Инновационная/экспериментальная деятельность

Шаркова Галина Михайловна

Важнейшим качеством образовательной среды современной школы является ее инновационность как фактор непрерывного обновления педагогической системы. Кроме того, потребности глобализации инновационной деятельности ставят перед образованием серьезную задачу перехода на качественно новый этап: от педагогических инноваций, направленных на развитие репродуктивного (не инновационного) мышления обучаемых, – к педагогическим инновациям, направленным на развитие инновационного (творческого) мышления обучаемых. Такой качественный переход позволит говорить о формировании нового поколения инновационных педагогических систем, инвариантными характеристиками которых являются: развитие творческих способностей; гуманистический характер образования; соответствие потребностям современного общества с целью обеспечения учащимся успешной адаптации к жизни в обществе, социализации и самореализации.

Пандемия короновируса разделила нашу жизнь на «до» и «после». Перемены коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Чтобы онлайн урок прошел хорошо требуется подобрать оптимальный вид связи с учеником / учениками, выбрать онлайн инструменты подачи учебного материала. Существует несколько платформ для проведения групповых видеосвязей, но больше всего мне нравится работать в Zoom(инструкция работы c Zoom прилагается). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшим качеством образовательной среды современной школы является ее инновационность как фактор непрерывного обновления педагогической системы. Кроме того, потребности глобализации инновационной деятельности ставят перед образованием серьезную задачу перехода на качественно новый этап: от педагогических инноваций, направленных на развитие репродуктивного (не инновационного) мышления обучаемых, – к педагогическим инновациям, направленным на развитие инновационного (творческого) мышления обучаемых. Такой качественный переход позволит говорить о формировании нового поколения инновационных педагогических систем, инвариантными характеристиками которых являются: развитие творческих способностей; гуманистический характер образования; соответствие потребностям современного общества с целью обеспечения учащимся успешной адаптации к жизни в обществе, социализации и самореализации.

Пандемия короновируса разделила нашу жизнь на «до» и «после». Перемены коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение. 

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

  • средства диагностики;
  • планирование результатов обучения;
  • критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
  • набор моделей обучения.

Задачи учителя:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
  • разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
  • оказание консультационной поддержки.

Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:

1) Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.

2) Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:

  • технология создания уроков дистанционного образования;
  • технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания уроков дистанционного образования являются:

  • оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
  • определение структуры урока;
  • оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
  • размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.

3) Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:

  • модульность;
  • параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
  • дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.

Модель структуры дистанционного урока 

  • Мотивационный блок.
  • Информационный блок.
  • Контрольный блок.
  • Коммуникативный и консультативный блок.
  • Инструктивный блок.

Мотивационный блок.

Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока. Задача сетевого учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике, для этого в каждом материале дистанционного урока должна быть четко определенная цель перед учениками, которую они должны достичь.

Учащиеся являются не пассивными “потребителями” знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию “жизненной компетентности”.

Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Информационный блок (система информационного наполнения).

На мой взгляд, большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала. Зрительные и психологические аспекты восприятия дистанционного урока для удобства восприятия обучаемым текста веб-сайта при создании урока необходимо учитывать некоторые особенности: Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.

Контрольный блок (система тестирования и контроля).

При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми, в т.ч.: письменного опроса, решения задач, контрольных и самостоятельных работ разноуровневого подходя, схожих с принципами компьютерных игр. Т.е. переход к следующему материалу должен быть возможен при правильном ответе на вопросы предыдущего уровня.

Коммуникативный и консультативный блок.

Встречаются мнения, что на создании учебного ресурса функции учителя заканчиваются - ученику достаточно найти в Интернете хорошо прописанный учебный ресурс, и он всему научится сам. Может ли дистанционный учитель повлиять на создание учеником образовательного продукта не через содержание учебного ресурса, а путем непосредственных коммуникаций?

С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.

С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.

Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.

Так, например, чат можно использовать для решения оперативных вопросов, не терпящих отлагательства, для обсуждения интересных всем вопросов можно использовать форум, а индивидуальных консультаций - электронную почту или программы Skype и ooVoo.

Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации) Предлагаемая мной методика организации (построение) дистанционного урока с применим ресурсов сети Интернет заключается в следующем:

1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. В дальнейшем может быть составлена “Памятка полезных ссылок в помощь при изучении темы...”.

5. Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет). Учителем оговаривается сложность задания, сроки выполнения, этапы и особенности выполнения задания и критерии его оценивания.

6. Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу (здесь используется “психологическая хитрость” - материал учащимися лучше воспринимается и усваивается, если этот материал они готовят для одноклассников и его объясняют одноклассники).

7. По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8. Домашнее задание.

Для меня, учителя химии, наибольший интерес представляют бесплатные функции предлагаемых программ, такие как, видеоконференции zoom и viber, находящимися, например, у себя дома посредством текста, голоса и видео, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью и организация телефонных конференций с несколькими собеседниками.

Несомненно, проведение урока с использованием Интернет-ресурса требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать.

В целом можно выделить достоинства и недостатки работы различных мессенджеров. Говоря о достоинствах, отмечу, что, ведя конференцию проходит урок с использованием демонстрации экрана, с возможностью обратной связи с детьми, с проверкой домашнего задания, с актуализацией знаний учащихся, с изучением нового материала, с возможностью отмечать комментарии, т.е. обычный урок, только в форме дистанционного обучения. Ряд платформ позволяют за определенное время проверить знания учащихся по ВПР, по ОГЭ или ЕГЭ. Преимущество для учителя, состоит в том, что есть электронный журнал на этих платформах, где видно кто из детей выполнял работу, в каких заданиях допущены ошибки и автоматически выставляется отметка за работу, при условии, что критерии оценивания, учитель имеет возможность устанавливать самостоятельно, а также время выполнения работы. Имеется возможность устанавливать вид работы: контрольная, домашняя, проверочная и т.д. При работе с заданием ребенок допустил ошибки, преимущество некоторых платформ (01math) заключается в том, что предлагается пройти видеокурс по разбору подобных заданий, далее самостоятельное выполнение заданий.

Но к сожалению, на ряду с достоинствами платформ есть недостатки. На мой взгляд, один из главных недостатков, это короткие сроки бесплатного пользования некоторых платформ. Не успел педагог освоить платформу, только приспособился к работе, наладил свою систему работы…и вот сроки бесплатного пользования сервисом закончены, дальнейшие действия на платной основе. Конечно разочарование, и снова изучение нового. Недостатком является и несовершенство работы платформ, встречаются неточности, ошибки, опечатки и т.д.

Если говорить в целом о дистанционном обучении, то педагоги получили возможность выступать в роли тьютора, организовывать индивидуальную работу с учащимися, быстро отвечать на вопросы учащегося с помощью электронной почты и различных мессенджеров, корректировать свой рабочий день. Кроме того, оказавшись в условиях самоизоляции педагоги активизировали работу по самообучению и изучению различных Интернет-инструментов для того чтобы дистанционно взаимодействовать с детьми. Дистанционное управление системой образования вышло на качественно новый уровень.

Недостатки дистанционного обучения в целом заключаются в том, что педагогам необходима высокая мотивация. Надо понимать, что большую часть учебного материала учащийся осваивает самостоятельно. Это требует большой ответственности и самоконтроля. К сожалению, выполнить все учебные задания без контроля со стороны педагога удается не всем ребятам. При дистанционном обучении слабо развивается коммуникативная компетентность. Личный контакт учащихся друг с другом и с педагогом сведен к минимальному уровню. Поэтому такая форма обучения не способствует у учащихся формированию навыков командной работы. Сложность возникает и при проверке домашних заданий, зачастую оригинальность текста сводится к нулевому проценту, учащиеся списывают задания с различных Интернет-ресурсов


Таким образом, дистанционное обучение, в условиях самоизоляции можно назвать быстро развивающейся формой образования. Несколько лет назад дистанционному обучению прочили огромное будущее и повсеместное массовое распространение чуть ли не во всех образовательных учреждениях различного уровня (школы, колледжи, вузы).Реальность, внесла коррективы и определила место дистанционному обучению, сегодня оно действительно уместно и эффективно. Из выше изложенного следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: