Эссе

Башта Марина Николаевна

В данном разделе вы сможете прочитать моё Эссе на тему "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_esse_1_0.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя английского языка МБОУ СОШ № 15

Башта Марина Николаевна

на тему: «Я – УЧИТЕЛЬ»

Учителю громкую оду 
Петь будут во все времена! 
Учитель сродни небосводу! 
Учитель — реки глубина

(Л. Ткаченко)

  Почему я выбрала  эту нелёгкую, суетливую, шумную, нервную, но до боли любимую профессию? А всё очень просто - это моё призвание, моя судьба, мой первый осознанный самостоятельный выбор. Мои родители дали мне возможность выбирать. И я сама сделала выбор.  Я - учитель. Почему я выбрала именно профессию учителя английского языка? Это случилось в далёком 2001 году, когда я заканчивала школу. Мой одноклассник до слёз обидел мою лучшую подругу, и наш учитель  географии (именно она посоветовала мне стать учителем), чтобы разрешить конфликт, воспользовалась очень хорошим педагогическим приёмом (это я сейчас понимаю)  - рассказала нам притчу «О языке»:

- Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: «Почему Эзоп подает только языки?». Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

   Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Притча закончилась. Своей цели педагог достиг. Конфликт разрешился, а я определилась с выбором будущей профессии.

Услышав эту притчу, я задумалась о том,  чтобы связать свою судьбу именно с языком, потому что нет ничего лучше языка. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучше средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Язык - это орудие дружбы, и с тех пор, как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах. Но главное - язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям. В моём случае -  это мои ученики.

     Кто такой учитель? Какой он? Он, творец, скульптор, который формирует самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Каким он должен быть совершенный учитель? Лев Толстой когда-то сказал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". 

     Сейчас я чётко понимаю, что быть учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты.

Учитель должен подготовить ребёнка к настоящей жизни, чтобы каждый, выйдя из стен школы, смог легко и быстро войти во взрослую самостоятельную жизнь, сумел найти своё место в обществе и стал достойным гражданином своей страны.

Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личные качества, которые необходимы для успешной самореализации –вот моя задача, как учителя.

И я хочу творить, служить нашей не простой профессии, я хочу конструировать, разрабатывать технологии, совершенствовать этот сложный процесс – процесс всестороннего развития человека.

Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками. Понимание необходимости переориентировать детей на продуктивную образовательную деятельность побуждают меня к поиску новых подходов к преподаванию английского языка.         

Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что-то, и они добивались бы этого самостоятельно. Важно не только научить, но и заинтересовать учащихся.

 Поэтому в своей деятельности внедряю новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы, один из них метод проектов. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Именно поэтому  ребят привлекают проектные работы. Одна из таких работ для учащихся 10 класса «Фестиваль субкультур», так их увлекла, что они решили перевоплотиться в своих героев. Очень необычно было видеть тихоню и  отличника Андрея в образе гота, а всегда сдержанного Александра в костюме хиппи. Я думаю, что эта работа оставила массу впечатлений не только у меня, но и у детей.

Метод проектов переплетается ещё с одной современной технологией - технологией сотрудничества. При изучении алфавита во 2 классе мои ученики выполняли свой первый проект, это была небольшая работа, содержащая  минимум текста на английском языке и требующая  от них в основном работы с иллюстрациями. Но при этом ученик отвечал не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся старались выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные ученики стремились, чтобы слабые учащиеся правильно и качественно выполняли работу. Увидев, результат их работы – книгу «Английский алфавит», я ещё раз вспомнила о словах Ушинского о необходимости развития творческого потенциала учащихся, создания для ученика ситуации успеха: «Успешная деятельность учащихся всегда приятна ребёнку, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы доставить ему такой успех в той области деятельности, в которую он его хочет ввести». 

Очень важно трудиться с удовольствием, создавать что-то полезное для общества. Своих учеников нужно воспитывать тоже в соответствии с этими правилами. Каждый человек старается прожить жизнь так, как его в свое время учили родители, близкие люди. Одно дело стойко выстоять перед трудностями, не сломиться, другое – прогнуться под ними, совершить какой-то плохой поступок, который потом будет преследовать всю жизнь. Человеком нужно оставаться до самого конца, как бы тяжело ни было. Заканчивая свои рассуждения, я хочу сказать, что я пришла в школу, стала учителем - наверное, это всё-таки не случайно.

Я люблю свою профессию, горжусь ею. И я точно знаю, что каждый год 1 сентября у меня будет предательски сжиматься сердце, когда будет звенеть Первый звонок.

Нам не дано предугадать

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, 

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано прдугадать, 

Но мы обязаны стремиться!

                      (Ф. Тютчев)