Внеурочная деятельность


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

     программ внеурочной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы    

      начального общего образования и основной  

     общеобразовательной программы основного общего образования

Номинация

Основное общее образование

Направление

Программы внеурочной деятельности,

реализующие общеинтеллектуальное направление развития личности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №1 г.Грязовца»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Таран Елены Александровны,  высшая категория

«Краеведение. История города Грязовца через историю улиц»


г. Грязовец,2017

Программа курса

« Краеведение. История города Грязовца через историю  улиц»

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Актуальность проектной деятельности: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково – исследовательский характер. Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно – воспитательное значение, становятся наиболее важными при решении проблемы патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» – своему родному краю.

С целью развития у ребят нравственно – патриотических чувств необходимо ставить перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, округа, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.

Цели реализации:

  • формирование у детей ключевых компетенций;
  • конкретно-практические:установление связей между историей города и историей улиц

Задачи:

  • формирование представления детей о родном крае и родном городе;
  • закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, школа, пути следования от дома до школы;
  • воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, чувства патриотизма;
  • формирование практических навыков работы с краеведческим материалом.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Результаты освоения программы:

Личностно или общественно значимый продукт: буклет, исследовательская работа, информационный проект; выступление на школьной конференции.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Методы проведения занятий:

Беседа, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии в архив, библиотеку, музей, анализ полученных материалов, отбор необходимых для индивидуального (коллективного) проекта.

Личностные и метапредметные результаты:

личностные:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные:

Регулятивные:

Школьник научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием научно-популярной  литературы, архивных, музейных данных  и в открытом информационном пространстве;

-осуществлять запись выборочной информации об изучаемом предмете , в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архива, музея и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об изучаемом предмете с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

Ученик получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Содержание программы: (34 часа)

Теоретический блок: История города Грязовца. Происхождение названия города. Улицы города. Происхождение названий улиц. Классификация названий улиц. Связь смены названий с историческими эпохами (правление императоров, революции, исторические события).  Исторические и культурные памятники на улицах города: церкви, скульптурные памятники, дома с историческим прошлым 19 - 20 века. Природные памятники на улицах города: кедровая роща, Святой прудик, река Ржавка. Планировка города: изменения во времени. Старые карты города. Связь истории города и истории улиц. Связь времен и поколений.

Практический блок: Посещение районного архива, районной библиотеки, краеведческого музея, работа с материалами. Проведение интервью, опроса, анкетирование со старожилами, краеведами, современниками, работниками музея, архива. Изучение литературы. Сбор информации по истории отдельных улиц. Анализ и синтез информации. Отбор нужной информации для собственного проекта. Оформление исследования. Подготовка к выступлению. Выступление на школьной конференции, в своем классе.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

1

История города Грязовец.

1

2

Литература и источники по истории города

1

3-4

Улицы города. Происхождение  и изменение названий.

2

5-7

Исторические и природные памятники на улицах города. Экскурсия по городу

3

8-9

Планировка города: изменения во времени. Экскурсия в музей.

2

10

Обсуждение и выбор тем проектов и исследований.

1

11

Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке, архиве, музее.

1

12

Подготовка анкет, опросников.

1

13

Правила проведения интервью, беседы с жителями города

1

14

Проведение анкетирования о названиях улиц

1

15

Экскурсия в архив

1

16

Газета как источник исследования: обсуждение результатов посещения архива

1

17

Экскурсия в библиотеку: знакомство с материалами по истории города и улиц

1

18-19

Экскурсия в библиотеку: изучение и отбор материала по выбранной теме исследования

2

20-21

Индивидуальные консультации

2

22-23

Экскурсия в музей

2

24-25

Музейные экспонаты как источник знаний. Использование информации из музея для исследовательской работы

2

26

Анализ  материалов. Подготовка собранного материала для оформления работы

1

27

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

1

28-29

Оформление работ. Индивидуальные консультации.

2

30

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

31-33

Индивидуальные консультации

34

Итоговое занятие. Анализ проектно- исследовательской деятельности.

Литература и источники:

1. Газета «Сельская правда» (районный архив)

2. Городок на Московской дороге: Историко-краеведческий сборник.  Вологда: “Ардвисура”, 1994

3. Сайт  о Грязовце http://gryazovets.ru/улицы

4. Интернет-страничка  краеведческого музея: https://vk.com/club40744173

5. Сайт районной больницы: http://grzv.volmed.org.ru/index.php?page=about

6. Материалы Грязовецкой районной библиотеки

7. Материалы Грязовецкого музея истории и народной культуры

8. Фотодокументы из семейных архивов грязовчан, краеведческого музея г. Грязовца (дореволюционные, советские)

9. Фотографии современного города

Результаты реализации  программы:

  • Выступление на школьной конференции по проектной деятельности:

- Информационно-исследовательский проект на тему: История города Грязовца через историю улиц;

- Исследовательская работа: История города через историю улиц. История улицы Обнорского.

- буклет «История улицы Обнорского»

-электронные презентации для выступления на уроках по краеведению

  • Выступление на муниципальной научно-практической конференции

проектов обучающихся

  • Дипломы призеров регионального конкурса научно-исследовательских,

методических и творческих работ «Моя Вологодская область» в рамках общероссийского инновационного проекта «Моя Россия», 2017 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-исследовательский проект «История города Грязовца через историю улиц» Работу выполнили: Вавилова Варвара, Катаева Юлия, Тузова Екатерина - обучающиеся 6 класса Руководитель: Таран Е.А. МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца » г. Грязовец,2017 г.

Слайд 2

Актуальность нашей работы : Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к его природе и прошлому, к его людям, к его памятникам истории. Человеческая мудрость гласит «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своем, достойна будущего». П роведя анкетирование среди обучающихся, мы выяснили, что многие не знают, откуда произошли названия наших улиц, и в честь кого они названы. Объект исследования: улицы нашего города Предмет исследования: названия улиц, исторические, географические объекты улиц Гагарина, Пылаевых, Горького, Беляева ,Волкова, Победы Главная цель данной работы : доказать, что знание истории улиц способствует лучшему познанию истории своего города и истории страны.

Слайд 3

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках краеведения, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов. В работе использовались материалы районной библиотеки, архивные газетные материалы, данные краеведческого музея, сведения интернетресурсов .

Слайд 4

Н а данный момент в нашем городе 42 улицы и 14 переулков. План города 1781 г. Современный план города

Слайд 5

- названия, связанные с историческими событиями - названия в честь известных личностей: деятели революционного движения, известные писатели, герои Великой Отечественной войны и т.д - названия, связанные с особенностями географического положения -названия, связанные с предприятиями и с родом деятельности граждан -названия, связанные с объектами, расположенными на улице или поблизости к ней -названия, получившие имя по принципу благозвучия Классификация улиц

Слайд 6

Первоначально называлась 2 Линия. В 1967 году была названа в честь Неона Дмитриевича Волкова . Неон Дмитриевич Волков был революционером. С ыграл большую роль в создании Грязовецкой партийной организации РСДРП. Стал первым уездным комиссаром финансов. Улица Волкова Н.Д. Волков

Слайд 7

Улица Волкова Современный вид улицы

Слайд 8

Бывший переулок Южный. В 1977 году был переименован в честь революционеров Елизаветы, Георгия и Анны Пылаевых. Семья Пылаевых родом из деревни Прокунино Ростиловской волости Грязовецкого уезда. Улица П ылаевых В годы революции 1917 и гражданской войны 1918-1922 г.г . Пылаевы были на передовых участках борьбы. Г.Д. Пылаев Е.Д.Пылаева Районный дом культуры и памятник Е. Пылаевой

Слайд 9

Улица П ылаевых

Слайд 10

До революции эта улица называлась Офицерская. Затем сменила название на Республиканскую. В 1967 году была переименована в честь Юрия Алексеевича Гагарина . 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство на корабле «Восток-1 ». Улица Гагарина Ю.А. Гагарин

Слайд 11

Деревянное кружево Улицы Гагарина

Слайд 12

Деревянное кружево улицы Гагарина

Слайд 13

В 1967 году, в честь 50-летия Советской власти получила имя великого советского писателя Максима Горького. Настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн. экземпляров. Улица Горького Улица называлась Топоровская ( Топоровка ). По рассказам старожилов на этой улице селились плотники, приходившие в город на заработки. Максим Горький

Слайд 14

Улица Горького Здание бывшей богадельни (угол Горького и Карла Маркса) Фрагмент карты 1916 г. Школа №1

Слайд 15

На этой улице жили: писатель Сергей Марков, Заслуженная актриса РСФСР Лидия Сухаревская, известные актеры Грязовецкого народного театра Н.А. Маслов и А.Н. Синицин , замечательный историк краевед, основатель Грязовецкого народного музея А.А . Носкова , художник Э. Южанин. Улица Горького А.А. Носкова (слева) Э.И. Южанин у макета Грязовецкого собора

Слайд 16

Первоначально называлась - Вторая Новая. В 1967 г. современное название в честь вологодского космонавта Павла Ивановича Беляева . 18—19 марта 1965 года П.И. Беляев совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восход-2». Полёт продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. Улица Беляева П. И. Б еляев

Слайд 17

Административные здания. Улица Беляева

Слайд 18

Улица Победы Улица Победы в дореволюционном Грязовце называлась Нижней Новой. Свое современное название улица получила в честь победы в Великой Отечественной войне в 1967 году. Эта улица отличается своеобразием: она несколько раз меняет свое направление. Старое здание автовокзала Здание бани

Слайд 19

Улица Победы

Слайд 20

Результаты нашего исследования показали, что многие улицы города Грязовца носят названия известных людей, как наших земляков, так и не связанных напрямую с историей города, но связанных с историей нашей страны. В ходе проделанной работы мы расширили свои знания о нашем городе, познакомились с его историей, с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из этих названий. Узнали больше об исторических памятниках, интересных зданиях, расположенных на этих улицах. Заключение «Каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших событий, отражение быта, нравов, занятий и мировоззрений предков» А . В. Суперанская