Олимпийский резерв

Знаменская Юлия Арнольдовна

Задания дистанционных олимпиад, конкурс "Русский медвежонок" и другие предметные и интеллектуальные конкурсы

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://mail.yandex.ru/neo2/#message/2470000003658346471 - олимпиады Инфоурок

http://srclickpro.ru/click/c0g8607Z7nc3zuq - олимпиады дистанционные



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ

КОНКУРСА «Русский медвежонок»

2000 год                                        9–11 классы

        Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Для скольких из перечисленных слов подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья»: банка, бутылка, чайник, чашка, тарелка?

(А) для одного;  (Б) для двух;  (В) для трех;  (Г) для четырех;  (Д) для всех.

2. В скольких словах из приведённых букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?

(А) ни в одном;  (Б) в одном;  (В) в двух;  (Г) в трёх;  (Д) в четырёх.

3. Отметьте из приведённых ниже слов слова с одинаковыми приставками:

1) подоконник, 2) подорожник, 3) подруга, 4) подлец, 5) подарок, 6) подагра.

(А) 1, 2  (Б) 1, 2, 3, 4  (В) 2, 5  (Г) 2, 5, 6  (Д) 2, 3, 5

4. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:

бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

(А) 1;   (Б) 2;   (В) 3;   (Г) 4;   (Д) 5.

5. Даны фразы:

1) Бессчётны образчики черезчур расчётливой бесвкусицы.

2) Бессчётны образщики чересчур расчётливой безвкусицы.

3) Бесчётны образчики черезчур рассчётливой бесвкусицы.

4) Бессчётны образчики чересчур расчётливой безвкусицы.

Выберите вариант, где нет орфографических ошибок:

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д) все варианты содержат ошибки.

6. Как называют жителей Тулы?

(А) тулянами;  (Б) тульцами;  (В) туляками;  (Г) туличами;  (Д) туличанами.

7. Посмотрите на список слов: дебют, десерт, декабрь, держава, деталь, демократ, дебош, демагог.

В скольких из них вторая буква (е) не смягчает предыдущий согласный?

(А) 0,  (Б) 1;  (В) 2,  (Г) 3,  (Д) 4.

8. Даны пять слов: 1) бабочка, 2) воробей, 3) мельница, 4) самолет, 5) стул.

Какое из них по смыслу является лишним?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  5?

9. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

(А) печь;  (Б) окно;  (В) крыльцо;  (Г) фабрика;  (Д) тыква.

10. Укажите, в каких предложениях из приведённых ниже слово грустно является прилагательным:

1)  Нам грустно расставаться.

2)  Расставание всегда грустно.

3)  Он грустно взглянул на меня.

(А) ни в каких;  (Б) 1;  (В) 1, 2;  (Г) 1, 2, 3;  (Д) 2.

        Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Что означает выражение ставить на вид?

(А) помещать на витрину;  (Б) покупать акции телекомпании "ВИД";

(В) делать замечание, близкое к выговору;  (Г) отправлять на выставку; (Д) так не говорят.

12. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля?

(А) красивыя вазы, просторныя поля; (Б) красивые вазы, просторныя поля;

(В) красивыя вазы, просторные поля; (Г) красивые вазы, просторные поля;

(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.

13. Иногда они называли себя "будетлянами". А под каким именем они вошли в историю литературы?

(А) имажинисты;  (Б) футуристы;  (В) акмеисты;  (Г) обэриуты;  (Д) символисты?

14. В каких предложениях представлен союз что: 1) Возьми книгу, что лежит на столе.

2) Я не знаю, что нам задали на дом. 3) Как хорошо, что завтра начинаются каникулы.

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 1, 2;  (Д) 2, 3.

15. Сколько различных смыслов имеет фраза Письмо знакомой из Москвы?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  6?

16. Как называется забор, сделанный из досок?

(А) досчатым;  (Б) досочным;  (В) досковым;  (Г) дощатым;  (Д) досщатым.

17. Даны русские и соответствующие им сербскохорватские слова:

голод – глад, борода – брада, голорукий – голоруки.

Каковы сербскохорватские соответствия для русских слов золоторогий и мороз?

(А) златраги, мраз;  (Б) златороги, мраз;  (В) золотраги, мраз;

(Г) золотороги, мраз;  (Д) златороги, мороз.

18. Рассмотрим пять фраз:

Весь мусор сдавайте дворнику, который накопился.

Чехов считал «Счастье» лучшим из всех написанным им до тех пор вещей.

Проходя под мостом, сверху кто-то плюнул.

Несмотря на неопровержимость предъявленных обвинений преступнику, приговор пока еще не вынесен.

 Петя не только участвовал в «Русском медвежонке», но и в «Кенгуру».

Сколько среди них неправильно построенных?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  5.

19. Сколько общих звуков содержится в словах стог и гость?

(А) 0;  (Б) 1;  (В) 2;  (Г) 3;  (Д) 4.

20. В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень колонн- накладывается на суффикс -н-), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор-).

В каких словах из приведенных представлено подобное явление:

1) встать, 2) придет, 3) одесский, 4) антенна?

(А) 2;  (Б) 3, 4;  (В) 1, 2;  (Г) 1, 2, 3, 4;  (Д) 1, 2, 3.

        Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Сколько глаголов из приведенного списка являются двувидовыми, т. е. могут употребляться и в совершенном, и в несовершенном виде: велеть, просить, простить, казнить, ранить?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д)  5.

22. Среди приведенных слов выберите слово, происшедшее от того же корня, что и слово излучина.

(А) лукавый;  (Б) луковый;  (В) излучение;  (Г) лучший;  (Д) получить.

23. Современная русская пословица: «Пьяному море по колено» – это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была её вторая половина?

(А) «...а трезвому – с головой»;  (Б) «...а башка – как полено»; (В) «...а лужа – по уши»;

(Г) «...пока в кабаке сидит»;  (Д) среди ответов (А)–(Г) нет правильного.

24. Какое слово заменено буквой Х в «смысловой пропорции»:

 разбудить : заснуть = остановить : пойти = погасить : Х ?

(А) погаснуть;  (Б) зажечь;  (В) гореть;  (Г) гасить;  (Д) загореться.

25. В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое:

1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?

(А) 2;  (Б) 1, 2;  (В) 2, 3;  (Г) 1, 2, 3;  (Д) 1, 2, 3, 4.

26. Сколько одушевлённых существительных представлено в списке:

ребёнок, игрушка, плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д) 5.

27. Сколько числительных среди перечисленных однокоренных слов:

три, трёшка, трояк, тройка, троица, трое, втроём, в-третьих?

(А) 1;  (Б) 2;  (В) 3;  (Г) 4;  (Д) 5.

28. В старой орфографии слова: белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый –записывались так: бЈлизна, стрЈлять, бЈднота, вЈрить, жена, перина, темнота, медовый.

Как в старой орфографии записывались слова: весло, стена?

(А) весло, стена; (Б) вЈсло, стЈна; (В) вЈсло, стена;

(Г) весло, стЈна; (Д) висло, стЈна.

29. Даны слова: лампочка, лавочка, дырочка, булочка. В каких из этих слов одинаковые суффиксы?

(А) лампочка и булочка; (Б) лавочка и дырочка; (В) лампочка и дырочка; (Г) лавочка и булочка; (Д) булочка и дырочка.

30. Дано четыре пары слов-омонимов:

норка (зверь) – норка (маленькая нора)

ключ (родник) – ключ (от замка)

наряд (одежда) – наряд (распоряжение о работе)

проводник (в поезде) – проводник (тока)

Однако в некоторых парах составляющие их омонимы имеют небольшие различия в склонении. Сколько здесь таких пар?

(А) 0;  (Б) 1;  (В) 2;  (Г) 3;  (Д)  4.


2000 год

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9–11 КЛАССОВ:

  1. Б
  2. В
  3. Д
  4. В
  5. Г
  6. В
  7. А
  8. Д
  9. А
  10. Д

  1. В
  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г
  5. Г
  6. Б
  7. Д
  8. Б
  9. Д
  1. В
  1. А
  2. В
  3. Д
  4. А
  5. Г
  6. Б
  7. Г
  8. Г
  9. В



Предварительный просмотр:

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по литературе

Примеры олимпиадных заданий и работ

Задание "СЧИТАЛКА". Издавна дети сочиняли считалки, в которых придумывали необычные слова, например:
"Чирики, микирики,
По кусту, по мосту,
По елову кабасту"
Придумай свою считалку, в которой будут забавные или нелепые слова.

---
Сысоева Мария, 1В класс, гимназия N5, г. Пермь, Россия:

Наловю и Моловю
Жили на планете Гю.
Топали, хлопали,
Сладкотище лопали.

===

Задание "ШКОЛА ВОЛШЕБНИКОВ". Вы – автор книги про школу волшебников. Напишите эпизод из главы этой книги на тему «Олимпиада в школе волшебников».

---
Филимонова Вера, 7 «а» класс, лицей, г.Алдан, Якутия:

Ученики-волшебники были рады олимпиаде. Они долго готовились к этому событию и хотели выступить достойно. Задание было одно: сделать мир красивее, чем он есть.

Волшебница Флора раскрасила мир в зеленый цвет, ведь она так любила природу. Но это было некрасиво. Все стало зеленым: и небо, и звезды, и солнце, и вода, и птицы, и люди. Их глаза, волосы и носы стали ярко-зеленого цвета.

Волшебник Сникерс очень любил сладкое и покрыл Землю толстым слоем шоколада. Но и это была не победа участника олимпиады. Люди скользили, падали, не могли подняться, и их лица были не только смешными, но и страшными.

И тогда самый «молодой» участник, волшебник-ребенок по имени Эйдос сказал: «Зачем делать мир еще красивее, когда он и так прекрасен? Надо только всмотреться и увидеть разнообразие красок живой природы. Она чудесна!»

===


Задание "СТИХОСКАЗКА"
. Переложите на стихи сказку "Царевна-лягушка". Перенесите действие персонажей в наши дни.

---
Лобанов Игорь 9 Б класс, Лицей N1 , г.Нефтекамск, Башкортостан:

Не уловил ни одного слова со смыслом «сочините сказку сами», потому переполненный гордостью объявлю, что попытаюсь составить сказку из разнообразных отрывков. Надеюсь, получится хоть что-нибудь похожее на стихи :)))

1. Вступление

Утро. Солнце с наглой мордой

Освещает елок кроны.

Ну а в небе синем гордо

Реет белая ворона.

Та ворона не простая:

На юга де собралась

Над болотом пролетая,

К АЗС’у прорвалась.

В АЗС’е том лягушка

Продавщицей робот Алла,

Белой драной курортистке

Томным голосом сказала:

«Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала,

Я гостей не привожу,

Укололась и сижу»

2

Ворона.

- Те же возгласы ветер доносит;

Те же стаи несытых смертей

Над откосами косят,

Над откосами косят ((с)БЛОК – Родина) курей.



Лягушка.

-О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – очеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

:-) :-) :-) :-)



3

Ворона (намекая).

Я тут на юга подалась,

Встряхнуть стариною решила,

И спутницу вместе с собой

За свой счет взять захотела

(Лягушка соглашается, Ворона сажает её на спину, они взлетают)



4

Лягушка (молится, вскинув руки, быстро, тараторя).

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.((с) ЛЕРМОНТОВ – Молитва)



5

(Пролетая над границей Россия-Катманду)

Ворона и Лягушка (хором)

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов и АЗС

И вы, мундиры голубые,

И вы, им преданный народ.

(кричат (якобы, поют), в процессе Лягушка падает)



6

Иван-царевич

(кричит что-то неприличное в поисках невесты, в процессе чего оказывается посадочной полосой Лягушки; вспыхивает любовь, может быть, даже взаимная; обращается к Лягушке)

Ты по-лягушачьи дьявольски красива,

С такою милою доверчивой приятцей.

Хоть никого ни капли не спросила,

Как пьяный друг ты лезешь целоваться.

(отбивается от причмокивающей Лягушки)

(опомнившись)

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

(уходят рука под лапу, живут долго и счастливо; что же касается Вороны, то это была швецкая семья :)))

Задание "ВКУС КНИГИ". Составьте каталог книг на разные вкусы: "кислые" книги, "соленые", "сладкие" и т.п. В каждом разделе приведите по 1-2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.

---
Павлова Мария, 11 класс, МОУ «Лицей N2», г.Пермь:


Вы уверены, что книги – величайшее достижение человечества. Ваша домашняя библиотека выходит за рамки всех приличий. Каждое утро вы, давясь в переполненном автобусе, умудряетесь не только читать стихи Цветаевой, но и сочинять свои собственные.

Если всё это про вас, то – Добро пожаловать в ресторан «Каминная полка»!

Расположенный в старинном замке XII века, наш ресторан как нельзя лучше подходит для наслаждения всеми прелестями тяжёлых рукописей в кожаных переплётах. Огромные, жаркие камины в залах с потолком где-то около звёзд, уютные, мягкие кресла с клетчатыми пледами, проникнутыми мудростью шотландских горцев, и тяжёлые, бархатные портьеры с изображениями средневековых рыцарей заставят Вас забыть об окружающем мире, позволят с головой окунуться в бурные волны книжного океана. Кружка ароматного горячего шоколада, пушистые тапочки и вежливые официанты дополнят гармонию Вашей души. Кстати, именно они принесут Вам меню нашего ресторана, которое без преувеличения можно назвать уникальным. Итак…

МЕНЮ РЕСТОРАНА «КАМИННАЯ ПОЛКА»

Закуски:

Салат «Тонкая психология». Шеф-повар Тэффи. Нет, наш повар знаменитую премию не получал, что ни коим образом не умаляет его таланта. Доказательством чего является предлагаемый салат. Его компоненты, приправленные терпкими специями таланта Тэффи, создают невероятный вкус и аромат. Крепкие помидорки редких сортов « Смех», «Святой стыд», «Тонкая штучка» вносят в салат терпкость и мягкую накрахмаленность. Красные перцы «Человекообразные», «Ничтожные и светлые», «К теории флирта» добавляют вкусу необходимую остроту и взрывчатость. Хрустящие огурчики «Утешитель», «Дураки», «Демоническая женщина», «Кокаин» придают салату некоторую твердость и игривость. Приправлено всё это солью сатиры и корицей доброго смеха. Французы говорят, что салат должен перемешивать художник, только тогда получится произведение искусства, коим и должен быть салат. Похоже, Тэффи была прекрасным художником!

Бутерброды «Тёмные аллеи». Исполнитель Бунин. Нежно поджаренные на огне страсти хлебцы из ослепительно белой муки женского тела, слегка подтаявшее масло мужского рассудка, который растворяется в женских объятьях, и клюквенный джем с горечью расставания раскроют вам тайны тёмных аллей любви.

Пирог «Старик и море». Между прочем, этот кулинарный шедевр отмечен Нобелевской премией. Старичок Хемингуэй постарался на старости лет и испёк для нас этот потрясающий пирог с рыбой. Хрустящая, румяная корочка, покрытая пылью кубинских дорог и солёными брызгами Гольфстрима, сначала покажется Вам слишком сухой и, одновременно, непропечённой. Но сочное филе Рыбы, которое растает у Вас во рту, оставляя во рту терпко-горький вкус правды нашей реальности и разбитого сердца, смягчит хруст пресного теста. Обилие лука действительности вызовет у Вас слёзы, поэтому вы, наверное, не очень расстроитесь, когда по середине рассказа из пирога выскочат акулы и сожрут самый вкусный кусочек филе. Не стоит печалиться, у Вас останутся косточки!

Супы:

Суп-пюрэ «Война и мир». Без сомнения, каждый из нас уже отведал этого супчика в десятом классе, но в те далёкие времена вы, наверняка, ели его на переменах, а то и под подушкой ночью (вот как есть-то хотелось!). Но тогда вы делали это скорее из-за необходимости, не задумываясь над тем, ЧТО вы поглощаете бешеными темпами. Сейчас пришло время заново изведать кулинарный шедевр Льва Николаевича Толстого, прочувствовать весь букет ароматов и вкусов, отыскать новые комочки не раздавленного картофеля в этом никогда не портившемся супе русского повара-виртуоза. Уверена, что обстановка нашего ресторана создаст подходящее настроение, и Вы сможете до конца понять сложную композицию картофеля мира начала XIX века и горькую приправу войны.

Борщ «Тихий Дон». Несомненно, что четыре тарелки этого бессмертного супа доставят Вам массу удовольствия. Шолохов, автор проекта, постарался, даже перестарался в изготовлении данного блюда. Картошки и соли солдатских военных будней там предостаточно, а вот нежного сала семейных встреч, которое так любят украинцы, там маловато. И всё-таки это безумно забавно наблюдать, как по все тарелке носится свекла Григория Мелехова, не понимая, почему перец красных начинает крошить лук белых. Но потом всё-таки радостно становится за него, так как он находит смысл жизни в своём маленьком свеклёнке-сыночке. Поешь такие супы и невольно задумываешься: может свеклу начать выращивать?..

Молочная лапша «Проклятые короли». История создания этого шедевра такова: решил однажды Морис Дрюон навесить всем лапши на уши по поводу того, как жили французские короли в Средние века и как они же умирали. Писал сначала полную чушь, а потом самому стало интересно, покопался в архивах, подумал да и сварил целых 12 тарелок. Между прочим, получилось очень даже ничего. Вкусно, а главное интересно, когда же лапша закончится и короли эти, под конец 12 тарелки уже, действительно, проклятые. Лихой привкус парного молока вполне воссоздаёт историческую картину Франции и её монархов, которых постоянно тянуло на приключения, где они находили вечный покой и засыпали вечным сном, чувствуя себя героями. Героем почувствуете себя и Вы, доев 12-ую тарелку этого всё-таки замечательного супа.

Горячие блюда:

Блинчики «Кысь» с начинкой из мышиного мяса. Шедевр! Татьяна Толстая явно продолжила лучшие традиции своего деда и даже превзошла его в чём-то. А именно, в смелости и безумии. Предлагаемые блинчики потрясут Вас до основания тарелки и души. Мясо радиоактивных мышей в сочетании с сочными огнецами дадут Вам представление о той горькой, пугающей действительности, что ждёт нас в ближайшем будущем, о Взрыве наших жизней и мечтаний. А сами блинчики нежным кружевом растают у Вас во рту, оставляя на губах терпкость ярких образов блюда. Они смягчат горчинку мышей и страшной судьбы человечества, давая нам повод для философских мыслей о спасении мира. Возможно, поедая очередную порцию этих блинчиков, именно Вы придумаете, как оставить нашим детям целую и невредимую, а, главное, живую планету.

Бифштекс «Котлован». Вместо обычного мяса в этом блюде Платонов использует мясо разбитых жизней и судьб, погасшего солнца и тусклых звёзд, мучительных поисков смысла жизни и смерти детей. Горький, терпкий вкус пыли Котлована остаётся на губах, Котлована, куда безжалостно свалили жизни людей, молодых и энергичных, где ломали характеры и живые струнки души. «Зачем же пробовать это блюдо?»–недоумённо спросите Вы. Для того чтобы знать, чем питались пролетарские вожди России 20-30 годов.

Жаркое из дичи «Каторга». Жаркий сюжет, дикий характер главного героя, каторжные условия – всё это не заставит Вас скучать. Ручаюсь, Вы съедите это блюдо на одном дыхании. На гарнир – война, проникнутая экзотическим ароматом Японии. Приправа – пряная корица безумной любви. Куда же без неё? Всё вместе – потрясающее блюдо Валентина Пикуля о смелых людях, безумных мечтах и изменчивой удаче.

Десерты:

Мороженое с гранатовым сиропом «Гранатовый браслет». У меня нет никаких сомнений, что Вы просто влюбитесь в это блюдо Куприна. «Сочетание скрытой душевной нежности с безудержным разгулом и даже жестокостью» позволило ему найти два противоречивых и потрясающе гармоничных в своей противоречивости вкуса, чтобы дать нам представление о вечной Любви. Обжигающе холодная, но такая привычная приторная сладость окружающего мира представляет яркий контраст сиропу Любви. Куприн не случайно выбрал именно гранатовый сироп. Нежно-кислый и, одновременно, трагически-сладкий, он открывает нам тайны ускользающего фантома по имени Любовь. Свет блистающего солнца, преломляясь, наполняет сироп всплесками добра и печали, показывает всё новые грани чуда, доступного немногим. Осколок яркой звезды Любовь, который Вы найдёте на донышке блюдца, заставит Вас задуматься о хрупкости и нежности прекрасного чувства, заставит Вас оглянуться вокруг, увидеть чудеса мира, главное из которых Любовь!

Торт «Пастух и Пастушка». Целомудренно-чистый и нежно-кружевной торт Виктора Астафьева удовлетворяет вкусы даже самых взыскательных гурманов. Ешь его и не веришь, что огромные, неуклюжие руки Астафьева – выходца из детдома - смогли испечь такое чудо! Искрящийся крем любви, пряный аромат солдатских шинелей, осколки жалости к погибшим, горечь войны, коксовая стружка, которая припорошила тела убитых, – всё это есть в творении Астафьева. Есть там и солёные слезы неизбывного горя и сумасшедшая радость встречи там, где всё чище и прекраснее, чем на этой бренной земле.

Напитки:

Кофе «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса… Стоит ли писать что-то ещё, стоит ли портить терпкий, многогранный вкус латинского кофе ненужным сахаром. Надо лишь заказать этот потрясающий напиток, который унесёт Вас в страну вечного одиночества и ураганов души.

Каппучино Sylvia Plath. Тугая молочная пена этого кофе несколько смягчает горький вкус стихов автора. Проникнутый терпким запахом вечных исканий, пота на подушке от лихорадочного бреда, облитый кровью самоубийства, этот напиток станет одним из самых любимых.

Зелёный чай «Басё». Этот прозрачный, непорочный напиток станет достойным завершением Вашего обеда. Тепло-зелёная глубина волшебной древности и вечность философских рассуждений поэта возвысит Вас над пошлой действительностью. Его попытки выразить вечность окружающего мира в меняющейся действительности найдёт живейший отклик в Вашей душе. И однажды Вы поймёте сущность нашего мира и нас самих, наблюдая за тем, как печальный лист отделяется от ветки и падает на землю с отчаянностью и беззаботностью самоубийцы.

Хотелось бы мне умереть под цветами,
Когда светит полная весенняя луна!..

Мы надеемся, что Вы получите истинное наслаждение от наших блюд и станете постоянным посетителем нашего ресторана!

ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!

2006 год

19 января -

Философия >> new!

26 января -

Английский язык >> 

31 января -

Компьютерная грамотность и программирование >>

2 февраля -

География >>

9 февраля -

Французский язык >>

16 февраля -

Экология >> new!

22 февраля -

История >>

2 марта -

Алгебра и начала анализа >> new!

9 марта -

Страноведение (англ. язык) >> new!

14-16 марта -

Международная профильная олимпиада >>

21 марта -
3 апреля -

Веб-дизайн >>

1 апреля -

Юмористическая олимпиада >>

6 апреля -

Обществоведение >>

13 апреля -

Биология >>

20 апреля -

Экономика и бизнес >>

27 апреля -

Химия >>

11 мая -

Геометрия >>

18 мая -

Сочинительство (рус. язык) >>

8 июня -

Краеведение >>

15 июня -

Сочинительство (англ. язык) >> new!

27 июня -

Компьютерная графика >>

Лето

14 сентября -

Естествознание >>

21 сентября -

Литература >>

28 сентября -

Немецкий язык >> 

5 октября -

Основы безопасности жизнедеятельности >>

12 октября -

Астрономия ("Тайны Вселенной") >>

19 октября -

Русский язык >>

26 октября -

Технология >> new!

16 ноября -

Психология >>

23 ноября -

Информатика >>

30 ноября -

Физика >>

7 декабря -

Мировая художественная культура >>

14 декабря -

Математика >>

21 декабря -

Журналистика >>


Условия регистрации в олимпиадах объявляются на страницах олимпиад, а также в еженедельном списке рассылки
Eidos-List. Подпишитесь на этот список рассылки, чтобы получать информацию заблаговременно.

  1. Почему олимпиады называются эвристическими?

    Эвристика в переводе с греческого означает "отыскиваю", "нахожу", "открываю". "Эврика!" - это значит "Я нашел ответ!". На таких олимпиадах школьники предлагают свои версии и гипотезы, отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия.

    2. Кто придумал эвристические олимпиады?

    Придумал эвристические олимпиады Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук и директор Центра "Эйдос". Он же возглавляет оргкомитет олимпиад и участвует в разработке заданий.

    3. Сколько заданий в олимпиаде и что они из себя представляют?

    Как правило, в эвристической олимпиаде 4-5 заданий, которые называются номинациями. Например, в номинации "Идея" нужно предложить как можно больше оригинальных идей на заданную тему. В номинации "Эксперимент" требуется разработать и провести опыт (физический, социологический, филологический). Участникам нравятся номинации, где им предлагается изобразить символ, образ, необычный рисунок.

    4. Чем задания эвристической олимпиады отличаются от обычных олимпиадных заданий?

    Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ учащегося уникален. В то же время, эвристические задания опираются на образовательные стандарты. Чтобы выполнить их качественно, нужно владеть предметными знаниями, способами деятельности, компетенциями.

    В качестве примера приведем задание для старшеклассников из эвристической олимпиады по математике на тему "Закономерность":
    Д.И.Менделеев придумал таблицу для размещения химических элементов. Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Кратко запишите положенные в основу своей таблицы признаки периодичности.

    5. Кто может принять участие в олимпиаде?

    Любой ученик или группа учеников с 1 по 11 классы из России, других стран СНГ и стран дальнего зарубежья. С 2005 года по многочисленным пожеланиям в олимпиады добавлена возрастная категория "взрослые". Как правило, присылает заявку и организует олимпиаду на месте локальный координатор - учитель, родитель или завуч.

    6. Как отбирать детей на эвристическую олимпиаду?

    Данная олимпиада предназначена для любого школьника с любым уровнем подготовки. Задания такие интересные и доступные, что выполнить их может каждый. А вот займет он 1-е или 191-е место, это зависит от оригинальности и содержательности его ответов.

    7. Как часто проводятся дистанционные эвристические олимпиады?

    Олимпиады по предметам проводятся в среднем два раза в месяц. Международная профильная олимпиада проводится раз в год, например, очередная, 10-я такая олимпиада будет проводиться 14-16 марта 2006 года.

    8. Сколько дней длится олимпиада?

    Дистанционные эвристические олимпиады по учебным предметам проходят в один день для всех зарегистрированных участников. Международная дистанционная олимпиада длится в течение 3-х дней. В случае если школа зарегистрировала более 30 участников, оргкомитет может предоставить дополнительные 2-3 дня на выполнение, оформление и пересылку работ.

    9. Во сколько начинается олимпиада и сколько времени она длится?

    Начало олимпиады в день её проведения локальный координатор назначает исходя из местных возможностей. В некоторых школах олимпиаду проводят с утра, в других - после уроков. Обычно на выполнение олимпиадных заданий дается 3 часа. Младшие школьники выполняют свои задания за 1-1,5 часа.

    10. Кто такой локальный координатор?

    Локальным координатором обычно выступает учитель образовательного учреждения (школы, гимназии, лицея, центра и т.п.). Это не обязательно учитель по информатике, а любой учитель, способный организовать учащихся. Для индивидуальных участников локальным координатором становятся их родители, старшие родственники.

    11. Что делает локальный координатор на олимпиаде?

    Во-первых, он регистрирует участников в олимпиаде - заранее оплачивает регистрационный взнос и высылает заявку в оргкомитет; во-вторых, организует работу участников на месте - назначает место и время выполнения олимпиадных заданий, находит помощников, собирает и отправляет работы школьников в оргкомитет олимпиады по электронной почте.

    12. Оплачивается ли работа локального координатора?

    Локальный координатор, который регистрирует в олимпиадах определенное количество школьников, получает от оргкомитета олимпиад материальное вознаграждение за свою работу. В остальных случаях работа локального координатора оплачивается его очной организацией или из других местных источников.

    13. Кто помогает локальному координатору в проведении олимпиады?

    Администрация школы и родители учеников, изыскивающие средства на организацию олимпиады; сами школьники, красиво оформляющие класс во время олимпиады; старшеклассники и технические специалисты, помогающие ученикам набирать работы на компьютере и отсылать их по электронной почте.

    14. Можно ли помогать ученикам, не владеющим достаточными навыками работы на компьютере?

    Можно. При этом сам ответ школьника изменению и редакции не подлежит.

    15. Как сделать олимпиаду праздником творчества?

    Во-первых, создать соответствующее к ней отношение среди участников - радостное, волнительное, ответственное. Для этого в школе вывешивается красочное объявление, выпускается стенгазета с интервью, сделанными участниками предыдущих олимпиад. Во-вторых, празднично оформляется место проведения олимпиады, подготавливаются "визитки" участников, с приветственными словами выступает администрация, после проведения олимпиады проводится концерт или чаепитие. В-третьих, награждение участников олимпиады сувенирами, приобретёнными за счёт местных средств. В-четвертых, организуются благодарственные письма родителям и спонсорам, помогающим в проведении олимпиады (в этом может оказать помощь оргкомитет олимпиады). В-пятых, после олимпиады проводится конференция творчества, на которой участники олимпиады выступают с представлением своих работ.

    16. Что такое рефлексия и как ее организовать?

    Рефлексия - это осознание своей деятельности участниками олимпиады и их локальными координаторами. Участники отвечают на вопросы, присланные оргкомитетом, например: Какие чувства я испытывал во время олимпиады? Рефлексия проводится в день выполнения заданий или на следующий день. Участники пишут индивидуальную рефлексию, затем проводится коллективное обсуждение, желательно в неформальной обстановке, например, за чаепитием.

    17. Каким образом оцениваются работы участников?

    Каждая олимпиадная работа оценивается жюри индивидуально. За каждое выполненное задание участник получает от 1 до 10 баллов. Универсальными критериями оценки являются: степень новизны идеи или гипотезы, содержание и объём выполненного задания, оригинальность, логичность, аргументированность, мировоззренческая основа, применение предметных знаний, умений, компетенций и др.

    18. Кто становится призером и лауреатом дистанционной олимпиады и какие награды они получают?

    Призерами олимпиады становятся школьники, занявшие 1, 2, 3 места в своей возрастной группе, например, в группе 6-7 классы. Они получают "бумажные" дипломы и призы по обычной почте. Лауреатами становятся школьники своей возрастной группе, показавшие неординарные результаты в выполнении хотя бы одного задания-номинации (например, заработавшие за это задание 7-8 баллов). Они получают официальные "бумажные" грамоты от оргкомитета олимпиады. Школы также вправе награждать своих участников олимпиады самостоятельно и дополнительно.

    19. Где могут пригодиться грамоты, полученные за олимпиаду?

    Участники олимпиад иногда подают свои дипломы и грамоты вместе с другими документами в приемные экзаменационные комиссии вузов. Иногда по отдельному запросу локального координатора неоднократным призерам и лауреатам олимпиад Центр "Эйдос" может выслать официальное рекомендательное письмо, подтверждающее их творческие достижения. По заказу можно получить Свидетельство участника олимпиады.

    20. Как составляется рейтинг участников олимпиады?

    Рейтинг составляется по сумме баллов, набранных каждым участником за все выполненные им задания. В полученном рейтинге каждый участник видит свое место в своей возрастной группе среди всех школьников из различных регионов.

    21. Как проходит командное первенство?

    В каждой возрастной группе кроме индивидуального подведения итогов проводится официальное командное первенство. В нем принимают участие школы, заявившие в этой возрастной группе от 10 человек и более. Зачет в командном первенстве производится по десяти лучшим результатам всех представителей команды в данной возрастной группе. Команды-призеры получают дипломы по обычной почте. Школа может предоставить не одну, а 2-3 команды (например, из разных классов) в той или иной возрастной группе, это позволит определить лучших внутри школы.

    22. Сколько стоит регистрационный взнос за участие в олимпиаде?

    Существует гибкая система оплаты регистрационных взносов. При тарифном плане "Абонемент" регистрационный взнос составляет от 69 руб за одного участника (при оплате не менее 400 регистрационных взносов). Если регистрируется 30 и более человек, то регистрационный взнос за одного участника - 84 руб, от 20 человек - 96 руб, от 10 человек - 139 руб. Подробнее об условиях оплаты можно узнать в перечне действующих тарифных планов.

    23. Где взять деньги на оплату регистрационного взноса?

    Деньги могут заплатить родители учеников, стремящиеся к развитию своих детей и их самореализации на всероссийском уровне с использованием современных телекоммуникаций. Регистрационные взносы выделяют: администрация образовательного учреждения, попечительские советы при школах, спонсоры, муниципальные учреждения, фонды развития образования, детские региональные фонды и т.д.

    24. Где расположен сайт дистанционных эвристических олимпиад?

    Адрес сайта: http://www.eidos.ru/olymp/. Там же можно найти информацию о проведенных олимпиадах и даты проведения следующих олимпиад. Кроме того, существует список рассылки участников олимпиад.

    25. Как лучше подготовится к эвристической олимпиаде?

    Для этого лучше всего приобрести в Электронном магазине комплекты олимпиадных заданий и работ призеров проведенных олимпиад, прорешать задания, проанализировать свои и чужие работы.

    26. У меня (у нашей школы) есть свой сайт. Мы являемся участниками (призёрами, лауреатами) такой-то олимпиады. Можем ли мы разместить информацию об этом на своём сайте?

    Да, вы можете не только разместить информацию на своём сайте об участии в той или иной Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде, но и взять для этого
    медаль в форме баннера.

    27. Можно ли получить Свидетельство об участии в олимпиаде для своего портфолио?

    Да, можно. Даже если вы не стали призёром или лауреатом, вы можете получить официальное Свидетельство с подписью и печатью с указанием вашего рейтинга среди участников Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады. Такое Свидетельство можно заказать уже на стадии регистрации в олимпиаде, или после её проведения.


    ---

    Мы готовы ответить на любые другие ваши вопросы по содержанию и организации дистанционных эвристических олимпиад. Присылайте, пожалуйста, ваши вопросы в оргкомитет олимпиад по адресу
    olymp@eidos.ru.

1. Найдите среди предложенных вам слов, в которых буквы Е,Я,Ю,И имеют необычное для русского языка значение или отсутствуют вопреки норме; напишите эти слова неправильно с точки зрения орфографии, но в соответствии с слоговым принципом русской графики:

Чучело, пчеловод, машина, железо, чайник, ежик, пятачок, йод, бульон. 

2. Определите принадлежность следующих существительных к одушевленным или неодушевленным; назовите те из них, которые могут быть одушевленными или неодушевленными в зависимости от контекста, докажите это, составив с ним предложения:

робот, паук, компьютер, привидение, мертвец, кукла, леший, автомат, контролер, устрица. 

3. Найдите в предложениях слова, употребленные в переносных значениях; объясните, что лежит в основе переноса; придумайте несколько аналогичных примеров:

1/ Десятый класс уехал на экскурсию. 

2/ Это был мой любимый сок, и я выпил два стакана. 

4. Определите, какое слово из каждой пары послужило базой для образования второго, определите способы словообразования производных слов:

Мороз - морозить, мена - менять, ход - ходить, пыль -пылить, пар - парить, зелень - зеленеть, глушь - глухой, золото - золотой, пересказ -пересказывать, полет - полетать. 

5. Разделите данные существительные, не имеющие формы единственного числа, на несколько тематических групп; дополните каждую группу своими примерами:

Сливки, чернила, ворота, каникулы, щи, сутки, белила, 

сумерки, часы, очки. 

6. Определите, в каких временах и наклонениях употреблены глаголы в тексте; отметьте случаи несовпадения формальных показателей времени и наклонения и их значение:

"Был я вчера в гостях у Петьки. Прихожу и вижу: целый дом родственников. Знай я заранее - ни за что бы не пошел. Лучше бы в кино сходить! Пошли завтра вместе: гово- рят, фильм стоящий".

7. Вспомните русские пословицы, синтаксическая структура которых соответствует следующим схемам:

1. Обобщенно-личное предложение - обобщенно-личное предложение 

2. Неполное двусоставное предложение - обобщенно-личное предложение 

3. Обобщенно-личное предложение - двусоставное предложение 

8. Найдите "четвертое лишнее" в группах слов:

а/ читающий, читать, читая, перечитать; 

б/ слон, слоненок, слоны, слонов; 

в/ хороший, хорошая, лучше, хорошенький. 

9. Найдите как можно больше синонимичных синтаксических конструкций, которые могут заменить предложение:

"Я посмотрел в окно и увидел, что сидевшие на дереве птицы уже улетели". 

10. Объясните происхождение вашей фамилии и название населенного пункта, где живете.

1. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин пишет:

 

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки …

 

Неужели А.С. Пушкин любил ложь или чушь друзей? (Враки – «вздор, ложь»)?

Какое время суток имеется в виду в отрывке?

 

Ответ.

«Люблю я дружеские враки» означает «Люблю я дружеские разговоры, люблю поговорить с друзьями». Слово «враки» изначально обозначает «разговоры». Оно было образовано от глагола «врать» - «говорить» с помощью суффикса - к - (ср. «драка» от «драться»).

Оборот буквально значит «время суток, когда нельзя отличить собаку от волка». Оборот французского происхождения. Ночь, сумерки.

 

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

А.С. Шишков по поводу стихов Раича из перевода «Георгик» Вергилия:

Горит ли чистый свет с денницей молодой,

Иль в час, как блеск его мерцает за горой,

И утру ясному уступят мраки нощи…

- писал И.И. Дмитриеву от 13 сентября 1821 года: «Когда «при уступающих утру мраках блеск мерцает за горой», то глагол мерцает должен значить: ___________________________ ; но откуда вопреки языку дано ему сие значение? Меркну, мерцаю, померкаю, смеркаюсь суть слова, происходящие от мрак и значащие помрачение, потухание света, а не ________________ ».

 

Ответ.

….должен значить сияет, светится.

… а не сияет.

Позднее мерцать в значении «светиться неровным, колеблющимся светом» войдет в русский язык.

 

3. Прочитайте предложение из Новгородской грамоты 15 века:

«А намЂстнику твоему судити съ посадникомъ во владычнЂ дворЂ на пошломъ святомъ мЂстЂ» ( Символом «Ђ» обозначена буква «ять»).

Нет ли ошибки в предложении (сочетание слов пошлый и святой)?

Ответ.

Ошибки нет. Слово «пошлый» - причастие от глагола «пойти». И первоначальное значение слова – «то, что пошлО, повелось, исконное, а потому входящее в нормальный образ жизни, освященное ею, освященное и в этом смысле безупречное».

4.Укажите значение фразеологизмов и образующих их компонентов:

 

паче чаяния – вопреки ожиданию, сверх ожидания; паче – более, выше, сверх (церковнославянское), чаяние – ожидание, надежда (цсл.)

 

семо и овамо – туда и сюда, по ту и другую сторону семо – сюда, овамо – в иное место (цсл.)

 

ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь: ничтоже – ни в чем, сумняшеся – сомневался (форма имперфекта 2 и 3 лица единственного числа).

 

альма матер – букв. Кормящая мать (лат.)

 

погибоша аки обри – погибли, исчезли без следа: погибоша – погибли (форма аориста 3 лица множественного числа глагола погибнуть), обре (обры) – авары, народность в Северном Причерноморье. Выражение встречается в «Повести временных лет». Аки – цсл. Как.

 

нота бена – лат. «возьми на заметку».

5. А Анны Ахматовой среди «Вереницы четверостиший» (1945г.) есть такое стихотворение:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

А в 1916 году ею же было написано следующее четверостишие:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал – истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

Сопоставьте стихотворения. Объясните, как вы понимаете их смысл.

6. Определите морфемный состав слов:

 

приду = при + ид+ у (наложение)

розоватый = розовый+ оват (наложение – ов)

встать ("подняться") = вс+ста+ть (наложение приставки и начального согласного корня), т.к. здесь приставка со значением подняться вверх при помощи действия, названного глаголом)

встать ("поместиться", например встать в угол)= в+ ста+ ть (приставка со значением поместиться во что-либо, внутрь)

лермонтовед= лермонтов+о+вед+0

пушкиновед= пушкин+о+вед (наложения нет)

В каких словах морфемы располагаются линейно (одна за другой), а в каких апплицированно (т.е. накладываясь одна на другую)?

 

7.Поставьте ударение в словах: звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный, закупорить.

В последнем слове – закупорить – правильную постановку ударения объясните.

Ответ.

Закупорить – от кУпор (бочар). Таким образом, в слове сохранилось историческое, исходное ударение от производного слова.

 

8.Какие связи в языке называют межтекстовыми? С помощью каких словесных приемов межтекстовые связи могут быть представлены в тексте?

 

9.Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Отрочество».

Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на омытой, блестящей зелени дорожной травы. Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь ее. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа.

 

Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.

 

10. Приведите примеры вербальной агрессии в современной телерекламе.

ИЛИ:

Составьте текст теле- или радиорекламы, в котором вы расскажете о недавно прочитанной книге, особенно заинтересовавшей или поразившей вас.

 

(например, Бери от жизни все. Жизнь – ничто, жажда – все. Не дай себе засохнуть.)

 

Задания для 11 класса.

 

1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

 

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

 

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

 

4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

 

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

 

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

 

Дайте определение термину хиазм.

 

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.

Тишь двоякая

 

Высокая стоит луна.Высокие стоят морозы.Далекие скрипят обозы.И кажется, что нам слышнаАрхангельская тишина.Она слышна, она видна:В ней всхлипы клюквенной трясины.В ней хрусты снежной парусины,В ней тихих крыльев белизна -Архангельская тишина.

И. Северянин

 

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

 

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему». 2.«Демдвижение: пейзаж после битвы». 3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ». 4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика». 5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам». 6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

 

 

Ответы к заданиям для 11 класса.

 

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

 

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

 

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...

 

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

 

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис - множественное число от "лиса" (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.

Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

 

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

 

7.МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

 

10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.