Раздел 4: ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Практические работы, особенности работы с оборудованием:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.75 КБ | |
| 23.2 КБ | |
| 20.61 КБ | |
| 15.86 КБ | |
| 47.5 КБ | |
| 18.89 КБ | |
| 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Документ-камера: виды, возможности использования в обучении
1. Русский язык, 2 класс «Мягкие и твердые согласные звуки»
Фрагмент 1:
IV. Первичное усвоение новых знаний (открытие новых знаний).
- Давайте разберемся, как выделить мягкие и твёрдые согласные в словах.
Учитель пишет в тетради под документ-камерой, дети смотрят на слайд.
- Выделим зеленым карандашом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, а синим – буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.
Слова: речка, ласточка, колесо, торты, ножницы, чаща, бойцы, карандаш, алфавит, грамотей, машина, щётка, учебник, звонишь.
Учитель выделяет буквы согласно заданию, комментируя свои действия. Дети отвечают на вопросы.
- Итак, мы с вами разобрали задание. Теперь вы сможете легко различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Это важное умение пригодится вам при чтении и письме.
Документ-камера позволяет учителю наглядно показать детям процесс выполнения задания, что упрощает восприятие материала и ускоряет усвоение знаний.
Фрагмент 2:
V. Первичная проверка понимания.
Учитель демонстрирует на экране слова: дерево, дуб, подруга, добрый, другой, одеяло, дежурный, дятел, доделать, дома, подошёл, подарок, водопровод, водитель, погода, задел, удивил.
- Ваша задача следующая: разделите слова на две группы. В первую группу запишите слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Во вторую группу запишите слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука. Работу выполняйте самостоятельно в своих тетрадях.
Дети выполняют задание, записывая слова в две колонки.
- Время вышло. Проверим вашу работу.
Учитель вызывает одного из учеников.
- Подойди к документ-камере и продемонстрируй классу своё решение.
Ученик кладёт тетрадь под документ-камеру, демонстрируя своё решение.
- Давайте проверим, согласны ли остальные с решением? Есть разногласия? Поднимите руку, если хотите поправить или добавить что-либо.
Ученики сверяются с ответами, учитель контролирует и корректирует, если необходимо.
Документ-камера позволяет наглядно и оперативно продемонстрировать выполнение задания отдельным учеником всему классу. Это делает коллективную проверку простой, быстрой и доступной для всех детей.
2. Математика, 3 класс, Свойства противоположных сторон прямоугольника.
Фрагмент 1:
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Сейчас мы познакомимся со свойством прямоугольников.
Учитель берёт линейку и чертит на бумаге прямоугольник под документ-камерой, выводя изображение на экран.
- Вот перед нами прямоугольник. Давайте измерим его верхнюю сторону. Сколько сантиметров получилось?
Учитель измеряет длину линии.
- Верхняя сторона равна 7 сантиметрам. Теперь давайте измерим нижнюю сторону, которая расположена напротив верхней. Её называют противоположной стороной. Равна ли она верхней?
Учитель снова меряет.
- Нижняя сторона тоже равна 7 сантиметрам. Значит, верхняя и нижняя стороны равны. Давайте теперь измерим боковые стороны. Одна из боковых сторон равна 3 сантиметрам. А вторая, противоположная ей?
Учитель производит замеры.
- Вторая боковая сторона тоже равна 3 сантиметрам. Получается, что противоположные стороны прямоугольника равны.
- Итак, делаем вывод: в прямоугольнике противоположные стороны равны.
Документ-камера позволяет учителю наглядно продемонстрировать процесс измерения сторон прямоугольника, выводя его изображение на экран. Это помогает детям лучше воспринимать новый материал и убедиться в равенстве противоположных сторон.
Фрагмент 2:
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Рассмотрим задачу. Прямоугольник имеет длину 7 см и ширину 5 см. Нам нужно вычислить площадь и периметр этого прямоугольника.
Учитель берет чистый лист бумаги и кладёт его под документ-камерой, выводя изображение на экран.
- Для начала начертим прямоугольник с указанными размерами.
Учитель чертит прямоугольник длиной 7 см и шириной 5 см, обозначая размеры.
- Напомним, как вычисляются площадь и периметр прямоугольника. Площадь определяется умножением длины на ширину, а периметр удвоенным суммированием длины и ширины.
Учитель записывает формулы на листе бумаги под камерой:
S = a * b,
P = 2 * (a + b)
- Применим эти формулы к нашему прямоугольнику.
S = 7 * 5 = 35 см²
P = 2 * (7 + 5) = 24 см
Учитель выписывает результаты расчета на листе под камерой.
- Итак, площадь прямоугольника составляет 35 квадратных сантиметров, а периметр – 24 сантиметра.
Документ-камера применяется для наглядной демонстрации чертежа прямоугольника и поэтапного расчёта его площади и периметра. Это позволяет ученикам внимательно следить за каждым действием учителя и лучше понимать алгоритм решения задачи.
Вывод: в результате выполнения практической работы я получила знания об основных характеристиках и видах современных документ-камер, а также приобрела навыки их эффективного использования в обучении.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №6
Разработка конспекта занятия с учетом возрастных особенностей детей
Микроскоп Levenhuk D70L совместим с различными экранами и мониторами, однако подключение возможно лишь при полном совпадении типов разъемов. Эта важная особенность указана непосредственно в инструкции к микроскопу.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Естественно-научное | |
Возраст учащихся | 9–10 лет | |
Дата проведения | ||
Название занятия | Удивительный мир растений | |
Тип занятия | Открытие новых знаний | |
Цель занятия | Познакомить учащихся с микроструктурой растений, показать разнообразие растительного мира и привлечь внимание к его уникальности, используя современные технологии. | |
Задачи занятия (описать либо в форме планируемых достижений, либо в форме задач) | Планируемые достижения: Предметные: знания: первичное строение растительной клетки. умения: работать с цифровым микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. Метапредметные: регулятивные УУД: - корректировать действия при ошибках в проведении опыта; - оценивать проделанную работу и сравнивать результаты с ожиданиями. Познавательные УУД: - выбирать необходимую информацию для решения поставленных задач; - выполнять простые сравнительные анализы и обобщения. Коммуникативные УУД: - совместно работать в парах и группах; - устно оформлять мысли и отчеты о результатах наблюдений. Личностные УУД: - проявлять устойчивый интерес к изучению природы и наукообразной деятельности; - бережно относиться к живым объектам и средствам лабораторного оборудования. | Задачи: 1. обучающие: - познакомить учащихся с базовыми компонентами растительной клетки и особенностями её структуры; - предоставить первые навыки работы с цифровым микроскопом и фиксации результатов наблюдений. 2. развивающие: - развить внимание, наблюдательность и стремление к поиску нового; - активизировать интерес к изучению природы и формированию научного подхода к познанию окружающего мира. 3. воспитывающие: - воспитать чувство ответственности за сохранность природного богатства и экологически разумное поведение; - создать условия для проявления инициативности и любознательности в изучении природы. |
Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | Цифровой микроскоп, микропрепараты (образцы растений) | |
Ход занятия
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность учащихся | Время |
II | Основной этап | ||
Начинает занятие с короткой беседы о значении растений в нашей жизни, напоминает, что растения служат источником кислорода и пищи. Переходит к обсуждению внешнего вида растений и ставит вопрос: «Какие секреты скрывают внутри себя наши зеленые друзья?». Демонстрирует на экране изображение растительной клетки, полученного с помощью цифрового микроскопа. Рассказывает о функциях ключевых элементов клетки. Помогает детям разделиться на группы. Объясняет правила работы с микроскопом LEVENHUK D70L и обращения с микропрепаратами. Раздаёт детям памятки. Правила работы с микроскопом: 1) осторожно брать прибор обеими руками, избегать резких движений; 2) правильно настраивать освещение и фокусировку, проверяя изображение под объективом; 3) использовать минимальное увеличение для общей оценки препарата, постепенно переходить к большему увеличению; 4) ни в коем случае не касаться линз пальцами, использовать мягкие чистящие средства и специальную ткань для ухода за оптикой. Обращение с микропрепаратами: 1) подготовленные препараты бережно переносят на рабочую поверхность микроскопа; 2) препарат осторожно укладывают на предметный столик и центрируют его под объективом; 3) после завершения работы препарат снимают аккуратно, предотвращая повреждение покровного стекла; 4) хранить препараты в специальных контейнерах, обеспечив защиту от повреждений и загрязнения. Информирует, что далее дети самостоятельно рассмотрят клетки различных растений и зафиксируют свои наблюдения. Помогает детям провести исследование. Предлагает детям поделиться впечатлениями и выводами. Поддерживает докладчиков, задаёт наводящие вопросы, уточняет неясные моменты. Суммирует полученные результаты, подчёркивая их научную и образовательную значимость. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. Прислушиваются к объяснениям учителя. Делятся на группы Повторяют правила, читают памятку. В группах работают с микроскопом. Отвечают на вопросы товарищей и учителя, делятся результатами исследования, собственными ощущениями и эмоциями от работы с микроскопом. | 2 мин. 1 мин. 4 мин. 2 мин. 7 мин. 4 мин. | |
Вывод: в ходе практической работы я научилась составлять конспекты учебных занятий с использованием цифрового микроскопа, учитывая возрастные особенности младших школьников. Я освоила методику включения современных технических устройств в образовательный процесс, что значительно повысило привлекательность и информативность уроков.
Предварительный просмотр:
Использование ЛабДиска основа во внеурочной деятельности
Название датчика | Урок (русский язык, математика, окружающий мир) способ применения датчика на примере конкретной темы | Внеурочное занятие, способ применения датчика на примере конкретной темы |
1. Датчик давления газа | Окружающий мир «Воздух и его свойства» Способ применения: Учитель наполняет воздушный шар воздухом и измеряет давление внутри шара с помощью датчика. Затем выпускает воздух, фиксируя изменение давления. Учащиеся наблюдают и делают выводы о воздействии воздуха на предметы. | «Атмосферное давление и погода» Способ применения: Проведение ежедневных замеров атмосферного давления в течение месяца с помощью датчика. Дети регистрируют изменения, сопоставляют их с прогнозами погоды, делают прогнозы и проверяют точность измерений. |
2. Датчик температуры (встроенный) | Окружающий мир «Температура воздуха» Способ применения: Измерение температуры воздуха в помещении и на улице. Учащиеся записывают данные и делают выводы о причинах колебаний температуры. | «Изменчивость погоды» Способ применения: Дети используют датчик для измерения температуры воздуха в утренние, дневные и вечерние часы, фиксируют данные и обсуждают, как колебания температуры влияют на погоду. |
3. Датчик температуры (с зондом) | Окружающий мир «Роль температуры» Способ применения: Учитель ставит перед детьми ледяной кубик и тепловую лампу. Датчик измеряет температуру льда и окружения, показывая изменение состояния вещества при повышении температуры. | «Тепло земли» Способ применения: Группа детей выходит на экскурсию и делает замеры температуры верхнего слоя почвы и ниже, используя датчик. Собранные данные обсуждаются, и делается вывод о распределении тепла в почве. |
4. Датчик силы тока | Окружающий мир «Электричество вокруг нас» Способ применения: Учитель собирает электрическую цепь с лампочкой и батарейкой, подключает к цепи датчик силы тока. Меняя сопротивление цепи (добавляя лампы), дети наблюдают, как сила тока уменьшается, фиксируют данные и делают выводы о влиянии сопротивления на ток. | «Светодиодная гирлянда» Способ применения: Дети собирают гирлянду, используя светодиоды и батарейки, подключают датчик силы тока, измеряют расход энергии при включении большего числа лампочек. Делают выводы о зависимости потребления энергии от нагрузки. |
5. Датчик электрического напряжения | Окружающий мир «Батареи и аккумуляторы» Способ применения: Дети измеряют напряжение свежих и использованных батареек, фиксируют показания датчика и делают выводы о потере заряда аккумулятора с течением времени. | «Создание светодиодного светильника» Способ применения: Дети собирают простую схему питания светодиодов, подключают датчик напряжения, измеряют величину напряжения и обсуждают, почему светильники требуют низкое напряжение для нормальной работы. |
6. Датчик относительной влажности | Окружающий мир «Влажность воздуха» Способ применения: Учитель демонстрирует, как влажность воздуха меняется в течение дня, используя датчик влажности. Дети наблюдают за показаниями датчика в классе, на улице и после проветривания, фиксируют данные и делают выводы о влиянии влажности на самочувствие. | «Влажность вокруг нас» Способ применения: Дети обследуют разные комнаты (столовая, коридор, классы), измеряя влажность воздуха, фиксируют данные и обсуждают, почему влажность различается в разных помещениях. |
7. Датчик расстояния (движения) | Математика «Расстояние» Способ применения: Учитель размещает датчик на столе и демонстрирует, как меняются показания при приближении или удалении предметов. Дети практикуются измерять расстояние до ближайших объектов в классе и фиксируют данные. | «Игрушечная гонка» Способ применения: Дети проводят гонки с игрушечными машинками, устанавливая датчики расстояния для измерения пройденного пути. Фиксируют результаты и обсуждают, кто прошел большее расстояние. |
8. Датчик освещенности | Окружающий мир «Свет вокруг нас» Способ применения: Учитель демонстрирует, как с помощью датчика освещённости измерять интенсивность света в разных точках класса (рядом с окном, под столом, в тёмном углу). Дети фиксируют данные и делают выводы о распространении света. | «Как свет влияет на рост растений?» Способ применения: Дети размещают семена растений в условиях разной освещённости, регулярно измеряют уровень света с помощью датчика и фиксируют результаты роста растений. |
9. Датчик pH | Окружающий мир: «Что такое кислотность?» Способ применения: Учитель демонстрирует, как pH-датчик измеряет кислотность водных растворов. Дети измеряют pH питьевой воды, лимонада и соды, делают выводы о кислой и щелочной средах. | «Урожай под контролем» Способ применения: Дети измеряют pH грядок, добавляют удобрения, контролируют урожайность и сравнивают результаты, исходя из показателей кислотности. |
10. Звуковое давление | Окружающий мир «В мире звука» Способ применения: Учитель демонстрирует, как датчик измеряет громкость шума в классе и на улице. Дети фиксируют данные и делают выводы о влиянии окружающей среды на шумовой фон. | «Оркестр тишины и грохота» Способ применения: Дети создают шумовой оркестр. С помощью датчика измеряют звук каждого инструмента и составляют шкалу от тихого к громкому. |
11. Микрофонный датчик Амплитуда звуковой волны | Окружающий мир «Звуки вокруг нас» Способ применения: Учитель демонстрирует, как голос и музыка вызывают колебания разной амплитуды, используя микрофонный датчик. Дети громко говорят, тихо шепчут и поют, наблюдая за изменением сигнала на экране. | «Амплитуда и мелодия» Способ применения: Дети создают музыкальный ансамбль, исполняя мелодии разной громкости, наблюдая за показаниями микрофона и стремясь контролировать амплитуду звука. |
12. GPS | Математика «Координаты и карты» Способ применения: Учитель показывает, как GPS определяет широту и долготу точки на земле. Дети измеряют координаты разных точек в классе и дворе школы, фиксируют данные и наносят их на простую координатную сетку. Затем решают задачи на определение расстояния между объектами, используя полученные координаты. | «GPS-квест» Способ применения: Дети участвуют в GPS-квесте, где им нужно пройти по маршруту, указанному координатами и направлением. Каждая точка маршрута сопровождается загадкой или вопросом, связанным с математикой. |
13. Универсальный вход для подключения внешних датчиков | Окружающий мир «Мир вокруг нас» Способ применения: Учитель демонстрирует универсальный вход для подключения различных датчиков (температурный, звуковой, светочувствительный и др.). Дети поочередно подключают датчики и наблюдают, как изменяется отображаемая информация на экране. Универсальный вход предоставляет широкие возможности для проведения уроков, так как позволяет подключать различные типы датчиков, обеспечивая гибкость и разнообразие в образовательных мероприятиях. | «Датчики в действии» Способ применения: Дети собираются в группы и реализуют проекты, такие как измерение уровня шума в школе, регистрация температуры воды в аквариуме или мониторинг уровня освещенности в классе. Универсальный вход для подключения внешних датчиков даёт возможность подключать разнообразные датчики, что позволяет детям проводить интересные исследования и эксперименты, изучая такие параметры окружающей среды, как температура, освещённость, влажность, уровень звука и многое другое. |
Вывод: в ходе этой практической работы я глубоко изучила функциональные возможности ЛабДиска и собрала конкретные примеры использования различных датчиков в учебно-воспитательном процессе.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №10
Название фильма: Рифы Белиза
Жанр: океанология
Авторская студия: Massachusetts Institute of Technology
Язык: без слов
Продолжительность: 4 минуты
Год выпуска: 2017
Возрастная категория: от 7 лет
1: Предмет, в рамках которого рекомендуется использование фильма:
Класс: 1-4
Темы уроков:
– «Разнообразие природы»;
– «Океаны Земли. Жизнь в море»;
– «Охрана окружающей среды».
Цель использования фильма: развивать экологическое сознание младших школьников, привлекать внимание детей к вопросам охраны морской флоры и фауны, вызывать восхищение красотой подводных миров и желание защищать природу планеты Земля.
2. Внеурочная деятельность:
Форма мероприятия: экологический урок.
Возраст участников: от 7 до 10 лет.
Тема: «Путешествие по удивительным подводным мирам»
Цель использования фильма: формирование бережного отношения к природе, знакомство с редкими видами морских обитателей, создание мотивации к участию в природоохранительных мероприятиях.
Почему выбран именно этот фильм?
Фильм отличается простотой восприятия, красочностью и наглядностью, идеально подходит для демонстрации детям младшего возраста. Отсутствие текста делает материал более доступным, создавая основу для увлекательных обсуждений красоты и хрупкости природы, которую важно беречь и охранять.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Урок, класс | Тема урока | Игра для интерактивного стола | Как применять игру (на каком этапе урока, для чего и т.д.) |
Русский язык, 1 класс | «Русский алфавит» | «Собери букву!» | Игру можно использовать на этапе изучения нового материала. Дети из элементов собирают буквы алфавита. Этот процесс помогает детям визуально запомнить форму каждой буквы, способствует лучшему восприятию алфавита и формирует первоначальные навыки чтения. | |
Русский язык, 2 класс | «Слово и его значение» | «Собери слово из букв» | Игру можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Во время игры дети собирают слова из предложенных учителем букв, а затем объясняют значение каждого составленного слова. Это помогает учащимся активизировать словарный запас. | |
Русский язык, 3 класс | «Речь устная и письменная» | «Сказки Андерсена» | Игру можно использовать на этапе закрепления знаний. Дети выполняют задания на интерактивном столе, раскрашивая иллюстрации к прочитанным сказкам и рассказывая о героях и сюжете. Это способствует формированию грамотной устной речи, активизации словарного запаса и воспитанию любви к чтению. | |
Русский язык, 4 класс | «Звуки и буквы» | «Расставь звуки» | Игру можно использовать на этапе повторения изученного материала. Под каждой буквой расположены пустые ячейки, куда необходимо расставить цветные блоки. Цвет блока соответствует типу звука. Задание помогают детям вспомнить различия между твердыми, мягкими согласными и гласными звуками. | |
Математика, 1 класс | «Числа и цифры» | «Цифры» | Игру можно использовать на этапе изучения нового материала. На интерактивном столе перед детьми ставится задача – быстро собрать пазлы с изображениями цифр. Ребенок должен правильно соединить детали, узнавая и запоминая форму числа. | |
Математика, 2 класс | «Умножение» | «Умножение» | Игру можно использовать на этапе закрепления знаний. Дети должны решить примеры на умножение, выбирая правильные ответы из шести предложенных вариантов. Итоговым результатом является количество заработанных очков и время, потраченное на решение примеров. Это способствует совершенствованию вычислительных навыков. | |
Математика, 3 класс | «Геометрические фигуры» | «Запоминай-ка» | Игру можно использовать на этапе закрепления изученного материала. На интерактивном столе перед детьми появляется ряд геометрических фигур. Затем изображения исчезают, и участники должны воспроизвести увиденный порядок, называя фигуры вслух. Это упражнение направлено на развитие памяти, внимания и закрепление знаний о видах геометрических фигур. | |
Математика, 4 класс | «Устные и письменные приемы вычислений» | «Математический космодром» | Игру можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Участвуя в игровом процессе, дети выполняют устные вычисления. Игра помогает развивать точность и скорость счёта. | |
Окружающий мир, 1 класс | «В лес по ягоды пойдем» | «Собери и назови ягоду» | Игру можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Задача игроков – правильно собрать пазл, определить название полученной ягоды и произнести его вслух. Это помогает детям закрепить знания о разнообразии ягод, запомнить их названия и внешний вид. | |
Окружающий мир, 2 класс | «Смена времен года» | «Времена года» | Игру можно использовать на этапе изучения нового материала. Она помогает систематизировать знания школьников о характерных особенностях каждого сезона и укрепляет понимание связи природы с жизнью человека. | |
Окружающий мир, 3 класс | «9 мая – День Побед» | «Стихотворение День Победы» | Можно применять на этапе закрепления изученного материала. Дети знакомятся с мнемотаблицей, слушают стихотворение «День Победы» в исполнении Маши Гребенниковой, а затем воспроизводят текст, ориентируясь на картинки таблицы. Это развивает память, внимание и формирует представление о Дне Победы. | |
Окружающий мир, 4 класс | «Государственные символы России» | «Раскрась российский флаг» | Игру можно использовать на этапе изучения нового материала. Перед началом занятия педагог рассказывает детям о значении государственных символов России, уделяя особое внимание российскому флагу. Далее школьники приступают к раскрашиванию флага, закрепляя полученные знания и формируя уважение к государственным символам своей страны. |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 12
Тема: «Применение интерактивной песочницы в начальной школе»
Студентка: 41 группа, Филькова Ирина
1. Из чего состоит "Интерактивная песочница", какие датчики использует?
Интерактивная песочница представляет собой комплексное оборудование, которое состоит из следующих основных компонентов:
- Корпус – прочная и безопасная конструкция, которая заполнена песком.
- Проектор – устанавливается над песочницей. Его задача – проецировать интерактивные изображения и режимы на поверхность песка.
- Датчик глубины – это ключевой датчик системы. Он сканирует поверхность песка, определяя её высоту и рельеф в реальном времени, создавая 3Д-карту.
- Компьютер/Ноутбук/сенсорный экран/панель управления – управляет всей системой, содержит специальное программное обеспечение с набором режимов.
- Программное обеспечение – библиотека интерактивных режимов (от 10 до 20 и более), которые преобразуют физический рельеф песка в различные виртуальные ландшафты6 набор сценариев «Вулкан», «Подводный мир» и многие другие.
2. Какие виды оборудования совмещает в себе «Интерактивная песочница»?
Интерактивная песочница совмещает в себе:
1) Стол для песочной терапии (для развития тактильных ощущений, мелкой моторики и снятия напряжения)
2) Обучающий симулятор и тренажер (помогает в игровой форме изучать сложные понятия по окружающему миру, географии, геологии)
3) Интерактивный проектор (преобразует обычную поверхность в динамичную визуальную среду)
4) «Виртуальное оборудование» (специализированное программное обеспечение, которое накладывает цифровые объекты и информацию на реальный, физически созданный ребёнком ландшафт)
3. Таблица: Режимы «Интерактивной песочницы» и их использование
Режим | Краткое описание | Использование на уроках | Использование во внеурочной деятельности |
«Черепаха» | На песке появляется виртуальная черепаха, которая «ползает» по созданному ландшафту, реагируя на препятствия и высоту. | Окружающий мир: изучение среды обитания, поведения животных. Логика: построение для черепахи маршрута из точки А в точку Б. | Сюжетная игра, забота о виртуальном питомце. Развитие эмпатии и ответственности. |
«Раскраска» | Песок окрашивается в выбранные пользователем цвета. Часто реализовано как свободное рисование или заливка областей разным цветом. | ИЗО: изучение цветового круга, теплых и холодных цветов. Развитие речи: создание цветной картины и сочинение по ней истории. | Арт-терапия, релаксация, свободное творческое самовыражение. |
«Фигуры» | На песке отображаются контуры геометрических фигур или объектов, которые нужно заполнить песком или «обвести» по контуру. | Математика: изучение геометрических фигур, их свойств (углы, стороны). Подготовка к письму: развитие мелкой моторики при обводке. | Развивающая игра на внимание и точность. Можно играть на скорость или в командах. |
«Вулкан» | На самой высокой точке песчаной горы появляется вулкан, который начинает извергаться. Лава стекает по склонам, изменяя ландшафт. | География/Окружающий мир: строение вулкана, причины извержений, типы вулканов. | Эмоционально яркая, эффектная игра, притягивающая внимание. Исследование причинно-следственных связей. |
«Природа» | Автоматическое распределение экосистем по рельефу: вода, луг, лес, горы с соответствующей растительностью и животными. | Биология/География: изучение взаимосвязи рельефа и природных зон, понятие «вертикальная поясность». | Создание и заселение собственного «идеального мира». Наблюдение за взаимодействием элементов природы. |
«Сахара и Остров» | Режим демонстрирует два контрастных ландшафта: пустыню (песчаные дюны) и зеленый тропический остров, окруженный водой. | География: сравнительная характеристика природных зон (пустыня и влажные экваториальные леса). ОБЖ: правила выживания в разных климатических условиях. | Конструирование контрастных миров, развитие фантазии. Тематическая игра в «путешественников» или «робинзонов». |
«Времена года» | Ландшафт динамически меняется, отражая один из сезонов: зима (снег), весна (зелень, цветы), лето (яркая зелень), осень (желто-красная листва). | Окружающий мир: признаки и цикличность времен года. Биология: сезонные изменения в жизни растений и животных. | Эстетическое наблюдение за красотой природы. Сочинение историй, связанных с разными временами года. |
«Построй город» | На ровной поверхности появляется сетка улиц. При создании холмов и углублений на них автоматически «строятся» дома, мосты, дороги. | Окружающий мир/Технология: планировка города, инфраструктура, профессии. Математика: пространственное планирование, геометрические формы зданий. | Командный проект по строительству «города мечты». Развитие коммуникации, навыков совместной работы и планирования. |
«Планеты» | Песок превращается в поверхность других планет (Марс, Луна) или фантастических небесных тел с кратерами и необычным цветом грунта. | Астрономия: Особенности поверхности планет Солнечной системы. | Космическая игра, фантазирование на тему колонизации других планет, строительство баз. |
«Остров сокровищ» | В толще песка «закопаны» виртуальные сундуки, монеты, артефакты. Задача – найти их, сгребая песок. | Математика: счет найденных предметов, их сортировка. История/Литература: тема пиратов, морских путешествий. | Увлекательный квест, развивающий целеполагание, терпение и мелкую моторику. Можно играть командами на скорость. |
«Подводный мир» | Вся поверхность или углубления заполняются водой, в которой «плавают» рыбы, растут водоросли, лежат ракушки. На дне может быть затонувший корабль. | Биология/Окружающий мир: морские и речные обитатели, слои океана. География: изучение рельефа морского дна (шельф, впадины). | Релаксационная игра, наблюдение за спокойным движением рыб. Создание собственного аквариума. |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №15
Студентки: 41 группы, Фильковой Ирины
ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУК
Технологическая карта для педагога
по организации работы в «Лаборатории звука»
Занятие №1
«Что такое звук? Откуда он берется?»
Программное содержание: |
|
Дополнительные материалы: |
|
Вводная часть |
Вступительное слово педагога: «Сегодня мы с вами превратимся в учёных-акустиков! Мы будем исследовать, что такое ЗВУК. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории: слушаем внимательно, говорим по очереди, с инструментами обращаемся аккуратно». |
Работа с цифровой лабораторией (продолжительность не более 7 минут): |
Этап 1: Знакомство с понятиями. Педагог задаёт вопросы и проводит мини-эксперименты: а) Что такое звук? Звук – это то, что мы слышим ушами. Звук рождается, когда что-то дрожит, колеблется (вибрирует). Давайте приложим руку к горлу и скажем «А-а-а». Чувствуете дрожание? б) Источник звука. Всё, что звучит – источник. Показываем инструменты: это музыкальные источники звука. |
Этап 2: Эксперименты с инструментами. в) Громко – тихо. Предлагаем детям издать звук на ксилофоне сначала тихо (легкий удар), потом громко (сильный удар). Используем датчик «Божья коровка», чтобы увидеть разницу (стрелка или индикатор отклонится сильнее). г) Высоко – низко. Сравниваем звук большого и маленького брусочка ксилофона. Дуем в два разных свистка. Какой звук похож на писк мышки (высокий), а какой на рычание медведя (низкий)? д) Тембр (разный «голос»). Слушаем один и тот же звук (например, ноту «до») на ксилофоне и на флейте. Звук одной высоты, но он разный. Объясняем, что это особый «голос» инструмента – тембр. |
Физкультминутка |
Фиксация результатов в «Научном журнале» |
Детям предлагается нарисовать два источника звука: один, который звучал громко (например, раскрасить барабан ярко-красным), и один, который звучал тихо (раскрасить листик, шуршащий тихо, светло-зелёным). Или нарисовать три инструмента и соединить их с пиктограммами: «высокий», «низкий», «разный голос». |
Подведение итогов занятия |
Вывод: Звуки бывают разные: громкие и тихие, высокие и низкие. У каждого инструмента свой «голос» (тембр). Звук рождается от вибрации (дрожания). |
Вместе с помощником (домашние рекомендации) |
− Поиграйте в игру «Найди, что звучит»: закройте глаза и попросите взрослого издать звук (постучать по стакану, потрясти ключами, включить воду). Отгадайте источник. − Проверьте, какие звуки в вашем доме самые громкие (датчиком «Божья коровка» или просто на слух), а какие – самые тихие. Где в доме тише всего? − Занеси свои наблюдения в «Научный журнал»: нарисуй самый громкий и самый тихий звук у тебя дома. |
Что можно посетить (рекомендации посещение детского представления в филармонии или кукольном театре с живой музыкой, экспозицию музыкальных инструментов в краеведческом музее; прогулка в парк «Послушай, как звучит природа» (пение птиц, шум листьев, стук дятла). |
Дополнительный материал для педагога
к занятию №1 «Что такое звук? Откуда он берётся?»
Словарь: | |
Звук – то, что мы слышим ушами. Источник звука – предмет или явление, которое рождает звук. Вибрирует (дрожит) – быстро-быстро трясётся. Без вибрации звука нет. Громкость – сила звука (громко/тихо). Высота звука – свойство, которое делает звук похожим на писк (высокий) или на гул (низкий). | |
Обучающая информация[1] | |
Что такое звук и вибрация | Покажите детям наглядно: дотроньтесь до струны гитары или резинки, натянутой на коробку, после щипка. Можно положить на барабан мелкие предметы (крупу) и показать, как они подпрыгивают от удара. Звук невидим, но его рождение мы можем увидеть или почувствовать. |
Работа с инструментами | − Свистки: идеальны для демонстрации высоты звука. Обычно один свистит выше, другой ниже. − Ксилофон: наглядно показывает связь размера и высоты звука: большой брусочек – звук низкий, маленький – высокий. − Флейта: показывает, что звук можно создавать не только ударом, но и дуновением. Изменение высоты звука пальцами – сложный навык, достаточно просто издать несколько разных звуков. − Датчик «Божья коровка»: используйте его как «детектор шума» или «измеритель громкости». Он делает невидимый звук видимым (стрелочка или световой индикатор). Предложите детям по очереди говорить тихо, громко, крикнуть – и наблюдать за реакцией датчика. Объясните, что очень громкий звук может быть вреден для ушек «Божьей коровки» и наших ушей. |
Задания на сравнение и эксперимент | |
Проблемные ситуации | «Как сделать звук ксилофона тише?» (ударить палочкой, обёрнутой тканью). «Какой из этих двух предметов (металлическая ложка и деревянный брусок) издаст более звонкий звук?». |
[1] Методическое пособие «Наураша в стране Наурандиитм. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе» (автор Е.Шутяева).
