Кружковая деятельность "Солнечные лучики"

Ажгибкова Наталья Александровна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnye_luchiki_novaya.docx559.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учитель\Pictures\Солнечные лучики.JPG

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период развития личности. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я». Двигательное творчество раскрывает дошкольнику возможности собственного тела, учит относиться к движению как к предмету экспериментирования в игровой ситуации. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции.

В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одно из направлений - детский фитнес. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного  инвентаря. Благодаря физическим упражнениям регулируется психоэмоциональный  баланс, что помогает ребенку противостоять стрессам. Большинство упражнений, которые предполагает детский фитнес, выполняют в игровой форме.

Детский фитнес для малышей 3-5 лет очень простой, но эффективный.
Для  маленьких детишек есть специальные виды детской аэробики, а именно зверо-аэробика (проще говоря, имитация движений животных), лого-аэробика (выполнение упражнений с произношением звуков и
 четверостиший).

Дети 5-7 лет обладают общим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию двигательных умений и навыков.  В работе с детьми старшего дошкольного возраста используется степ-аэробика. В переводе с английского языка «степ» буквально означает «шаг». Степ-аэробика – это необычное сочетание движений под обязательное музыкальное сопровождение на специальном предмете – степе. Степ – это деревянная платформа высотой не более 8 см., шириной - 25 см. и длиной  - 40 см.

Использование детского фитнеса в работе с детьми дошкольного возраста позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Основной целью программы «Солнечные лучики» является создание условий для формирования у детей  дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  

Данная цель находит свое отражение в реализации следующих задач:

- повышать двигательную активность детей;

- способствовать развитию функциональных систем организма ребенка;

- совершенствовать физические способности детей (развивать мышечную силу, гибкость, координацию движений, выносливость, гибкость);

- способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;

- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощённость и творчество в движении.

Программа предусмотрена для работы с детьми 3-7 лет в рамках дошкольного образовательной организации. Программа рассчитана на два возраста: младший дошкольный (3-4 года) и старший дошкольный (5-7 лет).

Форма проведения занятий – групповая. Наполняемость групп: младший дошкольный возраст – 15 - 20 человек, старший дошкольный возраст – 20 - 23 человека.

Срок реализации Программы – 1 год.

В таблице 1 представлена структура организации образовательной деятельности с детьми 3 – 7 лет.

Таблица 1

Организация образовательной деятельности

Возраст

Время занятий

Периодичность

Количество часов в год

старший

30 минут

1 раз в неделю

31

младший

 20 минут

1 раз в две недели

15

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

По итогам реализации программного материала:

Дети младшего дошкольного возраста умеют:

- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

-  передавать основные средства музыкальной выразительности;

- различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;

-  передавать в пластике музыкальный образ, используя имитационные,  и танцевальные виды движений;

- ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

-  исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

-  самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;

-  передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

-  выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы.

Дети старшего дошкольного возраста умеют:

- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения;

- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из движений для рук и ног, сложные циклические виды движений;

- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;

- выразительно исполнять движения под музыку;

- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки;

- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики;

- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах.

1.3. Система оценки результатов освоения Программы

Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики, которая осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Педагогическая диагностика проводится в сентябре (входящая) и мае (итоговая). Результаты педагогической диагностики используются в образовательной деятельности с детьми для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка группы.

Критерии для оценки результатов освоения Программы:

- владение степом;

- строевые упражнения;

- игроритмика;

- танцевальные упражнения;

- гибкость;

- статистическая выносливость.

Каждому из критериев соответствует определенный уровень овладения программным материалом:

Высокий – ребенок проявляет осознаность, активность, самостоятельность, целенаправленность при выполнении физических упражнений

Средний – ребенок проявляет интерес, частично выполняет физические упражнения  с помощью взрослого

Низкий – ребенок проявляет слабый интерес, не обходиться без помощи взрослого.

II. Содержательный раздел

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

2.1. Учебно-тематический план

Содержание Программы распределено на два возраста: младший дошкольный (3-4 лет) и старший дошкольный (5-7 лет). Количество часов в группе младшего возраста – 15, количество часов в группе старшего возраста – 31. Продолжительность занятий в младшей группе – 20 минут, в старшей группе – 30 минут.

В таблице 2 представлен учебно-тематический план в младшей группе, в таблице 3 –  учебно-тематический план в старшей группе.              

Таблица 2

Учебно-тематический план в младшей группе (3 – 4 года)

Название

Количество часов

Содержание

1.

«Птичий двор»

5

- образно-игровые упражнения

- игровой самомассаж

- танцевально-ритмические упражнения

- подвижные игры

- игроритмика

- пальчиковая гимнастика

2.

«Лесная зверобика»

5

- упражнения имитационного характера

- игровой самомассаж

- танцевально-ритмические упражнения

- подвижные игры

3.

«Цирковые зверюшки»

5

- упражнения имитационного   характера

- танцевально-ритмические   упражнения

- весёлый тренинг

- игроритмика

- пальчиковая гимнастика

 

Таблица 3

Учебно-тематический план в старшей группе (5 - 7 лет)

Название

Количество часов

Содержание

1

Знакомство со степами

Комплекс №1

2

- правильная стойка на степ – платформе (ноги параллельно друг другу на расстоянии ладони);

- ходьба вокруг степов с различными заданиями

- разучивание шага вперёд – назад.

2

Комплекс №1

4

Ходьба на степе руки рисуют поочерёдно большие круги; шаг со степа на степ; приставной шаг вправо-влево с полуприседанием; шаг в сторону со степа на степ; ходьба на носках, на пятках вокруг степа; бег вокруг степа.

3

Комплекс №1

4

Упражнения с 1 по 15 + шаг в сторону; «крест»; шаг со степа на степ руки вверх, к плечам; мах прямой ногой верх – вперёд; ходьба змейкой вокруг степов

4

Комплекс№2

4

Ходьба на степе с заданием для рук;  шаг со степа на степ с поворотом корпуса вправо влево; сидя на степе с заданием для ног; стоя на коленях на степе;

5

Комплекс№2

3

Упражнения с 1 по 6 + шаг со степа вправо влево; перестроение и ходьба по кругу на степах; махи прямой ногой вперёд вверх стоя на степе; бег змейкой вокруг степов.

6

Комплекс№2

4

Повтор упражнений с 1 по 29

7

Комплекс№3

4

Шаг со степа на степ чередуется с приседанием руки вперёд; поднимать и опускать плечи; сидя на степе наклоны вправо влево; «крест»; шаг на степе вправо влево

8

Комплекс№3

4

Упражнения с 1 по 8 + ходьба на степе с интенсивной работой рук; кружение на степе руки в стороны; шаг в сторону со степа на степ вправо влево с заданием для рук; прыжки, стоя боком на степе, ноги врозь – на пол, ноги вместе вернуться в и.п.

9

Комплекс№3

2

Повтор упражнений с 1 по 22

2.1. Календарно-тематический план

Образовательная деятельность с детьми предполагает определенную структуру проведения занятий.

В таблице 4 представлена структура занятий в младшей группе, в таблице 5 – структура занятий в старшей группе.

Таблица 4

Структура занятий в младшей группе (3 – 4 года)

Части занятий

Время

Направление упражнений

Вводная

- образно-игровые упражнения

- игроритмика

2- 3 мин.

- на осанку

- разные виды ходьбы

- ритмичные движения рук

Основная

- танцевально-ритмическая гимнастика

- музыкально подвижные игры

10 – 12   мин.

- для мышц шеи, плечевого пояса, мышц туловища, мышц ног

- для развития мышц силы, гибкости

- для развития ритма, такта

Заключительная

- игровой самомассаж

- пальчиковая гимнастика

2-3 мин.

- расслабления, восстановления дыхания

Таблица 5

Структура занятий в старшей группе (5 – 7 лет)

Части занятий

Время

Направление упражнений

Вводная

- строевые упражнения

- игроритмика

3 – 4мин

- на осанку

- разные виды ходьбы

- ритмичные движения рук

Основная

- танцевальные упражнения

- степ-аэробика

- силовая гимнастика

- подвижная игра

20 – 24мин

- для мышц шеи, плечевого пояса, мышц туловища, мышц ног

- для развития мышц силы, гибкости

- для развития ритма, такта

Заключительная

- стретчинг

- самомассаж

- упражнения на дыхание

2 – 3мин

- расслабления, восстановления дыхания

III. Организационный раздел

3.1. Оснащение и оборудование

- просторный физкультурный зал;

- музыкальный центр для музыкального сопровождения;

- степ-платформы по количеству детей;

- мячи, гантели, ленточки, султанчики, флажки и т.д. по количеству детей;

- фонотека: аудиозаписи, видеозаписи.

Техника безопасности при работе на степах

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики

необходимо:

- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;

- избегать перенапряжения в коленных суставах;

- избегать излишнего прогиба спины;

- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

- при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать безопасный

метод подъема;

- стоя лицом к степ-платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной.

3.2. Информационные источники

1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,   М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 368 с.

2. Верхозина, Л.Г. Гимнастика для детей 5–7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / Л.Г.Верхозина,  Л.А.Заикина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.

3. Золотых Н.В. «Игровой стретчинг» // Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: сборник материалов XVI Региональных педагогических чтений (Каргополь,14 марта 2015 года) / под ред. Г.Ф. Шевелёвой,  О.Б.Рябовой, О.М. Давыдовой, Л.В. Кондратовой. – Каргополь: ГАУ ИД «Каргополье», 2015. – 320 с.

4. Машукова Ю.М.  «Степ – гимнастика в детском саду» // Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре». - 2009. - №4. – с.98-101.

5. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

6. Сулим, Е.В. Детский фитнес - физкультурные занятия для детей 5-7 лет / Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224 с.

7. Фирилева, Ж.Е. Са-Фи-Дансе. Танцевально – игровая гимнастика для детей / Ж.Е.Фирилёва,  Е.Г.Сайкина. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 272 с.