Мои публикации
Страница содержит статьи по актуальным темам педагогики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.24 КБ | |
| 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях специальных дисциплин профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Formation of general and professional competencies in the classes of special disciplines by profession 43.01.09 Cook, pastry chef
Преподаватель специальных дисциплин Скрипник Татьяна Александровна
ГБПОУ РО «Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Teacher of special disciplines Skripnik Tatiana Alexandrovna
GBPOU RO "Oktyabrsky agrarian and technological college"
Одной из востребованных в регионе и в стране в целом является профессия «Повар, кондитер». Список объектов общественного питания постоянно расширяется, разнообразился ресторанный, придорожный бизнес, открывается большое количество точек общественного питания: кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии, бистро и т.д. Повсюду нужны квалифицированные специалисты своего дела, конкурентно-способные на современном рынке труда, отвечающие требованиям работодателей, быть мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть профессионально компетентными. Исходя из действующих ФГОС СПО «Повар, кондитер» должен обладать профессиональными соответствующими основным видам профессиональной организационные умения, умения планировать, проектировать, осуществлять контроль и самоконтроль. Данные компетенции должны быть сформированы в процессе обучения при условии включения студентов в соответствующий вид деятельности, что даст возможность исследовать уровни формирования компетенций.
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций. Общие и профессиональные компетенции формируются с дисциплин общеобразовательного цикла, затем при преподавании профессиональных дисциплин, профессиональных модулях и закрепляются на практиках студентов. Считаю важным, что на уроках профессионального цикла необходим личностно-ориентированный подход, потому что к нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою профессию еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий:
- правильно подобранных методов обучения, таких как:
- репродуктивных демонстрациях;
- проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
- имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
- материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар, кондитер».
Формированию общих и профессиональных компетенций способствуют как традиционные технологии и методы обучения, так и инновационные. исходя из этого, мной применяются в учебном процессе элементы различных технологий: дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности), личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии (применение учебных электронных ресурсов по профессии, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интегрированные уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения (исследовательские работы), здоровьесберегающие технологии, а также педагогику сотрудничества. Применение инновационных технологий в практике подготовке высококвалифицированного рабочего сферы общественного питания даст возможность формирования компетенций, требуемых работодателем и даст возможность выпускнику построить карьеру в будущем.
Список литературы:
1 ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1565 от 9 декабря 2016 г., зарегистрированного Министерством юстиции (per. № 44828 от 20 декабря 2016 г.)
2. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М., Андриянова Т. М. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г. И. Ибрагимова – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана Граф, 2005.
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Formation of professional competencies in the classroom of educational practice by profession 43.01.09 Cook, pastry chef, specialty 43.02.15 Cooking and confectionery
Скрипник Татьяна Александровна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РО «Октябрьский аграрно-технологический техникум», Ростовская область п. Качкан
Skripnik Tatiana Alexandrovna, teacher of special disciplines of the Oktyabrsky Agrarian and Technological College, Rostov region, Kachkan village
Аннотация: в данной статье проанализированы аспекты формирования профессиональных компетенций на занятиях учебной практики.
Abstract: this article analyzes the aspects of the formation of professional competencies in the classroom of educational practice.
Ключевые слова: учебная практика, профессиональные компетенции.
Key words: teaching practice, professional competence.
Формирование профессиональных компетенций осуществляется на протяжении всего процесса обучения: в период введения в профессию, в период овладения профессией, а также на заключительном этапе обучения. Профессиональное обучение является планомерно организованной деятельностью преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов, направленной на овладение профессиональными умениями и навыками работы по специальности или профессии. Особое место в закреплении интереса к выбранной профессии/специальности, закреплении полученных теоретических знаний играет учебная практика на базе образовательного учреждения, в учебных лабораториях по профилю обучения.
Особенностью процесса учебной практики является возможность выделения в нем определенных периодов, каждый из которых характерен специфическими педагогическими средствами его осуществления - формами, методами, средствами.
Мотивация к обучению, эффективность занятий учебной практики во многом зависит от того, какие методы применяют преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения во время проведения учебных занятий, насколько обоснованно умеют они выбирать и применять их в учебном процессе. В результате трудовой деятельности обучающихся на уроке производится какой либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к обучающимся совершенно новые требования. Студенту не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, он должен его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания.
Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т. д.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся невозможно без с соблюдением следующих условий:
- правильно подобранных методов обучения, таких как:
- репродуктивных демонстрациях;
- проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
- имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», специальность «Поварское и кондитерское дело», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
- материально-технического обеспечения уроков учебной практики.
Применение дифференцированных заданий на уроках учебной практики реализует личностно-ориентированный подход к обучающимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего).
Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения.
В процессе занятий происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:
- профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
- профессиональной самостоятельности;
- профессиональной мобильности.
Основной формой организации учебной практики является занятие. Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход урока, разрабатывается его план, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и конкретизируется деятельность обучающихся на каждом этапе учебного занятия. Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Рассказывая и показывая, преподаватель учит студентов правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдать при этом правила техники безопасности, производственной санитарии, знакомит с новой техникой, прививает любовь к избранной профессии, специальности.
Итогом работы педагога является становление и закрепление профессионального интереса студента, его подготовка к более сложной задаче- прохождению практики на производстве. В дальнейшем, на производстве обучающиеся быстро ориентируются в производственной деятельности, владеют технологией приготовления блюд и изделий и могут самостоятельно выполнять не только технологические операции, но и технологический процесс в целом. На данном этапе можно сказать, что обучающиеся овладели видом профессиональной деятельности. Благодаря сформированным компетенциям обучающиеся проявляют свое творчество, воплощают идеи при оформлении блюд и изделий.
Список используемой литературы
1. БазаровТ.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций —БайденкоВ. Компетенции в профессиональном образовании
2. БезюлеваГ.В. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека ГайнеевЭ.Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. — №8. — 2013. — С.44.
3. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия //Вестник Томского государственного педагогического университет. —Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sinncom.ru/conten (дата обращения - 14.03.2023 г.)
4.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Беспалько В.П. Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – М , Педагогика, 1989 г – 190 с.
6.Баев С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / Баев С.Я. - СПб.: Лань, 2008. - 208с.
7.Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб .завед., И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.
8.Железнякова О.М. Профессиональное обучение: технологический аспект / Железнякова О.М. Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 664 с.
9. Кларин М.В. Педагогическая технология / Кларин М.В. Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.
10. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004 год.
