Программа "ПОНИ" ( ПОзнай Науку Интересно)

Семенова Марина Владиславовна

 

Тема: «Война 1812 года.

Героические страницы Российской истории».

 

 

Разработка урока, проведённого в 4-Б классе 01.09.2012г.

учителем Семёновой М.В.

 

Ход урока:

1)     Организационный момент.

2)     Прослушивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки…»

Деятельность учителя:

Деятельность детей:

- Как вы думаете, о чём эта песня?

- Какой войны приближается юбилейная дата?

- Сколько лет исполняется с тех славных героических событий того времени?

- Что вам известно об этой войне?

- В этом году наша страна отмечает много славных дат. Одна из них - 200-летие Отечественной войны 1812 года. Эта дата в нашей истории имеет важное значение. Она знаменует единство российского народа. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине.

 - Хотите узнать о войне 1812 года больше?

Вашему вниманию предлагается слайд-фильм…

 

- о войне

- войны 1812 года

 

- 200 лет

 

- ответы детей

3)     Просмотр слайд-фильма «Война 1812 года».

4)     Викторина по войне 1812 года.  Дети работают в группах. Блиц-опрос:

1. Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл». Назовите известную русскую пословицу, которая в более простой и понятной форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона. (каждый солдат мечтает стать генералом)

2. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г., при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 г., у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: «Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества. (М.И.Кутузов)

3. В ходе Отечественной войны 1812 г. русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров — выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? (Подобные трагические случайности происходили оттого, что русские офицеры-дворяне общались между собой только по-французски)

4. При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно часто попадали в плен к русским крестьянам и партизанам. Выходя с поднятыми вверх руками, французы, как правило, произносили по-французски: «Шер ами!» (т.е. «дорогой друг»), чтобы максимально, по их понятиям, расположить к себе русских. Крестьяне так часто слышали эти слова, что, слегка переиначив и соединив их на свой лад, стали называть так оборванных и голодных французов. Назовите это по-прежнему популярное, в России слово. (шеромыжниками)

5. В Париже на Монмартре есть кабачок «Матушка Катрин». Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы «пропустить» рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось в 1815 г. именно потому, что русские казаки очень спешили? (бистро. Русские казаки, стараясь не попасть на глаза своему начальству, очень спешили и поторапливали персонал этого кабачка словами:“Быстро! Быстрее!”. С тех пор во многих странах мира есть заведения быстрого обслуживания посетителей, которые так и называются – “Бистро”)

6. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

7. В «Записках» И. Жиркевича («Русская старина», 1874 г.) имеется один примечательный эпизод, характеризующий прекрасное расположение духа Кутузова после удачного сражения 4-6 ноября 1812 г. при Красном (французы потеряли до 6 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными). Фельдмаршал в присутствии собравшихся офицеров достал из кармана и прочитал присланную ему лично Иваном Андреевичем Крыловым новую басню. Предположите, какая именно басня Крылова так понравилась Кутузову, что ему даже пришлось, сняв шляпу, указать на свои седые волосы, дабы тем подчеркнуть сходство описанных в басне событий с реальным положением дел для Наполеона в конце войны? (волк на псарне)

8. Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 г. заключалась не только в том, что он ещё перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в «Болтай да и только»? (Барклай де Толли)

9.  Что такое редут? (земляное укрепление) 

10. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

11.Что было причиной пожара в Москве в 1812 году? (сдача французам пустого города)

12.  Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

13. Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: “Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблен… нашей верной союзницей”. Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось? (Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России.)

14. Где возведен Храм Христа Спасителя возведённый в честь победы в войне 1812 года? (в Москве)

15) Какое важное решение было принято на военном совете в Филях? (Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению).

16) Как назывались военные формирования, создававшиеся во время Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?   (Народное ополчение).

17) Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите ее.  (Василиса Кожина, крестьянка, старостиха хутора Горшкова  Смоленской губернии).

18) Где находится усыпальница М.И. Кутузова?   (В Казанском Соборе Санкт-Петербурга (на Невском проспекте).

5) «Галерея славы».

- На основании увиденного в слайд-фильме узнайте и назовите героев войны 1812 года…

Работа по группам…

6)Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Спасибо всем за внимание и работу. -Кому из вас на занятии сегодня было интересно? – Что понравилось больше всего? –Кто из героев запомнился? – Какое из событий того времени?

- А теперь,  давайте выберем своего героя на этом занятии, того, кто отличился своей работой, своими знаниями больше остальных… У вас на партах маленькие медали, отдайте её тому, кто на ваш взгляд достоин.

 -Ребята, если вас заинтересовала эта тема, подготовьте рассказ-сообщение о том герое войны 1812г., чьё имя сегодня не прозвучало. С выбором я вам помогу.  Дети тянут имя героя, как жребий.

ДУРОВА  Надежда Андреевна (1783-1866 гг.)


Первая в России женщина-офицер («кавалерист-девица») штабс-ротмистр, писатель. Дочь гусарского ротмистра. В 1806 году, переодевшись в мужское платье, бежала из дома и, выдав себя за помещичьего сына, была зачислена в Конно-Польский уланский полк. Участвовала в войне с Францией в 1807 году, за храбрость произведена императором Александром I в офицеры под именем Александра Александрова. Затем служила в Мариупольском гусарском, а с 1811 года в Литовском уланском полках. Участница Отечественной войны 1812 года (контужена в ходе Бородинского сражения) и военных компаний 1813-1814 годов. Отличилась в сражениях под Гутштадтом, Гельзбергом, Фридландом, Смоленском и Бородино. Была орденоносцем у фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1816 году уволилась с военной службы, занималась литературной деятельностью. Автор нескольких романов и повестей, а также воспоминаний, отрывки из которых печатались в 1836 году в журнале «Современник» с предисловием А.С. Пушкина.

КОЖИНА  Василиса (приблизительно 1780-1840 гг.)

Легендарная партизанка Отечественной войны 1812 года. Во время французского нашествия организовала в Сычевском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Вооруженные захваченным у врага оружием, косами, вилами, партизаны под ее руководством несли охрану селений, оказывали сопротивление французским фуражирам, нападали на отставшие обозы, отдельные малочисленные группы и одиночных солдат противника. Отряд Кожиной свои действия согласовывал с действиями соседних отрядов. Захваченных в плен французских солдат партизаны доставляли к ближайшим армейским постам, одновременно сообщали командованию Русской армии о численности и расположении наполеоновских войск. Увеличившись за счет жителей соседних сел, отряд Кожиной стал наносить существенный урон французским войскам. За смелые, патриотические действия по защите Отечества от иноземных захватчиков была награждена медалью «В память Отечественной войны 1812 года».

     КУРИН    Герасим Матвеевич                (1777-1850 гг.)

Организатор и руководитель крупного партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны 1812 года в тылу наполеоновских войск в районе нынешних городов Павловский Посад и Ногинск (Богородск) Московской области. Отряд состоял из 5300 пеших и 500 конных крестьян-партизан. Народные мстители оказывали сопротивление французским фуражирам, уничтожали команды грабителей, захватывали обозы с оружием, военным имуществом и продовольствием. В результате семи столкновений с наполеоновскими войсками Курин захватил в плен много французских солдат, 3 пушки. После войны к отряду Курина было привлечено широкое общественное внимание. За храбрость он был награжден Георгиевским крестом 1-й степени и медалью «В память Отечественно войны 1812 года». Курин был в числе должностных лиц и наиболее уважаемых местных жителей, скрепивших своею подписью Акт об открытии Павловского Посада, образовавшегося из села Павлова и смежных с ним четырех деревень в 1844 году.  

 

 

Способы формирования игровых

команд и выбора их капитанов

Цель:  организовать быстро и чётко такой этап проведения игры, как деление коллектива учащихся на игровые, творческие группы (команды) и выбор их капитанов. 

Задачи:

1.     Поддержание эмоционально благоприятного климата в детском коллективе;

2.     Создание ситуации «пробы сил» для каждого ребенка;

3.     Выявление детей-лидеров;

4.     Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;

5.     Упрочение контактов среди учащихся на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.

Формирование игровых команд (групп).

    Эта процедура не должна носить формальный характер. От того, насколько правильно будет осуществлена разбивка на группы, зависит эффективность работы в целом. Осуществляя деление участников на группы, следует руководствоваться следующими правилами:

- общее число групп не должно превышать трех или четырех, в противном случае работа на следующих этапах игры может быть затруднена;

- количество участников в группах также не должно быть слишком большим (пять или шесть человек);

- при разбивке иногда желательно учитывать два фактора: первый - симпатии, антипатии в коллективе, второй - чтобы в каждой группе был хотя бы один лидер;

- нет необходимости разбивать детей на группы до начала занятия (игры).

      После того, как группы сформированы, ведущий должен рассказать о том, как будет проходить работа в группах. При необходимости он должен дать некоторые пояснения или комментарии к ходу самой игры.

 

Способы разбивки на группы:

1.     Расчёт «На первый, второй, третий, четвёртый…»,

2.     По дням рождений (объединяются в одну группу, дети рожденные осенью, во вторую рожденные зимой, в третью – весной, в четвертую – летом);

3.      По цвету глаз (голубоглазые — одна группа, сероглазые — вторая группа и т.д.);

4.     Жеребьёвка: 

         - По фигурам.

         Для данной разбивки требуется выдать детям различные   геометрические фигуры, которые и будут основанием для разбивки. Детям предлагается найти тех, у кого геометрическая фигура такого же цвета (формы или размера),

        - По звукоподражаниям.

         На карточках 5 цветов, записываются названия домашних животных. Получая карточку участники находят друг друга произнося звуки ( на ваше усмотрение - движения) этого животного. После сигнала ведущего: «Начали!», все участники закрывают глаза, и произносят звуки, пытаясь найти своих сородичей. Итогом игры является объединение всех участников в мини-группы.

         - Нужно вытащить палочки одинаковой длины или цвета.

5.      По заголовкам детских журналов (вырезается несколько заголовков журналов, каждый из них разрезается на необходимое количество частей) и т.д.

6.     «Собери открытку». По кусочкам открытки. Открытка разрезается по количеству детей, которое должно быть в группе. Задача детей — собрать открытку.

7.     «Цветные буквы». Подготавливаются карточки по числу участников с буквами разных цветов, так, чтобы буквы одного цвета составлялись в слово. Число букв  в слове равно числу участников в команде.

8.     «Компас». Ведущий стоит спиной, сзади подходит ребенок и кладет руку ему на плечо и ведущий  говорит север, запад, юг или восток.

9.     «Молекулы». Задача: Это упражнение дает возможность не только разбиться на команды, но и подвигаться, отдохнуть.  Инструкция: «Представьте себе, что все мы атомы, которые движутся в хаотичном порядке. Когда холодно, атомы движутся медленно, когда тепло – скорость их движения увеличивается, когда жарко – они движутся еще быстрее. Иногда атомы объединяются в молекулы, а потом опять разлетаются в разные стороны. И так происходит постоянно. Сейчас мы все начнем двигаться, как атомы в хаосе». Ведущий может командовать: «Холодно», «Жарко», «В молекулы по три атома», «Хаос», «В молекулы по пять атомов» и т.д. Последнее количество атомов в молекуле должно быть таким, чтобы все участники разделились на нужное число команд.

10.  «По цепочке»: выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем – четвертого и т.д.

11.  «Что в имени тебе моем?».  Составить команды по количеству букв в имени, близости или сходству первых букв фамилии, количеству гласных и согласных в имени.

12.  «Колесо фортуны». Каждый участник игры сам выбирает себе шарик, карандаш (для выполнения заданий), наклейку или конфету какого-либо цвета. Тем самым, определяется  группа, в которой он будет играть.

 

Выбор капитана тоже важная часть игры. Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, в некоторых играх можно использовать случайный выбор капитана команды. Способы случайного выбора капитанов игровых групп:

1.     «Весёлый бубен». Каждой команде дается бубен (погремушка). Под музыку дети передают бубен (погремушку) по кругу. Как только музыка прекращается тот, у кого в руках оказывается игрушка, становится капитаном.

2.     «Красная кнопка». На столе для каждой команды приготавливается педагогом листок бумаги, с нарисованным красным кружком. Включается музыка, дети слушают, сложа руки на парте. Как только музыка прекращается, каждый должен положить руку на «красную кнопку». Тот,  чья рука на самом верху (или внизу) становится капитаном.

3.     «Равновесие». Участников каждой команды просят встать на носок любой ноги, руки на поясе. Тот, кто устоит дольше других – капитан.

4.     «Нарисуй кружок». Детям всех команд  раздают по листу бумаги, просят подписать и нарисовать круг. В каждой команде определяется обладатель самого ровного (или самого большого круга), он становиться капитаном.

5.     «Жеребьёвка». Участникам каждой команды предлагается взять из коробочки жетон. Если на жетоне участник находит букву К, то становится капитаном.

 

Если выбор капитана не может быть случайным, то детям предлагается выбрать капитана в группе самим. Избрание капитана также может осуществить и педагог, загадав загадку (или задав вопрос) по теме игры всем в команде. Тот из детей, кто первый правильно ответит  -  становится капитаном.