Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

 Чурбанова Наталья Валерьевна

Выступление на педдагогическом совете "Пути преодоления проблемы профессиональной самореализации и повышения профессиональной компетенции в условиях современной школы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_churbanovoy_n.v.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Чурбанова

выступление на заседании педсовета

"Формирование активной профессиональной

 позиции педагога как условие

реализации государственной политики

в области образования"

Пути преодоления проблемы

профессиональной самореализации и повышения

профессиональной компетенции в условиях современной школы.

"Обучать – значит вдвойне учиться.” Ж.Жубер

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
  2. Специальное обучение педагогов внутри ОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
  3. Условия для внедрения инноваций в практику работы, перехода к инновационному режиму.
  4. Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
  5. Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ОУ, традиции коллектива.
  6. Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
  7. Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации

  1. Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией. 
  2. Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
  3. Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
  4. Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
  5. Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
  6. Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
  7. Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

  • Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
  • Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
  • Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
  • В ОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
  • Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
  • Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
  • ОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
  • Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
  • Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
  • Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
  • Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Стимулирование мотивации педагога к профессиональной самореализации:

  1. Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода
  2. Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
  3. Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.

Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:

  1. Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?
  2. Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?
  3. Устанавливаю ли я приоритеты? В чем смысл моей профессиональной деятельности?
  4. Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?
  5. Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?
  6. В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут (потенциальные), что я могу сделать?
  7. Знаю ли я, чего от меня ожидают?