Готовимся к контрольным работам

Знаменская Юлия Арнольдовна

Тексты диктантов, задания контрольных работ для дистанционных и самостоятельных занятий по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

_  

 Опубликовано 20.05.2012 - - Сайфуллина София Джавдатовна         

                           Контрольный  диктант №1

                   Тема: «  Повторение  изученного материала  в  5 классе».

Цель: проверить знания и умения учащихся; выявить пробелы в знаниях; сформировать умения и навыки самостоятельной работы.

 

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираемся в неё и с наслаждением наедаемся пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают  стрекозы. На лилии устроились бабочки. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложась на спину, смотришь на небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

   

. Дополнительные задания:

  1.  В каком слове букв больше, чем звуков?

             а) малины

                   б) солнце

                   в) поверхности

                          г) перелетают

2.  Укажите  слово с непроизносимой согласной в корне  слова:

               а) горизонта

                       б) солнца

                       в) ягод

               г) стебель

3.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

               а) расст…лался, п…лям, с…лнце

               б) оз…ра, р…чонка, в…терок

                      в г…ризонта, бл…стящую, ж…воронка

4.  Выполните  словообразовательный  разбор и разбор слова по составу:

                      1 вариант: расстилался, необъятный

                      2 вариант: наедимся, бескрайней

      5.  Выполните  морфологический разбор:

                           1 вариант: туман

                           2 вариант: малина

      6.  Выполните синтаксический разбор  предложений:

                           1 вариант: Утром в низинах расстилается…

                           2 вариант: На берегу растут густые…

                                                                                                                             

                      Контрольный  диктант №2

                     Тема: «Глагол как часть речи»

Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении раздела  «Глагол», оценить уровень усвоения материала.

                                                     Медвежонок.

            Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на жёлтой земле уже росли блестящие листики брусники.

            На краю поляны сохранились заросли малины.

            Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой – то зверь шёл, шуршал в листьях, сучки поскрипывали. Я вглядывался в лесную дорожку, хотел понять, кто там разгуливает.

            Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

           Вот из куста высунулся чёрный нос, показались хитрые точки - это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

          В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать!  Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком.

                                                                                                                      (По Г. Снегирёву.)

    Дополнительные  задания:

  1.Определите тип и стиль речи:

а) художественный стиль, повествование

б) научный стиль, рассуждение

в) публицистический стиль, описание

г) официально – деловой стиль, рассуждение

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

                             а) сучья

                            б) зверь

                             в) ягоды

                            г) заросли

3. Укажите ошибку в определении спряжения:

                    а) набрал-1 спряжение

                    б) шуршал-2 спряжение

                    в) бежать-2 спряжение

                   г) хотел - разноспр.

4. Укажите предложение с глаголом в безличном значении:

                       а) Набрёл я на поляну в тайге.

                      б) Эта медведица медвежонка ищет.

                     в) Надо бежать.

5. Выполните  морфемный разбор:

           1 вариант:  лесного (пожара),  показались, глазки

           2 вариант: расположился, (в)  малиннике,  листики

6. Выполните  морфологический разбор глаголов:

          1 вариант: набрёл, ищет

          2 вариант: хотел, объяснишь

7. Выполните  синтаксический разбор предложения:

        1 вариант:  Вот из-за куста высунулся…

        2 вариант: Он вылез из кустарника…

8.Выпишите  сложное предложение из текста и  составьте  его схему: (предложение найти в тексте)

        1 вариант: ССП

        2 вариант: ССП

Контрольный диктант №3                        

           Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

           Цель: проверить степень освоенности материала; проконтролировать и оценить знания учащихся.

                                            Необычный  стрелок.

 Однажды я гулял по песчаному  берегу реки. Был жаркий, но  ветреный день. Припекало солнце, и  поверхность моря сверкала  серебряными  искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше  выстроились в ряд высокие  вечнозелёные сосны, у меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер  приносил с моря мелкие  водяные  брызги. Тишину нарушало только  пение  маленьких  белогрудых птичек.

Вдруг  раздался  непродолжительный, но резкий шум. Он   напоминал взрыв   бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

         Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие  тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

                                                                                                                                  (Г. Угаров.)

          Дополнительные  задания:

1.Определите стиль и тип речи:

   а)  публицистический стиль;  описание

  б)  художественный стиль;  повествование

  в)  научный стиль;   рассуждение

  г)  художественный стиль; повествование с элементами описания                

2. Какое  слово пишется через дефис?

а)(много)значный

б) (бело)грудых

в) (тёмно)коричневые

3.В каком слове не пишется раздельно?

а) (не)широкая дорожка

б) с (не)яркими цветами

в) (не)продолжительный шум

        г) (не)злой, а добрый

4.Какое слово пишется с двумя буквами н?

) песча…ому

б) ветре…ый

в) серебря…ыми

г) оловя…ый

5.Выполните словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1 вариант: выстроились, белогрудых

2 вариант: привлекли, бумажной

6.Выполните морфологический разбор прилагательных:

1 вариант: серебряными (искрами)

2 вариант: мелкие (брызги)

7.Укажите  ошибку в определении разряда прилагательного:

а) жаркий – качественное

б) интересное – качественное

в) серебряными – относительное

г) бумажной – притяжательное

8.Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Неширокая дорожка пролегла среди кустов…

2 вариант: Моё внимание привлекли  мелкие…

           

                         

                       Контрольный диктант № 4                                                                      Тема:

«Имя числительное как часть речи».

Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении раздела »Имя числительное»                                                                        

      Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллион лет назад?

       Выяснять это не так-то просто. А если прорубить скважину к центру Земли?

        Глубинное бурение - один из методов изучения земных недр. Он позволяет узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И всё – таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров она возрастает на три градуса.

    Дополнительные задания:

  1. Определите стиль и тип речи:

а)  художественный стиль,  повествование

б)  публицистический стиль,  описание

в) официально – деловой стиль, рассуждение

г) научно – популярный стиль, рассуждение

   2.  Определите  слово, которое не является числительным:

                          а) миллионы лет назад

                          б) двух друзей

                          в) три градуса

                          г) единица в дневнике

 3.   Вставьте, где необходимо, мягкий знак:

                        а) пят…надцать

                        б) сем…десят

                        в) мил…лионы

                      г) поднимают…ся

4.    Укажите количественное числительное:

                        а) сто метров

                        б) миллионный житель

                       в) третий ряд

                       г) оба друга

5.    Выполните морфологический разбор имени числительного:

1 вариант: пятнадцать километров

2 вариант: сто метров

6.   Выполните  синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Глубинное бурение – один из методов…

2 вариант: В среднем на каждые сто метров…

7.  Определите,  сколько грамматических основ в предложении?

  И всё – таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается.

          1) 1     2) 2    3) 3    

8.    В каком слове количество звуков больше, чем букв?

                        а) разгадать

                      б) участки

                        в) выяснить

                       г) бурения

9.    Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

                    а) Какой была Земля два миллиона лет назад?

                    б) Глубинное бурение – метод изучения недр.

                    в) Самая глубокая скважина не превышает 15 километров.                             

                                  Контрольный диктант №5        

   Тема: «Наречие».

    Цель: систематизировать знания учащихся о наречии, оценить уровень усвоения материала.

Мы продвигаемся медленно поперёк лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я всё  же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От Земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой  тишины чувствуется что – то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражает странными звуками так, что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», - шепотом говорит мне мой спутник

      Стихло. Всё вновь погружается в  ничем невозмутимую тишину.

Дополнительные задания:

  1. Определите стиль и тип речи:

           а) научный стиль, рассуждение

б) публицистический стиль, описание

в) художественный стиль, повествование

г) художественный стиль, повествование с элементами повествования

2.   В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) выдаю

б) ночь

в) торопятся

г) речонки

3.    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

а) л …сной, т…ман, н…сутся

      б) по…лянки, з…мли, ст…клянный

в) ш…потом, т…шину, ж…равлиный

4.   В каком примере не пишется раздельно?                

а) (не)много

б) (не)медленно

в) никем (не) нарушается

г) (не)подалёку

5. В каком наречии пишется одна буква н?

а) медле…о

б) неяс…о

в) нечая…о

      г) соверше…о

6.   Выполните  фонетический разбор слов:

1 вариант: невольно

2 вариант: сзади

7.    Выполните  морфологический разбор слов:

                1 вариант: неподалёку

2 вариант: внезапно

8.    Подчеркните  наречие как члены предложения:

1 вариант: первый абзац

2 вариант: остальные абзацы

9.   Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Стало темнеть.

б) Поднялся туман.

в) Не мог определить, что это за звуки.

                                                 Контрольный диктант №6

Тема: «Местоимение»

                  Цель: систематизировать знания о местоимении, проверить степень освоенности  материала.                                

                                                             История Каштанки.        

                    Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

      Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и    дрожала от холода. Ей хотелась обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто – то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце,   и собака осталась жить у него.

 Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

                                                                                                                     (В. Дуров.)

Дополнительные  задания:

  1. Определить стиль и тип речи:

а) научный стиль, рассуждение

б) публицистический стиль, описание

в) художественный стиль, повествование

  2.   В каком слове букв больше, чем звуков?

                        а) рыжая

                          б) блюдце

                             в) тарелку    

                         г) судья

3.   Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Все спешили помочь собаке.

б) Невысокий человек поманил её за собой.

в) История Каштанки описана известным писателем.

г) За собаку предложили большие деньги.

4.  Укажите строчку с чередующимися гласными в корне   слова:

а) с…бака, предл…жил, ст…ляр

б) ч…ловека, сп…шил, п…льто

в) предл…жил, к…сался, прик…снулась

5.   Найдите ошибку в определении  разряда местоимения:

а) ей – личное

б) никто – отрицательное

в) собой - указательное

г) все – определительное

                 д) кто -то –неопределённое

6.   Выполните  морфологический разбор местоимений:

1 вариант: (осталось) у него

2 вариант: кто – то (толкнул)

7.    Укажите верную характеристику предложения:

                     Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь

а) сложноподчинённое

   б)  сложносочинённое

   в) простое  неослажненное

 

           

 Итоговый контрольный диктант №7

           

Тема: «Повторение и систематизация изученного материала в 6 классе»

Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс обучения русскому языку в шестом классе.

                                                        Лес.

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берёз едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал  ветер  и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растёт высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо.

На липах висят последние листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.

                                    (И. С. Тургенев).

      Дополнительные задания:

  1. Определите тип и стиль речи:

а) научный стиль,  рассуждение

б)  публицистический стиль, описание

в)  художественный стиль, повествование

г)  художественный стиль, описание

     2. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

                          А) л…печут

                          Б) сл…жить

                           В) к…снулся

                          Г) шл…пками

1)А, Б  2)А, Г  3)Б, В

3.   Найдите слово с пропущенной чередующейся гласной:

а) в…здухе

б) ст…ят

в) р…стёт

г) ос…нью

4. Найти неверный ответ в определении грамматических признаков:

а)  длинные – качественное прилагательное

б) западает – глагол несовершенного вида

в)  в воздухе – существительное 1-е склонение

г) вы – личное местоимение

5.  Найдите ошибку в образовании степени сравнения:

1) узкая – уже

2) высокая – высочайшая

3) красивый – более  красивее

4) больше – самые большие

6.  Найдите ошибку в характеристике предложения:

            А как хорош лес поздней осенью!

а) простое

б) распространённое

в) по эмоциональной окраске - невосклицательное

г) грамматическая основа – лес хорош



Предварительный просмотр:


СЛОВАРНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ
 
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ ПО ОРФОГРАФИИ
(по учебнику М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженской)

Полотняное платье, известный писатель, съезжаться отовсюду, огненные язычки, расположиться на отдых, деревянные кровати, ненавидеть врага, презирать предателей, бесцельно бродить, быть высокого мнения о ком-либо, рыболовецкая артель, собрать пол-ящика моркови, сказать полушутя, разыгралась непогода, предаваться воспоминаниям, древнерусское предание.

Лимонно-кислый соус, голубиное воркование, лесной шорох, фиолетово-багряные краски заката, притаившийся хищник, недолгое путешествие, торгово-морской флот, неинтересная предыстория, горнолыжный курорт, пепельно-серый оттенок, беспричинный страх, могущественное явление.

Таинственный полумрак, горько-солёный вкус, участвовать в мотогонках, вагоностроительный завод, старинный портрет, жёлто-зелёный костюм, безысходная тоска, печально-задумчивый взгляд, глиняная и серебряная посуда, высокопатриотиче¬ские чувства, монголо-татарское иго, незлобивый характер, вовсе не интересный фильм.

Никто не хотел приезжать, бороться с несчастьями, подниматься вовремя, подготовьте отчёт, опытный разведчик, один
надцать секунд, запах душистой гортензии, снег подтаял, нжать на стоп-кран, современник поэта, заросли лилий, превозмочь недуг, какое-нибудь занятие, растительный мир.

Железнодорожная насыпь, сезонная распродажа, пришкольный участок, широкоэкранный фильм, на военном фрегате, неразумное животное, ничуть не опасный, сто пятьдесят миллионов километров до Солнца, туманы тают, кое-кто сопротивляется, двенадцатилетний мальчик, стелются тяжёлые облака, ситцевая кофта, метель бушевала, стенные часы, опасный Северный Ледовитый океан, у захолустной станции.

Контрольные диктанты
Артек
В 1925 году на Южном берегу Крыма был организован первый в стране лагерь отдыха для детей, для пионеров.
В Артеке шесть месяцев стоит тёплая, солнечная погода, рядом море, горы. Здесь дети могли отдохнуть, набраться сил.
На небольшой площадке у самого берега моря установили семь полотняных палаток. Местные мастера изготовили кровати-раскладушки, оборудовали лагерную кухню, а рядом поста¬вили столы и скамейки первой артековской столовой. Питьевой водой лагерь снабжался из двух колодцев. Палатки в ночное время освещались керосиновыми лампами. В старинном доме устроили библиотеку, которая насчитывала всего двести книг.
В Артеке ребята занимались спортом, загорали, благостраивали лагерь, участвовали в политической и культурной жизни.
Так начинал свою жизнь ныне всемирно известный лагерь, куда съезжались дети со всех концов страны.
(По В. Свистову)
 
Соболь
Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лёд на речке, замерли тёмно-зелёные ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что всё живое спешит укрыться.
Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надёжно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.
Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.
Вдруг раздаётся негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки, и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронёсся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» — усмехнулся охотник.
[По М. Звереву)


Причастие

Причастный оборот
1. Листва, обмытая травой. 2. Берёзка, окутанная по ветвям сквозным зелёным дымком. 3. Никем не упакованные вещи. 4. Сорванная с деревьев листва. 5. Звуки, облитые утренней прохладой. 6. Бабочки, привлечённые светом. 7. Снег, нападавший ночью и ещё не изборождённый полозьями. 8. Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. 9. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя. 10. Охваченная голубым светом степь. 11. Дубы, покрытые молодой листвой.
 
Гласные в падежных окончаниях причастий
На дрожащей зелени, сияющим фонтаном, умолкавшими звуками, колеблющуюся ветку, в поредевшем саду, над вздыхающим морем, набегающим прибоем, в едва брезжущем рассвете, над желтеющим лесом, на заросшем островке, расстилаю¬щимися туманами, сияющей лазурью.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Тающий на солнце снег, весело щебечущими птицами, звонко лающим щенком, рокочущего мотора самолёта, терпящий бедствие катер, весело тараторящих сорок, успешно лечащему врачу, шепчущие на ветру берёзы, хлопочущая на кухне хозяйка, держащего первенство спортсмена, дремлющий океан, колеблющаяся гирлянда, колющийся предмет, светящийся семафор, маячащая фигура.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Уважаемый человек, редактируемая статья, поддерживаемый друзьями, изображаемый пейзаж, слышимый всеми, гонимый охотниками, озаряемая луной, подгоняемый мальчиком, повторяемый эхом, зависимое от руководства банка решение, видимый на горизонте, подхватываемые ветром листья, читаемая мною книга, движимый чувством долга.

НЕ с причастиями

Непримятая трава; негодующий старик; незаселённые дома; под негреющим солнцем; ничем не отличающийся от других; компот не сварен; ненавидевший всех вокруг; не упакованные, а брошенные вещи; не возвращённая другу книга; не продуманный ответ, а беспорядочный; не поставленная на место ваза;
 
недописанное упражнение; неодетый ребёнок; работа не выполнена; ещё не облетевший клён; комната не убрана; линии не смещены.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных именах прилагательных
Нечаянная радость, кованый сундук, желанный гость, мощёный тротуар, раненный пулей лейтенант, сеяная мука, засеянные поля, вылепленный детьми снеговик, вязанная сестрой кофта, замороженные фрукты, вкусное мороженое, утомлённый дорогой путник, плавленый сыр, купленные мамой карандаши, асфальтированная дорога, умеренный климат, писаная красавица, смешанный лес, избалованное дитя, писанные людьми законы.

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных именах прилагательных
Ночь увлажнена дождём, население взволновано сообщением, территория не благоустроена, девушка музыкальна и начитанна, письмо сожжено, семена провеяны, старшая дочь серьёзна и сосредоточенна, лица напряжённы, солдат ранен, дорога исхожена и изъезжена, движения рассчитанны, служба налажена, река освещена, дело улажено, кольцо потеряно. .

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных именах прилагательных

Выкачанная вода — выкаченная бочка, выслушанное замечание — высушенное растение, замешанный в преступлении — замешенное тесто, завешанная бельём ванная — взвешенный товар, увешанная орденами грудь — подвешенные флажки, подстреленная дичь — стреляный воробей.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Хлеб испечён, привлечённая светом, освещённая прессой, магнитофон включён, зажжённая свеча, не защищённый растительностью, раззолоченная звёздами ночь, лишённый общества, оглушённый сильным звоном, обожжённый солнцем, возмущённая ложью, гружённая цистернами, по пересечённой местности, вооружённые войска, повешенная картина.

Повторение по теме «Причастие»
С развевающимися флагами; избираемый народом; незабываемое впечатление; незанавешенная витрина; не сжатая, а скошенная рожь; калитка не закрыта; нарушаемая шумом реки тишина; мощёная улица; гружённый железом вагон; собранный урожай; образованный человек; чисто выбеленная комната; история недосказана; неослабевающая тревога; писанная масляными красками картина; план недовыполнен; проверенная временем; увядшая листва.

Контрольные диктанты
На реке Туломе
Прямо от городка Колы широкая дорога поднимается в гору, падает в пустые каменистые провалы, змеится среди скал, запорошенных снегом. Необычайные дали открываются глазу. Внизу в изгибах своих бурно стремится река. Обезображенные ветром деревья цепко лепятся на каменной почве.
В самой форме деревьев сказываются особенности суровой северной природы. Здесь нет раскидистых деревьев, в тени пышных ветвей скрывающих молодую зелёную поросль. Жидкие северные ели кажутся слабыми, больными. Но необычайная жизненная сила заключается в этих изуродованных страдальцах. Силу северного ветра не выдержать величественным великанам. С упорством отстаивают на суровой каменной почве свою жизнь эти искорёженные ветром деревья.
С горы видна внизу высокая плотина, крепко замкнувшая стремительный бег реки. Она сооружена людьми. Но и плотина, и здание станции, и береговые краснокрышие постройки, не нарушающие суровой строгости природы, как бы дополняют собой северный чудесный пейзаж.
(По И. Соколову-Микитову)

Наступление ночи в лесу

Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился ко сну.
Я перелез высокую изгородь и увидел в готовящемся к ночному покою лесу домик с белым крыльцом. Он стоял на неширокой поляне, осенённый спящими соснами. Трава вокруг его рубленых стен белела цветочками земляники, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.
За домиком сквозь сосновые лапы и кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река. У воды белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень, перемежаемая более тёмными сосняками и ельниками. Левее была обширная, пересечённая старицей и окаймлённая лиственным недвижимым лесом пойма.
Пойма была покойно-светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну ещё не кошенного луга.
(По В. Белову)
 
Деепричастие

Деепричастный оборот
1. Бросив охапку и стараясь не задевать веток, я направился к дороге. 2. Я лежал на диване, устремив глаза в потолок. 3. Кончив плясать, бабушка села на своё место. 4. Спрыгнув с подо¬конника, я остановился, приготовившись выслушать её упрёки и жалобы. 5. Не зная броду, не суйся в воду. 6. Я занимался спустя рукава и думал памятью и живым воображением заменить труд. 7. Он примчался сюда не переводя дыхание. 8. Нельзя сдавать контрольную работу, не проверив её внимательно. 9. Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь.

НЕ с деепричастиями
Говорить не думая; стрелять не целясь; бежать, не чувствуя под собой ног; не веря своим ушам; работать не покладая рук; не решаясь приблизиться; ненавидя суету; сказать не подумав; не забегая вперёд; не нарушая очертаний; не отставая от нас; не говоря ни слова; не чувствуя опасности; не дожидаясь остановки; не зажигая огня; не обратив внимания; недоумевая, кому он мог понадобиться.

Контрольные диктанты
Один в море
Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак.
Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расставаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.
 
Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи. Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.
Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму.
(По В. Катаеву)

Русская зима
Хороша русская зима! Всюду снежный ковёр. Смотришь на него, не отрывая глаз, и не налюбуешься. Ещё вчера бушевала метель, не предвещая ничего хорошего, а сегодня ярко светит солнце. Воздух морозный, свежий. Деревья, покрытые инеем, стоят неподвижные, не шевелясь. Снежные сугробы в рост человека. Они закрыли окна деревенских домов, высокие заборы. Не расчистив дорожку, просто не выйдешь на улицу. Середина деревенской улицы расчищена снегоуборочными машинами.
Трудно представить себе русскую зиму, не прокатившись на лыжах и санках с высокой горы, не поиграв в снежки...
Снежная зима — предвестник хорошего урожая. Зимой снег надёжно укрывает посевы от мороза, не давая земле замёрзнуть, а весной щедро напоит её живительной влагой.
(По И. Успенскому)


Наречие

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е
Говорить негромко и неуверенно, улыбаться незаметно, взглянуть недоверчиво, посмотреть неодобрительно, всё было не¬
ожиданно, невозможно обойтись, необычайно увлекательно, шутить невесело, относиться неласково, приехать немедленно.
Решить совсем не трудно; вовсе не интересно читать; ничуть не страшно в темноте; нисколько не дорого стоит; далеко не гладко отшлифовано; говорить совсем не громко; шутил далеко не весело; нести ничуть не тяжело.
Не глубоко, а мелко; не ласково, а сурово; не серьёзно, а шутя; не трудно, а легко.

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-отрицательных наречий
Нигде на свете нет, незачем идти, никогда не жаловалась, нигде не пропадёт, искать негде, ни у кого не оказалось, никак не достать, всё нипочём, нисколько не задумываясь, ничего не знал, нисколечко не испугался, ничуть не беспокоит, нечего переживать, не у кого спросить.

Н и НН в наречиях на -о и -е
Было холодно, туманно, ветрено; шумит таинственно; говорить путано и бессвязно; переносить мужественно; бешено лаять; неожиданно вернуться; отчаянно сопротивляться; твердил безустанно; идти организованно; прекрасно себя чувствовать; говорил огорчённо; сердечно приветствовать; шёл чинно; совершенно выйти из себя; выглядеть потерянно; мыслить ограниченно; отвечать устно; излагать мысли письменно.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Сдать экзамен блестяще, здесь свежо и хорошо, взглянуть умоляюще, ещё рано, крикнуть зловеще, рассказал волнующе, выжидающе наблюдать, посмотреть заискивающе, ободряюще кивнуть, греметь угрожающе, горячо приветствовал, прошествовать негодующе.
 
Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Снова вернулся, вымыть дочиста, беречь платье снову, запретить настрого, прибыть засветло, написать начерно, донеслось издалека, закрыть наглухо, растопить печь докрасна, известен издавна, начать сначала, заведомо ложные окончания, упасть замертво, сказать сгоряча, сделать исподтишка, слегка ударить, потерять надолго, ешь досыта, делать наскоро.

Дефис между частями слова в наречиях
Приветствовать по-дружески, разойтись по-хорошему, жить по-прежнему, вокруг темным-темно, бежала быстро-быстро, солнечно по-весеннему, сказано по-отечески, освещать еле-еле, обращаться кое-как, выть по-волчьи, где-то когда-то давным-давно, чуть-чуть светлело, дали стрекача по-заячьи, наказал строго-настрого, выучить по-латыни, найти кое-где, уйти подобру-поздорову.

Ь после шипящих на конце наречий
Сплошь зарасти лесом, уйти прочь, выйти замуж, невмочь продолжать путь, упасть навзничь, пора уж, исполнить точь-в-точь, забыть напрочь, промчаться вскачь, дом с настежь открытыми дверями.

Слитное и раздельное написание наречий
Карабкаться вверх, разбил вдребезги, бежать вдогонку, подхватить на лету, разговаривать вполголоса, залп прозвучал позади, наполовину вырубленный лесок, застать врасплох, виднелась сбоку, глядеть исподлобья, уходить по двое, приехать вчетвером, сделать назло, впервые слышать, прожить впустую, испугаться насмерть, неподалёку от террасы, держать втайне, выучить на память, сделать по совести.
 
Повторение по теме «Наречие»
Яростно биться с пожаром; искать некогда и негде; необузданно скакать; прыгнуть не высоко, а низко; горячо спорить; невысоко лететь; женщина стара и рассеянна; промчаться вскачь; разойтись по-хорошему; нигде не видно; лишь изредка слышно; вернулись вдвоём; измениться до неузнаваемости; смотреть сверху вниз; работать бок о бок; послышалось невдалеке; стрекочут без умолку; притаились где-то на берегу; упасть обессиленно; по-своему громок.

Контрольные диктанты
Однажды летом

Проснулся я в двенадцатом часу. Яркое полуденное солнце уж пробивалось сквозь занавески. Чувствуя себя здоровым и бодрым, я вскочил и настежь открыл окно. Прочь сон! Пора быть счастливым.
Ребята пришли звать меня купаться. Я оделся, и мы побежли к реке по узкой тропинке, сплошь усыпанной мелкими камешками. Небо было синее и горячее, солнце пекло. Но воздух у воды удивительно свеж. Нам было невмочь. Мы, не раздеваясь, прыгнули в воду. Река охватила нас своею прохладой. Выйдя из воды, я навзничь упал на горячий песок. Один из мальчиков стал наотмашь бить рукой по воде, и миллионы сверкающих брызг посыпались на меня. Сразу же прочь унеслась лень. Я поднялся и вскачь побежал по берегу за мальчишками, обливая их водой. Так мы и носились, пока без сил не упали на песок.
{По В. Вересаеву)

Прыжок
Кешка по-прежнему бежал по твёрдо укатанной лыжне. Шаг у него лёгкий, накатистый. Недаром его считают лучшим скороходом района.
 
Вдали блеснула синева реки. «Сейчас выйду на опушку!» Невдалеке за кустом мелькнули тени. Волки! Озноб прошёл по спине. Кешка с силой оттолкнулся палками, ринулся вперёд. Выручайте, лыжи!
Звери, по-видимому, приближались. Вскоре он услышал за спиной рычание, короткие взвой. Впереди начинался уклон, лыжня сбегала к обрыву, потом делала зигзаг и парной строчкой шла вдоль обрыва.
«А что если?» Ветер певуче засвистел в ушах. Секунда — и Кешка в воздухе! Лыжи выручили!
Кешка упал в сугроб, затем выбрался на дорогу и оглянулся. За тем обрывом, с которого он только что слетел, подняв морды, выли волки.
(По К. Саранчину)


Предлоги

В течение дня, наперекор желанию родных, вопреки предсказаниям, в продолжение часа, в заключение доклада, вследствие плохой погоды, выяснилось впоследствии, насчёт ремонта, вместо тебя, несмотря на дождь, невзирая на возраст, из-за леса, из-под земли, по-за тыном, благодаря попутному ветру, подобно грому.

Ввиду недостатка времени, наподобие кувшина, шёл на встречу с выпускниками, иметь в виду, бросился навстречу брату, в силу обстоятельств, в плоть и кровь, в следствии по делу, в виде исключения, договориться насчёт поездки, в продолжении повести, в отношении прогноза, в продолжение всего фильма, в отличие от людей, забор вокруг сада, ввиду сложившихся обстоятельств.
 
1. Ввиду болезни я не мог участвовать в соревновании. 2. Он вроде бы правильно понял его поведение. 3. В течение мая чаще дули северо-западные ветры. 4. Наперекор осенним ветрам и утренним заморозкам ивнячок озорно махал ещё пышными ветвями. 5. Библиотека закрыта вследствие ремонта. 6. Вопреки предсказаниям дорога была хорошей. 7. Ландыш цветёт сравнительно редко, потому что на каждом побеге в течение нескольких лет развиваются только листья и лишь впоследствии образуется цветоносный стебелёк. 8. По-над Доном сад цветёт. 9. Вместо девяти часов мы выехали в два. 10. Сговорившись насчёт завтрашнего дня, они распростились.

Контрольные диктанты


Рахманинов в Новгороде
Издавна новгородцы гордятся тем, что недалеко от их города, в имении «Онег», родился Рахманинов. Он жил здесь в течение нескольких лет, здесь рано начали проявляться его музыкальные способности.
В продолжение всей жизни особенно любимой была бабушка. Серёжа часто бывал в её имении «Борисово» на Волхове, близ Новгорода. Благодаря Новгороду Рахманинов всю жизнь питал любовь к суровой и скромной северной русской природе и к духу русской старины.
Из-за материальных затруднений Рахманиновы продали имение «Онег» и в начале восьмидесятых годов переехали в Петербург, где Сергей поступил в Консерваторию.
Однако впоследствии летние поездки под Новгород Сергей Рахманинов совершал в течение всей жизни.
С бабушкой во время приездов в Новгород Сергей проводил все дни. Вместе с ней ходил он по городу, заслушивался колокольным перезвоном, любовался природой.
{По В. Попову)
 
Кошки
Удивительное создание кошка! Она часто идёт навстречу опасности. Все кошки очень хорошие охотники. В отличие от других животных эти зверьки необычайно терпеливы. В течение долгого времени кошка ждёт, пока мышь выйдет из норки. В целях собственной безопасности и чтобы не привлекать к себе лишнее внимание будущей жертвы, ходят кошки бесшумно. Они в меру осторожны. Несмотря на то что у кошек прекрасное зрение, в полной темноте они не видят. В такие моменты вместо глаз кошку выручают усы. Ещё кошки отличаются тонким слухом. Со стороны может показаться, что киска спит. Да, она спит, но ввиду особенностей организма слышит вокруг себя все звуки.
Наши питомцы любят поговорить. Много разных чувств они могут выразить за счёт голоса. Благодаря кошкам люди избегают разных опасностей.
(Из «Популярной энциклопедии для детей»)


Союзы

Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
Работать, чтобы жить; эту книгу также ещё никто не читал; в аудитории тоже слушали внимательно; вернулись поздно, зато наловили рыбы; он готов выполнить любое задание, что бы ему ни предложили; я выучил то же стихотворение; за то упражнение ребята получили хорошие оценки; он так же думает, как ты.

1. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 2. По тому, как засветились курчавые головы сосен,
 
угадывалось, что поднялось солнце. 3. Нарубили дров, чтобы разжечь костёр. 4. И что бы она ни делала, за что бы она ни принималась, всё выходит у неё красиво. 5. Будь на словах так же вежлив, как в поступках. 6. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. 7. Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. 8. Правдивое слово, как лекарство, — часто горько, зато излечивает. 9. Скоро должен был начаться разлив рек, поэтому мы долго обдумывали маршрут похода. 10. По этому признаку и по тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал проиождение ямы. 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. 12. От того, кто не мил, и подарок постыл. 13. Ванюшка твердил одно и то же. 14. Я тоже люблю лето.

Контрольные диктанты
Камни растут
В Алтайском крае так же, как в других областях и районах России, много озёр. Зато есть на Алтае одно диковинное озеро. Называется оно Малиновое. В озере Малиновом растут камни. Растут самым обыкновенным образом, так же как овощи и фрукты. Местные жители выламывают выросшие камни, чтобы использовать их в строительстве. Загадочный рост камней в старину объясняли действием колдовской силы. Тайну Малинового озера разгадали учёные, но не сразу. Они долго трудились над загадкой озера, порой тоже заходили в тупик в своих исследованиях, тоже задумывались о сверхъестественной силе. Чтобы окончательно развеять сомнения, изучили химический состав воды озера и воды, питающей его из земли. Выяснилось, что вода озера богата солями магния, а подземные воды содержат соду. Эти два раствора, соединяясь, образуют твёрдую массу.
(Из «Популярной энциклопедии рек и озёр»)
 
Как образуются круги на воде
Представь себе, что ты — дождевая капля, падающая в пруд. Вода только со стороны кажется мягкой и податливой. На са¬мом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Чтобы отвоевать себе место, придётся бесцере¬монно их растолкать. Потеснить соседок удастся, но те, что чуть дальше от тебя, вовсе не спешат подвинуться или дать дорогу. Вследствие начавшейся давки и неразберихи всем каплям ос¬таётся одно: перекувырнувшись, выбраться повыше, где на них никто не будет давить. Так образуется первый круг.
Пробыть над водой твои соседки могут в продолжение не¬скольких секунд, потом под собственным весом они начинают опускаться, выталкивая наверх другие капли, подальше от тебя. Круг становится шире и шире, пока маленькая волна не дойдёт до берега, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.
{По А. Раки ну)


Частицы

Различение на письме частиц НЕ и НИ
Никого не встретил; кругом ни души; ни одной тучки не было; ни к чему не прикасаться; ничем не интересовался; не раз лю¬бовались закатом; ни разу не был здесь; ничего не страшно; ни ответа, ни привета; совсем не известное произведение; нет ни облачка; ничуть не бывало; вокруг ни деревца; ни в коем слу¬чае; нельзя не заметить; не слышно ни звука.

Раздельное и дефисное написание частиц
1. Куда же они едут, в город что ли? 2. Давай-ка сядем, вспомним дни былые. 3. Несмотря на то что мы не были пригла
шены, всё же поехали. 4. Василий решил во что бы то ни стало посетить Капри. 5. Наклонилась над столом: то ли пишешь, то ли читаешь, то ли думаешь о чём. 6. А роман всё-таки хорош. 7. Как звонко откуда-то с высоты разливались песни жаворон¬ков! 8. Поди-ка принеси огоньку. 9. Высоко летает, да где-то сядет. 10. Проговорил тихо, как ни в чём не бывало. 11. Тут-то мы и встретимся.

Частица НЕ с разными частями речи
Нелепый поступок; не смотря себе под ноги; не в шутку; до¬машние неурядицы; не под силу; не мог не рассмеяться; не хва¬тало таланта; далеко не счастлив; не жаль денег; не с кем пого¬ворить; не кто иной, как шеф; неузнанный прохожий; не возвра¬щён вовремя; отвечал небрежно; путь не близок, а далёк; это не итальянская мебель; не пренебрегая; ещё не прочитанная книга; не пора ли поговорить; отнюдь не интересно; не забывая; неряшливо одет; не на что глядеть; негде отдохнуть.

Повторение по теме «Частицы»

1. Это ни для кого не секрет. 2. Не хочется жаловаться, но иногда у меня в кармане нет ни гроша. 3. Ничем иным, как не¬померной гордостью, его молчание нельзя было объяснить. 4. Расстоянье не помеха ни для вздоха, ни для смеха. 5. Ни радуги, ни дождь у нас не хуже, ни зори, ни леса, ни соловьи. 6. Где птица ни летает, а своё гнездо знает. 7. Как месяц ни свети, а всё не солнышко. 8. Не топор тешет, а плотник. 9. Му¬жественному человеку никакое дело не трудно. 10. Ни с чем не сравнимая радость была на его лице. 11. Как ни интересен был рассказ, но усталость взяла своё. 12. Вася тут же разглядел, что бумажка эта не что иное, как только что полученная теле¬грамма. 13. Я никогда ни одной строчки не написал для печати не по-русски.
 
Контрольные диктанты
Лекарственные растения
Собирать лекарственные растения нужно только в сухую по¬году, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае нельзя делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укла¬дывать в мешки, зато листья, цветки и плоды лучше собирать в корзину, чтобы они лежали свободно, «дышали». Плотно уло¬женные, спрессованные листья легко нагреваются и вследствие этого теряют свои полезные свойства.
Собранное сырьё не рекомендуется долго хранить неразоб¬ранным. Важно знать также, что несколько видов растений нельзя собирать в одну тару.
Собранные растения перед сушкой следует перебрать, от¬сортировать, очистить от земли, а также от посторонних при¬месей, затем разложить их на подстилке и просушить в хо¬рошо проветриваемом месте. На солнце сушить растения нельзя.
(По М. Клюеву)

В лесу
Сторожка лесника оказалась ничем иным, как бревенчатой избушкой, вокруг которой стоял нечастый и весьма невысокий старенький заборишко. Недалеко от избушки росла могучая ли¬ственница. Под тенью её мог бы разместиться не один десяток людей.
Был конец июня. В эти дни в лесу нельзя не только сесть отдохнуть, но даже остановиться. Тотчас же появляется рой мо¬шек и комаров. И ничем иным, кроме безостановочного движе¬ния, от них не отделаешься.
На луговине уже совсем другая картина. Ни один комар не пропищит у вас над ухом. Я не раз бывал в этих местах, но ни разу не страдал от нашествия мошкары.
 
Берега неширокой, но достаточно глубокой речонки заросли густой, непроходимой порослью молодых кустарников лесной смородины. Ни с чем нельзя сравнить красоту русских лесов!
(По В. Солоухину)

Контрольный диктант за I четверть
* * *
Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вер¬шинам их пронёсся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистя¬щим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных вет¬вей.
Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извер¬гавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно за¬двигались.
Старый лось застыл в сосняке. Настороженные уши ловили каждый звук.
Внимание зверя привлёк звук, послышавшийся сверху. В го¬лубом морозном воздухе проносились самолёты-истребители. Вдруг один из самолётов пронёсся прямо к поляне. Эхо загуде¬ло над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
(По Б. Полевому)

(Безударные гласные в корне слова, гласные о — ё после шипящих в корне слова, суффиксы имён прилагательных и на
речий, сложные предложения, однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты.)

Контрольный диктант за II четверть
Осенью в кедровом лесу
Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая жир, бро¬дят по лесу медведи. Бурундуки, делая запасы на зиму, суетят¬ся от зари до зари. Даже хищники, росомаха и соболь, лакомят¬ся кедровыми орехами. Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зелёном мху отпечатки своих лапок. Одной кедровке не впрок идут орехи. Ест она их жадно и много, но никогда не жиреет. Сорвав шишку и набив зоб орехами, кед¬ровка уносит их иногда очень далеко: на вершины гор, в уще¬лья. Там она прячет орехи в мох, под валежник, между камней и возвращается в лес за новой порцией.
Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. Она пролетела с шишкой в клюве, за¬тем уселась на камень и, не обращая на нас внимания, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. Покончив с шиш¬кой, кедровка сделала несколько прыжков, удивлённо посмот¬рела на нас и, срыгнув орехи, неумело прикрыла их мхом.
(По Г. Федосееву)

(Правописание наречий, -тся и -ться в глаголах, правописа¬ние приставок, не с разными частями речи, деепричастные обо¬роты, однородные члены предложения.)

Контрольный диктант за III четверть
Просёлки
Ах, эти просёлки! Весело ехать по глубоким полям, зарос¬шим муравой, повиликой, какими-то белыми и жёлтыми цвета¬ми на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сто¬
 
ронам — только бесконечный, суживающийся вдали пролёт меж стенами колосистой гущи, да небо, а высоко на небе — жаркое солнце.
Синие васильки, лиловый куколь и жёлтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колёсами и выходят из-под них чёрными, испачканными колёсной мазью.
Неожиданно потянуло откуда-то лёгким ветерком, солнечной теплотой... Отец подбирает вожжи... тут надо держаться покреп¬че, но, ухватившись за сиденье обеими руками, всё-таки при¬стально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зелёные волны, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками собака: иногда совершенно пропадает во ржи. Только по волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она. А иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивлённо озираясь по сторонам...
(По И. Бунину)

(Гласные о — ё после шипящих в корне слова; правописание сложных имён прилагательных, наречий, причастий, глаголов; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Зелёный шум
Я возвращался с охоты, спешил на пароход... Миновав за¬росли осинника, я вышел вновь на светлые, солнечные поляны и в молодые березняки... Но что за чудо! В начале пути, когда я только вошёл в этот лес, ветви берёз были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я на¬клонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бу¬рых чешуек высунулись нежные зелёные язычки...
 
Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зе¬ленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зелёные вет¬ви берёзок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шёпот, первый шум молодой листвы.
Услышав его, я по-мальчишески крикнул куда-то в лесную даль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зелёный весенний шум!»
(По Г. Скребицкому)

(Безударные гласные в корне слова; не с глаголами; отрица¬тельные местоимения; правописание причастий, наречий, слож¬ных имён прилагательных; правописание предлогов; приставки на з- и с-; однородные члены предложения; обособленные оп¬ределения, выраженные причастными оборотами; обособлен¬ные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; сложные предложения; предложения с прямой речью.)

Годовой диктант

Таруса
С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, не¬далеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. Дом обычный для Тару¬сы. Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич лю¬бил работать. В ней уютно, тихо. Только чуть слышно, как жур¬чит вода на каменистых перекатах.
Здесь над береговым обрывом жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только при¬ятным отдыхом. В эти часы у него рождались новые мысли и
темы. В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что любил больше всего на свете, к чему тянулся душой: простую средне¬русскую природу. О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.
В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необхо¬димое. Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. В кабинете никакой покраски, запах дерева, мно¬го света.
(По М. Ростовцеву)

(Безударные гласные в корне слова; суффиксы причастий; не с разными частями речи; правописание сложных имён прила¬гательных, наречий; сложные предложения; однородные члены предложения; причастные обороты; сравнительные обороты.)