Система оценивания образовательных достижений

 Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская СОШ №2», Эрдыниева Баирма Васильевна, учитель биологии

Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС на уроках биологии

  • Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
  • Оценивание  представляет собой комплексный  процесс:
  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, обучающимся и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой обучающимся. 

 C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности обучающихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у обучающихся, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности обучающегося на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого обучающегося в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения обучающимся, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение обучающегося к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др.

Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Основные изменения в системе оценивания в  связи с переходом на  ФГОС.

  • изменение понимания результатов образовательной деятельности обучающихся;
  • развитие системы внешнего  и внутреннего мониторинга;
  • комплексный подход к оцениванию образовательных достижений обучающихся;
  • оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;
  • введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Инновационные оценочные средства и формы

  • портфолио;
  • кейсы;
  • контекстные задачи;
  • междисциплинарные экзамены;
  • компетентностно-ориентированные тесты;
  • ситуационные задания.

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Обучающийся способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Обучающийся не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Обучающийся не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Обучающийся способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Обучающийся не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Правильно ставит вопросы

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

Способен разрешать конфликты

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

Способность рассуждать и оперировать гипотезами

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Способность делать предметом анализа и оценки собственные  интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с  использованием норм;

Способен разрешать конфликты

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

Способность рассуждать и оперировать гипотезами

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Способен разрешать конфликты

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Способен управлять поведением партнёра

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

• тормозить ненужные реакции.

Оценка «5»

Пониженный уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:  выбирать средства для организации своего поведения;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;  

Оценка «2

Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Умение пользоваться теоретическим материалом учебника

Обучающийся не способен

планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций

Оценка «1»

Оценка лабораторной работы по биологии

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Обучающийся способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Обучающийся способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Обучающийся способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Обучающийся способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Обучающийся  не может самостоятельно выполнять работу.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность ставить цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Правильно ставит вопросы

• планировать, контролировать  

Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Способность делать предметом анализа и оценки собственные  практические операции и управлять ими

Правильно ставит

вопросы

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Способен разрешать конфликты

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность, а также прогнозировать результат

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и

сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

Правильно ставит вопросы практические операции и управлять ими

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие способности анализировать полученный результат

Способен разрешать конфликты

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Способен управлять поведением партнёра

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

• тормозить ненужные реакции.

Оценка «5»

Пониженный уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Обучающийся умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность выполнять работу по цели, поставленной учителем,

отвечать на вопросы.

Обучающийся планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Оценка «2»

Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Не способен проводить работу без посторонней помощи

Ученик не способен планировать

совместную деятельность, не умеет избегать конфликтные ситуации

Оценка «1»  

Оценка выполнения тестовых заданий

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Обучающийся не способен работать с тестами.

Современные подходы к системе контроля и оценивания учебной работы школьника не могут ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Они ставят более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Учителю необходимо учитывать и предметные, и метапредметные, и личностные результаты ученика, его коммуникативные навыки, активно вводить в практику методы самооценки, взаимооценки, оценки родителей.

При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».



Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»,

Эрдыниева Б.В., учитель биологии

Мониторинг

предметных и метапредметных достижений учащихся

В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях. 

Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.

Основные функции  мониторинга:

-информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;

-диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);

-коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовые («входные») проверочные работы

2.

Текущее оценивание

Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи

Диагностические работы

Практические работы

Лабораторные работы и т.д.

3.

Итоговая оценка

Итоговые контрольные работы

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

2.

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

3.

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

4.

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

5.

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

6.

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

На уроках биологии мониторинг возможен через систему заданий:

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника.

Система заданий, иллюстрирующих место биологии  как науки в современном обществе

Задания, позволяющие:

- выявить знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

- формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к живым объектам.

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные задачи

Задания, позволяющие:

-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

-оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

-осуществлять структурирование знаний.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через:

-прием составления сводной таблицы

-прием озаглавливания текста

- прием составления граф-схем

- интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ

Проекты

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

-составить рассказ

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

        Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают:

- ценностно-смысловую ориентацию учащихся

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Например: Задание 1. Подумайте, каким образом каждый из вас, учеников, может внести вклад в охрану природы планеты?

Задание 2. Подготовить/составить «Страничку» Красной книги по заданному плану.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:

-организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;

- выполнение лабораторных опытов и практических работ.

Задание 1:  При изучении модификационной изменчивости организмов, учащийся измерил длину листьев нескольких экземпляров гибискуса в школе и получил следующие результаты:

размерный ряд

интервал длины листовой пластинки (см)

количество

листьев

размерный ряд

интервал длины листовой пластинки (см)

количество

листьев

А

менее 5,0

14

Е

9,1 - 10,0

119

Б

5,1 - 6,0

21

Ж

10,1 - 11,0

86

В

6,1 - 7,0

?

З

11,1 - 12,0

46

Г

7,1 - 8,0

84

И

12,1 - 13,0

?

Д

8,1 - 9,0

122

К

более 13,1

15

Результаты для размерных рядов В (5,1 - 6,0) и И (12,1 - 13,0) были утеряны. Можно ли предположить какое число листьев было отнесено к размерным рядам В и И? Постройте вариационную кривую и выделите среднее значение изучаемого признака.

Задание 2: Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении? Закончите составление текста на тему, в котором даны первое (1) и последнее (9) предложения. Расположите приведенные семь предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным.

Найдите ошибки в приведенном тексте.

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:

- владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- формирование информационно-познавательной компетенции;

- установление связей в любой области знаний;

- умение производить простые логические действия, составные логические операции;

- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.

Задание1. Распределите кровеносные сосуды по группам (поставьте цифры в соответствующие колонки):

1.

верхняя полая вена

4.

аорта

2.

артерии головного мозга

5.

нижняя полая вена

3.

лёгочная артерия

6.

сонная артерия

сосуды с артериальной кровью

сосуды с венозной кровью

Объясните свой выбор на примере сосуда № 3:  ____________________

Расположите сосуды с артериальной кровью в порядке уменьшения скорости кровотока. Ответ поясните.

Задание2. Закончите схему, используя слова для справок. В заштрихованной части схемы укажите номера предложенных групп животных в порядке усложнения уровня организации.

ЖИВОТНЫЕ

Слова для справок:

 МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ, ХОРДОВЫЕ, ЧЛЕНИСТОНОГИЕ, ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

Группы животных:

1. Насекомые

2. Земноводные

3. Инфузории

4. Ракообразные

5. Млекопитающие

6. Пресмыкающиеся

Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Задание 1. Составьте для одноклассника вопросы, ребусы по заданной теме. Проверьте правильность их выполнения, вместе исправьте и обсудите ошибки.

Задание 2. Разделитесь на две команды: «Автотрофы» и «Гетеротрофы», составьте перечень характерных признаков, относящихся к автотрофам  и гетеротрофам, побеждает команда, выявившая наибольшее количество признаков.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС

Приложение

Лист достижений ученика

ФИО____________, класс________

УУД

1 полугодие

2 полугодие

Концу года

Регулятивные универсальные учебные действия

Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения

Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения

Понимает требования учителя и старается их выполнять

При возникновении  учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

Может осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

Контролирует свои эмоции.  Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности

Личностные результаты

Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

Демонстрирует сформированность учебно-познавательной мотивации

Знает основные моральные нормы

Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости

При возникновении трудностей полагают на отсутствие: везения (низ), способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс)

Демонстрирует сформированость самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,)

Коммуникативные УУД.

Правильное использование биологической терминологии и символики.

Исследовательские и проектные действия парные, групповые

Развитие потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.

Развитие способностей открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения

Правильное использование биологической терминологии и символики

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для занятий. Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться

Познавательные УУД.

Умение характеризовать объекты живой природы.

Умение объяснять биологические понятия и термины

Умение классифицировать и систематизировать объекты живой природы

Овладение методами исследования живой и неживой природы

Понимание необходимости здорового образа жизни. Осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы.

Умение искать и овладевать необходимой информации

Умение выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Умение строить логические цепи рассуждений

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Умение сравнивать объекты живой и не живой природы