Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Протоколы и анализы открытых уроков 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Героев Отечества»

г. Кызыла РТ

Разработка урока по теме: «Свободное падение тел»

Учитель физики: Дамбыра Алдын-Белек Амирович

Кызыл

2025 г

Разработка урока по теме: «Ускорение свободного падения»

ФИО учителя: Дамбыра Алдын-Белек Амирович

Место работы: МБОУ СОШ №20 им. Героев Отечества г. Кызыла Должность: учитель физики

Класс: 9

Тема урока: параграф 15 «Свободное падение тел»

Учебник: Физика. 9 класс. Учебник. 2021. Перышкин А.В. | Перышкин Александр Васильевич

Цели урока:

обучающие:

  • выяснить от чего зависит свободное падение тел.
  • развить умения решать качественные задачи по рассматриваемой теме.

развивающие:

  • продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему;
  • развитие познавательного интереса, внимания;
  • совершенствование умственной деятельности, умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать;
  • развитие умения анализировать полученные данные.

воспитательные:

  • продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить.
  • воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;
  • приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;
  • формирование интереса к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие о свободном падение тел.
  2. Вызвать интерес к занятию.
  3. Научить качественно и правильно решать задачи.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный

Выявление отсутствующих,

выявляет затруднения по д/з.

Задают вопросы

учителю по д/з

2

2

Актуализация знаний

Задает вопросы учащимся (опрос)

Отвечают на вопросы учителя

3

3

Ведение нового материала

Объясняет новый материал, используя

демонстрацию

Воспринимают информацию учителя, производят записи

определений и формул.

15

4

Закрепление нового материала

Задает вопросы по новому материалу.

Отвечают на вопросы учителя

5

5

Выполняют контрольное задание

Определяет задание. Анализирует ответы учащихся.

Знакомятся с заданием и задают вопросы.

Выполняют его.

10

6

Окончание урока

Формулирует выводы. Задает задание.

Фиксируют выводы в

тетради. Записывают д/з.

5

Ход урока.

  1. Организационный момент. Учитель приветствует учеников. Выявление отсутствующих. Выявляет затруднение по д/з.
  2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос с целью выявить и повторить знания необходимые для изучения нового материала. Обсуждение следующих вопросов:

  • Какое движение является равноускоренным?
  • По каким признакам мы можем определить характер движения тела?
  • Что является причиной ускорения?
  • Второй закон Ньютона.(прочитать)

  1. Введение нового материала.

Ребята, а вы знаете, что, не имея специальных приборов, можно определить залежи

полезных ископаемых? Не знаете?! Сегодня вы узнаете об этом, изучив новый материал "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

ОПЫТ. - Посмотрите у меня в руках книга и тетрадь.

Ребята, как вы думаете, что быстрее упадёт тетрадь или книга? (книга) А почему книга упадёт быстрее? (потому, что она тяжелее). Вот именно такого мнения придерживался Аристотель, известный учёный того времени. Итак, данным давно люди считали, что чем больше вес тела, брошенного с высоты, тем больше его скорость, а значит, оно быстрее достигнет земли.

ОПЫТ. Посмотрите, я вам покажу сейчас другой опыт. Кладу тетрадь на книгу и бросаю. Что наблюдаем? (что они упали одновременно).

Проблемный вопрос: Так почему же в этом случае тетрадь и книга упали одновременно? (на тетрадь и книгу действие воздуха было одинаковым). Какой вывод можно сделать? (падение тел не зависит от их массы) 5 мин.

  1. Изучение и отработка нового материала.

К такому выводу пришел итальянский учёный Г. Галилея, который чтобы доказать правильность своих выводов демонстрировал опыты на "падающей" пизанской башне в г.Пиза.

- А если поставить такой же опыт в вакууме, как вы думаете, упали бы эти тела одновременно? (да), Давайте убедимся, и в этом нам поможет опыт с трубкой Ньютона.

Просмотр и обсуждение с учащимися 5 мин.

Таким образом, падение тел в вакууме, которому ничего не мешает, называют

свободным падением.

- Ребята! А как вы думаете, к какому виду движения можно отнести свободное падение тел? Вот, к примеру, я держу книгу. Чему равна её начальная скорость? (нулю). Я отпускаю книгу, её скорость увеличилась? (да). Значит, к какому виду движения мы можем отнести свободное падение?(к равноускоренному). А если это движение равноускоренное, значит, у падающих тел существует ускорение, которое в последствие стали называться ускорением свободного падения (g). Галилей сумел рассчитать ускорение свободного падения. Его измерения показали, что g=9,8 м/с2. Запишите это значение в тетрадь и запомните его. В течение долгого времени оставалось загадкой то, что это ускорение одинаково для всех тел.

Итак, ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная 9,8. Ускорение g=9,8 м/с2 свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты или подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок падающего вниз тела. 7 мин.

Итак, мы выяснили, что g=9,8 м/с2, а это есть среднее значение ускорения свобод- ного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g " больше среднего, на экваторе меньше среднего.

Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OY направлена вертикально вверх) Формулы для определения характеристик свободно падающего тела:

V0= 0; Vy= gyt; Sy= (gyt2)/ 2. Запишите их в тетрадь. 5 мин.

Наконец настало время узнать, как же, не имея специальных приборов, можно определить залежи полезных ископаемых? (Используя отклонения значения ускорения свободного падения от средней величины, можно определять наличие полезных ископаемых в недрах земли). 2 мин.

Давайте ответим на несколько вопросов по данной теме. Тест: «Свободное падение тел».

Решение задач на свободное падение тел.

  1. Подведение итогов. Запись и обсуждение домашнего задания.

§15, упражнение 15. 5 мин.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Свободное падение».

В-1

1.Свободным падением называется движение тела под действием … а) силы тяжести; б) силы тяжести и силы сопротивления; в) веса тела. 2.Ускорение свободного падения - это ускорение, сообщаемое телу …

а) силой сопротивления; б) равнодействующей всех сил, приложенных к телу; в) силой тяжести.

  1. Куда направлено ускорение тела, падающего вниз с некоторой высоты? а) вверх; б) вниз; в) вправо; г) влево.
  2. С крыши дома одновременно начинают падать дробинка и тетрадный лист. Движение какого из этих тел больше похоже на свободное падение?

а) дробинки; б) тетрадного листа; в) обоих тел.

  1. Тело начинает свободно падать с высоты 10м. Через 0,3с от начала падения (сопротивление воздуха не учитывать) скорость тела будет равна …

а) 3м/с; б) 7м/с; в) 5м/с; г) 0м/с.

Тест по теме «Свободное падение».

В-2

  1. Свободным падением называется движение тела под действием …

а) веса тела; б) нет действующих на тело сил; в) только силы тяжести; г) силы тяжести и силы сопротивления воздуха.

  1. Ускорение свободного падения вблизи Земли равно … а)9,8см/с; б) 9,8м/с; в) 8,9м/с.
  2. В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, птичье перо и пробка. Какое из этих тел позже всех достигнет дна трубки при их свободном падении с этой

высоты, если падения начнутся одновременно?

а) дробинка; б) птичье перо; в) пробка; г) все тела достигнут дна трубки одновременно.

  1. Куда направлено ускорение, с которым движется тело, подброшенное вертикально вверх? а) вертикально вверх; б) вертикально вниз; в) горизонтально вправо; г) горизонтально влево,
  2. Тело начинает свободно падать вниз с высоты 50м. Чему будет равна скорость этого тела через 3с от начала движения? Сопротивление воздуха не учитывать.

а) 50м/с; б) 9,8м/с; в) 30м/с; г) 20м/с.