Главные вкладки
Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
Протоколы и анализы открытых уроков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.45 МБ | |
| 23.88 КБ | |
| 9.43 КБ |
Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Героев Отечества»
г. Кызыла РТ
Разработка урока по теме: «Свободное падение тел»
Учитель физики: Дамбыра Алдын-Белек Амирович
Кызыл
2025 г
Разработка урока по теме: «Ускорение свободного падения»
ФИО учителя: Дамбыра Алдын-Белек Амирович
Место работы: МБОУ СОШ №20 им. Героев Отечества г. Кызыла Должность: учитель физики
Класс: 9
Тема урока: параграф 15 «Свободное падение тел»
Учебник: Физика. 9 класс. Учебник. 2021. Перышкин А.В. | Перышкин Александр Васильевич
Цели урока:
обучающие:
- выяснить от чего зависит свободное падение тел.
- развить умения решать качественные задачи по рассматриваемой теме.
развивающие:
- продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему;
- развитие познавательного интереса, внимания;
- совершенствование умственной деятельности, умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать;
- развитие умения анализировать полученные данные.
воспитательные:
- продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить.
- воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;
- приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;
- формирование интереса к изучаемому предмету.
Задачи урока:
- Сформировать понятие о свободном падение тел.
- Вызвать интерес к занятию.
- Научить качественно и правильно решать задачи.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный | Выявление отсутствующих, выявляет затруднения по д/з. | Задают вопросы учителю по д/з | 2 |
2 | Актуализация знаний | Задает вопросы учащимся (опрос) | Отвечают на вопросы учителя | 3 |
3 | Ведение нового материала | Объясняет новый материал, используя демонстрацию | Воспринимают информацию учителя, производят записи определений и формул. | 15 |
4 | Закрепление нового материала | Задает вопросы по новому материалу. | Отвечают на вопросы учителя | 5 |
5 | Выполняют контрольное задание | Определяет задание. Анализирует ответы учащихся. | Знакомятся с заданием и задают вопросы. Выполняют его. | 10 |
6 | Окончание урока | Формулирует выводы. Задает задание. | Фиксируют выводы в тетради. Записывают д/з. | 5 |
Ход урока.
- Организационный момент. Учитель приветствует учеников. Выявление отсутствующих. Выявляет затруднение по д/з.
- Актуализация знаний.
Фронтальный опрос с целью выявить и повторить знания необходимые для изучения нового материала. Обсуждение следующих вопросов:
- Какое движение является равноускоренным?
- По каким признакам мы можем определить характер движения тела?
- Что является причиной ускорения?
- Второй закон Ньютона.(прочитать)
- Введение нового материала.
Ребята, а вы знаете, что, не имея специальных приборов, можно определить залежи
полезных ископаемых? Не знаете?! Сегодня вы узнаете об этом, изучив новый материал "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".
ОПЫТ. - Посмотрите у меня в руках книга и тетрадь.
Ребята, как вы думаете, что быстрее упадёт тетрадь или книга? (книга) А почему книга упадёт быстрее? (потому, что она тяжелее). Вот именно такого мнения придерживался Аристотель, известный учёный того времени. Итак, данным давно люди считали, что чем больше вес тела, брошенного с высоты, тем больше его скорость, а значит, оно быстрее достигнет земли.
ОПЫТ. Посмотрите, я вам покажу сейчас другой опыт. Кладу тетрадь на книгу и бросаю. Что наблюдаем? (что они упали одновременно).
Проблемный вопрос: Так почему же в этом случае тетрадь и книга упали одновременно? (на тетрадь и книгу действие воздуха было одинаковым). Какой вывод можно сделать? (падение тел не зависит от их массы) 5 мин.
- Изучение и отработка нового материала.
К такому выводу пришел итальянский учёный Г. Галилея, который чтобы доказать правильность своих выводов демонстрировал опыты на "падающей" пизанской башне в г.Пиза.
- А если поставить такой же опыт в вакууме, как вы думаете, упали бы эти тела одновременно? (да), Давайте убедимся, и в этом нам поможет опыт с трубкой Ньютона.
Просмотр и обсуждение с учащимися 5 мин.
Таким образом, падение тел в вакууме, которому ничего не мешает, называют
свободным падением.
- Ребята! А как вы думаете, к какому виду движения можно отнести свободное падение тел? Вот, к примеру, я держу книгу. Чему равна её начальная скорость? (нулю). Я отпускаю книгу, её скорость увеличилась? (да). Значит, к какому виду движения мы можем отнести свободное падение?(к равноускоренному). А если это движение равноускоренное, значит, у падающих тел существует ускорение, которое в последствие стали называться ускорением свободного падения (g). Галилей сумел рассчитать ускорение свободного падения. Его измерения показали, что g=9,8 м/с2. Запишите это значение в тетрадь и запомните его. В течение долгого времени оставалось загадкой то, что это ускорение одинаково для всех тел.
Итак, ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная 9,8. Ускорение g=9,8 м/с2 свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты или подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок падающего вниз тела. 7 мин.
Итак, мы выяснили, что g=9,8 м/с2, а это есть среднее значение ускорения свобод- ного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g " больше среднего, на экваторе меньше среднего.
Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OY направлена вертикально вверх) Формулы для определения характеристик свободно падающего тела:
V0= 0; Vy= gyt; Sy= (gyt2)/ 2. Запишите их в тетрадь. 5 мин.
Наконец настало время узнать, как же, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? (Используя отклонения значения ускорения свободного падения от средней величины, можно определять наличие полезных ископаемых в недрах земли). 2 мин.
Давайте ответим на несколько вопросов по данной теме. Тест: «Свободное падение тел».
Решение задач на свободное падение тел.
- Подведение итогов. Запись и обсуждение домашнего задания.
§15, упражнение 15. 5 мин.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Свободное падение».
В-1
1.Свободным падением называется движение тела под действием … а) силы тяжести; б) силы тяжести и силы сопротивления; в) веса тела. 2.Ускорение свободного падения - это ускорение, сообщаемое телу …
а) силой сопротивления; б) равнодействующей всех сил, приложенных к телу; в) силой тяжести.
- Куда направлено ускорение тела, падающего вниз с некоторой высоты? а) вверх; б) вниз; в) вправо; г) влево.
- С крыши дома одновременно начинают падать дробинка и тетрадный лист. Движение какого из этих тел больше похоже на свободное падение?
а) дробинки; б) тетрадного листа; в) обоих тел.
- Тело начинает свободно падать с высоты 10м. Через 0,3с от начала падения (сопротивление воздуха не учитывать) скорость тела будет равна …
а) 3м/с; б) 7м/с; в) 5м/с; г) 0м/с.
Тест по теме «Свободное падение».
В-2
- Свободным падением называется движение тела под действием …
а) веса тела; б) нет действующих на тело сил; в) только силы тяжести; г) силы тяжести и силы сопротивления воздуха.
- Ускорение свободного падения вблизи Земли равно … а)9,8см/с; б) 9,8м/с; в) 8,9м/с.
- В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, птичье перо и пробка. Какое из этих тел позже всех достигнет дна трубки при их свободном падении с этой
высоты, если падения начнутся одновременно?
а) дробинка; б) птичье перо; в) пробка; г) все тела достигнут дна трубки одновременно.
- Куда направлено ускорение, с которым движется тело, подброшенное вертикально вверх? а) вертикально вверх; б) вертикально вниз; в) горизонтально вправо; г) горизонтально влево,
- Тело начинает свободно падать вниз с высоты 50м. Чему будет равна скорость этого тела через 3с от начала движения? Сопротивление воздуха не учитывать.
а) 50м/с; б) 9,8м/с; в) 30м/с; г) 20м/с.