Делимся опытом


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка»

Педагогические условия развития творческих способностей детей в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Сообщение на РМО 2021 года

Воспитатель:

Заложнова Е.С

г. Лукоянов 2021

Педагогические условия развития творческих способностей детей в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образцы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить деятельность так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

При этом следует: внимательно относится к естественным проявлениям ребенка; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач; удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально пережили ситуацию. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Туловища-стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как и люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой тонкие ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, с ковром и так далее. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инеи похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами находят сравнительный образ.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому в непосредственной образовательной деятельности я использую не образец для подражания, а прием показа нескольких способов изображений, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора. Важно, чтобы, выполняя то или ионное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были разнообразными и отличались друг от друга.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – 1) разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся занятия, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.), а что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов. В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, помидоры, орехи и многое другое. Из всего этого разнообразия воспитатель может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что ближе и более знакомо детям его группы. Если в программе стоит задача научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нескольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное содержание для рисования, лепки, аппликации: бусы, неваляшки, снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цыплята и т.п.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержания, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные особенности.

2) Устранение причин, мешающих успешному развитию детского творчества.

Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развивать эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности, осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические условия. Без этого успех невозможен.

Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произведений искусств. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, - связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы. Не следует, однако, ориентироваться только на уже имеющиеся интересы и устраняться от их формирования. Подобный подход приведет к ограничению представлений и знаний детей, приостановит развитие фантазии и творческих способностей. Малышам интересно изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик они находят в их творчестве. Необходимо ребенку давать возможность пережить получение впечатления. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий.

Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Не следует надеяться на то, что дети когда-то уже видели те или иные объекты, впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых.

3)Взаимосвязь изобразительного творчества и игры.

Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.

В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образцы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом. Дети вместе с воспитателем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.

Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально-положительную окраску.

4) Анализ и оценка детского творчества.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

В детском саду просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить после каждого занятия. Нужно стремится к максимально активному участию детей в данном процессе. Во-первых, им это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей, как оценивается.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ромашка»

Игровая деятельность детей второй группы раннего возраста.

Воспитатель: Заложнова Е.С.

г. Лукоянов 2018

Слайд 1. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

Слайд 2. Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна.

Слайд 3. Основной вид игры в раннем возрасте – действия с предметами. Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.

Слайд 4. Давайте рассмотрим разновидности игры в раннем возрасте:

-дидактическая игра (вкладывание предметов в емкости, собирание пирамидок, мозаик и т. п. )

-сюжетно-ролевая игра

-театрализованная игра

-подвижные игры

Слайд 5. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Слайд 6. Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие.

В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.
Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

Слайд 7. Театрализованная игра - это разыгрывание детьми сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Поэтому такие игры являются неотъемлемой частью работы с детьми дошкольного возраста.

Слайд 8. Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.

. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.

В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.

На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10—15 мин.

Слайд 9. Дети в возрасте 2–3 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту.

Слайд 10. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.

Слайд 11. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая деятельность детей второй группы раннего возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ромашка» Воспитатель: Заложнова Е.С г . Лукоянов 2018

Слайд 2

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает . Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна.

Слайд 3

Основной вид игры в раннем возрасте – действия с предметами. Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями.

Слайд 4

Разновидности игры в раннем возрасте : -дидактическая игра (вкладывание предметов в емкости, собирание пирамидок, мозаик и т. п. ) -сюжетно-ролевая игра -театрализованная игра - подвижные игры

Слайд 5

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Слайд 6

Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие.

Слайд 7

Театрализованная игра - это разыгрывание детьми сказок , рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно

Слайд 8

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.

Слайд 9

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре.

Слайд 10

Игра является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.

Слайд 11

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка»

Активизация природоведческого словаря детей

в подвижных играх

Воспитатель:

Заложнова Е.С

г. Лукоянов 2019

Использование подвижных игр с целью развития у дошкольников представлений о природе, обогащения словаря -вопрос малоисследованный науке и неупорядоченный в практике. Подвижная игра любима дошкольниками, она повышает двигательную активность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, стимулирует творческую деятельность. Движения ребёнка, радостные переживания, связанные с игрой, благотворно влияют на его самочувствие, настроение, создают положительный фон для общего его развития. Включение игровых элементов в образовательный процесс, несомненно, является эффективным средством обучения и воспитания. Представления о природе, полученные в игре вызвавшие эмоциональную реакцию, лучше усваиваются, чем голые знания. Для закрепления представлений о природе, активизации природоведческой лексики можно использовать сюжетные подвижные игры, игры с дидактической направленностью, игры- эстафеты, игры малой подвижности, игры с мячом, игровые оздоровительные упражнения, игровые упражнения-действия.

Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей имеющихся у них представлений о явлениях и объектах природы. Основой для развёртывания сюжета и установления правил подобных игр служат особенности повеления животных и птиц (хитрость лисы, осторожность волка, быстрота зайца, неволю, неповоротливость медведя). В некоторых сюжетных подвижных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»; Во время подобных игр дети перевоплощаются в животных и птиц, подражают их действиям, имитируют звуки, которые они издают.

Эмоционально положительный настрой способствует активизации знаний о природе, углублению интереса к ней. Организуются такие игры обычно после наблюдений, чтения художественной литературы. Подвижные игры с дидактической направленностью, с одной стороны, физическому развитию и оздоровлению, а с другой, позволяют решать задачи познавательного характера, закрепляют представления дошкольников о природе. Эти игры используются в непосредственно образовательной деятельности, ходе режимных моментов для закрепления и обобщения полученных ранее знаний. В играх «Хохлатка», «Уточка», «На птичьем дворе» и других происходит активизация словаря, обозначающего объекты природы, действия животных.

В играх-эстафетах дети по очереди выполняют одно и то же действие в одинаковых условиях, при этом каждый участник предельно мобилизуется,` стремится выполнить задание так, чтобы улучшить результаты своей команды. Итог эстафеты зависит не только от быстроты и ловкости каждого игрока, но и от его знаний о природе.

В играх малой подвижности движений меньше. Эти игры заставляют думать, учат работать коллективно, обеспечивают быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение движений, развивают рвение самостоятельно принимать решения и действовать в быстро меняющихся условиях. Разновидностью игр малой подвижности являются пальчиковые игры. Связь пальцевой моторики и речевой функции была уже не раз подтверждена. Дошкольники с удовольствием имитируют в пальчиковых играх движения животных. стараются выполнять действия в соответствии с текстом. В ходе таких игр у детей обогащаются представления о животных, накапливается соответствующая лексика, развивается воображение.

Игры с мячом нормализуют поведение гиперактивных детей. совершенствуют коммуникативные навыки. Умение принимать и отдавать мяч становится основой для формирования способности контактировать со сверстниками и взрослыми. Мяч помогает активизировать мелкую и общую моторику, внимание` развивает ориентировку в пространстве. Вариантов использования мяча в речевых играх и упражнениях природоведческого содержания множество:

- «Мяч по кругу» —— передача мяча по кругу и подбор слов в зависимости от вопроса. Например: «Что делает снег?» (Идёт, падает, тает, хрустит, сверкает.) или «Какой апельсин?» (Оранжевый,

яркий, солнечный, сочный, т.п)

- «Мяч бросай. фрукты (животных. насекомых. растения) называй» — перебрасывание мяча друг другу и называние слов в соответствие с заданием.

«Я знаю пять названий цветов (ПТИЦ, деревьев)» - отбивание

мяча рукой и подбор существительных, обозначенных в задании. Конечно, в процессе подвижной игры трудно активизировать Речь, так как главным в той же игре все-таки является движение. Однако обсуждение правил перед началом игры, анализ результатов и хода игры создают условия для активизации природоведческого словаря, развития связной речи. Наиболее благоприятные возможности для этого создаются в подвижных играх с дидактической направленностью и играх-эстафетах. Например. анализируя

ход подвижной игры «Кто улетает. кто остаётся?», ребёнок широко употребляет существительные (ласточка, снегирь, синица, иволга).

прилагательные (перелётные, зимующие), глаголы (прилетают, улетают, зимуют).

В проектах природоведческой направленности весьма уместны игровые оздоровительные упражнения. Например, в ходе проекта «По страницам Красной книги» — упражнения для мышц шеи «Гуси-лебеди», дыхательное упражнение «Вдохни аромат ландыша»; в проекте «Зелёный огород на подоконнике» — дыхательное упражнение «Синьор Помидор», массаж шеи «Лук», массаж глаз «Раздеваем лук».

Реализация задач познавательно-речевого и физического

развития способствуют игровые упражнения—действия, направленные на овладение движениями в игровой форме (например, пройти по мостику. как мишка, перепрыгнуть через лужу, как лягушка). В таких упражнениях ребёнок действует без специально установленных правил, он лишь стремится к тому, чтобы правильно и выразительно воспроизвести нужные движения. Можно предложить детям подобрать слова для характеристики того или

иного животного (медведь переваливается с передних лап на задние, косолапит: заяц высоко прыгает, приподнимается на задние лапы. «пружинит»).

Подвижные игры, в том числе и природоведческого содержания,

создают в группе радостную атмосферу, вносят свой вклад в комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.



Предварительный просмотр:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — это фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Л. С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Творческая деятельность детей является источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Важным средством эстетического восприятия является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В процессе продуктивной изобразительной деятельности у детей развивается воображение, эстетический вкус, эстетическое восприятие. Но происходит это не само по себе, а благодаря ежедневной работе под руководством воспитателя. Дети продолжают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При условии правильного педагогического руководства у детей формируется художественно творческие способности в изобразительной деятельности.

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Создание условий для художественно-эстетического воспитания.

Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

*повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.

*повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.

Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

В дошкольномучреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

*программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

*перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

*картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

*картотеки дидактических музыкальных игр;

*фонотека по данному направлению;

*создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Развивающая среда в наших группах создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Я обогатила среду в своей группе такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене).

Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности. Поэтому в группе оборудованы места для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, рассматривая репродукции картин.

Родители- главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции.

Предметно-развивающая среда в нашем саду позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

В нашем детском саду экскурсии, целевые прогулки в природу воспитанники очень любят и ждут.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства - художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Я работаю в детском саду вторым воспитателем в 2- х группах. Мои занятия формирование элементарных математических представлений и художественно-эстетическое развитие. Так как я сама человек кретивный, творческий, я очень люблю эти занятия. Я делюсь с детьми своими знаниями и умениями, стимулирую их к созданию чего-то нового, знакомлю с различными техниками прикладного искусства, обогащаю и стимулирую познавательную, творческую активность детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка»

Коллективное творчество в изобразительной деятельности как средство развития и воспитания дошкольников

Сообщение на РМО 2024 года

Воспитатель:

Заложнова Е.С

г. Лукоянов 2024

Коллективное творчество в изобразительной деятельности как средство развития и воспитания дошкольников

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности. Художественное творчество дошкольников является одним из важных средств нравственно-эстетического воспитания. Изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может, как известно, способствовать формированию у детей положительных отношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища и т.п.

Актуальность заключается в том, что предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

В каждом человеке заложен творческий потенциал, но, к сожалению, он часто остаётся нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Использование коллективных форм работы в художественном творчестве дошкольников будет эффективным, если коллективная деятельность будет эмоциональной, легко осуществимой, способствовать развитию воображения, осознанию личного вклада в общий результат. Занимательные игровые ситуации, приемы художественно-педагогической драматизации способствуют интересу к коллективной деятельности.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это радует детей; во-вторых, как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, - получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения и т. д.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструированию, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая (представляется возможность вести работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом этапе).

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений.