ШАХМАТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Денисова Любовь Сергеевна

«Шахматы – превосходная школа последовательного,

логического мышления».

В.А.Сухомлинский

 

          Очень часто шахматы связывают с  математикой.  Шахматная доска, фигуры и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски.

          В чём же тогда связь русского языка и шахмат?

          Во-первых, с точки зрения математики, движение шахматных фигур и форма доски имеют весьма условный характер. Шахматная игра создавалась на протяжении многих веков и ее правила неоднократно менялись. Существует множество самых разнообразных игр на прямоугольных досках.

          Во-вторых, шахматы - мощный стимул любознательности, который благотворно влияет на развитие памяти и внимания, наглядно – образного и логического мышления, способствует развитию воображения  и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения. Шахматы развивают логику построения суждений и решений, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, концентрироваться на задании.

          В-третьих, изучая проблему «Развитие орфографической зоркости учащихся», я пришла к выводу, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы, а это напрямую связано с уровнем развития памяти, внимания, логического мышления, концентрации на задании, то есть с тем, что развивает шахматная игра.

           Именно по этим причинам возникла идея взглянуть на шахматы несколько с другой стороны – со стороны предмета «Русский язык».

           Ведь не только фигуры и сама игра представляют интерес, но и шахматная доска сама по себе представляет достаточно интересный объект.

           На разработанной мной «шахматной таблице» размещены  знаки русского языка: заглавные и строчные буквы, звуки – гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, знаки препинания и числа.

          Шахматная игра – это постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить.

          Играя на «шахматной доске», мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию, внимание, усидчивость, логическое мышление и стремление решить поставленную задачу и даже увеличиваем «поле зрения», что важно для быстрого чтения. 

 

         Мастер - класс "Развитие орфографической зоркости" (с применением технологии "шахматной игры")

                          http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk...

         Разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования.

                          http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/1...

         Методический семинар - практикум для педагогов "Орфография на шахматной доске"

                          http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/18/...

         Комплекс заданий и упражнений для развития орфографической зоркости с использованием "шахматной таблицы"

                          http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/18/...

 

 

"ШАХМАТНАЯ ТАБЛИЦА"