Работа с детьми группы риска

Котова Софья Александровна

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gr_riska_my_vmeste.docx24.21 КБ
Файл rabota_s_detmi_gruppy_riska_.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

коррекционной работы с детьми «группы риска»

«Мы вместе»

Пояснительная записка

Дети «группы риска» такая категория детей, которых принято называтьтрудновоспитуемыми. Отклонения в поведении таких детей имеет много причин. В основном это связано с недостаточным общением, отсутствием должного внимания со стороны взрослых,с конфликтами, в семье накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят малолетние правонарушители.

Проблема воспитания детей группы риска одна из самых важных и актуальных в современном обществе. Дети группы риска — это дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни подвержены негативным воздействиям со стороны общества или каких-либо криминальных элементов. Всё это может стать причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Основными причинами, способствующими, попаданию детей в группу риска могут быть:

- пьянство родителей, в связи с этим их асоциальное поведение (воровство, попрошайничество, проституция);

- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

- жестокое обращение с детьми, оставление малолетних детей одних без

необходимого питания;

- устройство на квартире родителями притонов;

- лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

- развращение родителями собственных детей, торговля ими;

- бродяжничество вместе с родителями или без них, отсутствие постоянного места жительства;

- совершение преступления на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

В социальной педагогике, психологии, педагогике к данной категории детей относятся дети, испытывающие трудности в учёбе, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации, имеющие психические проблемы. Нельзя исключать факт, что многие из них имеют особенности психического, физического, социального развития, к которым относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении.

Обучение и воспитание «детей группы риска» целесообразно осуществлять совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, учителем и, если это понадобится врачом психоневрологом. Только в таком случае работа с детьми будет эффективна.

1. Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что проблема детей группы риска очень волнует современное общество. Важнейшим приоритетом государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на развитие, защиту и выживание. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы, способствующей преодолению проблем во взаимоотношениях, обучении, социализации и адаптации обучающихся «группы риска».

Работа по профилактике проблем поведения и социализации содержит комплекс мероприятий, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, психолого-педагогическую коррекцию поведения «трудного» ребёнка, развитию адекватной самооценки.

2. Цель программы:

Способствовать профилактике деструктивного поведения, бродяжничества, развитию адаптации и социализации.

#1047;адачи программы:

1. Осуществление профилактической работы с целью пропаганды здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Проведение комплексной коррекционной работы с обучающимися.

3. Развитие социальной активности, саморегуляции, сотрудничества, толерантности.

4. Целевая аудитория.

Программа рассчитана для работы с обучающимися с отклонением в поведении. Курс рассчитан на 35 мероприятий, по 1 часу в неделю.

5. Планируемые результаты.

1. Уменьшение риска безнадзорности и беспризорности, злоупотребления вредными привычками.

2. Формирование представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, о нравственности.

3. Формирование навыков адекватного поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками, представлений о моральных ценностях.

#1060;ормы работы: групповая работа, тренинг, беседы, дискуссии, конкурсы, игры, упражнения, индивидуальные консультации, тесты.

#1055;сихологическое сопровождение.

  1. Тренинговые занятия.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Диагностические методики:

- проективные методики «Кактус» Панфиловой;

- тест на определение самооценки и выявления социально-

психологического уровня адаптации личности в социальной группе

«Дерево с человечками»;

- методика определения школьной мотивации Лускановой;

- карта психологического обследования личности обучающегося.

8. Примерный перечень мероприятий по работе школы

с детьми «группы риска»

1. Выявление детей «группы риска».

2. Изучение причин социально - педагогической запущенности.

3. Работа с личными делами детей «группы риска».

4. Психологические консультации для обучающихся и их родителей.

5. Наблюдение и изучение положения подростка в коллективе (наблюдение в повседневной жизни, тесты).

6. Вовлечение подростков в общешкольные мероприятия, кружки, секции.

Тематическое планирование по реализации программы

Мероприятия

Кол-во часов

Месяц

1

Диагностическое обследование: тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. Методики: «Кактус» Панфиловой, методика «Дерево с человечками» Пономаренко.

2 ч.

сентябрь

2

Исследование адаптации к школе, коммуникативных навыков. Методика определения школьной мотивации Лускановой

1 ч.

сентябрь

3

Занятие «Знакомство». Упражнение «Снежный ком». Установление контакта с обучающимися, освоение нового социального статуса

1 ч.

сентябрь

4

Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе

1 ч.

октябрь

5

Гармонизация межличностных отношений. Занятие «Мы команда»

1 ч.

октябрь

6

Занятие «Принимаем себя такими, какие мы есть»

1 ч.

октябрь

7

Занятие «Учимся общаться». Упр. «Пойми меня»

1 ч.

ноябрь

8

Занятие «Мы такие разные, но мы едины». Упр. «Мы с тобой похожи тем, что…». Индивидуальная консультация по обращению/по направлению педагога

2 ч.

ноябрь

9

Дискуссия «ЗОЖ – необходимо ли это?»

1 ч.

ноябрь

10

Формирование доверия. Тренинг: «Я и группа»

1 ч.

декабрь

11

Занятие «Искусство культурного общения», «Мы умеем общаться, мальчики и девочки»

1 ч.

декабрь

12

Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска»

Темы:

  1. Волшебный ключ к общению
  2. Береги здоровье смолоду
  3. Как избежать конфликта

3 ч.

декабрь

декабрь

январь

13

Игры:

  1. Познавательная игра «Мир вокруг меня»
  2. Развивающая игра «Россия, что мы знаем о ней»
  3. Профилактическая игра «Школа безопасности»

3 ч.

январь

14

Дискуссия «От безответственности до преступления

один шаг»

1 ч.

февраль

15

Круглый стол «Добро в нашей жизни»

1 ч.

февраль

16

Занятие «Конфликт. Пути разрешения»

1 ч.

февраль

17

Профилактическая беседа на тему: «Наше здоровье в наших руках». Акция: «Нет вредным привычкам!»

1 ч.

февраль

18

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Как найти свое место в жизни?»

1 ч.

март

19

Классный час с участием родителей на тему: «Здоровое питание. Памятки для родителей о пользе правильного питания.

1 ч.

март

20

Просмотр видеоролика на тему: «Герои нашего времени». Беседа по результатам просмотра

1 ч.

март

21

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация документального фильма

1 ч.

март

22

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение детей «группы риска» к участию в спортивном соревновании. Беседа на тему: «Моё здоровье в моих руках»

2 ч.

апрель

23

Тренинг «Учимся понимать друг друга». Упр. «Пойми меня по взгляду, по жесту»

1 ч.

апрель

24

Тест «Ценностные ориентации» Щурковой.

Круглый стол «Моральные ценности»

1 ч.

апрель

25

Занятие «Освобождаемся от ненормативной лексики». Упр. «Обзываемся фруктами и овощами». Снимаем вербальную агрессию в приемлемой игровой форме

1 ч.

апрель

26

Занятие «Рисуем свое настроение, недовольство» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

1 ч.

май

27

Занятие «Мой самоконтроль. Познаём себя, внутренний контроль»

1 ч.

май

28

Проведение итогового занятия: «Наши интересы и увлечения». Консультации родителей.

1 ч.

май

Итого: 35 часов.



Предварительный просмотр:

Работа с детьми «группы риска»

Трудности «трудных детей».

Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.

К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:

Вызывающее поведение.

Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;

Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;

Лживость;

Обидчивость, агрессивность;

Тревожность;

Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;

Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Проблемные взаимоотношения со сверстниками;

Трудности в обучении;

Невыполнение домашних заданий

Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;

Отсутствие позитивных жизненных целей.

Четыре мотива плохого поведения.

Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.

Алгоритм оказания помощи «трудным детям»

Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:

изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).

корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.

создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.

Принципы конструктивного взаимодействия

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

Правило 3.

Обсудите проступок позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.

Правило 4.

Позвольте ученику "сохранить лицо".

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".

Правило 5.

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.