Работа с детьми группы риска
Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gr_riska_my_vmeste.docx | 24.21 КБ |
rabota_s_detmi_gruppy_riska_.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
коррекционной работы с детьми «группы риска»
«Мы вместе»
Пояснительная записка
Дети «группы риска» такая категория детей, которых принято называтьтрудновоспитуемыми. Отклонения в поведении таких детей имеет много причин. В основном это связано с недостаточным общением, отсутствием должного внимания со стороны взрослых,с конфликтами, в семье накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят малолетние правонарушители.
Проблема воспитания детей группы риска одна из самых важных и актуальных в современном обществе. Дети группы риска — это дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни подвержены негативным воздействиям со стороны общества или каких-либо криминальных элементов. Всё это может стать причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основными причинами, способствующими, попаданию детей в группу риска могут быть:
- пьянство родителей, в связи с этим их асоциальное поведение (воровство, попрошайничество, проституция);
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
- жестокое обращение с детьми, оставление малолетних детей одних без
необходимого питания;
- устройство на квартире родителями притонов;
- лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
- развращение родителями собственных детей, торговля ими;
- бродяжничество вместе с родителями или без них, отсутствие постоянного места жительства;
- совершение преступления на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
В социальной педагогике, психологии, педагогике к данной категории детей относятся дети, испытывающие трудности в учёбе, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации, имеющие психические проблемы. Нельзя исключать факт, что многие из них имеют особенности психического, физического, социального развития, к которым относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении.
Обучение и воспитание «детей группы риска» целесообразно осуществлять совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, учителем и, если это понадобится врачом психоневрологом. Только в таком случае работа с детьми будет эффективна.
1. Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что проблема детей группы риска очень волнует современное общество. Важнейшим приоритетом государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на развитие, защиту и выживание. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы, способствующей преодолению проблем во взаимоотношениях, обучении, социализации и адаптации обучающихся «группы риска».
Работа по профилактике проблем поведения и социализации содержит комплекс мероприятий, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, психолого-педагогическую коррекцию поведения «трудного» ребёнка, развитию адекватной самооценки.
2. Цель программы:
Способствовать профилактике деструктивного поведения, бродяжничества, развитию адаптации и социализации.
#1047;адачи программы:
1. Осуществление профилактической работы с целью пропаганды здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
2. Проведение комплексной коррекционной работы с обучающимися.
3. Развитие социальной активности, саморегуляции, сотрудничества, толерантности.
4. Целевая аудитория.
Программа рассчитана для работы с обучающимися с отклонением в поведении. Курс рассчитан на 35 мероприятий, по 1 часу в неделю.
5. Планируемые результаты.
1. Уменьшение риска безнадзорности и беспризорности, злоупотребления вредными привычками.
2. Формирование представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, о нравственности.
3. Формирование навыков адекватного поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками, представлений о моральных ценностях.
#1060;ормы работы: групповая работа, тренинг, беседы, дискуссии, конкурсы, игры, упражнения, индивидуальные консультации, тесты.
#1055;сихологическое сопровождение.
- Тренинговые занятия.
- Индивидуальные консультации.
- Диагностические методики:
- проективные методики «Кактус» Панфиловой;
- тест на определение самооценки и выявления социально-
психологического уровня адаптации личности в социальной группе
«Дерево с человечками»;
- методика определения школьной мотивации Лускановой;
- карта психологического обследования личности обучающегося.
8. Примерный перечень мероприятий по работе школы
с детьми «группы риска»
1. Выявление детей «группы риска».
2. Изучение причин социально - педагогической запущенности.
3. Работа с личными делами детей «группы риска».
4. Психологические консультации для обучающихся и их родителей.
5. Наблюдение и изучение положения подростка в коллективе (наблюдение в повседневной жизни, тесты).
6. Вовлечение подростков в общешкольные мероприятия, кружки, секции.
Тематическое планирование по реализации программы
№ | Мероприятия | Кол-во часов | Месяц |
1 | Диагностическое обследование: тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. Методики: «Кактус» Панфиловой, методика «Дерево с человечками» Пономаренко. | 2 ч. | сентябрь |
2 | Исследование адаптации к школе, коммуникативных навыков. Методика определения школьной мотивации Лускановой | 1 ч. | сентябрь |
3 | Занятие «Знакомство». Упражнение «Снежный ком». Установление контакта с обучающимися, освоение нового социального статуса | 1 ч. | сентябрь |
4 | Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе | 1 ч. | октябрь |
5 | Гармонизация межличностных отношений. Занятие «Мы команда» | 1 ч. | октябрь |
6 | Занятие «Принимаем себя такими, какие мы есть» | 1 ч. | октябрь |
7 | Занятие «Учимся общаться». Упр. «Пойми меня» | 1 ч. | ноябрь |
8 | Занятие «Мы такие разные, но мы едины». Упр. «Мы с тобой похожи тем, что…». Индивидуальная консультация по обращению/по направлению педагога | 2 ч. | ноябрь |
9 | Дискуссия «ЗОЖ – необходимо ли это?» | 1 ч. | ноябрь |
10 | Формирование доверия. Тренинг: «Я и группа» | 1 ч. | декабрь |
11 | Занятие «Искусство культурного общения», «Мы умеем общаться, мальчики и девочки» | 1 ч. | декабрь |
12 | Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска» Темы:
| 3 ч. | декабрь декабрь январь |
13 | Игры:
| 3 ч. | январь |
14 | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | 1 ч. | февраль |
15 | Круглый стол «Добро в нашей жизни» | 1 ч. | февраль |
16 | Занятие «Конфликт. Пути разрешения» | 1 ч. | февраль |
17 | Профилактическая беседа на тему: «Наше здоровье в наших руках». Акция: «Нет вредным привычкам!» | 1 ч. | февраль |
18 | Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Как найти свое место в жизни?» | 1 ч. | март |
19 | Классный час с участием родителей на тему: «Здоровое питание. Памятки для родителей о пользе правильного питания. | 1 ч. | март |
20 | Просмотр видеоролика на тему: «Герои нашего времени». Беседа по результатам просмотра | 1 ч. | март |
21 | Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация документального фильма | 1 ч. | март |
22 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение детей «группы риска» к участию в спортивном соревновании. Беседа на тему: «Моё здоровье в моих руках» | 2 ч. | апрель |
23 | Тренинг «Учимся понимать друг друга». Упр. «Пойми меня по взгляду, по жесту» | 1 ч. | апрель |
24 | Тест «Ценностные ориентации» Щурковой. Круглый стол «Моральные ценности» | 1 ч. | апрель |
25 | Занятие «Освобождаемся от ненормативной лексики». Упр. «Обзываемся фруктами и овощами». Снимаем вербальную агрессию в приемлемой игровой форме | 1 ч. | апрель |
26 | Занятие «Рисуем свое настроение, недовольство» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме | 1 ч. | май |
27 | Занятие «Мой самоконтроль. Познаём себя, внутренний контроль» | 1 ч. | май |
28 | Проведение итогового занятия: «Наши интересы и увлечения». Консультации родителей. | 1 ч. | май |
Итого: 35 часов. |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми «группы риска»
Трудности «трудных детей».
Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.
К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:
Вызывающее поведение.
Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;
Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;
Лживость;
Обидчивость, агрессивность;
Тревожность;
Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;
Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;
Проблемные взаимоотношения со сверстниками;
Трудности в обучении;
Невыполнение домашних заданий
Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;
Отсутствие позитивных жизненных целей.
Четыре мотива плохого поведения.
Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.
Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.
Алгоритм оказания помощи «трудным детям»
Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:
изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).
корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.
создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.
Принципы конструктивного взаимодействия
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.
Правило 2.
Займитесь своими негативными эмоциями.
Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.
Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Правило 3.
Обсудите проступок позже.
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.
Правило 4.
Позвольте ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
Правило 5.
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.