Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии
Статья «Формы и методы преподавания ОПБ.03 Иностранный язык по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование с учетом профессиональной направленности ОП СПО»(9 стр.), 2025г., Педагогический альманах, СМИ зарегистрировано в Роскомнадзоре, свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 75245
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.63 МБ | |
| 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОПБ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОП СПО
БОТАЛОВА НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) Колледж информатики и программирования
Аннотация: В статье подчеркивается важность изучения иностранных языков в профессиональной подготовке специалистов в сфере информационных систем и программирования. Особое внимание уделяется практическому применению делового языка, синхронизации личностных результатов с общими компетенциями и междисциплинарному подходу для повышения коммуникативной компетенции студентов в поликультурном обществе. Рассматривается установление междисциплинарных связей между образовательной дисциплиной «Иностранный язык» и профессиональными модулями специальности «Информационные системы и программирование». Описываются различные виды междисциплинарных заданий, такие как проекты и презентации, направленные на развитие навыков работы с иноязычными источниками. В статье также рассматриваются ключевые методы обучения, включая коммуникативный и проектный подходы, подчеркивающие значимость практики общения и преодоления языкового барьера, а также формирование критического мышления у студентов. Указывается на важность учета специфики профессиональной сферы в обучении иностранному языку в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, языковая компетенция, коммуникативные навыки, междисциплинарный подход, междисциплинарные связи, профессиональные модули, образовательные результаты, проектная деятельность, коммуникативный метод, проектный метод, профессионально ориентированное обучение, творческое мышление.
Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов самых разных профилей, и от качества их языковой подготовки во многом зависит успешное решение вопросов профессионального роста. Основной целью дисциплины «Иностранный язык» в профессиональном образовании является обучение практическому владению деловым языком для активного применения в профессиональной деятельности. Преподавание иностранного языка в Колледже информатики и программирования имеет профессиональную направленность с учетом специальности «Информационные системы и программирование. Изучив нормативные документы учебной дисциплины «Иностранный язык», можно рассмотреть синхронизацию личностных и метапредметных результатов с общими компетенциями в рамках общеобразовательной дисциплины.
Синхронизация происходит между общими компетенциями дисциплины ОК 02. «Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности», ОК.09 «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках» и личностными результатами учебной дисциплины «Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире», «Понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы; принятие цели совместной деятельности, организация и координирование действий по ее достижению», а также метапредметными результатами «Владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельное осуществление поиска, анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления», «Использование средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач». Синхронизация образовательных результатов видится в интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов, в обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения в период освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования. Междисциплинарный подход к отбору содержания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессиональной направленности можно рассмотреть на примерах, которые устанавливают межпредметные связи между общеобразовательной дисциплиной и общими компетенциями ОК.02 и ОК.09 учебной дисциплины «Иностранный язык».
Для установления междисциплинарных связей между общеобразовательной дисциплиной «Иностранный язык» и профессиональными модулями рассмотрим тему «Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи» из раздела «Иностранный язык для специальных целей» рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык». В рамках изучения этого раздела осваивается образовательный результат «Владение опытом практической деятельности в повседневной жизни: участие в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий». Для реализации этого предметного результата на уроках иностранного языка используются следующие междисциплинарные задания: разработка проекта «Современные компьютерные технологии в промышленности», создание презентаций на темы «Технологии в профессиональной деятельности» и «Компьютеры на производстве», составление профессионального словаря, защита докладов и рефератов, подготовка сообщений и практические занятия по работе с информацией. Применение данных заданий происходит в непрерывной связи с профессиональными модулями, такими как МДК.01.01 Разработка программных модулей, МДК.01.02 Поддержка и тестирование программных модулей, МДК.01.03 Разработка мобильных приложений и МДК.01.04 Системное программирование.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» также осуществляется с учетом профессиональной направленности образовательной программы. Рассмотрим объекты контроля с учетом профессиональных результатов ПК 2.1. «Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент», ПК 11.1. «Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных» и общие компетенции ОК.02 и ОК.09 учебной дисциплины «Иностранный язык». На занятиях используются средства контроля, такие как подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, устный опрос, письменный перевод текста, практические работы, ответы на вопросы, тестирование, разработка проектов и самостоятельная работа с источниками информации, включая интернет-ресурсы.
Формы работы на этом этапе включают: работу с текстами профессиональной направленности, составление словаря профессиональной лексики, защиту индивидуальных и групповых заданий, составление плана или конспекта, работу с таблицей и словарный диктант, а также творческие задания. Использование этих форм работы происходит в тесной связи с профессиональными компетенциями, такими как: обработка текстовой информации (ПК 11.1); составление плана или конспекта (ПК 2.1); обработка видео и аудиоинформации для творческих работ (ПК 11.1); сбор данных для рефератов, докладов и проектов (ПК 11.1); хранение, поиск и сортировка информации (ПК 11.1); словарная работа, диктант и знакомство с терминами (ПК 2.1); сочинение (ПК 2.1); творческие задания, такие как составить кроссворд или придумать рассказ (ПК 2.1).
Выбор методов обучения, используемых на уроках дисциплины «Иностранный язык», также осуществляется с учетом профессиональной направленности. Широко применяется грамматико-переводной метод, при котором процесс обучения состоит в последовательном изучении различных грамматических схем и пополнении словарного запаса. Этот метод включает задачи, такие как изучение грамматических правил, расширение словарного запаса профессиональной лексики, перевод текстов профессиональной направленности и работа со словарем.
Коммуникативный метод обучения является основным методом в изучении иностранного языка. В данной методике основное внимание уделяется практике общения и преодолению языкового барьера, с которым нередко сталкиваются многие обучающиеся. Коммуникативный метод предполагает, что каждое занятие делится на три фазы: на стадии вовлечения возникает тема для дискуссии, стадия изучения направлена на изучение нового, а на стадии использования обучающийся выполняет задания для закрепления изученного. Основными целями коммуникативного метода являются развитие коммуникативных компетенций и развитие всех четырех языковых навыков в связке: чтение, письмо, аудирование и говорение.
Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, используются такие формы урока, которые способствуют этому. Деловая игра позволяет воссоздать реальную обстановку, в которой обучающиеся выступают как носители конкретных социальных и профессиональных ролей; наличие ситуаций позволяет совмещать обучение иностранному языку с профессиональной деятельностью. Ролевая игра позволяет осуществить взаимодействие всех видов речевой деятельности при активном участии обучающихся в сюжетной импровизации. Урок-дискуссия включает обучающихся в значимые для них жизненные ситуации, вызывающие желание говорить и общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме. Творческий проект направлен на умение ставить цели, следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, а также взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Современный педагог должен владеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов и быть мотивированным на непрерывное профессиональное совершенствование. Одним из таких методов является проектный метод, который служит основой современных инновационных технологий и завоевывает всё большее признание. Проектный метод обучения направлен на развитие творческих и познавательных процессов, критического мышления и умения самостоятельно получать знания, а также применять их в практической деятельности и ориентироваться в информационном пространстве. Он способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.
Таким образом, целью проектного обучения является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно добывают знания из различных источников и учатся использовать эти знания для решения познавательных и практических задач. В настоящее время известны разные варианты разработки проектного метода обучения; наиболее приемлемым является вариант, состоящий из следующих этапов: разработка проектного задания, целеполагание, формирование творческих групп, разработка этапов, выделение тем и подтем проекта, разработка проекта, определение форм выражения итогов проектной деятельности, оформление результатов, презентация и рефлексия.
Отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования является учет специфики профессиональной сферы, её терминологии, лексических и грамматических особенностей, а также формата учебных текстов.
Выполнение указанных задач в рамках преподавания иностранного языка несет значительный вклад в подготовку молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности. Владение иностранным языком становится не просто формальностью, а важным требованием современного общества, что обуславливает его интеграцию в профессиональное образование. Использование разнообразных методов обучения, включая коммуникативный и проектный подходы, позволяет создать динамичную образовательную среду, в которой студенты активно развивают не только языковые навыки, но и критическое мышление. Практические задания и взаимодействие в ходе уроков формируют необходимую культурную осведомленность и готовность к работе в многонациональной среде. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку способствует не только самосознанию обучающихся, но и их успешной адаптации в будущем. Этот подход гарантирует, что выпускники не только осваивают язык как инструмент общения, но и применяют его в своей профессиональной деятельности, решая актуальные проблемы и участвуя в профессиональных дискуссиях.
Таким образом, уроки иностранного языка приобретают новые задачи и смыслы в контексте профессионального образования, становясь важным инструментом для формирования квалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в условиях глобализации и культурного разнообразия.
Литература:
1. Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.-192 с.
2. Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность.- Обнинск: Титул, 2010.– 464 с.
3. Методы изучения иностранного языка. Экскурс в методологию. (http://www.native-english.ru/articles/excursus)
Нормативные документы:
1. Образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена, специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование.
2. Образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена, специальность 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
5. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.03 Иностранный язык 09.02.07 Информационные системы и программирование;
6. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
7, Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2021 г. № Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения».
8. ФОС по общеобразовательной учебной дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык 09.02.07 Информационные системы и программирование.
К
