Доклад на Совете педагогов из опыта работы: Тема: «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.»

Хусаинова  Ирина  Васильевна

Доклад на совете педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_doshkolnikov_zdorovogo_obraza_zhizni.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Российская Федерация

Муниципальное бюджетное                            

дошкольное образовательное                                                                                

 учреждение Жирновский                          

    детский сад «Ивушка»                                      

  общеразвивающего вида,                                                                                    художественно-эстетического                        

приоритетного направления

   развития воспитанников                                

п. Жирнов ул. Крупской 11 а

  телефон 8 86 397 26-3-90

  от                 2013 года  №

                 Доклад на Совете педагогов

                            из опыта работы:

Тема: «Формирование

у старших дошкольников ценностного отношения

к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.»

                                                              Подготовила:

Хусаинова И.В.

2012г.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А. Баранов, С. Толстова и др.). Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточны прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.

Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе разработанной технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В Запорожцев и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особо подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» (Л.С. Выготский). Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

«Помоги себе и тому, кто рядом» – таково содержание интегрированных физкультурных занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ. Дети на занятиях выступают в роли спасателей, в помощи которых нуждаются их друзья, а также персонажи сказок и мультфильмов.

Определено три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

Первый уровень – информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т.п. Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:

  1. Создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа.
  2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.
  3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.

Разработанная программа включает 18 тем, которые распределены соответственно сезонно-климатическим особенностям и связанным с ними проблемам в состоянии здоровья. К примеру, осенью по теме «Осенние неприятности» предлагаются совета-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровье в условиях перепадов температуры: носить многослойную одежду (на футболку надеть кофту, а сверху ветровку или куртку); если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь – защищаться от сырости при помощи резиновых сапок, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж, промывать нос водой с морской солью и т.д.

На занятии по данной теме можно предложить такой сюжет: «Позвонили зайчата в службу спасения, им срочно требуется помощь. Они построили себе избушку, но медведь нечаянно ее раздавил, а скоро холода. Нужно успеть построить новый дом, иначе зайчата простудятся. Поможем зайчатам? Нужно спешить, поэтому будем использовать все способы передвижения: ходьбу (с мешочком на голове), греблю (тренируем брюшной пресс), езду на велосипеде (развиваем мышцы ног и сердечно-сосудистую систему), плавание (лежа на животе, приподнять плечевой пояс и «грести» разными способами) и т.д.». Далее  проводим эстафету «Строим дом». На расстоянии 57 м от каждой команды лежит обруч. Дети, тренируясь, строят дом на стартовой линии, а затем по сигналу воспитателя первые участники команд берут по одному «кирпичу» и бегут до обруча – «сооружают стену».

Соответственно теме, связанной с формированием культуры здоровья, предлагается материал по физической культуре. В частности, на занятиях, на которых дети осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при травмах (по теме «Зимние неприятности»), рекомендуется использовать двигательные действия, укрепляющие силу мышц, связочный аппарат, а также корригирующие упражнения, способствующие профилактике травм опорно-двигательного аппарата.

Физкультурно-оздоровительные занятия, проводимые в течение двух недель, тематически объединены одним игровым сюжетом. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы, поиска и анализа предполагаемых действий по ее решению, освоения знаний и практических умений по оказанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.

Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное формирование представлений о ЗОЖ и развитие двигательных качеств (последнем отводится от 50 до 70% времени. Например, на занятиях по теме «Летние неприятности» внимание направлено на освоение «спасательных» правил в летний сезон). Развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, формирование правильной осанки составляют значительную часть занятий по теме «Если случилась травма» (с детьми проводится беседа о том, какой должна быть осанка и каково ее значение для здоровья).

Основа технологии – занятия в форме путешествий, требующих знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей. Так, например, дети отправляются в трудное путешествие на Северный полюс, в тундру: там нет дорог, но оленеводы всегда знают, как добраться до стойбища, – бег вокруг кочек (кубы) и деревьев (стойка). Пока упряжки мчались по тундре, началась пурга: подул сильный ветер, повалил снег, ничего не видно. Организуем упражнение «Снежный лабиринт»: проползти на четвереньках по сугробам (гимнастическим матам), не задев ни одного колокольчика (дуги). Проползая под дугами, кто-то задел колокольчик, и дорогу заваливает снегом. Ее нужно расчистить (быстро переложить предметы из одного обруча в другой) и т.п.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи (развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия; формировать навыки ЗОЖ).

Средствами физической культуры решается задача передачи образа героя сказки (Аладдин, Маугли и др.) – это помогает детям выразить свои эмоции и переживания, способствует их эмоционально-нравственному воспитанию. Сообщаемая информация оформляется в виде сказки, что дает возможность параллельно знакомить детей с содержанием новой сказки и вспоминать уже известную им. Например, по теме «Весенние радости» дети в процессе двигательной деятельности вспоминают историю Дюймовочки. «Маленькая девочка спала в цветочке на подоконнике, а большая жаба похитила ее (прыг-прыг по болоту, с кочки на кочку – прыжки на двух ногах). Затем жаба посадила Дюймовочку на лист кувшинки, а добрые рыбки помогли ей, перегрызли стебель, и поплыла девочка по реке вниз по течению (имитация плавательных движений). Но вдруг Дюймовочку подхватил майский жук и полетел вместе с ней (имитация полета жука с жужжанием). Долетели они до леса, где Дюймовочка жила до конца лета. Наступила осень, подул холодный ветер (дети бегут и дуют изо всех сил). Дюймовочку приютила полевая мышь, а крот вырыл тоннель до их норки, по которому мышь и Дюймовочка гуляли всю зиму, но нам по такому тоннелю можно передвигаться только ползком (ползание). А потом ласточка вместе с Дюймовочкой улетели на юг, в теплые страны (имитация полета ласточки), где Дюймовочка подружилась с маленькими эльфами, которые подарили ей крылья (дети водят хоровод)».

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, катание на коньках, роликах, самокате. В содержании занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формирую двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека». Детям раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета (грудная клетка, черепная коробка, позвоночный столб, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого педагог рассказывает детям, для чего нужны грудная клетка (если бы ее не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или легкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровыми, красивыми и сильными, необходимо каждый день заниматься физкультурой.

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед, наклоны в сторону на каждый шаг)».

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» (дети спешат на помощь русалке) используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус», «Волны шипят»), общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка», «Медуза»), подвижные игры («Цунами», «Невод», «Водяной»), танец («Раки»), круговая тренировка («Матросы на корабле в шторм») и т.п. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т.д.).

Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях. У них еще слабо развито абстрактное мышление, поэтому рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.

После закрепления темы предлагается проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

В конце занятия детям дается домашнее задание – заполнить дневник здоровья (вспомнить такие моменты, когда было особенно весело: подумать о том, в каких случаях у мамы и папы может быть такое же настроение). Дневники здоровья дети заполняют совместно с родителями. Подобные домашние занятия наряду с заданиями типа выполнить дома то или иное упражнение комплекса помогают привлечь внимание родителей к здоровью ребенка, заинтересоваться его успехами (или проблемами).

На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Например, перед путешествием к морскому царю загадать загадку: «Летом бежит, зимою спит, весна настала – опять побежала». (Река.)

При выполнении несложных по структуре упражнений небольшой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» можно предложить детям всем вместе прочитать вслух отрывок из сказки А.С. Пушкина («Ты волна моя, волна») или спеть песенку из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Можно также посоветовать детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитать рассказы, сказки соответствующего содержания (например, сказку Х.К. Андерсена «Русалочка»).

Знания о здоровом образе жизни следует давать в стихотворной, легкой для запоминания форме (например, «Раны надо мазать йодом, а бутерброды – маслом с медом»).

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятие возбужденными, голос педагога должен быть негромким и спокойным, и, наоборот, если дети грустные, команды подаются четко, громко и веселым голосом.

На занятиях физической культурой ситуации, требующие поддержки и одобрения взрослого, могут возникать чаще, чем на других занятиях, поскольку неточное выполнение движений вызывает у детей неуверенность, даже может привести к отказу выполнять какие-то упражнения. Педагогу необходимо вовремя замечать старание ребенка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.

В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение), дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи), попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию); чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

За основу построения занятий взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности.

Вводная часть занятия начинается с просьбы (в форме письма) – обращения сказочного персонажа к детям. Например, на занятии «Очищение души» дети получают письмо от Карабаса Барабаса и Дуремара: «Мы попали в затруднительное положение. У нас все болит: голова, живот, сердце. Мы лечились пиявками, но, к сожалению, они не помогли. Наверное, это от голода, ведь мы сейчас съедаем всего одну курицу в день, а раньше съедали целых пять! Дело в том, что нас ограбил дерзкий деревянный мальчишка! Он присвоил себе наш любимый театр, настроил против меня, самого Карабаса, всех артистов. Я полностью разорен, нет денег даже на еду. Если вы не поможете, мы пойдем к папе Карло и отберем у него шарманку, чтобы заработать себе на еду. Спасите дедушку Карабаса и Дуремарчика! Поймайте этих противных Буратино и Пьеро, а мы с ними разберемся!».

Воспитатель обращается к детям: «Мы должны им помочь. Поймать Буратино? Конечно, нет! И болеют они не оттого, что голодны, а от злости и гордости. Им следует освободить душу от нечистых мыслей, но в этом их надо убедить! Чтобы не болеть человек должен любить людей и заботиться о них, душа его должна быть умиротворенной и доброй. Дуремар утверждает: пиявки – самое эффективное средство от всех болезней. Но даже лягушки на болоте имеют другое мнение».

Далее совместно с детьми уточняется суть проблемы, обсуждаются способы ее решения. Такая методика ориентирует дошкольников на творческое выполнение задания и позволяет развивать у них интеллектуальные способности, рефлексивное мышление.

Частные задачи вводной части: настрой детей на деятельность, организация группы, мобилизация внимания, ориентировка на сюжет занятия, умеренный разогрев организма, перевод его на другой уровень функционирования. Средняя продолжительность этой части – 5-7 минут.

Средства: построение, строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, прыжки, танцевальные шаги, ритмические упражнения, упражнения на внимание и координацию движений, вплетенные в сюжет физкультурного занятия.

Основная часть занятия. На нее приходится смысловая нагрузка всего занятии, поэтому в ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, соответствующих теме и сюжету занятия. Это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, на освоение и закрепление знаний и практических действий по организации ЗОЖ, а также игры и упражнения оздоровительной направленности.

Средства: элементы сказкотерапии, психодрамы, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения.

Основная часть занимает 80% времени всего занятия. Пульс ребенка должен не мене двух раз достигать величины, составляющей 80-90% его максимального значения. Известно: однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же занятие организовать как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к занятию, эмоциональный настрой.

Начинайте с выполнения общеразвивающих упражнений на различных исходных положений для развития и укрепления различных групп мышц, подвижности позвоночника, с ходьбы и дыхательных упражнений. Иногда общеразвивающие упражнения заменяйте элементами ритмики, игроритмикой, игрогимнастикой. После комплекса общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений. Как правило, на занятии происходит разучивание одного движения и закрепление и совершенствование двух-четырех хорошо знакомых детям.

В каждом занятии помимо новой информации используется материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же  сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

Основная часть заканчивается подвижной игрой, соответствующей сюжету занятия. Задачи данной части: обучение основным видам движений (бег, прыжки, лазанье и т.п.), развитие физических качества, функциональных способностей. Примерная продолжительность – 20-25 минут.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, акробатические, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии.

Заключительная часть – итог физкультурного занятия. Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают письмо-благодарность от сказочного персонажа, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, получают домашнее задание, которое должны выполнить с родителями и т.д. Совместно с педагогом формулируют советы по укреплению здоровья герою сказки, который обращается к детям за помощью. Задачи данной части: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Предусматривается проведение общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики.

Упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятия, а также психогимнастику, игры рекомендуется менять через каждые шесть занятий, чтобы привести их в соответствие с сюжетом, а комплексы общеразвивающих упражнений основной части – постепенно усложнять и увеличивать нагрузку. При дозировке упражнений следует учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками (например, на одном из занятия звучать музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Благоговение», «Морские мелодии» и др.). Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту детей; перед занятием его необходимо расставить согласно сюжету урока.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программ аи методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Важным результатом разработанной технологии формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ в процессе физкультурных занятий является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Васильевой М.А. Москва – Мозаика – Синтез 2005. – 164с.
  2. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова; Под редакцией С.А.Козловой. – М.: Издательский центр « Академия»,2002. - 320с.
  3. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.В.Шишкина. – М.: Академия,2000. – 176с.
  4. Здоровый школьник. Социально-оздоровительная технология будущего. / Авт. Сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2001. – 80с.
  5. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калининград.ун-т.,1997.- 71с.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания дошкольных учреждений / Под редакцией С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс – 2005.-416с.
  7. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. -  М., 1999. – 75с.
  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., Просвещение, 1986. – 304 с.
  9. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитать здорового ребенка». – М., Просвещение 2001.- 86с.
  10. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006. – 97с.
  11. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. – М.: ФиС, 1980. – С. 47 – 54.
  12. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. – 1998. – №6. – С. 81–86.
  13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001. – 294с.
  14. Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь «Народное образование» 2003 .- 69с.