Родителям о ФГОС ООО

Федорова Юлия Юрьевна

Многих родителей волнуют нововедения в современной школе, в этой статье есть ответы на интересующие вопросы о внедрении ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_fgos.docx18.97 КБ
Microsoft Office document icon deyatelnost_pedagoga-psihologa_v_aspekte_fgos.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям

о Федеральном государственном стандарте

основного общего образования

С 1сентября 2015 года обучающиеся 5 класса переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В нашей школе созданы все условия для перехода на ФГОС ООО.

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки РФ.

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Родители обучающегося обязаны:

·                 обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;

·                 обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий;

выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих её деятельность;

посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования;

извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях;

Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.

Введение СТАНДАРТА во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Какие требования выдвигает новый стандарт?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

·         личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

·         метапредметных (универсальные учебные действия);

·         предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видео работы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте ОУ.



Предварительный просмотр:

Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС.

Традиционно деятельность школьной психологической службы выстраивается по направлениям:

  1. Психологическое просвещение;
  2. Психологическая профилактика;
  3. Психологическая диагностика;
  4. Психологическая коррекция;
  5. Психологическое консультирование;
  6. Развивающая работа.

С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение  реализации основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога  становятся:

  1. Обеспечение формирования и развития УУД;
  2. Создание системы диагностики метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО;
  3. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса начальной и основной ступени обучения.
  4. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы обуславливает содержание деятельности школьного психолога  исходя из следующих аспектов:

- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;

- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением;

- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

        В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, закреплена следующая модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования:

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ

Основные формы сопровождения

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС организована по следующим направлениям:

  1. Сопровождение внедрения ФГОС. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае перед психологом стоит задача не только довести до каждого необходимость изменений, но и разъяснить специфику происходящих в образовательном процессе  изменений, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов, таких как принципа  деятельности, минимакса, вариативности, системности, психологической комфортности и др.
  2. Диагностика учащихся на предмет формирования УУД (в классах, обучающихся по новым ФГОС).  В этом учебном году школьный психолог уже включился в проведение  диагностики сформированности УУД в 1-х классах и с нового учебного года продолжиться работа во 2-х  классах. С целью обеспечения объективности и валидности в проведении диагностики, эта деятельность требует от психолога  четкого  понимания специфики УУД, знания классификации УУД.

3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.

Психолог должен оказывать и  консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов.

4. Участие в  реализации программы формирования УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей. Для этого необходимо изучить программу формирования УУД школы, определить свои задачи, свой вклад в реализацию данной программы.

5. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся. Очень важными становятся тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

6. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.

7. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию,  постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, осваивать СОТ, придерживаться принципов реализации системно-деятельностного подхода и т.д. Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.

Необходимо помнить и о том, что психолог может стать помощником администрации образовательного учреждения не только в оценке уровня профессионального выгорания педагогов, но и в диагностике уровня профессиональной компетентности педагогов.

8. Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода, включающий:

  • оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом;
  • выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием;
  • исследование динамики качественных показателей работоспособности (активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю.

Для реализации данной деятельности может быть сформулирована следующая цель: помощь в создании учителем психологически комфортных условий на уроках для успешного формирования деятельностных способностей учащихся.

Для достижения цели психологом могут быть поставлены задачи:

  1. Исследовать психологические аспекты влияния образовательной среды на формирование деятельностных характеристик и социально значимых качеств личности учащихся.
  2. Оптимизировать действенную структуру разноуровневой психологической поддержки учащихся и учителя.
  3. Обеспечить психологическую поддержку учащихся и учителя.
  4. Повысить уровень корпоративной системы деятельности «учитель – ученик».

    Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании  и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.