Мы создаем проекты

Знаменская Юлия Арнольдовна

Предварительный просмотр:

Поэтам, погибшим на войне, посвящается.

Так горько, что теперь уже не будет
Ни ваших писем, ни любви, ни снов.
О, боже, сколько опалённых судеб,
О, сколько ненаписанных стихов.

До самого последнего дыханья
На той, священной, горестной войне
Писали вы для нас свои посланья,
Под грохот пушек жизнь, любя вдвойне.

Все довоенно-нежные куплеты
Сменились на могучий, как набат
Горячий стих, в котором всё воспето
И кровь, и пот, и мужество солдат.

Поэты и война, как это страшно,
И это невозможно передать,
Интеллигентам умницам вчерашним
Сегодня выпадало умирать.

То под Москвой, то там под Ленинградом,
В беду, вонзаясь пулями стихов,
Вы сами падали от пуль на травы,
Во искупление чужих грехов.

                         
  Весна 2005-04-29

Зазимко Юлия Викторовна, учитель ИЗО гимназии № 1517



Предварительный просмотр:

Аркадий Гайдар

В начале июля 1941 года Аркадий предупредил по телефону, что едет в редакцию и не уйдет до тех пор, пока не решим его вопрос.

В комнате сидели главный редактор Николай Данилов и член редколлегии Василий Коротеев, уже военный корреспондент «Красной звезды». Вошел Аркадий Гайдар Добродушно улыбаясь, поздоровался с каждым за руку.

— Вся надежда на вас. Выручайте, ребята.

Он показал свое заявление в Красногвардейский райвоенкомат Москвы с требовательной просьбой как можно скорее отправить на фронт командира Гайдара. Военком отказал. Партбюро и Оборонная комиссия Союза советских писателей написали письмо, поддерживая просьбу Гайдара; военком опять отказал. Аркадий показал нам и справки врачей, не желающих пускать его в действующую армию. Писатель никак не мог смириться с тем, что он не годен для призыва в армию, хотя он был снят с военного учета по болезни. Давали себя знать раны гражданской войны.

18 июля 1941 года Генеральный штаб выдал Аркадию Гайдару пропуск на фронт.

На второй день, 19 июля, Аркадий пришел в редакцию уже в военной форме с орденом «Знак Почета» на груди. Нужно было видеть, каким он был счастливым, когда в его присутствии я подписал ему удостоверение 0143, дающее право на выезд в действующую армию Юго-Западного направления в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды».

Положение под Киевом сложилось тяжелое. Шли трудные бои... Но Гайдар твердо верил в нашу победу.

Первая публикация военного корреспондента А. Гайдара появилась 8 августа 1941 года. Очерк назывался «У переправы». «Наш батальон вступил в село... Застигнутая врасплох немецкая батарея второпях ударила с пригорка по головной заставе зажигательными снарядами».

Так Гайдар начинал свой очерк о действиях батальона старшего лейтенанта Прудникова, с которым он шел, как бывалый воин.

Аркадий участвовал в атаке батальона. Он мог бы вести рассказ от первого лица, но он не сделал этого. Гайдар был всегда смелым, но скромным и задушевным человеком.

Он рвался в бой. Его очерки всегда были результатом личной отваги. Очерк об отряде разведчиков «Ракеты и гранаты» написал после того, как сам побывал в разведке, рисковал своей жизнью, прикрывал отход группы.

.

Помню телефонный звонок Аркадия. Последний его звонок. Последний наш разговор. Чувствовалось, что Гайдар встревожен. Он торопился. Просил передать привет домой, всей редакции.

— Не забудь, передай привет моему Тимуру. И, вообще, не забывай его...

Это был и последний разговор с редакцией.

Мы не сразу узнали о гибели Аркадия Петровича. Радиограмма известила редакцию, что 26 октября 1941 года, сражаясь в рядах партизанского отряда, погиб наш военный корреспондент.

Потом жена Аркадия Петровича получила следующее письмо:

«1 мая 1942 года

Уважаемая тов. Гайдар!

Я пишу это письмо и не знаю, попадет ли оно Вам в руки, потому что отправлено не совсем обычной почтой и что оно может Вас не застать в Москве.

Выполняя просьбу Вашего мужа Гайдара Аркадия Петровича, сообщаю Вам, что он погиб от рук фашистских варваров 26 октября 1941 года.

Мне трудно писать эти строки, но я обещал ему исполнить его просьбу, как будет только возможность сообщить о его смерти Вам.

И вот только теперь представилась эта возможность.

Вы знаете, что Аркадий Петрович последнее время был корреспондентом Юго-Западного фронта. До последнего времени он был в Киеве. [69] Когда образовалось окружение, то Гайдару предложили вылететь на самолете, но он отказался и остался в окружении с армией.

Когда часть армии была разбита, то мы, выходя из окружения, остались в партизанском отряде в приднепровских лесах.

И однажды мы ходили по продукты на свою базу и нарвались на немецкую засаду, где и был убит тов. Гайдар Аркадий Петрович.

Его могила находится в Полтавской области, около ж. д., которая идет с Канева на Золотоношу. Если ехать с Канева, то надо доехать до ст. Липляо и затем пойти пешком до 1-го переезда в направлении Золотоноши, там есть будка, вот около этой будки на правой стороне ж. д. метрах в пяти от полотна и похоронен он.

Будочник знает его могилу, и если когда-нибудь Вам придется побывать там, то Вы ее найдете».

Отмечая пятую годовщину со дня гибели своего близкого друга, газета в октябре 1946 года писала о нем: «И вспоминая его ясную, веселую улыбку, его твердый, мужественный голос, его добрые сильные руки, мы гордимся и радуемся, что он жил с нами на советской земле и был нашим самым верным и дорогим, настоящим товарищем».



Предварительный просмотр:

Александр Гитович

Военные корреспонденты

Мы знали всё: дороги отступлений,
Забитые машинами шоссе,
Всю боль и горечь первых поражений,
Все наши беды и печали все.

И нам с овчинку показалось небо
Сквозь «мессершмиттов» яростную тьму,
И тот, кто с нами в это время не был, —
Не стоит и рассказывать тому.

За днями дни. Забыть бы, бога ради,
Солдатских трупов мерзлые холмы,
Забыть, как голодали в Ленинграде
И скольких там не досчитались мы.

Нет, не забыть — и забывать не надо
Ни злобы, ни печали, ничего...
Одно мы знали там, у Ленинграда,
Что никогда не отдадим его.

И если уж газетчиками были,
И звали в бой на недругов лихих,
То с летчиками вместе их бомбили
И с пехотинцами стреляли в них.

И, возвратись в редакцию с рассветом,
Мы спрашивали: живы ли друзья?
Пусть говорить не принято об этом,
Но и в стихах не написать нельзя.

Стихи не для печати. Нам едва ли
Друзьями станут те редактора,
Что даже свиста пули не слыхали, —
А за два года б услыхать пора.

Да будет так. На них мы не в обиде.
Они и ныне, веря в тишину,
За мирными приемниками сидя,
По радио прослушают войну.

Но в час, когда советские знамена
Победа светлым осенит крылом,
Мы, как солдаты, знаем поименно,
Кому за нашим пировать столом.

Август 1943

Мальчик у дороги
(А. Гитович)

Село повидало и кровь и пожар -

Здесь банда немецкая шла,

Покамест родных батальонов удар

Печальный вдали открывается вид,

Дымясь, догорают дома.

И мальчик, один, у дороги стоит,

Где стелется вечера тьма.

О школе своей, о семье вспоминать?..

Но мёртвая здесь тишина.

Расстрелян учитель,замучена мать

И школа твоя сожжена.

Ты раньше и в сказках не слышал о том, -

И сказки об этом молчат, -

Что дикие звери врываются в дом,

Одетые в форму солдат.

Мужчиною стал ты, наш маленький друг,

Свидетели мы: не в слезах

Тебя мы застали. И был не испуг,

А ненависть - в детских глазах.

Наш милый товарищ, наш друг дорогой,

Поверь - за тебя отомстят,

И нет у нас больше дороги другой,

И мы не отступим назад!

газета "Смена", №6 - среда, 20 января 1943 г



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.

 ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.

 

     Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

 

Виды проектов в школе 

 

     Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

     Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

     Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

 

 

Последовательность  работы над проектом

 

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

1

2

3

4

 

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 

Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

 

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

 по команде

 

Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 

Творчество (10 баллов)

 

 

 

Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 

Оформление (15 баллов)

 

 

 

 

85 – 100 баллов – «отлично»;

                                                                                                     70 – 85 баллов – «хорошо»;            

50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;

менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

 

Рейтинговая оценка проекта

 

Оценка

этапов

Критерии оценки

Баллы

 

 

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

 

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

 

180 – 140 баллов – «отлично»;

135 – 100 баллов – «хорошо»;

95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

 

 Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)

 

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(0, 5, 10, 20)

 

 

 

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность

 

Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

 

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

 

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

 

Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

 

 

 

 

 

 

Защита

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

 

Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

 

Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории

 

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

 

Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

 

 

200 – 155 баллов – «отлично»;

         154 – 100 баллов – «хорошо»;

менее 100 баллов - «удовлетворительно».

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 

        обозначение проблемы;

        обозначение цели;

        продуманность пути решения;

        обозначение конечного результата;

        реальность проекта;

        образовательный эффект;

        регламент;

        культура речи;

        свободное владение материалом;

        культура оформления работы;

        наглядность;

        умение вести дискуссию.

 

ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

 

        информационно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой – либо проблемы;

        проблемно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

        реферативно – экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;

        описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА

 

        обозначение проблемы;

        выдвинутая гипотеза;

        подбор методов;

        сбор и анализ материалов;

        обозначение собственной позиции;

        образовательный эффект;

        регламент;

        культура речи;

        свободное владение материалом;

        культура оформления работы;

        наглядность;

        умение вести дискуссию.

 



Предварительный просмотр:

Метод проектов, что это такое и зачем он современной школе

Прежде, чем говорить о проектной и исследовательской деятельности и пробовать разобраться в том, что это за деятельность, давайте зададим вопрос, почему именно сейчас это направление в образовании стало наиболее «продвигаемым»? Почему его признали и на уровне правительств Москвы и страны настолько существенным, что предлагается ввести проектную деятельность как отдельный предмет и, даже, сократить на месяц летние каникулы старшеклассникам, чтобы этот месяц посвятить проектным работам? Причин много, наиболее существенные из них:

  • В области качества образования:
  • Как бы мы не говорили о высоком уровне советского образования, нужно признать, что в конкурентной борьбе с другими системами мы проигрываем. Главная причина в том, что, несмотря на огромный багаж знаний, заложенный в нас школой, а затем институтом, мы совершенно не представляли, что с этим багажом делать, где его применить и  как при использовании этого багажа обнаружить и не потерять потом свое «я», свою индивидуальность.
  • Классно-урочная система, безусловно, очень удобная для учителя своей стабильностью, повторяемостью и воспроизводимостью результатов, тем не менее, не позволяла отдельному школьнику увидеть себя в наиболее выигрышных лично для него направлениях работы, определять свое место, где он смог бы показать себя, приложить наиболее эффективно для себя и для общества собственные силы. У школьников закладывался стереотип мышления, стереотип выработки решений, ожидание руководства над собой старшего (учителя) в работе и принятии решения, как совершенно необходимого. При таком подходе система, в лучшем случае, способна воспроизводить саму себя, но  не имеет возможности развиваться, а в худшем – каждое новое воспроизведение становится слабее предшествующего. Это совершенно не позволяет двигаться вперед и стимулировать оригинальное мышление, генерацию свежих идей.
  • Увеличивается разрыв между наиболее одаренными и среднестатистическими учащимися. Дети, не нашедшие свое место, не определившие свой путь и, просто, неактивные, попадают в категорию слабых и вынуждены тянуть учебную лямку без интереса, без надежды занять достойное место среди одноклассников. Это приводит к попыткам выделиться в других сферах, например, за счет агрессивного, эпатажного поведения и т.п.  Их лозунг - перетерпеть школу. Российская школа, также как ранее советская, ориентирована на работу с одаренными детьми, а для отстающих, в лучшем случае, предусматривает дополнительные занятия с целью пройти программу, догнать класс. Это очень слабый стимул для ученика.
  • В информационном пространстве:
  • Для движения вперед самое главное – сомневаться в том, что ваши знания совершенны, следовательно, школа должна позволить развивать критическое мышление. Для этого необходимо особое образование, основанное на умении анализировать полученные знания, сомневаться в них, критически переосмысливать, сопоставлять точки зрения, уметь анализировать источники информации с позиций доверия им. Не менее важно, сомневаться непререкаемости знаний учебников, которые, как правило, базируются на принятой, на данный момент времени, точке зрения.
  • Огромное влияние на учеников сети Интернет, где информация может быть очень полезна, бесполезна и вредна. Необходимо учить школьников работать с первоисточниками, отличать научные подходы от популярного изложения, частные суждения от общепринятых, а это требует наличия от учеников собственных знаний, на которые можно опереться.
  • Колоссальный соблазн плагиата, так как гораздо проще ученику скачать статью или статьи, чем самому писать и осмысливать.  Значительная часть творческих работ, с которыми я сталкивалась как эксперт различных педагогических конкурсов, это в лучшем случае компиляция чужих мыслей, а в худшем – простое списывание, которое почему-то здесь учителями допускается как нормальное явление. Но вы понимаете, что как не перекладывай кусочки пазла, новую картинку не получишь.
  • В стратегическом направлении развития страны:
  • Курс на модернизацию. Как бы мы не ругали его за неконкретность, несогласованность и слабую контролируемость вложения ресурсов, но этот курс взят и вряд ли кто-то сомневается в его необходимости. А главное, что лежит в основе любого развития – это система образования, именно она должна закладывать необходимую базу для движения вперед. Концепция модернизации российского образования базируется на том, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
  • Анализ результатов исследования PISA, которые показали, что, несмотря на выдающиеся знания в «интеллектуальной элите школьников» и высокие результаты в замерах по этой категории учащихся в нашей стране, например, TIMSS, средний уровень крайне низок. Учащиеся не умеют применять знания комплексно, не понимают смысл заданий, не обладают навыками анализа при прочтении текста и т.п. Следовательно, необходимы существенные изменения в образовательном процессе, нужны новые методики, нужны специалисты с иным багажом знаний, что позволит нашему среднему ученику тем не менее найти для себя интересное и эффективное применение.
  • Необходимость резкого увеличения скорости прохождения инноваций от замысла, идеи до внедренного результата. Это требования времени и в технической области вы это наблюдаете постоянно. Чтобы выйти вперед, надо бежать быстрее остальных, не нарушая определенных правил. Здесь мы также имеем множество проблем, прежде всего, крайне инертную систему разработки и внедрения новшеств, анализ предложений на новизну; расхождение в терминологии, когда мы говорим об одном и том же на разных языках или под одним термином понимаем совершенно разные вещи. В области проектирования мы должны понимать, что формирование терминологического единства не является прерогативой педагогики. Здесь базовыми будут термины и их трактовка из области науки, исследовательской деятельности и инженерии. 

Проектирование во многом позволит разрешить выявленные проблемы, но, при условии, что мы сами будем понимать, что представляет собой данный метод, что он требует от учителя, от ученика. Сейчас, как никогда, слово «проект» стало модным. Проекты везде: в школах, в институтах, на радио и телевидении и т.п., при этом каждый под проектом понимает что-то свое, существует серьезная терминологическая путаница.

Существует несколько основных подходов к пониманию термина «проект». Проектом можно считать всякую идею или замысел, который предполагается реализовать. Это понимание термина в широком смысле. В таком случае под проектную работу попадает очень многое: исследовательские разработки и театральные постановки, подготовка научной статьи и выпуск стенгазеты, планирование нового образовательного курса и планирование удачного замужества и др. Согласитесь, что для современной проектной деятельности в школе явно подходят не все идеи из выше перечисленных.

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы, опубликованные и разосланные по адресам школ Департаментом образования г. Москвы, также содержат советы и элементы планирования проектной деятельности, которые позволяют сделать вывод, что основным становится другой подход к пониманию термина «проект». Главное направление проектных работ выдвигается такое, чтобы учащийся мог самостоятельно освоить этапы проектной деятельности, умел представлять результаты своей работы и отстаивать их перед аудиторией, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему или задачу, мог четко указывать свой фронт работ, если проект выполнялся коллективом. Школьные театральные представления, огромное количество презентаций и докладов, как правило, имеют совершенно другую смысловую направленность и несут другую смысловую нагрузку. Это совсем не означает, что такие работы нужно сворачивать, заменяя проектными, но проектная деятельность должна занять свое место в школах, найти свой круг грамотных исполнителей, бережно, скрупулезно готовящих учеников к совершенно особым работам – подготовке и реализации проектов. Таким образом, можно прийти к выводу, что актуальность проектных работ в школах в первую очередь связана с необходимостью развить у учащихся мышление присущее технологическим,  техническим, научно-исследовательским разработкам, научить их отслеживать и реализовывать путь проекта от замысла до практического осуществления и внедрения (если проект имеет практическую направленность), делать это достаточно эффективно. Именно в данной области ощущается существенное отставание от развитых стран мира, от наиболее эффективных по международному признанию образовательных программ.

Проекты уже применялись в 20-е годы прошлого века, но были признаны вредными, снизившими уровень образования и в 1931 году постановлением ЦК ВКПб были запрещены.

Неудовлетворительный результат, как считают современные исследователи, получился вследствие:

  •  отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами,
  • слабой разработанности методики проектной деятельности,
  • гипертрофии "метода проектов" в ущерб другим методам обучения,
  • сочетания "метода проектов" с педагогически неграмотно сформулированной  идеей «комплексных программ»,
  •  отмены оценок и аттестатов, с заменой индивидуальных зачетов, существовавших прежде, коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

Если мы не разберемся с тем, как сегодня решить данные задачи, мы снова рискуем «наступить на те же грабли». Кто-нибудь из вас может сказать, что знаком с высококачественной методикой проектной деятельности, которая понятна, дает хорошие стабильные результаты (я считаю, что пока есть только методические рекомендации, наметки, подходы), или, что вы удовлетворены собственной подготовкой к проектным работам. Также надеюсь, что вы понимаете, что если называть работы, которые мы с успехом для учеников и для себя выполняли раньше (выпуски газет, различные театрализованные постановки, подготовки докладов и рефератов и т.п.), проектами, мы не придем к принципиально новым результатам.  Все это достаточно непросто, требует специальных знаний, часто из других, незнакомых педагогам, сфер деятельности. Педагогическая общественность должна осознать, что проектная и исследовательская деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного образования и  развития концепции профильной школы. Процессу проектирования и проведения исследований с учащимися необходимо скрупулезно учить педагогов, отбирать из них тех, чья работа наиболее успешна, обобщать их опыт, создавать на его основе методики и только после этого, говорить о широком распространении (но не тотальном) проектного метода в школах.
Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю:

  • чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам;
  •  какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе;
  •  именно учитель, часто в одном лице, представляет собой:
  •  заказчика проектного продукта, именно он должен поставить задачу ученикам,
  •  руководителя работы по его созданию, координатора работ,
  •  вдохновителя будущих свершений, энтузиаста,
  •  помощника в трудных ситуациях, специалиста и консультанта,
  •  благодарного зрителя-слушателя,
  •  осторожного критика, организатора обсуждения, человека, задающего вопросы, часто неудобные, но требующие ответа,
  •  эксперта, оценивающего результат проектирования;
  •  учитель должен в ходе работы над проектом решать задачи обучения и воспитания;
  • учитель, не получающий удовольствия от процесса работы над проектом, не может дать ученикам представление о радости и удовлетворении такой работой и, следовательно, не должен выступать руководителем или консультантом; 
  • если учитель выбрал тему, которая ему самому интересна, но известна слабо, то высок уровень опасности допустить ошибку в силу некомпетентности в области проектирования и получить фатальные ошибки в качестве результата. Чтобы избежать их учитель должен контактировать со специалистами в выбранной области (преподавателями вузов, научными сотрудниками, инженерно-технологическими кадрами), привлекать их в качестве консультантов, экспертов, помощников.     

Учитель или коллектив, работающий по проектному методу, должен быть компетентен не только в предмете, но компетентен в грамотной последовательности выполнения этапов проектирования, то есть главенствующим объектом изучения становится процесс.
Проектированием, естественно, могут и должны заниматься не только школьники, проектные работы ведутся учителями или педагогическими коллективами. Но нас в данной статье будет интересовать проект как результат деятельности ученика или группы учеников, достигнутый при большем или меньшем содействии учителя и направленный на формирование и закрепление у учащихся новых компетенций, ключевых в современном быстро развивающемся мире.  

Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания  определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.

Метод проектов  -  это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость.

Суть метода вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнитьконкретное задание.

Метод проектов  используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. 

Цель использования метода проектов – выработка у учащихся проектного мышления.

Главным смыслом исследования и проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Новизна в образовательном проекте субъективна, то есть учащийся приходит к результату (к цели) через  новые именно для себя знания и, в том числе и новые процедурные знания и умения. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Наиболее близки к проектам по виду деятельности доклады, рефераты и учебные исследования, их часто путают не только дети,  но и учителя. Дадим определения, сначала, исходя из того, что каждый их названных видов представляет собой самостоятельный законченный результат деятельности.

  • Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает искушение говорить о нем как о проекте, так как и работа над проектом связана с представлением информации.
  • Реферат – сбор и представление исчерпывающей информациипо заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий этап – реферативный.
  • Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирование активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако при проектировании  исследование – это только этап проектной работы

Можно рассматривать, как вы уже поняли, эти виды деятельности и с другой точки зрения. Так исследовательская работа является частью проектной деятельности, наиболее этот этап важен, если проект отнесен к исследовательскому типу. Реферат также представляет собой определенный этап, как правило, предваряющий непосредственное проектирование, особенно он важен, если проект относится к информационному типу. Доклад же, в свою очередь – это форма, в которой может быть представлен результат проектирования или исследования, наряду с презентацией, экспонатами, программными продуктами и т.п.

Проект – работа, направленная на разрешение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности в современной литературе выделены такие:

  • не принимать решения без анализа;
  • не считать метод проб и ошибок рациональным;
  • расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
  • стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается;
  • составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем переходить к изучению литературы и баз данных;
  • подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
  • считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, цели;
  • учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие.

Попробуем разобраться, что же такое проектная деятельность в школе, каковы ее ключевые признаки и отличия от других видов деятельности, какие требования к ней предъявляются, какие ошибки наиболее типичны и как их избегать.
Обязательные признаки проектной деятельности:

  • наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, результате;
  • наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), присущих  исследованиям и проектированию в «большой науке»;
  • реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности, которые, в свою очередь, реализуются через защиту проекта перед заказчиком (если проект предполагал практический результат) или научным сообществом, например, на конференции.

ПРОЕКТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • Наличием исходной проблемы, которая должна мотивировать авторов на поиски решения. Для учащихся можно выделить:
  • мотивацию по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);
  • мотивацию по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);
  • мотивацию на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);
  • мотивацию во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.).  

Здесь определяется объектная область, объект и предмет исследования; осуществляется выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, проводится изучение научной литературы и уточнение темы и, наконец, выдвигается гипотеза.

  • Постановкой цели проектирования. Этот этап самый сложный, так как именно от него наиболее зависит результат. Ошибка в постановке цели приведет к неверному результату. Существует много теорий правильной постановки целей проектирования. Один из самых распространённых и действенных способов, ныне применяемый и в образовательной сфере - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев. Согласно этим критериям цель должна быть:
  • Конкретна (Specific) или, по другим источникам,  жизнеспособна (Sustanible),
  • Измерима (Measurable),
  • Достижима (Achivable)  или, по другим источникам, подотчетна (Accountible),
  • Ориентирована на результат (Result-oriented),
  • Соотносима с конкретным сроком (Timed).

Конкретность означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем им предстоит работать. У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, по ходу изложения цели у других участников формируется свое представление. В итоге может получиться, что вы по-разному представляете себе одну и ту же цель. То есть важно достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. При этом цель должна быть жизнеспособна, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для обучающегося перспективной в науке или практике.

Измеримость означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые параметры, если этого не сделано, то будет невозможно определить, достигнут ли результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.

Достижимость означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами — временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д.). Здесь поясняется, за счет чего цель будет достигнута. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта.

Ориентация на результат. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к запланированному результату. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют задать цепочку вопросов: «Почему?». В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым». Если именно это получится, то Вы на правильном пути. Но в противном случае, если же в конце этой цепочки Вы окунулись в неопределенность, то возникает еще один вопрос: а действительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели. Проверку также можно сделать с помощью следующей цели, но эта цель также должна пройти тест по вопросам.

Соотнесение с конкретным сроком  означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

3. Разработкой плана предстоящей работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения. Здесь очень важно определить, кто какую работу будет выполнять, установить ответственность. Нужно  так распределить работу, чтобы каждый член коллектива проектировщиков был использован с максимальным эффектом и, значит, получил максимальное удовлетворение от работы.
РЕЗУЛЬТАТ проектной работы ОБЯЗАТЕЛЬНО должен содержать:

  • Проектный продукт, отвечающий заданным целям.
  • Письменный отчет о ходе работы по каждому из этапов, начиная с определения проблемы проекта, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы (портфолио).
  • Проведение публичной защиты проекта. Это обязательная часть проектирования, в ходе которой автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы, так как она предполагает рефлексивную оценку автором своего труда и приобретенного опыта. Если проект коллективный, то каждый член коллектива должен отчитываться за свою часть работы. Не должно быть учащихся, которые ни за что не отвечали и не имели собственного фронта действий.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся    в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок      и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Базовыми компетентностями современного человека являются:

  • информационная   (умение  искать,   анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, получать новую информацию);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать  с другими людьми, в том числе, представляющими другую позицию или точку зрения);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно    относиться  к  здоровью,   полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование   (готовность   конструировать  и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни,  обеспечивая   успешность  и конкурентоспособность).

Чему можно научить в рамках проектной деятельности в школе уже сейчас.
В учебно-познавательной области:

  • конкретизировать задачу и разбивать на подзадачи ту, которую задает учитель,
  • формулировать цели и задачи собственной работы, при необходимости выстраивая дерево целей и дерево подзадач,
  • проводить экспериментальную работу (опыты) по методике заданной или согласованной с учителем,
  • повторять исторические (известные ученику) исследования ученых, проверяя и сопоставляя собственные результаты с известными, понимать причины расхождения с первоисточником исследования, это особенно важно на начальном этапе участия в проектных работах в школе, именно это дает начало развитию критического мышления,
  • обрабатывать полученные экспериментальные данные, соотносить их с гипотезой исследования, имеющимися данными других источников, использовать компьютерные технологии для обработки экспериментальных данных,
  • делать аргументированные выводы,
  • повторять многократно один и тот же опыт и интерпретировать результат, если он различается от опыта к опыту,
  • понимать, что возможен отрицательный результат работы и это нормально, понимать, что отрицательный результат отсекает какую-либо ветвь исследования, которая оказалась тупиковой,
  • разбираться в специфике труда ученого, технолога, инженера, что поможет в дальнейшем в профориентации школьника.

В информационной области:

  • уметь работать с научной литературой, подбирать материал и отсеивать лишнее, работать с научными источниками и оценивать степень доверия им,
  • соблюдать научную честность – правильно цитировать, не выдавать чужую работу за свою, сопоставлять, переосмысливать и перерабатывать уже известные факты,
  • вырабатывать и оптимизировать траектории поиска информации по заданной тематике, в том числе используя фонды зарубежных библиотек,
  • понимать, чем отличаются реферат, доклад, стендовый доклад, презентация и т.п., то есть формы, в которых выводится информация,
  • представлять полученные результаты на конференциях и в публикациях (для этого ученик должен освоить научный стиль изложения: просто, кратко, понятно и доказательно),
  • сворачивать информацию от более полной к краткой на основе выделения самого важного и отбрасывания второстепенного, что особенно важно при регламенте времени на доклад,
  • интерпретировать  результат в разных формах представления: презентациях, докладах, стендовых докладах, экспонатах и т.п. При этом отрабатывается взаимосвязь и взаимодействие разных форм (например, что должно быть вынесено в презентацию, а что остается в докладе),
  • владеть информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

В области коммуникации:

  • работать одному и в коллективе, распределять работу между участниками по направлениям  и видеть его как одно целое, понимать, что от качества твоей работы зависит общий результат,
  • находить применение каждому участнику, в зависимости от его конкретных способностей, тяге к определенным видам деятельности – то есть каждому  найти то место в проектной работе, где он будет наиболее востребован, наиболее эффективен, а, следовательно, сможет приносить наибольшую пользу и получать максимальное удовлетворение от работы,
  • работать с научными коллективами за пределами школы, использовать научно-практическую базу  институтов,
  • знать способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми,
  • владеть различными социальными ролями,
  • уметь представить себя (самопрезентация), написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, слушать оппонента, вести дискуссию и др.

В области ценностно-смысловой:

  • сформировать ценностные ориентиры ученика,
  • развить способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
  • осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Требовать и ожидать от детей и их руководителей-учителей действительно новых научных идей и, тем более открытий, неверно, можно получить очередную профанацию и обратный результат. Работа же над проектами в самых разных областях знаний полезна, должна привить не только интерес к исследованиям и экспериментам, но и огромное уважение к труду ученых, технологов и инженеров.

Классификация творческих проектных  работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук, согласно методическим рекомендациям Департамента образования города Москвы, позволяет выделить следующие типы: 

  • Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
  • Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. 
  • Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

В ряде источников к проектам также относили игры и творческие проекты (экскурсии, газеты, видеофильмы и т.п.), однако, сейчас, в силу осознания научной направленности проектной работы эти виды деятельности к проектам учащихся   относить не следует, так как они не имеют большой части обязательных элементов и этапов проектирования.

Если выделить и сопоставить этапы работ, которые обучающиеся должны выполнить  в процессе проектирования в зависимости от практической или теоретической значимости результата, то схемы выполнения проектов будут примерно следующие (см. рис.1).

Различный возраст учащихся накладывает свои ограничения в проектной деятельности. Для учащихся начальной школы и 5-7 классов основной школы учителям следует планировать и выполнять не проекты, а отрабатывать определенные этапы проектирования (например, составление конспекта или подготовка доклада по теме, подготовка серии докладов по каждой точке зрения на определенную проблему и др.) или реализовывать формы подачи информации (подбор или создание иллюстративного ряда, доклад в стендовом исполнении и т.п.).
http://vio.uchim.info/Vio_113/cd_site/articles/art_2_5_clip_image001.gif
Анализ опыта выполнения проектных работ позволяет выявить ряд
типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода:

  • объявление учащимся темы проекта или самостоятельная постановка задачи, вместо создания ситуации выявления значимой для учащихся проблемы или предложение перечня проектов, с предоставлением возможности учащимся сделать самостоятельный выбор;
  • предложение своих идей вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
  • предложение творческого задания для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
  • восприятие творческой деятельности учащихся за учебную проектную работу;
  • представление реферата (доклада, систематизации знаний из различных источников) как проектной работы, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику;
  • всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс;
  • основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии учащихся, они должны быть "прожиты", а не только услышаны от учителя.

В процессе представления результатов работы, а, обычно, эта составляющая проектной деятельности имеет вид презентации, проблемы следующие:

  • педагог и ученик обычно не видят разницы между текстом реферата или проекта и докладом на конференции и доклад становится простым прочтением этого текста,
  • доклады и презентации не синхронизированы во времени и не отрепетированы, ученик часто читает в докладе то, что уже показано на экране, то есть не понимает, зачем,  и не умеет распределять информацию между докладом и презентацией,
  • ученик читает текст доклада, не отрываясь от бумаги,  иногда путает или не может правильно прочитать ряд терминов, стоит задать вопрос или оторвать его от текста – теряется. Отбросим фактор только волнения ученика, а для этого просто нужны репетиции и достаточно свободное владение материалом своего исследования, что быстро можно исправить при тренажах. Но, если школьник выполнял работу не сам, просто «скачивал» чужую работу или работы, то это означает, что он пытается презентовать чужие мысли вместо своих, не осмысливая, что именно он презентует. Учащийся, если он сам провел работу с несколькими литературными источниками, творчески переработал их и получил новый интеллектуальный продукт, достаточно свободно излагает материал своими словами (конечно, при использовании сложных терминов, точности воспроизведения чисел, дат, фамилий, заглядывать в текст доклада – вполне нормально) и может четко определить свой вклад в работу.
  • боязнь получения, а, тем более, публичного освещения, негативных или отрицательных результатов эксперимента и исследования, отсутствие акцентирования внимания на сложностях, возникающих при их проведении. В научной работе гипотезы совсем не всегда находят экспериментальное подтверждение и в литературных источниках часто, особенно на раннем этапе исследования, противников вашей точки зрения может оказаться больше, чем сторонников. Это нормально. Не подтвердившаяся гипотеза отвергается, выдвигается новая и все повторяется сначала, на этом стояла и стоит наука. При этом школьник должен учиться объяснять причины возникновения неудач, аргументировано спорить с оппонентами. Но школьный учитель привык, что задачка должна сходиться с ответом из учебника, какой уж тут отрицательный результат. Результат этой ошибки – отторжение школьником самой мысли, что результат может не получиться или будет отличаться от ожидаемого, сведение к минимуму числа проверок полученного  результата или вообще отсутствие таких проверок, отсутствие сомнений, и, как эпилог, фальсификация результатов. Вспомним, что при проведении лабораторных работ, если школе удалось их сохранить, а не заменить псевдо лабораторными работами на компьютере, редкий учитель заостряет внимание школьников на причинах неудач при проведении работы или низком качестве полученных результатов, если ход работы проведен в целом верно. А именно умение сомневаться в результате, потребность проверять и перепроверять его в разнообразных условиях отличает настоящего ученого и экспериментатора, двигает вперед научную мысль.

Таким образом, проектная деятельность в школе должна формировать среду для выявления и становления будущих деятелей науки и инженерии, давать представление о труде ученого, инженера, технолога, помогать учащимся овладеть ключевыми компетенциями для постановки целей, планирования и продвижения работы, достижения и публичного представления результатов. В конечном счете, мы получим грамотных, заинтересованных, увлеченных подвижников современной науки, техники и технологий.           
Литература

1. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19

2. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования http://www ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65..moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОЦИЯ.Метод проектов в школе. Источник: специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование". Верстка в HTML - Мячев А.А. ЦДО "Эврика", 2009. http://mosecoobr.narod.ru/met-project.htm

4. Правила постановки целей. Статья. Наталья ЛЕБЕДЕВА, кандидат физико-мататематических наук, преподаватель специализации «Управление персоналом»
программы МBA (МИРБИС), партнер компании KPG. 
http://forum.klerk.ru

5. Проектная деятельность учащихся. Статьи фестиваля педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru

6. Учимся работать над проектом. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. http://spo.1september.ru

7. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства».  http://bg-prestige.narod.ru

8. Якушева Светлана Дмитриевна. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (справочный материал для родителей), канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва. НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ».Материалы международной заочной научно-практической конференции«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ».25 января 2011 г. http://sibac.info/files/2011_01_25_Pedagogika/Yakysheva%20S.D.pdf

 



Предварительный просмотр:

Поэтический спектакль о поэтах-москвичах, погибших в годы

Великой Отечественной войны

«И пусть не думают, что мертвые не слышат,

когда о них живые говорят…»

Действующие лица: Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чтецы, поэты, ГОУ СОШ 753

участники диспута, Гуральник Елена Михайловна

следователь,

танцующая пара,

исполнители песен,

зенитчица,

провожающие,

историк.

Сцена разделена на 2 временных пласта:

слева от зрителей - перспектива удаляющейся темной улицы, окна домов заклеены крест-накрест, противотанковые ежи, справа от зрителей – салют, Кремль, набережная, часы на башне показывают 6 часов.

На сцену выходит ИСТОРИК. Задумавшись, смотрит в зал, потом говорит:

Они погибли слишком рано… Трагическая судьба этого поколения и сегодня волнует нас. Это целая глава в книге русской поэзии, пронзительная, страстная в своем стремлении быть услышанной потомками. И мы должны их услышать. Так писали они, так пели, так любили…

Картина 1

Вступление: находка времён войны

Марш, постепенно утихающий. На затемненной сцене стол, стул, лампа. На сцену выходит одетый по-военному человек, садится, листает документы, пишет и читает что-то.

Слева на заднем плане появляются 9 одетых в черное человек, выстраиваются вдоль задней стены спиной к зрителям. На авансцену справа выходят 8 чтецов.

1 чтец:

Из сообщения инструктора Управления пропаганды ЦК ВКП(б) на заседании комиссии Союза писателей СССР.

2 чтец:

21 сентября 1941 года в трех километрах восточнее села Богодуховка Чернобаевского района Полтавской области после тяжелых боев в поле были найдены трупы погибших красноармейцев.

Звучит и постепенно стихает музыка («В атаку стальными рядами…»)

Голос чтеца звучит неофициально, повествует.

3 чтец:

Красноармейцев обнаружил двенадцатилетний сын местного жителя. Мальчик рассказал о находке отцу. Поужинали, легли спать, но отец долго не мог заснуть: его мучила мысль, что старшие его сыновья, бойцы Красной Армии, вот так же лежат где-нибудь в поле, и некому их проводить в последний путь.

Музыка («Эх, дороги…)

4 чтец

Рано утром с лопатой и чистым бельем отец и сын пошли по кукурузному полю к месту, где лежали бойцы. В указанном мальчиком месте лежал труп, прикрытый соломой. Шинель была залита кровью.

Музыка звучит приглушённо, потом смолкает.

5 чтец (официально)

В области лба расположена глубокая рана, в левую половину груди нанесены пять штыковых ран, 2 раны в правый и левый бок. В карманах гимнастерки найдены воинский билет, орденская книжка, неоконченное письмо на нескольких страницах, в несколько раз сложенное. Обнаружен орден, орденская книжка и военный билет на имя Крымова Юрия, писателя, автора романа «Танкер «Дербент», призванного на военную службу из города Москвы.

6 чтец

Убитого решили захоронить рядом с его однополчанами, оставив при нем орденскую книжку и орден. Решено было сообщить о геройской гибели родителям воина.

Чтецы покидают сцену.

Музыка звучит громко, потом стихает.

Сидящий за столом человек закрывает тетрадь, встает и выходи на авансцену.

Говорит официально.

7 чтец

Из отчета главного архивного управления о работе по восстановлению текста предсмертного письма писателя Юрия Крымова: доставленное в лабораторию письмо свернуто в 3 раза. Оно представляет собой форматный лист сильно пожелтевшей писчей бумаги 41 на 29 сантиметров. Мелко исписано черным карандашом. На четвертинке сложенного письма 2 отверстия округлой формы 3 на 3 сантиметра с сильно рваными краями, залитыми кровью, образующей темно-бурые пятна 4 на 6 сантиметров. Судя по идентичности форм расположенных на листе 12 отверстий можно заключить, что эти отверстия произведены выстрелом из автомата тремя пулями.

Автоматная очередь. Чтецы покидают сцену, остаются только стоящие спиной 8 человек и чтец в военной одежде, сидевший до этого за столом.

Картина 2

«Письмо Юрия Крымова»

На сцену выходит чтец в современном костюме - историк.

Историк

Когда речь идет о людских судьбах, цифры не лучший способ характеристики. И все же эти цифры стоит привести. Из тысячи с лишним писателей, ушедших на фронт, 21 стали Героями Советского Союза, свыше 400 погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Из них 81 - москвичи. Памяти павших на той войне посвящена наша композиция.

Чтец в плащ-палатке ПОЭТЫ: Поворот каждого из одетых а чёрное - и ответ:

1 Аверьянов Вячеслав - Я

2 Аврущенко Владимир - Я

3 Алтаузен Джек - Я

4 Багрицкий Всеволод - Я

5 Кунин Константин - Я

6 Коган Павел - Я

7 Кульчицкий Михаил - Я

8 Майоров Николай - Я

9 Крымов Юрий - Я (Поэт 9)

Со сцены уходят все, остается только тот, кто отозвался на имя Юрия Крымова (ПОЭТ 9). Музыка

Чтец 1

Из письма Юрия Крымова…

Поэт 9 (Юрий Крымов):

Дорогая Анка, давно не писал тебе. Сейчас глубокая ночь, Сижу в большой хате. Вокруг Меня в полной выкладке, в шинелях, затянутые в ремни, обнимая винтовку или пулемет, спят мои товарищи. Как случилось, что мы попали в окружение? Куда ни ткнись, всюду немецкие танки, огневые точки. Четвертый день ведем круговую оборону.

Рядом с ним становится ЧТЕЦ 9, оба чуть выходят вперёд, на авансцену.

Чтец 1.

Бледнеют звезды. Под утро уходим из села. Пылит дорога.

Поэт 9 (Юрий Крымов)

Не печальтесь, мы еще придем.

Чтец 1

А как убьют вас?

Поэт 9 (Юрий Крымов)

Ну, не мы так другие придут. А немец сгинет. Мы прорвемся.

Музыка(«Вставай, страна огромная…») , потом стихает.

Поэт 9

На душе у меня удивительно спокойно и хорошо. Меня переполняет гордость за то, что прожил свою жизнь недаром и если придется умирать, то недаром умру. И на тебя я надеюсь. Если ты останешься одна, это тебя не сломит.

Все уходят.

Картина 3

«Диспут»

Звучит довоенная музыка (танго «Ах, эти чёрные глаза» Оскара Строка). На сцене много народу, выносят еще стол, стулья. Одежда - того времени. Выносят большую афишу:

Диспут участников литературных кружков,

студентов Московского Университета

и работников Гослитиздата.

Павел Коган (6), Александр Яшин, Николай Майоров (8),

Михаил Кульчицкий (7),

Борис Слуцкий, Сергей Наровчатов.

Москва, 1939 год

Шумят участники диспута, спорят:

1 участник:

- Жить только так, никаких компромиссов!

2 участник:

- Никакой жалости к себе!

3 участник:

- Долой равнодушных, они отвратительные жабы!

4 участник:

- Самое страшное в мире - быть успокоенным!- Есть два рода стихов. Одни написаны «сплавом», другие «свинчиваются».

5 участник:

- Если есть хорошие строчки - ты поэт!

2 участник диспута (девушка):

- Гладкие стихи могут писать все, а хорошие - настоящие поэты.

5 участник:

- Но в стихах должен быть воздух.

3 участник:

- Иногда плюс на плюс в стихах дают минус. Нужен воздух.

4 участник:

- Павка, Коган! Да рубани ты им.

На авансцену выходит ПОЭТ (вначале спектакля 6 в строю - Павел Коган).

Спорщики замолкают.

ПОЭТ 6 (Павел Коган):

Я с детства не люби овал – я с детства угол рисовал…

1 участник диспута:

-А я предлагаю другую тему для диспута: «Что - значит - любить?»

4 участник диспута:

- Да что это за тема… Это несовременно!

Поэт 6 (Павел Коган):

- Вы послушайте:

Идти сквозь вьюгу

Напролом.

Ползти ползком.

Бежать вслепую.

Идти и падать.

Бить челом.

И все ж любить ее -

Такую!

2 участник диспута:

- А ведь хорошо!

5 участник диспута:

- Настоящий поэт!

Девушка, участница диспута:

- Здорово! Немножко риторично, но здорово, искренне. Накал - высок.

Да что вы все о любви? Пижоны. Колька, Майоров, прочти ты им, вот это, о нас, о наших ребятах.

Поэт 8 (Николай Майоров)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

Лежим навытяжку и приоткрыв гробы, -

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Музыка («Если завтра в поход…»), все уходят со сцены.

Чтец (выходит на авансцену):

Друзья его юности… Они и впрямь были бесстрашны и высоки своей беззаветной любовью к Родине, своими помыслами и стремлениями, поступками и подвигами. Это о них писал Николай Майоров.

Поэт 8. (Николай Майоров):

Есть в голосе моем звучание металла.

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет, не все войдет в каталог,

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Чтец (встает рядом):

Мы жгли костры и вспять пускали реки,

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

Железом обозначены следы, -

А как любили мы…

Музыка…

Выходит участник диспута, стоят плечом к плечу:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Поэт 8 (Николай Майоров):

Мы брали пламя голыми руками.

Грудь раскрывали ветру. Из ковша

Тянули воду полными глотками

И в женщину влюблялись не спеша.

Чтец :

Они погибли слишком рано… Трагическая судьба героического поколения, поколения поэтов и воинов, и сегодня волнует нас. Это целая глава в книге русской поэзии, пронзительная, страстная в своем стремлении быть услышанной потомками. И мы должны их услышать. Так писали они, так пели, так любили…Когда-то молодой поэт Павел Коган сочинил стихи, потом родилась песня, знаменитая «Бригантина», песня наших дедушек и бабушек, их далекой юности…

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина подымает паруса (2)

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас.

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина(2).

Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевой уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют (2)

И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза:

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина подымает паруса (2).

Картина 4

«Проводы»

Музыка – «Вставай, страна…»

Человек в военной форме:

- По вагонам!

По сцене идет строй солдат, от него отрываются и спускаются вниз на ступеньки провожающие.

Чтец 1

На войну уходил я из дома.

Плыл над городом день голубой.

Переулком, где все мне знакомо,

Шли мы рядом, родная, с тобой.

И старушка, что даже не знала,

Чей я, кто я и как меня звать,

Вместе с вами пошла до вокзала,

Словно сына, меня провожать.

И когда на ступеньках вагона

Мы безмолвно с тобой обнялись,

Посмотрела она умиленно

И сказала: «Сынок, оглянись!»

Чтец 2

Оглянулся я молча - и замер:

На перроне, средь ясного дня,

Сотни женщин махали платками,

На войну провожая меня.

И успел я прочесть в каждом взоре:

«Милый, будь беспощаден в борьбе,

Пусть великое русское горе

Гневом сердце наполнит тебе…»

Чтец 3

И рука у меня не дрожала,

Потому что в тот день голубой

Вся отчизна меня провожала,

Весь народ провожал меня в бой.

Чтец 1

Из письма поэта Джека Алтаузена жене с фронта.

Поэт 3 (Джек Алтаузен):

Раньше слово Родина многие из нас произносили механически. Теперь все поняли, что Родина и жизнь - это вещи неразделимые. Не робей, не жалей о потерянных удобствах, жить можно и в землянке. Никогда, как бы ни было трудно, не теряй веры в правое дело. Мы победим, в этом не должно быть сомнения…

Поэт 2

Я в дом вошел, темнело за окном,

Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло, -

Дом был оставлен, пусто было в нем,

Но все о тех, кто жил здесь, говорило.

Валялся разный мусор на полу,

Мурлыкал кот на вспоротой подушке,

И разноцветной грудою в углу

Валялись разноцветные игрушки.

А рядом, в белой рамке, на столе,

Стояла фотография ребенка.

Ребенок был с кудряшками, как лен,

В мое лицо смотрел пытливо он.

Стоял я долго, каску наклоняя,

А за окном скрипели ставни тонко.

И Родина смотрела на меня

Глазами белокурого ребенка.

Со сцены все уходят. Тихая музыка… («Горит свечи огарочек…») Автоматная очередь. Тишина.

Картина 5

«Любовь»

Чтец 1

Из письма Павла Когана с фронта.

Сколько видел и пережил… Сожженные немцами села, женщины, у которых убили детей. Нам всегда казалось, что мы все понимаем. Мы и понимали - но головой. А теперь я понимаю сердцем.

Чтец 2

И вот за то, чтоб на нашей прекрасной земле не шлялась ни одна гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не смел назвать рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо. Но мне нужно жить…

Чтец 3

Но лучше я отправлю на тот свет любителей чужой земли. Мне нужно жить.

Музыка («Жди меня…»). Затем стихает.

Поэт 6 (Павел КОГАН) выходит на авансцену:

Мне нужно жить. Я хочу видеть тебя. После войны будет столько работы! Хотел написать о любви, а получилось вот что.

Ты существуешь рядом со мной в этой ночи, простреленной автоматами. А в трехстах метрах отсюда опоганенная вражьими сапогами земля. Край, где я родился, где в первый раз птиц слышал. Так вы и существуете рядом - любовь моя и ненависть моя.

Автоматная очередь, музыка, постепенно затихающая.

Поэт 6 (Павел Коган)

Только здесь, на фронте, я понял, какая обаятельная вещь - жизнь. И ради жизни, ради маминой седой головы я умру, если надо, потому что человек с нормальной головой и сердцем не может примириться с фашизмом, потому что люди и фашисты не могут ужиться на одной планете. Я верю в историю, верю в наши силы, я знаю, что мы победим. Я видел, и я научился ненавидеть…

Канонада. Тишина.

В центре сцены девочка, читает стихотворение Роберта Рождественоского «Баллада о зенитчицах».

ПОЭТ 6: Из письма Павла Когана.

Третьего был бой, а четвертого день моего рождения. Я шел и думал, что остаться живым в таком бою - все равно, что родиться еще раз. Трудно и муторно думать на вой не о смерти. Но я твердо верю, что еще будет все. И Родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши стихи…

В А Л Ь С: чтецы в военной форме и танцующие пары словно находятся в разных плоскостях.

Поэт 6 (Павел Коган):

Есть в наших днях такая точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно плакать будут ночью

О времени большевиков.

Чтец 1:

Они нас выдумают снова -

Косая сажень, твердый шаг -

И верную найдут основу, но не сумеют так дышать,

Чтец 2:

Как мы дышали, как дружили,

Как жили мы.

Мы понимали:

Нам выпала такая участь…

И все-таки пробьемся мы…

Тишина. Гаснет свет. Все уходят со сцены.

Картина 6

«На подступах к Москве»

Чтец 1

Эти улицы, переулочки, площади… Странная, словно тайнописью написанная книга - Москва. Это из ее двориков уходили они на фронт.

Звучит песня «Я по свету немало хаживал…»

Чтец 2

На Арбате, снимая угол в подвале, жил перед войной студент Литературного института Михаил Кульчицкий. Высокого роста, с чубом густых, темно-русых волос, спадавшим на лоб, он был похож на былинного богатыря. Самое невероятное в жизни Михаила Кульчицкого - это его ранняя смерть. Казалось, этот шумливый, лихой парень, в облике которого мелькали черты то Багрицкого, то Маяковского, сможет пройти сквозь огонь, воду и медные трубы и выйти целым и невредимым, как герой сказки.

Чтец 3

Может быть, потому многие из его друзей не могли представить его смерть, поверить в нее, смириться с ней. Мы не знаем точно, где он погиб. После войны иногда казалось, что он

вот-вот вынырнет откуда-нибудь из партизанских лесов.

Чтец 4

Когда враг подступал к Москве, Кульчицкий был на 4 курсе Литинститута. Почти все студенты Литинститута вступили в истребительный батальон. Сначала Кульчицкого отправили во фронтовую газету, а затем - в пехотно-минометное училище. В середине декабря 42 года в звании младшего лейтенанта Кульчицкий ждал назначения к месту службы. 26 декабря он объявил в Литинституте, что его отправляют на фронт.

Чтец 5

Этим днем датировано последнее стихотворение Михаила Кульчицкого. Так и стоит он перед глазами – огромный, в новой шинели с сияющими погонами, похожий на богатыря, и, кажется, все пули должны миновать его.

ПОЭТ 7 (Михаил Кульчицкий):

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит - «налейте нам».

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда,

черна от пота,

вверх

скользит по пахоте пехота.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Чтец 5

Они любили жизнь, спешили жить, словно предчувствуя ранний уход. Новогодние Куранты, белоснежные яблони в весенних московских дворах, букеты сирени к ногам любимой, споры до рассвета… В октябре 41, когда враг рвался к Москве и строил планы торжественных маршей по Красной площади, поэт Михаил Кульчицкий писал:

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дому

Я ощущаю как удар

По сердцу моему.

И чертят небо над Москвой

Прожекторов лучи.

И от застав шагают в бой

Родные москвичи.

Картина 7

«Бессмертие»

1  - 9: Снова участники переклички в начале спектакля, одетые в чёрное, выходят на левую сторону сцены, стоят спиной к зрителям. Поворачиваются в конце сцены, по ходу переклички.

Чтец 1:

Свою страну они «долюбили» до конца, расписавшись в этом не стихами, а кровью под Москвой и Нарвой, под Сталинградом и Смоленском.

Чтец 2:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле…

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

Музыка.

Во время переклички 1 - 9 разворачиваются лицом к зрителям, покидают свои места в строю и составляют скульптурную композицию в центре сцены.

Чтец 1

Аверьянов Вячеслав

Поэт 1(поворачивается лицам к зрителям):

С первых дней войны добивался зачисления в армию. Сильная близорукость давала право на освобождение от воинской службы. Вопреки запретам врачей воевал в ополчении. Последнее письмо написано 3 октября 1941 года. Погиб под Москвой.

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 2

Аврущенко Владимир

Поэт 2 (Поворачивается лицом к зрителям):

Жил в Москве, в Сокольниках. 25 июня 1941 года был уже на фронте. В дни отступления, осенью 41 года, попал к фашистам. В древности варвары привязывали пленных к хвостам коней и разрывали их. Фашистские варвары заменили коней танками.

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 3

Алтаузен Джек

Поэт 3 (Поворачивается лицом к зрителям):

Весной 1943 года отказался улететь из расположения окруженной части на редакционном самолете. «Мне надлежит разделить участь однополчан».

25 мая 43 года раздавлен немецким танком.

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 4

Багрицкий Всеволод.

Поэт 4 (Поворачивается лицом к зрителям):

29 августа 1940 года снят с воинского учета по близорукости. Был направлен с первых дней войны во фронтовую газету. Погиб в начале 1942 года 19 лет от роду.

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Поэт 5

Кунин Константин.

Поэт 5 (Поворачивается лицом к зрителям):

В 1941 году пал смертью храбрых, защищая Москву.

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 6

Коган Павел

Поэт 6 (Поворачивается лицом к зрителям):

Погиб в разведке под Новороссийском

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Поэт 7

Кульчицкий Михаил

Поэт 7 (Поворачивается лицом к зрителям):

Погиб в 1943 году

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 8

Майоров Николай

Поэт 8 (Поворачивается к зрителям):

Погиб в боях за Родину

(Занимает своё место в композиции в середине сцены).

Чтец 9

Крымов Юрий

Поэт 9 (Последним поворачивается лицом к зрителям, медленно присоединяется к остальным героям, которые к этому моменту уже составили подобие скульптурной композиции - памятника погибшим в боях).

Погиб 20 сентября 1941 года.

Памятник располагается в центре сцены. Венок, гвоздики ложатся к подножию.

Музыка. Гаснет свет. Минута молчания.