Самообразование

Егорова Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самообразование 2021-22116.5 КБ
Файл Самообразование 2022-2319.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым « Цветик-семицветик»

 План

по самообразованию инструктора

по плаванию Егорова Елена Александровна

на 2020-2021 учебный год

по теме

«Подвижные игры как средство обучение плаванию»

г. Когалым 2020

Содержание

1

Цель и задачи самообразования педагога по теме : «Подвижные игры как средство обучение плаванию »

3

2

Этапы работы

4

3

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

5

4

Работа с детьми

6

5

Работа с родителями и педагогами

7

6

Список литературы

9

7

Приложение

13

Цель:

        Внедрение в практику работы игровых приёмов как средства мотивации детей дошкольного возраста к обучению плаванием. Повышение уровня самообразования.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

• Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей.

• Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и

устойчивости к заболеваниям средствами движения.

• Способствовать профилактике и коррекции нарушений опорно – двигательного

аппарата.

• Способствовать развитию гигиенических навыков.

• Развивать у детей координацию движений, чувство ритма и умения управлять телом в воде.

Образовательные задачи:

• Создавать условия для реализации потребности детей в приобретении необходимых знаний, в повышении двигательной активности.

• Способствовать быстрому рациональному овладению двигательными навыками,

используя средства игр.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

• Воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к занятиям в бассейне.

• Воспитывать чувство товарищества; дать возможность каждому ребенку

почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников.

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня плавательной подготовленности детей.

• Расширение кругозора;

• Развитие физических и нравственных качеств;

• Сохранение и укрепление здоровья.

Этапы работы

1. Организационно-ознакомительный

  • Выбор и определение темы самообразования.
  • Планирование работы по теме самообразования.
  • Подбор методической литературы, пособий по теме самообразования, работа с картотекой, видеотекой, библиотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах

2. Практический

  • Выбор целесообразных игр, применительно к физкультурным занятия   разных возрастных группах с учетом условий ДОО
  • Создание системы применяемых игр в разных возрастных группах
  • Составление конспектов занятий с применением выбранных игровых заданий
  •  Прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования.

3. Отчетный

  • Консультация родителей о новых формах физкультурно-оздоровительной работы ДОО
  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых игр для педагогов
  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых игр для родителей

,

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения, потому что одно движение, представляющее определенную трудность, может разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Мне часто приходилось сталкиваться с проблемой обучения детей в своей работе. Обучить детей плаванию – это очень сложная задача, так как многие дети, приходя первый раз в бассейн уже бояться воды и с ними очень трудно работать. Игровой метод позволяет решить все проблемы связанные со страхом детей, с неуверенностью, а так же немного выровнять умения детей несмотря на изначально разные способности.
Именно игра является ведущим видом деятельности малыша.

Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.

Требования, предъявляемые к проведению игр в воде                                                        Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы. Игры подбирают в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. В игре должны активно участвовать все занимающиеся. Игра должна служить средством эмоционального воздействия. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т. д. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога. Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.

Обеспечение безопасности игр на воде.

Для предупреждения несчастных случаев и травм занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Проводить игры в бассейне, отвечающем всем требованиям безопасности и гигиены.

2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину.

3. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

4. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости,

только с разрешения преподавателя.

5. Не проводить игры с группами, превышающими 10–12 человек.

6. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после

выхода из воды.

7.Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятиях.

         

         Ведущим направлением работы является:

  • сохранение и укрепление здоровья детей,
  • улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей
  • формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

         

        Перспективы самообразовательной деятельности:

  • ориентирование в новой литературе;
  • умение разбираться в изучаемой проблеме;
  • методические рекомендации по организации деятельности, направленной на развитие у детей способностей к плаванию.
  • ознакомление с основными видами плавания детей дошкольного возраста;
  • фотоприложения.

Работа с детьми

Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми младшего дошкольного возраста – поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить, как кипит вода. В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Инструктор говорит, у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и формирует волевые качества личности.

Занятия в средней группе направить на приобретение умений и навыков, обеспечивающих чувство надежности в воде. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить).

При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы организации работы с детьми:

  • игровые упражнения,
  • игры -забавы,
  • сюжетны  и бессюжетные игры

Выбирая игры и методические приемы, мы учитываем возраст, количество детей, в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком движения. Движения очень простые, доступные или уже известные детям.

Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей мы применяем удобные шапочки и маски, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Используем игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом.

План работы с родителями и педагогами

        Материалы для методической копилки педагогов:

  • Информационный материал для специалистов ДОУ, начинающих обучение детей плаванию с азов.
  • Информация для родителей и инструкторов по обучению плаванию дошкольников   по формированию навыков правильного дыхания.
  • План-конспект занятия по плаванию во всех возрастных группах детского сада.
  • Сценарии игровых сюжетных занятий по совершенствованию плавательных умений старших дошкольников.
  • Подборка практических материалов «Игры на воде».
  • Телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях.
  • Составление списка литературы.
  • Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом.
  • Создание картотеки игр.        

Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.

Список литературы:
1. Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию. М-ФиС, 1961.
2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать.
3. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, М.: Просвещение, 1984.
4. Чекалдина М. Г. На голубых дорожках плывут малыши

5. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.

6. Обучение плаванию в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

7. Программа обучения плаванию в детском саду. — Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Маленькие и большие ножки.

Цель: помочь детям освоиться в воде.

Ход: Дети образуют круг и подражают движениям воспитателя. Он говори : маленькие ножки бежали по дорожке – при этом быстро , быстро притопывает , приговаривая «топ, топ, топ» ;затем медленно произносит : « большие ноги шли по дороге – топ, топ, топ» , высоко поднимает колени и топает так, чтобы были брызги.

Правила: нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Рыбки резвятся.

Цель: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.

Ход: По сигналу: «рыбки резвятся» - дети подпрыгивают на двух ногах.

По сигналу «рыбки отдыхают» - садятся на корточки.

 Правила: внимательно слушать инструктор, выполнять движения по сигналу, нельзя толкать друг друга.

Поймай воду.

Цел: научить детей сжимать пальцы рук, делая «ложечку».

Ход: Дети стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде «поймай воду» - они вытягивают руки вперед, опускают в вод, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью Педагог проверяет наличие воды в руках.

Правило: вода не должна вытекать из рук.

Волны на море.

Цел: познакомится с сопротивлением воды.

Ход: Дети стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево) лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движение продолжается непрерывно то в ту, то в другую сторону.

Правило: нельзя опускать руки глубоко в воду.

Поймай лодочку. (рыбку)

Цель: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать её сопротивление.

Ход: Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Инструктор   пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки педагогу. Игра повторяется.

Правило: Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.

При повторном проведении можно предложить задание : « кто быстрее поймает лодочку.» для чтобы стимулировать более быстрое передвижение в воде.

Догоните меня .

Цель :научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

Ход :Дети стоят вместе с инструктором у бортика .Педагог отходит и предлагает детям догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей , подбадривая тех, кто испытывает затруднение.

 Правило : нельзя наталкиваться друг на друга.

Солнышко и дождик.

Цель :приучать детей не бояться воды, передвигаться , не держась друг за друга и не толкаясь.

Ход : Дети стоят у бортика с одной стороны .По сигналу педагога  «солнышко –можно гулять» , дети ходят в разных направлениях по бассейну .Затем инструктор говорит «дождик» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.

Правила: начинать движение нужно по сигналу педагога , нельзя толкать друг друга.

Переправа.

Цель :дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.

Ход : Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга . По команде в-ля они все вместе начинают «переправляться на другой берег» .Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая :

-Толкаюсь, толкаюсь руками о воду ,

-Вода помогает мне выбрать дорогу .

Правила :нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Найди свой домик.

Цель : приучать детей ориентироваться в необычных условиях , внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.

Ход : Три разных по цвету обруча лежат  (плавают ) на поверхности воды. Дети делятся на три группы , каждая становится у своего обруча. По сигналу «рыбки резвятся» - дети бегают в разных направлениях , по сигналу «найди свой домик» -они идут или бегут к своим обручам.

Правила : Нельзя толкать друг друга , надо убегать от домиков подальше.

Кораблики.

Цель :Приучать выполнять в воде движения в разных направлениях , быстро и медленно.

Ход :Дети стоят в колонне по донному . По команде педагога « полный ход» дети бегут по воде, широко размахивая руками .  «Тихий ход» -продвигаются медленно . «Задний ход»- двигаются спиной вперед.

 Правила : нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу Нельзя толкаться и брызгаться.

Найди себе пару .

Цель : приучать детей ориентироваться в необычных условиях , упражнять в ходьбе парами.

Ход : Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу « найди себе пару» они становятся в пары (кто с кем хочет) ,берутся за руки и идут в парах.

Правило : дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга , толкать.

 Варианты : при повторной игре можно раздать детям цветные пластмассовые шары. В пары становятся дети с шарами одинакового цвета.

Море волнуется.

Цель : Помочь детям освоится в воде , ознакомиться с её сопротивлением.

Ход :Дети стоят в колонне по одному По команде инструктора  «море волнуется» они разбегаются в произвольном направлении, производят любые движения руками, окунаются. Когда педагог говорит :ветер стих, море успокоилось» дети должны быстро занять свои места в колонне .

Правила:  инструктор  говорит : раз, два, три – вот на место встали мы. Не нашедший за это время своего места в колонне, отмечается инструктором  как невнимательный.

Карусели .

Цель : Приучать детей двигаться по кругу не бояться воды.

Ход : Дети становятся вкруг и берутся за руки. По сигналу в- ля они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг , вместе с в-м дети произносят :       Еле-еле , еле- еле

Закружились карусели ,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.

Дети бегут по кругу. Затем инструктор  говорит :»тише, тише, не спешите, карусель остановите ! Раз –два, раз –два вот и кончилась игра». Дети останавливаются.

Правила :выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

Пузырь

Цель : Приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды.

Ход : Дети становятся в круг, близко друг другу, берутся за руки . Вместе произносят :-Раздувайся пузырь, раздувайся , большой. Оставайся такой да не лопайся .

Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг .После слов в –ля « лопнул пузырь» , дети двигаются к центру, произнося звук «ш –ш – ш» - (воздух выходит ) . Затем дети снова «надувают пузырь» -  отходят назад .

Правило :Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга. При повторении игры на слова : «пузырь лопнул» дети могут присесть в воду .

Принеси мяч.

Цель: Приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.

Ход: Дети становятся воль одной из сторон бассейна. В-ль показывает яркие мячи, затем их бросает в воду и предлагает детям принести мячи. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят в –лю. Игра повторяется.

  Правил: Начинать ловить мячи нужно по сигналу, нельзя толкаться и брызгаться.

Мячики.

Цель: приучить детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Ход: инструктор начинает игру с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать как мячик. Ребенок подпрыгивает, а педагог подбадривает его. Затем предлагает попрыгать как мячики всем детям.

Правило: Нельзя толкаться и брызгаться. При повторении игры по окончании прыжков можно сказать: «укатились мячики».

Лодочки плывут.

Цель: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.

Ход: Дети входят я воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «поплыли лодочки» - дети двигаются друг за другом разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.

Правила: соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.

При повторении игры «лодочки» могут двигаться в разные направления, по сигналу «лодочки плывут к берегу» - дети становятся у бортика.

Бегом за мячом.

Цель: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Ход: Дети встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 м. от них в воде плавают игрушки (мячи, круги) (по количеству детей) по сигналу дети бегут за игрушками и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.

                      

Подвижные игры как средство обучение плаванию



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  «Цветик-семицветик»

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре

Егоровой Елены Александровны

План работы по самообразованию на 2022-2023 уч. год.

Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Направление: физкультурно-оздоровительное.

Цель:

Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья через физические упражнения.

Задачи:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

Созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую игрой личность.

- положительная динамика показателей физического развития детей.

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка;

Перспективный план работы по самообразованию

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

1

2

Выбор темы

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей»

Проведение

Сентябрь

Сентябрь

3

Консультация для воспитателей «Проведение утреней гимнастики во второй младшей группе»

Проведение

4

Анкетирование родителей:

«Физическое развитие ребенка»

Анкетирование

Октябрь

5

«Здоровый образ жизни»

Анкетирование

7

Консультация для воспитателей «Физкультминутка»

Проведение

Ноябрь

8

Доклады на родительском собрании:

«Укреплении и сохранении здоровья детей, и какова роль родителей в этом»

Выступление

9

«Прогулка и ее значение в развитии детей»

Выступление

10

Консультация для воспитателей:

«Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей»

Проведение

Декабрь

11

Наглядная информация для родителей

«Одежда для детского сада и физкультурных занятий»

Оформление

Январь

12

13

Консультации для родителей

«Чем можно занять ребенка зимой на улице?»

«Спортивный уголок дома»

Проведение

Проведение

Февраль

Февраль

14

Спортивный досуг с участием родителей

Проведение

15

Консультация для воспитателей

«Создание условий для проведения игр и упражнений»

Проведение

Март

16

Анкетирование родителей:

«Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей»

Анкетирование

Апрель

17

Выступление на педсовете «Результаты проделанной физкультурно-оздоровительной работы за год»

Выступление

Май

18

Консультация для воспитателей

«Организация работы с детьми в летний период»

Проведение