Методическая работа
В данном разделе можно найти материал, который могут использовать педагоги в своей работе с детьми и для самообразования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.63 КБ | |
| 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование бесед «Разговоры о важном с дошкольниками» на 2024-2025 учебный год
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам Росси и Бурятии , годовщинам со дня рождения известных людей
Цель: Создание условий для формирования базовых ценностей Российского государства.
Задачи:
¬ укреплять традиционные духовно-нравственные ценности у детей дошкольного возраста;
¬ формировать любовь к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; ¬ развивать навыки совместной деятельности со сверстниками;
¬ повышать общую культуру дошкольников, углублять интерес к изучению и сохранению истории родного края, России.
Месяц | неделя | Праздник по календарю ФОП. Предполагаемая тема беседы | Ценность-доминанта | Смысловая нагрузка |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | День знаний 01.09 -«Хочу всѐ знать!» -«Знания-опора в жизни» | Знания | Ценность знаний, без которых невозможно сделать ни одно дело Знание приобретешь - не пропадешь. Источники знаний, передача знаний. |
2 неделя | День распространения грамотности 08.09 -«Книга источник знаний» | Знания, культура | Почему книга-это источник знаний.Чем книга отличается от других источников знаний. Бережное отношение к книге. (Рукотворные книги нашей группы, лечим книги) | |
3неделя | -«Улан-Удэ столица Бурятии (моей малой родины) -«Москва-столица нашей страны, нашей Родины» | Родина | -Любовь к малой Родине гордость за свою республику , ее достижения и героев. Приобщение к культурным ценностям, традициям родного края. (можно использовать видео, презентации о городе, слушание песни сл. Л.Михайлова «Мой Улан-Удэ» ) -Любовь к Родине, гордость за свою страну, приобщение к культурным ценностям, патриотизм Москва — всем городам мать. Все пути сходятся в Москве. Москва — столица нашей Родины, главный ее город. Москва, как и вся российская земля, начинается с Кремля. | |
4 неделя | День воспитателя и всех дошкольных работников 27.09 -«Что такое детский сад?» -«Кто работает в саду» | Труд, забота, сотрудничество | -Детский сад-второй дом. Люди, работающие в детском саду, их внимание, забота, помощь. Традиции, правила, нормы взаимоотношений. Уважение к труду взрослых. ( Можно презентацию с сотрудниками ДОУ в деятельности, неделя благодарности.) | |
ОКТЯБРЬ | 1 неделя | Международный день пожилых людей 01.10 «Наши любимые дедушки и бабушки» | Семья, забота | Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейных делах, воспитании детей); Семейные традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них ( выставка фото «Мои бабушки и дедушки») |
2 неделя | День защиты животных 04.10 «Братья наши меньшие» | Милосердие, добро | Мы несѐм ответственность за тех, кого приручили. Доброта – качество настоящего человека. Способность оказать помощь, поддержку, не пройти мимо того, кто в ней нуждается ( групповой проект « Мои питомцы» | |
3 неделя | День учителя 05.10 «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» | Знания, уважение | Где старшие дети получают знания, кто их учит. Традиции, правила, нормы взаимоотношений. Уважение к труду взрослых | |
4 неделя | День отца в РФ -3 воскресенье «Отечество от слова «отец» | Родина, человек | Отец-гражданин. Профессиональная деятельность на благо страны, семьи. Роль отца в семье, семейные традиции. Влияние отца на воспитание детей. Папа-самый лучший друг. ( групповые развлечения с папами «Мой папа самый, самый…» | |
5 неделя | «С чего начинается Родина» | Родина, традиции | С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга (прослушиване песни «С чего начинается Родина» сл. М Матусов-ского) Малая Родина: родная природа, мой детский сад, друзья, культура и история родного края. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь еѐ - часть любви к Отчизне | |
НОЯБРЬ | 1 неделя | День народного единства 04.11 «Мы вместе» | Родина, дружба | День народного единства. Обретение иконы Казанской Божьей Матери. Объединение людей для защиты Руси от иноземных захватчиков. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. |
2 неделя | «С песней по жизни!» | Культура, музыка, красота | 95 лет (в августе было) со дня рождения российского композитора А.Н. Пахмутовой. Жизнь и творчество. Песни, знакомые всем. Творческий союз. Мои чувства, когда я слушаю песни А. Пахмутовой. | |
3 неделя | День Государственного герба РФ 30.11 «Герб России» | Государство, патриотизм, гордость | Официальная символика РФ: герб,флаг, гимн. Какие символы России можно ещё считать (неофициальные ; матрёшка, берёза, самовар, балалайка). Правила обращения с государственными символами. Рассмотреть карту РФ или глобус, дидактические игры с символикой | |
4 неделя | День матери в России последнее воскресенье -«Мама солнышко моё» -«Самое главное слово на земле» | Семья, любовь, нежность , забота | Мама — главное в жизни человека слово. С первых дней жизни рядом с ребѐнком всѐ время присутствует мама. Мать - хозяйка в доме, хранительница семейного очага.Мама всегда защищает своего ребѐнка, ей можно доверить любые секреты. От неѐ во многом зависит «погода в доме» Роль мамы в семье, семейные традиции, помощь и забота о маме. Влияние мамы на воспитание детей, семейные ценности (любовь, взаимопонимание, помощь, участие в семейных делах, воспитании детей); Праздники в группах для мам | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Международный день инвалидов 03.12 «Человек с белой тростью» | Милосердие, жизнь, добро | Чувство сострадания к людям с инвалидностью, возможность поставить себя на их место. Желание помочь. Проявление чувства удивления, восхищения и гордости за мужество, умения и подвиги инвалидов |
2 неделя | День добровольца (волонтера) в РФ 05.12 «Волонтѐры России-«Мы вместе!» | Милосердие, отзывчивость, сострадание | Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как добровольная безвозмездная помощь нуждающимся в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества, присущие добровольцам: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям? | |
3 неделя | -Международный день художника 08.12 «… обязательно картина называется портрет» | Исскуство, культура | Художники это кто. Картины русских и бурятских художников. Что рисуют художники и какие бывают картины (виды картин) 225 лет со дня рождения русского художника К.П. Брюллова К. Брюллов писал очень много портретов. Люди на портретах Брюллова. Что можно увидеть, сказать о человеке, изображенном на портрете. Какие краски использовал художник, фон, позы людей. Как мы можем догадаться о роде занятий человека, изображенного на портрете. На что мы обращаем внимание, когда смотрим на портрет. Если бы ты был художником-портретистом, кого бы из своих близких или знакомых ты хотел бы изобразить. В какой позе, в каком окружении и почему. Каких ещѐ художников мы знаем. Почему наша картинная галерея носит имя А.Дейнеки. | |
4 неделя | -День героев Отечества 09.12 « Герои Отечества » -День Конституции РФ 12.12 «Главный закон страны – Конституция России» | Человек, Родина Родина, закон, справедливость , общество | -Историческая память, связь поколений. Великие полководцы, под командованием которых Россия одерживала победы , герои ВОВ и современные герои , которые защищают нашу Родину ( примеры для детей возможны из числа родителей СВО) -Конституция Российской Федерации - главный закон государства. Что такое закон, права и обязанности гражданина , почему их нужно соблюдать и выполнять. Права ребѐнка в России. | |
5 неделя | Новый год «Народные праздники России» | Россия, традиции, культура | Новый год —семейный праздник. Традиции встречи Нового года: украшение ѐлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чѐм люди разных времѐн мечтали в Новый год. Рождество. Колядки. (адвент календарь) | |
ЯНВАРЬ | 2 неделя | «Коляда, коляда..» | Народные традиции, гулянья, фольклор | Интерес к народным праздникам; Знакомство с колядками, обрядом колядования на Руси Фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты; Создать хорошее настроение; воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма |
3 неделя | Зимние народные игры и развлечения России и Бурятии «Зима прекрасна» | Россия, малая Родина, традиции, культура | Знакомство с зимними русскими народными играми и играми Бурятии и народов, живущих в РБ. Семейные и народные традиции, культурное наследие | |
4 неделя | -День снятия блокады Ленинграда 27.01.26. «Блокадный хлеб» -День освобождения Освенцима 27.01 «Это Нужно помнить!» День памяти жертв Холокоста 27.01 « Мы скорбим всей страной» | Родина, человек, скорбь, сострадание, память | Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба, голод... Как жили и о чѐм мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Освобождение Ленинграда от фашистской блокады. (мини проект в группе « Блокадный хлеб» -Стремление противостоять жестокости и насилию, помня о жертвах ВОВ. Толерантное отношение к людям разной национальности, расы, культуры | |
1 неделя | День разгрома фашист.войск в Сталинградской битве 02.02. 43 «Город воинской славы» | Родина, воин, подвиг | День освобождения города Сталинграда. Знакомство с историческими фактами военных лет. Представления детей о событиях Великой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение к героическому прошлому нашей страны. Как увековечить память о героическом прошлом своего народа. | |
2 неделя | День российской науки 08.02 «Эврика» – открытия, которые изменили жизнь» | знания | Представления детей о изобретениях русских учѐных, изобретателей. Поддерживать познавательную активность детей . (Детское экспериментирование в группе) | |
ФЕВРАЛЬ | 3 неделя | -Праздник Белого месяца –Сагаалган -Международный день родного языка 21 .02 «Без языка и колокол нем!» | Малая Родина, национальный праздник, родной язык | -Представления о национальном бурятском празднике – Сагаалган. Знакомство с традициями бурятского народа, элементами костюмов, бурятской кухни; мероприятия, проводимые на празднике Сагаалган; Уважение к традициям и обычаям бурятского народа и родного края, поддерживать интерес к истории бурят. -«Каждый язык прекрасен, он по-разному звучит и для каждого народа он лучший». Международный день родного языка. Человек уже при рождении с первой минуты слышит звуки своего родного языка. Каждое слово родного языка отражает состояние души. Без языка нет нации. Язык хранит память о том, как жил его народ и когда-то давно и фиксирует все изменения, которые происходят в жизни его носителей Язык помогает понять чувства и характер народа. С помощью языка происходит формирование человека, его познание окружающей среды и культурного наследия своей страны. «Говорить на чужом — можно научится, а свой должен оставаться единственным» ( групповой проект «Мой родной язык…..» , каждый ребйнок может представить свой язык) |
4 неделя | День защитника Отечества 23.02 «Профессия – Родину защищать!» | Отчизна, Отечество, Родина подвиги | Защитники Отечества прежде и в наши дни: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Связь поколений-патриотизм-главное качество российских народов. Особенно в наше время защитниками могут и папы и мамы (СВО) (Оформление поздравлений в группе) | |
МАРТ | 1 неделя | Международный женский день «О мамах и бабушках, родных и очень важных» | Семья, любовь, добро | Международный женский день. Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Почему каждый ребёнок любит маму; маму беречь, уважать, помогать ей. Женщины, прославившие Россию: В. Терешкова, А. Пахмутова, Л. Зыкина. Семейные традиции. (Праздник для мама, поздравления) |
2 неделя | «АзБуки» | Знания, культура | 450 лет со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Федорова (1574). Почему азбука носит такое название. «Первое письмо» в сказках Киплинга (чтение сказки) (создание мини книжек) | |
3 неделя | День воссоединения Крыма с Россией 18.03 «Широка страна моя родная» | Родина, патриотизм | День воссоединения Крыма- новый исторический факт РФ, формировать представления об историческом значении воссоединения России и Республики Крым. Расширять представления об истории Крыма как части российской территории; формировать гражданскую позицию дошкольников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией; развивать познавательный интерес; воспитывать гордость за свое Отечество, чувство патриотизма. | |
4 неделя | Всемирный день театра 27.03. «Театр – это маленькая жизнь» | Культура, искусство | День театра. Для чего мы ходим в театр. Какие театры знаете в Улан-Удэ, кто был в театре. Театральные профессии. Как подарить людям радость. Первые театры в России. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. (презентация «Театры Улан-Удэ», фото детей при посещении театра. Инсценировки сказок с участием детей или показы в разных видах тетра) | |
АПРЕЛЬ | 1 неделя | 1 апреля День смеха «Если хочешь быть здоров - улыбайся» | Эмоции, радость, юмор | Смех и радость, как составляющие здоровья. Влияние настроения на здоровье. Как поднять настроение себе и окружающим. оставить детям радость от участия в конкурсах, розыгрышах и забавах. Чувство юмора, шутка должна веселить и радовать, но не обижать. (развлечение для детей) |
2 неделя | Международный день детской книги 02.04 «Моя любимая книжка» | Знания. | Правильное отношение к книге, как к объекту получения знаний и удовольствия и бережное обращение с ней. Развивать интерес к художественной литературе, желание слушать чтение (ремонт книг в группе ) | |
3 неделя | День космонавтики 12.04 «Если очень захочу, даже в космос полечу» | Страна, космос, гордость | Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. Белка и Стрелк. «Он сказал: Поехали!...» — первый полѐт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза (Оформление среды в группе, выставка поделок) | |
4 неделя | Всемирный день Земли 22.04 «Земля – наш общий дом» | Природа, ответственность, красота | Понимание того, что природа – наш общий дом. Уточнять и обобщать знания детей о объектах живой и неживой природы планеты Земля и родного края (Чтение, просмотр А. Экзюпери «Маленький принц» -Мы в ответе за свою планету) | |
МАЙ | 1 неделя | Праздник весны и труда 01.05 | Праздник, весна, природа, труда | Традиции празднования 1мая, воспоминания старшего поколения. Пробуждение всего живого весной. Трудовые десанты. Каждый труд заслуживает уважения. Культура труда как осознанное вовлечение в социально-полезную деятельность, радость от совместной трудовой деятельности, понимание личного вклада в общий результат. Символ мира-голубь (Изготовление белых голубей ) |
2 неделя | День Победы 9 мая «Подвиг жив, пока жива память о нѐм» | Победа, подвиг, мир, страна, народ | День Победы. Радость со слезами на глазах. Чтим память. Парад на Красной площади . Бессмертный полк. Патриотические чувства. Представления о ВОВ, о защитниках Отечества (в доступной форме для детей). Уважение к ветиранам Поисковая деятельность в рамках исторического прошлого семьи. В группах поздравительное оформление, макеты, выставки фото ветеранов , бесмертного полка, детей войны из числа близких родственников) | |
Международный День семьи 15.05 «Моя семья – моя крепость» | Семья, родные, | Семья — дружный любящий друг друга коллектив, люди которые живут вместе, любят и заботятся друг о Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Поколения в семье. Представлений детей о родственных отношениях внутри семьи | ||
3 неделя | День детских общественных организаций 19.05 | Пионеры, коллектив, страна | Осознанние патриотической позиции по отношению к истории своей страны и позитивного отношения к здоровому образу жизни. Знакомство с историей организаций пионерии; кто такие октябрята соревновательные качества, чувств взаимовыручки, поддержки; Воспитывать чувство патриотизма и уважения к старшему поколению. | |
4 неделя | День славянской письменности и культуры 24.05 «Из прошлого в будущее» | Знания, Культура, история | День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык. Кирилл на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему. Разработанная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. | |
ИЮНЬ | 1 неделя | День защиты детей 01.06 «Без друзей меня чуть-чуть» | В каком мире мы живѐм. У каждого есть мечты и таланты. Как можно реализовать свои таланты и способности, Все взрослые хотят, чтобы дети были счастливыми. А что такое счастье? Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться или сделать кого то счастливым и как? Можно ли прожить без друзей? (просмотр мультфильма или чтение « Крошка Енот», рисование на асфальте, развлечение) | |
2 неделя | День русского языка 06.06 «Пушкинский день» | Русская культура и язык, фольклор | Знакомство и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному языку; Пушкин и его сказки. Воспитывать устойчивую потребность в слушание сказок, понимать заложенный смысл в сказку; воспитание бережного и уважительного отношения к книге; формировать дружеские взаимоотношения между детьми; | |
3 неделя | День России 12 .06 «Россия -родина моя» | Родина, патриотизм, | Чувство патриотизма и любви к своей Родине; интерес и желание, как можно больше знать о России и Бурятии, гербах, флагах и гимнах РФ и РБ, их значение в современной жизни. Уважительное отношение к государственным символам. Крупные российские города и реки; названия народных промыслов. Города, достопримечательности | |
4 неделя | День памяти и скорби 22.06 «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» | Память, страна , героизм | 80 лет назад 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Этот день напоминает нам о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений, погибших детей. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы наше Отечество. Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз-нашу страну. Воспитывать в детях чувство долга, ответственности, гордости, уважения и любви к своей Родине, к своему Отечеству; уважение к героизму русских солдат, отдавших свои жизни при освобождении от врага. (просмотр презентаций о ВОВ, слушание «Священная война» муз Александрова, сл Лебедева-Кумача) | |
ИЮЛЬ | 1 неделя | День семьи, любви и верности 08.07 «У каждого в мире пусть будет семья»
| дом, семья, родословная | Знания о ценностях семьи и семейных традициях, ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества. В семье царит любовь, уважение, забота, взаимовыручка. С близкими можно делиться секретами, радостью и печалью, семья это то место и люди, которые всегда поймут, поддержат и помогут. Самые близкие люди-члены семьи. Современный День семьи, любви и верности приурочен к отмечающему на Руси дню памяти Петра и Февронии Муромских. Эти святые являются покровителями брака и супружеской любви. Их союз выдержал не мало испытаний судьбы и стал воплощением любви и искренности, уважения и преданности друг другу. Символ праздника -ромашка ( семейные фото детей для создания альбома, выставки, совместное рассматривание и обсуждение, детские рассказы о своей семье) |
2 неделя | День российской почты (второе воскресенье июля) | Общение, мир, страна | Представление о труде работников почты, о важности и необходимости их труда. Что такое почта, посылка, открытка, письмо, телеграмма-для чего это нужно. Услугами почты пользовались когда не было мобильных телефонов и интернета (напишем письмо маме или др.члену семьи по выбору, оформить конверт и рисунок или текст и тд) | |
3 неделя | Международный день дружбы30.07 «Дружба начинается с улыбки». | Забота, взаимовыручка, люди | Представления о доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у детей. Кто такой друг, кого можно считать другом, может ли друг обижать, можно ли друга простить и тд. (Слушание песенок о дружбе, просмотр мультф. «Кот Леопольд» Пословицы и поговорки о дружбе) | |
1 неделя | День физкультурника 12.08 «Чтоб здоровым быть всегда Физкультура всем нужна» | Здоровье, сила | Интерес к физической культуре и спорту и здоровому образу жизни. Виды летних спортивных игр и соревнований. Народные игры , сурхарбан | |
2 неделя | День государственного флага РФ 22.08 «Под российским нашим флагом мы огромная семья!» | Страна, единство , патриотизм | Есть праздники, которые мы отмечаем всей страной. Есть праздники довольно старые, такие как Новый год ,а есть довольно новые, но очень важные для нашей страны, для каждого из нас.– День Государственного флага РФ. Официального толкования цветов российского флага не существует. Однако принято считать, что белый цвет символизирует благородство, синий - верность и честь, красный цвет – мужество. | |
3 неделя | День российского кино 27.08 «Волшебный мир кино» | Приобщение детей к миру кинематографии .Разнообразные профессии киноиндустрии. Как создаются фильмы и какие специалисты трудятся над их производством. Роль кинематографа в жизни людей. Чем отличается мультфильм от фильма. (театрализованная деятельность с детьми) |
Предварительный просмотр:
Программа «Детство без жестокости и слёз» по профилактике жестокого обращения с детьми.
Пояснительная записка
Ребенок – неповторимая и яркая индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Нарушение прав детей проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует отметить, что, антигуманные отношения, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к нему со стороны родителей, лиц их замещающих, или других взрослых. В результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка, или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие, которое может выражаться в унижении достоинства, ограничении доступа к продуктам питания, одежде, социальным услугам, игнорирование потребностей и интересов ребенка. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравмотических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в обучении, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления (ст. 19)
- «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что
- формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
- настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье. Данная программа направлена на работу со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Программа разработана на основе:
Международный уровень: Декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Федеральный уровень: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями) ; Семейный кодекс РФ ; Уголовный кодекс РФ
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 3-7 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Цели программы:
1.Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав детей в семье и образовательной организации.
2.Повышение правовой культуры родителей (законных представителей), педагогов и воспитанников.
3.Повышение педагогической компетенции родителей;
4.Формирование позитивных межличностных отношений в семье;
5. Организация своевременного выявления несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации;
Задачи программы:
1.Обозначить проблему жестокого обращения с детьми;
2.Создать условия для психолого-педагогической и правовой поддержки всех участников воспитательно – образовательных отношений; 3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, в детском саду; 4.Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов; 5.Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе.
6.Способствовать распространению лучшего опыта семейного воспитания.
Формы реализации программы:
Взаимодействие с семьёй: групповые и индивидуальные беседы, лектории, консультации, видеоролики, презентации, тестирование, наблюдение, диагностика, коррекция.
Работа с педагогическим коллективом: лекции, консультации по проблеме сопровождения семей (индивидуальные, групповые).
Работа с детьми: непрерывная образовательная деятельность, направленная на правовое просвещение детей дошкольного возраста.
Межведомственное взаимодействие: мероприятия программы проводятся в тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью, учреждениями, организациями, заинтересованными в данном вопросе. При необходимости ведется обмен информацией.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Реализация программы способствует:
воспитанникам:
-облегчению адаптации в группе сверстников;
-созданию безопасного пространства для общения, условий для самовыражения; ∙- повышению самооценки ребёнка, его статуса в детском коллективе, снижению тревожности, агрессии;
-повышению уверенности в своих силах, подготовки ребенка к новым социальным условиям – обучение в школе.
Педагогам:
-улучшению психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
-повышению самооценки педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
-формированию начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
-созданию в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.
Родителям:
-формированию компетентных знаний в области профилактики жестокого обращения с детьми;
-повышению родительской самооценку, уверенность, умение выражать свои чувства, эмоции и настроение словами;
-созданию условий для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Рабочий план реализации программы
Направление деятельности | Содержание |
1.Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов | составление социального паспорта детского сада. |
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка | защита прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различных инстанциях: педсовет, совет по профилактике, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и т.д. |
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности ребенка | выявление неблагополучных семей; создание банка данных по неблагополучным, неполным семьям, опекунским семьям, малоимущим семьям, многодетным семьям и т.д. работа с данными категориями семей; |
4. Социально – педагогическое консультирование | организация и проведение индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование родителей, педагогов по разрешению социально-педагогических проблем; |
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | сбор и анализ данных о детях с отклоняющимся поведением профилактическая и коррекционная работа с семьями и детьми, состоящими на различных видах учета: организация профилактической работы с семьями и детьми «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности родителей с целью профилактики отклоняющегося поведения (проведение лекций по уголовной и административной ответственности для обучающихся, выступление на родительских собраниях) |
6. Поддержка социальной деятельности детей. | – участие в благотворительные мероприятия; |
7. Организационно -методическая деятельность | анализ и обобщение социально-педагогической деятельности; принятие участия в педсоветах, семинарах, совещаниях, конференциях по социально-педагогическим проблемам. |
Профилактическая работа с детьми.
Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором развития.
Ребёнок с момента рождения наделён правами. Важно, чтобы маленькие граждане не оставались в неведении относительно своих прав и свобод.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям нужно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Игры и упражнения, которые были подобраны, способствуют развитию личностных новообразований дошкольников, уважению к достоинству и личностным правам, как самого ребёнка, так и других детей.
- правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия). Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям, является правовое воспитание.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Содержание программы с кратким описанием форм и методов работы с воспитанниками ДОУ
№ | Содержание работы | Формы и методы | Оснащение |
1. 2. 3. 4. 5. | Диагностика Цели: – изучение структуры семьи, особенности взаимоотношений между членами семьи (семья глазами ребенка) – изучение самооценки дошкольника – оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и о своем месте в системе социальных взаимодействий Задачи: – подготовить методический материал – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. Оформление личных дел воспитанников учетных категорий Цель: Создание банка данных, необходимых для взаимодействия с межведомственными субъектами профилактики детского и семейного неблагополучия. Цикл занятий Знакомство дошкольников с их правами Цель: – правовое просвещение дошкольников – способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний. Задачи: дать детям элементарные знания и представления о правах. Цикл профилактических бесед Цель: познакомить детей с международными документами о правах ребенка. Показать значимость документа. Дать представление о значимости их прав. Задачи: Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Цикл профилактических игр Цель: воспитать целеустремленность, чувство ответственности, умение стоять перед асоциальными проявлениями. Задача: ознакомить детей с правилами поведения в различных ситуациях | Диагностика групповая и индивидуальная – Групповая и индивидуальная Словесные, игровые. Групповая и индивидуальная Словесные, игровые. Групповые игры, игры – тренинги Правовая викторина. | Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Адаптированная методика В.Г. Щур «Лесенка» Методика СОМОР Интервьюирование детей «За что вас родители хвалят и наказывают»
Оформление личного дела на семью и ребенка Наглядное пособие «Права ребенка» Учебно- методическое пособие «Маленьким детям – большие права» (Л.К.Мячина) Программа по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я-ТЫ-МЫ» (О.Л.Князева) Методическое пособие по Л.К. Мячиной «Конвенция о правах ребенка», «Правила на всю жизнь», «Достоинство» Беседы «Как ребятам не попасть злому волку прямо в пасть?» «Какую ошибку совершила красная шапочка?» «Чтобы не было беды» «Что делать если…?» «Похитители и находчивые ребята» «На что я имею право?» «Мои права» |
Профилактическая работа с родителями
Одна из главных целей социального педагога дошкольного учреждения – создание социально – благополучной среды для каждого воспитанника, т.к. это способствует успешной социализации ребенка, развитию духовно богатой личности, это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьей. Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями. Работа с семьями начинается с информационно – аналитической деятельности – это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми. Возникает необходимость в тесном сотрудничестве с педагогом – психологом и другими специалистами ДОУ, так как для выявления реальных условий развития ребенка необходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинских карт, наблюдений, которые они проводят. Семьи, состоящие на профилактическом учете в КДНиЗП, требуют пристального внимания и систематического контроля. С целью восстановления семейного благополучия и профилактики безнадзорности и правонарушений, с родителями (законными представителями) ведется профилактическая работа. Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря родительской заботе. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учиться тому, как относиться к окружающим. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения и традиции. С целью оказания помощи семьям «группы риска», а так же повысить педагогическую компетентность, ответить на их самые главные вопросы, касающиеся воспитания, тем самым способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада, в нашем ДОУ создан семейный клуб «Гармония». Основные формы работы клуба: беседы, педагогические мастер-классы, консультирование, тренинги, круглые столы, деловые игры на различные темы.
Содержание программы с кратким описанием форм и методов работы с родителями воспитанников ДОУ
№ | Содержание работы | Формы и методы | Оснащение |
1. | Диагностика Цель: – выявление родителей, нарушающих права своих детей; – выявление трудностей воспитания. Задачи: получить более полную информацию об индивидуальных особенностях родителей. | Тестирование | Опросник родительского отношения А. Я. Варга, В.В. Столин. «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) |
2. | Организация семейного клуба «Мы вместе» Цель: – повысить педагогическую компетенцию родителей; – способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада. Задачи: приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. | Педагогические мастер-классы, семинар, консультирование, тренинги, круглые столы, деловые игры, мультимедийные презентации, викторины. | ИКТ, проектор, сенсорная доска, музыка. Темы семейного клуба «Семья вместе, так и душа на месте» «Как интересно провести досуг в кругу семьи» «Родитель – это звучит гордо» «Адаптация детей дошкольного возраста» «Как справляться с капризами ребенка» «Психологический комфорт в семье» |
3. | Привлечение сотрудников ОДН Свердловского района г. Перми на общие родительские собрания Цель: обобщить знания родителей о нормативно- правовых актах определяющих права ребенка Задача: пропаганда правового воспитания родителей и детей | Консультирование, мультимедийные презентации | ИКТ, проектор, сенсорная доска |
4. | Правовое просвещение родителей Цель: индивидуальное консультирование родителей Задача: построение конструктивного диалога с родителями воспитанников | Беседы, консультирование. | «Роль семьи в правовом воспитании ребенка» «Права, обязанности и функции родителей» «Защита прав и достоинств ребенка в семье» «Конвенция о правах ребенка» |
Профилактическая работа с педагогическим коллективом.
Течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога (воспитателя), его роли в образовательном процессе детей. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Содержание программы с кратким описанием форм и методов работы с педагогическим коллективом ДОУ
№ | Содержание работы | Формы и методы | Оснащение |
1. | Диагностика Цель: – выявление особенностей коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников. Задачи: рассмотреть разные подходы к понятию «взаимодействия воспитателя с ребенком» | Метод наблюдения, анкетирование, тестирование. | «Оценка социально-психологического, делового, творческого и нравственного климата в педагогическом коллективе» «Стиль педагогического общения» (Ю. Вьюнкова) «Взаимодействие воспитателя с детьми» (Шарипова Р.Р.) «Ваше отношение к окружающему миру» ИКТ, проектор |
2. | Правовое просвещение педагогов Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. Задачи: расширение знаний педагогов о содержании педагогов, регулирующих права ребенка. | Кроссворд, викторина Консультирование Педагогический совет Социально- правовой тренинг | «Права ребенка» «Выявление фактов жестокого обращения с детьми» «Алгоритм действий субъектов профилактики по выявлению фактов жестокого обращения с детьми» «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах» Деловая игра «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Права детей» «Конвенция о правах ребенка» |
3. | Профилактика профессионального выгорания Цель: – развитие эмоциональной устойчивости; – формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов. Задача: создание условий способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. | Мастер – класс Консультирование Мастер-класс | «Профессиональное выгорание педагога и его профилактика» «Как не сгореть на рабочем месте» «Основы и методы саморегуляции» |
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с родителями | |||
1. | Составление банка данных о семьях воспитанников, социального паспорта групп и ДОУ. | Август - Сентябрь | Ст. воспитатель и воспитатели |
2. | При приеме вновь поступивших детей в ДОУ:
| В течение года | Заведующий Медсестра |
3. | Выпуск буклетов для родителей:
| В течение года | Педагог-психолог, ст. воспитатель |
4. | Выставка рисунков в группах и на стенде: «Моя мама», «Наша дружная семья», «Любимые семейные праздники» | В течение года | Педагог-психолог, педагоги по кружковой работе |
5. | Вовлечение родителей воспитанников в совместную детско-родительскую проектную деятельность | В течение года | Воспитатели, педагог-психолог, |
Работа с педагогами | |||
1. | Инструктаж педагогических работников по охране детей, выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь Декабрь Май | Ст. воспитатели |
2. | Контроль воспитателя за состоянием здоровья воспитанников, его внешним видом, соответствием одежды сезону, выявлению признаков жестокого обращения с детьми | Постоянно в течение года | Воспитатели |
3. | Анкетирование педагогов «Стиль общения воспитателя с ребенком» | Декабрь | Педагог-психолог |
4. | Семинар-практикум «Дети и | Январь | Педагог-психолог |
Список литературы:
1.Семыкина Е.Ю. Социально-психологическая помощь населению: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск МаГУ, 2005. – 120с.
2.Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.);
3.Н. Я. Семаго. М. М. Семаго. Диагностический комплекс психолога. Методическое руководство. Москва 2007.
4.Л. К. Мячина, Л. М. Зотова. Учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2007г.
5.О. Л. Князева «Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я-ТЫ-МЫ» Москва 2005.
6.Микляева, Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей. / Н. В. Микляева. – М.: 2005. — 76с.
7.Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е. С. Евдокимова – М.: 2005. — 95с.
8.Бодалев, А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика./ А.А. Бодалев – СПб, 2002.
9.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями./ Т.Н. Доронова– М.: 2002. – 120с.
10.Козлова, А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации./ А.В. Козлова – М.: 2008. – 112с.
11.Меренков, А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. / А. В. Меренков. – Екатеринбург, 2005г.
12. Монина, Г. Б., Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. / Г. Б. Монина – СПб., 2007г.
13.Лютова, Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К. Лютова. – СПб, 2008.
14.Зверева, О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста./ О.Л.
Зверева – М., 2009г.
15.Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. / Н. В. Микляева – М.:2006
