Презентация опыта

Михайлова Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов УДОД предполагает разные формы:

  1. Повышение квалификации на курсах (один раз в три года);

2. Получение педагогического образования или получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.

 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Сетевые педагогические сообщества - это интернет-ресурсы. В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:

популяризацию в сети деятельности работников образования , активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)

основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.

Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности

называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

Все эти сайты -  это новая форма организации самообразования педагогов, которые открывают перед педагогами интересные возможности бесплатного и свободного доступа почти ко всем материалам, самостоятельного создания сетевого учебного содержания, наблюдение за деятельностью участников сообществ.

5. И, конечно, еще одна форма  - индивидуальная работа по самообразованию включающая в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Программа развития нашего учреждения определяет, что коллектив работает в режиме непрерывного развития, который требует от всех постоянного совершенствования своей деятельности, а, значит, предъявляет высокие требования к профессиональной компетенции педагогов. Именно поэтому тема развития системы самообразования стало для нас злободневной. Поэтому 2014/2015 учебном году в рамках работы педколлектива над единой методической темой была утверждена тема: «Совершенствование системы непрерывного образования педагогов». Группой авторов был разработан управленческий проект «Развитие системы управления профессиональным самообразованием педагогов в учреждении», реализация которого стала нашей программой деятельности по решению  назревшей проблемы. Я поделюсь опытом практической работы и, надеюсь, что он пригодится во многих учреждениях.

Первое, что мы сделали – это изучили опыт работы по организации самообразования других учреждений дополнительного образования и разработали технологию организации самообразования педагогов, которая может быть представлена в виде этапов.

Подробно на каждом этапе я останавливаться не буду, они прописаны на слайде. Скажу только, что данная технология состоит из пяти основных этапов: (перечислить)

1 этап — диагностический, который предусматривает-

  • создание определенного настроя на самостоятельную работу;
  • анализ профессиональных затруднений и интересов;
  • постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы,
  • осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится:

  • с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;
  • с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;
  • далее происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап — практический, во время которого происходит

  • адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • апробирование на практике выбранных методов работы;
  • мониторинг, анкетирование;
  • практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап — внедренческий, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением,созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести:

  • анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования,
  • оформить результаты, сформулировать  рекомендации для коллег.
  • провести мониторинг личных результатов,
  • провести презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. 

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Разработанная технология организации педагогом своей работы по самообразованию определяет не только поэтапные действия педагога, но и позволит определить действия администрации по управлению всем процессом.

Мы определили недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:

  • низкий уровень мотивации у большинства педагогов к саморазвитию;
  • отсутствует системный подход к самообразованию;
  • неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;
  • формальное ведение дополнительной отчетной документации;
  • несоблюдение этапов работы;
  • нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;
  • не созданы условия для презентации продукта самообразования;
  • не ведется отчетность.

Все эти затруднения нам  необходимо было решить. Но главное, нам предстояло ответить на вопрос: Почему не все педагоги имеют желание заниматься самообразованием?

Проведя анкетирование мы проанализировали способности и мотивацию наших коллег  к самообразованию и пришли к выводу, что педагогический коллектив условно можно разделить на 2 части:

+

-

Педагоги, которые стабильно работают в инновационном режиме, ежегодно совершенствуют свою педагогическую деятельность, не заостряя при этом внимания на термин «самообразование».

Педагоги, которые работают «по-старинке», не вникая в преобразования системы образования и изменения в обществе.

Мотивация или антимотивация здесь прослеживалась следующая:

  1. У активных  педагогов – желание проводить интересные занятия, разрабатывая вариативный учебный материал к программе, самоутверждение в коллективе, получение дополнительных перспектив роста, участие в конкурсной деятельности, в конце концов, получение дополнительного материального поощрения в виде стимулирующих выплат.
  2. Пассивные педагоги находились в поиске причин, чтобы не заниматься профессиональным самообразованием – это:
  • отсутствие времени (работа, дом, семья),
  • нехватка или невозможность найти источники информации (отсутствие дома компьютера или сети Интернет),
  • нерешительность (низкая самооценка),
  • отсутствие стимулов (нежелание аттестовываться, участвовать в публичных мероприятиях, даже денег  не надо!),

т.е. у людей отсутствовала сама потребность в изменении себя.

Причины выявленных недостатков следующие:

  • Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).
  • Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.
  • Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.
  • Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.
  • Отсутствуют единые требования к организации методического дня.

Великий Сократ говорил: «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины»

Как изменить ситуацию? Какими методами и приемами административного воздействия можно добиться желаемого результата?

Можно ли вообще управлять САМОобразованием педагогов, если учесть, что по сути дела - что должен быть САМОстоятельный и САМОорганизованный процесс, основанной на внутренней потребности и мотивации педагога?

Задача администрации учреждения  способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, показать педагогам преимущества выбора данного пути собственного развития, указав на приобретение им новых интересных и полезных знаний.

Чтобы побудить человека заниматься чем-то, при том, что от него обязательно потребуют результат, нужно, прежде всего, его  заинтересовать, пробудить мотивацию.

Добившись от сотрудников понимания важности самообразования в их педагогической деятельности можно управлять процессом самообразования.

Грамотное управление предполагает достаточно много средств и способов влияния на мотивацию педагогов к самообразованию.

Первое это личный пример. В нашем учреждении три заместителя директора и два заведующих структурным подразделением, и все мы ведем занятия с обучающимися. На протяжении многих лет все мы занимаемся самообразованием наравне с другими педагогами. Приводя в пример опыт своего самообразования, рассказывая трудности поиска, разработки методического материала, варианты внедрения его в педагогический процесс, трансляции своих разработок на широкую аудиторию, мы смогли убедить своих коллег, что в ходе самообразования можно решить много педагогических затруднений, которые стали препятствием в организации образовательного процесса в объединении. Необходимо только верно выбрать тему самообразования.

Еще один прием побуждения педагогов к самообразованию – это эффект заражения.  

5-7 лет назад (в течение 3 лет) коллектив центра работал в рамках единой методической темы «Повышение качества образования». Администрация тоже выстроила работу поэтапно: практически каждый педагог работал в творческой группе по разработке проектов положений, корректировал свою образовательную программу, разрабатывал технологию контроля качества образования и по-сути вновь создавал учебно-методический комплекс своей программы. Время диктовало: не изменишь своё отношение к требуемым преобразованиям, дальше работать в системе дополнительного образования не сможешь.  Тогда всем приходилось невольно втягиваться в   общую деятельность, а для этого нужно было что-то почитать, подготовиться, «покопаться» в Интернете и т.п., что и составляло собой процесссамообразования. После этого у части педагогов работа по самообразованию стала потребностью.

Следующий индивидуализированный прием – личностная проблематизация.

Речь идет о том, чтобы, «подбросить» педагогу идею, которая бы именно его заинтересовала и вывела его на поиск способов самообразования, сподвигла бы к обращению к другим педагогам с целью совершенствования своей деятельности. Здесь задача администрации или членов методсовета состоит в том, чтобы неактивных педагогов «разбудить», открыть положительные моменты в его работе и дать поверить  в себя.

Еще один прием – приглашение в образовательное учреждение для выступления ярких, креативных людей и не только из сферы образования. Такие встречи могут стать внешними побудителями саморазвития у отдельных педагогов. Такая практика всегда давала толчок саморазвитию после посещения нас Ирина Анатольевны Кувшинковой. Возможность задать ей вопросы и получить нетривиальные ответы, рекомендации обратиться к какому-то источнику и т.п. побуждали отдельных педагогов и работников администрации к работе над собой.

Следующий прием – материальное  стимулирование. Одним из критериев стимулирующих выплат является деятельность педагога по самообразованию. Методическим советом коллегиально разработаны критерии эффективности самообразования. На слайде вы их можете оценить.

В них учтено следующее:

  • Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
  • Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально - содержательный компонент)
  • Имеет место научная обоснованность плана
  • Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
  • Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
  • Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся
  • Очевиден интерес педагога к продолжению самообразования
  • Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета
  • Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
  • Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности
  • Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Опыт работы других учреждений предлагает типичные формы и методы  руководства самообразованием учителей со стороны администрации:

  1.  Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.
  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.

 3.  Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.

  1. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.
  2. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

 6.  Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

  1. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Мы их адаптировали под свою систему самообразования и в течение учебного года в рамках реализации проекта проводили  ряд методических мероприятий:

  • заседание педагогического совета «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»,
  • информационно-обучающий семинар «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства», на этом этапе мы постарались раскрыть нашим коллегам мотивационные составляющие педагогического саморазвития: (коротко на этом)

Изменения,

происходящие в жизни общества

Эти изменения в первуюочередь

отражаются на наших воспитан-никах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога  как «несовременного человека»

Конкуренция

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, выбирают объединение, которым руководит конкретный педагог, имея информацию о его работе, достижениях учащихся из источников в социуме. И если этот педагогна хорошем счету у администрации, методического совета, управления образования, известен в городском педагогическом сообществе, то и нагрузку ему утверждают хорошую, и МТБ помогают улучшать.

Общественное мнение

Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть стыдно и обидно.

Ежедневная работа с информацией

Готовясь к занятию,выступлению,

родительскому собранию, воспита-тельному мероприятию, конкурсной деятельности у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества

Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или использовать одни и те же технологические карты, проводить мероприятия по одним и тем же сценариям, читать одни и те же доклады. Появляется желание разнообразить педагогический процесс, ведь работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современнойнауки

В эпоху автомобилей негожепользоваться телегой

Материальное стимулирование

Положительное решение  аттестационной комиссии, премии, надбавки, ведомственные  награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного самообразования этого не добиться.

Интерес

Учиться просто интересно.

Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Далее, мы провели несколько семинаров-практикумов по темам: «Умение выбрать тему и план самообразования», «Структура методической разработки», «Формы самопрезентации материалов самообразования».

В рамках этих методических мероприятий параллельно проводилось информационное сопровождение педагогов в области самообразования: организовывались выставки с обзором новинок научно-методической литературы, нормативно-правовыми документами в области образования. В учреждении работает Издательский центр, который выпускает продукцию наших педагогов-авторов для распространения среди участников образовательного процесса (книжки-малышки, буклеты, памятки). (данная метод продукция представлена сегодня на выставке)

Методическим советом разработана форма бланка «Индивидуальный план самообразования педагога», педагоги его сдают до 1 октября текущего года, планируя свою работу в течение одного или двух учебных годов. Почему мы не берем сроки более длительные: потому что  

1) некоторые педагоги забывали в течение 3 или 4 лет, что они занимаются самообразованием на определенную тему и не могли представить не только методический продукт, но и отчет за этот период времени.

2) в течение одного года легче проработать  тему  и подготовить методический материал к внедрению или презентации на аудиторию (методическая разработка, конспекты занятий, сценарий, учебные практикумы или пособия для обучающихся, памятки для родителей или коллег и т.д.)

3) за длительный период времени работы над одной темой у педагогов пропадает интерес к ней.

С педагогами, запланировавшими и сформулировавшими тему самообразования, проводится ряд консультационных встреч заместителем директора по УМР или заведующими структурными подразделениями по алгоритму работы над темой самообразования.

К нам ежегодно приходят на работу новые педагоги: молодые и не очень молодые, но не знакомые со спецификой работы в дополнительном образовании. Для них мы разработали систему НАСТАВНИЧЕСТВА.

Также, для дальнейшей активизации деятельности педагогов к самообразованию творческой группой были разработаны алгоритм стимулирования (морального и материального),  составлен перечень конкурсных мероприятий различных уровней для представления педагогами продукта своего самообразования.

Человек, а особенно педагог, занимаясь определенным видом деятельности (в данном случае самообразованием) ожидает какой-либо результат (лучше всего положительный), ведь положительный результат сделает его образцом в педагогической или методической деятельности.  А отрицательный результат – это толчок к изменению  методов, подходов, целевых установок в дальнейшем.  Главное,  что он уже попробовал этот путь, в следующий раз уже известен алгоритм по которому нужно работать с учетом выявленных ошибок.

Ежегодно  на заседаниях методического совета, проводится анализ методической продукции педагогов. Материалы, получившие положительную оценку и представляющие интерес, мы рекомендуем непременно презентовать.

Самопрезентация дает возможность личности дополнительную возможность представить себя, заявить о своих достижениях, намерениях, умениях и навыках публично. Основной смысл самопрезентации -показать все, на что вы способны, проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах образовательной деятельности, в том числе самообразовательной деятельности, то есть - показать свой профессиональный рост.

Самопрезентацию мы предлагаем осуществлять в самых разнообразных формах: выступления на различных методических мероприятиях, начиная от внутриучрежденческих до региона, сообщения об опыте своей работы через различные виды СМИ (социальная сеть работников образования, где у нас зарегистрировались и ведут свои мини-сайты 8 педагогов, личные сайты объединений ( их три) ), участие в профессиональных конкурсах, смотрах (очных и дистанционных), в работе учрежденческих и городских методобъединениях, открытые занятия для педагогов и родителей, публикации в периодических изданиях (журналах «Дополнительное образование и воспитание» и «Методист») и Интернет-публикации с подтверждающим Сертификатом.

Но практика показывает, что не все педагоги могут с уверенностью сказать, что способны  эффективно публично общаться с коллегами, администрацией  и даже с родителями детей, например на общеучрежденческих конференциях. Некоторым педагогам свойственны качества, мешающие успешной самопрезентации:

  • слабаястрессоустойчивость;
  • боязнь публичныхвыступлений;
  • низкаясамооценка;
  • склонность к эмоциональномувыгоранию;
  • недостаточность психологических знаний по формированию личного имиджа, использованию невербальной коммуникации, техник активного влияния насобеседника.

        Поэтому, одним из «тренингов» в направлении раскрепощения педагогов и мотивации к публичным выступлениям является наш ежегодный, ставший уже традиционным «Фестиваль инновационных педагогических идей». Это мероприятие стало хорошей традицией, заканчивать учебный год демонстрацией интересного педагогического опыта наших сотрудников, открытию новых неординарных личностей и аккумуляции новых методических материалов в копилку учреждения. Единая методическая тема учреждения дает вектор направления тематике самообразования педагогов в течение учебного года. Они стараются придерживаться ей, хотя некоторые берут узко-специфичные темы своей образовательной направленности. На февральском заседании методического совета обсуждаются интересные темы, заявленные в планах самообразования и в течение трех месяцев члены методического совета оказывают помощь кандидатам в подготовке самопрезентации на Фестивале в мае текущего года.

        В заключение своего выступления хочу сказать, что главная цель управления педагогическим                        коллективом в контексте самообразования  - создание профессионально – личностной        зоны         успеха                каждому сотруднику, повышение его заинтересованности         в        совершенствовании своего педагогического мастерства через овладение профессиональными компетентностями. Это мы и постарались сделать на основе представленного проекта, элементы которого мы  ежегодно реализуем в практической его части.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИРИНА МИХАЙЛОВНА МИХАЙЛОВА, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

Слайд 2

... Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. К. И. Чуковский

Слайд 3

Система непрерывного повышения квалификации педагогов Повышение квалификации на курсах; Получение педагогического образования или получение второго высшего образования ; Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Сетевые педагогические сообщества. Индивидуальная работа по самообразованию.

Слайд 4

Сетевые педагогические сообщества Интернет-государство учителей (intergu.ru) Педсовет.оrg (pedsovet.org ) Завуч.Инфо (zavuch.info) Открытый класс ( www.openclass.ru ) Сеть творческих учителей (it-n.ru)

Слайд 5

Формы индивидуальной работы по самообразованию научно-исследовательская работа; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в мероприятиях методической направленности; обмен педагогическим опытом с коллегами; теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Слайд 6

Программа развития МБУДО «ЦДТ «Южный» Единая методическая тема «Совершенствование системы непрерывного образования педагогов» Управленческий проект «Развитие системы управления профессиональным самообразованием педагогов в учреждении» Технология организации индивидуальной педагогической работы по самообразованию Организация работы коллектива в режиме развития

Слайд 7

Технология организации индивидуальной педагогической работы по самообразованию 1 этап - диагностический создание настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановка проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов 2 этап – обучающий знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление, отбор и анализ педагогических фактов, формирование картотеки по теме 3 этап - практический адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (программе, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование, осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов 4 этап – внедрение создание собственных наработок (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и др.); апробация, коррекция, отслеживание результативности; отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых занятий, мероприятий; мастер-классы 5 этап – обобщающий анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформление результатов и рекомендаций для коллег. мониторинг личных результатов, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Слайд 8

Мотивация педагогов к самообразованию Педагоги, которые стабильно работают в инновационном режиме, ежегодно совершенствуют свою педагогическую деятельность, не заостряя при этом внимания на термин «самообразование». Педагоги, которые работают «по-старинке», не вникая в преобразования системы образования и изменения в обществе.

Слайд 9

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины. СОКРАТ

Слайд 10

Способы влияния на мотивацию педагогов к самообразованию

Слайд 11

Критерии эффективности самообразования Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально - содержательный компонент) Имеет место научная обоснованность плана Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся Очевиден интерес педагога к продолжению самообразования Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета Видна способность к творческой деятельности в решении задач Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Слайд 12

Мотивационные составляющие педагогического саморазвития Изменения, происходящие в жизни общества КОНКУРЕНЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Ежедневная работа с информацией Желание творчества Стремительный рост современной науки Материальное стимулирование ИНТЕРЕС

Слайд 13

Индивидуальный план работы по самообразованию ФИО_____________________________________________ Должность Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ость по диплому Когда обучался на курсах повышения квалификации,__________________________________ тема___________________________________________ Тема учреждения на 2016-2017 учебный год: «Совершенствование качества образования с использованием педагогического маркетинга» Индивидуальная тема_____________________________ ________________________________________________ Начало работы над темой_________________________ Дата окончания работы над темой__________________ Цель самообразования по теме_____________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Какой предполагается результат и форма его представления__________________________________________________________________________________________________

Слайд 15

Формы самопрезентации выступления на методических мероприятиях,; средства массовой информации ; участие в профессиональных конкурсах, смотрах, Участие в работе учрежденческих и городских методических объединениях; открытые занятия для педагогов и родителей; публикации в периодических изданиях ; Интернет-публикации.

Слайд 16

Факторы, мешающие успешной самопрезентации слабая стрессоустойчивость; боязнь публичных выступлений; низкая самооценка; склонность к эмоциональному выгоранию; недостаточность психологических знаний по формированию личного имиджа, использованию невербальной коммуникации, техник активного влияния на собеседника.

Слайд 17

Факторы, мешающие успешной самопрезентации слабая стрессоустойчивость; боязнь публичных выступлений; низкая самооценка; склонность к эмоциональному выгоранию; недостаточность психологических знаний по формированию личного имиджа, использованию невербальной коммуникации, техник активного влияния на собеседника.

Слайд 18

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. К. С. Станиславский



Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт

педагога дополнительного образования

доклад педагога дополнительного образования Михайловой И.М.

Слайд №1 (титульный  лист)

Слайд №2

      Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты.

8 сентября 2015 года был подписан приказ № 613н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Ответственная организация-разработчик: Федерально  государственное автономное учреждение "Федеральный институт
развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва

Приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. N 536 утвержден график разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки. В соответствии с графиком с 2016 года в пилотных регионах осуществлялася апробация профессиональных стандартов. В соответствии с планом по реализации Концепции развития дополнительного образования введение профстандарта ПДО планировалось повсеместно с 1 января 2017 года.

Итак,         что         такое         профстандарт?
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 до-
полнена статьей 195.1. в которой разделены понятия квалификации работника         и         профессионального        стандарта, согласно которой:

Слайд №3  А)    Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности.

Б) Квалификация работника – это уровень         знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. 

Разработка стандарта и продуманные мероприятия по его внедрению в перспективе позволят снять многие современные проблемы:

  • неясности комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие системы дополнительного образования;

  • отсутствия прозрачных критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему и стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;

  • оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования

перспектив его развития.

 Слайд № 4                             Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования

         -Стандарт – основа формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

  Слайд  № 5        Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми  мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
  • Владеть ИКТ-компетенциями

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Слайд №6                 Область применения стандарта

  • При приёме на работу в образовательную организацию
  • При проведении аттестации педагогов образовательных организаций

  • При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями

Профессиональный стандарт может стать как механизмом управления персоналом, так и профессионального саморазвития, так как отражает требования к результативности педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт может использоваться как основание для разработки оценочных материалов, содержания квалификационных экзаменов. Для того чтобы избежать двусмысленности и субъективизма в процедуре аттестации  (на квалификационные категории, на соответствие в должности), необходимы четко поставленные, достижимые и диагностируемые задачи для каждого педагога и понятный механизм оценки результатов их действий.

Слайд №7           Требования стандарта к образованию педагогов

Требования к педагогу дополнительного образования:

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование», как правило, по профилю «Дополнительное образование (в соответствующей области);

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, и дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование».

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Рекомендуется обучение по программам образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 

Слайд № 8              Содержание профессионального стандарта 

Профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных трудовых функций, выполнение которых ведёт к общей цели и   отражает:
обучение        по        программам;
воспитательную         работу;
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необхо-
димые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику его
работы.

Профессиональный стандарт педагога содержит описание обобщенные разделы, каждый из которых подробно раскрывает функционал каждого специалиста: ПДО, методиста, педагога-организатора.

Такой подход позволяет дать развернутую характеристику педагогической деятельности, сформулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности.

Сегодня мы  рассмотрим трудовые функции педагога дополнительного образования.

Слайд № 9           Чтобы понять какими работниками мы с вами должны быть, необходимо разобраться в структуре самого документа о профессиональном стандарте. Нам поможет схема. На схеме мы видим изначально наименование обобщенной функции  «преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых» и возможные наименования должностей, которые могут выполнять данную работу (педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель). В нашем учреждении по штатному расписанию  есть только первая должность (остальные относятся к учреждениям спорта и культуры)

Данная обобщенная функция  включает в себя 4 конкретных функции:

  • Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
  • Организация  досуговой  деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
  • Педагогический контроль и оценка освоения  дополнительной  общеобразовательной программы.

Каждая конкретная вышеназванная трудовая функция подразделяется на трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. Проще говоря: что должен педагог делать в рамках своей деятельности, обладая при этом определенными умениями и знаниями (созвучно со стандартами наших программ)

Слайд №10        Рассмотрим подробнее каждую из четырёх функций.

  1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе

Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)

Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях

Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях

Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала и т.д.), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы

Необходимые умения

Слайд №11        

Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования

Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению обучающихся

Понимать мотивы поведения обучающихся, образовательные потребности и запросы обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей))

Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала и т.д.), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

- задач и особенностей образовательной программы

- возрастных особенностей обучающихся

- современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности

Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов и т. п. (в зависимости от направленности (профиля) программы)

Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования

Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся

Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе при необходимости использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:

- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы

- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)

Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (по профилю осваиваемой программы)

Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения программы

Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях

Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений и т. п. (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)

Лично соблюдать требования охраны труда

Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики

Необходимые знания

Слайд №12        

Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях

Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы

Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников

Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации обучающихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы)

Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля)

Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов

Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам

Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля)

Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)

Особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся)

Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с их предназначением и направленностью (профилем) реализуемых программ

Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения

Требования охраны труда в избранной области деятельности

Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные

Слайд №13        

  1. Организация  досуговой  деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Необходимые умения 

Слайд №14      

Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий

Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:

- привлекать обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся

- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей

- проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении

- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности

Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью обучающихся при проведении досуговых мероприятий

Лично соблюдать требования охраны труда

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для программ дополнительного образования детей) иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики

Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий

Необходимые знания

Слайд №15        

Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий

Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий

Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников

Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения

Особенности одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся)

Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)

Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях)

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные

Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнёрами

Слайд №16        

  1. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся

Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся

Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий

Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей

Необходимые умения

Слайд №17        

Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию

Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и т.п.

Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Необходимые знания

Слайд №18        

Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные

Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся

Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями,

Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)

Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей и т. п.)

Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Слайд №19        

  1. Педагогический контроль и оценка освоения  дополнительной  общеобразовательной программы

Трудовые действия

Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)

Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки

Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Необходимые умения

Слайд №20        

Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении программ дополнительного образования определенной направленности (профиля)

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания

Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)

Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания

Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и обучающихся

Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность

Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы

Необходимые знания

Слайд №21        

Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))

Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля)), в том числе в рамках установленных форм аттестации

Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))

Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания

Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля))

Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности

Слайд №22          Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Профессиональный стандарт – инструмент формирования новой педагогической культуры, даже более того - общественного сознания.  Профстандартом  перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться.

Во–первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт  повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Слайд №23          В любом деле, не только в педагогике, заметных результатов можно добиться только в том случае, если «не просто работать», а относиться к своему призванию как к искусству, отдавать ему всё свободное время. Так считает Владимир Владимирович Путин, в этом я с ним согласна.

Слайд №24                           Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Слайд 2

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 613н от 08.09.2015 г. об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» . Ответственная организация-разработчик: Федерально государственное автономное учреждение "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва

Слайд 3

Профессиональный стандарт - х арактеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности Квалификация работника - у ровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника

Слайд 4

Зачем нужен стандарт? Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования Стандарт – основа формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Слайд 5

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями: Работа с одарёнными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Владение ИКТ – компетенциями Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьёзные отклонения в поведении

Слайд 6

Область применения стандарта При приёме на работу в образовательную организацию При проведении аттестации педагогов образовательных организаций При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями

Слайд 7

Требования к образованию и обучению высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование», как правило, по профилю «Дополнительное образование (в соответствующей области); высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, и дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование». Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Рекомендуется обучение по программам образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Слайд 8

Содержание профстандарта педагога отражает: обучение; воспитательную работу; развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности); профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику его работы.

Слайд 9

Структура Профстандарта Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразова-тельной программы Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразо-вательной программы Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся, осваивающих дополнитель-ную общеобразо-вательную программу Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразо-вательной программы Возможные наименования должностей педагог дополнительного образования старший педагог дополнительного образования тренер-преподаватель старший тренер-преподаватель преподаватель Необходимые умения Трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия Необходимые знания

Слайд 10

1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала и т.д.), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы

Слайд 11

1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы Демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы Понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики программ и индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся Проводить диагностику предрасположенности (задатков) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов и т. п. Привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы Создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях и так далее……………………………………..

Слайд 12

Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации обучающихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы) Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля) Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности (профиля) Особенности одаренных детей, обучающихся с ОВЗ, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся) Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с их предназначением и направленностью (профилем) реализуемых программ и так далее……………………………………………………. Правила эксплуатации учебного оборудования и технических средств обучения Требования охраны труда в образовательной деятельности и выездных мероприятиях Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные 1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Слайд 13

2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации ДОП Планирование подготовки досуговых мероприятий Организация подготовки досуговых мероприятий Проведение досуговых мероприятий

Слайд 14

Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать обучающихся к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для обучающихся с ОВЗ и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педподдержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью обучающихся при проведении досуговых мероприятий Лично соблюдать требования охраны труда Взаимодействовать с членами педколлектива, родителями обучающихся иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий 2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации ДОП

Слайд 15

Основные направления, особенности организации и проведения досуговых мероприятий Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий Техники и приемы общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения Особенности одаренных детей, обучающихся с ОВЗ, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и контингента обучающихся) Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на экскурсиях, конкурсах, соревнованиях и других выездных мероприятиях) Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнёрами 2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации ДОП

Слайд 16

Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей 3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих ДОП

Слайд 17

Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и т.п. Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности 3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих ДОП

Слайд 18

Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями, Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся 3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих ДОП

Слайд 19

Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы 4. Педагогический контроль и оценка освоения ДОП

Слайд 20

Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении программ дополнительного образования определенной направленности (профиля) Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и обучающихся Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы 4. Педагогический контроль и оценка освоения ДОП

Слайд 21

Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля)) Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля)), в том числе в рамках установленных форм аттестации Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности (профиля)) Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности 4. Педагогический контроль и оценка освоения ДОП

Слайд 22

Результаты внедрения профстандарта Профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста. Профстандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов.

Слайд 23

«Не знаю, есть ли вообще что‑то интереснее. Ответственно, сложно и тяжело с ребятишками, но очень интересно чувствовать, как под силой вашего интеллекта и силой вашей воли формируется человек» В.В. Путин