоятельного поиска информации происходит расширение кругозора учащихся. Так, участвуем в различных конкурсах с учащимися, где они по своему желанию выбирают жанр, тематику своих работ. Слайд 10

Среди моих учащихся есть ученики, которые принимают участие в конкурсах художественного чтения наизусть. («Живая классика») Их привлекает соревновательный момент, они реализуют свои актерские таланты, получают огромный опыт в публичном выступлении, учатся держаться на публике, а это очень важно для воспитания коммуникативной личности и преодоления неуверенности в себе. Слайд 11

Работа с одаренными детьми проводится и по углублению предметных знаний и расширению их кругозора. Ежегодно мои учащиеся принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе, стали призерами Всероссийского конкурса сочинений-2023 среди обучающихся общеобразовательных организаций Пичаевского района, приняли участие в таких мероприятиях как Четвертый региональный творческий конкурс «С малой родиной я говорю», конкурс сочинений «И ты был фронтом», XI областного литературного конкурса «Голос души» и т.д.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.Слайд 11

 Цифровая школа - наше будущее. Современные образовательные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Диапазон возможностей цифровых технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Применение современных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты.

Возможности, которые дают цифровые технологии: - автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернингапс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР

- мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).     - интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.

- совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

- статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).    - разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Что же мы уже знаем об инструментах. Очень полюбились нам задания на лернингаппс, в облаке слов, на скайсмарте, по рабочим тетрадям Просвещения, презентации различные, ребусы, буктрейлеры.

Но если в прошлом году мы активно работали с ребятами как на уроках, так и дома, либо дистанционно на МЭО, Якласс, то в этом году больше времени уделяю РЭШ и ЦОС Моя школа- выход по ссылке с рабочей программы, с тематического планирования по русскому языку 5 класс.

Что я для себя отметила. Может, совпадение, конечно. Но мне попадались задания на РЭШ и МЭО одинаковые. То есть тут выбор, какой платформой легче пользоваться.

Что касается работы по формированию функциональной грамотности, которая на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования развитой личности школьника. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеурочной работе.

Что же мы используем во внеурочной деятельности. Сейчас актуально пользоваться банком заданий по функциональной грамотности на платформе РЭШ. Наверняка, многие уже разобрались, как создавать, контролировать там читательскую грамотность. Мне хотелось б еще раз напомнить подробно, если интернет позволит, как работать на фг.рэш.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. А уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и запоминающимися. Важно отметить, что с помощью цифровых образовательных ресурсов развивается познавательный интерес обучающихся на уроках русского языка и литературы.Слайд 11

Что хотелось бы отметить. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Могу сделать вывод, чтоя реализуюсь как учитель,занимаюсь самообразованием и совершенствованием своего профессионального мастерства.На своих уроках я использую различные инновационные технологии, соответствующие ФГОС. Моя работа с детьми имеет положительные результаты.Слайд 12

- Закончить свое выступление я хотела бы словами древнегреческого философа Плутарха «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.  

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

1.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2020.№ 5.- с.47

2.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2019.

3.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2021 № 2 - с.29-31

4.

https://nsportal.ru/fedosova-anna-vyacheslavovna

5. https://workprogram.edsoo.ru/

https://resh.edu.ru/subject/

https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2F

https://sso.mob-edu.ru/#/my-profile

https://lesson.edu.ru/01/03

https://rustutors.ru/

https://www.yaklass.ru/SchoolClass?from=menu

https://ipk.68edu.ru/



Предварительный просмотр:

Общероссийский открытый урок, посвященный  Дню знаний по теме "Роль семьи в жизни человека"

Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи в духовном единстве с родиной и государством.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

 -выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к родине и государству;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

      Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

      Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

      Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности; получат возможность работать с текстом, с цифровыми ресурсами, с наглядным материалом; высказывать собственное мнение при работе группой.

Метапредметные УУД:  

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

                 Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно значимая проблема: Значение и роль семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа, к отеческим чувствам подрастающего поколения.

Оборудование: интерактивная панель, нетбуки для учащихся, презентация к уроку, раздаточный материал.

Класс: 6

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап (3 мин.)

Приветствие. Мотивация к обучению.

Отрывок из мультика

 https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/priyom-induktor/19351/?open=true  

- Верно! Это роль семьи.

Определение темы урока и её составляющих

Слушают учителя.

Формулируют цели обучения.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание (4 мин.)

Организует беседу по постановке целей урока

 Беседа = притча

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/pritcha/19486/?open=true  Определив цель притчи, выйти на актуализацию знаний по теме урока

Понятие СЕМЬЯ

 ( Предполагаемые ответы учащихся: Семья - это те, кто дорог вам больше всего. Семья - это где тебя всегда ждут и понимают.  Семья – это родные друг другу люди.)

Помощь в интерактиве  Вопрос- Ответ

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/vopros--otvet/19477/?open=true 

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.:  представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний (8  мин.)

Первые понятия, связанные с темой

Ответы__родители, предки

 Подсказка в ресурсе:

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/pazly/19443/?open=true        

  - «Как возникло слово родитель? И что общего у него со словом Родина?

Слово учителя: И тот род силён, который предков  чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни.

Род-Родители –Родина, Отец- Отчество   Слайд Родина- матушка. Отец- Отечество и т.д.

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/priyom-udivlyay/19455/?open=true 

Вывод, к которому должны придти:

  Выходит, чем крепче и дружнее семья, тем крепче наше общество, Отечество, Держава. Значит, любить свою семью – это любить и беречь свою Родину, стоять на ее защите, относиться к ней с душой.  Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия, потому что здесь всё нам родное.

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/viktorina-semeynyy-larec/19432/?open=true 

Как вы понимаете выражение - Семеро по лавкам. (Единство, символ большой крепкой семьи)

Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового (10 мин.)

Что же нужно для такой семьи?!

Сундучок семейных ценностей.

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/sunduchok-semeynyh-cennostey/19483/?open=true 

под мелодиюhttps://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/melodiya/19450/?open=true 

Слушают, подсказывают, выполняют задание

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап самостоятельной работы (10 мин.)

Работа по кейсам- группам.

  1. https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/interaktivnye-zadaniya-po-gruppam/19368/?open=true 
  2. https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/krossvord/19532/?open=true 

Музыкальное сопровождение https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/fonovaya-muzyka/19453/?open=true 

Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; выполняют задания, защищают работы; фиксируют  степень  соответствия  поставленной  цели  и  результатов деятельности

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)

Выводы:

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/rol-semi-v-zhizni-cheloveka/19353/?open=true 

Дают ответы

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии (5 мин.)

В качестве самовыражения – работа с ассоциациями

https://fliktop.com/anna_f1/playlist/cards/associacii-so-slovom-semya/19363/?open=true

Оценивают собственную деятельность на уроке и подводят итоги урока

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов  и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

    Открытый урок был проведён в ___ классе на тему «Роль семьи в жизни человека»

- Данный урок входит в систему мероприятий, направленных на воспитание и формирование нравственных и духовных ценностей.

    - Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном  реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

    - В связи с этим,при планировании мероприятия, я поставила перед собой следующую цель:

познакомить обучающихся с новыми понятиями,  расширение детского кругозора,  углубление  знаний и опыта детей, воспитание в детях положительных качеств личности.

     - Исходя из цели, планируемые результаты были следующие:

Личностные:

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

  • способность к организации своей деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Познавательные:

  • развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
  • развитие познавательной инициативы;
  • умение сравнивать цель и результат;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные:

  • умение формулировать и аргументировать  свое мнение;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • рефлексия своих действий.

    - Урок спланирован и проведён в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста.

       Используемые формы работы – фронтальная, индивидуальная, групповая.

     - На данном занятии использовались: проблемный,  деятельностный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный методы обучения, которые способствовали проведению занятия на уровне восприятия, осмысления и запоминания.

Классный час был направлен на поиск новых знаний путём создания проблемной ситуации. Технология критического мышления с элементами ИКТ.

     - Организационный момент проведён с целью психологического и эмоционального настроя к общению и совместной деятельности учащихся.

    - На этапе актуализации были использованы такие приёмы, как постановка проблемы, опора на задания, имеющийся опыт обучающихся. Дети самостоятельно определили тему разговора и поставили цели.

Все задания на основном этапе были связаны между собой, и каждое последующее плавно вытекало из предыдущего.

Содержание, интерактив и вопросы доступны обучающимся данного возраста и подобраны с учётом наличия собственного жизненного опыта и в соответствии с тематикой общероссийского открытого урока.

     -   Большое внимание было уделено речи учащихся, расширению их словарного запаса.

     Использованная наглядность способствовала разностороннему развитию детей и повышению их интереса.

На этапе рефлексии мы проанализировали достигнутые результаты и дали оценку собственным ассоциациям,  так и деятельности каждого ученика на занятии.

                Считаю, что смогли раскрыть роль семьи в жизни каждого, провели параллель, что родину и государство связывают единство, и пробудили у детей стремление сохранять семейные ценности и традиции.