УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2017

Денисова Любовь Сергеевна

Методические материалы, представленные на Муниципальном конкурсе "Учитель года - 2017":

1. Эссе "Я - учитель".

2. Методический семинар - практикум для учителей "Орфография на шахматной доске".

3. Образовательный проект на тему "Роль инновационных образовательных технологий в развитии орфографической зоркости обучающихся при работе со словарными словами".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание эссе

«Я - учитель»

ЭССЕ

«Я- учитель»

Казалось бы, одно и то же

Который день, который год,

И не сдержать с утра волненья,

Как будто в этих буднях ты

Открытья ждешь, и откровенья,

И исполнения мечты!

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней:

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

В поступке, в слове, в строчке смелой

Всегда отрадно подмечать

Начало и судьбы, и дела,

И одаренности печать.

И как бы ни был путь мой труден,

Надежда помогает мне:

Я счастлива думать, как о чуде,

О завтрашнем, о школьном дне.

Во имя радостных открытий

Нам быть в походе до конца.

Нельзя иначе: я – учитель,

И мне доверены сердца.

В 2011 году я впервые переступила порог школы как учитель начальных классов.

Осенью 2013 года впервые готовилась встретиться со своими первыми будущими первоклассниками на занятиях «Предшкольная пора». Момент волнительный и очень ответственный. Тогда я решила, для «создания строгого авторитета учителя», первую неделю не улыбаться своим будущим ученикам. И вот первое занятие… Первые мысли в голове: «Не улыбаться! Быть строгой! Только не улыбаться!.. Начинаю первое занятие и вижу пару десятков восторженных открытых глазёнок… Как не улыбаться, они ведь такие милые, непосредственные, да и я привыкла, любой разговор начинать с улыбки, а тут маленькие детки, которые и так напуганы в преддверии нового этапа, нового человека в своей жизни, ещё и я со своей «строгостью»! Я поменяла тактику, стала такой, какой хочу быть для своих первоклассников…

«От улыбки в небе радуга зажжётся…». Слова этой детской песенки раскрывают волшебную силу этого эмоционального состояния. Непринужденная улыбка человека привлекает окружающих, располагает к себе. Искренний учитель способен творить чудеса, он излучает свет, передает душевное тепло коллегам, родителям, а главное – своим ученикам. Входя в класс, я дарю своё тепло и тут же взамен получаю 24 беззубые улыбки и множество сияющих глаз.

              Мечтала ли я стать учителем? Сколько себя помню, о другой профессии даже и не думала. Главную роль в этом выборе сыграла моя первая учительница. Я помню её красивое лицо, приветливую улыбку, и какое-то особое чувство от общения с ней: какая-то обволакивающая нас доброта. К ней тянулись все: и взрослые, и дети. Как она умудрялась достигать этого, до сих пор для меня загадка – ведь все мы были разные, и всем она уделяла внимание. Не работающих на уроке не было. Её похвалу мы ценили не меньше, чем хорошую отметку, а порой и больше. Она замечала наши успехи и старания, даже самые незначительные. Её педагогическим кредо было – не навредить ученику, защитить. И чем дальше уходят годы, тем отчетливее вижу я, каким хорошим педагогом была она. Соизмеряя свою работу с её деятельностью, чувствую, что высока ещё для меня та планка, поднятая ею, далеко ещё…

 Даже на выпускном вечере, директор школы, представляя меня, сказала: «Будущий учитель начальных классов». Вот так и началась моя учительская деятельность

И вот, я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учениками. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, ждут нового, того, что не встретят в обыденной обстановке. За партами на моих уроках сидит будущее нашей страны.  И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребёнку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Хлебороб, засеяв поле, урожай соберёт через 3 месяца и увидит свои плоды. Виноградарь, посадив лозу, увидит плод своих трудов через 2 года. А учитель – только через 10 и более лет…

А какой я учитель?.. Думая о своей будущей профессии, никогда не представляла себя строгой учительницей, грозно топающей по классу, с указкой в руке. Нет! Мне хотелось быть для своих учеников звёздочкой в пасмурную ночь, но при этом учиться и открывать новые знания вместе с ними, никогда не ставить себя выше… На мой взгляд, учитель – культурный человек, тогда и только тогда, когда он способен уважать других, способен уважать то, чего не знает, способен к самоуважению. «Никто не лучше никого». Я стараюсь нести эту мудрость детям!

Думаю, учителю необходимо иметь шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми, а особенно с детьми. Шестое чувство – это доброта, совесть, толерантность, умение найти «ключ» к любому ребенку. Стараюсь быть отдушиной, доставлять детям радость от общения со мной, показать свою обеспокоенность за их дальнейшую жизнь.

             Все перепитии современной жизни влияют на детские души, уготованные изначально только для добра. Когда сердце настежь, душа нараспашку, мир земной хочется обнять и вобрать в себя. Возвышенная душа тянется к дружеству, братству, любви. А кругом все сотрясается, кругом мечутся, томятся, негодуют. Ребенок ищет тёплую родную руку, поддержку. Но и в родном доме его отталкивают: «Да отвяжись ты, не до тебя, займись чем-нибудь». Где притулиться, отогреть душу? Только добрый (заметьте, не добренький) учитель может и должен быть рядом со своей исконной миссией, быть надёжным помощником и поводырем.

«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». Эти замечательные слова принадлежат поэту Михаилу Светлову. С мыслями об этой идее, стараюсь помочь детям выявить в себе положительные качества и черты, предлагаю пути их развития.

      Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня является выбранная профессия.

Я – счастливый человек. Потому что занимаюсь тем, что мне нравится, любимым делом.  Я – счастливый человек. Потому что имею возможность постоянно общаться с младшими школьниками – детьми необыкновенными и непосредственными. Я – счастливый человек. Потому что имею возможность оказывать помощь, и моя помощь принимается. Я – счастливый человек. Потому что пребываю в состоянии непрерывного развития, познаю себя, открывая всё новые черты. Я – счастливый человек, поэтому я иду по жизни с улыбкой, поэтому я живу.



Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ № 1

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017»

Методический семинар – практикум

для педагогов

«Орфография на шахматной доске»

Автор: Денисова Любовь Сергеевна,

          учитель начальных классов

           МАОУ Абатская СОШ № 1,

                         первая квалификационная категория

2017г.

«Шахматы — это не только увлекательная игра,

но и оригинальный способ развития мышления,

памяти, познания себя и окружающего мира».

Цель:  рассмотрение методики применения инновационной технологии «шахматной игры» в урочной и внеурочной деятельности

 

Задачи:

  • сформировать представление о способе подачи материала по русскому языку  на «шахматной доске»;
  • научиться ориентироваться на «шахматной доске» для эффективного выполнения заданий;
  • мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях технологии «шахматной игры»;

Оборудование: ноутбук, проектор.

Раздаточный материал: «шахматная доска», практические материалы для педагогов, буклет «Орфография на шахматной доске».

Ход семинара:

  1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

- Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри!

- Уважаемые коллеги! Я прошу вас сесть поудобнее и ответить на мое приветствие после той фразы, которая относится именно к вам:

Здравствуйте те, кто сегодня проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто способен творить!

  1. Формирование групп.                                                 Слайд 3

У каждого участника лежит «шахматная доска» и карточка с заданием.

          - Уважаемые участники, у каждого из вас лежит «шахматная доска» и карточка с заданием.

1 группа:

- Найдите букву на пересечении столбика «A» и 2-ой строчки и запишите.

буква «а»

2 группа:

- Найдите букву на пересечении столбика «C» и 2-ой строчки и запишите.

        буква «о»

3 группа:

- Найдите букву на пересечении столбика «F» и 2-ой строчки и запишите.

буква «е»

          - А теперь пересядьте по группам в соответствии с найденной буквой «а», «е», «о».

  1. Вступление.

          - Я не случайно предложила вам выполнить такое задание. Оно напрямую связано с темой нашего семинара: «Орфография на «шахматной доске».

           Материал по данной теме был представлен на областном конкурсе методических разработок по развитию шахматного образования.

Цель семинара:  рассмотреть  методику применения инновационной технологии «шахматной игры» в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи семинара:

  • дать  представление о способе подачи материала по русскому языку  на основе «шахматной доски»;
  • научить ориентироваться на «шахматной доске» для эффективного выполнения заданий;
  • мотивировать на внедрение и использование на занятиях «шахматную игру»;

          - Один мудрец однажды сказал:

«Шахматы — это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира».

         Очень часто шахматы связывают с  математикой.  Шахматная доска, фигуры и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски.

  1. Теория.

                                                                                                      Слайд 4

          В чем же тогда связь русского языка и шахмат? Почему я выбрала эту тему?

                                                                                                      Слайд 5

          Во-первых, с точки зрения математики, движение шахматных фигур и форма доски имеют весьма условный характер. Шахматная игра создавалась на протяжении многих веков и ее правила неоднократно менялись. Существует множество самых разнообразных игр на прямоугольных досках.

          Во-вторых, шахматы - мощный стимул любознательности, который благотворно влияет на развитие памяти и внимания, наглядно – образного и логического мышления, способствует развитию воображения  и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения. Шахматы развивают логику построения суждений и решений, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, концентрироваться на задании.

В-третьих, изучая проблему «Развитие орфографической зоркости учащихся», я пришла к выводу, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы, а это напрямую связано с уровнем развития памяти, внимания, логического мышления, концентрации на задании, то есть с тем, что развивает шахматная игра.

           Именно по этим причинам возникла идея взглянуть на шахматы несколько с другой стороны – со стороны предмета «Русский язык».

           Ведь не только фигуры и сама игра представляют интерес, но и шахматная доска сама по себе является  достаточно интересным  объектом.

           На разработанной мной «шахматной таблице» размещены  знаки русского языка: заглавные и строчные буквы, звуки – гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, знаки препинания и числа.

           И сегодня с помощью  «шахматной доски»  я предлагаю вам  выполнить разнообразные задания (на «открытие» ключа или шифра)

          Вашему вниманию я представлю используемые мной на занятиях упражнения с применением «шахматной доски» на материале темы  «Работа со словарными словами».                 

  1. Практические задания.

           Прежде чем показать практическое применение моей «шахматной доски» для развития орфографической зоркости в работе над словарными словами, я предлагаю выполнить  одно  тренировочное задание на знание шахматной нотации (системы условных обозначений). Приложение 1.

      Слайд 6         

G:\Учитель года 2017\hello_html_m123afe48.png

        - Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите карточки. Впишите в клетки «адреса» картинок по образцу.

        - Проверим, что у вас получилось.

     

     - А теперь поработаем с орфографической «шахматной доской».

Задания на основе применения «шахматной доски»:

 - Сначала потренируемся в группах.

                                                                                            Слайд 7

  1. Первое задание:  с  помощью  «шахматной доски»  расшифруйте слово:

G(10)  C(2)  F(8)  F(8)  I(2)  B(2)

      - Группа, которая справится с заданием, «зажигает свечку».

  1. Второе задание (выполняем в группе):                         Слайд 8

      - Из предложенных слов нужно выписать слова в соответствии с кодом. У каждой группы свой код.

     1 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске слева

     2 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске посередине

     3 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске справа.

        В…кзал, адр…с, …птека, м…чта, г…зета, …гурец, вм…сте, з…вод, …сина, м…лина, …дежда, п…сок, тр…мвай, ст…лица, в…зде.

          - Проверим по слайду.

C(2) (o)

F(2) (e)

А(2) (а)

вокзал

огурец

осина

одежда

столица

адрес

мечта

вместе

песок

везде

газета

завод

малина

аптека

трамвай

  1. Третье задание: выпишите  из предложенного текста словарное слово и зашифруйте букву, написание которой нужно запомнить.                       Слайд 9 

      Проверка: группа зачитывает текст, называет слово, букву и код этой буквы.

1 группа:

      Приехал я раз в небольшой городишко, на карте отмечен он маленькой точкой — географ ему не поставил кружочка. (С. Михалков)

Ответ: городишко, буква «о», C(2)

2 группа:

        Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

Ответ: берёзки, буква «е», F(2)

3 группа:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

                                          (О. Васильев)

Ответ: Россия, буква «о», C(2)

  1. Следующее задание - работа в паре:

Работа по карточкам:

        - Найдите и выпишите три  слова, в которых встречается заданный код.

        - После выполнения задания пара зажигает «свечку». После этого меняетесь  листочками с другой парой.

      Для проверки определите  правильность вписанной буквы по «Карточке - помощнице» на слайде, если нужно, исправьте ошибки. Круги с правильно записанными  словами на карточке раскрасьте одним цветом.

  • Код «A(2)» (буква а), слова: картина, фамилия, запад, корзина, воробей, хорошо
  • Код «F(2)» (буква е), слова: ветер, тетрадь, ученик, пирог, язык, рисунок
  • Код «I(2)» (буква и), слова: пирог, улица, рисунок, ветер, язык, тетрадь
  • Код «В(2)» (буква я), слова: язык, январь, месяц, ветер, пирог, ученик
  • Код «С(2)» (буква о), слова: корзина, хорошо, воробей, картина, фамилия, спасибо
  • Код «В(8)» (буква к), слова:  вокзал, завтрак, восток, вдруг, вокруг, юг

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд1.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд2.JPG

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд3.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд4.JPG

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд5.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд7.JPG

«Карточка-помощница»:

 «A(2)» (буква а)

«F(2)» (буква е)

«I(2)» (буква и)

           картина

фамилия

запад

корзина

воробей

хорошо

ветер

тетрадь

ученик

пирог

язык

рисунок

пирог

улица

рисунок

ветер

язык

тетрадь

«В(2)» (буква я)

«С(2)» (буква о)

«В(8)» (буква к)

язык

январь

месяц

ветер

пирог

ученик

корзина

хорошо

воробей

картина

фамилия

спасибо

вокзал

завтрак

восток

вдруг

вокруг

юг

  1. Результативность.

- А сейчас проверим, как вы научились работать по «шахматной таблице».

- Посмотрим, как и насколько быстро вы умеете ориентироваться на «шахматной доске».

1. «Быстрые вопросы».

- Каждый ответ на мой вопрос или задание представьте в виде кода.

  • Закодируйте знак, который вы поставите в конце следующего предложения: «Вам понравился семинар?» С(6)
  • Сколько звуков в слове «яма»? 4 - F(1)
  • Укажите третий звук  в слове «лёд». [т] – К(2)
  • Закодируйте первые буквы моих фамилии, имени, отчества.

  Д.Л.С. – G(5)  A(10)  E(8)

2. Самостоятельное задание.

- В парах придумайте любое задание с использованием «шахматной таблицы». А потом мы поделимся впечатлениями, у кого получилось интереснее.

  1. Итог.

          Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить.

          Играя на «шахматной доске», мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию, внимание, усидчивость, логическое мышление и стремление решить поставленную задачу и даже увеличиваем «поле зрения», что важно для быстрого чтения.

            В настоящее время работаю по технологии «шахматной игры» на уроках математики,  окружающего мира, литературного чтения.

*На слайде показать математические таблицы.

- Спасибо за внимание!

 



Предварительный просмотр:

- Разгадайте код и узнаете, над каллиграфией какой буквы мы будем работать на уроке.

- Зашифруйте пропущенные буквы в словах:

…течество, с…кунда, ф…олетовый, б…ссейн, к…мыш, к…нверт.

Ответ:

C(3)

F(2)

I(2)

A(2)

A(2)

C(2)

- Разгадайте записанный на доске шифр с помощью «шахматной доски», и вы узнаете, о чём мы будем говорить на  нашем  занятии.

A(2)

D(8)

H(10)

F(2)

B(10)

D(1)

(Тема урока: Н.Сладков. «Апрель»)

Памятка

«Приёмы развития орфографической зоркости на основе «шахматной таблицы»

C:\Users\Любовь\Desktop\Учитель года 2017\ОЧНЫЙ тур\метод.семинар\Приложения\шахматная таблица.jpg

Ответ на вопрос представьте в виде кода:

  • Закодируйте знак, который вы поставите в конце следующего предложения: «Как вы себя чувствуете?» С(6)
  • Сколько звуков в слове «яма»? 4, F(1)
  • Укажите третий звук  в слове «лёд». [т], H(8)
  • Назовите первый звук в слове «ель». [й], К(2)

Н.Сладков. «Апрель».

  1. В первом абзаце найди слово – явление  весны, которое автор называет «апрельскими веснушками». Зашифруй это слово с помощью «шахматной доски».

  1. В третьем абзаце найдите слово с приставкой от- и закодируйте его с помощью «шахматной доски».

  1. В четвёртом абзаце зашифруйте с помощью «шахматной доски» одно слово, в котором не ставится ударение.

  1. В четвёртом абзаце найдите слово с разделительным мягким знаком и зашифруйте его с помощью «шахматной доски».

Ответ:

1

2

3

4

проталины

D(8)

H(10)

C(2)

H(8)

A(2)

B(10)

I(2)

F(10)

L(2)

оттаяли

C(2)

H(8)

H(8)

A(2)

B(2)

B(10)

I(2)

землёй

K(5)

F(2)

D(10)

B(10)

D(2)

K(3)

листьями

B(10)

I(2)

F(8)

H(8)

D(1)

B(2)

D(10)

I(2)

  • Для расслабления глазных мышц смотреть на зелёную точку в течение 1 минуты.

C:\Users\Любовь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Презентация1.jpg

 

C:\Users\Любовь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Презентация1.jpg



Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ № 1

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

МАОУ Абатская СОШ №1  

___________ Сухарева Т.В.

«07» ноября  2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Абатская СОШ №1  __________Н.В.Куликова

Образовательный проект

 Тема:

«Роль инновационных образовательных технологий в развитии орфографической зоркости учащихся при работе

со словарными словами»

Срок реализации: 2014-2018гг.

Автор: Денисова Любовь Сергеевна,

           учитель начальных классов

           МАОУ Абатская СОШ № 1,

                         первая квалификационная категория

2017г.

Содержание

  1. Тема проекта, обоснование ее актуальности и практической значимости.
  2. Выделение педагогических, методических противоречий
  3. Постановка проблемы
  4. Ресурсы
  5. Определение цели
  6. Задачи проекта
  7. Основные идеи
  8. Ожидаемые результаты
  9. Участники проектной деятельности
  10. Сроки исполнения проекта
  11. Этапы реализации.  Мероприятия
  12. Промежуточные результаты
  13. Перспективы дальнейшего развития

  1. Тема проекта, обоснование ее актуальности и практической значимости.

"Словарная работа - это не эпизод в работе учителя,

а систематическая, хорошо организованная,

педагогически целесообразно построенная работа,

связанная со всеми разделами курса русского языка»

 А.В. Текучев.

           В последнее десятилетие на всех уровнях активно заговорили о необходимости повышения престижа изучения русского языка как родного и как государственного, о воспитании чувства уважения к языку и гордости за его создателя – русский народ. Но при этом педагоги и психологи отмечают, что детям трудно дается изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд нелюбимых и кажется недоступным. Многие современные дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму.

            Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

       В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается  (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

        Исследования ученых показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, – 70 – 90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.

       Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что ученики учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы работы. Каждый учитель знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения. Актуальной остается задача сделать интересным и  познавательным процесс обучения.

      Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения русскому языку в начальных классах. Слово -  незаменимое средство общения. Чем богаче словарный запас, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность моего проекта.

        Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: трудности в правописании словарных слов.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 

      Практическая значимость

       Изучив школьную программу, учебники по русскому языку, я пришла к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала.

       Исходя из этого, в ходе работы  над проектом я подберу  дополнительный занимательный  материал для формирования орфографических навыков в правописании словарных слов.

        Изучу инновационные образовательные технологии для  развития орфографической зоркости учащихся при работе со словарными словами.

        Своим опытом поделюсь с учителями  начальных классов.

       

  1. Выделение педагогических, методических противоречий

Обращение к данной теме образовательного проекта вызвано

следующими  противоречиями:

1. Дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы  допускают   ошибки.

2.  Изучаемый программный материал требует запоминания большого количества слов, а у младших школьников не достаточно развита память, что способствует появлению ошибок в словах, правописание которых нужно запомнить.

  1. Постановка проблемы

       Анализ выявленных противоречий помог сформулировать проблему исследования – это формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на занятиях урочной и внеурочной деятельности в работе над словарными словами посредством внедрения инновационных технологий обучения.

  1. Ресурсы

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Для внедрения данного педагогического проекта необходимы:

  • материально – техническая база (компьютер, принтер, проектор, методическая литература, диагностический материал);
  • наличие опыта, современной информации по теме, интерес учителя к данной проблеме.

  1. Определение цели

Цель:

            Разработать систему словарно - орфографической работы  в начальной школе на основе инновационных технологий, ориентированных на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.

  1. Задачи проекта:
  • провести  анализ литературы по данной теме;
  • обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;
  • выявить эффективные способы запоминания и  правописания словарных слов;
  • разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на  практике и обобщить в виде методических рекомендаций;
  • систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала.

  1. Основные идеи

Научная новизна проекта: из имеющихся инновационных образовательных технологий в развитии орфографической  зоркости будут выбраны наиболее эффективные.

Объект исследования:  инновационные  технологии  при обучении русскому языку в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Предмет исследования:  работа над словарными словами как  повышение уровня успеваемости и словарного запаса обучающихся.

Гипотеза исследования: если систематически использовать инновационные технологии при изучении словарных слов, то следует ожидать повышение уровня качества успеваемости учащихся  при написании слов с непроверяемыми гласными  в корне, повышение словарного запаса обучающихся, повышение уровня грамотности учащихся при выполнении различных письменных работ с использованием словарных слов на конец 4 класса.

  1. Ожидаемые результаты

  Предметные:

  • быстрое и прочное  усвоение словарных слов;
  • формирование навыка грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами, встречающимися как в устной, так и в письменной речи учащихся;
  • прочное усвоение и запоминание теоретических сведений;
  • активизация творческой деятельности учащихся;
  • повышение интереса к овладению богатствами русского языка;
  • повышения качества обученности учащихся; повышения уровня качества написания словарных диктантов;
  • овладение навыками использования «шахматной» таблицы;
  • повышение уровня словарного запаса при выполнении творческих работ.

Личностные: формирование взаимного сотрудничества; умение работать в группах.

Метапредметные: развитие логического мышления; повышение интереса к предмету «русский язык» через использование инновационных технологий.

  1. Участники проектной деятельности

Участники  проектирования: учитель Денисова Л.С., обучающиеся 3 «а» класса.

  1. Сроки исполнения проекта

1 этап - 1 класс: 2014-2015 учебный год

2 этап – 2-3 класс: 2015-2017 учебный год

3 этап – 4 класс: 2017-2018 учебный год

  1. Этапы реализации.  Мероприятия.

Проект реализуется в рамках темы самообразования, рассчитан на 4 года и включает три этапа:

  1. Подготовительный этап - теоретический: 2014-2015 учебный год.
  2. Основной этап – внедрение технологии: 2015-2017 учебный год.
  3. Заключительный этап – результативный: 2017-2018 учебный год

№ этапа п/п

Этап реализации проекта

Задачи этапа

Мероприятия, проводимые на данном этапе

Результаты этапа (или планируемые)

1

Подготовительный этап - теоретический

Изучение теоретического материала по развитию орфографической зоркости, подбор заданий и упражнений.

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием инновационных технологий».

  1. Систематизированы теоретические знания по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием инновационных технологий».
  2. Создан базовый комплект упражнений для орфографической зоркости (в соответствии с уровнем моего класса).

2

Основной этап – внедрение технологии

  1. Создание «шахматной» таблицы по русскому языку.
  2. Использование инновационной технологии «шахматной игры» на базе систематизированных теоретических знаний по развитию орфографической зоркости.
  3. Разработка заданий для работы со словарными словами с использованием технологии «шахматной игры».
  4. Применение разработанных заданий в образовательном процессе.
  5. Текущий контроль за уровнем грамотности обучающихся.
  1. Мастер- класс «Развитие орфографической зоркости с использованием элементов шахматной технологии».

V Областной форум "Большая перемена".

  1. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования, номинация «Разработка занятия внеурочной деятельности».
  2. Проведение микроисследований «Энциклопедия одного слова»
  1. Создана «шахматной» таблицы по русскому языку.
  2. Разработаны задания для работы со словарными словами с использованием технологии «шахматной игры».
  3. Расширен базовый комплект упражнений и заданий для развития орфографической зоркости.
  4. Внедрение заданий на разных этапах урока и занятиях внеурочной деятельности.
  5.  Овладение учениками навыков работы с «шахматной» таблицей.
  6. Создание групповой творческой работы – словаря «Энциклопедия одного слова»

3

Заключительный этап – результативный

Провести анализ полученных результатов, соотнести их с поставленной целью и задачами.

Представить свой опыт на методических объединениях различного уровня.

Выявить уровень сформированности навыка работ обучающихся с «шахматной» таблицей; проанализировать качество письменных работ с использованием словарных слов на конец 4 класса 2017-2018 учебного года.

1 этап. Подготовительный: теоретический.

Задача этапа: 

          Изучение теоретического материала по развитию орфографической зоркости, подбор заданий и упражнений.

         На этом этапе работы:

  1. Изучила литературу по развитию орфографической зоркости; осуществила подбор заданий и упражнений.      
  2. Выступила на ШМО начальных классов по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием инновационных технологий».

Результатами первого этапа явились:

  1. Систематизация теоретических знаний по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием инновационных технологий».

        Я изучила следующие статьи и специальную литературу:

  1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./ А.Р.Арутюнов - М.: Русский язык, 1987.
  2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне /Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002 - №2
  3. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся //Начальная школа. -2002 - №1
  4. Грабчикова ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина//Начальная школа. -1999 - №6
  5. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями /И.В.Захарова / /Начальная школа. -1993 - №11
  6. 21. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка /В.Д.Курпов//Начальная школа. -1990 - №3
  7. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах /М.Р.Львов//Начальная школа. -1984 - №12
  8. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости /З.А.Савинова/ /Начальная школа. -1996 - №1
  9. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости /М.С.Селезнева/ /Начальная школа. -1997 - №1
  10. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями /Т.И.Уткина/ /Начальная школа. -1999 -№6
  11. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов –  Н. Челны, 1997.

  1. Создание базовый комплект упражнений для орфографической зоркости (в соответствии с уровнем моего класса). Приложение 1

2 этап. Основной этап: внедрение технологии

«шахматной игры»

Задачи этапа: 

  1. Создание «шахматной» таблицы по русскому языку.
  2. Использование инновационной технологии «шахматной игры» на базе систематизированных теоретических знаний по развитию орфографической зоркости.
  3. Разработка заданий для работы со словарными словами с использованием технологии «шахматной игры».
  4. Применение разработанных заданий в образовательном процессе.
  5. Текущий контроль за уровнем грамотности обучающихся

На этом этапе работы:

  1. Провела мастер - класс «Развитие орфографической зоркости с использованием элементов шахматной технологии». V Областной форум "Большая перемена".
  2. Приняла участие в областном конкурсе методических разработок по развитию шахматного образования, номинация «Разработка занятия внеурочной деятельности», Диплом.
  3. Проводятся микроисследования «Энциклопедия одного слова»

Результатами второго этапа явились:

  1. Создание «шахматной» таблицы по русскому языку.  Приложение 2.
  2. Разработка заданий для работы со словарными словами с использованием технологии «шахматной игры».
  3. Расширение базового комплекта упражнений и заданий для развития орфографической зоркости.  Приложение 3.
  4. Внедрение заданий на разных этапах урока и занятиях внеурочной деятельности.
  5.  Овладение учениками навыков работы с «шахматной» таблицей.
  6. Создание групповой творческой работы – «Энциклопедия одного слова».

  1. Промежуточные результаты.

Представляю промежуточные результаты своего проекта:

  1. Анкетирование

          Среди учеников 2-4 классов было проведено письменное анкетирование с целью  сбора и обработки информации по данной теме, в котором приняли участие 70 второклассников, 52 третьеклассника и 50 четвероклассников.

           Ребята отвечали на следующие вопросы:

1. Какие слова называются словарными? _________________________________________________________________

2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?

да             нет

3. Какой способ запоминания словарных слов ты используешь:

     А) читаешь орфографически, так,  как слово пишется                

     Б) заучиваешь

     В) пользуешься другим способом (каким?) ________________________________________________________________

4. Где ты используешь словарные слова? ________________________________________________________________

5. Как ты выполняешь  словарные диктанты?

            без ошибок               с ошибками

Результаты оказались следующие:

           В параллелях 3-х и 4-х классов все ребята знают, какие слова называются словарными. В параллели 2-х классов 33% обучающихся пока затрудняются ответить на этот вопрос.

          Отвечая на второй вопрос: «Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?», 45% обучающихся  ответили положительно.

          В третьих классах трудности при запоминании словарных слов испытывают 14% человек. В четвёртых классах написали, что испытывают затруднения при запоминании словарных слов 7% обучающихся.

           66 учеников из всех параллелей, отвечая на третий вопрос «Какой способ запоминания словарных слов ты используешь?», написали, что знают и пользуются лёгким способом запоминания словарных слов:

     А) читаешь орфографически, так,  как слово пишется;                

     Б) заучиваешь;

     В) пользуешься другим способом (каким?).

         

        Среди других способов запоминания словарных слов обучающиеся отмечали следующие:

  • Пою песни с этими словами.
  • Читаю перед сном.

 

           При ответе на четвертый вопрос «Где ты используешь словарные слова?»  ребята указали следующие ответы:

           Отвечая на пятый вопрос: «Как ты выполняешь  словарные диктанты?», 37% обучающихся  написали, что в словарных диктантах они допускают ошибки. Остальные пишут словарные диктанты без ошибок.

        Исходя из результатов анкетирования, я сделала вывод, что для запоминания словарных слов обучающиеся либо заучивают слова, либо стараются запомнить их посредством орфографического произношения.

  1. Результаты использования технологии «шахматной игры» в 3 «а» классе.

         Для словарной работы со своим классом я стала использовать разработанную мной технологию «шахматной игры».

         В целях выяснения результативности  обучения в конце каждой четверти я проводила контрольные словарные диктанты.

Анализ качества словарных диктантов

1 класс

2014-2015 учебный год

2 класс

2015-2016 учебный год

3 класс

2016-2017 учебный год

4 класс

1 четверть

-

52%

64%

2четверть

-

52%

65%

3 четверть

-

55%

год

42%

61%

         

          Проанализировав результаты работы за 1,5 года, я пришла к следующим выводам:

  1. Во 2 классе качество выполнения контрольных диктантов составляло от 52% до 61%;
  2. К концу 2 класса качество выполнения контрольных диктантов увеличилось на 19 % по сравнению с результатами на конец 1 класса;
  3. За  I полугодие 3 класса качество выполнения контрольных диктантов составило 65 %.

        Результаты показали, что использование приёмов технологии «шахматной игры» при работе над словарными словами способствует более успешному усвоению непроверяемых написаний.

        Проанализировав диктанты, я включала эти слова в дальнейшую  работу, применяя эффективные способы для лучшего усвоения.

         

  1. Сочинение.

          Одним из таких эффективных способов лучшего усвоения словарных слов является творческая работа - сочинение с использованием произвольной группы словарных слов.          Приложение 4

Слайд

  1. Микроисследования «Энциклопедия одного слова»

          Когда мы стали больше уделять внимание работе со словарными словами, возникла идея создать свою своеобразную «Энциклопедию одного слова».

           В настоящее время работа над «Энциклопедией» продолжается.  Мы  наблюдаем,  как живёт слово в словарях, в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках и скороговорках.

 Для этого мы используем разные типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки родных, близких, знакомых, работали в библиотеке. Для успешного выполнения задания-исследования мы используем своеобразные «шаги». Это помогает нам расположить собранные материалы в определённой системе, которую условно и будем считать энциклопедией нашего слова. Не все пункты плана получается отразить в работе: чего-то не нашли, не встретили. Главное - дети стремятся к поиску нужного материала, развивают речь, формируют свою читательскую культуру, стремятся быть вдумчивыми, проницательными читателями, расширяют свои жизненные познания. И вот, что из этого на данный момент получается.

Творческая работа обучающихся:

микроисследование «Энциклопедия одного слова»

  • Лексическое значение слова
  • Слова-родственники
  • Слова-друзья
  • Слова-враги
  • Слово в русском фольклоре

                                                                                               Приложение 5. 

Слайд

  1. Мини-проект  «Энциклопедия одного слова»

           Некоторые из ребят изъявили желание более подробно изучить несколько слова. Результатом этого стали мини-проекты для нашей «Энциклопедии одного слова», один из которых представлен в приложении.

Приложение 6.  

Слайд

ВЫВОДЫ:

           Цель моего проекта:

Разработать систему словарно - орфографической работы  в начальной школе на основе инновационных технологий, ориентированных на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.

           Я считаю, что на данном этапе цель практически достигнута, были выполнены следующие задачи:

  • проведен теоретический анализ литературы по данной теме;
  • обобщён мой опыт по данной проблеме на школьном и областном уровне;
  • изучена степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;
  • выявлены эффективные способы запоминания и  правописания словарных слов;
  • разработаны задания для работы со словарными словами;
  • систематизирован  подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала.

          Мной были исследованы инновационные технологии проектов и  «шахматной игры». Их я считаю самыми эффективными для своего класса. 

           В результате моего исследования я пришла к выводу: если систематически использовать данные инновационные технологии при изучении словарных слов, то происходит  повышение уровня качества успеваемости учащихся  при написании слов с непроверяемыми гласными  в корне, повышение словарного запаса обучающихся.

  1. Перспективы дальнейшего развития.
  1. Создание методического комплекта, сборника заданий.
  2. Разработка заданий по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение» с использованием «шахматной доски».
  3. Представление своего опыта на методических объединениях различного уровня.

Список литературы.

  1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. /А.Р.Арутюнов - М.: Русский язык, 1987.
  2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне /Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002 - №2
  3. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся //Начальная школа. -2002 - №1
  4. Грабчикова ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина//Начальная школа. -1999 - №6
  5. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями /И.В.Захарова / /Начальная школа. -1993 - №11
  6. 21. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка /В.Д.Курпов//Начальная школа. -1990 - №3
  7. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах /М.Р.Львов//Начальная школа. -1984 - №12
  8. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости /З.А.Савинова/ /Начальная школа. -1996 - №1
  9. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости /М.С.Селезнева/ /Начальная школа. -1997 - №1
  10. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями /Т.И.Уткина/ /Начальная школа. -1999 -№6
  11. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов –  Н. Челны, 1997.
  12.  М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., «Просвещение», 1990.
  13.  И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа, 1998 год,  №3.
  14.  Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа, 1995, №4.
  15.  Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001, №5.
  16.  Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
  17. Г.Г. Граник. Секреты орфографии. – М., «Просвещение», 1991г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект Тема: «Роль инновационных образовательных технологий в развитии орфографической зоркости учащихся при работе со словарными словами» Подготовила: Денисова Л.С. учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1 первая квалификационная категория

Слайд 2

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев.

Слайд 3

Актуальность Повышения престижа изучения русского языка. Проблема формирования орфографической зоркости. Бедность словаря учащихся.

Слайд 4

Практическая значимость дополнительный занимательный материал для формирования орфографических навыков инновационные образовательные технологии материал могут использовать учителя начальных классов

Слайд 5

Проблема исследования Формирование орфографической грамотности обучающихся начальных классов на занятиях урочной и внеурочной деятельности в работе над словарными словами посредством внедрения инновационных технологий обучения.

Слайд 6

Ресурсы материально –техническая база (компьютер, принтер, проектор, методическая литература, диагностический материал); наличие опыта, современной информации по теме, интерес учителя к данной проблеме.

Слайд 7

Цель проекта Разработать систему словарно - орфографической работы в начальной школе на основе инновационных технологий, ориентированных на эффективное усвоение словарных слов и повышение качества знаний по русскому языку.

Слайд 8

Задачи проекта анализ литературы; обобщение опыта; изучение степени развития орфографической зоркости обучающихся класса; выявление эффективных способов запоминания и правописания словарных слов; разработка заданий для работы со словарными словами; систематизация подобранного материала.

Слайд 9

Научная новизна проекта выбор наиболее эффективных инновационных образовательных технологий для развития орфографической зоркости

Слайд 10

Объект и предмет исследования Объект исследования: инновационные технологии Предмет исследования : работа над словарными словами

Слайд 11

Гипотеза исследования Если систематически использовать инновационные технологии при изучении словарных слов, то следует ожидать повышение уровня качества успеваемости, повышение словарного запаса и уровня грамотности обучающихся при выполнении различных письменных работ с использованием словарных слов.

Слайд 12

Ожидаемые результаты Предметные: усвоение и запоминание словарных слов; формирование навыка грамотного написания слов; активизация творческой деятельности учащихся; повышения уровня качества написания словарных диктантов; овладение навыками использования «шахматной» таблицы; увеличение словарного запаса. Личностные: формирование взаимного сотрудничества. Метапредметные: развитие логического мышления; повышение интереса к предмету «русский язык» через использование инновационных технологий.

Слайд 13

Сроки исполнения проекта 1 этап. Подготовительный: 2014-2015 учебный год 2 этап. Основной: 2015-2017 учебный год 3 этап. Заключительный: 2017-2018 учебный год

Слайд 14

Подготовительный этап. Задача Изучение материала по развитию орфографической зоркости, подбор заданий и упражнений. Результаты Систематизированы теоретические знания по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка с использованием инновационных технологий». Базовый комплект упражнений

Слайд 15

Основной этап. Задачи Создание «шахматной» таблицы. Использование технологии «шахматной игры» на базе систематизированных знаний по развитию орфографической зоркости. Разработка заданий для работы со словарными словами с использованием технологии «шахматной игры». Применение разработанных заданий. Текущий контроль. Результаты «Шахматная» таблица по русскому языку. Задания для работы со словарными словами Расширение базового комплекта упражнений и заданий. Внедрение заданий на разных этапах урока и занятиях внеурочной деятельности. Овладение учениками навыков работы с «шахматной» таблицей.

Слайд 17

Промежуточные результаты Анкетирование «Какие слова называются словарными?»

Слайд 18

Промежуточные результаты Анкетирование « Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?»

Слайд 19

Промежуточные результаты Анкетирование « Какой способ запоминания словарных слов ты используешь?»

Слайд 20

Промежуточные результаты Анкетирование « Где ты используешь словарные слова?»

Слайд 21

Промежуточные результаты Анкетирование « Как ты выполняешь словарные диктанты?»

Слайд 22

Промежуточные результаты Анализ качества словарных диктантов 1 класс 2014-2015 учебный год 2 класс 2015-2016 учебный год 3 класс 2016-2017 учебный год 4 класс 2017-2018 учебный год 1 четверть - 52% 64% 2четверть - 52% 65% 3 четверть - 55% год 42% 61%

Слайд 23

Промежуточные результаты Анализ качества словарных диктантов

Слайд 24

Микроисследования «Энциклопедия одного слова» Лексическое значение слова Слова-родственники Слова-друзья Слова-враги Слово в русском фольклоре

Слайд 25

Вывод: Если систематически использовать данные инновационные технологии при изучении словарных слов, то происходит повышение уровня качества успеваемости обучающихся при написании слов с непроверяемыми гласными в корне слова, повышение словарного запаса обучающихся.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приёмы развития орфографической зоркости.

  1. Орфографическое чтение.

         Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

         Ежедневно на каждом уроке (математики, русского  языка, чтения, окружающего мира) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать.  Шансов написать слово  грамотно в таком  случае становится  уже  больше.

Конечно, этот приём «работает» на все виды орфограмм.

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм (чаще всего использую при работе со словарными словами)

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1. Какографические упражнения

Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Например, задание: исправь допущенные ошибки, сделай работу над ошибками.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

  1. Приём «Работа над ошибками».

Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого ставится на полях палочка, а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка.

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой''.

  1. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  1. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

  • Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова (или слово).

Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку».  Подчеркни слова, обозначающие предметы.

      Вада,  зилёный,  трапинка,  земля,  халодок,  зема,  висна,  светло,  хорашо, весело.

  • Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Сосна, стол, парта, лесной, ком.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Комплекс заданий и упражнений для развития орфографической зоркости

с использованием «шахматной доски»:

  1. Минутка чистописания.

- Разгадайте код и узнаете, над каллиграфией каких букв мы будем работать на уроке.

- Кто покажет их правильное написание?

  1. Задание (на закрепление изученных слов):  с  помощью  «шахматной доски»  зашифруйте пропущенные буквы.

 …течество, с…кунда, п…йзаж, р…йон, ф…олетовый, к…бинет, б…ссейн, л…ловый, к…мыш, к…нверт.

  1. Задание (подведение к теме занятия): на доске написан шифр. Разгадав его с помощью «шахматной доски», вы узнаете, о чем мы будем говорить на  нашем  занятии.

  1. Работа с  текстом.

Учитель делит детей на группы (группа 4-5 человек). Каждой группе дает задание по тексту «Апрель»:

  1. В первом абзаце найди слово – явление  весны, которое автор называет «апрельскими веснушками». Зашифруй это слово с помощью «шахматной доски».
  2. В третьем абзаце найдите слово с приставкой  от-  и закодируйте его с помощью «шахматной доски».
  3. В четвёртом абзаце зашифруйте с помощью «шахматной доски» одно слово, в котором не ставится ударение.
  4. В четвёртом абзаце найдите слово с разделительным мягким знаком и зашифруйте его с помощью «шахматной доски».

  1. Работа по карточкам (на закрепление изученных слов):

Найдите и выпишите не менее трех слов, в которых встречается заданный код. Поменяйтесь  листочками с другой парой. Найдите эти слова на карточке, проверьте правильность вписанной буквы по «Карточке с правильными ответами», если нужно, исправьте ошибки. Круги с правильно записанными  словами на карточке раскрасьте одним цветом.

  • Код «A(2)» (буква а), слова: картина, фамилия, запад, корзина, воробей, хорошо
  • Код «F(2)» (буква е), слова: ветер, тетрадь, ученик, пирог, язык, рисунок
  • Код «I(2)» (буква и), слова: пирог, улица, рисунок, ветер, язык, тетрадь
  • Код «В(2)» (буква я), слова: язык, январь, месяц, ветер, пирог, ученик
  • Код «С(2)» (буква о), слова: корзина, хорошо, воробей, картина, фамилия, спасибо
  • Код «В(8)» (буква к), слова:  вокзал, завтрак, восток, вдруг, вокруг, юг

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд1.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд2.JPG

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд3.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд4.JPG

C:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд5.JPGC:\Users\Любовь\Desktop\кружок\Слайд7.JPG

  1. Предложения, тексты со словарными словами (на закрепление изученных слов).  

- Выпишите  из текста словарные слова и зашифруйте букву, написание которой нужно запомнить.

Примеры текстов:

АККУРАТНЫЙ

  1. Даша положила на стол квадратный предмет, завернутый аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязанный розовой ленточкой. (А. Куприн)

  1. Будь в одежде аккуратен

- Избегай и дыр, и пятен.

  1. Второй летний месяц июль называют в народе макушкой лета. Созревают хлеба. Под лучами горячего солнца посветлели поля. Нива стала золотистой. За нею на горизонте темнеют вершины елей, шапки дубов. Потерял свой изумрудный цвет луг. Траву скосили. Везде аккуратные копны свежего душистого сена.

           ГОРОД

  1.  Приехал я раз в небольшой городишко, на карте отмечен он маленькой точкой — географ ему не поставил кружочка. (С. Михалков)
  2.  Москва — очень большой город. В нем много разных улиц. Сердцем города Москвы является Красная площадь, а вся Москва — сердце России.
  3.  Я приехал в свой родной город. Какое счастье было снова оказаться в родных местах! Город расположен на берегах великой Печоры. Природа любимого края с годами стала мне ближе. Чувствуешь её силу и величие. В памяти всплывают годы детства. Городок в то время был небольшой. Мой дед был геологом. Он участвовал в строительстве этого города.
  4.  Каждый отгадает, каждый назовёт

Город, что летает, город, что ползёт.

(Орёл, Ужгород)

БЕРЁЗА

  1. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
  2. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. (И. Соко- лов-Микитов)
  3. Солнце спускается за знакомый березняк. (И. Гончаров)
  4. Я шёл купаться в тени березника. (Л. Толстой)
  5. Кто видел цветущую берёзу? Это бывает в мае. Листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. Хороша берёза в серёжках! Стоит она вся золотая, как будто в солнечном дожде. (По Э. Шиму)
  6. Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза моя кудрявая!

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные.

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

(Русская народная песня)

  1. Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

  1. Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску:

    В речку, как в зеркало, глядя,

    Расчесала б кудрявые пряди,

    И вошло б у неё в привычку

    По утрам заплетать косичку.

                                       (И. Токмакова)

КРЕМЛЬ

1)   Кремль - это крепость в древнем городе.

2)  Московский Кремль построили много сотен лет назад.

3)  Стены Московского Кремля устояли перед грозными врагами.

  1.  Московский Кремль построили искусные мастера.
  2.  В центре Ярославля стоит древний Кремль.
  3.  Кремлёвские звёзды ярко горят.
  4.  Кремлёвские звёзды видны издалека.
  5.  В Кремле заседает правительство нашего государства.
  6.  Москва - столица нашего государства. Главная площадь столицы — Красная площадь. Сердце Москвы - Кремль. У стен Кремля находится могила Неизвестного солдата.

МОСКВА

1 ) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве. (В. Гусев)

2) Хорошо на московском просторе! Светят звезды Кремля в синеве. (В. Гусев)

3) Число жителей Москвы более 10 миллионов человек.

 4) Мы с детства запомнили эти слова,

Но нету прекрасней и проще

Для города имени — город Москва

Для площади — Красная площадь.

(И. Токмакова)

   5) Вдали огни сияют золотые,

Шумит над нами юная листва.

Надежда мира, сердце всей России,

        Москва - столица, моя Москва.

6) Москва! Как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось,

      Как много в нём отозвалось...

РОДИНА

1) Великую землю,

     Любимую землю,

     Где мы родились и живём,

     Мы Родиной светлой,

     Мы Родиной милой,

     Мы Родиной нашей зовём.

(М. Лисянский)

 2) У каждого человека есть одно, своё заветное место. С него начинается чувство Родины, любовь к ней.

РОССИЯ

1)     Наше Отечество, наша Родина матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у Него и Родина. (К. Ушинский)

    2) Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

(О. Васильев)



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Используя данные словарные слова, напишите

мини – сочинение.

1 вариант.

Ракета, малина, остров, квартал, свёкла, пирог, песок, интересный, морковь, гигант, привет, огород, шелест, однажды.

Сочинения детей:

           «Я живу на острове. В квартале стоит мой дом. Земля на моём огороде состоит из песка. В огороде растут свёкла, морковь и малина.

            Но однажды произошёл интересный случай. Я услышала странный шелест. На мой остров приземлилась ракета. Из неё вышел гигант и сказал: «Привет!» Я  угостил его пирогом. »

                                                                                               Настя С.

2 вариант.

Медленно, осина, яблоко, шоколад, шофёр, очень, обычный, девочка, багаж, учитель, один, инженер, орех.

Сочинения детей:

      «Шофёр едет очень медленно. У дороги растёт осина. В машине рядом с ним  едут учитель и девочка. Они везут необыкновенный багаж: яблоки, шоколад,  орехи. Их встретил один обычный инженер.»

                                                                                 Илья С.

«Мой папа работает шофёром на заводе. Он возит инженера по объектам. В нашей школе один учитель получил необычный багаж. В нём был один шоколад с орехом. Ей выслали родственники, потому что она его любит.»

                                                                                Вика Ш.

«Девочка очень любила шоколад с орехами. Один шофёр с багажом ехал медленно. В саду росли осины, яблоки, орехи. Учитель учил учеников. Инженер шёл медленно. Был обычный день.»

                                                                                 Оля Б.