Русский язык

Коляда Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ГЛАСНЫЕ

Гласные звуки- 6

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Гласные буквы-10

а, о, и, ы, э, у, я, е, ё, ю

Безударные гласные звуки

           [а]                                           [и]                                           [э]                            

   о               а                           и     е     я    а                          и     е     я    а  

ГЛАСНЫЕ

Гласные звуки- 6

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Гласные буквы-10

а, о, и, ы, э, у, я, е, ё, ю

Безударные гласные звуки

           [а]                                           [и]                                           [э]                            

   о               а                           и     е     я    а                          и     е     я    а  

ГЛАСНЫЕ

Гласные звуки- 6

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Гласные буквы-10

а, о, и, ы, э, у, я, е, ё, ю

Безударные гласные звуки

           [а]                                           [и]                                           [э]                            

   о               а                           и     е     я    а                          и     е     я    а  

ГЛАСНЫЕ

Гласные звуки- 6

[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Гласные буквы-10

а, о, и, ы, э, у, я, е, ё, ю

Безударные гласные звуки

           [а]                                           [и]                                           [э]                            

   о               а                           и     е     я    а                          и     е     я    а  



Предварительный просмотр:

Словарные слова. 1 класс:

В

весело                                       вес…л…

воробей                                    в…р…бей

ворона*                                     в…рона

Д

девочка                                     дев…ч…ка

дежурный*                              д…журный

деревня*                                  д…ревня

З

заяц*                                         за…ц

К

карандаш                                к…р…нда…

класс*                                       кла… …

корова*                                    к…рова

Л

лисица                                      л…сица

М

мальчик                                  мал…ч…к

машина*                                 м…ш…на

медведь*                                м…две… …

молоко*                                  м…л..ко

П

пальто                                      п…л…то

пенал                                        п…нал

Р

работа*                                    р…бота

ребята*                                    р…бята

С

собака                                      с…бака

сорока*                                    с…р…ка

Т

Тетрадь*                                  т…тра… …  

У

 ученик*                                     уч…ник

ученица*                                    уч…ница

учитель*                                     уч…тел…

учительница                           учит…л…ница

Х

хорошо                                    х…р…шо

Я

язык *                                       …зык

 

        



Предварительный просмотр:

Словарные слова. 1 класс

В

весело                                      

воробей                                    

ворона                                    

Д

девочка                                    

дежурный                            

деревня                                  

З

заяц                                        

К

карандаш                                

класс                                          

корова                                      

Л

лисица                                        

М

мальчик                                    

машина                                

медведь                                

молоко                                    

П

пальто                                      

пенал

петух                                      

Р

работа                                  

ребята                                  

С

собака                                      

сорока                                  

Т

Тетрадь                                  

У

 ученик                                    

ученица                                    

учитель                                      

учительница                            

Х

хорошо                                      

Я

язык

   

Словарные слова. 1 класс

В

весело                                      

воробей                                    

ворона                                    

Д

девочка                                    

дежурный                            

деревня                                  

З

заяц                                        

К

карандаш                                

класс                                          

корова                                      

Л

лисица                                        

М

мальчик                                    

машина                                

медведь                                

молоко                                    

П

пальто                                      

пенал

петух                                      

Р

работа                                  

ребята                                  

С

собака                                      

сорока                                  

Т

Тетрадь                                  

У

 ученик                                    

ученица                                    

учитель                                      

учительница                            

Х

хорошо                                      

Я

язык

   

        

        



Предварительный просмотр:

на

но

ну

ни

не

ны

ня

нё

ню

нэ

са

со

су

си

се

сы

ся

сё

сю

сэ

та

то

ту

ти

те

ты

тя

тё

тю

тэ

ка

ко

ку

ки

ке

кы

кя

кё

кю

кэ

ва

во

ву

ви

ве

вы

вя

вё

вю

вэ

па

по

пу

пи

пе

пы

пя

пё

пю

пэ

ла

ло

лу

ли

ле

лы

ля

лё

лю

лэ

ра

ро

ру

ри

ре

ры

ря

рё

рю

рэ

ма

мо

му

ми

ме

мы

мя

мё

мю

мэ

за

зо

зу

зи

зе

зы

зя

зё

зю

зэ

ба

бо

бу

би

бе

бы

бя

бё

бю

бэ

да

до

ду

ди

де

ды

дя

дё

дю

дэ

га

го

гу

ги

ге

гы

гя

гё

гю

гэ

ча

чо

чу

чи

че

чё

ша

шо

шу

ши

ше

жа

жо

жу

жи

же

ха

хо

ху

хи

хе

хы

хя

хё

хю

хэ

ца

цо

цу

ци

це

цы

ща

що

щу

щи

ще

щё

фа

фо

фу

фи

фе

фы

фя

фё

фю

фэ



Предварительный просмотр:

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш

Служат для мягкости согласного

е, я, ё, и, ю,

ь

вьюга, сели, ряска

Служат для твёрдости согласного

у, ы, а, о, э

вьюга, ряска, малыш



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                   Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа № 4

 

Урок-путешествие с использованием ИКТ. «Повторение и обобщение    правописания безударных гласных, парных согласных, двойных согласных , ь знака»

             

                                                                                         Учитель  начальных классов

                                                                Коляда Е.В.

                                                               

                                                                              2010г.

Тип урока:

Урок – путешествия по русскому языку.

Цели:

  1. развивать навык правильно писать слова с двойными согласными, с безударными гласными, с парными согласными; ь знаком
  2. развивать орфографическую зоркость, интерес к предмету
  3. воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

чувство взаимопомощи, трудолюбия.

Оборудование: компьютер, слайды, карточки с      заданием,        предметные карточки, музыкальное оформление

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

«Грамоте учиться - всегда пригодиться»

-Согласны ли вы с этой пословицей?

-А где может пригодиться грамота?

-Это девиз нашего урока.

-Прочитайте тему урока и сформулируйте цели.

2. Вступительное слово учителя. (Слад 2)

(Под звуки мелодии «Морское побережье» учитель проводит беседу.)

- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

-Вода нужна всем. Без неё не могут жить люди, животные, растения. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется.

- Отчего загрязняется вода?

- На что это влияет?

- Как остановить загрязнение воды? ( Выслушиваются ответы учащихся.)

-Охрана воды – дело каждого человека. Наше путешествие будет экологически чистым.

-Итак, в путь!

-Мы посетим 5 островов: «Безударные гласные», «Парные согласные», « Двойные согласные», « Ь знак», «Остров пиратов». ( Слайд 3)

3. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

-Откройте ваши бортовые журналы. Подпишем дату путешествия. ( Слад 4)

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овцами.

- Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать по картинкам.

( Слайд 5)

- Поставить ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- Почему написание этих слов нужно запомнить? ( Есть слова, где безударную гласную нельзя проверить ударением - это словарные слова.)

4. Минутка чистописания.

Вспомним написание буквы З з ( Слайд 6)

5. Работа над новым словарным словом.

А) ребус ( Слайд 7) 

-Каждый мореплаватель для того, чтобы путешествие было удачным, берёт с собой в путь талисман. И мы тоже возьмём талисман. Но какой, узнаете, отгадав ребус.

Б) этимология слова (Слайд 8)

Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен).

В) запись слова +однокоренные е слова ( Слайд 9)

зайчик                  зайчиха

зайчишка           зайчонок

зайчатина         зайка

заюшка               заячий 

заинька

Г) фразеологическое значение слова ( Слайд 10)

Убить двух зайцев   - Одновременно выполнить два дела, добиться

                                        осуществления двух целей

Заячья душа    -           О трусливом,робком человеке.

Д) поговорки ( Слайд 11)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Трусливому зайке и пенёк – волк.

Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.

Е) письмо по памяти

Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.

6. Ф и з м и н у т к а (упражнения для глаз) ( Слайд 12)

7.Путешествие по островам

а) – Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся

к острову  «Безударные гласные». ( Слайд 13)

- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен медузы.

- А освободить их нам поможет ударение.

- Почему?

( Безударные гласные можно проверить только ударением. Дети повторяют правило о написании безударных гласных.)

- Давайте поможем жителям освободиться от медуз. Для этого нужно вставить правильно безударные гласные и устно подобрать проверочное слово. (Слайд 14) 

К...менистое дно,  к.лючий ёрш, м.рской к.нёк, с.лёные брызги,

к.товая акула,  п.тнистый осьминог, ск.листый берег, в.лнуется море

-Кого мы спасали от медуз?

-Как проверить безударные гласные в слове?

б) – Наше путешествие продолжается. Мы на острове «Парные согласные» Назовите, какие парные согласные звуки вы знаете?  (Слайд 15)

- Вспомните правило проверки парных согласных. ( Дети рассказывают правило проверки парных согласных.)

- Сейчас, вы должны доказать умение обозначать буквами парные согласные звуки на письме.

- Из слов, выберите только те, которые нужно проверять. (Слайд 16)

-Покажите на карточках ту букву, которую вы считаете надо записать вместо точек в конце слова.

Гри…, су…, шка…, морко…ь, эта…,све…, свя…ь, кула…,мё…, фла…, малы…, ры…ь.

-Какое правило мы повторили?

-Как проверить парную согласную?

8. Физическая минутка.

К нам на наш урок письма

Вдруг усталость заползла:

Чтобы нам её прогнать,

Нужно всем нам дружно встать.

Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,

Потянулись, поскакали, головою покачали,

Руки сжали и разжали,

Пошагали, подышали,

Ну, кончаем заниматься,

Нужно нам за дело браться.

в) – А теперь наш корабль держит путь к острову «Двойные согласные».

( Слайд 17)

-Нас встречают жители острова двойные согласные: мм, сс, рр,лл,кк, нн.

Они предлагают вам вспомнить те слова, в которых они пишутся.( Устно)

-Можно ли проверить правописание слов с двойными согласными? ( Нет, их правописание надо запомнить.)

г) Мы приближаемся к острову « Ь знак». ( Слайд 18)

-Ребята, а что вы знаете о ь знаке?

-Как отличить слова с разделительным ь знаком от слов с ь знаком – показателем мягкости согласного?

-Запишем слова в 2 столбика. В первый слова с разделительным ь знаком, а во второй – показателем мягкости согласного.

Конь, ружьё, перья, ручьи, мальчики, деревья, пальто, вьюга, коньки, окунь.

д) – Наш корабль продолжает путь и приближается к острову «Остров пиратов». ( Слайд 19)

- Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Надо научить пиратов писать без ошибок. А для этого надо исправить  ошибки, которые сделали пираты.

Жыл,сава, чащя, ягада, пиро, поруса, малоко, сапок, трут, флак, речька, нош, мошына.

- Докажем, что мы знаем правила орфографии и исправим ошибки в словах.

-Пираты нас благодарят.

9. Подведение итогов урока. ( Слайд 20)

Наше путешествие заканчивается. Мы отправляемся домой. Огромные птицы задают нам вопрос:

- Какие три правила мы повторили во время нашего путешествия? (Заслушиваются ответы детей.)

10. Домашнее задание.

Придумай рассказ  про морских путешествиях.

11. Выставление оценок.

12. Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Кому было трудно?

-Кто все задания выполнил с лёгкостью?

                                                               



Предварительный просмотр:

     ПЕРЕНОС СЛОВ

ЯБ-ЛОКО         ЯБЛОО      

ДОЖ-ДИК        МАЙ-КА         

МАЛЬ-ЧИК      ПО-ЭТ

КОЁНОК       КОТЁОК



Предварительный просмотр:

    слог состоит

-  г       а у  

- сг      деео

- гс      Оль-га

гс     маль-чик

ссгс     стол

сгсс     дождь



Предварительный просмотр:

Удвоенные согласные

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит

КК – хоккей, аккуратный, аккорд

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать

ЛЛ – аллея, коллектив, миллион, коллекция, интеллигент, троллейбус, металл, иллюминация, иллюстрация, Алла, кристалл

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, программа, грамм, Эмма, Римма

НН – осенний, весенний, ранний, утренний; антенна, ванна, юннаты, теннис, тонна, Геннадий, Инна, Анна, Нонна

РР – терраса, территория, корреспондент, террор, перрон

ББ – суббота

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, искусство, прогресс, русский, классик, дрессировщик, Россия, Одесса, экспресс

Удвоенные согласные

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит         КК – хоккей, аккуратный, аккорд

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать                                         ББ – суббота

ЛЛ – аллея, коллектив, миллион, коллекция, интеллигент, троллейбус, металл, иллюминация, иллюстрация, Алла, кристалл

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, программа, грамм, Эмма, Римма

НН – осенний, весенний, ранний, утренний; антенна, ванна, юннаты, теннис, тонна, Геннадий, Инна, Анна, Нонна

РР – терраса, территория, корреспондент, террор, перрон

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, искусство, прогресс, русский, классик, дрессировщик, Россия, Одесса, экспресс

Удвоенные согласные

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит

КК – хоккей, аккуратный, аккорд

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать

ЛЛ – аллея, коллектив, миллион, коллекция, интеллигент, троллейбус, металл, иллюминация, иллюстрация, Алла, кристалл

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, программа, грамм, Эмма, Римма

НН – осенний, весенний, ранний, утренний; антенна, ванна, юннаты, теннис, тонна, Геннадий, Инна, Анна, Нонна

РР – терраса, территория, корреспондент, террор, перрон

ББ – суббота

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, искусство, прогресс, русский, классик, дрессировщик, Россия, Одесса, экспресс

Удвоенные согласные

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит

КК – хоккей, аккуратный, аккорд

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать

ЛЛ – аллея, коллектив, миллион, коллекция, интеллигент, троллейбус, металл, иллюминация, иллюстрация, Алла, кристалл

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, программа, грамм, Эмма, Римма

НН – осенний, весенний, ранний, утренний; антенна, ванна, юннаты, теннис, тонна, Геннадий, Инна, Анна, Нонна

РР – терраса, территория, корреспондент, террор, перрон

ББ – суббота

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, искусство, прогресс, русский, классик, дрессировщик, Россия, Одесса, экспресс

Непроизносимые согласные (Т, Д, Л, В)

     Для проверки непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. (поздно – опоздать)

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце, громоздкий     В – чувство, здравствуй      Л – солнце

Т – грустный, лестница, свистнул, известный, прелестный, счастливый, окрестность, местность, честный, радостный, шестнадцать, ненастный, доблестный, устный, яростный, вестник, областной, властный, крепостной, костный, капустный,  тягостный, хлёсткий, буревестник, пастбище, завистливый, бессовестный, устный

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно (вкусно – вкусен)

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесно, небесный

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный

Непроизносимые согласные (Т, Д, Л, В)

      Для проверки непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. (поздно – опоздать)

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце, громоздкий

В – чувство, здравствуй

Л – солнце

Т – грустный, лестница, свистнул, известный, прелестный, счастливый, окрестность, местность, честный, радостный, шестнадцать, ненастный, доблестный, устный, яростный, вестник, областной, властный, крепостной, костный, капустный,  тягостный, хлёсткий, буревестник, пастбище, завистливый, бессовестный, устный

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно (вкусно – вкусен)

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесно, небесный

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный

Непроизносимые согласные (Т, Д, Л, В)

      Для проверки непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. (поздно – опоздать)

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце, громоздкий

В – чувство, здравствуй

Л – солнце

Т – грустный, лестница, свистнул, известный, прелестный, счастливый, окрестность, местность, честный, радостный, шестнадцать, ненастный, доблестный, устный, яростный, вестник, областной, властный, крепостной, костный, капустный,  тягостный, хлёсткий, буревестник, пастбище, завистливый, бессовестный, устный

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно (вкусно – вкусен)

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесно, небесный

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный

Непроизносимые согласные (Т, Д, Л, В)

      Для проверки непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. (поздно – опоздать)

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце, громоздкий

В – чувство, здравствуй

Л – солнце

Т – грустный, лестница, свистнул, известный, прелестный, счастливый, окрестность, местность, честный, радостный, шестнадцать, ненастный, доблестный, устный, яростный, вестник, областной, властный, крепостной, костный, капустный,  тягостный, хлёсткий, буревестник, пастбище, завистливый, бессовестный, устный

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно (вкусно – вкусен)

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесно, небесный

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный



Предварительный просмотр:

                           Правила по русскому языку за курс 2 класса.

1.Предложение.

  • Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
  •  Слова в предложении связаны по смыслу.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  •  Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
  • В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
  • Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
  • Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
  • Подлежащее и сказуемое-  грамматическая основа предложения.
  • Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.

2. Звуки и буквы.

  • На письме звуки обозначаются буквами.
  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.

3. Гласные звуки.

  • При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • Произносится только с голосом.
  • Гласный звук образует слог.
  • В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
  • Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
  • Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:

         -в начале слова

         -после гласных звуков

         -после ъ и ь знаков

-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.

  • Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
  • Остальные слоги в слове безударные.

5. Обозначение гласных звуков.

  • Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
  • Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
  • Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

6. Родственные слова.

  • Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
  • Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
  • Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

7. Безударные гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

8. Согласный звук.

  • При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
  • Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
  •  Слог образует только с гласным звуком.
  • [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
  • [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки

9.   Сочетания ЖИ и ШИ

  • В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
  • В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.

10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  • Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
  • В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.

11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.

Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.

12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

  • Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
  • Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь

13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.

  • На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
  • В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.
  • Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.

Запомни слова в которых в середине не пишется ь:

ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ,  ГОСТЬ, Настя

14.Разделительный мягкий знак.

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]

15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

А-а

Б-бэ

В-вэ

Г-гэ

Д-дэ

Е-е

Ё-ё

Ж-жэ

З-зэ

И-и

Й-и краткое

К-ка

Л-эль

М-эм

Н-эн

О-о

П-пэ

Р-эр

С-эс

Т-тэ

У-у

Ф-эф

Х-ха

Ц-цэ

Ч-че

Ш-ша

Щ-ща

Ъ-твёрдый знак

Ы-ы

Ь-мягкий знак

Э-э

Ю-ю

Я-я

16.Слово и слог.

  • Это части слова, на которые оно делится при произношении.
  • В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука
  • из гласного и одного согласного
  • из гласного и нескольких согласных

17. Перенос слов.

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
  • Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
  • Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
  • При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .

Нельзя переносить:

-Слова из одного слога

-Слог из одной буквы

18. Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
  • Глухие согласные состоят только из шума.

      Парные согласные.

                             твёрдые

         звонкие  [ б]  [в] [г]  [д]  [ж] [з].

         глухие    [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].

                               мягкие

         звонкие  [ б`]  [в`]   [г`]  [д`]   [з`].

        глухие    [ п`] [ф`] [к`] [т`]  [с`].

               

             Непарные согласные

                         твёрдые

      звонкие  [ л]  [м] [н]  [р]  

      глухие [ х]  [ц]

                      мягкие

    звонкие [ л`]  [м`]   [н`]  [р`]   [й`].

      глухие [ х`]  [ч`]   [щ`]

  • Слова с парным согласным звуком в корне  нужно проверять.
  • Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
  • Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.

19. Двойные согласные.

В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.

Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.

20. Имя существительное.

  • Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
  • Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО?  КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
  • Слова, которые называют все остальные  предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?

21. Заглавная буква.

Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

22. Глагол.

  • Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
  • Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
  • Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

23. Имя прилагательное.

  • Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
  • Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
  • Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
  • Противоположные по смыслу слова называются Антонины
  • Близкие по смыслу слова называются синонимами.

24. Предлог.

Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.

25. Словарные слова.

Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.



Предварительный просмотр:

                     Памятка работы над ошибками по русскому языку.

  1. Пропуск букв, искажение слов, замена букв.

1.Выпиши слово правильно.

2. Раздели его на слоги

3. Выдели цветом и подчеркни букву или слог, где была допущена ошибка.

 4.Перепиши предложение или словосочетание с этим словом.

            Образец: корзина, кор-зин-ка. На столе стоит корзинка.

  1. Заглавная буква в начале предложения.

Предложение –это группа слов, которые выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

1.Напиши предложение правильно.

2. Придумай ещё 2 предложения.

3.Выдели цветом заглавную букву и подчеркни.

          Образец. Мальчики играли во дворе.

                             Вечером выпал первый снег.

                             Скоро наступит рассвет.        

  1. Заглавная буква в именах собственных.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия рек, городов, деревень, планет, гор, названия улиц, площадей называются именами собственными и пишутся с большой буквы.

1.Выпиши слово правильно.

       2.Выдели цветом и подчеркни большую букву.

3.Напиши ещё 3 примера на это правило, подчеркни в них большую букву.

Образец: Мария, Николаевна, город Минск, озеро Нарочь, собака Шарик.

  1. Гласные и, а, у, е после шипящих ж - ш, ч - щ.

Запомни!         ЖИ-ШИ пиши с буквой И!

                          ЧА-ЩА пиши б буквой А!

                          ЧУ-ЩУ  пиши с буквой У!

                          ЖЕ-ШЕ пиши с буквой Е!

1.Напиши слово правильно, выдели цветом и подчеркни гласную вместе с шипящей.

2.Напиши ещё 3 слово на это правило.

Образец: машина, ширина, ушиб, наши

  1. Правописание буквосочетаний ЧН-ЧК-, НЧ-НЩ-РЩ-ЩР.

Сочетания пишутся без мягкого знака.

1.Напиши слово правильно.

2. Выдели цветом и подчеркни сочетания.

3. Придумай ещё 3 слова на это же правило.

                Образец: точка, дочка, ручка

  1. Перенос слов.

Переносить слова по слогам.

Нельзя оставлять или переносить одну букву ( я-зык  -переносить нельзя).

Нельзя отрывать буквы Й, Ъ, Ь от предыдущих букв( конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

 При переносе слов с двойными  согласными граница переноса проходит между этими согласными ( рус-ский, шос-се).

Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе на границе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога ( при-крыть, про-спать).

  1. Напиши слово правильно, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.
  2. Раздели слово на слоги.
  3. Напиши все случаи переноса данного слова.

Образец: карандаш, каан-даш, каандаш, каран-даш

  1. Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем.

1.Выпиши слово правильно, выдели цветом и подчеркни орфограмму.

2. Поставь ударение.

3. Напиши целую строчку слов.

4. Придумай и запиши 3 однокоренных слова.

                   Образецороз-морозный, морозец, Морозко

                                       вокзал-вокзальный, привокзальный

  1. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Чтобы проверить безударную гласную Е,А,О,И,Я  в корне слово, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

  1. Выпиши слово правильно.
  2. Поставь ударение, выдели цветом и подчеркни орфограмму.
  3. Подбери к нему однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение, выдели цветом и подчеркни орфограмму.
  4. Подчеркни проверочное слово.

Образец: трава -травы, травинка, травяной, травушка.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить парную согласную Б-П, В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш, З-С в корне лил в конце слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная.

  1. Выпиши слово. Обозначь в скобках парные согласные.
  2. Подбери однокоренные проверочные слова. Выдели корень.Выдели цветом и подчеркни парную согласную.
  3. Точкой обозначь букву после парной согласной.

    Образец:столб (б-п_)- столбы, столбик, столбовая

                                                          ·               ·                ˙                                                        

  1. Мягкий знак- обозначение мягкости согласных.

После мягкого согласного в конце слова пишется мягкий знак: нуль, моль, лось.

После мягкого Л в середине слова всегда пишется Ь: большой, мальчик, кольцо.

После остальных мягкий согласных в одних случаях пишется ь : письмо, возьму, зорька.

А в других Ь не пишется : бантик( бант), трости (тросточка)

Запомни! ЯСЛИ, ЧЕРВЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, НАСТЯ, ГОСТЬ, ЖИЗНЬ, ПЕСНЯ.

  1. Напиши слово правильно.
  2. Выдели цветом и подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком.
  3. Напиши ещё 3 слова на это правило.

Образец: пальчик, пень, лось, письма, коньки, пальцы, девять.

  1. Разделительный мягкий знак.

Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я,И. При произношении слышен звук [й] .

  1. Напиши слово правильно.
  2. Выдели цветом и подчеркни разделительный мягкий знак одной чертой.
  3. Гласную букву и согласную подчеркни двумя чертами.

Образец: воробьи, листья, вьюга, пью.

  1. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Мягкий знак пишется в конце существительных женского рода в именительном падеже после шипящих. В существительных  мужского рода  на конце после шипящей Ь знак не пишется.

  1. Выпиши слово. Определи род существительного.
  2. Выдели цветом и подчеркни шипящую на конце слова и мягкий знак (если он есть).
  3. Напиши ещё 3 слова на это правило.

Образец: ночь-ж.р., мяч-м.р., мышь-ж.р., плащ- м.р.

  1. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную,перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю,Я. При произношении слышен звук [й].

  1. Выпиши правильно слово. Выдели цветом и подчеркни двумя чертами разделительный ъ знак.
  2. Выдели приставку, подчеркни гласную после твёрдого знака.
  3. Придумай и запиши ещё 3 слово на это правило.

Образец: подъезд, объявление, съёмка, подъём.

  1. Двойные согласные (ЛЛ,ММ,НН,РР,ЖЖ,СС,ТТ,КК,ПП,ББ).

Двойные согласные пишутся:

А) в корне слова (их нужно запомнить)

Б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной.

В) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной

Г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем)

А) Запишите слово правильно. Выдели корень и двойные согласные цветом. Напиши ещё 3 слова с двойными согласными.  Образец: группа, ванна

Б) Запиши правильно слово. Выдели приставку и корень. Выдели цветом двойные согласные и подчеркни. Образец: рассказ, оттолкнуть.

В) Запиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Выдели цветом двойные согласные и подчеркни. Образец: ранняя, осенний.

Г) Запиши слово правильно. Выдели суффикс. Выдели цветом двойные согласные и подчеркни. Образец: клюквенный.

  1. Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т.

Непроизносимые согласные в корне пишутся , но не произносятся. Такие слова надо проверять. Для этого надо подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласные хорошо слышались. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

  1. Выпиши слово правильно. Выдели цветом и подчеркни орфограмму.
  2. Подбери однокоренные слова. Подчеркни проверочное слово.

Образец: местность-местный, место, поместье; чудесный- чудесен, чудеса.

  1. Правописание предлогов.

Предлоги пиши отдельно от других слов, так как предлоги – тоже слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

  1. Выпиши слово и предлог.
  2. Поставь между ними вопрос и другое подходящее слово.
  3. Предлог подчеркни.

Образец: в саду - в (каком?) в городском саду.

  1. Правописание приставок.

Приставки пишутся слитно со словом, между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Правописание приставок надо запомнить.Правописание приставок не изменяется.

Приставки З- в русском языке не бывает.

Исключения составляют приставки раз-(рас-), из-( ис-), без -( бес-), воз- (вос-), вз- ( вс-). Перед звонкими согласными в приставке пишется буква З, перед глухими согласными буква С.

  1. Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень слова
  2. Образуй от этого слова 3 однокоренных слова с разными приставками.
  3. Напиши ещё два слова с этой приставкой.

Образец: написал – записал, приписал, списал,   написал- наливал, нашёл

Приставки с буквой А: ЗА-, НА-,НАД-

Приставки с буквой О: О-, ОБ.ОБО-, ОТ-, ОТО-, ПО-,ПОД-,ПОДО-,СО-,ДО-, ПРО-.

Приставка ПРИ- значение приблизить: приехать, принести

Приставка ПРЕ- значение очень: прекрасный ( очень красивый), премудрый( очень мудрый)

  1. Правописание суффиксов.

Правописание суффиксов надо запомнить.

  1. Узнайте в учебнике, словаре, у учителя, как пишется суффикс.
  2. Напишите слово правильно, выделите суффикс.

Образец: беленький

  1. Предложения с союзами А, НО, И.

Союзы пишутся отдельно от других слов.

Перед союзами А, НО всегда ставится запятая.

Образец: Солнце светит, но не греет.

                 Ночью темно, а днём светло.

 Перед  одиночным союзом И запятая не ставится.  

                   Аня и Таня дружат давно.

Если в предложении более одного союза И,  то запятые ставятся перед вторым и последующими союзами.

                  На лугу расцвели колокольчики и ромашки, и васильки, и лютики.

            Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены  

            союзами.

                Ребята купались, загорали.

Сложное предложение состоит из двух или несколько простых предложений. Простые предложения в составе сложного обычно на письме разделяются запятыми.

                  Ветер разогнал тучи, небо прояснилось.

                 Ветер разогнал тучи, и небо прояснилось.

Выпиши предложение и подчеркни слова, между которыми стоит союз, обведи цветом союз и подчеркни его. Придумай ещё 2 случая написания слов с союзами.

  1. Сложные слова.

В некоторых словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные О,Е.

1.Выпиши слово. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную и выдели её цветом.

2. Напиши ещё 3 сложных слова.

Образец: пароход, самолёт, пулемёт, свежемороженый.

  1. Гласные О,Ё,Е после шипящих в корне слова.

Если в корне после шипящего слышится под ударением О, то надо писать         Ё.

Проверить написание можно, подобрав однокоренные слова так, чтобы после шипящего слышалась Е.

Исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон, трущоба, чопорный, шорник.

  1. Выпиши правильно слово. Подчеркни орфограмму и выдели её цветом.
  2. Запиши если возможно проверочное однокоренное слово.

Образец: шёл- шедший, чёрный - чернеть, жёлтый  -желтеть

  1. Безударные падежные окончания существительных единственного числа.

 

1скл .ж.р и м.р –а ,- я

2скл с.р.-о ,- е ;  м.р -

3скл ж.р. -  ь

Родительный падеж

             и

            а            я

                  и

Дательный падеж

             е

             у          ю

                  и

Предложный падеж

            е

                   е

                  и

  1. Найди слово от которого зависит имя существительное. Поставь вопрос.
  2. Определи склонение имени существительного ( в ед.ч) и падеж ( по вопросу и предлогу).
  3. Вспомни окончание имени существительного в этой форме.
  4. Запиши окончание данного существительного выдели его цветом.

Образец: шёл ( по чему?) по дороге - сущ, ед.ч, ж.р, 1-скл,Д.п., по дороге, окончание Е.

  1. Безударные падежные окончания прилагательных.

Окончания прилагательных нужно проверять вопросом во всех падежах.

М.р

Какой?чей?

-ой, -ый,-ий

Ж.р

Какая? Чья?

-ая, -яя

С.р.

Какое? Чьё?

-ое,-ее

Мн.ч

Какие? Чьи?

-ие,-ые

          Д.п.  Какому? –ому,-ему      Р.п. Какого?-ого,-его     Т.п. Каким? – им,ым          П.п.Каком? – ом,-ем

  1. Выпиши прилагательное с именем существительным, к которому оно  относится.
  2. Задай вопрос к имени прилагательному. Определи род, число, падеж. По окончанию вопроса запиши окончание прилагательного (кроме именительного и винительного падежа м.р.) и выдели его.

Образец: по льду ( какому?) крепкому - м.р., ед.ч, Д.п – ому; на лед ( какой?) крепкий –м.р, ед.ч, В.п, - ий

  1. Безударные личные окончания глаголов.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Неопределённая форма отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?.Если у глагола безударное окончание, то нужно:

  1. Поставить глагол в неопределённую форму;
  2. Определить, какая гласная стоит перед суффиксом ТЬ:

что делать? бегать ( 1 спр)

что делать? построить ( 2 спр).

К 1 спряжению относятся все глаголы на ЕТЬ, -АТЬ, - ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ и глаголы – исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Ко 2 спряжению относятся глаголы на ИТЬ и 11 глаголов исключения:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ.

Лицо

1 спр.

2 спр

  1. Я
  2. ты
  3. он, она, оно

-у,-ю

-ешь,-ёшь

-ет,-ёт

-у,-ю

-ишь

-ит

  1. мы
  2. вы
  3. они

-ем,ём

-ете,-ёте

-ут,-ют

-им

-ите

-ат,-ят

  1. Выпиши глагол правильно. Выдели в нём окончание.
  2. Поставь глагол в неопределённую форму.
  3. Определи спряжение (не забудь о глаголах исключениях)
  4. Определи лицо и число.

Образец: пишет, н.ф- писать, не иск., 1 спр, 3 лицо, ед.ч.

                 строим,н.ф-строить, не искл., 2 спр, 1 лицо, мн.ч

                 бреешь н.ф-брить, иск., 1 спр, 2 лицо, ед.ч.

  1. Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного числа.

В конце глаголов настоящего и будущего времени 2-го лица ед.ч пишется мягкий знак: учишь, поёшь.

  1. Выпиши глагол.
  2. Выдели окончание другим цветом.
  3. Определи лицо, время, число глагола.
  4. Напиши ещё 3 слова на это правило.

Образец: играешь  - 2-е лицо, ед.ч., наст.вр.

  1. Не с глаголами.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно: не спеши,  не груби, кроме тех слов которые без не не употребляются: ненавидеть, недоумевать и др.

1.Выпиши слово с частицей НЕ, подчеркни частицу НЕ.      

2. Напиши ещё 2 глагола на это правило.

Образец: не увидела, не нашёл, не приехал.

  1. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? то в глаголах пишется ТЬСЯ ( с мягким знаком как в вопросе).

Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? то в глаголах пишется ТСЯ ( без мягкого знака, так как в вопросе его нет)

  1. Выпиши глагол.
  2. Поставь к нему вопрос.
  3. Определи время глагола.
  4. Придумай ещё два глагола на это правило.
  5. Подчеркни мягкий знак.

Образец: купается( что делает?) –наст.вр.

                 купаться ( что делать?) – н.ф.

                искупаться ( что сделать?) – б.вр.

  1. Местоимение. Правописание предлогов с местоимениями.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

1-е лицо- я, мы

2-е лицо- ты, ты

3-лицо- он, она, оно, они.

Местоимения бывают мн.ч и ед.ч.

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

К местоимению 3-го лица прибавляется буква Н: ПОДОШЁЛ К НЕМУ.

  1. Выпиши местоимение.
  2. Поставить подходящие предлоги. Между местоимением и предлогом поставь вопрос.
  3. Подчеркни предлог.
  4. Напиши новое предложение с этим местоимением. Подчеркни местоимение.

Образец: с нами ; с ( кем?) нами; за нами, перед нами

                   В поход с нами пошли учителя.

  1. Правописание наречий.

Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК? ОТКУДА? И обозначает МЕСТО, ВРЕМЯ, ИЛИ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ.

Наречия пишутся в одно слово с приставками: вдали, внизу, назавтра.

Если наречие отвечает на вопрос КАК?, то в конце пишется О: великолепно, скоро, красиво.

  1. Выпиши наречие.
  2. Выдели орфограмму.

Образец: быстро (как?), весело, смешно.

                 Вверху (где?), издалека (откуда?), вправо ( када?)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Боровикова Е.В. – МБОУЯСШ №4, г. Ярцево

 (1 категория)

  1. Коляда Е.В. – МБОУЯСШ №4, г. Ярцево

(высшая категория)

  1. Кускова М.В. – МБОУ Касплянская СОШ, Смоленский район (1 категория)
  2. Мильченко Е.В. – МБОУЯСШ №4, г. Ярцево

(высшая категория)

  1. Лакмакова Л.Н. – МБОУ Сыр-Липецкая СШ, Смоленский район (1 категория)

Проект урока

 русского языка в 3 классе по теме

 «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

 (3 класс УМК «Школа России» В.П Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык. 3 класс.1,

2 часть)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: 

  • познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных;
  • узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих;
  • мотивировать необходимость получения знаний;
  • воспитывать культуру речи;
  • формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
  • развивать умение действовать самостоятельно и в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, листочки, учебник, тетрадь, фишки (за каждый правильный ответ или верно выполненное задание ученики получают фишки).

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Подтянулись, взялись за руки, улыбнулись друг другу, пожелали друг другу удачи на уроке.

2.Актуализация опорных знаний

- Отгадайте загадки, определите род имён существительных (отгадок).

* Четыре брата под одной шапкой живут. (Стол) (Слайд 1)

* Принялась она за дело. Завизжала и запела.

   Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) (Слайд 2)

* Висит, болтается, всяк за него хватается. (Полотенце) (Слайд 3)

- Ребята, скажите, как определить род имени существительного?

- А сейчас отгадайте ещё несколько загадок, а отгадки запишите в тетрадь.

* Четвёртый месяц как шагнёт, так с треском лопается лёд. (Апрель)

* Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне? (Почтальон)

* Зимой много ест, а летом много спит,

Тело тёплое, а крови нет.

Сесть на неё сядешь, а не свезёт. (Печь) (Слайд 4)

- Что общего в записанных словах? (- В каждом слове есть мягкий знак)

- Одинаковую ли работу он выполняет? (- Нет. В первом слове он обозначает мягкость согласного, а во втором является разделительным)

- А какую работу мягкий знак выполняет в слове «печь»? (- Не знаем ещё)

3.Постановка учебной задачи

- Об этом вы и узнаете сегодня на уроке, а тему урока назовём, выполнив следующее задание.

- Спишите данные слова, определите, какой частью речи они являются. (Слайд 5. Слова: нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ)

- Произнесите последний звук в каждом слове. Что знаете про эти звуки? (- Они называются шипящими)

- Что необычного заметили в написании слов? (- В одних словах есть мягкий знак на конце, а в других нет)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

- Какая цель у нас с вами? (- Научиться писать мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

4.Нахождение способов решения учебной задачи

 - Как вы думаете, когда будем писать мягкий знак на конце имён существительных после шипящих, а когда нет? (- Не знаем)

- Чтобы это узнать, определите род записанных вами имён существительных.

- Что заметили? Теперь можете ответить, когда будем писать мягкий знак на конце имён существительных после шипящих, а когда нет? (- Да. У имён существительных женского рода он пишется, а у имён существительных мужского рода нет)

- Проверьте себя по учебнику. (Учебник с.31)

5.Первичное закрепление изученного материала

1) На доске запись: «Умная реч. слаще мёда. Верный товарищ. – половина дороги»

(Слайд 6)

- Объясните смысл пословиц. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- Спишите пословицу, которая вам больше понравилась.

Офтальмотренаж (презентация «Зрительная гимнастика»). Разминка для пальцев

2) Работа в группах (объединяются по 2 парты). Каждая группа получает карточку со словами по теме. Одним группам надо выбрать слова с мягким знаком после шипящих, другим – без мягкого знака. (На карточках слова:

 луч., карандаш., врач., ландыш., ёж., кирпич., борщ., ералаш., багаж., вещ., тиш., ноч., рож., печ., доч., дич., мыш., тиш..)

 Работа сверяется с образцом (Слайд 7)

6.Включение нового знания в систему знаний

Самостоятельное выполнение упражнения 53. Самопроверка.

Выставление отметок

- Вы хорошо потрудились на уроке. Подсчитайте, сколько у каждого фишек. Кто набрал 5 и более – получает за урок пять! У кого 4 фишки – четыре!

7.Подведение итогов урока

- Ребята, вспомните тему нашего урока. Какой была цель урока? Что узнали? Чему научились?

8.Домашнее задание

Правило с.31, упражнение 56.

9. Рефлексия

- Ребята, давайте наполним корзинки листочками со словами с мягким знаком после шипящих и без него. Чтобы вам было легче, предлагаю подсказку.

Так запомним — род мужской

 Гонит Мягкий Знак метлой.

 Женский род — наоборот,

 Мягкий Знак в друзья берёт. (Слайд 8)

 (Ученики пишут на листочке одно слово и кладут в соответствующую корзинку)