Программа профилактики моторной дисграфии

Семенова Марина Владиславовна

Моторная и оптическая дисграфия

 

   Сегодня в методических рекомендациях к логопедической работе не всегда учитываются психофизиологические особенности многих детей с дисграфией: низкое внимание, неполноценная слухоречевая память, недостаточный уровень развития абстрактного мышления, гиперактивность детей. Существенно помогают в логопедической работе и дополняют представления логопедов о дисграфии и методах ее преодоления исследования специалистов смежных профессий. Выделяют ряд причин возникновения дисграфии: нарушения неврологического характера, аффективные потрясения, недостаток знаний у ребенка, недостаточность его моторного развития. Группы риска детей, предрасположенных к дисграфии, – это леворукие дети, скрытые левши, дети с задержкой развития устной речи, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

  Анализ научно-методического материала и практический опыт работы  показал, что, несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи, его освещение носит фрагментарный характер. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика: ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедленные и неловкие. За этой неловкостью нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замеченные родителями, но требующие неотложного внимания. Поэтому очень важно «привести в порядок» ручную моторику ребенка в раннем дошкольном возрасте. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. У ребенка к старшему дошкольному возрасту не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании узелков и шнурков на обуви.

      Дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1) ориентироваться на сенсорные эталоны;

2) узнавать предметы по заданным признакам;

3) сравнивать предметы по внешним признакам;

4) классифицировать предметы по форме, цвету, величине, назначению;

5) практически определять признаки и свойства явлений;

6) ориентироваться в пространстве и времени;

7) опосредовать свою деятельность речью.

   Программа профилактики оптической и моторной дисграфии у дошк-ов и мл-их школьников:

1. Выполнение действий и движений по инструкции, согласованность действий и движений разных частей тела (поворот – бросок, наклон – поворот).

2. Восприятие пространства:

– на собственном теле (правая нога – левая рука; использование прищепок, резинок);

– расположение предметов в пространстве (справа – слева, верх – низ); – движение в заданном направлении.

3. Пространственная ориентировка на листе бумаги: центр, верх, низ, левая, правая сторона; расположение фишек (геометрических фигур) по речевой инструкции, перемещение

их по листу бумаги; составление композиций на листе из полосок, геометрических фигур.

4. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев:

– упражнения по удержанию ручки, карандаша; пальчиковая гимнастика; – координация рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков);  – рисование, обводка, штриховка по трафарету; – работа с бумагой (сгибание) и ножницами (вырезание).

5. Восприятие времени: сутки, части суток – через графические модели, смена временных представлений: сегодня, завтра, вчера.

6. Тактильно_двигательное восприятие: определение на ощупь – плоскостные и объемные фигуры, определение их величины – работа с пластилином.

7. Кинестетическое и кинетическое развитие: формирование ощущений от различных поз и движений тела – верхних и нижних конечностей, головы; выполнение упражнений по изменению положения разных частей тела; имитация повадок различных зверей; игра на музыкальных инстру

ментах.

8. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов: геометрические плоскостные фигуры; выделение признака формы, классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные и т.д.); сопоставление двух предметов по ширине, высоте, толщине, длине и их обозначение словом; различение и выделение основных цветов; конструирование

из геометрических фигур и разрезного материала.

9. Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти: различение звуков окружающей среды (стук, гудение, жужжание; музыкальных инструментов; речевых и неречевых

звуков, подражание им); обследование предметов из 2–3 деталей, нахождение отличительных признаков, лишних предметов. Упражнения по профилактике и коррекции зрения.

10. Изображение различных предметов:

– исполненных с помощью «штриха». Требования к рисунку штрихом: _ формат – бумажный альбомный лист;  _ шероховатая текстура бумаги;  _ простой карандаш, шариковая ручка, гелиевые ручки, цветные карандаши; _ перьевые ручки с тушью; _ индивидуальная форма занятий;

– «волшебный грибок»; – дорисуй по точкам; – рисование животных через геометрические фигуры.

11. Раскраски, прописи по подготовке к письму.

Раскраски как этап работы по подготовке к письму появляются в старшей группе:

– раскраски по лексическим темам (прочнее усваивается лексический материал);

– раскраски с кодированием цвета (рисунок разделен линиями);

– раскраски с заданиями (дорисовать грибок, цветок и т.д.);  – дорисовывание деталей (части машин, одежды);

– зеркальное дорисовывание (два цыпленка бегущих навстречу друг другу);

– дорисовывание половинки рисунка (с осью симметрии);

– раскраска с заданием (только раскрасить фрукты);

– раскраски с дорисовыванием (часть рисунка сделана пунктиром или точками).

12. Рисунки по клеточкам:

– продолжение строчки до конца.

Сначала простые рисунки в одну клеточку, затем 2х2; – продолжение орнамента;

– зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;

– дорисовывание по клеточкам 2_й половины рисунка; – графические диктанты;

– графические примеры (треугольник сверху плюс треугольник снизу – получилась ёлочка);

– кодирование букв; – восстановление орнамента.

13. Плетение в 3 пряди на шнурках, веревочках, нитках, на полосках серпантина и синтетической тесьме из цветочного магазина (для коврика, куклы из соломы и ниток, браслета, шнурка для волос, пояска для куклы, уздечки для лошади, веревочки для санок, машин и т.д.).

14. Пантомимические фигуры.

15. Тренировка артикуляционного аппарата и пальчиков, сочетая упражнения артгимнастики и движения кистей рук – развиваем координацию движений органов артаппарата и мелкой моторики, распределяем внимание, саморегуляцию. Вначале учимся сочетать движения органов артикуляции с движением одной руки, постепенно переходим на движения двух рук. Необходимым условием является точность.

16. Формирование тактильно_двгательного восприятия:

– лепка (глина, пластилин, тесто); – аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга и т.д.);

– оригами; – игры с крупной и мелкой мозаикой; – конструкторы; – массаж (мячи, валики, бумага):

_ «сухой душ» – шатер из лент, веревочек, пластмассовых палочек (трогать их, перебирать, касаться лицом – стимулирует тактильное ощущение, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве); _ игровые панно из съемных деталей – грибок, елка с игрушками на

кнопках, пуговицах, липучках (дети испытывают различные тактильные ощущения, познавая качество материала через упражнения в моделировании пространственных отношений); _ игры с «шершавой» бумагой – цифры, буквы; _ массажные щетки, рукавички, массажные валики, электромассажеры;

_ предметы_заместители (прищепки);

_ развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серии различных движений (по типу пробы Хеда); _ графический диктант.

17. Пальчиковая гимнастика повышает тактильную чувствительность.

Таким образом, гармоничное сочетание разнообразных форм, размеров, фактур, цвета, качества предметов позволяет детям освоить новые ощущения, создают эмоциональный настрой, развивают тактильную чувствительность. Успешность и эффективность коррекционной работы во многом определяет системность ее проведения: в учебном процессе – логопедом и педагогом;

в повседневной жизни – родителями.

По мнению профессора Н.Н. Бернштейна, в акте письма идет «прилаживание» к пространству: квалифицированная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линеек и т.п.

Профилактика и коррекция дисграфии чаще всего возможны только при условии систематических ежедневных занятий дома в течение длительного периода времени. Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, поскольку успехи появляются не сразу. В семьях,

где не приходится рассчитывать на помощь, следует выбирать формы и методы внесемейной коррекции (специализированные детские сады, школы). Конечная цель коррекции ребенка с дисграфией – повышение его адаптационных возможностей.

Дисграфия представляет собой не какое-то самостоятельное нарушение, а является одним из наиболее поздних и как бы «завершающих» симптомов серьезного и довольно сложного синдрома, сопровождающего ребенка с момента его рождения.