ПУБЛИКАЦИИ, МЕТОДИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ.

Кечина Альфия Бахтижановна
  • электронный сборник августовской педагогической интернет-конференции г. Оренбурга «Городская образовательная среда». ПУБЛИКАЦИИ на темы:  «Использование упражнений системы М.Монтессори в работе с детьми» 25.08.21г.,   «Формирование звуковой культуры речи с использованием здоровьесберегающей  технологии  энергопластики» 26.08.22г.,   «ЭСО(электронные средства обучения)-как эффективный инструмент педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста». 25.08.23г
  • мастерские для педагогов Северного и Южного округа на фестивале Неделя психологии «Стресс и его причины» 12.02.19г.,  «Стресс. Стратегии поведения» 21.02.20г.,  мастерская для педагогов Северного и Южного округа на акции "Психология для всех" "АРТ-терапевтические стратегии работы со стрессом" 15.02.24г
  • выступление на МО педагогов-психологов Южного округа г.Оренбурга «Использование материала Марии  Монтессори в коррекционной работе с детьми».09.04.24г
  • осуществляла психологическое сопровождение МО инструкторов по физической культуре Южного округа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЭСО(электронные средства обучения)-как эффективный инструмент педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста».

Кечина А.Б

МДОАУ «Детский сад №89», город Оренбург

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 и является обязательным документом для всех детских садов.  ФОП реализует один из пунктов федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) - создание единого образовательного пространство в России.

ФОП определяет единые для всей страны: базовый объем, содержание и планируемые результаты дошкольного образования и предусматривает интеграцию воспитания и обучения в единый образовательный процесс. Дошкольное учреждение самостоятельно разрабатывает образовательную программу на основе ФОП ДО и ФГОС ДО.

Коррекционно-развивающая работа (далее КРР) является частью ОПДО, разрабатываемой на основе ФОП и ФГОС и осуществляется в ДОУ педагогом-психологом.

Для качественной реализации КРР необходимы новые ресурсы и инновационные подходы. С этой целью был приобретен программно-методический комплекс «Игропанорама» (далее ПМК «Игропанорама»). Нормативным обоснованием для использования ПМК «Игропанорама» — это «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года» и федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в которых утверждается необходимость создания цифровой образовательной среды и дифференциации содержания образовательных программ с учётом имеющихся ресурсов.

 Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с использованием цифровых технологических ресурсов не противоречит  требованиям постановлений № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”» от 28.02.2020, разработанных Институтом возрастной физиологии РАО методических рекомендаций по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (2020 г.) и методических разработок Института коррекционной педагогики РАО для специалистов, работающих с разными  категориями детей с ОВЗ (2020 г.).

На основании данных документов целесообразно совершенствовать работу педагога-психолога электронными средствами обучения (ЭСО), используя их в комфортных, здоровьесберегающих условиях ДОУ. 

ПМК «Игропанорама» разработан порталом «МЕРСИБО» и предназначен для организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Содержание программного комплекса направлено на сенсорно-эмоциональное, социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста, имеющих нормотипичное или отклоняющиеся в развитии. «Игропанорама» определяет использование следующих методик: моделирование игровых обучающих ситуаций; совместная предметно-практическая и продуктивная деятельность с элементами песочной АРТ-терапии. Каждая   игровая ситуация, предлагаемая ребенку, мотивирует его к деятельности: он выполняет параллельные с действиями на экране (двигательные, коммуникативно-игровые и предметно-практические, художественно-изобразительные, речевые и математические действия) с игровым демонстрационным материалом на столе, в песочнице или на полу.

ПМК «Игропанорама» очень удобен в использовании. Пользователю предлагается пошаговый алгоритм действий по работе в ПМК: педагог-психолог создаёт электронный кабинет, в котором:

  1. На ребёнка заводится электронная карточка, с возможностью проведения экспресс-диагностики на основе специально разработанной анкеты, позволяющей обобщить результаты педагогических наблюдений за ребёнком и сопоставить их с беседой с родителем (законным представителем).
  2. На основании проведенной экспресс-диагностики определяется зона как ближайшего, так и актуального развития ребенка, а также прогнозируется его обучаемость. Во время проводимой индивидуальной консультации анкета предлагается для ознакомления родителям (законным представителям) и намечаются цели и задачи на определённый временной промежуток (2-3 недели).
  3. На основании полученных результатов определяется дальнейшая работа педагога-психолога, смежных специалистов, а также педагога на группе.
  4. Проведение занятий, основывается на возрастном и индивидуально-дифференцированном подходе с детьми нормотипичными и отклоняющимся развитием, с особыми образовательными потребностями.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста делается больший акцент на сенсорное развитие с использованием комплекса игровых обучающих ситуаций, основанных на совместных действиях взрослого и ребенка, с фигурками гномов, кубиками жестов и эмоций, дополнительным предметно-практическим материалом (деталями строительного конструктора, пластилином, карандашами и фломастерами, атласными лентами, работой на песочном листе и т.п.).

С детьми старшего дошкольного возраста акцент делается на предметно-деятельностный подход по средством просмотра и обсуждения интерактивных сцен на компьютере, воспроизводимых по ходу занятия одновременно или поочередно(покадрово).

Занятия сопровождаются предметно-практическими, игровыми и продуктивными действиями ребенка и взрослого с использованием игрушек, комплекта предметных карточек, кубиков коммуникаций и кейс-кубиков, материалов для совместного рисования, аппликации, конструирования, работе на песочном листе (в том числе вне стандартных техниках, из синельной проволоки и фольги) и математической деятельностью (с камешками марблс, счетными палочками и др.).

Использование ЭСО(электронные средства обучения) открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, органично дополняя традиционные формы работы и расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).

Введение ЭСО позволит более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка и откроет психологу новые возможности для широкого внедрения в свою практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей, которые могут стать мощным техническим средством консультации и коррекции, необходимыми для совместного взаимодействия психолога, родителей и дошкольников. И, конечно использование  ЭСО  облегчает получение конкретного результата.

  1. https://mersibo.ru/
  2. https://mersibo.ru/shop/igropanorama



Предварительный просмотр:

«Использование упражнения системы М. Монтессори

в  работе с детьми»

Кечина А.Б

МДОАУ «Детский сад №89», город Оренбург

Приходя в детский сад, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Ребенок учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками, взрослыми, учится правильно держать карандаш, рисовать, считать – словом готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это порой бывает трудно для некоторых детей! В практике своей работы всё чаще приходится встречаться с детьми  испытывающими трудности в усвоении общеобразовательной программы ДОУ. И прогресс в  работе  часто начинается с принятия простого и сурового факта: если ребёнок не может освоить навык -  то ты, либо завысила планку, либо недостаточно мотивировала ребёнка для усвоения материала. Одним из методов который поможет в работе любому специалисту может стать трёхступенчатый урок по методу М.Монтессори.

Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

 Э. Сеген считал , что урок должен складываться следующим образом.

1.Ассоциация сенсорного восприятия с названием.  Например, мы показываем ребенку два цвета: красный и синий. Показывая красный, мы говорим: «это – красный», а, показывая синий, мы говорим – «это синий». Затем мы кладем цветные мотки перед глазами ребенка на стол.

2.Распознавание предмета, соответствующего названию. Мы говорим ребенку: «Подай мне красное», а затем: «подай мне синее».

3.Запоминание слова, соответствующего предмету. Показывая предмет, мы спрашиваем ребенка: «Какой он? И он должен ответить: «Красный»».

Э. Сеген, как рассказывала М. Монтессори, строго настаивал на этих трех периодах короткого урока, и советовал некоторое время подержать все три предмета (например, таблички) перед глазами ребенка. Он рекомендовал также никогда не показывать одного цвета, но всегда два или три за один раз, так как контраст способствует запоминанию. «Ассоциация названий с сенсорными стимулами является источником огромного удовольствия для ребенка».

В дополнение к точности и упорядоченности М.Монтессори определила требования к уроку:

- простота (“ничего, кроме безусловной истины”);

- краткость (“веди счет словам своим”);

- объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой).

Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Педагог, наблюдая за ребёнком, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (или на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока” (М. Монтессори)

Рассматривая трехступенчатый урок на современном  уровне,  выделяют следующие  ступени:

1 ступень – это информация,  или ступень знания. Здесь ребенку даются новые знания, понятия представление о предмете.

Педагог говорит ребенку названия предметов, свойств или количество: Например: "Это ...". (Шар, куб, призма и т.д.).  Или: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Педагог говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие.

Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

2 ступень – это опыт, это уровень опыта. Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

На этой ступени педагог дает ребенку задания типа: «Дай мне, покажи, пожалуйста...", … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом педагог не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, педагог возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно, ни в коем случае не указывает на ошибку ребенка. Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года. Пока педагог  не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени. Если ребенок показывает неверно, педагог  возвращается к первой ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения. На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, педагог указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает. Мы взрослые не всегда отличаемся терпением, нам хочется поторопить, обратить внимание ребенка на ошибку, этого не следует делать, если ребенок не запомнил новое слово, цвет, геометрическое тело, спокойно вернитесь к первой ступени                                                                          Важный момент - педагог не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.  

Трехступенчатый урок проводится, как правило,  не более чем с тремя новыми предметами или понятиями.

Важно: данный метод абсолютно универсален: по типу данной презентации можно работать с любым дидактическим материалом и лексическими темами: фрукты и овощи, дикие и домашние животные, форма, цвет, геометрические тела и др.Для примера рассмотрим изучение геометрических фигур.

Круги

Материал:  набор кругов большой, чуть меньше, ещё меньше, ещё меньше, маленький

Цель:  расширение словарного запаса, тренировка внимания, памяти мышления.

Презентация:

  1. Педагог и ребенок раскладывают круги  на стол. Педагог показывает ребенку большой круг: «Посмотри, это большой круг?»

Педагог кладет следующий круг называя  и говорит: «Это чуть меньше, ещё меньше, а это маленький. Выкладывая дорожку.

1-я ступень:

Педагог показывает  «Посмотри, это большой круг?» Это чуть меньше, ещё меньше, а это маленький. Выкладывая дорожку.

      2-я ступень:

  1. Педагог говорит: «Дай мне маленький круг, чуть больше, ещё больше, ещё больше, самый большой.»

     3-я ступень:

  1. Педагог просит ребёнка самостоятельно выложить дорожку от большого к маленькому называя круги. Педагог указывает на круг и задаёт вопрос касающийся его названия, какого-либо свойства или количества. «Что это? Какой это круг? Сколько кругов?  Подобные вопросы также желательно повторить не менее 2 раз для каждого предмета перемешивая их перед следующим вопросом.
  2. Ребенок может продолжить работу, либо уносит материал на место

В чем же универсальность данного метода, а в том что, трехступенчатый урок дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире, а педагогу тот ключ который позволит создать атмосферу, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, где он будет развиваться, и обучаться в собственном ритме, а педагог показывать как справится с любым заданием.

Используемая литература:

1. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие

для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова – 6-е изд., – Москва : Изд. центр «Академия»,...

2. https://vuzlit.ru/2310668/trehstupenchatyy_urok_montessori



Предварительный просмотр:

«Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью АРТ-технологий в работе педагога-психолога»

Кечина А.Б

МДОАУ «Детский сад №89», город Оренбург

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С.Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.

На наш взгляд, использование в профилактической работе педагога-психолога арт-технологий решают данную проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей  и тем самым  помогут нам в  достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Развитие речи дошкольника с помощью сказкотерапии – наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

1.развить речь при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

2.выявлять творческие способности ребенка.

3.снижать уровень агрессии и тревожности.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

«Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);

«Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...       Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка  сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально  изменяется.

Вариант 1

Взрослый вместе с детьми выкладывает на столе три  карты-схемы «Кто?», «Что случилось?», «Чем закончилось? в нужной последовательности, объясняя, что каждая из них обозначает- начало, середину и конец рассказа.  Далее взрослый помогает заменить эти карты на картинки.  Карты-схемы служит своеобразным планом рассказа. Далее взрослый показывает картинку и задаёт вопросы- Как зовут нашего героя? Предысторию события.

 -Где был герой?

-Кого он встретил?

 -Что случилось?

-Как мог помочь?

-Чем закончилось?

Попросите пересказать весь рассказ

Вариант 2 

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально так и в группе детей. Карты-схемы выкладываются на столе в нужной последовательности. Дети рассматривают все имеющиеся карточки с изображениями, взрослый помогает им подобрать картам-схемам картинки.  Детей можно разделить на подгруппы и каждая составляет свой рассказ. Из получившихся рассказов выбирается лучший - определяется победитель.

Вариант 3 

Взрослый предлагает составить свой рассказ, где карты-схемы могут располагаться в другую последовательности. Например, началом рассказа будет являться карта-схема «Место и время».  Далее подбираем другие карты-схемы к своему рассказу: «Кто», « На чём?», «Что случилось?», «Кто помог?», «Чем кончилась?» Взрослый помогает ребёнку заменить эти карты на предметные или сюжетные картинки соблюдая план рассказа. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого составляет рассказ. Попросите его пересказать весь рассказ.

Вариант 4 

«Логические парочки» Карточки перемешиваются и раскладываются рядами рисунками вверх. Для усложнения игры карточки раскладывается в беспорядке. Пару составляет карточки с какой-либо логической связью. Первый игрок берёт две любые карточки если на них изображены предметы которые связаны между собой игрок объясняет логическую связь между картинками, забирает карточки себе открывает следующую пару карт. Например: Дед Мороз и Снегурочка приходят в Новый год на праздник. Следующий участник берёт две карточки игра продолжается

Вариант 5 

"Угадайка" .

 Карточки раскладываются на столе рисунками вверх в любом порядке. Взрослый описывает предмет, не называя его.

Это дикое животное, живёт в лесу, в норе. У неё четыре лапы, рыжий хвост.  Она хитрая и ловкая. Это герой сказок "Колобок", " Теремок". Кто первым догадывается и найдёт картинку с нужным изображением берёт её  себе.

Вариант 6 

"Подбери картинку".

Карточки раскладываются на столе. Ведущий раздает игрокам по одной картинке из разных групп, например:

 животные (волк, лиса, заяц, медведь, лошадь, белые медведи);

волшебные предметы (ковёр-самолёт, зеркало, скатерть-самобранка,  волшебный посох, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода);

 сказочные герои (Баба Яга, Снегурочка, Снежная Королева, Жар-Птица);

 транспорт (поезд, ракета, лодка, машина). По команде ведущего игроки должны выбрать из карточек, разложенных на столе, подходящие им по группе. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее остальных. Предложите детям самим придумать признак по которому можно обобщить предметы (живая-неживая природа, времена года и т.д.).

Вариант 7 

"Что изменилось?" Чего не стало?"

 Ведущий раскладывает карточки в 2 ряда ( по 4-9 штук,  в зависимости от способностей детей) и предлагает запомнить изображение, а затем закрыть глаза.  В это время ведущий убирает 1-2 карточки или меняет их местами. Игроки открывают глаза и определяют, что изменилось или какой карточки не хватает.

Вариант 8 

"Кто скажет больше слов"

 Ведущий показывает картинки и спрашивает:

 Что можно делать в лесу? Гулять, заблудиться, слушать пение птиц, отдыхать, собирать грибы и ягоды и т.д.

 Что можно делать на реке? купаться, ловить рыбу, плавать, кататься на лодке, плыть на пароходе   т.д.

Что можно делать с цветами? Поливать, срезать, смотреть, любоваться, дарить, ставить в вазу, выращивать, составлять из них букет  и т.д..

Какая лиса? Лиса хитрая, пушистая, рыжая, умная, ловкая и т.д.

 Какой дом? Красивый, деревянный, уютный, новый и.д.

Вариант 9 

"Один и  много'.

Детям раздаются предметные картинки. Ведущий предлагает игрока изменить слова по образцу.. Например:

Это волк - это волки -  это много волков.

Это яблоко - это яблоки - это много яблок.

Это лиса -это лисы - это много лис.

Вариант 10 

"Четвёртый лишний"

 Ведущий на столе выкладывает по 4 картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая - к  другой. Например: заяц, волк, лиса и поезд (животные и транспорт). Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, какая и почему из них лишняя, назвать предметы обобщающими словами.

 Если ребенку трудно строить правильно предложение, помогите ему дав свой образец. Например: "Я думаю, что......" ." Я считаю, что...." Так дети учатся правильно строить предложения и развивается связанная речь.

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

или Необычное рисование

Нам понадобится:

- лист бумаги  

- черный или любой другой темный фломастер, жирный карандаш, маркер
-цветные карандаши (мелки, фломастеры, краски)

Просим ребенка зарисовать линиями, кружками, зигзагами лист, не отрывая ручки от бумаги. Можете включить в этот момент музыку под настроение. Можно даже попросить нарисовать эту музыку. Проследите, чтобы ручка малыша "не застревала" на одном месте, не мельтешила и не протирала дыру в бумаге. Нарисовали? Теперь начинается самый интригующий момент - нужно отыскать, что же там спряталось за всей этой путаницей. Активно привлекайте малыша, хотя ему подобная задача, скорее всего, окажется сейчас не под силу. Да, и никаких больше дополнений, черточек и завитушек, даже если вам кажется, что ну очень даже они были бы к месту сейчас. И ни в коем случае не ограничивайте себя понятными и обыденными образами: Нашли? Теперь обведите жирным контуром найденный образ и начинайте вместе с ребенком зарисовывать ячейки. Цвета - на ваш выбор.

Необычное рисование 

Составление рассказа

1.Кто это? Покажи и назови (Н: Здесь нарисовано домашние животное. Это собака

2.Кто как голос подаёт? Покажи и назови (Н: собака- «гав-гав» она лает)

3.Части тела животных. Называем: «У собаки есть голова, туловище, лапы, хвост.»

4.Покажи у собаки- голову, хвост, усы, шерсть и т.д;).

5.Детёныши животных. Покажи и назови (Н: у собаки- щенок (щенки).

6.Чем питаются домашние животные? Собака любит мясо, корм, грызть кости.

7.Кто где живёт?

8.Рассказываем о том, что человек ухаживает за домашними животными, кормит их, строит им жилища (дома).

9.Каждое жилище имеет своё название. собака живёт –в доме или конуре

10.Кто какую пользу приносит? Собака сторожит дом 11. Табун, отара, стадо Когда собирается много собак- это свора.

Литература:

 Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

3.   Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

4.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6.   Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

8.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9.    Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

10.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

12.  Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.


Предварительный просмотр: