Технологические карты самостоятельного изучения материала учащимися

Яндышев Геннадий Иляевич

В старших классах учащиеся способны самостоятельно анализировать содержание материала, делать обобщение и выводы, работать как в группе/паре так и самостоятельно. Основная задача учителя обеспечить закрепление умения и навыков самостоятельного изучения материала по теме. Вспомогательной частью при решении этой задачи служат разработанные карты (алгоритм) самостоятельной работы учащихся, с указанными особенностями и рекомендациями по работе на данном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм самостоятельного изучения материала учащимися в 10 классе

по теме: «Естественный отбор и его формы».

Задачи самостоятельного изучения материала учащимися: 

- закрепить умения работать с теоретическим содержанием материала.

- закрепить умения  анализировать материал по блокам:

а) основная сущность биологического процесса «естественного отбора», его эволюционная роль в многообразии живых форм;

б) формы естественного отбора и значение для живой природы;

в) взаимодействие форм естественного отбора в процессе эволюции;

- закрепить умения анализировать и обобщать материал.

- закрепить навыки совместной работы в паре.

- закрепить навыки оформления работы.

- закрепить полученные знания, выполнив тематический контроль.

План изучения материала.

  1. Записать в классной тетради дату занятия и тему урока: «Естественный отбор и его формы»
  2. Прочитать содержание материала и грамотно оформить  в тетради выводы по разделам.
  1.  Движущие силы эволюции в природе.
  2.  Какой процесс обеспечивает «борьба за существование» и «естественный отбор».
  3.  Какие процессы в природе создают предпосылки для творческого действия естественного отбора.
  4.  В чем выражается «творческая роль» естественного отбора.
  5.  Какие формы естественного отбора  различают в науке.
  6.  Основные причины и последствия действия ведущих  форма естественного отбора.
  7.  Приведите примеры известных фактов действия данных форм отбора среди растений и животных.
  8.  Сформулируйте вывод на основе анализа материала «Естественный отбор и его формы».
  9.  Обозначить и записать  свое видение проблемы данного вопроса.
  1. Выполнить самостоятельно работу в форме вариативного тематического контроля.

Рекомендации и условия выполнения работы:

А) ограниченное время на выполнение работы  (по пунктам 1 и 2) до 30 мин.

Б)  работа в 2-х тетрадях: анализ содержания выполняется в классной рабочей тетради, тематический контроль – в тетради для проверочных работ.

В) работа проводится на первом этапе в паре, на  втором  этапе индивидуально.

Г) работая в паре быть внимательным к доводам и суждениям товарища, уметь аргументированно опровергать доводы и доказывать свои взгляды (особенно в части 2.9.).

Д) материалом для анализа служит содержание темы учебника.

Е) в части 2.7. необходимо привести яркие известные факты из жизни растении и животных, которые обеспечили их существование в настоящее время в природе.

Ж) время выполнения пункта 3 – 15 мин.

З) осуществлять контроль за выполнением работы учащимися и оказывать дозированную помощь.

И) вариативный материал тематического контроля раздается всем учащимся одновременно.

К) в случае, если работа выполнена учащимися класса быстрее, провести обобщение и дать возможность высказать свое видение проблемы 2-3 ученикам.

Л) вначале урока обозначить изучаемую проблему и  поставить задачу учащимся на урок.

М) подготовить вариативный тематический контроль по теме.