Взаимодействие с коллегами

Клочкова Оксана Александровна

Предварительный просмотр:

Клочкова Оксана Александровна г. Когалым МАОУ «Средняя школа № 6»

Моделирование воспитательной работы в начальной школе

В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов, одним из важнейших направлений модернизации начального общего образования  является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка, его личностного самоопределения.

В нашей школе определён «портрет» выпускника начальной школы:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать свое мнение.

-        Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.

Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:

  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

Классному руководителю необходимо знать:

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
  • владеть современными технологиями воспитания.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.

В нашем учебном учреждении построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и реализацией воспитательной системы школы.

В своей работе я использую перспективное планирование, для этого разрабатываю программу воспитательной работы. Программа помогает систематизировать направления работы.

 Я являюсь классным руководителем 2 класса. Но я хочу рассказать, по какой программе была построена модель воспитательной работы с детьми, которых я выпустила в 5 класс в 2014 году.

Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • формирование здорового образа жизни школьника;
  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;

Ученик начальной школы проходит 4 ступени.

На 1-ом году обучения важным является освоение роли ученика, поэтому работа с классом условно представлена модулем «Я - ученик».

Затем, в 2-ом классе важным, на мой взгляд, является получение опыта сотрудничества в коллективе «Мы – класс».

В 3-ем классе расширяется спектр возможностей участия в жизни класса через участие в проектах, конкурсах. Модуль «Мы и мир добрых дел».

Накопив определенный опыт общения в классе необходимо научить взаимодействию с учащимися разного возраста. Этот 4–ый этап «Мы и школа». У каждого этапа есть своя цель и ряд специфических задач  и в соответствии с ними  разработала комплекс праздников, классных часов, бесед, экскурсий и других мероприятий.

         Одним из самых широких и ёмких в деятельности классного руководителя считаю направление «Семья». В семье растёт, формируется, воспитывается ученик. Я ставлю перед собой задачи:

 1. Изучение атмосферы, образа   жизни каждой семьи.

 2. Знакомство с  традициями и обычаями семьей моих учеников.  

 3. Создание условий для обмена опытом родителей   по воспитанию детей.

 4. Осуществление психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

 5. Вовлечение родителей в жизнь класса.

 6. Воспитание уважения к семье и семейным ценностям.

В выборе темы родительских собраний   стараюсь выбирать   интересные, глубоко волнующие проблемы, расширяющие педагогический кругозор родителей. Выбираю разнообразные нестандартные  формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, дискуссия, круглый стол. На каждом собрании нахожу место   для  минуток психологической разгрузки, побуждаю высказывать своё мнение, делиться опытом, участвовать в решении педагогических ситуаций.

         Родители являются моими единомышленниками и помощниками, активно поддерживают  в любых начинаниях: вместе с нами ходят в кино, на экскурсии, создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий, сохранения здоровья детей в школе, с энтузиазмом откликаются   на инициативы   о проведении праздников, спортивных мероприятий. Родители проявляют заинтересованность  не только в организации досуга детей, но и в создании в классе благоприятного психологического микроклимата. Проблемам общения детей, их взаимоотношений друг с другом, учителями   и родителями посвящается значительная часть  времени на родительских собраниях.  

 Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство   уважения к старшим, прочувствовать прелесть  семейных традиций и устоев помогаю детям в ходе проведения семейных праздников « День Матери», конкурсных семейных программ «Мама, папа, я», выставок творческих работ « Моя мама лучшая на свете», «Кем я горжусь». Историю своей семьи, её  традиции ребята изучают  при разработке проектов « Моя семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое древо».

В процессе воспитания проводятся  диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся. Динамика положительных результатов представлена на диаграммах.  

С введением ФГОС начального общего образования встала необходимость организации внеурочной деятельности детей, которая  является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

          На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появляется возможность выбрать себе интересное направление:

 1. Спортивно-оздоровительное

2.  Духовно-нравственное

3. Социальное

4. Общеинтеллектуальное

5. Общекультурное

Направления внеурочной деятельности:

Целевой установкой воспитательной модели класса является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью мною были разработаны программы внеурочной деятельности:

- «Умники и умницы»; (задания по развитию познавательных способностей) На занятиях  в увлекательной форме (путешествие, игра, опыт) развивается интерес к математике, воспитывается неординарная личность с нестандартным мышлением. Приоритетной целью данного курса является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений, что позволяет более эффективно подготовить детей к изучению систематического курса математики.

- «Школа юного краеведа «ЭКОклуб»» разработаны на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей.

Актуальность программы  заключается в том, что она составлена при наличии местного краеведческого материала. На конкретных примерах дети знакомятся с историей и традициями своих земляков, с особенностями культуры и быта людей разных национальностей, с растительным и животным миром.

Основными формами  этого курса являются: беседы, экскурсии, фотовыставки, посещение достопримечательностей города;

- Народное искусство и художественное творчество.

Хочу представить вашему вниманию маршрут индивидуального развития обучающихся 1 А класса Биргулиевой Сабины.

Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Очень важно о них знать учителю, чтобы ребёнок не был перегружен.

Маршрутный лист ученицы 1 «А» класса

Биргулиевой Сабины (2015/2016уч.г.)

                   День

                недели

Направления

внеурочной

деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Обще

интеллектуальное

Умники и умницы

11.30 – 12.10

Социальное

Классный час

12.30-13.05

Каб№207

Общекультурное

 

«Народное творчество»

11.30-12.10

«Ритмика»

Рук-ль

Зенина О.М.

11.30-12.10

«Хор»

Рук-ль Лащенко Т.В.

12.30-13.10

 

Духовно-нравственное

Школа юного краеведа

11.30-12.10

Спортивно-оздоровительное

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00.

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00.

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00.  

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00.

Дворец спорта «Гимнастика»

13.00

Итого

2

2

2

2

2

2

        У учителя есть электронный банк маршрутных листов, который можно корректировать в зависимости от текущих изменений. В начале учебного года учитель совместно с родителями,  помогает ребенку определить маршрут внеурочной деятельности, учитывая способности ребёнка и состояние здоровья. Благодаря тесному сотрудничеству с семьёй и педагогическим коллективом наши дети достаточно успешно выступают на школьных и городских конференциях проектов и исследований.

Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности, мною создан  маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать количество часов в неделю.

Если у обучающегося отсутствует выбор программы по какому-то направлению, то родителям даны рекомендации:

  • Социальное направление – семейное воспитание;
  • Общекультурное – посещение музеев, выставок, театров с последующим обсуждением в классе;
  • Спортивно – оздоровительное – велосипедные прогулки, посещение бассейна, семейный спортивный отдых.
  • Общеинтеллектуальное – домашнее и семейное чтение книг, энциклопедий, просмотр детских познавательных передач и фильмов, с последующим обсуждением в классе.

Контроль осуществляется путём бесед с ребёнком, наблюдений, ролевых игр с участием ребёнка.

Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное готовит учащегося уверенно смотреть в будущее и соответствует характеристикам «портрета» выпускника начальной школы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: