Методическое объединение

Подрезова Ирина Ивановна

На данной странице представлены материалы методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 36 г. Томска.

Кроме этого, на странице "Методическое объединение"  есть диагностические материалы (анкеты, планы), схемы анализов урока для молодых педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Анализ образовательных процессов: результаты итоговой успеваемости

класс, тип

учитель

Итоги предыдущего года

Итоги текущего года

Изменения (выше, ниже, соответствуют)

абсолютная

качественная

абсолютная

качественная

  1. Результаты годовых контрольных работ

предмет

учитель

класс

Вид работы

Кол-во выполнявших

4 и 5 (кол-во, %)

2  (кол-во, %)

  1. Взаимосвязь качественных показателей по предмету с технологиями обучения, методами и программами

учитель

класс

Наиболее продуктивные методы

Наименее продуктивные методы

  1. Анализ знаниевых дефицитов, выявленных в ходе внутришкольного контроля, причины их возникновения

класс

учитель

Знаниевые дефициты

Причины возникновения

  1. Анализ выполненных программ

предмет

учитель

класс

Кол-во часов по программе, фактически

Причины невыполнения

  1. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по предметам (олимпиады, конкурсы, конференции)

учитель

Ф.И. ребёнка

Вид деятельности

уровень

результат

  1. Участие в методической, инновационной деятельности

№ п/п

учитель

Форма участия

  1. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности

учитель

Используемые методы деятельности, типы уроков, технологии, что планируется освоить, или интересно познакомиться

  1. Участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, программах, проектах, семинарах

№ п\п

учитель

тема

дата участия

результат

  1. Проведение открытых мероприятий

№ п\п

учитель

Уровень мероприятия

Тема, форма

Степень участия

  1. Сведения о темах самообразования

учитель

Тема самообразования

Практический выход

сроки

Место представления



Предварительный просмотр:

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Критерии оценки устного ответа по литературе

         Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы. 

Оценка сочинений

         При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений  в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы.

        Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся,  их общего развития и почерка.

         Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.  

Оценка

Основные критерии оценки




Содержание и речь

Грамотность






«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.












Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или 1 грамматическая

 ошибка.







«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографическая

 и 3 пунктуационные

 ошибки;

 или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии

 орфографических

 ошибок;

 а также 2

грамматические ошибки.







«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается:  4 орфографические

и 4 пунктуационные ошибки;

 или 3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок





«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок;

 или 6 орфографических ошибок

 и 8 пунктуационных ошибок;

 или 5 орфографических ошибок

и 9 пунктуационных ошибок,

 или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

        

        «1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок.

            Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
классному руководителю

Уважаемый молодой коллега!

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

  • сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);
  • написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);
  • определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

  • учебные дела;
  • участие в общешкольных мероприятиях;
  • дела класса;
  • работа с родителями;
  • индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

  • классный журнал;
  • план воспитательной работы с классным коллективом;
  • дневники учащихся;
  • личные дела учащихся;
  • психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);
  • папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  • кабинет, закрепленный за вашим классом;
  • дни дежурства по школе;
  • график дежурства по классу;
  • список многодетных и социально не защищенных семей;
  • сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
  • сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  • распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);
  • педсоветы и совещания классных руководителей;
  • список учителей-предметников, работающих в классе;
  • расписание занятий класса;
  • состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);
  • дни рождения учеников класса по месяцам;
  • акции, в которых может принять участие класс.

http://www.resobr.ru/materials/370/5174/

П Л А Н   Р А Б О Т Ы

наставника __________

с молодым  специалистом _________ на …….. учебный год

Информационно-обучающее занятие

Дата проведения

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма проведения

Результат

Задание

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

адаптации молодого специалиста

_________________________________________________________________

                                (Ф.И.О., должность, структурное подразделение)

на  период  с___________ до _________ 201..  г.

Мероприятия  (содержание работы)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Мероприятия по введению в ОУ

1.1.

1.2.

2. Мероприятия по введению в должность

2.1.

2.2.

3. Работы и задания в рамках профессиональной деятельности

3.1.

3.2.

4. Участие в мероприятиях, организованных МО

4.1.

4.2.

5. Участие в мероприятиях, организованных ОУ

5.1.

5.2.

Молодой специалист

_____________

Учитель-наставник

_____________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития молодого специалиста

_________________________________________________________________

                                (Ф.И.О., должность, структурное подразделение)

на  период  с___________ до _________ 201..  г.

Мероприятия  (содержание работы)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1. Самообучение

1.1.

1.2.

2. Участие в конкурсе молодежных разработок

2.1.

2.2.

3. Участие в мероприятиях, организованных МО

3.1.

3.2.

4. Участие в мероприятиях, организованных ОУ

4.1.

4.2.

Молодой специалист

_____________

Учитель-наставник

_____________



Предварительный просмотр:

В помощь молодому педагогу

  1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
  2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
  3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
  4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
  5. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.
  6. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
  7. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
  8. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
  9. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.
  10. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
  11. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
  12. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
  13. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
  14. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
  15. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.
  16. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

НЕДОСТАТКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С УЧАЩИМИСЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Недостатки в работе

молодого учителя

Реакция учащихся

на недостатки

Способы преодоления

недостатка

Неумение поддерживать

внимание школьников

Отсутствие дисциплины и

работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шалят

Увлекательный рассказ; активизация учения школьников

Затруднение в распределении внимания между

всеми учащимися

Нет системы в овладении

знаниями

Прогнозирование информации

с учетом вовлечения в поиск

всех учеников; правильная

расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение

к учителю

Сочетание требовательности

с доверием

Заигрывание перед

школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность

поступков

Неумение концентрировать внимание на главном

Отсутствие стремления к

овладению информацией,

потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной  информации

Неумение соотносить существенную информацию с

содержанием учебника

Ощущение постоянной

перегрузки

Ориентация на овладение

существенной (обязательной)

информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к

восприятию информации

Постоянное нацеливание на

переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и

целеустремленности

Чередование различных видов

работы

Невыразительность речи,

неумение правильно

расставить акценты в

процессе подачи информации

Безразличное отношение к

информации учителя

Тщательное продумывание

оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление

Неумение опираться на

коллектив учащихся

Пассивное поведение части

учащихся

Постоянная конкретизация

заданий с учетом интересов и

возможностей учащихся

Недостаточное внимание

к организации домашнего

задания учащихся

Потеря ответственности в

выполнении установки

педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления

учащимися заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою

работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие

на уроке

Творческое переосмысление

методов обучения учащихся

соответственно складывающейся ситуации



Предварительный просмотр:

АНКЕТА № 1

1. Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки?

  • да
  • нет
  • частично

2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса Вы испытываете трудности?

  • в календарно-тематическом планировании
  • в проведении уроков
  • в проведении внеклассных мероприятии
  • в общении с коллегами, администрацией
  • в общении с учащимися, их родителями
  • другое (допишите)

3. Представляет ли для Вас трудность:

  • формулировка цели урока
  • выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока
  • мотивировка деятельности учащихся
  • формулирование вопросов проблемного характера
  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении
  • подготовка для учащихся задания различной степени трудности
  • активизирование учащихся в обучении
  • организация сотрудничества между учащимися
  • организация само- и взаимоконтроля учащихся
  • организация своевременного контроля и коррекции
  • развитие творческих способностей учащихся
  • другое (допишите)

 4. Каким   формам   повышения   квалификации   своей   профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую, и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора);

  • самообразованию
  • практико-ориентированному семинару
  • курсам повышения квалификации
  • мастер-классам
  • творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника
  • предметным методическим объединениям
  • другое (допишите)

5. Если бы Вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую  очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • учет и оценка знаний учащихся
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
  • урегулирование конфликтных ситуаций
  • формы работы с родителями
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
  • другое (допишите)
  1. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
  • Да, изменилось в лучшую сторону;
  • Да, изменилось в худшую сторону;
  • Нет, осталось прежним;
  • Затрудняюсь ответить;
  • Другое
  1. С какими трудностями Вы столкнулись в работе?
  2. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
  • Тревожность, неуверенность в своих силах;
  • Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
  • Пессимизм, чувство собственной неполноценности;
  • Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
  • Страх в общении с администрацией школы, родителями;
  • Другое
  1. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?



Предварительный просмотр:

АНКЕТА № 2

Раздел 1 «Социальный портрет молодого учителя»

  1. ФИО _____________________________________________________________
  2. Место работы, должность ___________________________________________
  3. Дата начала работы в образовательном учреждении, стаж    ______________
  4. Образование (образовательное учреждение, специальность, дата окончания) _________________________________________________________________

  1. Форма обучения (очная, заочная)
  2. Дата рождения ___________________________________________________
  3. Имеете ли Вы наставника? __________________________________________
  4. Недельная нагрузка по предмету _____________________________________
  5. Внеклассная (внеурочная) работа по предмету __________________________

Раздел 2 «Мотивы выбора профессии педагога» (нужные пункты отметить)

Я выбрал(а) профессию педагога, т.к.

  1. нравится содержание работы с детьми
  2. в педвуз поступить легче, чем куда-то еще
  3. пошла в педвуз «за компанию»
  4. родители решили, кем мне быть
  5. привлекателен большой отпуск
  6. хочется творческой работы
  7. последовала примеру родителей
  8. так сложились обстоятельства (случайно)
  9. огромный интерес к предмету
  10. нравится возможность творческого роста
  11. другое __________________________________________________________

Раздел 3 «Проблемы и затруднения начинающейся профессиональной деятельности»

Адаптация в ОУ протекает:

- легко, без осложнений и проблем

- с определенными трудностями

- часто бывают проблемы и конфликты

Затруднения в работе:

- постановка целей урока (занятия)

- определение структуры урока (занятия)

- отбор материала к уроку (занятию)

- выбор форм и методов урока (занятия)

- проведение самоанализа урока (занятия)

- дисциплина учащихся (организация обучающихся)

- незнание возрастной психологии

-проведение систематического контроля и учета знаний уч-ся (пед. диагностика)

- трудности в общении с обучающимися

- трудности в общении с коллегами

- отсутствие наглядных пособий

- составление учебно-методических планов

Какие вопросы теории Вы хотели бы изучить на семинарах:

- оптимизация процесса обучения

- технология современного урока (занятия)

- методика работы с домашними заданиями

- индивидуализация и дифференциация обучения

- вопросы психологии обучения

- другое

Проведение какого этапа урока (занятия) вызывает затруднения:

- опрос и проверка домашнего задания (актуализация знаний)

- объяснение нового материала (мотивация на деятельность)

- закрепление знаний

- подготовка к домашнему заданию

- подведение итогов урока (рефлексия)

Кто Вам оказывает методическую помощь:

- директор, заместитель директора по УР, НМР

- руководитель МО школы  

- наставник

- коллега

- методист

- самообразование

Какие формы работы с молодыми учителями Вы бы хотели предложить:

- общение с молодыми специалистами других школ

- общение с опытными учителями

- практические занятия

- семинары-практикумы

- другое



Предварительный просмотр:

АНКЕТА № 3

Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе.

Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:

- 5, да (препятствуют или стимулируют);

- 4, скорее да, чем нет;

- 3, и да, и нет;

- 2, скорее нет;

- 1, нет.

Препятствующие факторы:

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, смененные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к этой проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятия самообразованием.

10. Интерес к работе.

11. Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.



Предварительный просмотр:

Анкета по итогам прохождения производственной (педагогической) практики в школе

  1. Чему Вы научились за время прохождения педагогической практики?
  2. Вы обнаружили уровень своей психолого-педагогической и методической подготовки, полученный в университете, достаточным (хорошим), удовлетворительным, недостаточным для работы в школе? (Нужное подчеркните.)
  3. Какие трудности Вы испытали в своей педагогической работе во время практики? (Отметьте, пожалуйста, цифрами в порядке убывания.)
  • Отбор учебного материала.
  • Выбор методов и приемов обучения и воспитания.
  • Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
  • Контроль и оценивание учащихся на уроке.
  • Осуществление дифференциации обучения.
  • Организация учебной дисциплины и удержание внимания учащихся на уроке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • Создание у учащихся мотивации к изучению предмета.
  • Использование игровых методов и приемов обучения.
  • Создание проблемной ситуации на уроке.
  • Реализация исследовательского метода обучения.
  • Установление педагогически целесообразных отношений с учащимися.
  • Осуществление воспитательной работы со школьниками.
  • Установление деловых контактов с учителями школы.
  • Общение с родителями.

Если Вы встретились с какими-либо еще трудностями, укажите их, пожалуйста.

  1. Удалось ли Вам в процессе учебной практики полноценно реализовать на уроке современные технологии обучения? Если да, то, какие именно?
  2. Изменили ли Вы свои намерения относительно работы в школе?
  3. Пригодятся ли умения и навыки, полученные на практике, в Вашей дальнейшей работе?
  4. Соответствуют ли результаты педагогической практики Вашим ожиданиям?
  5. Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?



Предварительный просмотр:

«Колесо жизненного баланса»

(система удовлетворенности различными областями жизни)

 

«Колесо жизненного баланса» можно построить на адаптационном этапе, когда определяется круг вопросов, касающихся начала организации работы в школе.

«Колесо» строится на определенный период времени (чаще всего на 1 год).  Колесо делится на сегменты – работа, обучение, друзья, общественная жизнь, семья, коллеги и др. Затем выставляется по 10-бальной шкале удовлетворенность разными областями жизни. Ищем ключевую область, изменив которую на 1 пункт, заметим, как начнут изменяться и другие области.

Если сдвинуть ее на один пункт –  что изменится в каждой из областей?  (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую).

Таким образом, находим ту область, которая будет двигать другие – с нее надо начать работу. Определяем первые, самые легкие шаги для изменения жизни.

                       

hello_html_m52c1bca8.png

Построив «Колесо жизненного баланса», молодой педагог определяет шаги для достижения поставленной цели.

   Наставником и администраций школы создается поддерживающая среда для достижения цели.



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока по ФГОС

(примерная схема анализа)

№п/п

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

 

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

 

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современных технологий: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

 

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

 

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

 

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.



Предварительный просмотр:

Схема анализа интегрированного урока

Для того чтобы понять получился интегрированный урок или нет, приводим схему анализа интегрированного урока в виде вопросника [1, с29-30].

  1. Каково содержание и компоненты интеграции; какие учебные дисциплины в неё входят?
  2. Каково направление и объём интегрируемых предметов, в чём он выражается?
  3. Какова тема, проблема, цель интегрированного урока? Уровень новизны?
  4. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирования целостного взгляда на предмет?
  5. Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников на нём? Разумно ли они сочетаются?
  6. Каковы результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке: создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме?

Литература

  1. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 128с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 города Томска
Иркутский тракт ул., д. 122/1, Томск, 634062, тел.: (3822) 60-99-65, факс: (3822) 60-99-65,
E-mail:
School36@mail.tomsknet.ru 

        

План индивидуальной работы с молодым специалистом (начинающим учителем)  

Педагог-наставник

Молодой специалист (начинающий учитель)

Цель работы

Задачи

Формы и методы

Сведения о молодом специалисте (начинающем педагоге)

Фамилия, имя, отчество:

Образование:

Какое учебное заведение окончил:

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому:

Стаж в должности учителя:

Место работы:

Должность:

Учебная нагрузка:

Классы:

Классное руководство:  

Квалификационная категория:

Сведения о педагоге – наставнике

Фамилия, имя, отчество:  

Образование: 

Какое учебное заведение окончил:

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому: 

Стаж в должности учителя:

Место работы:

Должность:

Учебная нагрузка:

Классы:

Классное руководство:

Квалификационная категория:

ФИО педагога

ФИО наставника, должность

Направления деятельности  

Формы деятельности

Периодичность

Форма отчетности наставника

Форма отчетности молодого педагога

 

Директор  ____________________________________________