Использование современных педагогических технологий в преподавании химии и биологии

Шаркова Галина Михайловна

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности.  Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

   В настоящее время учителю предлагается огромный выбор учебно-методических комплексов по предмету. Как же быть учителю в сегодняшнем  научно-методическом многообразии? Как не заблудиться, не потеряться и не растеряться? Ответ прост: самому стать исследователем, экспериментировать, учиться, развиваться вместе с системой и создать свою авторскую педагогическую технологию, щедро делиться ею с коллегами. Так и работают большинство учителей. Кто-то уже создал свое и занимается «шлифовкой»,  кто-то находится в творческом поиске. Я принадлежу к последним. Уже есть чем поделиться с коллегами, но чем больше работаю, тем больше возникает противоречий, расширяется область поиска, и, по всей видимости, моим исканиям не будет конца.

Что же  удалось накопить мне за годы работы в школе? Как выделить из всего приобретенного главное, не разменяться  на мелочи? Поразмыслив, я пришла к выводу, что   главный мой педагогический багаж – поиск ответов на вечные вопросы: чему учить, как учить, какой получить результат?

В  своей деятельности использую элементы  современных развивающих технологий, которые способствуют развитию ключевых компетентностей обучающихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников,  добиваться благоприятного психологического климата. Для этого включаю в урок игровые моменты, широко использую ИКТ.  В своей учебной деятельности считаю приоритетным использование рефлексивного стиля управления уроком, организацию  соуправления  процессом обучения, что невозможно  без ценностно – личностного  подхода в обучении.  Применяю  проектно - исследовательскую деятельность, которая помогает формированию не только предметных, но и метапредметных  компетентностей у учеников. Данный подход обучения позволил достичь определенных результатов:                                     

Основная цель моей работы – осуществление личностно-ориентированного обучения с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся, развитие личности каждого ребёнка как творческую, умеющую осознать и оценить свои возможности и желающую непрерывно их совершенствовать

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Создать социально-психологические условия для всестороннего      развития ученика;

2.Выявить возможности активизации обучения в курсе «Биология» и «Химия»;

3.Изучить методы, приёмы и формы обучения, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса;

4.Создать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с машиной один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.

Я использую на уроках и готовые программы, и те, что были разработаны мной, учителем-предметником в тесном контакте и при помощи учителя информатики. Последние мне нравятся больше, т.к. позволяют максимально учесть индивидуальные особенности учащихся, уровень подготовки класса, в то время как готовые рассчитаны на некий обобщенный стандарт. Мной используются демонстрационные программы (презентации), которые особенно эффективны при изучении нового материала, в этом случае темы, основывающие на «сухих» фактах, становятся более занимательными. Презентации помогают обратиться к сведениям из других областей знаний (биологии, физики).

Для закрепления материала используются программы-тренинги (где есть возможность разбора ошибок). Контроль знаний – в виде тестов или практикумов. Справочные материалы (таблицы, схемы) удобно высвечиваются на экране.

Если удалось на уроке изложить материал и строго научно, и занимательно, и глубоко, учащиеся способны сами назвать тему занятия, которая не объявляется учителем. Разработана серия именно таких уроков, когда последним этапом на экране высвечивается тема урока.

На мой взгляд, такой способ учебной деятельности способствует развитию познавательного интереса учащихся, позволяет оптимизировать процесс перевода знаний с видения педагога на способ восприятия учащихся.

Я выделила для себя несколько направлений использования информационных технологий на уроках химии. При этом также учла, что эффективность восприятия химических знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учеников.

Первое направление – это программная поддержка курса.

• Моделирование химических явлений и про­цессов, особенно таких, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью компьютера. Так, в этом направлении я пошла по пути создания ярких красочных презентаций, с использованием анимации, например, по таким темам, как: «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи», «Полимеры.»

В этой работе принимали посильное участие и учащиеся, естественно, при направляющем и контролирующем действии учителя. Раньше, в «докомпьютерную эпоху», вышеназванные темы объяснялись без наглядной демонстрации, потому что невозможно продемонстрировать явления микромира. Теперь же на экране компьютера ученики смогли увидеть планетарную модель атома, порядок заполнения электронами разных энергетических уровней, процесс образования ионов,  характеристику полимеров

• Создание презентаций по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил. Здесь акцент делался на зрительную память ученика, поэтому правила были записаны ярким и крупным шрифтом, сформулированы предельно лаконично, также использовались анимационные эффекты. Эту задачу выполнили презентации по темам: «Типы изомерии органических веществ», «Непредельные углеводороды» для 9 класса. Конечно, уроки состояли не только из презентации, ее демонстрация занимала 5-10 минут учебного времени, причем скорость показа презентации регулировалась учителем, в зависимости от уровня ее восприятия учениками, но имело место быть и словесное объяснение учебного материала, и демонстрационные лабораторные опыты. Практика применения удачных компьютерных презентаций показала, что уроки химии проходят эмоциональнее, интереснее, а поэтому и продуктивнее.

• Моделирование на компьютере таких химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ или их токсичности.

Невозможны в кабинете химии лабораторные опыты и практические работы с взрывчатыми, дурно-пахнущими, горючими, ядовитыми веществами, хотя изучение химических свойств многих из них входит в школьную программу. Трудно также представить себе учащимся реальный химический промышленный технологический процесс, когда объяснение темы проводится учителем в виде лекции.

Реальную помощь при решении вышеназванных проблем дало использование готовых материалов учебных дисков. Так, по моему мнению, интерес представляют следующие электронные издания: «Химия (8-11класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов, «Химия для всех - 2000», «1С: Химия. Репетитор». Так, при изучении процесса переработки нефти (10 класс) использовали «1C: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

Второе направление - контроль и оценка знаний.

Здесь компьютерные технологии незаменимы. Актуальная сейчас форма опроса учеников в виде тестов, предусматривала как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ, так и создание своих собственных.

Третье направление - использование ресурсов Интернет.

Ресурсы Интернет учащимися использовались для поиска информации, например, при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов и подготовке научно-исследовательских работ.

Также учащиеся принимали активное участие в различных виртуальных олимпиадах по химии, что, несомненно, значительно расширило их кругозор, способствовало повышению интереса к предмету и, как следствие этого, происходило повышение уровня знаний по предмету.

• Теоретической основой разработки системы средств обучения химии с помощью компьютерных технологий является теория создания и использования материальных средств обучения химии в средней школе. С этой точки зрения была проанализирована существующая система средств обучения химии и определена процедура отбора видов средств обучения, которая представлена в схеме 1.

Использование компьютерных технологий на уроках химии дало возможность:

• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

• осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;

• визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;

• проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента;

• организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала;

• наладить межпредметную связь между химией и информатикой.

 

В настоящее время в моем арсенале средств обучения химии все чаще используются компьютерные презентации. Это не случайно, так как такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмысливать программный материал.

Однако без соответствующих методических приемов процесс создания презентаций превращается в самоцель, не соблюдает логику предмета, мешает пониманию взаимосвязи понятий, представляет собой случайный набор фактического материала. Поэтому я апробировала модель создания предметных презентаций совместно с учащимися по следующей схеме:

1. Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи.

2. Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме.

3. Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован на кружковых занятиях и как вариант домашнего задания.

4. Включение в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера (проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся.

5. Оформление слайд-шоу с использованием эффекта анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока.

6. Создание слайдов нужно вести в режиме редактирования, что позволяет дополнять и изменять содержание слайдов, расширяя и углубляя представленный материал.

7. Заключительный этап - обсуждение и конкурсный отбор представленных ученических работ, создание групповых презентаций по данной теме.

Используя такую методику, мною был разработан, например, урок-презентация по теме «Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза» для 10-го класса. Целью урока было повторить тему «Глюкоза» через актуализацию и систематизацию знаний учащихся по разделу «Углеводы». В процессе урока прошло повторение домашнего задания в форме тестирования. Далее учащиеся работали со сравнительной таблицей, состоящей из 11 вопросов, с помощью программы «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс». По ходу заполнения таблицы были показаны опыты. Закрепление темы прошло также в виде тестирования.

На сегодняшний день учить химию только традиционными методами невозможно, необходимо создавать условия для развития познавательной активности ребенка и его самореализации через накопления индивидуального опыта.  Для этого я часто использую как на уроке, так и во внеурочное время проектную технологию.

Работа над проектом включает следующие этапы:

1.  Подготовительный этап (выбирается тема проекта,определяется цель, количество участников проекта);

2.  Планирование работы (распределяются обязанностимежду участниками проекта, учащиеся вырабатывают план своих действий);

3.  Исследовательская деятельность (сбор информации,изучение собранного материала, его систематизация и классификация);

4.  Результаты   (оформление результатов исследований,формирование выводов);

5.  Представление  готового продукта (форма может быть любая);

6.  Оценка всего процесса и результатов работы (коллективное обсуждение и самооценка, оценивается усилие, качество источников, качество ответов)

Тип работы: реферативный, исследовательский и реферативно-исследовательский.

 Форма работы может быть индивидуальной, коллективной, и групповой. В форме индивидуальной работы проходит защита проектов по разделу «Галерея великих химиков», где принимают участие не только восьмиклассники, но и старшие классы. Таково рода проектов провожу во внеурочное время  

Таким образом, используя различные формы, методы и приёмы можно пронаблюдать, что эффективность урока и заинтересованность учащихся в изучении предмета повысилась.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Шаркова Г.М. учитель химии и биологии МАОУ «СОШ №1» г.Улан-Удэ «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» М. М. Бахтин

Слайд 2

Цель: обучить самостоятельному решению проблем . Средство : открытие знаний вместе с детьми. Традиционный урок Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем.

Слайд 4

Этапы проблемно-диалогического урока Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и п рименение нового знания на практике.

Слайд 5

Создание проблемной ситуации : учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему ; ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему ; учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Слайд 6

Поиск решения проблемы : учитель лично выдвигает и / или проверяет гипотезу ; ученик сам выдвигает и / или проверяет гипотезу ; учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Слайд 7

Технология постановки учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 8

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Педагогические действия: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 9

Плюсы и минусы диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 10

Улитка, беззубка, осьминог, трава, море, раковина, щупальцы Это представители одного типа, класса животных ? -Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения). -Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: -Как называется тип, к которому они относятся ? И каким классам относятся эти животные ? РЕШЕНИЕ : -Эти животные действительно относятся к одному типу Моллюски, но к разным классам. . Пример проблемной ситуации Биология 7 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.

Слайд 11

Люди издревле обратили свое внимание к этим чудесным животным и очень часто приписывали им самые фантастические свойства! Всем вам известны легенды о виноградной улитке. Улитка чудовище бороздящее просторы морей и океанов, обитающее в непросветной тьме глубин подводных ущелий, изредка поднимающееся на поверхность. Она поднимается для того, что бы расправиться с побеспокоившими его кораблями, хватает их своими длинными и мощными щупальцами, ломает пополам или просто затягивает их за собой в пучину морскую - Посмотрите на эту запись. Вас что-то удивляет? (осознание затруднения). - Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА : - Какое животное здесь описано ? Какому классу оно принадлежит ? Какое строение оно имеет и особенности поведения в природе ? РЕШЕНИЕ : - Это речь идет о спруте- гигантском осьминоге, который относится к классу головоногих…… Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) биология Учитель предлагает ученикам очень внимательно прочитать на экране записи.

Слайд 12

Место ПО Урок изучения нового материала на любом предметном содержании Цели ПО: Формировать знания Развивать интеллект и творческие способности Воспитывать активную личность Задача ПО: - Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний

Слайд 13

Принципиально важно при этом: 1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос : 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Слайд 14

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной ; здоровьесберегающей ; общепедагогической.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ учителя химии и биологии МАОУ СОШ №1 Г.Улан-Удэ Шарковой Галины Михайловны

Слайд 2

ЛЮБИМОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу

Слайд 3

Тема самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»

Слайд 4

Цель: формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных технологий

Слайд 5

Задачи: Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности. Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности. Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий. Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний.

Слайд 6

Актуальность - поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся

Слайд 7

ИТ позволяют: представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание учащегося; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в Интернет и использовать его в учебных целях; видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений

Слайд 8

Формы использования информационных технологий: Использование готовых электронных продуктов ( CD , DVD -дисков) Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися) Использование ресурсов сети Интернет Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) Использование ИТ в сочетании с методом проектов или кейс-технологии. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач.

Слайд 9

Уроки с использованием ИТ урок-презентация; урок-исследование; электронная лабораторная работа; проекты; электронное тестирование; организация индивидуального обучения; элементы кейс-технологии урок-защита рефератов и др.

Слайд 10

Презентации на уроках Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. Сайт: www. mirbiologii.ru

Слайд 11

Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков, ЦОРов, ЭОРов) Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке: -фотографии животных, растений, известных людей и др., - физические или химические явления, -отсканированные иллюстрации книг, карты и др., -схемы и таблицы, -тесты, кроссворды для проверки знаний, -видеоматериалы на различные темы, -аудиозаписи; -музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Слайд 12

Электронное тестирование Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль. Особенно актуальным становится такое тестирование при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Сайты: www. egepro.ru www. megatestpro.ru www.classnet.ru http://testipobiologii.ucoz.ru

Слайд 13

Использование ресурсов сети Интернет Интернет позволяет реализовать три задачи: найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями; отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение; сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Слайд 14

Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач Рекламные ролики («Растворы. Среда растворов», «Мыла и синтетические моющие средства» и др.) Видеофильмы или их отрывки («Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - «Химические свойства глюкозы», «Собака Баскервилей» - «Фосфор и его соединения» и др.) Фильмы или их отрывки телекомпании BBC («Птицы», «Рептилии», «Млекопитающие» и т.д.)

Слайд 15

Урок - электронная лабораторная работа Проводится, если- химические процессы и явления, практически невозможно показать в школьной лаборатории; нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования; при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, которые представляют непосредственную опасность для здоровья учащихся

Слайд 16

Проекты Этапы работы над проектом: выбор темы планирование исследование (в том числе и теоретическое) результаты и (или) выводы представление (презентация) оценка результатов. Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи

Слайд 17

Урок с использованием кейс-технологии Один из разновидностей проектного метода Метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации.

Слайд 18

Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения; преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

Слайд 19

Внеурочная деятельность Неделя химии Что?Где?Когда? Неделя естествознания

Слайд 20

Использование ИТ непосредственно учителем Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала , экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио , как составную часть информационного пространства школы. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции , представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют мне не только обмениваться информацией, но и проводить открытые уроки, семинары, олимпиады.

Слайд 21

Мои Интернет-сайты и сообщества http//www. openclass.ru www. prosholu.ru www. edu54.ru www.dnevnik.ru www. edu.1september.ru www. metodisty.ru www. pedsovet.ru http//www. edupage.ru www. nsportal.ru www. uchportal.ru www. ecodelo.org www. mmc.bag.edu54.ru

Слайд 22

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Дидактические сказки по биологии

Шаркова Галина Михайловна,

учитель высшей категории

химии и биологии
МАОУ «СОШ №1»

Советского района г.Улан-Удэ

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.

 «Сказка о невидимых драконах»

Ключевые слова: бактерии, кокки, вибрионы, спириллы, бациллы, гигиена.

Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.

Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.

Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.

Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности, квасили овощи, силосовали корма.

Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.

Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений

И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.

Какие советы получили люди от царицы Гигиены?

Ребята рассказывают о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены. В школах медработники делают им предохранительные прививки. Установлен строгий врачебный контроль над источниками воды и пищевыми продуктами. Школьники знают об очистке питьевой воды, ее хлорировании. Люди научились делать дезинфекции и  лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для сохранения пищевых продуктов используется консервирование и пастеризация.

Сказка «Путешествие Капельки»

Ключевые слова: круговорот воды в природе, испарение воды, строение листа

Капелька только что появилась на свет. Она качалась на мягкой вате пушистых облаков. Вдруг налетел ветер, облака потемнели, нахмурились – хлынул дождь. Упав с огромной высоты, Капелька полежала немножко, поднялась и, провалилась в подземелье. Там было темно и сыро. Чьи-то мохнатые руки схватили ее и втолкнули в трубопровод. «Это конец» - подумала Капелька. Ее тащило под сильным напором воды, трубы разветвляясь, становились все уже и уже.

Наконец, течение уменьшилось, стало гораздо светлее, и Капелька смогла осмотреться. Она оказалась в зеленой комнате без окон, но с большим количеством дверей. Достаточно поплутав по комнатам, Капелька устало оперлась о косяк двери, но испуганно отстранилась – тянуло холодком. Идя навстречу потока свежего воздуха, Капелька попала в зеленую комнату с большим количеством окон, в которых виднелась ее родина – небо. С грустными мыслями о том, что ей никогда не выбраться из этого подземелья, Капелька пригрелась на солнышке и уснула. И снится ей сон, что становится она, Капелька, легкой, как пушинка. Теплые потоки воздуха поднимают ее к окну и, о, чудо! Капелька полетела вверх, все выше и выше! А вот и мама – мягкая теплая Туча. Капелька уткнулась ей в бок и открыла глаза. Мама действительно была рядом. Капелька облегченно вздохнула: «Значит, я путешествовала во сне!».

А вы как думаете, ребята?

Школьники из курса природоведения знают о круговороте веществ в природе, испарении воды. Знания о строении корня, стебля, листа и их функциях подводят учащихся к ответу на вопрос Капельки.

Сказка «Путешествие братьев-близнецов»

Ключевые слова: спермий, яйцеклетка, семя, эндосперм, двойное оплодотворение цветковых растений

При посещении цветка Тюльпана пчелой братья-близнецы выпрыгнули из пыльника ей на спину. Пчела перенесла их далеко от родного дома в другой цветок. Братья при помощи шипиков, бородавочек, выростов зацепились на влажном рыльце изумрудного замка. Назывался этот замок Пестик. Звали братьев Спермий I (Марс) и Спермий II. Через крышу рыльца, коридоры столбика они попали в нижний этаж замка – завязь. В этой горнице-завязи находились две красивые девушки. После знакомства Марс предложил руку и сердце Венере (Яйцеклетке). А Спермию II приглянулась Центра (Крупная Клетка). Братья-близнецы сыграли свадьбу и зажили счастливо. Плодом любви Марса и Венеры стало Семя. У другой пары родился сын Эндосперм. Жили семьи долго, в мире и согласии. А когда состарились и увяли, цветоножка Тюльпана наклонилась к Земле. Семя с Эндоспермом вошли в нее и стали ждать благоприятных условий.

 Какие условия необходимы для прорастания семян?

В этой сказке речь идет о довольно сложной для объяснения и понимания теме «Оплодотворение цветковых растений». Обилие новых терминов вызывает у школьников неуверенность в своих силах. Форма сказочного повествования позволяет включить фантазию и воображение детей. В сказке говорится о двойном оплодотворении, характерном для цветковых растений. Дети довольно легко называют необходимые условия для прорастания семян: тепло, воздух, воду.

Сказка «Друзья Тюльпана»

Ключевые слова: пестик, тычинка, насекомоопыляемые растения

В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твердая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон. Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днем становился все краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Настал день и бутон раскрылся. В его центре красовалась статная королева Пестик. Вокруг нее находились стражники – Тычинки. Вдруг послышался гул, похожий на жужжание. Красавец Тюльпан встрепенулся, кумачом заполоскал на ветру его венчик. Тычинки и Пестик радостно закричали: «Гости, гости летят!»

Кого ждали в гости жители цветка Тюльпана?

Ребята знают признаки насекомоопыляемых растений – крупные одиночные цветки, собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, нектар и аромат. Пыльца и сладкий нектар – пища многих насекомых. Они переносят пыльцу с цветка одного растения на цветок другого. Данная сказка позволяет повторить строение цветка, рассказать о перекрестном опылении насекомыми.

Необходимо вовлекать в создание сказок самих учащихся. Можно сначала прочитать сказку не до конца и предложить ребятам завершить ее. В повествовании каждого ученика нужно находить только позитивное. Сначала тексты ребят будут короткими и корявыми. Учитель вместе с детьми выбирает лучшие варианты фрагментов сказок, написанных ими. Такая работа учит спокойствию, терпению, совместному творчеству. Освоив этап дописывания сказок, можно перейти к их сочинению по заданным сюжетам. Сказки с удовольствием иллюстрируются школьниками. Ученические постановки являются логическим завершением работы над сказкой. Главное в сказке – мораль. Она должна учить доброте, учить жить в  согласии и взаимопонимании с окружающим миром.

Литература

1.Ерхова Н.В. На помощь приходит фантазия.

М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе №1, 2000.

2. Пономарева И.Н.. Биология 6 кл. М: «Вентана-Граф». 2014.

3.Шиков Е.В. Экологические сказки. М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе  №3, 2000.



Предварительный просмотр:

Современный урок химии и биологии в свете внедрения ФГОС

Шаркова Галина Михайловна,

учитель высшей категории

химии и биологии
МАОУ «СОШ №1»

Советского района г.Улан-Удэ

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра

Джон Дью

В последнее время система образования претерпевает глобальные изменения, возрастают требования к учителям и ученикам, каждый год все новые и новые требования лихорадят всех участников образовательного процесса. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок - урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества и государства.

Современный выпускник должен проложить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во - первых, это профессионал, во - вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии, в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно - деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности: Цель этапа. Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий осуществляют пошаговый контроль по результату

урок по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока: создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока: организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель: выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

1 лакмус

фенолфталеин

метилоранж

вода

щелочь

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Вывод

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось?  Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.



Предварительный просмотр:

Использование логических приемов на уроках биологии как один из способов активизации мыслительной деятельности учащихся

Шаркова Галина Михайловна, учитель биологии и химии

В основной школе содержание биологического образования обращается больше к фактам. Это приводит к задержке развития ученика. Поэтому учебный процесс я стараюсь   строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга  ученика. Особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся. Использование логических приемов необходимо начинать с изучения раздела “Растения”. В старших классах учащиеся будут легко справляться не только с репродуктивными, но и с расширяющими и развивающими вопросами.

I.Дидактический прием  “сравнение” помогает выявить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах.

1.Дайте сравнительную характеристику классам типа Моллюски. Сделайте вывод.

Сравниваемый признак

брюхоногие

двустворчатые

головоногие

Тип

 

 

Покров тела

 

 

Полость тела

 

 

Дыхание

 

 

Питание и пищеварение

 

 

Нервная система

 

 

Выделение

 

 

Размножение и развитие

Но при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.

Противопоставьте образ жизни представителей этих классов( улитка, беззубка, осьминог). Объясните, какие возникли приспособления к  образу жизни? Смогут  ли они жить иначе, другим образом? Ответ обоснуйте.

2.Определяя основные признаки каждого семейства  класса двудольных, найдите общие признаки, которые объясняют их принадлежность к данному  типу растений.

Сравниваемый признак

розоцветные

крестоцветные

бобовые

сложноцветные

пасленовые

Строение цветка

особенности)

Листовые пластинки(простые или сложные)

листорасположение

жилкование

Тип корневой системы

Стебель

II. Прием  ”аналогии или переноса знаний в новую ситуацию”. Применяю, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике,

Например:  Составьте сравнительную характеристику строения и поведения на дождевого червя и аскариды.

III. “Прием классификации” помогает объединить в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.

Например; Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:

Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк.

IV. “Прием систематизации” требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.

На примере изученных червей проследите черты усложнения. Строение и образ жизни каких червей являются наиболее сложными? Докажите.

V.  “Прием установления причин и выяснения взаимосвязи”. Важным условием этого приема является наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания, начинающиеся словами “почему”, “с чем связано”, “объясните причины”, а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.

Например: Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя.

VI. “Прием обобщения”. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением являются задания типа: что в этих заданиях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете…и  конечным результатом является формулировка правил, понятий, выводов.

Например: Сделайте вывод: Как связаны особенности строения дождевых червей с образом жизни и средой их обитания?

Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий задач.