Обобщение и распространение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"

Шабуневич Татьяна Николаевна

На данной странице представлен материал на муниципальный конкурс педагогических достижений в номинации " Воспитатель года 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shabunevich_t.n.docx83.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Опыт работы по теме:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК  

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

 

Инструктор по физической культуре

МБДОУ д/с № 14

Шабуневич Татьяна Николаевна

ЗАТО г. Североморск

2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1.

Актуальность, цели и задачи опыта……………………………..

4

1.1.

Актуальность опыта…………………………………………………

4-6

1.2.

Цели и задачи опыта работы………………………………………..

6-8

1.3.

Этапы реализации опыта работы…………………………………..

8-11

ГЛАВА 2.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ………………………………….

11

2.1.

Рассмотрение вопроса использования здоровьесберегающих технологий в рамках Программы развития МБДОУ д/с №14 и Программы «Здоровье»……………………………………………..

12-15

2.2.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ…………………..

15-16

2.3.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ…………………………………...

16-19

2.4.

Взаимодействие с сотрудниками ДОУ…………………………….

19-21

2.5.

Взаимодействие с родителями……………………………………..

21-23

ГЛАВА 3.

Система мониторинга здоровья…………………………………

23-25

ГЛАВА 4.

Результаты работы………………………………………………..

25-28

Используемая литература…………………………………………

29

 «…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех,

 кого любим сильнее всего – для наших детей».

Д.Медведев

Введение

В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А.А. Баранов, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаная, Г.Н. Сердюковская, Т.И. Стукалова, А.М. Черных).

Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,6 до 5,7%), в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.

Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе, а состояние здоровья воспитанников ДОУ  является важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования

ГЛАВА 1. Актуальность, цели и задачи опыта.

Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первоеместо здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»

              Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровьесберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.

           Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях психолого-педагогического процесса, которые можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов (Н.К.Смирнов).

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (приказ Министерства  образования  и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299) к ДОУ предъявляются общие требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной  общеобразовательной программы дошкольного образования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Таким образом, содействие физическому развитию детей является одной из главных целей государственной политики РФ в области образования.

1.1.Актуальность опыта.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,поступающих в школу.  

Мониторинг состояния здоровья воспитанников МБДОУ д/с № 14 показал следующие результаты (Таблицы 1,2)

Таблица 1

Анализ заболеваемости детей в МДОУ д/с №14

 и количества детей по группам здоровья.

Год

Пропуски по болезни одним ребёнком

% детей с 1-й

группой здоровья

% детей

со 2-й группой здоровья

% детей

 с 3-й группой здоровья

2007

25,2

14,4%

73,8%

11,9%

2008

23

19,3%

66,7%

14%

2009

28

14,4%

67,9%

17,7%

2010

18,8

17,3%

68,3%

14,4%

Анализ показывает, что в настоящее время лишь 15% детей, посещающих ДОУ, являются абсолютно здоровыми (имеют 1 группу здоровья).

Таблица 2.

Анализ физического здоровья детей (хронических заболеваний)

          Год

Количество детей

 (чел./%)

заболевания

2007

2008

2009

2010

Бронхиальная астма

4 (1,98%)

11 (5,31%)

11 (5,26%)

10 (4,88%)

ЧДБ

10 (4,95%)

13 (6,28%)

12 (5,74%)

13 (6,34%)

Лор-заболевания

14 (6,93%)

16 (7,73%)

29 (13,88%)

26 (12,68%)

Заболевания сердечно-сосудистой системы

47 (23,27%)

50 (24,15%)

51 (24,4%)

49 (23,9%)

Группа педиатра (ДЖВП, анемия, бронхиальная астма, цистит, пневмонии и т.д).

41 (20,3%)

43 (20,77%)

44 (21,05%)

38 (18,54%)

Эндокринные заболевания

10 (4,95%)

13 (6,28%)

17 (8,13%)

20 (9,75%)

Нарушения опорно-двигательного аппарата

22 (10,89%)

23 (11,11%)

33 (15,79%)

26 (12,68%)

Хирургическая патология

25 (12,38%)

26 (12,56%)

29 (13,88%)

29 (14,15%)

Стабильно высоким остается количество вновь поступивших детей с хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, ЧДБ, хронический тонзиллит, аденоиды, заболевания почек). Подавляющее большинство воспитанников имеют ослабленный иммунитет, фтизиатрическую патологию.

Таблица 3.

Анализ физической подготовленности

Виды движений

2008-2009

2009-2010

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Бег

35,4%

53,8%

10,8%

22 %

70,3 %

7,7 %

Прыжки

40,2%

45,3%

14,5%

42,5 %

45,9 %

11,6 %

Метание

38,8%

46,8

14,4%

24 %

59,5 %

16,5 %

Лазание

23,8

61,4%

14,8

28,7 %

62,1 %

9,2 %

Следовательно, тема  опыта очень актуальна для успешной организации работы детского сада в оздоровлении и в целом в развитии детей. Именно совместные усилия участников образовательного процесса,  смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников.

1.2. Цели и задачи опыта работы.

Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ состояния здоровья детей, анализ заболеваемости и физической подготовленности воспитанников) определены, цели, задачи работы.

Цель: внедрить здоровьесберегающие технологии, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;
  2. обосновать и внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные формы оздоровления дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий и методик;
  3. снизить уровень заболеваемости, укрепить здоровье детей, формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни;
  4. целенаправленно развивать физические качества;
  5. обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;

В основу опыта положены общеметодические принципы, определяющие основные положения,  содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.

  1. Принципнаучности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности —  успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  3. Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса.  Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
  4. Принцип «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе здоровьесберегающих технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
  5. Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  6. Принцип доступности и индивидуализации.Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие  здоровой личности ребенка.
  7. Принцип системного подхода. Оздоровительная направленность образовательного процесса  достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат  –оздоровление субъектов образовательного процесса  (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
  8. Принцип оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
  9. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

  1. Этапы реализации опыта работы.

Этапы реализации

Мероприятия по реализации опыта работы

Срок реализации

I. Подготовительный

Цель – провести анализ здоровьесберегающих технологий, определить их значимость и возможность использования в работе ДОУ.

  1. Ознакомление с теоретическими основами здоровьесберегающих методик, технологий.
  2. Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка.
  3. Изучение мнения родителей и получение согласия на внедрение технологий.
  4. Составление перспективного плана оснащения физкультурного зала.

январь-сентябрь 2010 г.

II. Практический

Цель – внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ, внесение корректив.

  1. Участие в разработке Программы развития МБДОУ д/с № 14 и программы «Здоровье».
  2. Создание условий и оформление необходимого материала.
  3. Составление картотеки оздоровительных игр:
  1. игры, направленные на преодоление плоскостопия;
  2. игры, на формирование правильной осанки;
  3. игры, направленные на профилактику болезней дыхательной системы.
  1. Составление картотеки подвижных игр на развитие основных видов движения.
  2. Составление подборки мини-сказок к подвижным играм.
  3. Составление картотеки хороводных игр.
  4. Составление картотеки игрового массажа.
  5. Составление оздоровительных комплексов:
  1. дыхательной гимнастики;
  2. пальчиковой гимнастики;
  3. гимнастики для глаз;
  4. корригирующей гимнастики.
  1. Разработка годового перспективного планирования по физической культуре на все возрастные группы.
  2. Разработка годового перспективного планирования подвижных игр на все возрастные группы.
  3. Включение здоровьесберегащих технологий в педагогический процесс.
  1. Промежуточная диагностика использования здоровьесберегающих методик и технологий.
  2. Корректировка планов работы на основе результатов мониторинга.
  3. Разработка годового планирования оздоровительной гимнастики для часто болеющих детей.
  4. Разработка План-программы  «Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ».
  1. Разработка перспективного планирования развлечений на все возрастные группы.

2010-2012 г.

III. Аналитико-обобщающий

Цель - обобщить опыт работы.

  1. Мониторинг здоровья детей:
  1. диагностика физической подготовленности детей;
  2. анализ заболеваемости;
  1. Опрос родителей и педагогов. Анализ предложений.
  2. Транслирование опыта работы:
  1. открытые мероприятия;
  2. выступления на методических мероприятиях различного уровня;

оформление наглядного материала.

2012-2013

ГЛАВА 2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.  

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В настоящее время выделяют следующие виды  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. медико-профилактические. Это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  2. физкультурно-оздоровительные. Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;
  3. здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
  4. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. 

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре,  музыкального руководителя и проводится с учетом основных целей и задач дошкольного учреждения, определенных и направлений деятельности учреждения определенных в Программе развития МБДОУ

 д/с № 14, принятой педагогическим советом (протокол № 2 от 28.11.2011г.)  и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011г., а также целей и задач Программы «Здоровье».

  1. Рассмотрение вопроса использования здоровьесберегающих технологий в рамках Программы развития МБДОУ д/с №14 и Программы «Здоровье».

Программа развития образовательного учреждения формируется как совокупность основных направлений работы, выстроенных для достижения целей и задач МБДОУ. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных  в процессе реализации программы.  

Стратегическая цель программы:  создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход  ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Детский сад с приоритетным направлением - коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного возраста должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это находит отражение в тактических целях развития учреждения, одна из которых - повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Исходя из целей, мы поставили перед собой ряд задач, в том числе и задач, направленных на сохранение и укрепление здоровье воспитанников:

  1. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровье»).
  2. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Мать и дитя»).
  3. Привести в соответствие с требованиями предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Безопасность и качество»).

Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных задач обеспечивается за счет планомерной осуществления программных мероприятий в рамках реализации следующих блоков:

Основные мероприятия по реализации программы развития.

Концептуальные направления

Содержание работы

Блок «Здоровье»

  1. Совершенствование мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения.
  2. Создание условий для оптимизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, совершенствования «Программы Здоровье».
  3. Внедрение в практику работы современных здоровьесберегающих технологий.
  4. Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы консультационного центра детского сада.
  5. Разработка и реализация проектов здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности.

Блок «Мать и дитя»

  1. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Совместная разработка и реализация проектов.

Блок «Безопасность и качество»

  1. Обновление предметно-развивающей среды детского сада.
  2. Повышение персональной ответственности сотрудников учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей – воспитанников ДОУ.

             

В дошкольном образовательном учреждении  творческим коллективом разработана программа “Здоровье”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на три года.

Цель программы «Здоровье»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,  совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья в особых климато-географических условиях Крайнего Севера.

Задачи:

  1. Совершенствовать  здоровьесберегающую среду в ДОУ.
  2. Способствовать охране и укреплению здоровья детей, совершенствовать их физическое развитие; способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма, улучшению физической и умственной работоспособности.
  3. Формировать у всех участников образовательного процесса представления о  здоровом образе жизни и осознанное отношение к своему здоровью.
  4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
  6. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. Совершенствовать систему профилактическо-оздоровительной  работы.
  7. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья.

Таким образом, отправной точкой моего опыта работы стали Программа развития МБДОУ д/с № 14 и программа «Здоровье», в которых определены основные цели и задачи коллектива по здоровьесбережению на три года.

  1.  Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Здоровьесберегающая среда, созданная в нашем дошкольном образовательном учреждении, представляет собой систему, состоящую из образовательного процесса, социального и предметного компонентов иориентирована на развитие компетенций ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, субъектно-поведенческого опыта детей в подвижных играх.

  1. физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой бассейн, эллипсоид, беговая дорожка,  диски здоровья, балансиры);
  1. спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
  2. в группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
  3. медицинское оборудование – бактерицидные лампы, бактерицидные лампы облучатели, витофоны, ультразвуковые ингаляторы, ингаляторы «Ромашка».

Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить организацию оздоровительной работы и оптимальную физическую активность детей. 

  1. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ строится с учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14, разработанной на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (с 2 до 7 лет), и «Программой воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой (с 1 г.6 м. до 2 лет) и в соответствии с Программой «Здоровье» разработанной коллективом МБДОУ д/с № 14, принятой педагогическим советом (протокол №2 от 28.11.2011 г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011 г.

        Исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей,  мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы, следующие здоровьесберегающие технологии.

  1. Пальчиковая гимнастика – Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени.
  2. Дыхательная гимнастика – Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики,  включаем звуковое дыхание М. Лазарева. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно, упражнения подойдут для физминуток, динамических пауз, а так же как элемент расслабления – перед сном.
  1. Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
  2. Бодрящая гимнастика после сна – Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна: гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др.). Дети выполняют гимнастику босиком.
  3. Корригирующая гимнастика – Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. В своей работе широко использую комплексы самооздоровления В.Т. Кудрявцева – провожу их, как часть физкультурного занятия, развлечения, во время проведения утренней гимнастики и индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.
  4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой – Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости), регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства.
  5. Релаксация – Проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
  6. Оздоровительные игры А. С. Галанова – Игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастов.
  7. «Гимнастика маленьких волшебников». Элементы йоги для детей по Нестерюк Т.  и Шкода А. – Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения, ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо». Эти игровые упражнения могут проводиться во всех возрастных группах.
  8. Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки. – Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для детей всех возрастов.
  9. Обширное умывание –  Как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.
  10. Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья, дает жизненную энергию, улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную систему. Не стоит красить стены в темные и холодные тона, тем более в условиях Крайнего севера, где подолгу длится полярная ночь.
  11. Экологический ландшафт – Создание здоровой экологической среды. В данном случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые обладают полезными свойствами. Например, хлорофитум и аспарагус – прекрасно очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей. Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.

  1. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ.

     Детский сад – это целостный организм, где все, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья доверенных нам детей. Поэтому очень важно в моей работе руководствоваться принципом целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Для того чтобы эффективно организовать здоровьесберегающую среду в группах детского сада педагог должен обладать высоким уровнем развития здоровьесберегающих компетенций, таких как:

  1. осведомленностью, сознательностью, наличием профильных знаний, в области СанПиН, психофизиологических особенностей, закономерностей физического развития, особенностей развития движений детей;
  2. «практической готовностью»: умелостью, способностью к осуществлению деятельности, направленной на здоровьесбережение детей (проектирование профессиональной деятельности при подготовке занятий, учитывая особенности возраста, особенностей здоровья, варьирование продолжительности этапов занятия, а также методов и форм работы в зависимости от степени утомляемости, места занятия в системе режима дня);
  3. наличием «профессионального мотива и ценностного отношения к ребенку»: действенностью, положительной мотивацией на осуществление здоровьесберегающей деятельности.

Изучив, совместно с зам.зав. по УВР,  основные проблемы   педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологи, определила формы работы с педагогами с целью повышения уровня профессиональных здоровьесберегающих компетенций. 

Проблема

Формы работы

Недостаточность знаний в области методики физического воспитания (например, воспитатель без специального «дошкольного» образования).

Консультация инструктора физического воспитания; лекция с элементами беседы, проблемная лекция, «Круглый стол», дискуссия, конференция, психолого-педагогический семинар, защита проектов, тестирование.

Недостаточность знаний психофизиологических особенностей, закономерностей физического развития, особенностей развития движений.

Недостаточная ориентированность в современных здоровьесберегающих технологиях.

Недостаточная ориентированность в современных диагностиках уровня физического развития и физической подготовленности детей; проблемы в осуществлении диагностической работы, трактовки результатов, недостаточный учет состояния здоровья.

Семинар-практикум, работа в малых группах, практическое занятие, творческая работа, педагогическая мастерская.

Затруднения в построении здоровьесберегающей среды

Затруднения в процессе планирования мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Консультация, работа в малых группах, практическое занятие.

Затруднения во взаимодействии с родителями по выработке единых требований к здоровьесбережению в ДОУ и семье.

Практическое занятие.

Таким образом, результативное внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ будет достигнуто лишь совместно с педагогом, обладающим профессиональными здоровьесберегающими компетенциями.

     Основными направлениями, требующими совместной деятельности с медицинскими работниками, прежде всего, являются:

  1. Изучение физического состояния детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей,  совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от педагога-психолога, учителя-логопеда и  родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
  2. Разработка рекомендаций к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделение дифференцированных групп детей, требующих коррекционной работы при профилактике заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. 
  3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.
  4. Осуществление медико-педагогического контроля над физкультурными занятиями (2 раза в год). Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует заместитель заведующего по УВР и инструктор по физическому воспитанию.
  5.  Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ. Проводя эту работу, привлекаю медицинских работников к проведению интегрированных занятий по валелогии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

     Таким образом, планирование совместной деятельности и тесное сотрудничество с медицинским и педагогическим персоналом позволяет достичь единых требований при внедрении здоровьесберегающих технологий.

  1. Взаимодействие с родителями.

Здоровье детей - это та цель, где, безусловно, сходятся интересы и семьи, и детского сада. И особое место здесь занимает проблема сохранения и укрепления здоровья детей, а именно - обеспечение полноценного физического развития ребенка, закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, совершенствованию физиологических функций.

Мы сформулировали основные принципы, из которых следует исходить в профилактической работе с родителями:

  1. Ребенок до школы не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Этот выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в т.ч. насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие члены семьи и т.д.).
  2. Основные поведенческие привычки, в т.ч. связанные с риском для здоровья, формируют у ребенка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
  3. Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье своих детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Это связано с тем, что одинаковый вклад в поведенческие привычки детей, связанные с риском развития хронических заболеваний, вносит семья, где сегодня воспитывается ребенок, и та семья, где прошло детство его родителей. (На примере курения это означает следующее: если курят родители, то их дети с очень высокой вероятностью также станут курильщиками, и почти с такой же вероятностью будут курить их внуки).

На основании этих принципов определили основные задачи в работе с семьей:

  1. оказание помощи родителям в вопросах сохранения здоровья детей,  воспитания и развития;
  2. привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
  3. развитие компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий.

 Работа с родителями строится с учетом принципов:

  1. открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
  2. принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
  3. принцип создания активной здоровьесберегающей развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  4. диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Привлекая родителей к деятельности дошкольного учреждения, работаем по следующим этапам:

Первый этап – актуализация потребностей родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

Второй этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательной услуги в дошкольном учреждении.

Третий этап – партнерство педагогов,  родителей,  специальных служб в деятельности дошкольного учреждения.

Крайне важно, как складывается взаимодействие взрослых в процессе формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов, где результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами.

С целью формирования педагогической компетенцииродителей и для реализации содержания работы по вопросам сохранения и укрепления  здоровья детей используем различные формы деятельности:

  1. оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса (в детском саду работает консультационный пункт, «Школа заботливого родителя», проводятся консультации, семинары практикумы, круглые столы с просмотром видеоматериалов и т.д.);
  2. анкетирование;
  3. родительские собрания;
  4. дни открытых дверей;
  5. открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;
  6. активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);
  7. оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото стендов, газет.

Таким образом, деятельность сотрудников детского сада и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста.

ГЛАВА 3. Система мониторинга здоровья.  

Основным методом оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется медицинским и педагогическим персоналом.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников – это возможность составить объективное представление о качестве физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, эффективности используемых здоровьесберегающих технологий, выявить сильные и слабые звенья в данной работе и на этой основе осуществить корректировку и уточнение последующих задач и действий коллектива по его реализации.

Цель мониторинга состоит в комплексном, динамическом и аналитическом отслеживании состояния здоровья детей и физической подготовленности для дальнейшего планирования и коррекции образовательного процесса, повышения эффективности работы специалистов ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.

     Исходя, из Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14 использую следующие методики:

  1. Образовательная область  «Физическая культура» Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Методика  изучения  особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у детей дошкольного возраста».

Тестовые задания

  1. Образовательная область «Здоровье» Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Комплексная диагностика культуры здоровья детей  дошкольного возраста». Наблюдение, опросник, игры.

Мониторинг деятельности ДОУ по обеспечению здоровьесбережания.

Параметры

Критерии оценки

Периодич-ность

Показатели

Инструмента-рий

Ответственный

Создание здоровьесберегающей среды ДОУ

Соответствие развивающей среды ДОУ требованиям Программы

1 раз в год

90-100% соответствует требованиям

Смотр-конкурс подготовки ДОУ к началу учебного года

Заведующий, зам.зав. по УВР, члены комиссии

Отсутствие травматизма среди воспитанников.

ежемесячно

Количество случаев

Анализ документации

Заведующий

Анализ состояния здоровья воспитанников

Анализ  физического развития воспитанников  

2 раза в год

Соответствие физического развития N

Антропометрия

Старшая медсестра

Анализ заболеваемости воспитанников

Ежемесячно, ежеквартально, за полугодие, за год

количество пропусков одним ребенком

Анализ табеля посещаемости, отчет 85-К

Заведующий, старшая медсестра, воспитатели, зам. зав. по УВР

Реализация основной образовательной программы

Уровень физической подготовленности (диагностика результатов освоения образовательной области «Физическая культура» у детей дошкольного возраста)

2 раза в год

% детей освоивших программу

Анализ диагностики

Воспитатели, зам. зав. по УВР

Уровень компетенции родителей

Активность родителей в мероприятиях ДОУ по профилактике заболеваемости (родительские собрания, консультации, викторины, выставки семейного творчества).

Ежеквартально

% участников мероприятий

Наблюдение,

анализ протоколов собраний

Зам. зав. по УВР

Уровень компетентности родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности

2 раза в год

70-80% повысили уровень знаний

Анкетирование

Зам. зав. по УВР

ГЛАВА 4. Результаты работы

Организация работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ позволила достичь следующих результатов: 

  1. Накоплен опыт комплексного подхода при решении задач сохранения и укрепления здоровья детей;
  2. Снизилась заболеваемость детей дошкольного возраста;
  3. Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
  4. Разработаны и внедрены в практику: система занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей;
  5. Установлены партнерские отношения в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через: мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу; преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка.

 

Анализ заболеваемости дошкольников в МБДОУ д/с № 14

за 2009-2012 г. г. (%)

2009 - 2010 уч. г.

2010 – 2011 уч. г.

2011 – 2012 уч. г.

Группы раннего возраста

35

28,9

27

Группы дл детей дошкольного возраста

16,7

14,7

13,8

 по ДОУ

21,8

18,1

17,3

Анализ физической подготовленности воспитанников МБДОУ д/с № 14

Виды движений

2010-2011

2011-2012

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Бег

38,4%

51,1%

10,5%

46,5%

43,9

9,6

Прыжки

54,9%

35,8%

9,3%

59,6%

33,4

7%

Метание

29,7%

57%

13,3%

33,3%

56,2%

10,5

Лазание

25,7%

60,1%

14,2%

27,1%

59,8%

13,1

Анализ освоения Основной общеобразовательной программыМБДОУ д/с № 14

по образовательной области «Физическая культура»

2010 – 2011 уч. г.

2011 – 2012 уч. г.

высокий

30,3 %

31,5 %

средний

59,7 %

59,5 %

низкий

10 %

9 %

        

        Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких  результатов по физической подготовленности детей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006.
  2. Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий Центр 2008.
  3. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М.: ТЦ Сфера 2008.
  4. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников. –  СПб.: Речь 2007.
  5. Галанов А.С. Игры, которые лечат. -  М.: Творческий Центр 2006.
  6. Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников –  М.: Скрипторий 2003, 2006.
  7. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. –  Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
  9. Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997.

(парциальная программа, физкультурно-оздоровительного направления).

      11. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.

  1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста - М.: Владос 2004.
  2. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. –  СПб.: Речь 2007.
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Новгорода. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. – С. 3 – 64.
  4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. –  М., 1987. –  63 с.


 

Комментарии

Шабуневич Татьяна Николаевна

В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий.

Шабуневич Татьяна Николаевна

В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий.