Картотеки игр для педагогов!

Картотеки игр с детьми!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 182

_____________________________________________________________________________

664074,  г. Иркутск, ул. Игошина,  20А,   e-mail: detsad182@bk.ru  т. 43-15-70

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК

(для детей 3 – 8 лет)

                 

Наш детский сад.

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

(хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,

(пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать.

(руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать

(приседание)

И лепить, и рисовать,

(имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать.

(руки сложить "замком" перед собой)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

(после слов выполняют прыжки под музыку),

Ручками хлопают

(хлопки три раза),

Ножками топают

(топают три раза),

Глазками моргают

(ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают

(приседают, руки свободные).

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

Фрукты.

«Фрукты»

Будем мы варить компот. (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Овощи.

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                              

  ( «таскают»)

И картошки накопаем.                                  

  («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                            

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,                  

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                            

 («рвут»)

И вернемся по дорожке.                                

  (шаги на месте)

      *     *     *

Ах, какой же урожай, 

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. 

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, 

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. 

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, 

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. 

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, 

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. 

(руки развести в стороны, направив их движение к себе

Ягоды.

«За малиной».

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.                      

(дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.                              

(идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)

Солнышко высоко,            

(встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.            

(наклоняются и пытаются достать пол)

Сладкая ты моя,                  

(идут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка-малинка.

      *     *     *

«По ягоды».

Мы шли-шли-шли,

(маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много клюквы нашли.

(наклоняются, правой рукой достают носок левой  ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(опять идут по кругу)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

      *     *     *

«Один, два, три, четыре, пять»

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(ходьба на месте)

Грибы.

Утром дети в лес пошли        

(шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли            

(размеренное приседание),

Наклонялись, собирали          

(наклоны вперед),

По дороге растеряли              

(ритмичное разведение рук в стороны).

      *     *     *

Гриша шел-шел-шел,                      

 (шаги на месте)

Белый гриб нашел.

Раз — грибок,                                    

(наклоны вперед)

Два — грибок.

(наклоны вперед)

Три - грибок,

(наклоны вперед)

Положил их в кузовок.                      

(«кладут грибы»)

Деревья.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(широким жестом развести руки в стороны)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

Осень.

«Листочки».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

      *     *     *

Дождик осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)

      *     *     *

Дует ветер, дует, дует, задувает

(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает

(кружатся на месте) 

и летят листочки,

Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на мест , приседают).

Человек. Части тела.

«Попрыгай!» 

На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

      *     *     *

«О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая!

 (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая!

(показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою!

 (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая!

(обхватываем себя руками – “обнимаем”

Игрушки.

«Мишка»

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

      *     *     *

«Матрешки»

Хлопают в ладошки              

лопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.             

(повторить хлопки еще раз)                         

На ногах сапожки,                

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)

Топают матрешки.                

Влево, вправо наклонись,    

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.           

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,               

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.          

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых                  

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.                    

Ладушки, ладушки,                        

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.               

(хлопок по парте, повторить еще раз)

Посуда.

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю.

      *     *     *

Вот большой стеклянный чайник.

(дети надули животик)

Очень важный, как начальник.

(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки,

(присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

(легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

Продукты питания.

В магазин мы все ходили и продукты там купили:

(идут по кругу)

 Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(взмах руками влево, вправо)

 Все к обеду припасли,

(прямо, широко разводят руки)

 Чуть до дома донесли.

(приседают)

      *     *     *

Мы приходим в магазин, 

(ходьба на месте)

Без лукошек и корзин, 

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон, 

(загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец, 

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

 (рукопожатие)

Одежда. Головные уборы.

Вот заходит Мойдодыр, 

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир. 

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит 

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. 

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, 

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. 

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат 

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. 

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – 

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. 

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Обувь.

Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

      *     *     *

Мы на полки обувь ставим, 

(поднимают поочерёдно руки вверх)

А потом её считаем: 

(сгибают пальцы по порядку)

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать не гоже. 

(повороты головы в стороны)

Посчитай, скажи ответ,

(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)

Знаешь, сколько или нет? 

(спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)

Зима.

«Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.                  

(соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

      *     *     *

«Снеговик»

 Давай, дружок, смелей, дружок,                    

(Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком)

Кати по снегу свой снежок.                        

Он превратится в толстый ком,                    

(«Рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком.                       

(«Рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла!                               

(Широко улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла.                 

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка —                     

(Медленно приседают)

Увы! — и нет снеговика.                (Разводят руками, пожимают плечами)

Новогодний праздник.

Наша елка велика

(круговое движение руками),

Наша елка высока

(вставать на носочки),

Выше мамы, выше папы

(присесть и встать на носки),

Достает до потолка

(потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

(пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс

Зимующие птицы.

«Воробушки»

О чем поют воробушки

(шагать на месте)

В последний день зимы?

(руки в стороны на пояс)

— Мы выжили!

(хлопать в ладоши)

— Мы дожили!

(прыгать на месте)

— Мы живы! Живы мы!

(шагать на месте)

      *     *     *

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой

(встать)

Скачут весело вороны:

(попрыгать)

Кар-кар-кар!

(хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали,

(повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали:

(наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают

(махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают:

(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар!    (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)

Дикие животные.

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

      *     *     *

Импровизация движений в такт стихотворения. «Мишка».

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем.

      *     *     *

«Лоси»

На полянку вышли лоси      

скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты),

Дружная семья:                    

Папа лось идет с рогами,  

 (шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками;        

(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола

только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами    

(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками.        

(повторяют шаги лосенка)

      *     *     *

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень

Домашние животные.

«Котята»

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

«Киска»

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Мебель.

На кровати можно спать, 

(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять. 

(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить, 

(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать. 

(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, 

(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. 

(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас,

( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! 

(большие пальцы вверх)

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Самолеты»

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.      

      *     *     *

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход.

Раз – два, раз – два

Он назад шагнул сначала

Раз – два, раз – два

А потом шагнул вперед,

Раз – два, раз – два.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

      *     *     *

Праздник 23 февраля.

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

      *     *     *

«Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Домашние птицы.

«Петух»

Шел по берегу петух,

(высокий шаг, «крылья»)

Поскользнулся,

(«мельница»)

В речку - бух!

(наклоны)

Будет знать петух,

Что впредь

(грозят указательным пальцем правой руки)

Надо под ноги смотреть!

(то же левой рукой)

Ходит по двору индюк

(шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(потопать ногами)

Крыльями захлопал

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(руки на поясе)

Или медный самовар

(сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк)

Понесся стрелою.

(бег на месте)

      *     *     *

Весна. Мамин праздник.

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся

(тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

Нарядился

И пошел по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет!

(ходьба по-медвежьи.)

      *     *     *

Улыбаются все люди.  

Весна, весна, весна!                          

(дети говорят улыбаясь).   

Она везде, она повсюду!                 

(Красна, красна, красна - повороты).

По лугу, лесу и поляне.                     

(Идет, идет, идет – шагают на месте).   

На солнышке скорей погреться.     

(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором»). 

И в ручейке лесном задорном,       

(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами).   

И все живое сразу слышит.           (Весенний звон – 2 раза, хлопки).

Перелетные птицы.

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись на водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

      *     *     *

«Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

      *     *     *

Черный грач по полю ходит,

Важно ноги поднимая,

(идут, высоко поднимая колени)

По проталинкам шагает,

(и помахивая руками (крыльями).

Червячков в земле находит.

      *     *     *

«Гусь»

Гусь гуляет по дорожке,        

(ходьба вперевалку)

Гусь играет на гармошке        

(имитация игры на гармошке)

И гордится гармонист:            

(руки за спину, выпятить грудь)

«Га - Га - Га! Я - гармонист!»

(стучит ладошкой в грудь)

Зоопарк (Животные Севера. Животные жарких стран).

Мама-слониха топает тихо (шагают тихо), а слоненок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени). Топает, пляшет (пляшут вприсядку), хоботочком машет (машут рукой).

      *     *     *

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

      *     *     *

«Мартышки»

(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

«Слон»

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. 

(наклоны головы в стороны)

Головой своей кивает, 

(наклоны головы вперед)

Будто в гости приглашает. 

(голову прямо)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

(наклоны вперёд, назад)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(дети садятся

Космос. Части суток.

«Ракета».

А  сейчас  мы  с  вами,  дети,

Улетаем  на  ракете.

На  носки  приподнимись,

А  потом  руки  вниз.

Раз,  два,

(Стойка  на носках,  руки  вверх, ладоши  образуют «купол  ракеты»)

Три,  четыре –

(Основная  стойка)

Вот  летит  ракета  ввысь!

      *     *     *

Выбираем,    на  чем  летим? – На  ракете!

Одеваем  костюм  космонавта – скафандр,  проверяем  его  герметичность.  Готовим  ракету. Крылья  у  ракеты: руки  назад, соединяем  лопатки.  Считаем 1-2-3-4-5.

Полетели.  Считаем  звёзды: кисти  рук  в  виде  бинокля  прижимаем  к  глазам  и  поворачиваем  голову  налево,  направо.

Стало  холодно – надо  согреться: растираем  ладони  и  пальцы  рук,  хлопаем  в  ладоши  5-10  раз.  Полетели  обратно.  Для  расслабления  выполняем  диафрагмальное  дыхание  3-4  раза.  Прилетели  на  Землю,  снимаем  с  головы  скафандр,  костюм.

«Луна»

В небе плавает луна. 

(плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять 

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — 

(хлопки над головой)

И пониже перевесить. 

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем. 

(дети тихо садятся)

Профессии.

Я – шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

 Зашуршали у машины.                 (имитация  вождения автомобиля)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.                     ( подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.            (повороты, приставив ладони к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.                (шитьё, прибивание молотком, пляска)

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту.            ( руки в стороны, наклоны корпуса)

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс.    ( имитация шитья)

Я  - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.                        (плавные взмахи руками вверх-вниз)

      *     *     *

Мы в профессии играем, 

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, 

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. 

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец, 

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, 

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

Наша Родина – Россия.

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

      *     *     *

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два. 

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней, 

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней 

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной, 

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным, 

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной 

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть, 

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть. 

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям, 

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам. 

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Насекомые.

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели, Травушку покушали,

Тишину послушали,

(приседания)

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко,

(прыжки на месте)

Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж

(вращательные движения руками перед собой)

К облакам поднялись, И шасси убрались,

(поочередное поднимание колен)

Вот лес - мы тут Приготовим парашют,

(покачивания руками, разведенными в разные стороны)

Толчок, прыжок, Летим, дружок,

(прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились,

(приседание, руки в стороны)

      *     *     *

«Бабочки»

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри!

      *     *     *

Чок – чок, каблучок!

(потопать ногами)

В танце кружится сверчок.

(покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –

(движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает.

(покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки!

(похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Лето. Цветы.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

(бег)

      *     *     *

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

(дети садятся)

      *     *     *

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Логопедические игры на кухне с использованием подручных материалов»

Цель: знакомство родителей с логопедическими играми и упражнениями, направленными на профилактику речевых нарушений у детей.

Задачи:

- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка;

- привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речевых процессов ребенка.

Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно с ребенком надо разговаривать.

Теперь встает вопрос, когда же это делать?

Каждая мама придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.

Сегодня хотим вам рассказать про игры, которые можно играть на кухне.

Все игры  разделены  на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование правильной воздушной струи, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Игры :

• Представим ситуацию, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.

• Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки

• Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,

• Делать аппликации крупой на пластилине или клее,

• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

• Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки,

• Нанизывать макароны на шнурок и т. д.

• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: стакан муки, стакан соли, пол стакана воды (ее можно подкрасить, можно добавить пару капель подсолнечного масла. Лепите на здоровье!

Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.

Игры на развитие дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

• Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т. д.. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.

• В емкость наберем воду и дуем в трубочку, затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.

• Остудим чай, дуем на чай. Дома мы можем налить ребенку чай, и попросить его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.

• Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только со взрослыми.

• «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.

• «Ах,как пахнет» понюхать и угадать продукт

Игры на развитие фонематического слуха

Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом. А что же такое – фонематический слух и надо ли его развивать?

Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха.

• «Слушаем звуки»

Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д. Предъявляет сначала два звука, потом три и т. д. до 7-8 звуков. …

Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.

• «Звучащие баночки»«Что звучит?»«Найди пару».

Для этой игры понадобятся пластмассовые баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.

Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит. Определить одинаковые наполнители, составить пары. Ребенок выполняет действия, называет крупы.

• Включить запись звуков кухни. Детям нравятся современные гаджеты. Использование интернета в телефоне доставит много радости и большим и маленьким.

• «Повтори» Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши..

• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С] : салат, сырники, морс, суп). • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

- Кар-р-р-тофель или капусту?

- Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:

Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

А еще поиграйте так.

Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д. и наоборот: черничное варенье из чего?

Подборка игр на обогащение словарного запаса.

Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые»«сладкие»«кислые»«горькие»«холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду»«только овощи»«только фрукты»«только мебель» ( можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты»«только мясные продукты» и т. п.).

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

Подборка игр на развитие грамматического строя.

«Помощники»

Назови одним словом прибор, с помощью которого: варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире. Ребё нок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.

«Большой – маленький»

Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка и т. д.

«Великаны»

Нож- ножище, помидор – помидорище, батон - батонище.

«Готовим вместе»

Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных. - Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки, из риса и т. п. пюре из картошки, колеты из мяса; суп из курицы из грибов, из лука, из рыбы - и так далее. Из яблок получается яблочный сок, из груш, из свеклы. Ребёнок образует относительные прилагательные.

 « «Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике?

Развитие связной речи

1. «Кухонные сказки». Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например: про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.). Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Ребёнок рассказывает сказочную историю.

Развитие артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями! Нам на помощь приходят хлебные палочки, баранки, чупа-чупсы, конфеты- червячки, варенье, дольки апельсинов и яблок, палочки корицы, сок с пипеткой.

1. Высунь язык и продержи на нем конфету.

2. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу и т. д.

3. Упражнения с тарелкой, намазанной сладким угощением и многие другие.

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне, да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

 

 

 

Проверьте, не делаете ли вы эти



Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 182

    Нейрогимнастика для дошкольников                               (рекомендации для родителей)

 Подготовила: учитель-дефектолог Дуринова Е.А

1. «Колечко»

Цель: развитие мелкой моторики, координации пальцев, межполушарного взаимодействия.
Как выполнять:

  • Последовательно соединяйте большой палец с другими пальцами (указательный → средний → безымянный → мизинец).
  • Сначала — каждой рукой отдельно, затем — двумя руками одновременно.
  • Повторите в обратном порядке (от мизинца к указательному).
    Рекомендации:
  • Начните в медленном темпе, добиваясь точности движений.
  • Постепенно увеличивайте скорость.
  • Следите, чтобы пальцы не «пропускались» и не сбивался порядок.

2. «Кулак — ребро — ладонь»

Цель: тренировка переключаемости движений, памяти, координации.
Как выполнять:

  1. Ладонь выпрямлена.
  2. Сжимается в кулак.
  3. Ставится ребром (на боковой край).
  4. Возвращается в исходное положение (ладонь).
  • Повторяйте цикл 5–10 раз.
  • Сначала — одной рукой, потом — двумя одновременно.
    Рекомендации:
  • Четко выдерживайте последовательность.
  • Если сложно, проговаривайте названия движений вслух.

3. «Заяц — коза — вилка»

Цель: развитие точности пальцевых позиций, памяти, внимания.
Как выполнять:

  • Заяц: указательный и средний пальцы вытянуты вверх; мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем.
  • Коза: указательный и мизинец выпрямлены; средний и безымянный прижаты к ладони.
  • Вилка: указательный, средний и безымянный вытянуты вверх, расставлены; большой прижимает мизинец.
  • Переключайтесь между позициями плавно, по очереди.
    Рекомендации:
  • Сначала разучите каждую позицию отдельно.
  • Затем соединяйте в цепочку: заяц → коза → вилка → заяц и т. д.

4. «Лезгинка»

Цель: координация двух рук, синхронность, скорость реакции.
Как выполнять:

  • Левая рука: кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе.
  • Правая рука: прямая ладонь горизонтально касается мизинца левой.
  • Одновременно смените позиции: правая — в кулак, левая — в ладонь.
  • Повторите 6–8 раз.
    Рекомендации:
  • Движения должны быть синхронными.
  • Увеличивайте темп постепенно.

5. «Ухо — нос»

Цель: переключение внимания, координация, ловкость.
Как выполнять:

  • Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой — за противоположное ухо (правое).
  • Отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши.
  • Поменяйте руки: правая — на нос, левая — на ухо.
  • Повторите 5–7 раз.
    Рекомендации:
  • Сначала выполняйте медленно, затем ускоряйтесь.
  • Хлопок — маркер смены позиции.

6. «Перекрестные шаги»

Цель: интеграция полушарий, координация «рука-нога», ощущение тела в пространстве.
Как выполнять:

  • При ходьбе: правая ладонь касается левого колена, левая — правого.
  • Затем: правый локоть к левому колену, левый локоть к правому.
  • Двигайтесь в ритме шага.
    Рекомендации:
  • Держите спину прямо.
  • Начните с медленного темпа, затем ускорьтесь.

7. «Зеркало»

Цель: подражание, зрительно-моторная координация, внимание.
Как выполнять:

  • Взрослый делает движения (руки, ноги, голова, язык).
  • Ребенок повторяет как «отражение».
  • Можно меняться ролями.
    Рекомендации:
  • Начинайте с простых движений, затем усложняйте.
  • Добавляйте паузы, неожиданные смены действий.

Пальчиковые игры со стихами

Цель: синхронизация речи и движений, развитие мелкой моторики, память.
Примеры:

  1. «Мальчику Мишке…»

Мальчику Мишке купили штанишки        (соединить все пальцы правой руки по очереди с    

                                                                                   большим)

Эти штанишки нравятся Мишке.               (соединить все пальцы левой руки по очереди с  

                                                                                 большим)

Мишка штанишками очень гордится,       (соединить все пальцы правой руки по очереди с

                                                                                  большим)

Смотрит на них, и запачкать боится.         (соединить все пальцы левой руки по очереди с

                                                                                 большим)

  1. «Ввысь взлетает самолет…»

Ввысь взлетает самолет, пассажиров он везет.                                   

В небе он парит как птица, долетит и приземлится

  • Последовательно соединяйте все пальцы с большим на обеих руках.
    Рекомендации:
  • Проговаривайте стихи в ритме движений.
  • Повторяйте 2–3 раза.

Дыхательные упражнения

Цель: регуляция дыхания, концентрация, расслабление.

  1. «Свеча»
  • Сидя, представьте большую свечу.
  • Глубокий вдох, затем одним выдохом «задуйте» свечу.
  • Затем представьте 5 маленьких свечек: выдох порциями.
  1. «Ныряльщик»
  • Стоя, глубокий вдох, зажмите нос пальцами.
  • Присядьте («нырните»), досчитайте до 5.
  • Выпрямитесь, отпустите нос, выдохните.
    Рекомендации:
  • Следите за плавностью вдохов и выдохов.
  • Не перенапрягайтесь.

Игры на переключение

Двойные рисунки

        Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

         

Общие рекомендации

  • Регулярность: 5–10 минут ежедневно.
  • Темп: начинайте медленно, постепенно ускоряйтесь.
  • Внимание: если ребенок сбивается, вернитесь к более простому варианту.
  • Мотивация: хвалите, играйте в паре, используйте соревновательный элемент.
  • Адаптация: упрощайте или усложняйте задания в зависимости от возраста и навыков ребенка.



Предварительный просмотр:

Сенсорные игры

для детей 5-6 лет

Материалы и оборудование для развития

формы и величины.

Цель: формировать умения различать и правильно называть форму предметов, определять их величину, развивать мелкую моторику.

Задачи: закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть и соотносить  предметы по форме и по величине, развивать внимание, ловкость рук, глазомер.

«Разноцветные шары»

На картинке изображены контуры разных по цвету шаров круглые и овальные, разложить круги и овалы, вырезанные из цветной бумаги, в соответствии с формой и цветом контура.

«Крышки»

Расставить крышки разного размера на разноцветные круги, подобрав нужные по диаметру; разложить по возрастанию (убыванию).

«Три медведя», «Матрешки»

Расставить по росту с описанием: большой, средний, маленький

Материалы и оборудование для развития

восприятия цвета.

Цель: формировать сенсорные эталоны цвета, учить узнавать, называть и соотносить основные цвета, их оттенки, развивать мелкую моторику.

«Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни цвета спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

«Разноцветные скрепки, бусины», «Разноцветная мозаика»

Собрать цепь по заданной схеме, соблюдая определенную цветовую гамму.

Материалы и оборудование для развития

ощущений.

Цель: развивать у детей тактильное восприятие, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику, обогащать словарный запас детей.

«Забавные шары»

В воздушные шары насыпьте такие наполнители, как гречка, горох, фасоль, пшено, мука. Каждого вида нужно сделать по 2 образца. Ребенок должен ощупывать и угадывать наполнитель, а также находить пару для каждого шарика-мешочка.

«Таиственный мешочек»

1.В мешочке разные предметы, например овощи, на ощупь определить, что это за предмет.

2. В мешочек кладем  два шара разного цвета, достаем один шарик, что осталось в мешке? Усложняем задачу, кладем три шарика в мешочек, достаем один, что осталось? И т. д.

«Таинственные мешочки»

В разные мешочки кладутся предметы из разных материалов (шерсть, дерево, стекло, железо, пластик, металл, перо, пух, кожа, резина, перо и т.д.). На ощупь определить из какого материала сделан предмет.

Материалы и оборудование для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.

Цельснять эмоциональное напряжение, укреплять психологическое здоровье, повысить работоспособность, позитивное настроение, избавить от негативных эмоций, формировать положительные отношения между детьми.

Материалы и оборудование для активизации

когнитивных процессов (мышления, внимания,

восприятия, памяти)

Цельразвивать  мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимание, зрительное восприятие, воображение.

«Счетные палочки»

Проявить смекалку и собрать определенную фигуру или передвинуть палочки, чтобы фигура поменялась на другую (составить два одинаковых треугольника из пяти палочек, составить четыре одинаковых треугольника из девяти палочек, составить дом, передвинуть палочки, чтобы дом смотрел в другую сторону и т. д.).

 «Посолим помидоры, сварим компот»

На картон, вырезанный в форме банок, различных по размеру, выкладывается заданное число помидоров или фруктов, разных по цвету (в трехлитровую банку пять желтых и три красных помидора, в двухлитровую четыре зеленых яблока и две желтые груши). Можно усложнить задачу: в одну банку положить семь яблок, а в другую груши, которых на три меньше, чем яблок.  

«Игры с прищепками»

На картоне вразброс нарисованы круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета и размера. Пристегнуть на край картона прищепки соответствующего цвета и количества (пять зеленых треугольников – пять зеленых прищепок и т.д.).

 «Умные мухоморы»

Двусторонние шляпки для мухоморов из картона и фломастеров. На одной стороне – изображение точек 1-10, на другой – арифметические примеры, без ответов. Ножки мухомора из картона с изображением цифр 1-10. Изготовление круглых двусторонних(красный, белый цвет) фишек, перекрывающих точки на шляпах мухоморов.

1 Дидактическая игра «Подбери ножку к шляпке мухомора».

 Цель: Стимулировать развитие мышления детей через активизацию счётной деятельности.

Ход игры: Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т.е. подобрать ножку к шляпке гриба. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

2 Дидактическая игра «Реши задачку».

 Цель: способствовать развитию у детей аналитико-синтезирующей мыслительной деятельности путём решения арифметических задач.

Ход игры: Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т.е. подобрать ножку к шляпке гриба. Для этого надо решить элементарные арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.

3 Дидактическая игра «Равно — неравно».

Цель: Развивать мышление детей путём установления равенств и неравенств.

Ход игры: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

Игра«Муха»
Квадрат бумаги с клетками 4Х4, поставить крышку в любой квадрат  (ориентировка на листе): от середины или любой клетки по указанию: вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.
Либо как вариант: по принципу графического диктанта, передвигать крышку по клеткам от заданной клетки: 1 клетка вниз, 2 вправо, 1 вверх и т.д. (в бланке клеток может быть больше)

 «Вышиваем числа»

Шнуровкой «написать» числа от 1 до 10, пристегнуть прищепки или положить столько звездочек, сколько означает число.

«Сколько в домике живет?»

В домиках из мягкого пазла посчитать фигурки и накрыть домик крышей, с соответствующей цифрой.

Материалы и оборудование для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

«Сенсорный куб»

Описание и характеристика:

Пособие представляет собой куб из пяти граней-решеток для раковины, соединенных при помощи шнурков, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер.

Подобных игр много, но этот вариант хорош тем, что здесь дети могут играть группой, то есть развивать диалогическую речь, коммуникативные способности: приучаются играть рядом, не мешая друг другу, при этом общаясь, наблюдая за действиями товарищей и подражая им.

Пособие  многофункциональное, предусматривающее различные дидактические игры и упражнения. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Куб также может быть демонстрационным.

Цель: развитие сенсорного восприятия, совершенствование мелкой моторики рук.

С помощью сенсорного куба ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер»«цвет»«форма»«величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.

Развивается логика, внимание, мелкая моторика, идет закрепление сенсорного опыта.

Происходит развитие тактильных ощущений, внимания, памяти, закрепления понятий: «длинный – короткий»«длиннее-короче»«узкий - широкий»- методом сравнения, приложения и наложения.

Совершенствуется слуховое восприятие. Развивается фонематический слух.

Игры для развития логического воображения; для умения анализировать, работать по схеме, для развития внимания, памяти, мышления.

Все игры способствуют развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Идет формирование волевых умений: не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата

Художественно-эстетическое развитие: развиваются творческая активность и воображение, зрительное и цветовое восприятие, закрепление понятий «вверх-вниз»«право-лево», ориентировка на поверхности и многое другое.

В данное время дети активное осваивают новые игры, которые позволят и дальше совершенствовать развитие их сенсомоторных качеств и умения работать по схеме.

      Физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.

Познавательное развитие: Сенсорный куб играет существенную роль в развитии восприятия, память, внимание; совершенствуется пространственное ориентирование.

Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь; совершенствуется диалогическая речь.

Социально-коммуникативное развитие: Дети растут активными, любознательными, приобретают опыт. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое получается и это осознание живет у них внутри.