разработки уроков биологии

Нежибецкая Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии

11 класс

Учитель: Нежибецкая  Елена Сергеевна

ГБОУ школа № 459 Пушкинского р-на Спб

Тема урока: «Человеческие расы»

Цели:

Учебная: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас;

Воспитательная : научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников; развивать умение работы в коллективе.

Развивающая:  создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать

Оборудование: учебник  Общая биология 10-11 класс Каменский А.А, Крисунов Е.А, Пасечник В.В, таблица «Человеческие расы», рисунки с изображением людей различных рас, компьютерная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока. Урок изучения нового материала

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Проверка отсутствующих.

 

  1.  Проверки домашнего задания.

Ответьте на вопросы

1.Антропогннез - это ?

2. Как называются случаи возврата к признакам предков?

3. Движущими силами антропогенеза являлись?

6. К первым современным людям относят?

  1. Изучение нового материала

 Показ слайдов компьютерной презентации. Слайд 2. 

Раса – исторически сложившаяся внутривидовая группировка популяции вида Человек разумный, характеризующаяся определенными наследственными признаками.

Слайд 3. Все человечество подразделяют на три большие расы: европеоидную, монголоидную, негроидную

Рассмотрите рисунки, каковы особенности рас? (ответы учащихся)

Учитель. Цвет кожи, волос и т.д. это внешние особенности строения тела человека. Они были основными критериями подразделения человечества на расы.

Слайд 4. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Учитель. Вам предстоит прочитать текст учебника, и заполнить таблицу «Характеристика человеческих рас»

Особенности рас

Расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Очень темная

светлая

Смуглая, желтоватых оттенков

Цвет и форма волос

Черные, курчавые, спирально закрученные

Мягкие прямые или волнистые. Часто светлые

Жесткие, прямые, темные

Форма носа

Довольно плоский, маловыступающий, С низким переносьем и широким крыльями

Узкий и сильновыступающий

Прямой, маловыступающий

Разрез и цвет глаз

Темно-карие, большие, удлиненные

Голубые, реже карие

Темно-карие, косой разрез

Особенности губ

толстые

тонкие

Средняя толщина

Взаимопроверка. Что было верно? В чем ошиблись?

Слайд 5. Проблемный вопрос: Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию?

Беседа по вопросам:

  1. Какое значение имеют расовые особенности для жизнедеятельности человека?
  2. Что является причинами образования рас?

Принимаются все ответы, независимо от того, правильны они или нет.

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 70-40 тыс.лет назад.

Слайд 6. Признаки расы – приспособление к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды

Слайд 7. Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило адаптивное значение. Для современного человека решающим является не цвет кожи или волос, а способность развивать свои интеллектуальные качества.

Основными ведущими признаками современного человека являются:

  1. Строение мозга
  2. Строение репродуктивной системы

Они являются общими независимо от расовой принадлежности.

В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Так как абсолютно идентичных  людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так нарываемых «чистых расах» не имеет оснований. При равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

        Расизм – это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит  выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас».

        Современные расисты утверждают, что все расы и культуры должны жить отдельно друг от друга на своих «исторических территориях», что они не должны смешиваться, чтобы не потерять свою идентичность и самобытность.

21 марта отмечается Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

  1. Закрепление
  1. Какие причины могли привести к формированию нескольких рас у человека?
  2. Докажите, что в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер
  3. Чем подтверждается принадлежность рас к одному виду?

IV.Домашнее задание

1. § 73,вопрос. Стр 285

2. Найдите в дополнительной литературе, что такое толерантность, ксенофобия, антисемитизм?

  1. Итоги урока

Выставление оценок

Литература

1.Биология. Пособие для поступающих в вузы/ А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуева, Н.Г.Быстрена и др.; Под ред.В.Н.ярыгина. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш.шк., 2000. – 492 с.: ил.

2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2001. - 240 с.: ил.

3. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В. С. Основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2006. - 144 с.

4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.        Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: